Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. В Белеве Пушкин постоял в саду, где было похоронено сердце Елизаветы Алексеевны. Александр Сергеевич имея тончайшие среди равных творцов чувства и зная себя лучше любого из них предвидел свой конец когда решил жениться:"МОЯ СУДЬБА РЕШЕНА_Я ЖЕНЮСЬ!".
Где находится могила Пушкина? Тайны могилы Пушкина
Тегипочему пушкин похоронен в псковской области, где находится могила пушкина александра сергеевича, у леса на опушке жил александр пушкин, александр пушкин погреб, парк где пушкин стрелялся. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. Александр Сергеевич Пушкин 29 января 1837 года. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля.
Последние часы Пушкина: как умирал поэт
Александр Сергеевич родился в Москве в дворянской семье. Тело Пушкина до дня похорон поставили в склеп Конюшенной церкви, и там поклонения продолжались. Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то – в Петербурге. Александр Пушкин. Великая дуэль Пушкина Прощание с Пушкиным Похороны поэта грозили перерасти в народные волнения, а самым верным его почитателем остался только Николай I Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю). Скончался великий поэт России 29 января 1837 года от раны, полученной на дуэли с же на самом деле похоронили Пушкина Александра Сергеевича?
4 мая: Пушкин приехал в Белев на могилу императрицы Елизаветы
Возможно, таким образом он сам хотел убрать тело, ставшее вещественным доказательством. Интересно и то, что в последний момент было перенесено место отпевания. Хотя кто-то и утверждал, что это для безопасности проведения мероприятия, но есть сведения о том, что таким образом Бенкендорф пытался установить полный контроль за телом. Кроме того на отпевании не было никого из родных поэта.
Некоторые даже не знали о смерти Пушкина. Странное поведение Где похоронен А. Пушкин, до сих пор мало кто понимает, поскольку это событие находилось под строжайшим контролем.
О том, что все идет не по плану, было понятно и по поведению жены Пушкина, Натальи. Например, на вынос тела из дома в церковь она так и не явилась. Сам же этот процесс напоминал какую-то военную операцию.
Даже Жуковский вспоминает события той ночи с каким-то странным ощущением. Он говорил, что место отпевания резко сменили, ночью перенесли тело в церковь. При этом само событие было покрыто тайной.
Перенос проходил без факелов и проводников. В момент выноса тела присутствовало не более 10 близких друзей, которых по сути проводили до церкви под стражей. Интересным оказалось и поведение друга поэта, Тургенева.
Он был приглашен на место захоронения Пушкина, но до этого присутствовал и при отпевании. Он описывал 31 января с самого утра и до полночи, когда явились жандармы. Уже к часу ночи отпевание началось в церкви, а после все тихо разошлись по домам.
Но интересно даже не это, а то, что в день отпевания Тургенев вел себя как-то слишком обычно. Это должен был быть трагический день для всех друзей Пушкина, но почему-то Тургенев проводил его в гостях у всех, кого только мог посетить: Блудова, Сербиновича, Карамзиной, Мещерского. Возможно, таким образом Тургенев просто пытался не думать о трагедии, а, как мог, только отвлекал себя.
Но Адмирал Чичагов как-то отметил, что у Александра Ивановича была «потребность рыскать», вот он, видимо, и рыскал весь день, отвлекаясь то на панихиду, то на вынос тела. Выбор сопровождающего Очень странным оказался и выбор Тургенева в качестве сопровождающего к могиле Пушкина. Жена поэта просила на эту роль Данзаса, другие же предполагали, что это будет близкий друг Жуковский.
Предполагается, что государство пыталось найти такого человека, который был бы на тот момент известным, но зависящим от власти. Если ночью при переезде в Псков возникли бы какие-то проблемы, о них никто не должен был узнать. Таким образом, на эту роль отлично подошел Александр Иванович Тургенев, «лений, вялый и довольно легкомысленный», по словам Чичагова.
Готовность Стоит вернуться в Конюшенную церковь. Есть сведения о том, что тело поэта было перенесено в подвал. Исследователи же позже узнали, что гроб стоит при входе в церковь, в специальной комнате.
Утром доступ к гробу был прекращен. В этот же день граф Строганов просит разрешение на погребение тела поэта в Святогорском монастыре. Уже через короткое время он получает формальное согласие на свою просьбу от министра внутренних дел Блудова.
Но на самом деле последний не решал этот вопрос. На деле необходимо было получить разрешение непосредственно у императора, да и делалось это не за один день. Соответственно, есть предположение, что император уже подготовил это разрешение заранее, зная, что с такой просьбой к нему обратятся друзья Александра Сергеевича.
Странные совпадения Странным совпадением оказалось проведение смотра войск петербургского гарнизона в этот же день. Смотр вызывал и страх, и недоумение у жителей города. Войсковые обозы блокировали доступ на улицу, где была церковь.
Соответственно, сюда доступ гражданским лицам был закрыт. Такое удивительное событие наталкивает на предположение, что в день смотра войск тело Пушкина было изъято и похоронено на петербургском кладбище. Вместо поэта в Псков уехал труп неизвестного.
Гроб заколотили и поставили в дубовый ящик, который также заколотили и просмолили. Отправление Где находится могила Пушкина, знают сейчас лишь потому, что есть сведения с событий 3 февраля. В тот день было готово все для того, чтобы перевозить тело поэта в Псков.
Жуковский вспоминал, что панихиду пели уже над закрытым ящиком, а после его водрузили на сани и отправились в Святогорский монастырь. Вместе с гробом в Псков отправился и камергер Третьего отделения Яхонтов. У него был приказ для губернатора, в котором он просил ограничить особенное изъявление.
Также он упомянул, что отпевание уже состоялось, а значит вскрывать гроб не нужно. Уже 6 февраля, в 6 часов утра, ящик опустили в могилу Пушкина в Святогорском монастыре. При этом сам гроб решили не вытаскивать.
Сомнения Интересно, что близкие родственники почти никогда не приезжали сюда. Один раз здесь была замечена жена Пушкина, которая немного постояла у могилы и ушла. Кирпичный склеп — это не дело рук его друзей или родственников.
Над ним поработала соседка поэта. Позже несколько популярных деятелей выражали сомнения касательно места захоронения Александра Сергеевича. Фаресов рассказывал, что по сути нет свидетелей, кто мог бы рассказать, что же в действительности заключалось в ящике.
Нереализованные возможности В Святогорском Успенском монастыре в Пушкинских горах было несколько возможностей проверить, действительно ли в гробу останки поэта. В 1841 году устанавливали памятник. Уже через полвека здесь проводили реставрационные работы, во время которых осела земля и обнажился гроб.
Кстати, именно в 1902 году стало известно, что ящика под землей уже нет, а гроб хорошо сохранился.
В 1820 году закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Из поэмы «Руслан и Людмила» За эпиграммы, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку.
Он жил в Екатеринославе, Кишиневе, Одессе. В этот период им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин». Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
И все же так случилось, что предали земле самого великого русского поэта без слез и восторгов, без речей и панихид, как самого безызвестного, безродного дворянина.
Пушкин обрел вечный покой 6 февраля у стен Святогорского Успенского монастыря. Морозы в те дни стояли лютые, земля промерзла, словно кость, выкопать могилу по стандарту было невозможно. Потому в неглубоко вырытое в земле углубление поставили ящик с гробом, едва присыпав его снегом. На погребении кроме вышеназванных лиц присутствовали ещё две барышни Екатерина и Мария Осиповы.
Прасковья Александровна Осипова близкий друг поэта по умению и поклонница его творчества отправила дочерей, чтоб хоть "кто-то из близких присутствовал... А весной, по распоряжению настоятеля монастыря и на средства попечительского совета при участии всё той же Осиповой был сделан постоянный кирпичный склеп, куда перенесли гроб с останками великого поэта и завершили окончательное погребение по всем правилам Православия. При этом действии гроб не вскрывали. Бывшая супруга вдова Наталья Гончарова посетила могилу только спустя 2 года в 1839 году.
Памятник Пушкину, каким видят его сегодня тысячи людей в Михайловском, был установлен в 1841 году. Вот так тихо, в полной изоляции, я бы даже сказала тайно был похоронен Александр Сергеевич Пушкин. Заключение Когда писала статью, натолкнулась на массу опровержений и сомнений в том, что именно у стен Святогорского Успенского монастыря в обозначенном месте действительно похоронен Пушкин. Причем сомнения, вполне основаны на фактах, словах очевидцев и логически выстроенных суждениях, а не плод фантазии, как часто бывает в последнее время при развенчивании мифов.
Желания выкладывать в блоге опровержения этому мнению у меня нет, как и нет особых сомнений в инсценировке похорон Пушкина.
Сколько сказок написал Пушкин Пушкин написал 7 сказок. Самые знаменитые пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Что написал Пушкин Главным творением Пушкина считается роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник», прозаические произведения «Капитанская дочка», «Повести Белкина», непревзойденные сказки в стихах и много знаменитых стихотворений.
Самые знаменитые стихотворения Пушкина По статистике Яндекса, чаще других россияне ищут стихотворения Пушкина: «Пророк», «Памятник», «Я помню чудное мгновенье…», «Зимнее утро», «К Чаадаеву», «Я вас любил... Пушкин через всю жизнь пронес к ней теплые чувства и упоминал в стихах. Самые известные: «Няне» и «Зимний вечер».
24. 7. Пушкин Похороны убитого властью
Предположительно, они оказались там в результате тайного масонского обряда "Мертвая голова", участником которого мог быть и сам поэт. Причины выбора места захоронения Почему же Александр Сергеевич Пушкин выбрал для своего упокоения именно Святогорский монастырь, а не, к примеру, Тихвинское или Александро-Невское кладбище в Санкт-Петербурге? Во-первых, здесь похоронена его мать, с которой у поэта были особенно теплые отношения. Он хотел упокоиться рядом с ней на одной земле. Во-вторых, Псковщина была его малой родиной, местом, где прошло его детство, юность и куда он любил возвращаться. Здешние пейзажи вдохновляли Пушкина на создание самых известных произведений. Михайловское, родина няни Арины Родионовны, псковские леса и озера — все это навсегда вошло в биографию и творчество великого русского поэта. Наконец, Александр Сергеевич терпеть не мог петербургские кладбища и именовал их пренебрежительно «болотами». А вот атмосфера Святогорского монастыря ему очень нравилась. Паломничество к могиле Пушкина За последние годы могила великого русского поэта в Святогорском монастыре превратилась в место паломничества туристов и поклонников таланта Пушкина. Как добраться до этого святого для русской культуры места?
На автомобиле из Санкт-Петербурга или Пскова можно доехать менее чем за 4 часа по федеральной автотрассе М20 до поворота на поселок Пушкинские Горы, где и находится монастырь. Где похоронен Пушкин, знают и организаторы тематических автобусных туров. Они предлагают 1-3-дневные поездки к могиле поэта из Москвы и Санкт-Петербурга с экскурсионной программой по пушкинским местам Псковщины. Что посмотреть рядом с усыпальницей поэта Помимо собственно мемориала на могиле А. Пушкина в Святогорском монастыре стоит посетить музей истории обители, полюбоваться природой живописного Святогорского ущелья с Гремячим озером или отправиться в соседнее Михайловское - родовое гнездо Пушкиных. Где похоронен Пушкин, теперь известно каждому.
Проект этих работ был составлен в 1901 г. Назимовым и, по одобрении проекта академией наук, ему же было поручено руководство работами но укреплению могилы и памятника. В строительный сезон 1901г. Прежде всего, пришлось позаботиться о предотвращении обвала места погребения поэта. Для этого в откосе горы были заложены основания каменных стен, стены были возведены до уровня подошвы памятника и вокруг могилы насыпана площадка. Таким способом было изменено прежнее опасное положение могилы на краю горы. После этого приступили к подведению под памятник нового гранитного цоколя, и тут нечаянное обстоятельство дало возможность хоть нескольким случайным лицам увидеть собственными глазами и осязать своими руками гроб Пушкина, 65 лет пролежавший в земле. Судьбе угодно было, чтобы в числе немногих свидетелей этого единственного в своем роде события оказались лица, причастные к литературе и вооруженные фотографическими аппаратами. Только благодаря этой счастливой случайности чтущие память великого поэта земли Русской могли получит представление о знаменательном событии, хотя бы в том слабом отображении, которое могли дать газетные строки и фотографические снимки. Сквозь образовавшееся при обвале отверстие обнажилась часть гроба Пушкина. Произошло это, по-видимому 10 августа 1902 г. В это самое время «счастливый случай повелел» журналисту Ии. Фролову заехать погостить к своему знакомому земскому начальнику бар. Розену, имение которого расположено в 30 верстах от Святых Гор. Узнав от случайно встретившегося знакомого, гостившего в соседнем имении, о капитальных работах на могиле Пушкина и о том, что через образовавшееся отверстие как будто виден гроб поэта, г. Фролов с понятным нетерпением поспешил утром 12 августа поехать в Святые Горы; вместе с ним поехал и бар. Розен, состоявший членом Пушкинского комитета. Оба захватили на всякий случай фотографические аппараты, которые сослужили службу более важную, чем можно было надеяться заранее. Фролов и бар. Розен не напрасно торопились. Опоздай они хоть на час - другой, и они бы не увидели на могиле ничего, кроме обычного при ремонте беспорядка.
Мама, Надежда Осиповна, внучка крестника Петра I - Абрама Ибрагима Ганнибала и внучатая племянница собственного мужа была хорошо образована, умна и начитанна, свободно владела французским языком. В светском обществе ее называли «прекрасной креолкой». Родители Александра Сергеевича Из восьмерых детей семейной пары выжили трое — старшая дочь Ольга 1797 года рождения , Александр и младший сын Лев, появившийся на свет в 1805-м. Рос Саша в поэтической атмосфере. В их доме бывали многие корифеи словесности, включая Карамзина, Батюшкова, Фонвизина, Вяземского. Его отец, как и дядя, поэт Василий Львович, был всеобщим любимцем, остроумным собеседником и первоклассным шутником. Своим детям он часто читал вслух Мольера и Вольтера, влияние которых на творчество поэта позже отмечали пушкиноведы. Воспитание мальчика ряд историков считает безалаберным, он часто был предоставлен сам себе. Им занимались сменявшиеся французы-гувернеры, бабушка со стороны матери, у которой он летом гостил в имении, знаменитая няня Арина Родионовна, пленявшая его чудесными сказками. Александр Пушкин с няней Ариной Родионовной Начальное образование Саша получал дома под руководством случайных учителей. Но с 7 лет он уже взахлеб читал книги из отцовской библиотеки на французском языке, писал стихи и эпиграммы. Ему нравилось также разыгрывать перед домашними маленькие занимательные комедии. Но увы, любимым ребенком в семействе был не он, а младший на 6 лет сын Левушка. Период Лицея В 1811 году Александра отправили в открывшийся императорский Царскосельский лицей. В стенах заведения, созданного для наилучшего образования дворянских детей, он провел 6 лет, обретая новые знания, совершенствуя поэтическое дарование и регулярно публикуя свои стихи в лицейских журналах. Царскосельский лицей В 1815 году, на выпускном экзамене с младшего трехлетнего курса на старший, Пушкин прочел свои «Воспоминания о Царском Селе», удостоившись восторженной похвалы патриарха русской литературы Державина. Пушкин в лицее Вскоре Пушкин был принят в закрытый кружок «Арзамас», где проводились оригинальные заседания по борьбе с литературной реакцией, привлекшие юное дарование своим авангардизмом и протестным духом. Все члены сообщества получали шутливые прозвища — его называли Сверчком по одной из версий — за болтливость , а Жуковского — Светланой по наименованию баллады поэта «Раз в крещенский вечерок... Негласным главою данного общества был историограф Карамзин. В его доме талантливый воспитанник любил проводить все вечера. В 1815 году по его рекомендации Александр получил почетное задание — помочь видному поэту Нелединскому-Мелецкому автору композиции «Выйду ль я на реченьку» в написании кантаты по случаю бракосочетания дочери Павла I Анны с голландским наследным принцем Оранским, впоследствии королем Вильгельмом II. Он был невероятно смущен и польщен оказанным доверием, написав уже через 2 часа прекрасный торжественный стих на указанную тему. На последнем году обучения, в 1816, Пушкин познакомился у Карамзина с 22-летним гусарским корнетом Чаадаевым, слышавшим о нем как о многообещающем поэте-лицеисте.
Императрица Елизавета Алексеевна была попечительницей Лицея, где учился Пушкин, а окно ее покоев было как раз напротив окна лицеиста Пушкина. Так что наверняка юный Саша имел возможность иногда видеть ее мельком, что только добавляло юношеской влюбленности. А влюблены в Елизавету Алексеевну были многие его однокашники. Есть даже некая версия, что Пушкин вместе с Дельвигом и Кюхельбекерм однажды подглядел, как императрица купается ночью в Царскосельском парке. У Пушкина это юношеское увлечение превратилась в стойкую любовь, которую он сохранил на всю жизнь.
Могила А. С. Пушкина
Состояние могилы с течением времени Состояние могилы с течением времени Уход за могилой Уход за могило й Александра Пушкина имеет долгую историю, начиная с момента его похорон. С течением времени уровень ухода и заботы за могилой менялся в зависимости от социально-исторических обстоятельств. В разные периоды истории России, особенно в периоды изменений и беспокойства, уход за могилой мог быть затруднен или ограничен. Сегодня уход за могилой осуществляется с особым вниманием и регулярностью. Монастырь и специально назначенные лица следят за состоянием могилы, поддерживая ее в наилучшем виде. Это включает в себя регулярную очистку, благоустройство окружающей территории, а также проведение ритуальных церемоний почитания памяти поэта. Значение могилы Могила Александра Пушкина не только является объектом памяти о великом поэте, но и имеет высокое значение как часть культурного наследия России. Ее сохранение и уход несет в себе символическую значимость для всего русского народа. Это также напоминает о важности сохранения исторических мест, которые играют ключевую роль в формировании культурной самобытности страны. Необходимость реставрации Реставрация могилы Александра Пушкина несет в себе огромное историческое значение.
Требования к реставрации и сохранению могилы вытекают из необходимости сохранения памяти о великом поэте для будущих поколений. История реставрационных работ свидетельствует о постоянном стремлении поддерживать достойное состояние могилы, чтобы каждый, кто приходит сюда, мог почтить его память в уважительной обстановке. Значение для культурного наследия Реставрация могилы Александра Пушкина имеет фундаментальное значение для сохранения исторического наследия России. Это не просто акт восстановления физической структуры захоронения, но и способ сохранить связь с прошлым и передать его ценности будущим поколениям.
Весь дипломатический корпус присутствовал. Впускали в церковь только тех, которые были в мундирах или с билетом. На всех лицах лежала печаль — по крайней мере, наружная. Возле меня стояли: барон Розен, Карлгоф, Кукольник и Плетнев. Я прощался с Пушкиным: «И был странен тихий мир его чела». Впрочем, лицо уже значительно изменилось: его успело коснуться разрушение. Мы вышли из церкви с Кукольником. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, — так было означено и на билетах, а между тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и выразил попечителю свое прискорбие по этому поводу. Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием! Иностранцы приходили поклониться поэту в гробу, а профессорам университета и русскому юношеству это воспрещено. Они тайком, как воры, должны были прокрадываться к нему. Попечитель мне сказал, что студентам лучше не быть на похоронах: они могли бы собраться в корпорации, нести гроб Пушкина — могли бы «пересолить», как он выразился. Краевский, редактор «Литературных прибавлении к «Русскому инвалиду»», тоже имел неприятности за несколько строк, напечатанных в похвалу поэту. Я получил приказание вымарать совсем несколько таких же строк, назначавшихся для «Библиотеки для чтения». И все это делалось среди всеобщего участия к умершему, среди всеобщего глубокого сожаления. Боялись — но чего?.. Павел Петрович Вяземский: Вынос тела был совершен ночью в присутствии родных Н. Пушкиной, графа Г. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейства Карамзиной и кн. Не запомню, присутствовала ли девица Загряжская и секундант Пушкина, Данзас, лица тогда мне незнакомые. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Веревкин, имевший, по объяснению А. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался.
Двойник Путина - Васильевич. Будьте открыты к разным версиям истории и не бойтесь исследовать все возможные пути. Интересный факт: поиск истины может стать самым увлекательным приключением в вашей жизни. Готовы ли вы отправиться в увлекательную экспедицию по историческим загадкам?
Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н. Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н. Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С. Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908. Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно. Памятник на могиле работы скульптора А. Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др. Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма. Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв.
Пушкин, Александр Сергеевич
Александр Пушкин был похоронен на территории Святогорского монастыря в современных Пушкинских горах, близ Пскова, рядом с матерью. Александр Сергеевич Пушкин был похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных которая находится на кладбище Святогорского Успенского православного мужского монастыря, расположенного в посёлке П. Казалось бы, об участи великого русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина, известно абсолютно все: его жизнь, смерть и место захоронения. Великая дуэль Пушкина Прощание с Пушкиным Похороны поэта грозили перерасти в народные волнения, а самым верным его почитателем остался только Николай I Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю).
Похороны Пушкина
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга на в 1836 г. Александр Сергеевич Пушкин похороны. Похороны Пушкина Александра Сергеевича. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года, в дворянской семье. Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.
Святогорский монастырь и могила Александра Пушкина
Зинаида Райх могила. Ваганьковское кладбище Марк Лисянский могила. Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила а. Святогорский монастырь Пушкинские горы могила Пушкина. Захоронение Пушкина в Святогорском монастыре. Александр Сергеевич Пушкин могила на кладбище. Михайловское усадьба Пушкиных могила Пушкина. Могила Александра Пушкина. Могила Тургенева Ивана Сергеевича. Тургенев Иван Сергеевич могила.
Литераторские мостки Тургенев могила. Могила Тургенева на Волковском кладбище. Новодевичье кладбище Шукшин. Новодевичье кладбище Зыкина. Шукшин Василий памятник на Новодевичьем кладбище Москвы. Могила Шукшина на Новодевичьем кладбище. Могила Александра Пушкина Святогорский монастырь. Могила Егора Летова. Егор Летов могила.
Могила Егора Летова в Омске. Могила Столыпина в Киево-Печерской. Могила Столыпина в Киеве. Столыпин Петр Аркадьевич могила. Киево-Печерская Лавра могила Столыпина. Святогорский Успенский монастырь могила Пушкина. Пушгоры могила Пушкина. Пушкинские горы могила Пушкину. Василий Пушкин могила.
Захоронение Пушкина Александра Сергеевича. Святогорский монастырь Пушкин. Лаврентий Берия могила. Могила Берии Лаврентия. Памятник Берии. Братская могила Тула. Сергей Крутиков Михей могила. Михей Ваганьковское кладбище. Могила Михея Джуманджи.
Билли каметс могила. Пушкин Александр Сергеевич могила где похоронен. Могила матери Пушкина в Святогорском монастыре. Пушкинская могила. Святогорский монастырь Пушкинские горы могила матери Пушкина. Кладбище Монмартр в Париже. Могила Мольера пер Лашез. Пер Лашез известные могилы. Кладбище Монмартр могилы знаменитостей.
Друзья, Вельегорский и Жуковский, должны были обливать холодною водою нового камер-юнкера, до того он [Пушкин] был взволнован этим пожалованием! Если б не они, он, будучи вне себя, разгоревшись, с пылающим лицом, хотел идти во дворец и наговорить грубостей самому царю. Павел Нащокин, друг поэта В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения. Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни.
Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма. Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня.
Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. Интересные факты 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. Это решение об авторском праве помогло наследникам Пушкина, но наследию писателя повредило: его книги издавали редко.
В 1887 году, спустя 50 лет после кончины Пушкина, любой издатель мог печатать его произведения, никому ничего не заплатив. Когда Алексей Суворин в этом же году выпустил первый десятитомник, читатели буквально снесли прилавок и раскупили все экземпляры. Александр Пушкин любил азартные игры. Еще в лицейские годы писатель пристрастился к картам: он видел в них поэзию риска, испытание судьбы.
Самую популярную игру того времени — в банк, или штосс, — он воспел в «Пиковой даме». Позже с гордостью он писал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Играл Пушкин обычно неудачно.
Перед Южной ссылкой 1820 года он поставил на кон рукопись первого сборника стихов и проиграл. Выкупить ее назад и издать удалось только через несколько лет. Пушкин и позже ставил свои неопубликованные произведения. Пушкин проиграл все бывшие у него деньги.
Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Онегина». Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие Пушкин получал по 25 рублей ассигнациями за строку , — и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы. Николай Кичеев 3.
У поэта был вспыльчивый характер. Он вызывал противников на дуэль и всегда носил с собой пистолет. Товарищ писателя Александр Вельтман писал, что Пушкин сразу после пробуждения тренировал меткость и палил из пистолета в стену, сидя голым в постели. Потом «прогулочное» оружие сменила семикилограммовая металлическая трость для твердости руки при стрельбе.
Так, например, на дуэль с Александром Зубовым Пушкин пришел с черешнями, и пока оппонент целился в писателя, спокойно ел ягоды. Когда Зубов промахнулся, Пушкин стрелять в ответ отказался. Этот эпизод позже лег в основу повести «Выстрел». У Пушкина были африканские корни.
Смуглый «шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности» превратил свою внешность в одну из особенностей. Он был франтом. Сергей Соболевский рассказывал, что юному поэту приходилось просить бережливого отца, «чтобы ему купили бывшие тогда в моде бальные башмаки с пряжками, и как Сергей Львович предлагал ему свои старые, времен Павловских». Однако в своих нарядах Пушкин часто доходил до крайности.
Так, например, купеческий сын Иван Лапин писал в своем дневнике о встрече с Пушкиным на Святогорской ярмарке 1825 года: «Некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например: у него была надета на голове соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкой, с железною в руке тростию, с предлинными черными бакенбардами, которые более походят на бороду; также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю — около дюжины». Длинные ногти писатель отрастил после лицея. Такими их поддерживал всю жизнь — они хорошо видны на портрете Ореста Кипренского. Чтобы самый длинный из ногтей не ломался, Пушкин носил наперсток.
Во время работы над «Историей Пугачева» Пушкин побывал в деревне Берды Оренбургской губернии, где была ставка мятежников. Здесь писатель опрашивал очевидцев крестьянской войны о самозванце. Казаки недоумевали, почему приезжий человек расспрашивал их с таким пристрастием о разбойнике и еще заплатил за их рассказ. Они решили, что чужак подбивает их на бунт, и донесли на него.
Об этом вспоминал Владимир Даль , который путешествовал в то время с Пушкиным: ««Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под пугачевщину и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти». Пушкин много тому смеялся».
Окружавшая надгробие решетка завалилась. Вокруг — бурелом из поваленных сильными ветрами лип и дубов. Но тогда прибывшие рабочие произвели лишь небольшой ремонт — переложили кирпичный цоколь, выровняли решетку и подсыпали песка вокруг. В столетний юбилей со дня рождения поэта Пушкинский комитет решил опять проверить состояние захоронения. И был потрясен увиденными разрушениями. Назимову поручили «привести кладбище в благопристойный вид».
А после торжеств — сделать капремонт некрополя. Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его. Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью. Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями. Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем — обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв. Кирпичный цоколь заменили на гранитный. Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом.
Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась. Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали.
В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина. Показать больше.
Как мы с мамой ездим по пушкинским местам России
Где похоронили Александра Пушкина. Еще при жизни Александр Сергеевич Пушкин определил место для своего захоронения. Александр Сергеевич имея тончайшие среди равных творцов чувства и зная себя лучше любого из них предвидел свой конец когда решил жениться:"МОЯ СУДЬБА РЕШЕНА_Я ЖЕНЮСЬ!". Александр Сергеевич похоронен совсем недалеко от своего родового имения, которое находится в селе Михайловском (Псковская область). Александра Николаевича Радищева после самоубийства похоронили настолько оперативно и скрытно, что до сих пор не могут найти его могилу.
Как хоронили Пушкина
Данзасу даже пришлось просить офицеров гвардейского Преображенского полка прислать солдат, чтобы устранить заторы на набережной Мойки. Два дня гроб с телом поэта находился в квартире. Проститься с Пушкиным приходили люди самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля гроб перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, а утром 13 февраля состоялось отпевание поэта.
При жизни Пушкин завещал похоронить его на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных у Святогорского монастыря. Один я, можно сказать, и хоронил его. Человек у него был… что за преданный был слуга!
Смотреть даже было больно, как убивался. Привязан был к покойнику, очень привязан. Не отходил почти от гроба: ни ест, ни пьет» — цитирует Ракеева историческое издание «Русская старина».
По дороге траурная процессия заехала в Тригорское. Это произошло случайно, так как извозчики заблудились. В Тригорском жила семья, с которыми Пушкин любил проводить время.
Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда. Какой ведь случай!
Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами», — вспоминала младшая дочь Прасковьи Осиповой-Вульф, владелицы поместья Тригорское, Екатерина Осипова. Утром 18 февраля состоялась панихида, а затем похороны.
Я сказал, что поеду на свой счет и с особой подорожной. Был у почт-директора: дадут почталиона… Граф Строганов представил мне жандарма: о подорожной и о крестьянских подставах. Куда еду — еще не знаю. Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку.
Опоздал на панихиду к Пушкину. Явились в полночь, поставили на дроги, и 4 февраля, в 1-м часу утра или ночи, отправился за гробом Пушкина в Псков; перед гробом и мною скакал жандармской капитан. Проехали Софию, в Гатчине рисовались дворцы и шпиц протестантской церкви; в Луге или прежде пил чай… Мы вытребовали от архиерея за 5 верст предписание архимандриту в Святогорском монастыре, от губернатора городничему в Остров и исправнику в Опочковском уезде и в 1 час пополуночи… Из дневника Александра Васильевича Никитенко: Дня через три после отпевания Пушкина увезли тайком его в деревню. Жена моя возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом. Вишь, какой-то Пушкин убит — и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи — как собаку. Из дневника Александра Ивановича Тургенева: 5 февраля отправились сперва в Остров, за 56 верст, оттуда за 50 верст к Осиповой — в Тригорское, где уже был в три часа пополудни.
За нами прискакал и гроб в 7-м часу вечера; почталиона оставил я на последней станции с моей кибиткой. Осипова послала, по моей просьбе, мужиков рыть могилу; вскоре и мы туда поехали с жандармом; зашли к архимандриту; он дал мне описание монастыря; рыли могилу; между тем я осмотрел, хотя и ночью, церковь, ограду, здания. Условились приехать на другой день и возвратились в Тригорское. Повстречали тело на дороге, которое скакало в монастырь. Напились чаю; я уложил спать жандарма и сам остался мыслить вслух о Пушкине с милыми хозяйками; читал альбум со стихами Пушкина, Языкова и пр. Нашел Пушкина нигде не напечатанные. Дочь пленяла меня; мы подружились.
В 11 часов я лег спать. На другой день 6 февраля, в 6 часов утра, отправились мы — я и жандарм!! Я бросил горсть земли в могилу; выронил несколько слез — вспомнил о Сереже — и возвратился в Тригорское. Там предложили мне ехать в Михайловское, и я поехал с милой дочерью, несмотря на желание и на убеждение жандарма не ездить, а спешить в обратный путь. Дорогой Мария Ивановна объяснила мне Пушкина в деревенской жизни его, показывала урочища, места… любимые сосны, два озера, покрытых снегом, и мы вошли в домик поэта, где он прожил свою ссылку и написал лучшие стихи свои. Все пусто.
Перед смертью Пушкин писал записки Николаю I. Их передавали два выдающихся человека: поэт Василий Жуковский , который на тот момент был воспитателем будущего императора Александра II, и Николай Арендт. Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли, за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Чтобы исполнить христианскую традицию, Пушкин попросил позвать к нему первого, ближайшего священника. Им оказался отец Петр из Конюшенной церкви. И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел» Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта», — рассказывал Жуковский. Как хоронили Александра Пушкина Известие о смертельном ранении поэта распространилось по городу. Люди толпами шли к дому на Мойке. Экипажи заполнили все пространство до Певческого моста. Народу было так много, что друзья Пушкина не могли протиснуться к нему. Данзасу даже пришлось просить офицеров гвардейского Преображенского полка прислать солдат, чтобы устранить заторы на набережной Мойки. Два дня гроб с телом поэта находился в квартире. Проститься с Пушкиным приходили люди самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля гроб перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, а утром 13 февраля состоялось отпевание поэта. При жизни Пушкин завещал похоронить его на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных у Святогорского монастыря. Один я, можно сказать, и хоронил его.
Мы можем только предположить мотивы, которыми руководствовался хирург. Вероятно, он оставил этот отличительный знак для будущих поколений преднамеренно. Согласно законам православия, отпевание должно проходить в церкви, прихожанином которой был покойный. В нашем случае — это Исаакиевский собор Петербурга. Предполагается, что проститься с литератором придет огромное количество людей, поэтому организаторы панихиды спешно рассылают приглашения. Однако, накануне ночью гроб с телом перевозят в маленькую Конюшенную церковь. Это можно объяснить тем, что данная церковь считалась придворной, поэтому статус отпевания для рядового камер-юнкера существенно повышался. Фактически император Николай I оказывал ему высокую честь, тем самым подтверждая значение личности поэта для России. Более того, царь настоял, чтобы служба состоялась, поскольку по действующим правилам убитых на дуэли, как и самоубийц, не отпевали. На скромной панихиде присутствовала лишь жена и несколько самых близких друзей. Когда все закончилось, гроб закрыли крышкой и вынесли в подсобное помещение. Жандармы, присутствующие на церемонии, заявили, что должны получить особое распоряжение о месте погребения усопшего. Воля Пушкина была известна и озвучена — Святогорский монастырь, рядом с могилой матери, которая скончалась год назад. Более того, специально для этого он приобрел соседний земельный участок. Утром из церкви вынесли деревянный просмоленный ящик, внутри которого находился гроб. Его поставили на сани, укрыли рогожей, завалили сеном, и странная процессия двинулась в монастырь. У жандармского сопровождения на руках была бумага, категорически запрещающая производить досмотр содержимого ящика ни при каких обстоятельствах. Получается, что никто из близких людей не видел сам процесс заколачивания гроба в ящик. Этими днями друг Александра Сергеевича — князь Вяземский — пишет в частном письме примерно следующее: «… горько сознавать, что светское общество озлобляется против его трупа…». О чем это он? Все формальности соблюдены на самом высоком из возможных уровней. Или князю известна некая информация, которую он не может разгласить в частной переписке? Еще одна странность. Со времен Петра I рытье могил на Руси производилось по строгим правилам, касающихся размеров и глубины погребений.