«Одновременно строятся пять подводных лодок класса "Ясень-М", в том числе на завершающем этапе находится атомный крейсер "Архангельск". Головной атомный подводный крейсер К-561 «Казань» — российская многоцелевая атомная подводная лодка IV поколения. ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок. Военно-морской флот России планирует получить до конца года три атомные подводные лодки. Россия стремительно расширяет свой флот атомных подводных лодок.
Многоцелевые атомные подводные лодки России
Строительством подводных лодок для российского флота занимается два судостроительных завода: «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге (строят ДЭПЛ) и «ПО «Севмаш» в Северодвинске (строит АПЛ). Сейчас на вооружении России стоят 45 атомных подводных лодок, почти половина из них это наследие советского союза. Newsweek напоминает: в середине января Россия заявила, что произвела первую партию «суперторпед» «Посейдон», способных нести ядерное оружие, предназначенных для использования на атомной подводной лодке специального назначения «Белгород».
Тихоокеанский флот России: сравнение с ВМФ Японии
Издание отмечает, что новые российские подлодки проекта 667М "Лада" - это отличные субмарины, предназначенные для ведения боевых действий против надводных кораблей, противолодочной борьбы и сбора разведывательной информации. Эти подложки вооружены не только торпедами, но и крылатыми ракетами, которые способны нанести значительный ущерб цели. Также NI напоминает, что дизель-электрические подлодки могут быть очень тихими по сравнению с атомными субмаринами, а значит, их сложнее обнаружить с помощью гидролокаторов. Напомним, что водоизмещение подлодок проекта "Лада" составляет 1765 тонн в надводном положении, под водой - 2650 тонн.
В настоящее время 25-я дПЛ представляет единственное соединение на Тихом океане, эксплуатирующее атомные подводные крейсера АПКР стратегического назначения. Он построен в Северодвинске, принят заказчиком в декабре прошлого года, после чего выполнил двухмесячный межфлотский переход по Северному морскому пути. Командующий ТОФ адмирал Виктор Лиина заявил: «Оперативные возможности Тихоокеанского флота в решении задач обеспечения военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе возросли». Завершение перевооружения 25-й дПЛ по времени совпало с решением Государственной думы об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил: под законопроектом поставили подписи 438 депутатов. Он отметил, что столь большая консолидация в ходе голосования стала ответом Вашингтону на его «хамское отношение к поддержанию глобальной безопасности».
Очередным шагом в данном направлении стало сообщение Министерства энергетики США от 20 октября о проведении на полигоне в штате Невада подземного химического взрыва с декларируемой целью «улучшить возможности по обнаружению ядерных взрывов малой мощности по всему миру». Далее в разъяснении утверждается, что некоторые иностранные государства без уточнения какие в интересах национальных атомных программ «проводят небольшие взрывы», не отмечаемые даже высокочувствительными сейсмическими станциями. Эксперты расценили данный шаг как начало практической подготовки полигона в Неваде к возобновлению испытаний американского ядерного оружия ЯО после их приостановления в 1992 году всего 1054 случая, большинство — в Неваде. Напомним, что в ходе дискуссии на пленарном заседании клуба «Валдай» 5 октября президент РФ Владимир Путин сказал, что призыв вернуться к испытаниям ЯО имеет смысл в свете «завершения работы над современными видами стратегического оружия». Среди аргументов в пользу такого решения специалисты приводили следующий. Чтобы разработчик и производитель доказали работоспособность созданных ими изделий, нужно пропустить его через всесторонние тесты и убедиться в том, что специальный боезаряд будет работать без сбоев. Первый заместитель главы Комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев считает, что России следует провести собственные испытания в ответ на таковые в Неваде. Чтобы новые виды оружия на деле выполняли функцию стратегического сдерживания потенциального противника, необходима регулярная демонстрация его способностей. Так, с осени 2004 года было проведено 40 испытательных пусков МБР «Булава».
Крайний раз в ноябре прошлого года пуск выполнил «Генералиссимус Суворов» из акватории Белого моря, боевые блоки ракеты упали на камчатском полигоне Кура. И вот почти год спустя к полуострову пришел и сам крейсер. Он присоединился к однотипному «Князь Олег» — тот появился на Камчатке более года тому назад вместе с многоцелевой субмариной «Новосибирск», ставшей первой проекта 885М «Ясень» на Тихом океане. Таким образом, параллельно с 25-й дПЛ проходит перевооружение и 10-я дивизия подводных лодок 10 дПЛ.
ТАСС "Подписаны приемо-сдаточные документы", - рассказал собеседник агентства.
Он уточнил, что АПЛ построены на "Севмаше". По данным источника, церемония поднятия Андреевского флага состоится 10 декабря.
Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.
Бесшумный колосс проекта 955 «Борей» Самая современная российская субмарина , вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава» , навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво». Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки. Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб.
В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей. Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире , способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество. Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине.
Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после. Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы через которую даже осуществлялся вход , погибли 42 из 69 человека экипажа. Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином ещё одна уникальная методика. Планируется и подъем остатков лодки.
Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес» Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии. Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой.
Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина. Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.
В 2024 году ВМФ России пополнят 4 подлодки
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Речь в прогнозах на 2024 год идет о сравнительно небольших кораблях небольшого водоизмещения, комментирует Сергей Ищенко. А кораблей океанской зоны нам просто не хватает, и мы их строим в час по чайной ложке», — отмечает эксперт. Из больших надводных кораблей, если говорить о новых фрегатах проекта 22 350 типа «Адмирал Горшков», напоминает Ищенко, пока построено лишь три фрегата — «Адмирал Горшков», «Адмирал флота Касатонов» и «Адмирал Головко», остальные находятся в стадии строительства. Потребности флота в крупных, в том числе авианесущих кораблях ограничены не геополитическими интересами страны, а ее производственными и экономическими возможностями, объясняет Владимир Гундаров в разговоре с ИА Регнум. Здесь, по его мнению, играют роль и отсутствие подходящих для этой цели верфей и необходимой промышленной кооперации, и высокая цена, и необходимость дополнительных немалых вложений в развитие флота в целом. Не все настолько ладно и с импортозамещением, полагают эксперты. С одной стороны, произошел определенный сдвиг в положительную сторону по турбостроению, по двигателям, по крупным агрегатам, отмечает Гундаров. С другой, есть вопросы по зависимости от ряда других компонентов, в частности, по механике и химии, говорит в беседе с ИА Регнум военный эксперт, капитан третьего ранга запаса Максим Климов.
Сокращения сроков удастся достичь благодаря совершенствованию технологии, а также за счет отладки производственных процессов при серийном строительстве. По словам Алексея Рахманова, продолжается ремонт и модернизация лодок предыдущих проектов.
Много нового В прошлом году ВМФ получил от промышленности заметное пополнение. В его состав вошли, в частности, три подлодки — атомный подводный крейсер «Император Александр III», несущий баллистические ракеты «Булава», многоцелевой атомный подводный крейсер «Красноярск», вооруженный крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» и сверхзвуковыми «Ониксами», а также многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка «Можайск» проекта «Варшавянка». Помимо этого российские верфи передали морякам такие надводные корабли: фрегат «Адмирал Головко», корветы «Меркурий» и «Резкий», малые ракетные корабли «Циклон» и «Наро-Фоминск», морской тральщик «Лев Чернавин», сторожевой корабль «Неустрашимый». В целом ВМФ за 2023 год пополнился 33 многоцелевыми и рейдовыми катерами, судами обеспечения, 11 самолетами и вертолетами морской авиации, в том числе противолодочными и транспортно-боевыми. Он также уточнил, что Россия обязательно реализует планы по строительству подводных и надводных кораблей, количественно укрепит боеготовность ВМФ, а также морскую мощь в важнейших стратегических районах мирового океана. Укрепление ВМФ России продолжилось уже в первом месяце 2024 года: так, в конце января Кольская флотилия Северного флота получила дизель-электрическую подводную лодку проекта 677 «Кронштадт», вооруженную ракетными комплексами «Калибр». При этом передача Балтийскому флоту другой подводной лодки этого проекта «Великие Луки» также запланирована на текущий год. Большие планы Как сообщает Министерство обороны России, помимо «Великих Лук» боевой строй ВМФ РФ пополнят также малый ракетный корабль «Буря», который завершает госиспытания на Балтике, атомный подводный крейсер «Архангельск» проекта «Ясень-М», предназначенный для подводных сил Северного флота. Также флот пополнится несколькими морскими тральщиками и малыми ракетными и патрульными кораблями для усиления соединения на Балтике, в Черном море и Тихом океане.
В настоящий момент Россия располагает 62-я подводными лодками всех классов. В действительности их 68, эксперты NI воспользовались сведениями, приведенными в Википедии. И еще 22 дизель-электрические. В сумме получается 59. Сюда не включены лодки специального назначения, которые не предназначены для участия в боевых операциях, их девять — восемь атомных и одна знаменитая дизельная лодка «Саров», участвующая в испытании подводного стратегического беспилотника «Посейдон». Далее говорится, что большая часть этих лодок построена в 80-е-90-е годы. Что, надо сказать, в настоящее время не столь и критично. Потому что все американские стратегические подводные ракетоносцы «Огайо», коих 10, были построены в период с 1984 года по 1997 год. Так что стратегическую составляющую подводных флотов американскому изданию трогать не стоило бы. Тут у нас паритет. Более того, новые российские лодки «Борей» относятся к четвертому поколению, «Огайо» — к третьему. К тому же строительство «Бореев» происходит ритмично, лодки передаются в ВМФ с интервалом в год. Поэтому к тридцатым годам крах, предрекаемый NI российскому подводному флоту, его стратегической составляющей не коснется. Потому что он имеет наивысший приоритет в кораблестроении. Тем не менее, в The National Interest уверены: к концу 20-х годов, максимум к началу 30-х годов в ВМФ России останутся 12 подводных лодок. Остальные либо полностью выйдут из строя, либо устареют настолько, что их будет бессмысленно держать на флоте. Конечно, утверждает NI, Россия может слегка выправить ситуацию, хотя в теперешнем положении, когда государство со всех сторон обложено санкциями, сделать это будет крайне затруднительно. Если российские кораблестроители к началу следующего десятилетия построят все ныне запланированные лодки, то в общей сложности их будет всего лишь 28. То есть подводный флот России ополовинется. Что же, коль NI не соизволил привести доказательства, ограничившись лишь результатом, то придется нам заняться арифметикой. Начнем с дизельных лодок. Сегодня в строю находятся 14 лодок проекта 877 «Палтус» и его модификации. Субмарины поступали в ВМФ, начиная с 1988 года и по 1994 год.
Сколько у России подводных лодок? Современные подводные лодки России. Подводные лодки ВМФ России
Эта лодка погибла во время боевых действий в 1943 году. В 1962-м это судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. Поскольку эта лодка была принципиально новой и строилась в спешке, она, к сожалению, постоянно требовала ремонта. Но взрыва торпед, в том числе и с атомными боеголовками, экипажу удалось избежать.
На базу лодка вернулась самостоятельно. Выведена из эксплуатации первая советская атомная субмарина была в 1991 г. На настоящий момент лодка переделывается с целью организации на ее борту музея.
Осматривать экспонаты посетители смогут на ее борту непосредственно под водой. Положение дел сегодня Новые подводные лодки России, проекты которых воплощаются в жизнь на настоящий момент, имеют неплохой потенциал. Но еще в 90-х прошлого века в связи с известными событиями российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии.
Существовала подобная ситуация в стране вплоть до 2000 года. Толчком к новому развитию подводного флота страны стала трагедия, случившаяся с судном «Курск». Именно после этого события общество нашей страны осознало, в каком плачевном состоянии находится ВМФ РФ.
В последующие годы правительство России осуществило ряд реформ флота. Касалось это как улучшения материального состояния, так и подготовки личного состава. Кризис, начавшийся в 90-х, удалось преодолеть.
Однако еще и в настоящий момент боеспособность подводного флота у нас в стране ниже, чем во времена СССР. Даже судов в Советском Союзе было больше - 250. Сегодня же ответом на вопрос о том, сколько у России подводных лодок, являются 72 единицы.
То есть почти в 4 раза меньше. К тому же некоторые суда сегодня проходят реконструкцию и модернизацию на верфях. Современные подводные лодки Но как бы там ни было, некоторых улучшений во флоте РФ добиться все же удалось.
Количество подводных лодок в России в последнее время увеличилось. Не так давно в стране начали реализовываться два проекта атомных субмарин: 955 «Борей», пришедшие на смену устаревшим 667 БДР «Кальмарам»; суда с крылатыми ракетами 885 «Ясень». Современные подводные лодки России «Борей» являются составной частью правительственной программы стратегической обороны.
Два последних судна этого класса, за номерами 7 и 8, должны поступить на вооружение ВМФ России в 2027-2028 годах. Согласно открытым источникам, их строительство стартовало в июле 2020 года. Эти корабли получат названия "Воронеж" и "Владивосток" соответственно. В дополнение к сказанному, можно добавить, что сегодня на Северо-Двинском судостроительном заводе ведутся работы по модернизации процесса строительства атомных подводных лодок. Такой подход с 2028 года поможет сократить цикл производства на один год - с семи до шести лет, а также сэкономить на строительстве более 600 миллионов рублей, сделав субмарины более экономически эффективными. Новость по теме: Первые ядерные торпеды Poseidon поступили на вооружение субмарин проекта БС-329 "Белгород" - реакция Вашингтона. Теперь относительно обычных не атомных подводных лодок, в 2023 году ВМФ России завершит приемку подводной лодки проекта 06363.
Читайте нас на: Как утилизовали наши подлодки Атомный подводный флот - это визитная карточка мощного в военном плане государства. Мощь, которая есть только у небольшого круга государств, входящих в неофициальный ядерный клуб.
Со времён биполярного мира противостояния двух политических систем - социализма и капитализма развитие атомного флота в СССР и США шло в режиме гонки вооружений. Каждая страна старалась достичь не только количественного, но и качественного превосходства над своим противником. Однако, наступивший 1991 год сменил победу на поражение, и гордость ВМФ СССР - атомные подводные лодки - стали всё реже и реже появляться в водах Атлантического и Тихого океанов. Помимо этого, созданная подводная армада оказалась тяжким бременем для нового демократического государства - России. Поэтому большинство АПЛ подверглись утилизации. Возникла и другая проблема - в очереди на утилизацию по состоянию на 1996 год находилось более 150 АПЛ. Самостоятельно пустить на металл такое количество подлодок с заглушенными ядерными реакторами Россия физически не могла, но на помощь пришли новые западные друзья, которые по программе военной помощи - Common Threat Reduction помогли увеличить утилизационные мощности заводов «Звёздочка» и «Звезда». К 2012 году на переплавку было отправлено 199 подлодок, а былую мощь подводного флота СССР теперь представляют 49 АПЛ различного назначения. Не так и много, но и не так мало, если судить по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям этих АПЛ.
Когда рука патриотов моет руку алармистов Оценкой боевых возможностей наших АПЛ занимаются в основном американские военные специалисты, чью аналитику можно поделить на два основных информационных течения - патриотическое Make America Great Again, MAGA и алармистское Russian military threat, RMT. По сути, это левая и правая рука лобби военно-промышленного комплекса США. Потому что у США - 11 авианосных ударных групп АУГ , 6 флотов океанской зоны, 72 АПЛ и свыше 300 боевых кораблей, а военно-морские базы, находящиеся в трёх мировых океанах, выступают гарантами международного права свободного судоходства точнее держат под контролем все основные морские торговые маршруты. Stennis CVN 74 и его ударная группа. Понятно, что эта «аналитика» предназначена для ушей американских налогоплательщиков, ближайших союзников по НАТО и партнёров, чтоб знали своё место.
В ОСК стремятся сократить стапельный период строительства за счет отправки на стапель более насыщенных блоков, из которых собирается корабль.
Эти планы должны быть реализованы к 2028 году. Новые сроки строительства будут касаться кораблей, которые будут заложены в 2027 году", — сказал Рахманов. Таких показателей получится достичь благодаря, во-первых, ряду технологических решений, а во-вторых, за счет отладки производственных процессов при серийном строительстве. Так, от головного корабля к первому серийному и от первого серийного ко второму трудоемкость нормо-часа снижается на 20 процентов, а затем — на 10-12 процентов. Атомное обновление Знаковым событием 2022 года стала передача в июле флоту уникальной исследовательской подводной лодки "Белгород" проекта 09852. Продолжается работа над атомной подлодкой "Хабаровск", которая станет уже штатным носителем "Посейдонов".
Ее сдача планируется в этом году. Официальной информации об этих подлодках крайне мало. В декабре 2022 года в состав ВМФ вошел стратегический атомный подводный крейсер проекта 955А "Борей-А" "Генералиссимус Суворов" — третий корабль улучшенного проекта, вооруженный баллистическими ракетами "Булава". В этот же день на воду спущен еще один "Борей-А" — "Император Александр III", который должен пополнить российский флот после достройки и успешного прохождения испытаний до конца 2023 года. Подводные лодки проекта 955 "Борей" и модернизированного 955А "Борей-А" относятся к четвертому поколению атомных подводных ракетоносцев, вооружены 16 баллистическими ракетами "Булава" и предназначены для решения задач стратегического ядерного сдерживания. По словам президента Владимира Путина , они пополнят боевой состав российского флота в ближайшие годы.
Предполагается, что их выведут из боевого состава флота к 2030 году. К этому моменту планируется сдать девятый и десятый "Бореи". В составе ВМФ сейчас одна лодка проекта 885 и две — модернизированного 885М.
ВМФ России получит пять подлодок в 2023 году
Сама же военная техника этой разновидности у нас в стране существует более 100 лет. Первую подводную лодку в России, принятую на вооружение, построили в начале прошлого века. Примитивный прототип же подобной техники был сконструирован в государстве еще при Петре I. Автором этой, по сути, самой первой лодки был умелец из города Сестрорецка Ефим Никонов. Испытывал свое изобретение мастер в присутствии самого царя. Представляла собой подводная лодка Никонова некое подобие огромной бочки. Помимо всего прочего, на ней был установлен прототип перископа. Передвигалась лодка посредством обычных весел. Поместиться в ней при необходимости могло до 8 человек. Назвал свое детище Ефим Никонов «потаенным судном».
Погружения лодки дважды проходили успешно. Однако испытания ее перед Петром I, к сожалению, окончились неудачей. Лодка ударилась о грунт, в результате чего ее дно было проломлено. Позднее мастер пытался отремонтировать свое детище, но в лодке снова обнаружилась течь. Подводная техника царской России Настоящие суда этого типа у нас в стране начали выпускаться еще в 1902 году. Тогда в обстановке строжайшей секретности царским правительством была построена небольшая субмарина «Петр Кошка». По сути, боевой лодкой это судно не являлось. Использовалось оно для диверсий в гаванях. Полноценное же подводное судно в Российской империи построили в 1904 г.
Эта лодка была бензин-электрической и называлась «Дельфин». Из ВМФ она была исключена в 1917 году. Несмотря на то что первое судно этой разновидности было построено в стране в 1904-м, официально днем образования подводного флота в России принято считать 19 марта 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о выводе из состава миноносных сил первых 20 подводных судов. С 1904 по 1908 г. Позднее выпускались лодки «Кайма», «Акула», «Почтовый» и другие.
В настоящее время проходит завершающий этап госиспытаний. Подлодка спущена на воду в 2017 году. Срок завершения испытаний неоднократно переносился. Как пишет издание «Регнум», в число этих лодок входят четыре атомных субмарины, которые должны были войти в состав флота до 2020 года, но сроки их принятия перенесли на 2021-2022 годы.
Он был спущен на воду в июле 2020 года. Данная АПЛ была спущена на воду в конце апреля 2019 года. Теперь планируется передача субмарины флоту в 2021 году. Передача флоту головной лодки этого проекта «Казань» и первой серийной лодки этого проекта «Новосибирск» планировалась до конца 2020 года. Однако эти АПЛ пополнят флот только в 2021 году. Каждая из этих подлодок способна нести 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава» с дальностью полёта до 10 тысяч километров.
В последние годы ключевое пополнение обеспечивают подводные лодки. В январе 2022 года на воду была спущен подводный крейсер проекта 955А «Борей» «Генералиссимус Суворов». Также была принята в состав флота подлодка специального назначения БС-329 «Белгород», предназначенная для несения беспилотника «Посейдон» Но дело не только в рекордных темпах строительства из-за СВО. Некоторые проекты тянутся очень много лет. Так, например, «Белгород» был изначально заложен ещё в 1992 году. Сроки сдачи постоянно сдвигались, и в итоге подводная лодка была перезаложена по новому проекту в 2012 году. На воду она была спущена в 2019 году, а до госиспытаний дошла только к концу 2021 года. Пройти доводку и испытания в течение года — это очень сжатые сроки. Принятый в прошлой году «Циклон» был спущен на воду ещё в 2020 году.
Военными экспертами на Западе считается, что «Посейдон» имеет длину около 20 метров и обладает дальностью самостоятельного передвижения не менее чем на 10 000 километров. В конце марта российские государственные СМИ сообщили, что к началу 2024 года будет построена полноценная инфраструктура, необходимая для размещения подводных лодок специального назначения подобных АПЛ «Белгород» и имеющих на вооружении «Посейдоны» на Камчатке — полуострове на Дальнем Востоке России. В этой связи предполагается, что использование торпед «Посейдон» может служить для осуществления атаки на страны НАТО и другие государства-союзники США, поддерживающие сейчас Киев в его боевых действиях против России. В ноябре 2022 года CNN сообщило, что США наблюдали за подготовкой российского флота к возможному испытанию новых ядерных торпед в Северном Ледовитом океане. Глава RMSI американского исследовательского центра, изучающего военные возможности России на море Майкл Петерсен заявил ранее Newsweek: российские подводные лодки — это «критическая проблема, с которой сейчас столкнулись Соединенные Штаты».
В состав ВМФ в 2023 году войдут подводный крейсер, четыре подводные лодки и 12 надводных кораблей
ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок. Число атомных подводных лодок (АПЛ) семейства «Ясень» в российском флоте будет увеличено до 12 кораблей после того, как начнется закладка еще трех подлодок. Второе поколение ядерных подводных лодок России охватывает период с 1960 по 1975 года.
В состав ВМФ в 2023 году войдут подводный крейсер, четыре подводные лодки и 12 надводных кораблей
Подводные лодки проекта 885М «Ясень-М» — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок 4-го поколения с крылатыми ракетами. Этот класс является новейшим и наиболее совершенным классом российских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. 16 Атомных ударных подводных лодок (SSN). 22 Дизельные ударные подводные лодки (SSK). Как устроены атомные подлодки РФ.