Молева Нина Михайловна родилась 5 декабря 1925 года в Москве. В 1945 году окончила Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре, в 1947 году — искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ. Молева Нина Михайловна родилась 5 декабря 1925 года в Москве. В 1945 году окончила Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре, в 1947 году — искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ. 1 апреля 2013 года Нина Михайловна Молева передает России в лице Президента самую крупную частную коллекцию в нашей стране.
НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ МОЛЕВОЙ 98 ЛЕТ
Спасибо нашему Министерству культуры, что мы больше знаем о гламурных тусовках, бандитах и туалетном юморе, чем о человеке, о котором стоило бы снимать кино. Если кому интересно, прочитайте биографию Нины Михайловны, и вы удивитесь, сколько у нас выдающихся людей, о которых мало кто слышал. Но перейдем к поразительной и главной части этой новости. Известно, что еще в 2013 году Нина Молева составила завещание, в котором по информации СМИ ее коллекция картин перейдет к Владимиру Путину, как юридическому представителю России. По оценкам специалистов, коллекция картин, которая насчитывает около 200 работ, по стоимости может достигать двух миллиардов долларов.
С 1958 по 1964 год преподавала на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения. В конце 1960-х гг. В 1975 году создала и вела до 1989 года Театр сценического рассказа совместно с актёрами Малого театра.
По другим — Молева моложе на четыре года. Те, кто никогда не были в гостях у Нины Молевой, могут, конечно, не верить в подлинность коллекции. Я тоже не искусствовед.
Но я там была. И я видела полицейских, которые день и ночь охраняли ее квартиру. На посту на этаже сидели двое мужчин в форме, спрашивали по форме: куда иду?
И кто я такая? Я была у нее раза четыре или пять. Они находились там круглосуточно.
И ещё на улице дежурила машина. Ни за что не поверю, что по доброте душевной руководство просто так решило охранять покой обычной старой москвички. Нина Михайловна объяснила, что бояться стражей порядка, что дежурят у ее двери, не следует — это свои люди, после интервью она вышла за мной на лестничную клетку, так было заранее договорено, чтобы охранники поняли, что все в порядке, и я с ней ничего не сделала.
Уходя, я помахала рукой полицейским — уже как старым знакомым. Да, я верю, что в коллекции Билютина-Молевой могут быть как и истинные шедевры, так и шлак, для отвлечения внимания. Но вот в версию, что все полотна пятьдесят лет пролежали на антресолях в коммуналке, извините, особой веры нет.
Это больше похоже на художественный сериал, чем на правду. Тогда я не сказала об этом Нине Михайловне. Мне было интересно послушать ее интерпретацию событий.
Мечтал стать новым Третьяковым В квартире, обитой деревянными дубовыми панелями в начале прошлого столетия и прожившей без ремонта до нашего времени, времени не существовало. Перехожу из комнаты в комнату. Отражаюсь в старом зеркале с потрескавшейся амальгамой.
Десятки глаз людей, изображенных на картинах, наблюдают за мной, мадонны, младенцы, боги и сатиры, средневековые аристократы и аристократки, чьи кости давно уже истлели в земле. А здесь они по-прежнему улыбаются, грустят, молятся, плачут — и отражаются в растрескавшихся зеркалах... Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом.
А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным, которые помогли ему сделать выбор, и ни разу не ошибся, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа... По ее словам, да Винчи Иван Егорович тоже привез из своей поездки во Францию.
Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. В 1919-м году, когда шедевры особенно хорошо шли на растопку буржуйки у победившего пролетариата, дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — того же Микеланджело, спрятал все это в «пустом» пространстве между перепадами потолков в бывшей своей квартире. Большая часть имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров.
Чтобы сравнять их, наверху соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. И никто про этот «тайник» не помнил.
Дом располагался в Красносельском переулке в Москве.
По семейному преданию, после революции Иван Гринёв спрятал картины в потайной комнате на чердаке дома. Для этого полотна были сняты с рам и намотаны на валы. Вместе со скульптурами их укрыли рогожами и сверху насыпали строительный мусор.
Это было в 1919 году. Вскоре Иван Гринёв скончался от сыпного тифа, завещав жене коллекцию сохранить. Она, урожденная княжна Мария Курбатова, была почти на сорок лет моложе мужа.
Однако Гринёв считал, что в свои 73 года он женился на «старой деве». Несмотря на возрастной мезальянс, у них родилась дочь Лидия. Вдова сдержала данное мужу слова и не продала ни единой вещи.
Она скончалась в 98-летнем возрасте. А коллекция пролежала нетронутой на чердаке до 1949 года. Единственная наследница дочь Лида в 1921 году вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, потомка известной в Италии артистической семьи.
Почти нет сомнений, что знаменитая актриса Моника Белуччи — представитель этого клана. Микеле Белуччи в России стали именоваться Михаилом Белютиным. Род его деятельности так и остался тайной как будто бы был литератором.
Жена ему рассказала про коллекцию, доставшуюся от отца. И он с усердием принялся её пополнять, покупая на аукционах конфискованные большевиками ценности из царских дворцов и дворянских имений. Так в семью попали картины Веронезе, Тициана… Однако в России итальянец прожил недолго.
В 1927 году Микеле Белуччи арестовали неведомо по какой статье и расстреляли. К счастью, за два года до его смерти молодая жена подарила ему сына, которого назвали по просьбе итальянского деда Элием в честь святого Элигия.
Великий обман? Какую коллекцию на самом деле Молева завещала России
После его смерти она унаследовала коллекцию работ старых мастеров, включающую в себя около 200 картин. В апреле 2013 года искусствовед передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России. Лусине Баласян.
Тогда я не сказала об этом Нине Михайловне. Мне было интересно послушать ее интерпретацию событий.
Мечтал стать новым Третьяковым В квартире, обитой деревянными дубовыми панелями в начале прошлого столетия и прожившей без ремонта до нашего времени, времени не существовало. Перехожу из комнаты в комнату. Отражаюсь в старом зеркале с потрескавшейся амальгамой. Десятки глаз людей, изображенных на картинах, наблюдают за мной, мадонны, младенцы, боги и сатиры, средневековые аристократы и аристократки, чьи кости давно уже истлели в земле.
А здесь они по-прежнему улыбаются, грустят, молятся, плачут — и отражаются в растрескавшихся зеркалах... Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным, которые помогли ему сделать выбор, и ни разу не ошибся, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа...
По ее словам, да Винчи Иван Егорович тоже привез из своей поездки во Францию. Купил в каком-то частном распродававшемся собрании. В 1919 году, когда шедевры особенно хорошо шли на растопку буржуйки у победившего пролетариата, дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — того же Микеланджело, спрятал все это в пустом пространстве между перепадами потолков в бывшей своей квартире. Большая часть имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров.
Чтобы сравнять их, наверху соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. И никто про этот «тайник» не помнил. Да и некому было знать. Владельцев выгнали прочь, оставшееся имущество конфисковали… 12-комнатные хоромы стали рядовой коммуналкой.
Комната, хранящая клад, отошла жильцам с правильной биографией. Разведчица или артистка? Много десятилетий спустя в эти хоромы чудом вернётся внук Гринева — художник Элий Белютин с молодой женой Ниной Молевой. Девушкой со, скажем прямо, тоже очень непростой биографией.
И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом!
Уговаривал их, как мог, покинуть страну. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». А сама Нина росла примерной пионеркой. А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю она придерживалась именно этой даты рождения и, судя по последующим событиям, та больше похожа на правду активистку московского пионерского движения Нину Молеву, ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем, чтобы девочка обратилась ко всем ребятам Советского Союза.
Так-то я не помнила, что говорила набело, теперь могу пересказать: «Ребята, у нас было очень хорошее детство, — сказала я своим сверстникам. Каждый на своем месте».
Во время революции мужчина спрятал свою коллекцию. Оценку произведений искусства, находившихся в схроне, провели только в 1991 году. Бригада экспертов заключила, что стоимость коллекции составляет 2 млрд долларов. После смерти Белютина в 2012 году предметы искусства перешли в собственность Нины Михайловны. Она завещала картины и скульптуры России.
Преподавала в МГУ и в Литературном институте им. С 1958 по 1964 гг. С 1968 г.
В 1975-1989 гг. Царевым , Е. Гоголевой , Э.
Нина Молева: в госпитале я научилась спать стоя (часть 1)
11 февраля 2024 года, на 99-м году жизни, в Москве умерла Нина Молева – писатель, историк русской культуры и искусства, искусствовед, член Союза писателей и. Нине Михайловне Молевой 95! Нина Михайловна советская, российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза писателей. Ни́на Миха́йловна Мо́лева — советская и российская писательница, историк, искусствовед. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор. Нина Молева была вдовой известного российского художника-авангардиста, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. Нина Молева родилась и всю жизнь прожила в Москве. В её активе монографии о русских живописцах Иване Никитине, Фёдоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском и других. Уникальное собрание старых мастеров Нина Михайловна унаследовала от своего мужа, советского художника-авангардиста Элия Белютина.
Ушла из жизни искусствовед Молева, завещавшая личную коллекцию Путину
Писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. Мужем Нины Молевой был художник и теоретик искусства Элий Белютин. «Да (11 февраля ушла из жизни Нина Михайловна Молева. «11 февраля 2024 ушла из жизни Нина Михайловна Молева, писатель, выдающийся учёный — историк, искусствовед, журналист, ветеран войны. Светлая память уникальному учёному, писателю, воину, удивительной женщине», — говорится в некрологе. Нина Михайловна Молева — чем известна, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
МОЛЕВА Нина Михайловна
Из коммуналки — в Кремль? О судьбе картин Нины Молевой, завещанных Путину 14 февраля 2024, 08:57 Фото: Соцсети Нина Молева на фоне своей коллекции Искусствовед Нина Молева завещала свою коллекцию живописи президенту страны, однако эксперты сомневаются, что она дойдет до адресата. Сюжет Деньги Иван Зубов В понедельник 12 февраля, на 98-м году жизни в Москве умерла искусствовед Нина Молева, вдова известного художника-авангардиста и коллекционера живописи Элия Белютина. Примечательно то, что еще в 2013 году всю коллекцию своего умершего годом раньше мужа она завещала Владимиру Путину. Сколько стоит коллекция — никто не знает Тогда эта история вызвала небывалый ажиотаж в искусствоведческих кругах, поскольку нашлись люди, которые утверждали, что стоимость всех этих картин вкупе составляет около 2 млрд долларов, поскольку в ней были собраны шедевры от Леонардо да Винчи и Ван Дейка до Рембрандта и Тициана. Коллекция Нины Молевой Фото: Соцсети Однако с такой оценкой многие эксперты категорически не соглашались, сомневаясь в подлинности многих работ.
Они утверждают, что в реальности коллекцию никто никогда не оценивал и сколько там на самом деле подлинников, никто не знает.
За порогом милениума. Перемена мест слагаемых. Редактор, составитель[ править править код ] 1953 Чистяков П. Белютиным и Н. Жизнь и творчество : Письма. Молева ; [предисл. Иогансона ].
Алексеев, Н. Молева, В. Низовцев, О. Бахчиева, В. Анисимов, П. Бурак, Т. Говоренкова, Е. Дутлова, Н.
Молева ; отв. XX век. Этот «чудесный наш Финь-Шампань! Молева, Н. Белютин Э. Белютин ; ред. Молева ; ред. От «оттепели» до миллениума : [Э.
Белютин от «Хрущёвского Манежа» до последних дней жизни] : [сб. Доброчинська-Клишко, Н. Молева-Белютина ; ред. Каталоги выставок[ править править код ] 1955 Выставка произведений Павла Петровича Чистякова и учебных работ его учеников В. Баруздиной, В. Борисова-Мусатова, А. Васнецова, В. Васнецова, М.
Врубеля, В. Дервиза, И. Остроухова, В. Поленова, И.
Ушла из жизни писатель и искусствовед Нина Молева Писательница умерла в возрасте 98 лет. Ей было 98 лет. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства культуры России.
Создатель нового театрального жанра «сценических рассказов об искусствоведческих исследованиях» при участии актёров Малого и Большого театров. Работы Молевой публикуются в периодической печати: «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал", «Восточный горизонт» «Искусство», «Москва», «Мир музея», «Наше наследие», «Новый мир» и др. Искусствовед, историк-краевед.
Нина Молева: в госпитале я научилась спать стоя (часть 1)
Хотя целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Моссовет по просьбе редактора журнала «Вопросы истории», где работала Нина Михайловна, предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Их вселили в три комнаты из бывших двенадцати. Мама Элия, которой сравнялось уже 98, объяснила, где искать клад. Раз про него ничего неизвестно, значит, до сих пор там. На дворе стоял 68-й год... Комната под антресолями принадлежала одним людям, а комната рядом — другим. Между собой соседи так и не решили, чьи эти антресоли, поэтому никто на них почему-то не претендовал. Нина Михайловна вспоминала, как доставали они с Элием с захламленного запасника картину за картиной, пыльные мешки с статуэтками, с трудом осознавая: дедово наследство материально.
И вот конкретно в это я не верю. Не верю в случайность попадания в квартиру дедушки мужа. Разведчицы просто так никуда не попадают! Как бы там ни было, но Белютину разрешили создать из находок свою частную коллекцию, маленький музей. А ведь Элий Михайлович тоже был на заметке у советской власти. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Белютин — его собственные произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой приехал консул США, привез грин-карты. Супруги сказали, что не воспользуются приглашением, но тот все равно их оставил. До 91-го они были невыездными...
Хотела России, пришлось президенту Вскоре после развала Союза их пытались ограбить. В квартире сверху подняли весь паркет, пытаясь забраться к Белютиным, пока тех не было дома — уезжали в Италию, — но «подготовленный» для проникновения вниз пол рухнул еще до их отъезда, наделав много шуму. В 90-е и высокие чиновники хотели прибрать коллекцию к рукам, надеясь, что супруги подпишут все нужные документы. Взамен нам, правда, пообещали ремонт, охрану и заботу. И что в наш музей будет поступать еще какое-то «выморочное» имущество после каких-то покойников. Я, конечно, вовремя поняла, что ничего такого подписывать нельзя. Иначе бы мы с вами сейчас здесь не сидели бы и кофе по моему секретному рецепту не пили», — улыбалась Нина Михайловна. Именно после категорического отказа супругов делиться пошли слухи, что коллекция так себе и ничего ценного в ней нет.
Из-за этого, мол, те с ней и не расстаются. Нина Михайловна не спорила. Она была выше этого. Только когда в феврале 2012 года 86-летний Белютин умер, она почувствовала, что одна с такой ношей она, пожалуй, не справится. Элий Михайлович Белютин И в свою очередь быстро завещала коллекцию в дар президенту России. Не конкретизируя его фамилию. Я убедила юристов, что как хозяйка коллекции имею право подарить ее кому хочу — «жалаю», как писал Островский; но пришлось сделать оговорку, что президент в данном случае будет являться юридическим представителем государства — впрочем, не все ли равно: были же Рюриковичи и Романовы, их уже нет, а Россия осталась».
Белютиным Никитин. Серия: Города и музеи мира. Очерки по истории и теории западно-европейской скульптуры".
Он прославился на всю страну после того, как Никита Хрущев разгромил в 1962 году организованную им в столичном «Манеже» выставку авангардистского искусства. Нина Молева рассказывает о непростой судьбе непростого собрания Видео: Соцсети Дальше эту история приобретает приключенческий характер. Дело в том, что с приходом советской власти, квартиру на Никитском бульваре, где жил основатель коллекции Гринев, превратили в коммуналку, но хозяева коллекции успели картины там же и спрятать, а когда, в 1968 году отобранную большевиками часть квартиры вернули прежним хозяевам, Белютин и Молева вновь обрели эту коллекцию… Когда же появились первые сведения о предположительной стоимости картин, этот дом начала охранять московская полиция, а затем и Росгвардия. Половина всех «Рембрандтов» мира — подделки Впрочем, эта история совсем не уникальна — подделок и копий, которые выдаются за оригиналы, в собраниях коллекционеров по всему миру великое множество. Так, нидерландский историк искусств Эрнст ван де Ветеринг еще в 2011 году опубликовал пять томов каталога подлинных картин Рембрандта, над которыми он и его команда трудились в рамках исследовательского проекта «Рембрандт» еще с 1968 года. За это время эксперты выяснили, что из 613 картин, которые к тому времени приписывали кисти великого художника, подлинными на самом деле являются всего лишь 320, то есть чуть больше половины. И это не считая копий… Так что, происхождение коллекции, судьбу которой должна решать сейчас Администрация президента РФ, на самом деле весьма и весьма сомнительное.
Личная коллекция. Гоголь в Москве. История новой Москвы, или Кому ставим памятник. Легенды купеческой Москвы. Московские загадки : литературные ростки : Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, царевна Софья и другие. От Великой княгини до Императрицы : Женщины царствующего дома. Призрак Виардо. Несостоявшееся счастье Ивана Тургенева. Тайны московских монастырей. Тургенев без Виардо, или Три надежды на любовь. Александр Пушкин. Верность ловеласа. Истории Великой Любви. От Кремля — в Хамовники. Пётр I. Любовь тирана. Семь загадок Екатерины II, или Ошибки молодости. Царица смуты : ист. Достоевский и его женщины, или Музы отложенного самоубийства : [роман]. Есенин без Дункан, или Обратная сторона солнца : [роман]. Моя прекрасная графиня, или Любимая женщина Гоголя и Дюма. Страна Маросейка. Абрамцево — Остров Свободы! Дыхание зодчества. Доброчиньска-Клишко А. Манеж : [альбом]. На исходе. Слово — натуре : [альбом]. Архивными тропами : [ист. Первыми рождаются дороги. Костиковой ; ред. Выставка произведений Павла Петровича Чистякова и учебных работ его учеников В. Баруздиной, В. Борисова-Мусатова, А. Васнецова, В. Васнецова, М.
Ушла из жизни искусствовед Молева, завещавшая личную коллекцию Путину
Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. биография. Молева Нина Михайловна. 5 декабря 1925, Москва, СССР — 11 февраля 2024, Москва, Россия. Советская и российская писательница, историк, искусствовед, театральный деятель. В 1941 году, Нина Михайловна начала театральную карьеру, став заместителем начальника театрально-зрелищной бригады по обслуживанию прифронтовых частей. Нина Михайловна Молева родилась 5 декабря 1929 г. Доктор исторических наук, кандидат искусствознания, профессор, преподавала в МГУ и в Литературном институте го. Историк, писатель, искусствовед, член российского Союза писателей и Союза художников Нина Молева скончалась в воскресенье, 11 февраля. Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили?
Умерла завещавшая Путину коллекцию картин на $2 млрд искусствовед Нина Молева
Что хранилась более 70 лет в их московской квартире. Что за эти годы, и даже ещё раньше, её не экспортировали, не конфисковали, даже не пытались украсть. С ней не было связано ни одного громкого ограбления. При этом нельзя сказать, чтобы хозяева сильно скрывали свои сокровища. Откуда же взялась у Элия Белютина и его жены Нины Молевой коллекция произведений искусства на два миллиарда долларов? Историю происхождения и пополнения коллекции рассказывала сама Нина Михайловна. И хотя её рассказ, что называется, из первых уст, он всё равно звучал неправдоподобно.
И оставлял очень много вопросов. Начало коллекции положил дед её мужа Элия Белютина - художник императорских театров Иван Егорович Гринёв. Он делал декорации для спектаклей Большого и Малого театров. За это получал неплохие деньги. В 70-е годы ХIХ века увлекся коллекционированием и регулярно ездил в Европу на аукционы. Как и купец Сергей Щукин, он собирался создать частный музей.
Хотя возможности театрального художника и крупного фабриканта, конечно, были разными. Тем не менее в 1904 году Гринёв построил для своей коллекции дом-музей на семь залов с потайной комнатой. Дом располагался в Красносельском переулке в Москве. По семейному преданию, после революции Иван Гринёв спрятал картины в потайной комнате на чердаке дома. Для этого полотна были сняты с рам и намотаны на валы. Вместе со скульптурами их укрыли рогожами и сверху насыпали строительный мусор.
Это было в 1919 году. Вскоре Иван Гринёв скончался от сыпного тифа, завещав жене коллекцию сохранить.
Я была у нее дома, видела эти картины и статуи, слушала идеальную, не подкопаешься, историю их обнаружения и хранения. В чем-то верила и не верила Нине Михайловне. Слишком много осталось загадок — и даже в самом конце жизни, в ее последних днях.
Сообщили, что Молева умерла 11 февраля 2024 года.
Дипломная работа «Атрибуция церкви Климента в Москве», выполненная под руководством академика И. Грабаря, удостоилась Первой премии на Всесоюзном конкурсе научных студенческих работ. По окончании аспирантуры в 1950 году была назначена по распределению консультантом по искусству Отдела культуры ЦК партии, издательского комплекса «Правда», где работала до 1969-го. Совместно с мужем Элием Белютиным в 1953 году выпустила первую книгу «П. Работала над четырехтомной монографией по теории русского изобразительного искусства от середины XVII века до октября 1917 года, заложила теоретические основы художественного направления «Новая реальность», противостоявшего догматам социалистического реализма в СССР. С 1958 по 1964 год вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР. С 1968 года выезжала с курсом лекций о русской и славянских культурах в Варшаву, Париж, Милан, преподавала в университетах Швейцарии.
В 1975-1989 годах совместно с актерами Малого театра Михаилом Царевым , Еленой Гоголевой , Эдуардом Марцевичем , а также певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории организовала и вела Театр сценического рассказа. С 2000 по 2008 год - член Комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе. Автор монографий о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском, Павле Чистякове, Константине Коровине, исследований по истории русского и зарубежного искусства, книг о древнерусской и старинной московской архитектуре. Ряд ее произведений переведен на польский, итальянский и французский языки. Коллекция Белютина После смерти мужа 27 февраля 2012 года Нина Молева вступила в права наследования коллекции работ старых мастеров около 1000 предметов, из них около 200 живописных полотен , согласно семейному преданию, основанной дедом Белютина - художником московской конторы императорских театров Иваном Егоровичем Гриневым. Сама Молева поясняла: «Мы с мужем хотели, чтобы все это осталось России.
Очерки по истории и теории западно-европейской скульптуры".
Серия "Очерки зарубежного искусства. В авторском предисловии к стихотворному сборнику Элия Белютина «Март первый, февраль последний» 2012 сообщается о прямом родстве Нины Молевой и русского писателя Сигизмунда Кржижановского то же утверждение встречается в мемуарах самой Н.