Высшее образование в России разделят на три ступени — базовое, специализированное и аспирантуру. Глава Минобрнауки Фальков заявил, что в системе высшего образования будет три ступени. Специализированное высшее образование обеспечит углублённую подготовку для окончивших первую ступень, а аспирантура будет выделена в отдельный уровень образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров. В послании Федеральному собранию 21 февраля президент России Владимир Путин объявил о реформе системы высшего образования. На слайдах указано, что теперь высшее образование в России будет состоять из трех ступеней — базового, специализированного и аспирантуры.
Утверждён указ президента о новой системе высшего образования
Глава Минобрнауки Фальков заявил, что в системе высшего образования будет три ступени. Все вузы России перейдут на новую национальную систему образования уже с 1 сентября 2025 года. Специализированное высшее образование обеспечит углубленную подготовку закончивших первую ступень.
Глава Минобрнауки Фальков: В новой системе высшего образования будет три ступени
Новая система высшего образования в России взамен бакалавриата и магистратуры будет тестироваться в пилотном режиме в вузах разного профиля уже в этом году. Об этом сообщил в четверг, 27 апреля, глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он пояснил, что пилотную апробацию важно провести для того, чтобы посмотреть, как новые подходы будут реализовываться на практике.
Сейчас, как высказался министр, там "море безбрежное" платников. Такого быть не должно, ведь магистратура - престижное образование. Валерий Фальков: Вместо бакалавриата и специалитета будет "базовое высшее образование". Фото: Александр Корольков Потребуется обновить и процедуру приема в магистратуру. Согласитесь, странно поступать с программы "креативные индустрии" на направление "ядерная физика". Также в ближайшее время будут переработаны и перечни специальностей и направлений подготовки в высшем образовании.
Что предлагается изменить? Квалификация должна отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза, по каждому направлению логично указать срок обучения исходя из потребностей экономики и с учетом требований рынка труда. Также наименования образовательных программ и направлений надо привести в соответствие с передовыми представлениями в области науки и техники. Изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, "бакалавр" и направление подготовки. Срок обучения не указывается. Работодатели теряются, так как не получают от диплома необходимой информации о выпускнике. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента по тому или иному направлению.
Министр представил и образец нового документа - на примере диплома выпускника первой ступени образования.
Аспирантура, как ранее заявлял министр, будет выделена в отдельный уровень образования, направленный на подготовку научных и научно-практически кадров. Поступить в аспирантуру смогут те, кто окончил базовую ступень со сроком обучения не менее пяти лет или получил специализированное высшее образование. Отправить Обработка персональных данных.
Это расходится со сроками действующих программ: сейчас магистров, которые учатся очно, готовят 2 года. Сроки их обучения прописаны в ФГОС по специальностям. Бесплатная магистратура и отсрочка от армии для специалистов. Указ причисляет специалитет к базовому уровню высшего образования.
В новой системе высшего образования в России будет три ступени
Как отметила в комментарии «СенатИнформ» замглавы Комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева, одно из главных отличий новой системы будет заключаться в расширении перечня направлений подготовки в рамках специалитета — это та задача, над которой работает как Минобрнауки, так и законодатели. Она подчеркнула, что такой шаг — это «залог того, что в России будут высококвалифицированные кадры в достаточном количестве в разных отраслях экономики». Екатерина Алтабаева. Это, мне кажется, очень важная вещь Екатерина Алтабаева, зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сенатор отметила, что если говорить о педагогических вузах, они, как правило, имеют 4-летнюю систему обучения, и с точки зрения подготовки специалистов тут очень важно возвращение специалитета, поскольку «методика преподавания предметов или практика на базе конкретных организаций — это, прежде всего, как раз дополнительные месяцы обучения». Добавим, в докладе Фалькова уточняется, что базовый уровень будет соответствовать бакалавриату или специалитету и будет нацелен на обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров.
Система позволяла студентам свободно переводиться между образовательными учреждениями стран-участниц. Дипломы, полученные в России, признавались во всех государствах Европы. Болонская система подразумевала: Трехуровневое образование бакалавр — магистр — доктор и дипломы единого образца. Претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра получает через 2 года Общую система оценки уровня знаний во всех университетах.
Однако у Болонской системы было много критиков. В частности, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявлял, что качество образования в России падает из-за того, что студенты бакалавриата вынуждены проходить пятилетнюю программу специалитета за четыре года. В итоге по ряду направлений часть вузов вернула специалитет, только в другой форме. Все высшие учебные заведения России покинули Болонскую систему обучения в июне 2022 года, после начала спецоперации РФ на Украине. Ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктор Садовничий заявлял, что совершенствования образования будет идти путем усиления российской системы.
Как изменится обучение Срок обучения. На программах базового высшего образования срок обучения составит от 4 до 6 лет — столько же учатся на действующих программах бакалавриата и специалитета. Срок освоения программ специализированного высшего образования — от 1 до 3 лет.
Это расходится со сроками действующих программ: сейчас магистров, которые учатся очно, готовят 2 года.
Это базовое основное , специализированное и аспирантура, сообщает РИА Новости. Базовое будет длиться от четырех до шести лет и будет соответствовать бакалавриату или специалитету. Специализированное магистратура один-два года , ординатура, ассистентура-стажировка обеспечит углубленную подготовку кадров.
Уход от Болонской системы: какой будет новая высшая школа
В новой российской системе высшего образования будет три ступени, следует из презентации, которую показал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие. Россия прощается с Болонской системой высшего образования, принципам которой следовала без малого полтора десятилетия, и возвращается к национальной модели.
В Минобрнауки рассказали, какой будет новая система высшего образования в России
базового, специализированного и аспирантуры, сообщает РИА Новости со ссылкой на презентацию, представленную главой Минобрнауки РФ Валерием Фальковым в ходе заседания Российского. Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России. Второй ступенью станет специализированное высшее образование — магистратура сроком 1–2 года, ординатура или ассистентура-стажировка. В 2022 году российское высшее образование неожиданно оказалось в своеобразной точке роста: Россия вышла из Болонской системы. Для обучения на этой ступени необходимо иметь высшее образование со сроком обучения не менее пяти лет, либо вторую ступень – специализированное высшее образование. Но и в этих случаях обучение было непрерывным, одноуровневым и не предполагало по его завершении перехода на новую, более высокую ступень высшего образования.
Правила комментирования
- В России будет четыре вида высшего образования / Образование / Независимая газета
- Читать также
- В новой системе высшего образования будет три ступени – глава Минобрнауки
- В России захотели сделать три ступени высшего образования
Какие изменения ждут систему высшего образования
Новости образования. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков презентовал новую систему высшего образования в стране. Предполагается, что первая ступень — это базовое или основное высшее образование со сроком обучения от четырех до шести лет. Присущая ранее фундаментальность высшего образования в России в немалой степени была утрачена. 21 февраля президент РФ Владимир Путин анонсировал реформу высшего образования: Россия отказалась от Болонской системы при сохранении, однако, трех ступеней "специалист – магистр – аспирант".
«Попытка найти компромисс»: Профессор прокомментировала проект реформы высшего образования
По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента по тому или иному направлению. Министр представил и образец нового документа - на примере диплома выпускника первой ступени образования. На образце написано: "Диплом о получении базового высшего образования. Документ об образовании и о квалификации". Далее - направление подготовки, например, "Информатика и вычислительная техника" и срок обучения, к примеру, 6 лет. А ниже - присвоенная основная квалификация, в нашем случае "инженер-программист". Далее - дополнительная квалификация, допустим, "педагог". Становится гораздо понятнее, чего ждать от выпускника. Есть все шансы, что диплом снова станет не просто "корочкой", как его сегодня воспринимают многие работодатели, а информативным документом, по которому можно будет судить об уровне и знаниях выпускника университета. Между тем Валерий Фальков рассказал о мерах поддержки участников СВО и их семей в приемную кампанию 2023 года. Так, в рамках отдельной квоты по программам бакалавриата и специалитета на бюджет в вузы смогут поступить следующие категории граждан: - Герои Российской Федерации; - лица, награжденные тремя орденами Мужества; - дети военнослужащих - участников спецоперации в некоторых случаях они могут быть зачислены без ЕГЭ, например, если родители погибли или получили ранение в ходе СВО ; - дети военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в иностранных государствах.
Также действует особая квота на поступление в вуз для ветеранов боевых действий и граждан, которые получили в период прохождения военной службы инвалидность. Ломоносова, академик: - Срок обучения для фундаментальной подготовки высококвалифицированного специалиста должен быть не менее пяти лет. Преимущество специалитета для фундаментальных и приоритетных направлений очевидно - это непрерывность процесса обучения. Сейчас при переходе из бакалавриата в магистратуру образуются временные и качественные потери.
Это расходится со сроками действующих программ: сейчас магистров, которые учатся очно, готовят 2 года. Сроки их обучения прописаны в ФГОС по специальностям. Бесплатная магистратура и отсрочка от армии для специалистов. Указ причисляет специалитет к базовому уровню высшего образования.
Об этом в ходе выступления на расширенном заседании Российского союза ректоров заявил министр образования и науки РФ Валерий Фальков. Первая ступень высшего образования в России — "базовое", или основное, высшее образование сроком обучения от 4 до 6 лет. Вторая ступень — специализированное высшее образование, а именно магистратура 1-2 года , ординатура, а также ассистентура-стажировка. Наконец, финальная ступень — трехлетняя аспирантура или адъюнктура.
Ничего не смогли придумать? В Минобрнауки рассказали «о новой» трехступенчатой системе высшего образования 19 апреля 2023 15:16 Высшее образование в России разделять на три ступени: базовое, специализированное, аспирантура. Базовое продлится от четырех до шести, оно будет соответствовать бакалавриату или специалитету. О каждом из них подробно рассказал глава Минобрнауки России Валерий Фальков в своей презентации на на расширенном заседании Российского союза ректоров в Московском государственном университете. Об этом сообщили РИА Новости.
Читайте также
- В новой системе высшего образования будет три ступени – глава Минобрнауки
- Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования
- Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- Лучшие новости рунета
С 2025 года Россия возвращается к национальной модели вузовской подготовки
Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее. Здесь нужно всё продумать, проработать до мелочей. У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю ещё раз: возможности, а не проблемы», - заявил президент Владимир Путин в своем послании. Особо было отмечено, что те студенты, которые учатся сейчас, закончат обучение по действующим программам. Нововведения также никак не отразиться на уже дипломированных специалистах — пересмотра уровня подготовки и дипломов по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры не будет.
Новая система образования, по мнению президента, должна представлять собой «синтез лучших практик советской системы и последних десятилетий». Это ни в коем случае не возврат к прошлому. Президент прямо сказал: надо взять лучшее, что было в советском периоде, посмотреть лучшие наработки, лучшие практики, которые были у нас последние 20 лет», — прокомментировал слова президента глава Минобрнауки Валерий Фальков. Что подразумевалось под «синтезом лучших практик» стало понятно с принятием указа президента от 12 мая 2023 г. N 343, которым был запущен пилотный проект перехода на трехступенчатую систему высшего образования.
Пилотный проект Указ президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» стал закономерным продолжением линии отказа от Болонской системы образования. Пилотный проект, введение которого предусмотрено указом, предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и отдельно установление уровня профессионального образования — аспирантура. Указанные вузы будут осуществлять образовательную деятельность по данным программам на основании уже имеющихся у них лицензий и государственных аккредитаций. Критерии выбора конкретно этих учебных заведений не разглашались, но обращает на себя внимание тот факт, что для эксперимента отобрали именно технические альма-матер. Предполагаем, что это связано с тем, что именно инженерное образование понесло наибольший ущерб от введения Болонской системы.
Как заявлял глава Минобрнауки, главной задачей базового высшего образования станет обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров. Целью специализированного высшего образования станет углубленная подготовка для тех, кто прошел первую ступень. Аспирантура же станет тем уровнем, где будут формироваться научные и научно-практические кадры. Срок освоения программ базового высшего образования будет составлять от четырех до шести лет. На уровне специализированного высшего образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Срок освоения программ магистратуры устанавливается от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности и или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы. Получить образование по программам магистратуры специализированного высшего образования смогут и лица, имеющие высшее образование — специалитет, при этом такое обучение не будет являться для указанных лиц получением второго или последующего высшего образования. Сейчас это невозможно.
Также в ближайшее время будут переработаны и перечни специальностей и направлений подготовки в высшем образовании.
Что предлагается изменить? Квалификация должна отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза, по каждому направлению логично указать срок обучения исходя из потребностей экономики и с учетом требований рынка труда. Также наименования образовательных программ и направлений надо привести в соответствие с передовыми представлениями в области науки и техники. Изменится и сам диплом.
Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, "бакалавр" и направление подготовки. Срок обучения не указывается. Работодатели теряются, так как не получают от диплома необходимой информации о выпускнике. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента по тому или иному направлению.
Министр представил и образец нового документа - на примере диплома выпускника первой ступени образования. На образце написано: "Диплом о получении базового высшего образования. Документ об образовании и о квалификации". Далее - направление подготовки, например, "Информатика и вычислительная техника" и срок обучения, к примеру, 6 лет.
А ниже - присвоенная основная квалификация, в нашем случае "инженер-программист". Далее - дополнительная квалификация, допустим, "педагог".
По словам Президента России, согласно новой системе высшего образования, сроки обучения в вузах будут варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда. При этом в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, различающиеся по сроку подготовки.
Для этого под контролем Минобрнауки России университетами будут разработаны соответствующие образовательные программы и представлены экспертному сообществу и только после этого утверждены. Такой подход позволит обеспечить качественное высшее образование выпускникам российских школ. Мы понимаем, что пресловутая Болонская система больше не справляется с задачами ускоренного технологического развития и модернизации экономики России, а значит не отвечает интересам нашей страны», — прокомментировал подготовку образовательных программ глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Кроме того, в своем послании Президент России отметил, что если профессия будет требовать дополнительной подготовки, то обучающийся сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.
О разработанных беспрецедентных мерах в этом направлении рассказал Валерий Фальков.
Первый — базовое высшее. Заменит бакалавриат, который мы позаимствовали из Болонской системы, и специалитет. Сроки обучения - от четырех до шести лет в зависимости от специальности. Второй уровень — специальное высшее, или магистратура. Будет длиться от года до трех лет, в зависимости от направления подготовки, специальности.
Важный момент — после специалитета можно будет перейти в магистратуру на бюджет сейчас — только платно. И третий уровень — аспирантура, которая, по замыслу, станет кузницей научных кадров страны. Новую систему протестируют в шести вузах. Ведущие вузы, с сильными научными школами. Участников пилота обязали до 30 июня 2023 года разработать и утвердить образовательные стандарты и программы и уже в нынешнюю кампанию начать прием на все три ступени - параллельно с приемом абитуриентов на обучение по привычной схеме. Сколько будет выделено бюджетных мест под проект и прочие оргвопросы, решит правительство в течение двух месяцев.
Абитуриентов, поступающих в этом году не в рамках пилотного проекта и в другие вузы, новшество, судя по всему, не коснется. Они будут учиться в соответствии с теми программами, на которые поступят, и получат дипломы бакалавров, специалистов, магистров. Первым же выпускникам пилота дипломы вручат обновленные.
Как изменится высшее образование в России
Короткая ссылка 19 апреля 2023, 14:19 В новой российской системе высшего образования будет три ступени, следует из презентации, которую показал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Специализированное высшее образование: магистратура один-два года , ординатура, ассистентура-стажировка.
Магистратура станет специализированным высшим образованием. Поступать в магистратуру можно, имея базовое высшее образование, с правом поступления на конкурсной основе на бюджетное место. Так как магистратура становится специализированным высшим образованием, то без профильного или смежного с ним базового образования поступить в магистратуру станет невозможно. Невозможна станет ситуация, когда физик становился магистром юриспруденции, а инженер заканчивал магистратуру по психологии.
Указ предусматривает два уровня высшего образования — базовое и специализированное, а также аспирантуру. Важно отметить, что в «пилоте» разрешается обучение в магистратуре после специалитета. Но такое образование не будет считаться вторым высшим. Но, по ее словам, данное решение никого толком не удовлетворит, поскольку оно не соответствует интересам, целям «ни российской науки, ни бизнеса, ни образования». Что, конечно, всегда у нас ассоциировалось с медициной. Я не понимаю сегодня, зачем государству тратить такие деньги, чтобы в рамках гуманитарных специальностей заставлять людей учиться шесть лет», — пояснила эксперт. Еремина напомнила, что вузы уже переживали стресс, когда переходили на систему баклавриата, когда нужно было пересматривать всю программу, и подгонять, «сузить» ее под четыре года и растянуть для магистратуры. У нас были прецеденты, когда к нам шли люди с образованием, связанным с консервным производством.
Для них магистратура считается вторым высшим образованием, а значит, учиться там можно только за свой счет. Подвергается критике и понижение статуса аспирантуры. Если до перехода на Болонскую модель подготовка кандидатской диссертации в нашей стране считалась научной работой, то ныне степень PhD «разжалована» до уровня образования. А это, по мнению многих экспертов, принципиально неверно. Впрочем, есть у сегодняшнего высшего образования и положительные моменты. К их числу прежде всего относится практикоориентированность программ бакалавриата. Производственные практики наконец-то перестали быть формальностью, и лучшие студенты находят рабочие места еще до завершения учебы. Разбитые на два уровня обучения вузовские программы стали более короткими и гибкими, а значит, более соответствующими сверхскоростным изменениям современного мира. Важно и другое. Открывшаяся с введением многоуровневого образования возможность продолжать учебу и после окончания вуза в магистратуре, аспирантуре, на программах бизнес-школ МВА, DBA и т. А право выбирать не совпадающие направления подготовки в бакалавриате и в магистратуре расширило возможности столь популярного сегодня в науке и образовании междисциплинарного подхода. Все эти бонусы Болонской системы достались нашей стране большим трудом. Лишиться их в ходе новой реформы системы высшего образования очень бы не хотелось. Что нас ждет Первое, на что нацелена предстоящая реформа, — сохранение многоуровневой структуры высшего образования в нашей стране. Как и сейчас, она будет состоять из трех ступеней — базового, специализированного образования и аспирантуры. Однако сами эти ступени претерпят серьезные изменения. Понятия бакалавриат и специалитет, о которых мы говорили выше, исчезнут. Вместо них для первого низшего уровня вузовской подготовки вводится единое базовое по другой версии, основное высшее образование со сроком обучения от 4 до 6 лет. Ректор МГУ им. Ломоносова и глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже заявил, что будущие математики и физики должны учиться на данном уровне 6 лет. Как будет выглядеть второй уровень высшего образования, представленный сейчас магистратурой, большой вопрос. Похоже, его ждут наиболее радикальные перемены структурного и содержательного характера. С одной стороны, поступило предложение отказаться от магистратуры вовсе, преобразовав ее в некое специализированное высшее образование продолжительностью от года до трех лет, включающее в себя наряду с магистратурой ординатуру, ассистентуру и проч. С другой — есть вариант ввести вместо нынешней единой магистратуры сразу две новые — академическую и профессиональную. Первая из них будет соответствовать приоритетам научного развития и полностью финансироваться из госбюджета. Вторая, имея, по словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, «прямых бенефициаров» из числа промышленников и крупных предпринимателей, может софинансироваться потенциальными заказчиками. Окончательный выбор пока не сделан. Однако с большой долей уверенности можно предположить, что коммерциализация данного уровня высшего образования приведет к дальнейшему сокращению количества бюджетных мест.