Когда Михаил заявил, что переезжает жить в деревню, знакомые покрутили пальцем у виска, мать расплакалась, а отец сурово промолчал.
Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню
На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 368 видео канала из деревни в деревню на котором 21 млн просмотров. Он даже начал строить деревню в Богородском районе, куда смогут переехать другие немцы, вдохновлённые примером Ремо. Причин, по которым молодые горожане переезжают в деревню, очень много. Преимущества жизни в деревнях и малых городах перед жизнью в мегаполисах, умные люди давно оценили. Новости из деревни, испорченный видео ролик и больше про Персика. Анна Голко раскрыла «Загородному обозрению» все преимущества поселка бизнес-класса.
«Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела
Куча навоза, конечно, присутствует, но что касается туалета, душа и всего остального, то у нас условия не отличаются от городских. Более того, у нас не централизованный водопровод, мой муж — замечательный человек, он устроил все условия автономные, как в городе, только в деревне. У нас автономная канализация, как в городе, автономный водопровод — вода из скважины подается домой и там нагревается водонагревателями. Отопление тоже свое — дровяное, печка прекрасная. У нас в деревне нет газа, нет водопровода, единственная зависимость от города — электричество, которое, как сказал Артем, иногда отключают. Но и на этот вопрос Артем нашел решение.
А так у нас все условия — как в городе, ничего плохого в деревенском быте нет. Артем: Заработок в деревне — вопрос очень серьезный, поскольку на нашем канале , где мы показываем нашу жизнь в деревне, чуть ли не каждый десятый человек пишет: мол, тоже хотим переехать, но первый вопрос — заработок. Все прекрасно понимают, что Союз развалился, совхозов-колхозов как таковых нет, и многих это останавливает. Наталья: На самом деле заработать в деревне непросто, и если бы я была одна, то не знаю, как бы я это делала. Как говорит Артем, я хороший исполнитель, но не умею организовывать свое производство.
Конкурировать с «Пятерочками» и «Магнитами» достаточно сложно Натальяо попытках зарабатывать на сельском хозяйстве Артем: Большинство людей при переезде в деревню почему-то первым делом хотят завести живность и на ней зарабатывать. Они, знаете, как при Советском Союзе ассоциируют: «Говорим — Ленин, подразумеваем — партия», деревня — значит, скотину разводить. На самом деле, на мой взгляд, это ошибка, потому что содержание живности — очень дорогое удовольствие. С каждым годом корма дорожают, сено дорожает, а цены на то же самое мясо, по крайней мере в магазинах, падают. Конечно, кто-то может поспорить со мной на эту тему, это мое личное, субъективное мнение.
Но в деревне есть виды заработка, при которых вы будете меньше работать, но больше зарабатывать, и даже если взять опыт людей, которые здесь родились и выросли, то большинство, к сожалению, скотину не держат, держат только для пропитания своей семьи. Большинство занимается каким-то мелким бизнесом: у кого-то — пилорама, у кого-то — тротуарная плитка, и тому подобное. Что касается нас, я очень долго мыкался из угла в угол, на чем зарабатывать, изучал спрос и предложение. В результате мы приобрели фрезерный ЧПУ-станок, который изготавливает всевозможные деревяшки, начиная от, допустим, упаковки и заканчивая иконами в 3D. Спрос на это есть, но не сказать, что большой: на жизнь здесь хватает, мы не жалуемся.
У нас были планы зарабатывать на курах, яйце, меде. Начали строительство большого птичника, но впоследствии заморозили, потому что, подержав кур, поняли, что конкурировать с «Пятерочкой» и «Магнитом» достаточно сложно. Корма дорожают — соответственно, от идеи зарабатывать на сельском хозяйстве мы отошли. Артем: Если все-таки кто-то захочет зарабатывать на сельском хозяйстве, то, исходя из нашего опыта, я бы выделил две сферы заработка, которые будут приносить доход: это мед и баранина. Остальное, на наш взгляд, не особо выгодно.
Досуг — один из самых популярных вопросов о жизни в деревне, потому что очень многие интересуются досугом. Отвечу так: мы всю свою сознательную жизнь работали в авиации, и в нашей жизни было очень много досуга. Когда были на «эстафетах» — ждали обратного рейса, наотдыхались в своей жизни вдоволь. Если быть объективным, то досуга как такового в деревне нет. Наталья: Здесь важно понимать, что считать досугом, ведь почитать книжку — это тоже досуг, и здесь гораздо больше времени, чтобы этим заняться.
Очень много времени и на то, чтобы освоить какое-то хобби, которое, например, вы давно хотели, но у вас не было времени из-за работы. Я, например, не умею ничего делать руками, и здесь я пытаюсь научиться вязать, шить, делать посуду из глины. Это тоже досуг, на мой личный взгляд. Я не понимаю, когда люди говорят: «Вы себя закрыли, похоронили в деревне, там же нет кинотеатров, театров и всего остального». Простите, мы же можем сесть в машину, поехать в город, пойти в кинотеатр, ресторан, кафе.
Все ограничено только временем и деньгами. У нас, в принципе, и то, и другое можно найти. И я сомневаюсь, что те, кто живет в городах, каждый день ходят в кафе, кинотеатры и театры. Выбираются, когда есть время и деньги, но так же и мы делаем. Артем: Если учесть, что кинотеатр находится в городе в 40 минутах езды от нас, я думаю, городские жители примерно такое же время тратят в пробках, в метро, чтобы доехать до того же самого досуга.
Отношения с соседями — на мой взгляд, самый любопытный вопрос, он достаточно коварный. Когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны Артемоб отношениях с соседями-горожанами Наталья: В городе мы зачастую не знаем, кто живет по соседству, не знаем друг друга. А здесь большая деревня, дома вроде бы друг от друга далеко, но все друг друга знают. Здесь все люди находятся в более тесном контакте, чем в городе. Артем: В нашей деревне у большинства земель статус личного подсобного хозяйства.
Сложилось так, что когда Союз развалился, много деревенских уехали жить и работать в город, и в этот же период времени многие городские жители здесь купили либо построили дома. Из-за этого возникают иногда конфликты по поводу той же живности: когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны. Когда начинается сенокос, ты заводишь трактор в четыре-пять утра, и из-за этого тоже начинается недовольство. Объяснять это людям тяжело. Мы стараемся объяснять, что для отдыха есть СНТ садоводческое некоммерческое товарищество , но при этом возникает недопонимание.
К счастью, процент таких людей невелик, большинство, наоборот, относятся лояльно и все понимают. Более того, мы держим лошадей, коз, баранов, держали гусей, поросят, и многие родители с детьми приходят к нам как в контактный зоопарк — погладить, посмотреть. С большинством соседей вопросов не возникает. Местные жители, которые в деревне доживают свой век, разделяют нашу точку зрения, что приезжие, городские оказались не в той среде. Наталья: Здесь осталось очень мало коренных деревенских жителей, но когда мы приехали, они приняли нас очень хорошо.
Наверное, из-за того, что у меня отсюда бабушка, и половина деревни наши родственники — дальние и не очень. Нам помогали с пчелами, давали советы, прибегали, когда у нас что-то не получалось. Артем тоже, если кто-то где-то застрял, без проблем ехал вытаскивать. Взаимопомощь в деревне очень сильно развита, отношения со всеми хорошие, но возникает недопонимание, когда приезжают городские: им не хватает зелени, они сажают деревья-цветочки даже за пределами своего участка, а мне нужно пройти с козами на выпас, а козы не понимают, что это цветочки, для них все это трава, и они считают, что могут это съесть. У нас по этому поводу было много споров, но сейчас, спустя четыре года, люди все поняли, и когда сажают что-то за пределами своего участка, огораживают это сеткой.
Сейчас проблем никаких не возникает ни с кем, очень хорошие отношения со всеми. Артем: Мы с многими дачниками дружим, многие нам оставляют ключи от своих домов, мало ли что случится зимой, чтобы оперативно среагировать. Когда все приезжают весной, первый и единственный вопрос: «Ну, как вы тут? А теперь мы даже не понимаем этого [вопроса], потому что отопление свое — я сколько захотел, столько и сделал, а в городе ты мерзнешь и прибавить не можешь. Если взять наш дом — это двухуровневая квартира, полностью автономная, автоматизированная, все замечательно.
Однако у большинства людей это все-таки вызывает непонимание, потому что отсутствие цивилизации, я так понимаю, все-таки давит на мозг людям. Наталья: Мне сложно судить, что думают о нас городские, но, судя по репликам, которые они отпускают в нашу сторону, некоторые считают, что мы себя в деревне похоронили: «Не рано ли вам себя хоронить в деревне? Допустим, мы заработали квартиру в городе, она у нас есть, ее никто не продал. Мы построили дом. Взять нашу младшую дочь — ей уже пять лет, и вы не поверите, мы за нашу Дашку просто радуемся.
Ребенок не болеет, нет никаких аллергий, пьет с детства козье молоко, постоянно на свежем воздухе, очень много движения и саморазвивающих игр. Не хочу обидеть городских детей, но когда приезжают дачники, уже видна разница в развитии пятилетнего ребенка городского и нашего.
Данная, прямо скажем, относительная социальная роль в глубинке довольна весома, ибо в прошлом при церквях всегда были помощники — псаломщики, просфорни, черницы, — живущие особенной жизнью, по-своему включенные в жизнь округи и играющие в этой жизни необходимую роль. У супруги затруднения, по большей части, были общечеловеческие, не переселенческие. Жизнь женщины по-другому, резче отграничивается рубежом «до детей» и «после рождения детей». Тем более когда младенцев на руках несколько, и конца-краю не видно пеленкам, горшкам и кормлениям. Сами собой в голову пролезают диверсантские мысли, что это — до гробовой доски, мозги засохнут, интересы и увлечения кончатся, и ничего в жизни больше просто уже не будет.
Но дети растут и взрослеют, поэтому, как говорится, «первые десять лет тяжело, а потом отпускает». На смену приходят воспитательные проблемы старшего возраста, и тем не менее рутина ухода за малышами не бесконечна. В сумме же мы убедились, что заниматься детьми в деревне удобней и легче, чем в городе. Что самое скверное для детей в городе? Умножение сущностей! Но сущностям философская мудрость, как говорится, «до лампочки». В большом городе сущности толкутся друг у друга на голове и одни другими погоняют.
Вы не можете сделать «стоп-кадра», зафиксировать какой-нибудь отдельный момент из потока впечатления. Поэтому дети, совсем как взрослые, страдают гиперактивностью и дефицитом внимания. Гиперактивность и дефицит внимания — две вещи, которые делают современные воспитание и обучение кошмаром. Любой одаренный ребенок на конкурсе «Щелкунчик» или в передаче «Умники и умницы» отличается двумя вещами: фундаментальным спокойствием и вниманием. В деревне поток впечатлений невелик, а лишним сущностям неоткуда браться, разве только из телевизора и из глубины грешной души папы или мамы. Поэтому если вы без нужды не умножаете сущности, то дети в деревне: а никогда не скучают просто не догадываются о разнице между обычной жизнью и развлечениями , б любят природу, в много читают, г слушают аудиокниги, д не переносят эстрады, шансона и рэпа, е играют в дочки-матери, эстафеты, снежные крепости и в остальные человеческие игры, ж клеят, вырезают, рисуют и строят, з поют военные песни и знают героев Великой Отечественной лучше, чем их родители, и ставят театральные постановки и снимают их на видео, к занимаются музыкой, л говорят правильным русским языком, м охотно участвуют в богослужениях, н хорошо и самостоятельно учатся экстерном. Благо в эпоху Интернета и DVD деревня перестала быть местом, отделенным от культуры и знаний.
Можете задать вопрос: «А как же общение, досуг? Общения и разнообразия развлечений нашей семье не хватало и не хватает. Их не хватало в Петербурге, где дружеские молодежные кампании как-то подрастерялись, угодив в полосу бытовых и личных проблем; недостает общения и в деревне. Разобщение — бич нашего мира и я, честно говоря, не знаю, что против этого сделать. При этом посудите сами, какие увеселения, когда на руках у тебя погодки, мал мала меньше? Жизнь поневоле сама собой перестроилась и потекла по принципу «мой дом — моя крепость». И это правильно, это замечательно!
Семьи в жизни современного человека должно быть больше, а не меньше.
А за продовольствие она не переживает, так как все продукты заготавливаются заранее, чтобы ему хватило на всю зиму. Говорит, что, пока есть силы и позволяет здоровье, будет жить в деревне, потому что там воздух свежий», — объяснила его жена Роза Гайфутдинова. У жителя есть хобби. Он любит в буквальном смысле просчитывать все до сантиметра. Например, расстояние до леса — ровно 131 метр, а до Кукморского вокзала — 25 километров. Подробности — в видеосюжете. Подписывайтесь на наши Telegram-канал, YouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.
Сегодня прошедшие годы выглядят как один день, а выбор кажется само собой разумеющимся.
Даже не представить, что было бы с нами, останься мы в городе, — так много значил и изменил в нас порыв переустроить всё заново. С улыбкой рассматриваем мы семейные фотографии тех лет и вспоминаем первые шаги и пробы на деревенской почве. Что ни говори, наш брат, горожанин, крепко «поставлен на тормоз»… Пригубливает парное молоко и морщится: коровий запах! Магазинное, из пакетов — это бело-мокрое и ничего больше. А в другой раз пойдет искупаться на речку, и — на тебе! Фу-у… Срочно в Египет, к гостиничным бассейнам с кафельным дном и ласковой водичкой ярко-голубого цвета. Беда ли, что с химикатами, зато чисто и цивилизованно. Любоваться прелестями пейзажа, известное дело, лучше, не выходя из салона автомобиля. Потому что чуть приоткроешь стекло — оводы роем.
Как подумаешь, что в ней, в этой траве может находиться… И мы с нашими детками, конечно, на собственном опыте это прошли: майские жуки, мыши, крапива, собака соседская наглая, комариные укусы, коса не косит, до магазина далеко, печка дымит и не разжигается. Трудна и исполнена превратностей жизнь Робинзона на необитаемом острове… Однако наша молодая семья активно прибавлялась, дети рождались один за другим, и ответственное родительское сознание требовало дать им всё самое лучшее, самое правильное и самое экологически чистое. Теплую половину года мы проводили у себя в деревенском доме, а на зиму возвращались в Петербург. Прошло три года подобной кочевой жизни, и мы стали замечать, что отправки в деревню ждем, как соловей лета, тогда как осень и обратный переезд в город даются психологически тяжелее и тяжелее. Стесненные условия квартиры, слякотный климат, толчея в транспорте, постоянные детские болезни — не нужно много рассказывать о неудобствах, известных среднему обитателю мегаполиса, а в особенности обремененному семьей. Подобно мальчишке, который долго тянет перед тем, как в первый раз прыгнуть с высокого берега в воду, приседает, мотает руками и потом, закрыв глаза, летит стремглав вниз, — бултых! Оказалось, не так уж плохо. Первая наша зима выдалась суровее обычного, но в доме было тепло и уютно. Детки радовались снегу и катанию на санках, я на ту пору давно перешел на удаленную работу, — публицистика, редактирование и т.
Супруга же, как молодой ученый, кандидат и доцент в перманентной беременности и отпуске по уходу, активно самообразовывалась посредством Интернета. Карьера особо не привлекала, ибо за предыдущее время я кем только не был и чем только не занимался. Интересных вещей в мире множество, организоваться — вопрос самодисциплины, а исполнять обязанности белки в офисном колесе и при этом ощущать себя нужным и занятым, на мой личный взгляд и вкус тридцатипятилетнего не-юноши с опытом, было не обязательно. Сложно было на первых порах? Ох, сложно. Священник, у которого мы просили благословения, с сомнением посмотрел на нас: «А выдержите? За лето в деревне рубаха на теле от рабочего пота сопреет». Но мы не взялись за распашку больших территорий и первую живность приобрели уже позже.
О нас, переезд из города в деревню
В Москве на такую работу практически невозможно устроиться официально, а конкуренция такая, что нужно буквально жить на «Горбушке», чтобы быть на плаву. Он приходил домой, когда мы с детьми уже спали, а в редкие выходные нужно было решать накопившиеся дела. Мы жили в вечной нужде и без времени на жизнь. В общей сложности хватило бы на первый взнос на небольшую квартиру в Подмосковье. Впереди маячило 15 лет ипотеки, которую, скорее всего, нам бы не дали. Наверное, это и был настоящий кризис. Завели собаку, кота, цыпленка и кролика. Оказалось, что в селе можно прожить на пособие для многодетной семьи, правда, московское. А чтобы хватало не только на хлеб, открыли свою маленькую мастерскую по ремонту телефонов.
Фото: Фото: из личного архива «Поначалу мы многое не умели и не понимали» Мы с мужем родились и выросли в Москве и толком не представляли, куда едем. Уже через неделю поняли, степь — это вам не юг, а суровая земля с жестокими ветрами и засухами. Старый каменный дом пришлось приводить в чувство: наладить водопровод, поменять проводку, поправить печь, перебелить стены. Бывало, что ничего вообще не получалось — ломалась техника, все летело одно за другим. А чему-то, наоборот, руки радовались. Мажешь стену глиняной штукатуркой, а она «поет» на ладонях, и такое это приятное ощущение, и мысли сразу чистые, и чувствуешь себя творцом. Вырастить что-то в зоне рискованного земледелия — это и спорт, и огромный простор для творчества. Сейчас мы обустраиваем питомник для лесных растений, закладываем сады и виноградники, изучаем технологии органического земледелия и пермакультуры.
Во-вторых, осваиваем ремесла: лепим из самана и строим из камня, плетем из лозы и травы, делаем мебель, расписываем. В-третьих, дети получили долгожданную свободу лазать по деревьям, купаться в соломе и песке, ходить друг к другу в гости, не боясь машин.
Интересно, что обжигали их здесь же, в деревне. Однако вода сделала своё дело, и кладка серьёзно пострадала. Да будет жизнь И вот, собравшись с силами, я отправился в деревню и принялся расчищать покинутую территорию, ведь такое красивое и живописное место со своей историей, уверен, просто не должно быть заброшенным. На этот год я поставил себе цель разобрать рухнувшие крышу векового дома и потолок, по кирпичику вытащить покосившуюся печь. И самое главное — закрыть постройку новой крышей. Тогда уже можно будет и ремонтом кирпичной кладки заняться.
В некоторых местах уже появились трещины. Ведь не удивительно, зданию более ста лет. Кстати, результатами своей работы делюсь на ютьюб-канале «Старая Вятка». Отмечу, что в возрождении умирающей деревни мне помогает и мой родственник Алексей Вихарев. Он приезжает сюда с семьёй в дедушкин дом. На данный момент он уже высадил сад и завёз сюда овец и свиней. Кроме того, на улицах деревни после многолетней пустоты можно снова увидеть гусей и куриц. Вновь после запустения обрабатывается земля.
Как и раньше, петрушинская улица наполняется музыкой и детским смехом. В деревне работает и житель соседнего посёлка. Тут у него находятся большая пасека, поле, а также разбит сад.
Встаю рано. Курочки вот в морозы перестали нестись.
А барашки нормально холодрыгу переносят. Топлю сразу две печки. Да газ ребята в баллонах привозят. Еда есть. Вот с водой беда.
Из речки черпаю. Два колодца были, да обрушились. Снег таю для чаю. По весне, когда тина пойдет, вся надежда на сельсовет. Пускай колодец отремонтируют!
А тут выяснилось, что одна федеральная телекомпания проявила интерес к пенсионеру Никифорову. Деньги сулили немалые. Я тут вырос и со своего дома не поеду никуда! С виду село как село. Но только у одной избы идет дым.
Там и живет Викторыч. Или - Единственный. Пират и Чайка, уже привыкшие к гостям, сопровождали. Сначала Викторыч насыпал курам. Те неспеша слетели с насестов.
А потом он зачерпнул ведро и насыпал его в овечью кормушку. Они у меня пугливые. Думают, что опять цыгане приехали за бараниной. Тут действительно орудуют цыгане. Рвут металл с крыш.
Тащут, что плохо и хорошо лежит. Пока участковый приедет, а их и след простыл. Да и приедет участковый, когда зимой дороги нет? Один раз пытались утащить барашка у нашего пенсионера.
Во время Великой Отечественной войны Лупачи могли быть стерты с лица земли. Фашистские каратели сожгли соседнюю Великую Волю и расстреляли мирных жителей.
Такая участь ждала Лупачи. Женщины всю ночь молились перед крестом, а на следующий день в деревню пришли немцы. Один из местных знал немецкий, он вел переговоры. Село не тронули… — Лупачи — это намоленная деревня, — говорит Вероника Сурмач и показывает тот самый крест, который уцелел. Женщина планирует залить его эпоксидкой и сохранить. В одном из домов на стене сохранилась молитва.
Ее хозяева дома написали в 1941 году. Долгие годы надпись закрывал кусок фанеры. Молитву Богородице нашли во время ремонта и решили оставить. В восторге от Щары и местной кухни Вероника Сурмач вспоминает, как решила показать местные пейзажи другим людям и начала заниматься туризмом: — Мы изучили спрос и поняли, что на Щаре можно организовать сплавы на байдарках. В Лупачи поехали гости. Они были в восторге от красот Липичанской пущи.
Постепенно семья развивала бизнес: закупили байдарки, лодки, организовали питание и проживание туристов. Мы знакомим наших гостей с деревенским бытом, проводим дегустации травяных чаев.
НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия
История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает. Вы просматриваете плейлист с канала Из Деревни В Деревню, все плейлисты можно увидеть тут. Они полюбили деревню, а деревня приняла их. Переезд из города в деревню — опыт одной семьи. История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается.
Назад в деревню!
Кроме того, в деревню, по словам эксперта, стремятся жители мегаполисов, которые заранее купили землю, построили небольшие строения для жизни и ведения личного подсобного хозяйства: «Это обычно люди за сорок, которые купленные в молодости в ипотеку квартиры в Москве и ближнем Подмосковье планируют оставить своим детям, а сами уезжают в свой дом, и пытаются освоить какие-либо виды деятельности на селе. Также уезжают молодые люди, романтики, которые заканчивают вузы, приходят из армии, создают дружные молодые семьи». Он напомнил, что в настоящий момент государство реализует несколько программ, которые должны способствовать популяризации жизни на селе. Например, это программа «Агростартап», в рамках которой выделяются средства физическим лицам, которые готовы реализовывать экономически выгодные сельхозпроекты. Хорошей помощью для тех, кто хочет променять мегаполис или крупный город на деревню, могла бы стать программа по выдаче бесплатных ссуд гражданам, которым исполнилось больше 40 лет. Например, человек получает беспроцентную ссуду от миллиона до двух, отказывается от своих пенсионных накоплений и строит свою жизнь в сельской местности», — отметил собеседник издания. Автор: Сергей Новиков Из города в село, сельский туризм, возвратная миграция Поделиться.
Выяснилось, что это тот самый отшельник — Геннадий.
Худощавый 64-летний мужчина, с легко запоминающимся лицом. Он встретил нас с улыбкой. Собаки завиляли хвостами. Брат с сестрой. Мне привезли их из Тольятти. Пират ничего не боится, к чужим лезет, а вот Чайка — девочка. Боится далеко от дома уходить. Ещё есть и третья собака, но она убежала.
Недавно проходили тут «туристы» с большими мешками, видимо, с палатками, в сторону другого села, так она за ними увязалась, негодяйка. Нет уже три дня, — пояснил мужчина. Деревня Дорога нас вывела в заброшенную деревню. Вокруг покинутые домики, и только один из них целый. Во дворе много дров, небольшой сад с цветами. Не верилось в это. Я даже на похороны не попал. Дом бросить не на кого.
Тут каждый день какие-то путешественники. Сначала иконы снимали, лазили, потом стали металл собирать весь, что не так лежит. Всё подряд тащат, — посетовал Геннадий. Мать Геннадия сама из Конновки поселения в Барышском районе , окончила техникум. Познакомилась со своим мужем, а потом всю жизнь проработала в магазине. Отец трудился лесником, скотником и разнорабочим. Жалко до слез Раньше в Языковке было 30 домов. В каждом доме практически по четверо детей.
У Геннадия помимо родителей есть ещё сестра, которая сейчас живёт за Самарой в селе Большая Глушица. В школу Геннадий ходил за километр. Со временем там осталось всего два класса, а после учеников начали возить в Загарино. Как-никак четыре класса там было. Работал тут раньше магазин. Там моя мать торговала. Всю жизнь проработала. Потом перешла в магазин в селе Ананьино.
При этом есть хорошая стоматология, оборудованная по последнему слову техники, стационар и пара хороших специалистов кстати, тоже приехавших из города. В остальном мы предпочитаем обращаться в городскую больницу или поликлинику. Мария ЗоринаИсточник: Migration Скорая помощь в деревне есть... А если не дозвонишься, нужно идти пешком, ну или самому ехать. Так что лучше заранее обзавестись номером дежурного или просто знакомого врача, так как скорая как раз может быть на вызове. Кто-то считает, что да, а на Кавказе вроде как опаснее. Но лично мне так не кажется. А я считаю, что безопасность начинается с неравнодушия.
Мы можем оставить дверь и ворота открытыми и никто не залезет, не возьмет ничего. Здесь соседи тщательно контролируют не только свою территорию, но и все, что находится в поле зрения. Комар не проскочит! Мария ЗоринаИсточник: Migration Воровство жестко карается общественным мнением. Поэтому местные не рискуют. Если что-то и случается, то это что-то исключительно на бытовом уровне, правда, за эти пару лет, что мы здесь, мы пока не слышали ни одного «громкого дела». К тому же мы наездились на работу в Москве, и ежедневных 3-4 часов жизни в дороге хватило, чтобы осознать, что нам нужно. Поэтому мы думаем о том, как заработать в деревне.
На таких, как мы, смотрят слегка подозрительно: сумасшедшие же. Но варианты развития есть. Особенно для жителя с городским менталитетом и опытом.
Не знаю даже, как это объяснить. Ведут свой видеоблог Наталья: На мой взгляд, осознанного решения у нас не было, мы приняли его немного спонтанно, то есть мы не задумывались о том, как мы будем здесь жить, на что будем здесь жить. У нас был дом, который мы строили как дачу, который не был готов для зимнего проживания, но потом пришлось его переделать. С домом у нас был небольшой участок, и, собственно, было желание просто переехать и жить за городом, потому что в какой-то момент мы поняли, что мы — люди движения, и нам не хватает простора, какой-то активности в городе. В городе очень мало двигаешься — квартира, работа, дом. День сурка. Здесь, можно сказать, тоже день сурка, но здесь больше движения и больше простора, взгляд не натыкается на многоэтажные постройки.
Душа в какой-то момент потребовала большего простора и тишины, поэтому мы решили уехать из города в деревню. Артем: Решение принималось в прямом смысле слова спонтанно, я бы даже сказал, необдуманно. Спустя четыре года, пошел уже пятый, можно признаться: мы вообще не задумывались о том, как мы здесь будем жить, на чем зарабатывать, и все эти проблемы приходилось решать по ходу жизни. Их было очень много. Наталья: Переехать в деревню из города было решением мужа. Я всего боюсь, мне сложно что-то менять, сложно поменять размеренный быт на что-то неизвестное. Но так как у меня муж глава семьи, я последовала за ним, всецело доверилась его решению, и мы сюда поехали. Мне вообще переезд дался прекрасно: я сидела в декрете с маленьким ребенком, и в городе было некуда пойти погулять, — чтобы дойти до ближайшего парка, нужно перейти пять очень оживленных дорог, соответственно, подышать выхлопными газами, с маленьким ребенком в коляске — меня все это сильно раздражало. Была большая проблема, которую предстояло решить: дети учились в девятом классе, и нужно было принять решение, переводить их в другую школу или все-таки оставаться там, где мы учились. Мы приняли решение остаться в городской школе, и проблема была каждый день возить детей в школу.
Это было очень тяжело, потому что город в 60 километрах от нас. Это была единственная проблема. Артем: С моей мужской точки зрения мне переезд дался тяжело морально: за очень короткий промежуток времени мне пришлось изучить достаточно много информации, потому что зима наступала достаточно быстро, дом у нас был летний, и надо было позаботиться об утеплении водопровода и отоплении дома. У нас уже появилась живность, а тогда еще не было техники, и пришлось думать, где покупать сено и тому подобное. Вот эти проблемы пришлось решать очень оперативно, при этом я тогда еще работал. Мы находимся во Владимирской области, Кольчугинский район. Из минусов здесь — частенько отключают свет. В большинстве случаев это связано со снегопадами. Честно скажу, некомфортно, но теперь мы достаточно легко выходим из ситуации: приобрели бензогенератор, он нас спасает. Отопление у нас дровяное, и на эту тему мы не паримся.
Наталья: Когда говорят «деревенский быт», «деревенские условия», всегда представляют, что туалет на улице, вода из колодца, и каждый день выгребать кучу навоза. Куча навоза, конечно, присутствует, но что касается туалета, душа и всего остального, то у нас условия не отличаются от городских. Более того, у нас не централизованный водопровод, мой муж — замечательный человек, он устроил все условия автономные, как в городе, только в деревне. У нас автономная канализация, как в городе, автономный водопровод — вода из скважины подается домой и там нагревается водонагревателями. Отопление тоже свое — дровяное, печка прекрасная. У нас в деревне нет газа, нет водопровода, единственная зависимость от города — электричество, которое, как сказал Артем, иногда отключают. Но и на этот вопрос Артем нашел решение. А так у нас все условия — как в городе, ничего плохого в деревенском быте нет. Артем: Заработок в деревне — вопрос очень серьезный, поскольку на нашем канале , где мы показываем нашу жизнь в деревне, чуть ли не каждый десятый человек пишет: мол, тоже хотим переехать, но первый вопрос — заработок. Все прекрасно понимают, что Союз развалился, совхозов-колхозов как таковых нет, и многих это останавливает.
Наталья: На самом деле заработать в деревне непросто, и если бы я была одна, то не знаю, как бы я это делала. Как говорит Артем, я хороший исполнитель, но не умею организовывать свое производство. Конкурировать с «Пятерочками» и «Магнитами» достаточно сложно Натальяо попытках зарабатывать на сельском хозяйстве Артем: Большинство людей при переезде в деревню почему-то первым делом хотят завести живность и на ней зарабатывать. Они, знаете, как при Советском Союзе ассоциируют: «Говорим — Ленин, подразумеваем — партия», деревня — значит, скотину разводить. На самом деле, на мой взгляд, это ошибка, потому что содержание живности — очень дорогое удовольствие. С каждым годом корма дорожают, сено дорожает, а цены на то же самое мясо, по крайней мере в магазинах, падают. Конечно, кто-то может поспорить со мной на эту тему, это мое личное, субъективное мнение. Но в деревне есть виды заработка, при которых вы будете меньше работать, но больше зарабатывать, и даже если взять опыт людей, которые здесь родились и выросли, то большинство, к сожалению, скотину не держат, держат только для пропитания своей семьи. Большинство занимается каким-то мелким бизнесом: у кого-то — пилорама, у кого-то — тротуарная плитка, и тому подобное. Что касается нас, я очень долго мыкался из угла в угол, на чем зарабатывать, изучал спрос и предложение.
В результате мы приобрели фрезерный ЧПУ-станок, который изготавливает всевозможные деревяшки, начиная от, допустим, упаковки и заканчивая иконами в 3D. Спрос на это есть, но не сказать, что большой: на жизнь здесь хватает, мы не жалуемся. У нас были планы зарабатывать на курах, яйце, меде. Начали строительство большого птичника, но впоследствии заморозили, потому что, подержав кур, поняли, что конкурировать с «Пятерочкой» и «Магнитом» достаточно сложно. Корма дорожают — соответственно, от идеи зарабатывать на сельском хозяйстве мы отошли. Артем: Если все-таки кто-то захочет зарабатывать на сельском хозяйстве, то, исходя из нашего опыта, я бы выделил две сферы заработка, которые будут приносить доход: это мед и баранина. Остальное, на наш взгляд, не особо выгодно. Досуг — один из самых популярных вопросов о жизни в деревне, потому что очень многие интересуются досугом. Отвечу так: мы всю свою сознательную жизнь работали в авиации, и в нашей жизни было очень много досуга. Когда были на «эстафетах» — ждали обратного рейса, наотдыхались в своей жизни вдоволь.
Если быть объективным, то досуга как такового в деревне нет. Наталья: Здесь важно понимать, что считать досугом, ведь почитать книжку — это тоже досуг, и здесь гораздо больше времени, чтобы этим заняться. Очень много времени и на то, чтобы освоить какое-то хобби, которое, например, вы давно хотели, но у вас не было времени из-за работы. Я, например, не умею ничего делать руками, и здесь я пытаюсь научиться вязать, шить, делать посуду из глины. Это тоже досуг, на мой личный взгляд. Я не понимаю, когда люди говорят: «Вы себя закрыли, похоронили в деревне, там же нет кинотеатров, театров и всего остального». Простите, мы же можем сесть в машину, поехать в город, пойти в кинотеатр, ресторан, кафе. Все ограничено только временем и деньгами. У нас, в принципе, и то, и другое можно найти. И я сомневаюсь, что те, кто живет в городах, каждый день ходят в кафе, кинотеатры и театры.
Выбираются, когда есть время и деньги, но так же и мы делаем. Артем: Если учесть, что кинотеатр находится в городе в 40 минутах езды от нас, я думаю, городские жители примерно такое же время тратят в пробках, в метро, чтобы доехать до того же самого досуга. Отношения с соседями — на мой взгляд, самый любопытный вопрос, он достаточно коварный. Когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны Артемоб отношениях с соседями-горожанами Наталья: В городе мы зачастую не знаем, кто живет по соседству, не знаем друг друга. А здесь большая деревня, дома вроде бы друг от друга далеко, но все друг друга знают. Здесь все люди находятся в более тесном контакте, чем в городе.
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым
где Калужская область(моя деревня там, кто не знает) и где остров Сахалин. Новостью о переезде своих друзей поделился с соседом. Канал о жизни в деревне Беларуси и о восстановлении старого деревенского дома. Сам факт того, что в России люди едут из деревни в город на постоянное место жительства, ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнения. Некоторые вымирающие деревни обращают на себя внимание громкими скандалами. Дружная молодая семья из дновской деревни Искра на собственном примере доказала, что такая жизнь в разы лучше «бытовухи» в мегаполисе.
Как горожане решились на перемены
- «Переехав в деревню, мы знакомились заново» (+ВИДЕО) /
- Бизнес в деревне
- Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
- Россияне массово начнут переезжать в села | Новости общества
- Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
- Из города в село. Семья из Волгоградской области ведет свой блог о жизни в деревне
Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля
Недавно интернет облетела новость, что лежачего больного доставили к скорой помощи в ковше трактора "Скорая" просто не смогла пробиться через сугробы и заметенную дорогу. В деревне до наших дней сохранилось около 40 домов. Новости из деревни. "Никогда бы не мог подумать, что когда-то кому-то буду желать смерти! ". С 2015 по 2017 год «Альтуризм» организовал 40 поездок в деревни Калужской, Смоленской, Ярославской, Архангельской областей. В течение последних лет мигранты переместились в деревню Вырубово Ленинского района Московской области, тем самым став полноценной угрозой для местных жителей.
Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля
Сцены из деревенской жизни Навстречу Вербному воскресенью: как живёт деревня в ожидании чуда. Канал о жизни в деревне Беларуси и о восстановлении старого деревенского дома. Новости из деревни. "Никогда бы не мог подумать, что когда-то кому-то буду желать смерти! ". Недавно интернет облетела новость, что лежачего больного доставили к скорой помощи в ковше трактора "Скорая" просто не смогла пробиться через сугробы и заметенную дорогу. В деревне до наших дней сохранилось около 40 домов.
Новости из деревни
Это не укладывалось у них в головах. Еще долгое время они думали, что мы нигде не работаем. Видимо, считали, что мы находимся на каких-то дотациях» Со временем семья Берлизевых сумела не просто изменить отношение к себе, но переломить его в корне. Сегодня Олег — муниципальный депутат, выбранный абсолютным большинством односельчан. В его ведении — вопросы благоустройства. На первый взгляд, проблемы кроются в диаметрально противоположных картинах мира. Деревенские жители мечтают вырваться в город и категорически не понимают приезжающих в сельскую местность горожан. Но, по словам Александра Мерзлова, ситуация еще сложнее, а корни у нее не просто психологические, а исторические: «Это непростой вопрос, в том числе связанный и с обидой. Город слишком много и долго обманывал деревню. Вот, к примеру, президент дал поручение развивать сельский туризм, но начали развивать только агротуризм.
В процесс вовлечены сельхозпроизводители, но большинство деревенских жителей с ними не связаны, а они тоже хотят принимать в этом участие. Все становится еще понятнее, когда мы смотрим на нашу историю. У нас ведь было раскулачивание, были налоги для сельских жителей даже на деревья и кусты, было время, когда у колхозников не было паспортов — только трудовые книжки» Помимо этого, диалог между городскими и деревенскими жителями затрудняет то, что в селе народ довольно консервативный и новшеств не любит. То, что привозят с собой горожане, может показаться здесь чуждым и вызвать отторжение. И чтобы приезжему начали доверять, придется постараться. Что такое солидарный туризм «Чаще всего речь идет о культурных, экологических, а иногда и экономических проектах», — поясняет Александр Мерзлов. И в качестве примера приводит историю восстановления колодца в деревне Кимжа Архангельской области. Идея проекта принадлежала французам. Завязали пить, все вычистили, материалы закупили.
Потом вместе с французскими мастерами над этим колодцем и работали. Все сдружились». По словам Александра, такие проекты объединяют людей и позволяют лучше понять друг друга, а также почувствовать гордость за успешно сделанное дело: «Нужно стараться интегрироваться в сельскую жизнь, делать что-то полезное и одновременно понятное. К сожалению, часто в село приезжают с какими-то суперпроектами, смысл которых для деревенских жителей не ясен. И ничего не выходит». Сельская экономика. Главное, чтобы все друг друга услышали Вариантов заработать, живя в деревне, не так много, но это не значит, что их нет совсем. Первый — личное хозяйство. Например, сейчас семья Анастасии Грозной держит 15 коз и козла, а также 150 кур.
Есть свой огород. Семья производит большую часть необходимых ей продуктов. У мужа есть еще и работа в супермаркете» По наблюдениям Надежды Артес, работающей из дома в удаленном формате, большинство мужчин в деревне заняты на стройках. Зачастую эти работы носят сезонный характер. Если у тебя есть дом и какое-никакое хозяйство — не пропадешь. Например, несмотря на то, что содержание дома обходится мне где-то в 200 000 рублей в год, мои расходы в деревне сокращаются в пять раз в сравнении с городскими тратами. А если ты сельский житель, который родился и вырос в деревне, тебе вообще немного нужно. И это на самом деле проблема: выходит, нет какого-то внутреннего движка, мотивации, которая заставляла бы тебя что-то делать» По словам Александра Мерзлова, именно переселенцы из городов несут в деревню основные идеи по созданию и развитию бизнеса. А вот появление стартапов, запущенных сельскими жителями, — явление редкое.
А она нужна. Городские жители привозят в деревни и инновации, и инвестиции. И без поддержки им сложно интегрироваться, они чувствуют себя изгоями. В итоге деревня теряет людей и деньги» Сегодня постепенно развиваются туристические проекты в деревнях — это еще один способ заработка в сельской местности. Они думают, что ему нужен привычный городской комфорт. Но это не так» При этом, по словам Надежды Артес, для устойчивого развития бизнеса в деревнях желания его создать и знаний, как это сделать, мало. Нужно еще научиться договариваться: «Чтобы это все было эффективно, государству нужно договориться с бизнесом, а бизнесу — с людьми. Но часто власти не могут услышать предпринимателя, и все процессы затормаживаются. Связи разорваны, никто никому не доверяет.
Доверие в свое время было просто утрачено в силу происходящих в стране исторических процессов» Еще одна проблема, по словам Надежды, в том, что люди не просто не знают, чего хотят потенциальные туристы. Они не могут понять, чего хочется им самим: «Многие плывут по течению, вообще не задумываясь, почему они живут так или иначе и нравится ли им так жить. Они часто существуют вообще без понимания, чем бы им хотелось заниматься. А вдруг они могут делать керамику, которую потом у них будут покупать? Но озадачиваются этим единицы. И они как раз и становятся кем-то довольно значимым в малых городах и деревнях» Какие гранты можно получить от государства для бизнеса в деревне К 2023 году был разработан целый ряд программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, появилась Цифровая платформа МСП — основной информационый инструмент для предпринимателей, готовящихся открыть свое дело или расширить уже существующие проекты. Здесь аккумулированы госуслуги, которые могут потребоваться на протяжении всего процесса. Также люди, попавшие в непростую финансовую ситуацию, но желающие выйти из нее через переобучение или создание своего бизнеса, могут заключить с государством социальный контракт.
В 2023 году на открытие ИП, например, можно запросить у региональных властей до 350 000 рублей. Если же речь идет о личном подсобном хозяйстве — до 200 000. Еще можно получить государственный грант по индивидуальной заявке. Суммы часто зависят от региона, в котором бизнес будет зарегистрирован. Например, в Московской области сумма может составить до 5 млн рублей, в Ленинградской области получится запросить субсидию до 70 млн. Если помощь требуется совсем молодым предпринимателям в возрасте от 14 до 25 лет, то в случае одобрения бизнес-проекта можно получить от государства от 100 000 до 500 000 рублей. А для бизнеса в туристической сфере предусмотрены гранты в среднем от 3 до 10 млн рублей. Для того чтобы каждая выкованная им и его подмастерьями деталь была по-настоящему качественной, сам Олег долго учился у одного из известных мастеров, многое пробовал и сам изо дня в день работал с молодежью. Когда мы работали на первых наших объектах, начальники меня разносили за косяки мальчишек при них же, так что каждый знал, где именно ошибся и насколько.
Просто нам не было, но мы даже не думали сдаваться» У кузницы был очень хороший старт. В какой-то момент из одного дорогого коттеджного поселка исчезли итальянские кузнецы. Нужно было их срочно заменить. Задачу предложили Олегу и его ребятам. А потом дело пошло в гору в пандемийном 2020-м: по словам Олега, люди стали вкладываться в свои дачи и коттеджи. Тогда и посыпались заказы. Дошло до того, что мастерская стала оковывать эстонские поселки, расположенные сразу за границей: «Для них это очень дешево, так что мы просто приезжали и тут же получали несколько заказов, обеспечивали себя работой на несколько месяцев вперед. Санкции, конечно, отсекли от нас этот источник заработка, но ничего: пока и здесь дела идут очень неплохо» Сейчас Олег и Надежда строят свой собственный дом. К тому же у нас дочь растет.
Лучше ей все же быть здесь, в своих стенах, чем на съемной квартире» Постепенно изменился и облик самой деревни Фалилеево. Появились новые дорожки, был разбит небольшой сквер, для которого Олег сковал композицию с маками и витыми бабочками. В ближайшем будущем должны отремонтировать старый ДК. Двое из молодых людей, когда-то пришедших в клуб «Крепость», а теперь работающих с Олегом в кузнице, уже успели обзавестись собственными семьями. Жены приехали к ним из Петербурга. Как государство поддерживает деревенских жителей В 2023 году на госпрограммы в аграрном секторе было выделено 345 млрд рублей. Из этих средств порядка 60 млрд пошло на поддержку программы «Комплексное развитие сельских территорий». Всего до 2025 года на нее предполагается направить 2,3 трлн рублей. Сейчас максимальный размер займа по такой программе достигает 6 млн рублей.
При этом решением правительства России сельская ипотека была признана бессрочной.
Если бы захотел, жил бы в городе. Там у него дети, внуки и жена, которой здоровье не позволяет часто ездить в деревню. Валентин Иванович держит хозяйство: корову-кормилицу с приплодом и еще одну — та пойдет на мясо. С покосом помогают дети, их у Валентина Ивановича четверо, и все периодически навещают. Только не могу я там. По углам в квартире болтаюсь, что делать, не знаю.
Даже на улицу выйдешь и делать нечего. Правда, дети свозили в зоопарк да на самолеты посмотреть, которые на посадку заходят, — говорит деревенский житель. Только разваливается уже всё... RU Несмотря на то что деревня Верхнешалинское находится всего лишь в 11 километрах от райцентра, выживать отшельнику здесь непросто. Там в начале даже начали отсыпать, видали, наверное, когда ехали? А раньше никто внимания не обращал, доходило до скандалов у нас. Местным властям было всё равно, что я тут живу.
А те, видать, деньги получали, а чистить не чистили, я прямо скажу! RU С электричеством тоже была беда. После того как деревня окончательно сгинула, пообрезали и все сети в округе. Одинокий житель попытался «подцепиться» к линии совхозного коровника, он числился за администрацией райцентра. Сельчанин заверил, что будет исправно платить, но и тут ему навстречу не пошли. Пришлось тянуть провод к сетям, которые пока еще стоят в районе отработавшего карьера. Ко всем бытовым тяготам Валентин Иванович привык.
Детям, которые порой издалека заводят разговор о переезде, решительно отвечает: — Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем! Здесь свежий воздух. А если скучно, нечего делать, пожалуйста, ходи! Раз прошел до дороги, потом назад, так и вечер пройдет! Он действительно иногда так коротает свободные зимние вечера, когда внезапно обрывается телесигнал. Привезенная потомками спутниковая тарелка тоже не всегда дюжит. Летом у старика совсем другие заботы.
От зари до глубокого вечера он суетится по хозяйству. Иногда заходит поговорить сосед — Анатолий Федорович. Он пока непостоянный житель Верхнешалинского. Зимой находит работу в городе, а поздней весной возвращается в деревню, где родился и вырос. Изредка дедушки садятся в уазик и по колдобинам едут в райцентр за сигаретами и хлебом.
Местечко выбрали в маленькой деревне, на отшибе, возле леса. Несколько лет пришлось жить в сильно походных условиях, но ничего, одолели. Получился этакий индивидуальный эко-хутор, на своем отдельном холме. Деревню видно как на ладошке, от нее мы отделены большим заросшим оврагом с речушкой.
Сильно близко соседей нет, место не особенно доступное и ровное, а народ предпочитает удобное огородничество на плоскости. Дорога к нам - грунтовый серпантин проходимый только в теплый сезон в сухую погоду, так что все завозы приходится планировать заранее, «в навигацию». Дорогу зимой к нам на холм никакие службы не чистят, только внизу в деревне. Приходится протаптывать длинную тропинку к людям, а куда деваться? Пробраться к дому зимой с большим грузом можно только на снегоходе с нартами, жаль, что у нас такого нет. Электричество из деревни, три фазы, воздушная линия на столбах, все как у людей. Электричество нередко пропадает, порой на сутки - поломки, обрывы. Тем не менее, это значительно лучше микро-ГЭС, ветряков и солнечных элементов. Наше трехфазное электричество также имеет свои особенности — изрядный «перекос фаз» и включать моторы в такую сеть без сложной защиты не стоит.
Вода у нас нашлась прямо на участке - небольшой родничок. Мы его окультурили и сделали ему накопительную емкость ниже по течению. Теперь электрическим насосом можно забирать воду круглогодично в любых разумных количествах полив летом, наполнение емкостей, бассейна. С появлением безлимитной насосной воды стала функционировать баня. Первая постройка на участке — первоначально была скромным жилищем вашего покорного слуги. Дом мы строили традиционный для данной местности лесная зона - бревенчатый, никаких там новомодных саманов и соломы. Сам сруб стены заказывали в соседней деревне у бригады строителей, все остальное делали сами. Отопление у нас тоже традиционное — дровяные печи баня, мастерская, дом. Когда пришло время, оказалось что хорошего печника не сыскать днем с огнем, да и стоят его услуги ого-го!
Пришлось браться самому. Печное дело изучили довольно глубоко и теперь сами при необходимости консультируем и помогаем. Вся мебель в доме сделана самостоятельно, использованы как обычные доски с фанерой, так и очищенные от коры коряги, стволы небольших деревьев из леса рядышком. Бревенчатые стены изнутри дома отшлифованы и оставлены в первозданном виде. В целом, получился стиль «Дом интеллигентной бабы Яги». Огород у нас в силу пересеченной местности, своеобразный — разнокалиберными грядками.
Как-то вышел пройтись — в апреле, как раз когда объявили режим самоизоляции, — и не встретил ни одного человека. Зашел к соседям, спрашиваю: где все? Они мне: как где — в огороде, земля подошла, перекапывают, и ты бери лопату и копай.
Ну, я и пошел, взял лопату и перекопал за пару дней весь огород. В общем, режим самоизоляции не сильно выбил из колеи деревенских жителей, они как занимались огородами, так и продолжают заниматься. Контактируют друг с другом через забор, кричат о том, как поживают, и все последние новости. Тут постоянно все чем-то заняты: работой на работе, работой на огороде, отдыхом после работы на том же огороде. Бездельникам здесь не место, бездельник здесь просто не выживет. Я понимаю, что не во всех деревнях есть газ, предприятия, магазины, но во всех деревнях есть земля, и если человек хочет жить сыто, безбедно и ни в чем не нуждаться, то он может это обеспечить, даже не имея работы, а имея лишь участок земли. Была бы голова и было бы желание. И в деревне не принято ныть, что нет работы, все дорого, вообще ничего не купишь. Здесь есть стандартное народное средство от всего этого — физический труд.
Тот, кто трудится и думает головой, тот всего добьется и точно не будет бедным, будет сытым, и семья и дети у него будут такими же. Поэтому если есть голова, есть руки, есть желание трудиться — все остальное будет. Прожив более 20 лет в крупном городе, я столкнулся с рядом бытовых проблем. Обо всем по порядку. Первая трудность, с которой я столкнулся, переехав из городской квартиры в частный деревенский дом, — отопление. Оно хоть и было газовым, но тот котел, который здесь стоял, имел всего лишь два положения: включено и выключено. Его включаешь, и он начинает топить так, что становится как в бане, и приходилось его просто выключать. Меня такой расклад, конечно же, не устраивал, и я решил заменить котел на более современный. После того как я это сделал, я ставил нужную температуру — комфортную для себя и для проживания — и спокойно жил.
Зима прошла без приключений. И по счетам отопление в городской квартире выходило где-то в два раза дороже, чем отопление в частном деревенском доме. Конечно же, это большой плюс. Все удобства у меня, да и практически у всех жителей деревни, находятся в доме. Вода в дом подается из скважины, выкопанной на участке, при помощи насоса, который установлен в подвале. В простонародье его называют безбашенка — не знаю почему. Теперь, я думаю, можно рассказать о досуге и развлечениях. Они кардинально отличаются от городских. В деревне нет ни баров, ни ресторанов, ни боулингов с бильярдами, ни кинотеатров, ни торговых центров, ни всего остального.
Но здесь есть гораздо более интересные вещи. Это длительные пешие или конные прогулки, катание на велосипеде, купание в реке, охота, рыбалка, можно сходить в лес за грибами. Зимой можно покататься на лыжах, коньках или санях, не особо отдаляясь от дома. В общем, гораздо здоровее и полезнее. Что касается домашнего досуга, то здесь у меня есть спутниковое телевидение и интернет. Конечно, он не такой шустрый, как в городе, но онлайн что-то посмотреть можно. Не сильно отличается от городского. За просто так или за условную плату подкармливают то молочком, то яичками, то сальцом Дмитрийпереехал в деревню после 20 лет жизни в городе-миллионнике Теперь о минусах. В деревне нет больниц, аптек и стоматологии.
За этими услугами, если что вдруг случается, приходится ездить в райцентр, благо автобус ходит каждый час, и ехать не так далеко. Также здесь нет парикмахерской, подстричься — в райцентр. Из плюсов — есть детский сад, начальная и средняя школа. Ходить на лыжах через лес по сугробам не нужно. Что касается трудоустройства, то в этой деревне есть большое развивающееся фермерское хозяйство, которое обеспечивает работой половину жителей. Тех же, кто не работает, кормит свое подсобное хозяйство. Если есть руки и голова, то человек живет вполне безбедно и сыто: ведь у него могут быть и куры, и гуси, и утки, коровы, козы, свиньи, а на этом — масло, молоко, яйца и все остальное. Опять же, это можно и для себя, и на продажу, и на запасы. Поэтому если человек хочет безбедно жить, то в деревне это сделать несложно, главное — трудиться, и тогда все будет.
И если у такого человека спросить, где он работает, он может смело ответить: «Как где? У себя дома». Дмитрий готовится к рыбалке. Но кушать-то мне что-то нужно? И на что кушать? Правильно, на деньги. А где их брать? Правильно, зарабатывать. На заработки я периодически мотаюсь в тот самый город-миллионник, из которого переехал, и участвую там в качестве режиссера или еще кого в различных медиапроектах.
Возвращаюсь сюда, и где купить покушать — с этим проблем нет. Есть несколько продуктовых магазинчиков и один супермаркет крупной известной сети. Вот, собственно, и все. Но помимо этого я знаю всех соседей, как я уже говорил, а они профессиональные огородники, садоводы и хозяйственники с большой буквы. И они меня за просто так или за условную плату подкармливают то молочком, то яичками, то сальцом, — в общем, я здесь не пропаду. Есть еще и продовольственные рынки, которые устраиваются по субботам, то есть суббота — базарный день. Пришел на базар, купил себе всего на неделю — и все, были бы деньги. Прожив 20 лет в городе и всего-навсего несколько месяцев в деревне, я, наверное, в ближайшие несколько лет, а может быть, и десятилетий останусь здесь. Жизнь здесь как-то правдивее и проще, нет надуманных проблем и всего остального, что меня окружало, когда я жил и работал в городе.
Иногда мне звонят друзья и спрашивают, как дела, все ли нормально, мило беседуем, а потом начинают жаловаться на жизнь, на проблемы на работе. Я бесцеремонно их прерываю: так, хватит, мне нужно яму выкопать, приезжай завтра, бери лопату и копай. И знаете что? Приезжают, копают, а потом благодарят. И проблемы уже не кажутся какими-то нерешаемыми. С тех пор как я здесь поселился, понял, что физический труд — это лекарство от многих физических и моральных проблем. Люди здесь не занимаются фитнесом, не бегают, не ходят в качалки, но выглядят здорово, потому как приобретают мускулатуру, силу и выносливость работой у себя на участке.
Читайте также:
- Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню - Православный журнал «Фома»
- Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
- Новости из деревни 2024 | ВКонтакте
- Деревни — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ
- Кто и зачем переезжает жить из города в деревню — и что из этого получается
- А кому-то пришлось потесниться
Навигация по записям
- В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет?
- В Тюменской области эвакуируют жителей деревни, где прорвало дамбу. Фоторепортаж
- «Тут тоже люди живут»: как в русских селах решили взять счастье в свои руки | Статьи | Известия
- Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму”
Немец, строящий деревню в Богородском районе, рассказал, чем его покорила Нижегородская область
В их числе — общежитие для работников фермы. Пока мы прогуливаемся, смотрим на цветы и испачканные морды свиней, вокруг кипит работа. Кто-то чистит картошку на ужин, спрятавшись в теньке террасы, кто-то тащит на тачке ворох травы для коровы. Она в стойле одна, остальные — на прогулке вместе с пастухами. Как рассказывает Анишина, к Йоргу попадают разные люди: например, фонд устроил туда девушку, которая после детского дома оказалась в ПНИ. Бывают здесь и те, кто просто приезжает на сезон, как в летний лагерь. Главная особенность хозяйства Йорга в том, что они не будут от этого шарахаться. Знаете, многие работодатели могут так: ой, зачем нам эти? От них никакого толка! У Йорга за плечами много благотворительных инициатив. Он обеспечивает всех бабушек тарусского района дровами на зиму.
И помочь людям, попавшим в беду, тоже готов. У последних тоже могут быть те еще «секреты». Нам ведь кажется, что бездомность так далеко от нас, а она близко. Иногда смотришь на человека, оказавшегося на улице, и даже подумать не можешь, что он такой: вроде и работал где-то, и все было хорошо, но потом что-то случилось», — считает Дина. Несмотря на то, что хозяйство Йорга «более демократично» — в Давыдкове запрещают мат, пьянство и блуд, а швейцарец к этому более лоялен, — тут все по расписанию. В семь часов — завтрак, в одиннадцать — чаепитие, в час — обед, в пять — чай, в семь — ужин.
От нее до деревни Мувыр нужно идти 3 км. Кто живет в Мувыре? Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень. Все они работают в Мувыре. Активное развитие здесь получило фермерство — самое привычное и доходное занятие для деревенских жителей. Фермерское хозяйство Мувыра составляет 450 голов крупного рогатого скота. Также в деревне хорошо развито сельское хозяйство: местные жители выращивают овес, пшеницу, ячмень. Благодаря поддержке региональных властей, в деревне был открыт собственный цех по переработке молока. Под торговой маркой «Мувыр» здесь производят кефир, йогурт, творог и сыр. Одна из дочерей Александра Корепанова, Нина Шкляева, работает управляющей на этом молокозаводе. Окончив школу, Нина поступила в педагогический институт и переехала в Пермь. Поездки в родную деревню дали понять, что жить в городе ей не нравится, и спустя несколько лет Нина решила вернуться в Мувыр. Когда регион выделил грант на строительство молокозавода, жизнь Нины изменилась, и она начала развиваться в области фермерского хозяйства. В деревне постоянно растет число отдыхающих. Уже сейчас Мувыр принимает около 4 000 туристов ежегодно. Вторая дочь Александра Корепанова, Мария Прокофьева, отвечает за туризм в деревне. Жизнь в Москве показалась ей суетливой, а офисная работа — однообразной, поэтому во время декрета Мария решила вернуться в Мувыр. Постепенно дочь Корепанова начала заниматься туризмом: она проводит экскурсии, открыла музей и кафе, приобрела лодки, занялась постройкой гостевых домов. Сколько стоит жить в Мувыре? Расходы на жизнь в Мувыре небольшие, благодаря собственному производству овощей и молочных продуктов.
Им удалось выкупить дом, и теперь семья из него делает музей. Помощь оказывают даже незнакомые люди, которые откликнулись на историю Лидии, размещенную на платформе Планета. Это была невероятная женщина. Она умерла в девяносто шесть лет, но сохранила ясность ума, оптимизм, отличное чувство юмора. Помню, мы к ней бегали детьми чуть ли не каждый день. Она всегда принимала, угощала чаем и рассказывала о житие-бытие. Она научила меня рукоделию: плести половики, ткать веретеном, вязать. Я очень ее просила — «научи меня научи меня ткать, у тебя есть ткацкий станок». Но она отмахивалась, возраст уже был. Так она не научила, но, в конце концов, этот ткацкий станок мне и достался, когда мы дом купили. Ткать я научилась уже в Вельске, - продолжает Лидия. Когда дом-музей отремонтируют, он будет открыт для всех желающих. Новая хозяйка будет рассказывать об истории дома, о деревне, угощать гостей пирогами из настоящей русской печи. Кстати, встречи для детей из соседних деревень Лидия проводит уже сейчас — собирает малышню и читает народные сказки, а еще учит названиям разных частей деревенского дома, народным играм, дает поиграть на гуслях. Уже несколько лет в этом доме проводит литературные вечера для взрослых с участием местного поэта. Лидия мечтает сохранить все дома этой деревни. А пока старается рассказать о маленькой, но очень красивой деревне Завелье в соцсетях. Создала группу , чтобы привлечь внимание к проблеме исчезающих северных домов. Такие крепкие крестьянские избы уже никто никогда не построит. В Завелье чуть ли не каждый дом — как экспонат музея под открытым небом. Местные говорят, что в этих северных деревнях — у каждого дома свой домовой, со своим характером. В деревнях дома как бы живые, в отличие от городских квартир. И люди, не только местные, но и гости, порой слышат домовых. А в соседней деревне Щелканово есть даже дом с «привидениями». Хозяин, живший здесь когда-то давно, вырезал из дерева человеческие фигуры и установил вокруг дома. Заглянуть в окна пустому дому, пройтись в валенках по деревне, поспасть на настоящей русской печи — благодаря семье Лидии в Завелье стали ехать гости из разных уголков России. После этого стали писать люди с просьбой приехать к нам и увидеть своими глазами деревню, которая в XXI веке живет почти также, как жили тут люди сто лет назад. В основном это были жители Архангельской области. Потом о нас стали узнавать благодаря соцсетям. Сейчас к нам едут туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, северных и даже южных частей страны. Например, недавно был парень южных кровей. Тоже решил испытать на себе, что такое Север. Признался, что очень понравилось, вот только к такому количеству мошкары и комаров не привык. Чтобы развивать новое для деревень направление — экотуризма, Лидия объединилась с мастерами и фермерами, живущими по ту стороны реки. Вместе они придумывают программы для туристов. Я спрашивала. Босиком прямо в ночнушке выйти на траву и походить по росе. Погулять в полной тишине по улицам, лежать на печи и смотреть в окно… Это удовольствие невозможно передать словами. Люди из мегаполисов говорят, что им очень нравится возможность быть собой, когда за ними никто не наблюдает, никто не подсматривает, никакие видеокамеры, никакие прохожие, ни соседи. Мы их заселяем в домик, он стоит в стороне от наших. Они могут быть сами с собой наедине с природой.
После того как деревня окончательно сгинула, пообрезали и все сети в округе. Одинокий житель попытался «подцепиться» к линии совхозного коровника, он числился за администрацией райцентра. Сельчанин заверил, что будет исправно платить, но и тут ему навстречу не пошли. Пришлось тянуть провод к сетям, которые пока еще стоят в районе отработавшего карьера. Ко всем бытовым тяготам Валентин Иванович привык. Детям, которые порой издалека заводят разговор о переезде, решительно отвечает: — Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем! Здесь свежий воздух. А если скучно, нечего делать, пожалуйста, ходи! Раз прошел до дороги, потом назад, так и вечер пройдет! Он действительно иногда так коротает свободные зимние вечера, когда внезапно обрывается телесигнал. Привезенная потомками спутниковая тарелка тоже не всегда дюжит. Летом у старика совсем другие заботы. От зари до глубокого вечера он суетится по хозяйству. Иногда заходит поговорить сосед — Анатолий Федорович. Он пока непостоянный житель Верхнешалинского. Зимой находит работу в городе, а поздней весной возвращается в деревню, где родился и вырос. Изредка дедушки садятся в уазик и по колдобинам едут в райцентр за сигаретами и хлебом. Это основные нужды отшельников. По больницам и поликлиникам они не ходоки. Здоровье, говорят, пока не слишком подводит. RU Анатолий Федорович тоже решил окончательно осесть в деревне. Ему почти 70, всю жизнь он работал парашютистом-пожарным. Исколесил страну от Карелии до Магадана. Как сам признается, «совершил круг почета, а теперь потянуло на родину». Заказал у строительной бригады сруб, поставил под крышу на месте родительского дома, на очереди — печка. Если успеет собрать до холодов, уже и зимовать можно. А потом стали укрупнять эти хозяйства и не стало жизни в деревне. Я ко всему этому отрицательно отношусь! Надо, чтоб деревни восстанавливались. Кто будет город кормить? RU У Анатолия Федоровича в городе дочка и внуки, которые его стремление уехать в глухую деревню не одобряют: — Говорят, делать тебе нечего! А что мне им ответить?