Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе). Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III.
Первый русский царь
Кто из правителей стал первым в России царём. Так Россия стала империей. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем.
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира.
Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери. Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.
Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула. Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики.
Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства! Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии.
Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира. Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха — на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий. Страна в ту пору управлялась сложно и пестро.
Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, — в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории.
Он говорил ему об ответственности, которая возлагается на него, как на государя христианского мира: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит». Москва, ощущающая себя преемницей Царьграда, чтобы объединить духовную и светскую власть, в 1547 году венчает Ивана Грозного на царство. В этот момент разразилась необычайно сильная гроза. В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» она описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской.
Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли». Может быть потому и прозвали его Грозным? Он был желанным ребенком, его рождения ожидала вся страна. Отец Ивана, великий князь Московский Василий Ш прожил двадцать лет в браке с Саломонией, но детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил бездетную супругу против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на княжне Елене Глинской. Василий 111 умер в 1533 году и регентшей при 3-летнем сыне Иване стала Елена Глинская. Правила она всего 5 лет, но сделал много полезного для государства. Первым делом Глинская ужесточила контроль над церковными землями и наложила запрет на приобретение угодий у служащих.
Таким образом она перекрыла кислород нечистым на руку боярам, которые расширяли свои владения любой ценой. Борьба Елены была направлена на то, чтобы престолонаследник Иван в будущем получил мирное, покорное и процветающее государство. Княгиня провела в стране ряд существенных реформ, важнейшей из которых стала финансовая. Именно при ее правлении в России вошла в обиход единая денежная валюта — серебряная монета в 0. На ней был отчеканен великий князь, восседающий на коне с копьем в руке. Фальшивые деньги были постепенно выведены из оборота — все изъятые монеты были переплавлены в оригинальные. Денежная реформа существенно укрепила экономику государства. Одной из ключевых была также губная реформа, в ходе которой наместники были вынуждены передать свои земли во владение губных старост и лояльных власти деятелям, подчинявшимся Думе. В конце 1530-х Елена Глинская заключила мирное соглашение с польским монархом Сигизмундом I.
Договор был подписан с явным преимуществом в сторону Российского государства, но король противиться не стал. К тому времени польская казна была почти полностью опустошена, и соглашение с русскими давало стране некоторую передышку. В годы властвования Глинской было возведено множество военных сооружений, позволявших противостоять набегам иноземцев. Самым грандиозным из них стала Китайгородская стена, которая до наших дней не сохранилась. В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть. Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным. Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских. Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд.
Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет. С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского. В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата! Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения стихири.
При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов. Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
Это был 1533 год. Фактически правительницей считали его маму, так как сын был еще маленький. Но через пять лет не стало и ее. Став сиротой в возрасте восьми лет, Иван жил с опекунами, которыми были бояре Бельские и Шуйские. Их интересовала только власть. Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство. Положительные итоги правления 1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование.
Между тем концепция Карамзина была основана на «показаниях» диссидентов-бояр и иностранцев например, некий Горсей писал, что в одном только Новгороде царь Иван убил 700 тыс. Карамзинской концепции долгое время придерживались историки XIX века Н. Костомаров, В. Ключевский и др. Между тем она давно опровергнута тщательными научными исследованиями. Да, политические репрессии были, но репрессии в большинстве своём оправданные, т. Спорить можно только о методах их проведения степени жестокости. И направлены они были против боярской «номенклатуры», которая во все времена независимо от политического строя стремилась урвать себе побольше прав, привилегий и власти в ущерб государственным, а значит, и общенациональным интересам. Особенно нагло «номенклатура» распоясалась в период малолетства Монарха. Страшные впечатления детства преследовали потом Ивана всю жизнь. Заговоры бояр продолжались и после того, как Иван надел царскую корону. И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы. Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник». Теперь о масштабах репрессий. XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий. Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр. В том же веке 1572 г.
Кто был первым русским царем
Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя.
Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл.
Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.
В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства.
Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан.
Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги.
Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия. В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его.
От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году.
Содержание
- По праву государь
- «Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
- Русские цари и императоры - Схемы и пособия
- Пётр I Великий – биография, реформы, жены и дети, внешность и характер, рост | Узнай Всё
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
Место его главных опекунов заняли Шуйские, однако с ними расправился, похоже, уже сам юный великий князь: в 1543 году он обвинил Андрея Шуйского в измене и отдал его на растерзание собакам. В общем, все детство великого князя прошло в атмосфере кровавых интриг и заговоров, в которых он сам постепенно начал принимать участие. Главными событиями правления Ивана IV до достижения им совершеннолетия стали: денежная реформа 1535-1538 гг. Совершеннолетие и венчание на царство В 15 лет, то есть в 1545 году, Иван IV достиг совершеннолетия и начал править самостоятельно. Однако, по всей видимости, он нуждался в дополнительном подкреплении своей власти, демонстрации своей независимости, а потому решил венчаться на царство. Молодой правитель был помазан миром и получил благословение. Венчание Ивана Грозного на царство Существует версия, по которой титул великого князя московского соответствовал в европейском понимании принцам или герцогам, но не монархам. Это не совсем так. При этом в переписке с королями Венгрии и Польши, великим князем Литвы и священно-римским императором он именовался исключительно великим князем.
То есть как минимум часть европейских монархов признавала великих князей московских равными себе, но единообразия в этом вопросе не было. Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II о признании царского титула Ивана IV Исследователи также отмечают, что принятие Иваном IV царского титула в январе 1547 года никак не повлияло на объем его полномочий. И в праве сбора налогов, и в управления финансами, и в распоряжении земельными владениями, и в системе управления его прерогативы остались прежними. Можно сказать, что предшественники Ивана IV уже собрали в своих руках неограниченную власть, а он лишь упорядочил свою титулатуру и добился признания нового титула в других странах. Первыми царский титул Ивана Грозного признала Англия — в 1555 году. В 1576 году — Священная Римская империя. И лишь польские короли долго не признавали московских правителей царями. Копейка Ивана IV с царским титулом, чекан Великого Новгорода после 1547 года Принятие царского титула не привело к изменению денежной системы, однако этот титул начал чеканиться на большинстве монет.
Подробнее об этом можно прочесть в статье «Монеты Ивана Грозного» Начало царствования В начале его царствования была создана Избранная Рада, выполнявшая функции правительства, также утвердили реформы, направленные на централизацию власти. Впервые в 1549 году возник совещательный орган —Земский собор, в который вошли представители всех сословий за исключением крепостных крестьян. Судебник 1550 года содержал статьи, ограничивающие власть на местах и вводил единую систему налогообложения. Заседание Земского собора В тот же год образовали первое стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Формировалось оно за счет дворян, которым раздали земли близ Москвы. По призыву государя им необходимо было предоставить солдат в полном обмундировании, их количество зависело от размера земельного надела. Вдобавок к этому создали систему приказов. Этот орган отдаленно напоминал современные министерства, его функции были установлены Стоглавом 1551 года.
Далее Иван Васильевич организовал военные походы на Казань 1545-1552 и Астрахань 1554-1556 , в результате которых влияние русского государства расширилось на Сибирь и до Кавказа. Организация торгового пути с Англией через Белое море и учреждение «Московской компании», осуществлявшей поставки между Туманным Альбионом и портом в Архангельске, спровоцировало Швецию на начало войны с Россией.
В сентябре на Боярской думе принято решение направить против Хлопка «многую рать» во главе с опытным воеводой — окольничим Иваном Фёдоровичем Басмановым. В сражении с разбойниками погиб и сам Басманов. Лишь когда подошли основные годуновские полки, разбойничья армия была уничтожена. Хлопко взят в плен и, вероятно, окончил жизнь на плахе. Не меньше, чем разбойники доставляла хлопот оппозиция.
Борис Годунов попытался расправиться с боярской оппозицией. У Бориса Годунова в добавок к боярской оппозиции появилась новая и весьма серьезная проблема — Лжедмитрий. Перед тем, как вступить в Россию, Лжедмитрий разослал через многочисленных агентов «прелестные грамоты». В «грамотах» содержался призыв к населению поддержать «законного царевича» и помочь ему в «возвращении престола». Некоторые историки считают, в деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису. С Борисом-царём нельзя было открыто бороться потому, что он был сильнее боярства, сильнее же и выше Бориса для народа была лишь династия Калиты. Свергнуть Бориса можно было только во имя её.
Для этого, якобы, и понадобился псевдо-Димитрий, псевдо-потомок Калиты. В случае «возвращения» на престол, как царевича Дмитрия, он обещал помощь Польше в войне со Швецией, а также обязался передать Польше половину Смоленского княжества и шесть городов Северской земли. В октябре Лжедмитрий переправился через Днепр и начал поход на Москву. К самозванцу примкнули разгромленные повстанцы Хлопка и многочисленные беглые. В конце октября под власть Лжедмитрия перешёл Чернигов. Лжедмитрию сдался Путивль.
Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим». Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла [15]. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой. В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь мещовского [16] дворянина Евдокия Стрешнева , дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 15 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём царь ввёл Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне , ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой. Смерть[ править править код ] Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царя Алексея Михайловича 1629—1676 , царевича Алексея Алексеевича 1654—1670 , царя Михаила Фёдоровича 1596—1645 , царевичей-младенцев Василия и Ивана Михайловичей. Фотография К. Из коллекций Музея архитектуры им. Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем.
Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты. Парсуна второй половины 1670-х — первой половины 1680-х гг. В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую принцессу, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн , приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия — креститься в православную веру. После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели.
Святой Владимир – первый русский царь?
С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис. К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению. «»: Михаил Романов стал третьим и последним выборным царем в истории России. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень.
Как короновали русских царей?
Кто из правителей стал первым в России царём. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. О том, кто стал первым царем в России, я и поведаю. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет».