26 октября, мой день рождения, поэтому я здесь».
В Слободском встретили освященную на Афоне Иверскую икону Божией Матери
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иверский монастырь, где совершил молебен в соборном храме обители и поклонился Иверской иконе Божией Матери в Иверской часовне. Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. Среди чудотворных списков Иверской иконы Божией Матери особое место занимает образ из канадского города Монреаль.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери | 25.10.2023 | Московский Данилов монастырь | Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век |
История Иверской иконы Богородицы | Иверская икона Божьей Матери находится в Иверском (грузинском) монастыре на священной горе Афон. |
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери | Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской. |
26 октября 2023 года православные молятся Иверской иконе Богоматери. | Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. |
Соборная икона Иверской Божией Матери оказалась афонского письма
Таким образом, Банник давал понять, кто в бане хозяин и почему здесь надо следовать его правилам. Во время мытья в бане делиться планами, рассказывать о своих мечтах. Банник все сделает, чтобы помешать им сбыться. Употреблять спиртные напитки. Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями.
Любой ценой надо избегать вражды. Если этого не сделать, в дом придут несчастье и безденежье. В народных приметах, которые пришли из давних времен, сейчас многое кажется смешным и странным. Рассказываем о них не потому, что этим приметам надо следовать неукоснительно. Знать о том, как жили наши предки, во что они верили, чего боялись, что поддерживало людей в тяжелые моменты — не будет лишним.
Карпов день: народные приметы Фото: Светлана Лобова. RU Карпов день, который также называют Агафоновым днем, расскажет, на что рассчитывать в ближайшее время. Наши предки в Агафонов день прислушивались к петухам. Если они начинали «петь» раньше девяти вечера, это говорило о скором ненастье. Если петухи поутру начинали кукарекать раньше времени, наши предки понимали, что это — к теплу.
Если в лесу в Карпов день было много грибов, это означало, что зима задержалась в пути, придет еще не скоро.
В этой статье мы расскажем, как выглядит икона Божией Матери Иверская, где находится оригинал, а также опишем и некоторые другие факты об этой святыне. Икона Иверская фото Богородица Иверская изображается на иконах обычно в красном одеянии, на левой руке ее сидит младенец — Иисус Христос. Правая рука Богородицы приподнята и, словно указывает на младенца. У Иисуса же правая рука показывает знамение, большой палец прикасается у него, при этом, к безымянному пальцу, а указательный и средний подняты вверх.
На плечах у Богородицы, изображенной на данной иконе, виднеются красивые звезды. Также имеется звезда и на лбу у Богоматери. На голове у Матери Господней красуется корона, каменьями покрытая. Взгляд Богоматери печален и глубок, взор младенца на большинстве икон устремлен на Богоматерь. На оригинале Богоматерь изображена с кровавой раной на лице.
Это тоже является отличительным признаком этой святыни. С помощью него легко узнать эту икону. Ниже мы предоставим фотографии иконы Богоматери Иверской, чтобы вам было проще понять, что она из себя представляет. История Иверской иконы Сама икона в оригинале, которая хранится в монастыре на горе Афон, написана была еще при жизни Богоматери. Написал ее в первом веке Апостол Лука.
Хранилась раньше эта икона у одной знатной дамы. Однажды, к ней в дом ворвались разбойники, которые выступали против Господа и всевозможных святых людей. Один из них мечом проткнул икону Иверской Богоматери, и из нее потекла настоящая алая кровь. Тогда упал этот человек на колени, и стал слезно молиться о прощении, а позже он стал иноком Афонского монастыря. Той же ночью, когда напали разбойники, зажиточная женщина вместе со своим сыном пошла к морю и пустила по волнам икону, чтобы спасти ее от раскулачивания.
Икона необычным образом встала вертикально, и поплыла к горе Афон. Только спустя много лет обнаружили ее монахи, жившие на Афоне. Увидели монахи и иноки, служители монастыря на Афоне, как прямо из глубины моря до самого неба возвышается светящийся столп. Возле него виднелся какой-то образ. Они сразу не поняли что это, но потом разглядели икону Богоматери, хотели иноки доплыть до иконы и перенести ее в монастырь, но она лишь отдалялась от них, отплывая назад.
Иноки слезно молились Господу, чтобы он приблизил икону и даровал ее монастырю. Не один день провели монахи и иноки в молитвах. Во сне она ему заявила, чтоб он ничего не боялся, а шел к ней навстречу прямо по морским волнам. На следующий день Гавриил собрал всех иноков, и они все вместе пошли к морю. Там Гавриил встал на волны и пошел навстречу к иконе.
Удивительным образом он стоял твердо на волнах, как будто находился на суше. Гавриил принес икону в Иверский монастырь, и оставил там. Наутро икона переместилась удивительным образом из самого монастыря над вратами обители. Так повторилось несколько раз. Тогда не стали противиться иноки и оставили икону с изображением Богоматери над вратами.
С тех пор ее стали еще называть и Вратарницей. Молитва Иверской иконе Молиться перед иконой Богоматери Иверской можно и своими словами, а можно заглянуть в молитвослов, и найти там молитву. Собственная молитва может быть такой: «О, Богородица, мать наша, милостивая заступница, не оставь меня наедине с бедою. Помоги мне преодолеть все трудности и встать на путь исправления. Не по той дорожке повела меня судьба, да не так я жизнь свою проживаю, как следовало бы.
Недоволен и я своей жизнью, и родные не видят ничего хорошего в житие моем. Помоги мне, родимая, найти смысл и стать лучше, чем сейчас я. Отведи от дома моего, да от меня самого все искушения да соблазны. Пусть ни один плохой человек не причинит мне зла.
Правда, она не согласилась висеть в алтаре и трижды таинственным образом появлялась над входными воротами. Тогда насельники монастыря, благодарно приняв слова «Не вы будете Меня охранять, а Я вас», оставили ее над входом и назвали «Вратарницей». Чудо о нестяжательстве И монахам свойственно ошибаться, и одну такую ошибку помогла осознать и исповедать афонским монахам Иверская икона Божьей Матери.
Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы дать эту монету привратнику и переночевать в монастыре. Монета оказалась очень древней, и бедного странника заподозрили в воровстве. В ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. После его рассказа о Женщине собравшиеся пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета — одна из многих пожертвованных Божией Матери.
Но и это еще не все — в ту ночь все продукты в Иверском монастыре разом испортились. Монахи усвоили этот урок и с тех пор строго соблюдают обет безмездного странноприимства 4.
Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону.
Сама же вместе с сыном пошла к морю и опустила икону в воду. Через два века икона приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря несколько дней наблюдали в море высокий огненный столп, восходящий до неба.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. Икона Божией Матери «Иверская», фрагмент. 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом.
Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая. Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью , Владычица».
Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону. Сама же вместе с сыном пошла к морю и опустила икону в воду. Через два века икона приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря несколько дней наблюдали в море высокий огненный столп, восходящий до неба. Наконец, они пришли к берегу и обнаружили святой образ, стоящий на воде. Образ был поставлен над монастырскими воротами.
В декабре этого года художники начнут расписывать стены внутри, а в следующем году в планах открыть часовню для посещения прихожан. Когда закончится ремонт здесь установят одну из главных святынь монастыря - Иверскую икону Божией матери. Когда-то этот образ Пречистой с младенцем, написанный на горе Афон, был утерян в числе других значимых святынь монастыря. В канун празднования дня иконы, 26 октября, образ, написанный в Москве и освящённый в Афонском монастыре встретили в Слободском. Приветствовали икону не только слобожане, но и жители других городов Кировской области.
Лета 1648». В верхней части - надпись Портаитисса Вратарница. И над правым плечом Богородицы — Елеуса Милующая. На полях иконы написаны 12 Евангелистов. По возвращении, в 1655 году в благодарность за одержанную победу, Алексей Михайлович поставил Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. В память о пребывании Иверского образа в Вязьме по благословению Патриарха Никона во всю Светлую седмицу установлены крестные ходы по всем храмам города и «своей рукой написал распределение дней, когда и в какие церкви быть крестным ходам». После октябрьского переворота 1917 года монастырь закрыли, а образ Богородицы хранился в фондах филиала Государственного Исторического музея, находившегося до конца 2010 года на территории обители.
Иверская икона Божией Матери: что можно и нельзя делать 26 октября, народные приметы
Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ. Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме. Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось.
Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону.
Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет.
Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе.
Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы.
Монастырь так и назвали — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, и освятили его во имя Иверской иконы Божьей Матери. Привезли ее вместе с планом Афонского Иверского монастыря, по образу которого строили Валдайский. Кстати, большую часть монахов в это время составляла белорусская братия, бежавшая от гонений униатов на родине.
Они же привезли с собой типографию первая провинциальная типография в Московском государстве. Путь иконы в Россию был ознаменован новыми чудесами, которые Никон описал в своей книге «Рай мысленный». Прибыв в Россию, икона продолжала творить необыкновенное — и страшная холера на Валдае остановилась после крестного хода, и исцеления людям приходили. Почитали верующие икону, но в 1927 году монастырь прекратил свое существование, а Иверская икона была увезена.
Судьба ее неизвестна. Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок. Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города.
По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная. Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Иверская часовня у Воскресенских ворот фото Карла Фишера, 1900-е гг.
Фото: общественное достояние Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях Л.
Этот тип иконографии называется Одигидрия, что с греческого переводится как «Путеводительница». Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свою историю и свои особенности. Иверская икона которая сейчас хранится на Афоне в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Ну, не глупость ли?! Новые идолопоклонники — вот они кто! А к идолам известно какое отношение должно быть. Да и Священное Писание гласит: «Не сотвори себе кумира» Исх. Что уж говорить о простых солдатах, когда и Императоры, будь то Лев Исавр, его сын Константин Копроним, созвавший иконоборческий собор, или нынешний Феофил, никак не могли понять, что икона — не идол, а моленный образ, образ церковный, на котором невидимо, но реально присутствует своею Божественной энергией первообраз: на образах Богородицы — Сама Матерь Божия, на иконах Спасителя — Сам Господь Христос Иисус Своей богочеловеческой благодатью, на изображениях святых — они сами, молитвенностью их душ, чистых до прозрачности пред Оком Божиим, также и благодатью духа их, напитавшегося святостью от Духа Свята. Прошёл слух среди иконопочитателей, что однажды у такого кощунственного костра вспыхнуло пламя, словно знаменитый греческий огонь, да так, что попалило лица солдат. Конечно, они только выполняли воинский долг, но всё же… Это был и огонь, и вместе с тем свет, ярче солнечного, и все, кто приложил руку к уничтожению икон, внезапно ослепли. У одного до кожи сгорела борода и усы, оставив на лице страшные багрово-чёрные язвы, у другого обуглилось пол-лица. А уж брови и ресницы у всех опалились. Сказывали после восстановления иконопочитания, что те из них, кто принёс покаяние перед иконами, прозрели. Наказанные перестали видеть «белый свет», а называется он так, потому что Солнце Правды — Иисус Христос — есть Свет истинный. Образ Его они и перестали лицезреть. Да, такие были времена, что об иконах спорили не только на Вселенских Соборах, но и у костров, сложенных из икон, и даже в банях, как свидетельствовали очевидцы тех бурных словопрений до хрипоты и схлёстов до смертоубийства. Никея, место заседаний двух Вселенских Соборов — Первого и Седьмого, первого и последнего, восстановившего иконопочитание, — не избежала участи других городов. Да, Никея! Нет другого такого города на земле. Воины специального отряда, как голодные волки, неустанно рыскали по домам, им помогали остроносые лисы — доносчики, которые вынюхивали, у кого в доме имеется тайная молельня с иконными идолами, кто променял поклонение Самому Господу Иисусу Христу на почитание Его образа. Дошла очередь до одной вдовы. У неё в молельной стояла известная на всю Никею икона Божией Матери, тут и лазутчики не нужны. Если уж иконоборцы не пожалели образа Спасителя на Медных вратах Константинополя, то пощадят ли они икону Его Матери. Сведущие люди предупредили благочестивую вдову о прибытии императорского отряда. Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий. Они вошли не постучавшись. Впрочем, стуком можно бы посчитать удар рукояткой меча в лёгкую дверь. Анастасия встретила их у самой двери. Скрестив руки на груди, она, беззащитная, но полная веры, убеждённая в чудотворной силе святых образов, стояла одна против вооружённых солдат, ожидая их первого слова. Лицо её казалось бледным, но не от испуга, а от светлой духовной сосредоточенности, готовности пострадать даже до смерти. Огромные чёрные иконные глаза в пол-лица глядели спокойно и строго. В них светилась тёмным светом такая глубина, в которой, казалось, застыла вся многовековая и многострадальная история греческого народа, весь Гомер, весь опыт античности, вся мировая скорбь о грешном человеке, который не ведает, что творит. Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен. Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие.
Икона Богородицы Иверская
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери | 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. |
Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой | В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции. |
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери - Екатеринбургская епархия | Содержание статьи [скрыть]. |
История Иверской иконы Богородицы | Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. |
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими.
Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках. На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица — престол грозного Бога, окруженного у ног радугой Откр. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…» Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное.
Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе». Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы.
Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами.
Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса. Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века. Афонская икона Иверской Божьей Матери.
Иконография Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия — Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Оклад, по мнению Н. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими.
Жизни строгой и нрава простого, он всегда носил власяницу и питался быльем, пил одну воду. Помолившись Пресвятой Богородице, преподобный Гавриил вступил в волны моря и пошел, подобно апостолу Петру, по воде.
Трепеща и ужасаясь, старец принял в свои руки чудотворный образ, и благодать держала его над водной бездной. На берегу монахи уже ликовали, и три дня и три ночи продолжалось молебствие. Затем обретенный образ отнесли на приготовленное почетное место в главном соборе. Но наутро икона оказалась над вратами обители. Снова отнесли ее в храм, и снова вернулась она к вратам. И опять недоумевающая братия узнала от преподобного Гавриила волю Царицы Небесной: «Не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
Икону оставили над вратами, выстроив для нее часовню, и назвали «Вратарницей», или «Портаитиссой». С тех пор не раз являла Владычица Свою помощь насельникам Ивирона: восполняла запасы пшеницы, вина и елея, исцеляла болящих, избавляла от врагов. Кстати, на Афоне бытует предание, что варвары покушались на Иверскую икону именно здесь. Однажды во время набега один сарацин дерзко ударил «Вратарницу» копьем, и в тот же миг из образа потекла кровь. Разбойник покаялся, принял монашество под именем Дамаскин и достиг святости. В монастыре сохранилось его иконописное изображение. На Святой горе сложился обычай: каждую неделю посланцы из всех монастырей приходили к воротам Иверской обители, чтобы узнать, стоит ли икона на прежнем месте, кланялись ей как игумении Афона и возвращались с радостной вестью, что Божия Матерь не покинула их.
Шли столетия, и в XVI веке грузинские мастера, соотечественники насельников Ивирона, сделали для афонской святыни чеканный серебряный оклад. А в XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси, и монах-иконописец Иамвлих Романов выполнил ее список, который «не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни шириною, ни ликом».
После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой Вратарницей. Икона и по сей день хранится на Афоне. Современная греческая икона.
Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы , а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. Использованные материалы.
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
Иверская икона Божьей Матери – это чудотворный православный образ, который изображает Богородицу и младенца Иисуса. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре.