В 2024 году Команда планирует отправиться к месту, где погиб пароход «Челюскин», чтобы продолжить изучение затонувшего корабля. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого «Челюскиным». Сначала власти СССР создали проблему, отправив неподходящий для Арктики пароход в ледовое плавание, а затем героически спасали экипаж и пассажиров «Челюскина». 1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. Сегодня мы расскажем читателям сайта об одной из самых известных историй освоения Русской Арктики в 20 веке – плавании парохода «Челюскин», которое состоялось в 1933-1934 годах.
Трагедия «Челюскина»
Однако история экспедиции "Челюскина" продолжает привлекать к себе внимание. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин».
История спасения «Челюскина»
Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел. Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года. Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход.
Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось.
Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь. В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Сразу же после того, как 104 человека , среди которых были 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время плавания, высадились с тонущего судна на лёд и поставили палатки, знаменитым полярным радистом Эрнстом Кренкелем была отправлена радиограмма в ближайший посёлок Уэллен: 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин», затонул, раздавленный сжатием льдов. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи.
Но без конкретных действий по их освоению государства-соседи эти заявления всерьез не воспринимали. Лишь через девять лет страна Советов смогла перейти от слов к делу. В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" удалось преодолеть Северный морской путь за одну навигацию. Старт экспедиции "Челюскина" Руководство страны назначило Шмидта начальником специально созданного Главного управления Севморпути. Окрыленный успехом, исследователь решил доказать, что не только ледоколы, но и обычные тяжелые сухогрузы способны преодолевать этот маршрут. Как раз в это время датские кораблестроители построили для СССР новый транспортный пароход, позднее получивший имя "Челюскин" — в честь знаменитого русского исследователя Арктики. На нем и решено было отправить экспедицию, которую вновь возглавил Отто Шмидт. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 года. Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части. На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех. Да и остальные члены команды, видимо, тоже. Один из них даже взял с собой беременную жену.
Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. А также почти три тонны угля, 500 тонн воды, продовольствие на полтора года и объем снабжения для острова Врангеля на три года. Капитаном корабля стал полярник Владимир Иванович Воронин. Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" четко шел по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, на судне появилась деформация корпуса и пробоина. Тем не менее, экспедицию решили продолжить. В сентябре, когда корабль был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов он получил еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933-го "Челюскин" почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив — в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что "Челюскин" находится в районе острова Диомида, примерно в 20 километрах от свободной воды. Но дойти до воды и пойти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал судно и его снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции прекрасно понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что и произошло 13 февраля 1934 года. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего. Ледяные торосы пробили корпус "Челюскина" в нескольких местах, в бортах образовались огромные дыры. Судно стремительно погружалось под воду, однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, он замешкался на палубе корабля, и его придавил сместившийся груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы.
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»
Сами конструкторы назвали его «пароходом ледокольного типа». Имя нового судна — «Челюскин». Пароход «Челюскин» имел водоизмещение 7,5 тысячи тонн. В Дании сообщили, что судно, построенное по заказу советского руководства, предназначено для специальных целей и специального торгового мореплавания. И уже 6 июня стартовал первый официальный поход корабля, в этот день «Челюскин» вышел из порта в Ленинграде, но вышел под названием «Лена» судно было предназначено для хождения между устьем Лены, отсюда и его первоначальное название. Только впоследствии судно получило свое официальное название в честь русского мореплавателя и полярника Семена Ивановича Челюскина. Судно должно было отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути — тому самому, который сегодня продолжает оставаться крайне востребованным. На борт парохода взошли 112 человек. На трудных участках пути планировалось задействовать помощь ледоколов, чтобы они пробивали льды для беспрепятственного хождения нового парохода. Первые трудности С первыми льдами «Челюскин» встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Для прохождения трудного участка были задействованы ледоколы, после чего пароход продолжил свой путь.
Уже 23 сентября «Челюскин» снова встретился со сплошными льдами, но на этот раз в Чукотском море. Пароход окончательно застрял во льдах примерно в том месте, где в 1932 году произошла авария ледокольного парохода «Александр Сибиряков».
Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев. Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков.
Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана". Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры".
В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель.
На дрейфующий лед сошло 104 человека — среди них 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов... На следующий день в Москве была создана правительственная комиссия по спасению. Сначала решили пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Осталась надежда на авиацию. Мир не верил в спасение челюскинцев.
Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на север. Пароход дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус. Шмидт предвидел катастрофу. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего. Ледяные торосы пробили корпус «Челюскина» в нескольких местах, на бортах образовались огромные дыры. Прочный корпус парохода лопнул, как яичная скорлупа. Судно стремительно погружалось под воду. Однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, которого придавил и утянул на дно сместившийся на палубе груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. До берега — 130 километров. На льдине построили барак из бревен и досок, всплывших после потопления «Челюскина», оборудовали палаточный лагерь. Оставшихся продуктов хватало на два с половиной месяца. В пяти километрах от лагеря челюскинцы расчистили небольшую площадку для приема самолетов. Лагерь экспедиции О. Шмидта на льдах Арктики Железные люди В Москве создали правительственную комиссию, для эвакуации выделили 17 самолетов.
Судьба парохода «Челюскин»
Пароход «Челюскин» торжественно провожали в плавание летом 1933 года в Ленинграде. ков: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Не обошлась история «Челюскина» и без «сплетен в виде версий»: не так давно появился и даже получил немалую известность рассказ, будто вместе с пароходом «Челюскин» шло однотипное судно «Пижма». 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода "Челюскин", который позже назовут советским Титаником.
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Если применить подобный подход к данной истории, то без труда можно установить, что в Копенгагене был построен только один грузовой пароход «Лена», переименованный в «Челюскин». "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. Именно этот пароход должен был повторить подвиг «Сибирякова», который впервые в мировой истории прошёл за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice).
Самое интересное в виде мозаики
- Комментарии
- ДЕНЬ В ИСТОРИИ. |
- Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
- Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
- Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
- Домашний очаг
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
путешественника С.И. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино. Пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино. Самая дерзкая из которых, что пароход «Челюскин» ушел в Арктику не один, а в сопровождении корабля-двойника.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. Сегодня мы расскажем читателям сайта об одной из самых известных историй освоения Русской Арктики в 20 веке – плавании парохода «Челюскин», которое состоялось в 1933-1934 годах. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice).
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. На лекции научный сотрудник Северного морского музея Александр Белов познакомит слушателей с историей и главными действующими лицами этого события, ответит на все интересующие аудиторию вопросы. После лекции приглашаем на экскурсию по постоянной экспозиции музея.
Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло. Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь.
Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход. Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками, как бы корчился в предсмертных судорогах. На снег полетели ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Вскоре судно ушло под лед.
Быстро темнело, экипаж «Челюскина» срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос — спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым.
Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера.
Экспедиция, добравшаяся к месту затопления судна на ледоколе «Илья Муромец», использовала многолучевой эхолот для обследования «Челюскина», попавшего в ледяную ловушку. Одним из главных итогов экспедиции к легендарному пароходу стала успешная попытка видеосъёмки объекта. Из-за сильного течения и мутной воды, что связано с близостью к Берингову проливу, ранее не удавалось получить качественное изображение судна.
Впервые удалось произвести видеосъемку парохода "Челюскин" с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин - 350"", - сказано в сообщении СФ, поступившем в "Интерфакс" в четверг. Отмечается, что ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход "Челюскин"", - информирует СФ. В настоящее время ледокол СФ "Илья Муромец", на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля.
Там предполагается исследовать места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910 - 1915 годов в восточных районах Чукотского моря.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
А имена первых героев-летчиков наизусть знала вся страна. Это была красивая история, и это был, безусловно, настоящий героизм. И тем не менее спокойный анализ ситуации провоцирует появление вопросов: до конца ли продуманным и подготовленным был рейс, насколько квалифицированы были его руководители, можно ли было избежать вынужденного героизма, который потом столько лет вдохновлял романтичных юношей?.. В конце 50-х, почти полвека назад, меня, студента-дипломника, направили для завершения образования и обретения заветных синих «корочек» в Институт физики металлов Академии наук СССР.
Там я попал под начало заведующего лабораторией Ибрагима Гафуровича Факидова. Первое, что меня удивило, - вместо привычного, переснятого из журнала портрета Эйнштейна на стене висела фотография Отто Юльевича Шмидта. И что было еще интереснее, на полке стеллажа стояла модель парохода.
Вместе со Шмидтом мерз на льдине. Как-то один эксперимент затянулся, и мы остались в лаборатории вдвоем. Шеф благожелательно улыбнулся, откинулся на спинку кресла и начал свой рассказ: «…Первая более или менее реалистическая попытка пройти за одну навигацию из Архангельска во Владивосток была предпринята годом раньше - в 1932-м, но фактически закончилась неудачей.
Все списали на возраст судна, на необычно тяжелые льды. Ерунда это все. И пароход был неплохой, и пока он дрейфовал в ледяном поле, мимо спокойно проходили суда дальневосточников.
Они, кстати, с самого начала доказывали, что Северный морской путь надо осваивать с востока. Но Шмидт сумел в очередной раз убедить Сталина, и экспедиция 1933 года снова началась из Мурманска. Капитаном назначили Воронина, капитана, безусловно, опытного, но самого сложного — Восточного сектора Арктики он совершенно не знал.
С тем мы и отплыли. В успехе никто не сомневался. С нами были пассажиры.
Одна дама, отправившаяся в рискованное путешествие в «интересном» положении, родила, когда мы плыли Карским морем. Имя девочке выбирали недолго. Единогласно решили назвать Кариной.
Во-первых, так звали древнегреческую поэтессу, во-вторых, в память о Карском море. Пока шли до Таймыра, забот не знали. В Восточно-Сибирском море пришлось лед расталкивать.
А в Чукотском море он нас крепко зажал. Плавание сменилось дрейфом. Пароход таскало вместе с льдом то на север, то на юг.
Но бодрости мы не теряли. Ведь с нами был сам Отто Юльевич.
Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин». В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин». В сентябре 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход «Челюскин». Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин».
Но моторы маломощных самолетов в мороз не всегда заводились, а пурга и туманы «отменяли» полеты. Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль. В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся! Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде. Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью. То вдруг трескался под палатками с продуктами, то растаскивал, разрывал пополам жилой барак, то вздымался торосами на расчищенном с таким трудом аэродроме. Приходилось перетаскивать имущество в другое место и снова начинать строительство.
В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся! Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде. Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью. То вдруг трескался под палатками с продуктами, то растаскивал, разрывал пополам жилой барак, то вздымался торосами на расчищенном с таким трудом аэродроме. Приходилось перетаскивать имущество в другое место и снова начинать строительство. Наконец 5 марта летчик Ляпидевский на своем АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины 10 женщин и двоих детей. Какой это был праздник! Люди пускались в пляс на льду. Второй рейс Ляпидевскому не суждено было сделать — отказал в воздухе двигатель.
Челюскин и пижма все точки над i
Переход «Челюскина» должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути простыми транспортными кораблями, а не только ледоколами. Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь.
В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей. В разные годы "Челюскин" пытались найти, но всегда безуспешно. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов.
В течение нескольких часов Алексей Михайлов, Александр Федосеев и Алексей Кошелев вели площадной поиск и на 13-м галсе обнаружили объект. После того как было определено, что это и есть "Челюскин", начались погружения. Видимость на глубине 35 м составляла всего 20 см. В районе шлюпочной палубы с огромным трудом было отделено два фрагмента судна — стойка леерного ограждения с кольцами и скобой и вентиляционная решетка. Найденные фрагменты корабля и пробы металла отправили в Копенгаген — на верфи "Бурмейстер и Вейн", где судно было построено. По свидетельству Иосифа Рабиновича, ученого секретаря экспедиции, в Дании подтвердили, что найденные фрагменты принадлежат именно "Челюскину", что стало логическим завершением героической эпопеи. По материалам портала История.
Проект представили генеральный продюсер и шоураннер Федор Бондарчук, генеральный продюсер Дмитрий Табарчук, режиссер Степан Коршунов и исполнительница главной роли актриса Стася Милославская. Действие сериала идет в феврале 1934 года. Прохождение морского пути Арктики за одну навигацию было слишком амбициозной целью и имело огромное значение для СССР.
В Чукотском море снова встретили сплошные льды. В ноябре помощь «Челюскину» безуспешно пытался оказать ледорез «Ф. В скором времени руководству экспедиции стало понятным, что следует готовиться к неизбежному дрейфу. Пришлось заниматься рациональным распределением грузов, обеспечивать экономию угля. Радисты наладили устойчивую связь с внешним миром. На протяжении всей экспедиции проводились метеорологические, гидрологические, гидрохимические исследования, изучались свойства льдов, непрерывно проводились астрономические наблюдения. В 13:00 начались толчки льда, а спустя 20 мин. Высота ледяного вала, двигавшегося на судно, доходила до 8 метров. Лед разорвал обшивку «Челюскина» в районе машинного отделения на протяжении 10—15 м, потом сжатие прекратилось. Были сорваны с фундамента рабочий паровой котел, механизмы, находящиеся на левом борту. Из-за перекоса фундамента остановилась паровая динамо-машина, после чего погас свет. Сразу же последовала команда о выгрузке на лед. Выгрузка на лед Выгрузку провели организованно, потому как это было отработано заранее. Сжатие возобновилось через полтора часа: лед порвал бортовую обшивку в районе первого и второго носовых трюмов, нос парохода «Челюскин» стал быстро погружаться в воду. В это время на лед удалось переправить бортовой самолет Ш-2. В эфир ушла последняя радиограмма, и радиостанцию также пришлось снять. На лед успели выгрузить все намеченное имущество, однако на борту еще оставалось 15 человек в том числе — руководство экспедиции , которые продолжали сбрасывать на лед предметы, которые могли пригодиться впоследствии.