Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу. Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение. Всё свободное время в Великий пост стоит посвящать молитвам и молитвенным размышлениям, чтению Священного Писания. Во время Великого Поста можно читать молитвы самой разной направленности. «В дни Великого поста мы многократно повторяем молитву святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем.
Вечернее молитвенное правило в Великий пост (субтитры)
В конце богослужения прозвучит молитва Сирина «Господи и Владыка живота моего», читаемая только Великим Постом. «В дни Великого поста мы многократно повторяем молитву святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем. Во время своего пребывания в Иоанно-Предтеченском монастыре в Уэссексе (Великобритания) он принял участие в практике общей Иисусовой молитвы. Параллельный перевод текстов на русский язык даётся не для употребления при молитве, а лишь с целью помочь верующим лучше понять смысл, глубину и богатство православного богослужения. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Вечернее молитвенное правило в Великий пост (субтитры). Если вам понравилось бесплатно смотреть видео вечернее молитвенное правило в великий пост (читает архиепископ верейский амвросий) онлайн которое загрузил Путь и Истина и Жизнь 26 февраля 2018 длительностью 00 ч 31 мин 36 сек в хорошем качестве.
О молитве в Великий пост
О церковных свечах Фото: Сухинин Михаил Войдя в храм после совершения крестного знамения, следует приложиться к иконе, находящейся в центре храма на аналое наклонной подставке и обычно именуемой праздничной. При этом вполне допустимо поставить на подсвечник перед иконой свечи, приобретённые за церковным ящиком. В храме все свечи перед продажей освящаются священником, поэтому приобретать их лучше там, а не где-то на улице. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая. Ставя свечи на подсвечник, следует дважды совершить крестное знамение с поясным поклоном, затем приложиться к иконе поцеловать руку или ногу того, кто на ней изображён , а затем, зажигая свою свечу от других горящих свечей, установить её на подсвечнике и совершить ещё одно крестное знамение с поясным поклоном перед иконой. Свечи за здравие нужно ставить перед иконой того святого, которому хотите помолиться. Свечи за упокой ставят на канун — особый столик, как правило, перед изображением распятия Господня. В дни общецерковного поминовения усопших этот столик устанавливается посреди храма. Обязательных правил, куда и сколько ставить свечей, нет. Те, кто ходит в храм регулярно, обычно стараются поставить несколько свечей: перед праздничной иконой на аналое посреди церкви, перед образом Спасителя или Божией Матери, на канун о упокоении усопших.
Можно поставить свечу перед иконой того святого или святых, кого вы особенно почитаете, чаще обращаетесь с молитвой. Желательно поставить свечу и перед особо почитаемой в храме святыней. Эту молитву следует произносить перед началом всякого дела, с неё начинаются последования утренних и вечерних молитв. Молитва Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
Поскольку в дни святой Четыредесятницы православные христиане чаще приступают к Таинству Евхаристии, в молитвослов включено правило ко Святому Причащению и чинопоследование исповеди с перечислением грехов.
Параллельный перевод текстов на русский язык даётся не для употребления при молитве, а лишь с целью помочь верующим лучше понять смысл, глубину и богатство православного богослужения. Более того, на наш взгляд, русский вариант молитвословий сам по себе свидетельствует о том, что кажущийся некоторым христианам полезным переход церковной службы на русский язык приведёт к её обеднению, к потере её красоты и поэтичности, так как современный язык не может отразить всей многозначности церковнославянских слов, часто не имеет адекватных аналогов, не всегда передаёт тонкости и оттенки смысла.
Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Вечерняя же молитва такова: «Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой.
Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь. Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Слава: Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец. И ныне: Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших. Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки.
Молитва Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Молитва Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего.
Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Когда отходишь ко сну, произноси: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Подписывайтесь на нас.
Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста
Так, в Чистый четверг не употребляют пищу, а если это трудно сделать, разрешается пить воду и употреблять хлеб, сдобренный солью. Однако, это не касается простых людей. Им достаточно отказаться от скоромного. Уже в этот день стоит начать уделять молитвам больше времени. Главные молитвы Великого поста.
Ефрема Сирина и Феодора Студита, а также фрагменты из знаменитейшего «учебника» покаяния и пути ко спасению — «Лествицы» прп.
Иоанна Лествичника и назидательного сочинения «Лавсаик», представляющего собой жизнеописания древних святых, угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним. Однако нельзя забывать, что в дни Страстной Седмицы чтение Св. Евангелия в храме, напротив, занимает центральное место. Помимо определенных отрывков «зачал» , повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком. Тем же прихожанам, которые не могут присутствовать на службах Великих дней, опытные духовники часто рекомендуют на Страстной прочитывать все Евангелие дома.
Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует.
По воскресеньям верующим следует посещать литургию. Перед службой во время «часов» можно прочесть молитву: «Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу.
Утром читают короткие молитвы Молитва перед едой Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения. Молитва на благословение еды и пития мирянам Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. И перекрести пищу и питие. Молитва после вкушения пищи Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Преподобный Ефрем Сирин Молитва в пост перед Пасхой в утреннее время Чтобы утро начать с положительного настроения, читают короткие и легкие молитвы, сохраняя правильный настрой на весь день. Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Молитва к Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста
Молитвы в Великий пост Молитве в Великий пост уделяют больше времени, чем обычно. Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение. Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон.
Молитвы, которые нельзя читать в Великий пост
Перед принятием пищи христианину важно молиться, чтобы не допустить чревоугодия. Утром читают короткие молитвы Молитва перед едой Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения. Молитва на благословение еды и пития мирянам Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. И перекрести пищу и питие. Молитва после вкушения пищи Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Преподобный Ефрем Сирин Молитва в пост перед Пасхой в утреннее время Чтобы утро начать с положительного настроения, читают короткие и легкие молитвы, сохраняя правильный настрой на весь день. Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Молитва о прощении грехов Во время Великого поста каждый православный христианин должен покаяться за совершенные грехи: без этого невозможно духовное очищение. Молиться стоит ежедневно. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания.
К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Утренняя молитва во время Великого поста Православные знают, что каждое утро нужно начинать с молитв, а во время поста делать это обязательно. С помощью молитвы вам проще будет избавиться от негатива и защитите себя от любых неприятностей.
Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Вечерняя молитва во время Великого поста В период Великого поста рекомендуется не только начинать, но и завершать день молитвой. Данную молитву желательно читать каждый вечер перед сном: «Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом.
Недели в Церковном Уставе считаются независимо ни от Нового года, начинаемого январем, ни от индикта, начинаемого с сентября. По указанию, как в каждую седмицу читать св. Евангелие, порядок недель начинается с Пасхи, как главнейшего из христианских событий 1Кор. В Церковном Уставе порядок недель начинается после дней богослужения непреходящих, разделенных на 12 месяцев, и после августа месяца излагается в Уставе последования триоди. Чуть более «продвинутые» в Православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. Богослужение Великопостное во многом отличается от Богослужения, совершаемого Церковью в другое время.
Приведем некоторые его особенности: Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель — настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы. Звон к церковным службам кроме субботних, воскресных и праздничных дней бывает редкий. Священнослужители облачаются в темные святые одежды. Царские врата отверзаются редко. Светильники возжигаются только немногие. Пение, как выражение радостного состояния духа, слышится редко, и Богослужение состоит больше из чтения. Полная Литургия, как Богослужение торжественное, совершается только по субботним и воскресным дням, а вместо нее по средам и пятницам совершается особая, приуроченная к посту, литургия, называемая Литургиею Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.
На всех церковных службах произносится покаянная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего... В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия; утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа; дневное - из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров». Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня по нашему в 12 часов дня братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход Тип. Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. В 9 часов дня по нашему исчислению в 15 часов дня братия собирались в храм для совершения повечерия. В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным. В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение часы, изобразительные и вечерню , а вечером - повечерие, и утреннее богослужение утреню и первый час. Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие.
На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. На утрене читаются особенные часы, великопостные: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма.. На вечерне звучат паремии отрывки из Ветхого Завета. Великий пост длится почти полные семь седмиц - 48 дней. В него входят: - Святая четыредесятница: 40 дней - 5 седмиц по 7 дней и 5 дней понедельник - пятница шестой седмицы; - Лазарева суббота суббота шестой седмицы ; - Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье, воскресенье по окончании шестой седмицы ; - Страстная седмица имеет только 6 дней: последующее воскресенье - Светлое Христово Воскресение - ПАСХА. Пять дней — с понедельника по пятницу - шестой седмицы Великого поста — завершают Великую Четыредесятницу, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение. Шестая и последняя неделя воскресенье св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время св.
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы стандартные великопостные службы, как бы дает нам возможность «отдохнуть» и «собраться с силами» перед наступлением насыщенных богослужебными особенностями последних 8 дней Великого поста от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако службы 6-й седмицы представляют особый интерес для литургиста с точки зрения своего идейного содержания. К обычным для великопостных служб покаянным мотивам добавляется принципиально новая тема - предпразднственное воспоминание священных событий, празднуемых в грядущие субботу и неделю: воскрешения праведного Лазаря и входа Господа в Иерусалим. В результате песнопения Триоди, используемые в службах 6-й седмицы, можно, допуская известную степень упрощения, разделить на два тематических блока: покаянные и предпразднственные. При этом во многих песнопениях покаянной тематики ясно звучит тема предшествующего воскресного дня недели 5-й Великого поста — нравственное осмысление притчи о богаче и Лазаре. Значит, в идейном смысле как бы продолжается 5-я неделя Великого поста. С другой стороны, более половины текстов Триоди посвящены теме грядущих праздников, так что выходит, что в седмичных службах предвосхищаются наступающие Лазарева суббота и Неделя Ваий. Таким образом, в службах Триоди на данной седмице мы имеем удивительный синтез разнородного по содержанию материала. Получается, что 6-я седмица является и продолжением 5-й Недели в меньшей степени , и в то же время предпразднством Лазаревой субботы и Недели Ваий в большей степени.
Интересно также отметить, что отражение каждой из двух тем притча о богаче и Лазаре и предпразднство в песнопениях напрямую зависит от их авторства. Так, преподобный Иосиф Песнописец в первые три дня 6-й седмицы в своих текстах две стихиры на «Господи, воззвах…», седален по 2-й кафисме и 1-й трипеснец уделяет внимание исключительно покаянной тематике, преимущественно обращаясь при этом к причте о богаче и Лазаре, и только начиная с четверга переходит к теме предпразднства. В то же время преподобный Феодор Студит в своих произведениях 3-я стихира на «Господи, воззвах…», седален по 3-й кафисме и 2-й трипеснец сразу с понедельника обращается к теме предпразднства и затем выдерживает эту линию в песнопениях всех последующих дней. Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым, он не имеет в буквальном смысле предпразднства, но адекватной альтернативой предпразднству является отражение темы праздника в стихирах, седальнах и канонах Триоди в службах 6-й седмицы. Таким образом, в идейном но не в уставном смысле 6-ю седмицу можно назвать предпразднством Входа Господня в Иерусалим, хорошо сознавая условность такой характеристики впрочем, в Триоди и в Типиконе используется наименование «седмица Ваий». Приведем лишь некоторые, наиболее яркие молитвословия 6-й седмицы Великого поста, отражающие тему грядущих праздников: «Шестую седмицу поста имуще, предпразднственное пение, ваиа принесем Христу, грядущему нас ради всести на жребяти осли, языческое подклонити яко Царь безсловесие родителю: ветви добродетелей Тому вси уготовим, яко да воскресение Его радующеся узрим» понедельник Ваий, утреня, седален по 3-й кафисме «Двоица посылается ученик привести жребя, якоже писано есть, на неже Христос всед красен внидет, хвалу от младенец прияти Божественную. Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний» пятница Ваий, утреня, седален по 2-й кафисме «Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя» вторник Ваий вечера, 3-я стихира на «Господи, воззвах…» «В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мария же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо» четверг Ваий, утреня, 2-й трипеснец, 9-я песнь, 1-й тропарь На два последних молитвословия обратим особое внимание: они читаются в среду и четверг соответственно, а воскрешение Лазаря празднуется в субботу. Лазарь к моменту воскрешения пребывал 4-й день во гробе, то есть если субботу считать этим 4-м днем, в таком случае сама смерть имела место в среду, а четверг является вторым днем потому и сказано «двоеденствует». В результате в среду 6-й седмицы мы думаем о том, что сегодня Лазарь умер и его родное селение охвачено трауром, а в четверг мысленно представляем такую картину: Лазарь уже второй день лежит в гробу, сестры его все еще проливают горючие слезы, а Христос, сказав апостолам о намерении «пробудить» Лазаря, идет к его гробу. Суточный богослужебный круг Почему утреня служится вечером, что такое часы, когда служится полунощница?
Для более глубокого понимания порядка богослужений Православной Церкви рассмотрим суточный богослужебный круг. В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, — на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». Часы — краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на Апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый — по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы на каждом — по три , а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове. Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжение суток совершалось девять раз, оттого было всех девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы, и обедня.
В настоящее время для удобства православных христиан, не имеющих возможности по случаю занятий домашних так часто посещать храмы Божии, эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая Божественная литургия. Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и другие молитвы о помиловании нас, грешных. День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери или кто-либо из св. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию. В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся Святым Ангелам, во вторник воспоминается в молитвах святой Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь Животворящего Креста Господня, в четверг - в честь Святых Апостолов и святителя Николая, в субботу - в честь всех Святых и в память всех усопших православных христиан. Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб.
Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи. Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Древние христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью. После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих. Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Святой Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил Апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня.
После часов совершается обедня, или Литургия. В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день. В рождественский и крещенский сочельник часы 1-й, 3-й и 9-й совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня. Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св.
Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления.
Вечерние молитвы В течение дня нужно обращаться к Богу с молитвами и благодарностью за дарованный хлеб насущный. Молитвы читаются перед принятием пищи и после окончания трапезы. Перед тем как ложиться спать, верующий должен обратить сердечные слова к Ангелу Хранителю, благодарить его за помощь и заступничество. Это самое прекрасное время для раскрытия своего сердца и обращения молитвы к Богу Отцу. Великопостная молитва Иисусу Христу должна быть пронизана чувством благодарности и просветления.
Сын Божий взошел на голгофу за грехи людские. Важно это помнить и понимать. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Далее можно читать церковные молитвы, а можно разговаривать с Богом так, как велит сердце. Важно понимать, что Господь услышит любые слова, произносимые искренне и с душой. Нельзя отвлекаться во время молитвы. Думать о проблемах, мирской суете или предаваться неправедным мыслям. Если вы молитесь, то молитва должна идти из самого сердца.
Православный молитвослов на дни Великого поста
Во все дни Великого поста нужно молиться. Читать молитвы можно дома. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний.
Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Вечерняя же молитва такова: «Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои.
Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания.
Местным епископом был архиепископ Евдоксий, которому во сне явился великомученик Федор и предупредил его о злом намерении императора. Великомученик Феодор велел сварить коливо из домашних запасов крупы коливо — вареная с медом пшеница. В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо. Одним из существенных смыслов того, что христиане не были посрамлены злобным умыслом императора, заключается в том, насколько каждый из нас должен страшиться всякой скверны, и в первую очередь скверны духовной то есть греха, ведь по слову апостола Павла 1 Кор. Вечером в пятницу в храмах будет совершаться последование утрени и первого часа, уже с вечера пятницы вновь начинаются богослужения привычным для нас порядком.
И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные. Читайте так же: Молитва чтобы директор не придирался Молитва должна быть «молитвой веры» Иак. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» Флп. Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог — чрево! Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник.
Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах — уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Мф. Так что поклонение Богу «в духе и истине» Ин. А молитва помогает посту? Еще бы!
Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу. Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает. Если они вместе — пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно.
Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе.
Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» Мк. Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют — благодать не даст.
Так близость к Богу и общение с Богом а молитва это и есть общение с Богом и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста. Слава Тебе, Господи! Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно. Милостыня тоже нужна.
Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко. Доброе дело рождает дерзновение. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь.
Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния. Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись!
И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры. А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему.
Так пост поможет милостыне! В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая. Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить — денег, времени, мыслей.
Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота.
Вечернее молитвенное правило в Великий пост. Утренние молитвы в Великий пост Оптина пустынь. Вечернее молитвенное правило Оптина пустынь. Молебен на всякое прошение. Молебен с прошением что это. Молитва на всякое прошение на литургии.
Молебен о здравии Киприану и Устинье. Чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина.. Утренние молитвы. Утренняя молитва православная. Молитвы утренние и вечерние. Утреннее правило молитвы.
Молитва Владыко живота моего Ефрема Сирина. Молитвы на сон грядущим молитвослов. Молитвослов православный молитвы на сон грядущий. Вечерние молитвы толкование. Вечернее правило молитвы на сон. Начальные молитвы.
Молитва утром и вечером. Молитвослов утренние молитвы. Молитвослов православный утренние. Утренние и вечерние правила молитвы. Вечернее правило. Утреннее и вечернее правило.
Вечерние молитвы. Вечернее правило вечерние молитвы. Старообрядческий молитвенник. Книга молитв. Книжка молитвенник. Старообрядческий молитвослов.
Вечернее правило в Великий пост Союз. Утренние молитвы текст. Утренние молитвы на церковно-Славянском. Утренняя молитва и вечерняя молитва. Господи и Владыко живота моего молитва текст. Вечерние молитвы на сон грядущий.
Православный молитвослов молитвы на сон грядущим. Текст молитвы на сон грядущий. Молитва вечерняя на сон. Молитва Великого поста молитва Ефрема Сирина. Молитва в Великий пост Ефрема. Утренняя молитва картинки.
Великий пост. Православный пост. Великий пост свечи в храме. Великий пост фото.
Самое читаемое
- Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста
- Шестая седмица Великого поста
- Вечернее молитвенное правило в Великий пост субтитры
- Как правильно молиться в Великий Пост Какие молитвы читать
- Три молитвы Великого поста – Александро-Невский храм
- Молитвы в Великий пост: на каждый день, утром и вечером
Как молиться в Великий пост 2020
Главное в посте — не диета и уборка, а именно духовный подвиг человека, который хочет следовать за Христом. Во все дни Великого поста нужно молиться. Читать молитвы можно дома. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Вечерняя же молитва такова: «Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему. Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.
Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали. Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.
Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период. Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе… Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе! Семь заповедей Великого поста Как провести Великий пост с пользой для себя и окружающих?
Начался Великий пост — время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя. Великий пост готовит нас к торжеству торжеств — Пасхе. Это настоящее путешествие.
Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале. Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему? Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться.
Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста — не в том, чтобы не есть животной пищи пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него. Все же мы — существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей.
И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются.
Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность — вот золотое правило.
Читайте так же: Какую молитву почитать перед исповедью 2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост — время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности.
У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то — от курения, а кто-то — от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать. Молиться регулярно. Пост без молитвы — вовсе не пост.
Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей.
Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет — наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться.
Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью. Посещать богослужения. Великий пост — особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда.
Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб.
Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Но с началом подготовки к Великому посту это песнопение заменяется на покаянные тропари. В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени.
Можно сказать, что покаянные тропари утрени выражают основное настроение, в котором мы пребываем на протяжении всего Великого поста. Наше главное дело Великим постом — приносить покаяние Богу, то есть постараться увидеть свои грехи и сделать все от нас зависящее, чтобы отстать по крайней мере от части этих грехов, исправиться, измениться к лучшему. В покаянных тропарях мы признаемся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости.
Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками. Именно на этом суде — последнем и поэтому страшном — решится окончательная участь всякого человека: люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему еще при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание. Известен в том числе как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами.
Один из этих псалмов, пятидесятый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» , — непревзойденный образец покаянного духа. Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остается позади, начинается Страстная седмица.
В центре Страстной седмицы — уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте. Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны. Кто и когда написал эту молитву Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны.
Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной — богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Перевод: «Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию.
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Да, Господь мой и Царь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Что это за молитва Молитва Ефрема Сирина читается на всех будничных богослужениях, начиная с вечера Прощеного воскресенья но перед этим еще в среду и в пятницу Сырной, или, по-народному, масленичной седмицы и до Страстной среды включительно.
Часто призираемое в миру, смирение -величайшаядобродетель пред Лицом Божиим. Из-за утратысмирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости. Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано.
Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие подвиги обесцениваются пред Очами Божиими. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, долженвоспитать в себе смирение. Терпение и любовь Священнослужители образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни». Верующие нуждаются в терпении.
Без него не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других делах. Даже скорби и болезни нужно уметь сносить безропотно, не смущаясь тем, что не видно быстрых результатов духовных трудов. Любовь — царица добродетелей, без которой все остальные подвижнические делания совершенно обесцениваются. Без нее невозможны крепкие связи между людьми.
Сам Искупитель указал на эту добродетель как на отличительную черту Его учеников. Однако любовь должна быть пронизана разумностью и духом евангельских заповедей. В чем помогает молитва В тексте молитвы присутствует прошение о даровании таких добродетелей какнеосуждение ближнего и способности зреть собственные прегрешения. От страсти гнева и злости Из-за этих наполняющих душу скверной пороков кажется скверной и вся окружающая жизнь.
Внимательно же рассмотрев свои согрешения и раскаявшись в них, одновременно испрашивая у Господа смирения, человек делается гораздо менее вспыльчивым и перестает злиться на окружающих, поскольку усматривает уже духовным зрением, что и сам он поступает ничуть не лучше. В унынии Уныние, согласно святоотеческому наставлению, есть «расслабление на все доброе», происходящее от внутренней духовной незаполненности. Противоположная ему добродетель — трезвение, то есть бдительное наблюдение за состоянием своего ума и сердца. Слова данного молитвенного обращения взывают к Всемогущему Создателюо помощив отсечении греховных помыслов и настроений, наполнении сердец верующих благодатью и не допущенияих зависимости от духа уныния.
О ненавидящих и обидящих Между людьми иной раз пролегает враждебная тень. Молитвой же за притесняющих и оскорбляющих один другого людей можно остановить в их душах движение пагубной страсти. Лев Оптинский наставлял: «Первейшее и самое нужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них по заповеди Христовой». Держащего внутри себя зло человека победить можно лишь противоположными добродетелями: любовью и незлобием.
Так учил Искупитель и таковы святоотеческие завещания. Поэтому данная молитва, заключающая просьбу об исполнении внутреннего естества этими благодатными качествами души, помогает воссоздать между конфликтующими людьми добрые отношения. Кроме того, прося Господа указать вопрошающему собственные недостатки, люди следуют премудрому совету игумена Никона Воробьева: «Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны сначала изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».
О возвращении мирных времен Христианам заповедано не только избегать всякого рода конфликтов, не впуская в себя дух ненависти, но и способствовать умиротворению духа ближних, враждующих друг с другом. Новая Ладога. Внутренний двор Невской церкви, стена с отверстиями от пуль. Фото из исследовательского проекта учащегося объединения «Тайны Новой Ладоги» Дмитрия Перова В основе любого конфликта, будь то раздор между людьми или вражда между государствами, всегда лежит стремление поставить собственныеинтересы выше интересов оппонентов.
Молитва же Ефрема Сирина содержит прошение о ниспослании духа любви, неосуждения ближних, терпения и смирения, при принятии которых умонастроение людей меняется, ипоявляется благочестивое произволение снять остроту и напряженность враждебной обстановки.
Какие молитвы читать в Великий пост дома
В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы „Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. В дни Великого поста молитвам нужно уделять гораздо больше времени, чем в какое-либо другое время в году. Эта молитва часто повторяется “во дни печальные Великого Поста” – дни покаяния и очищения души. Необходимым усилением Великого поста является усиление молитвы: кроме утренних и вечерних молитв хорошо бы ежедневно читать.