Новости васильев вечер что за праздник

Васильев вечер примечателен и тем, что в этот праздник могли помириться даже сильно поссорившиеся люди.

13 января - Щедрый вечер старого нового года.

Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. 13 января, в канун Старого Нового года отмечается праздник Васильев вечер. Исходя из традиций праздника, можно составить список из 5 дел, которые обязан выполнить каждый человек к Васильев день с 13 на 14 января. Как вышло, что верба стала символом православного праздника, рассказываем в нашей статье. Наименования Васильева вечера: Свинятник, Свиной праздник, Овсень, Василий свинятник, Васильев день. Вербное воскресенье — значимый христианский праздник, отмечаемый в шестое воскресенье Великого поста.

Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье

Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь.

Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе». В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его.

При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году. Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком.

Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке — она выйдет замуж. Празднование новолетия в Москве в 1699 году.

В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене. После завершения утренней службы в Успенском соборе патриарх совершал «патриаршее молитвословие» перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.

После этого совершалось торжественное шествие на Ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Царь вступал на царское и место, устроенное у Благовещенского собора, напротив Красного крыльца. Рядом с царским местом находилось патриаршее место. По обе стороны от царя размещалось высшее духовенство.

Царская свита становилась, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом.

Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза: «Мороз, мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь, А на посконь воля твоя».

Васильев день. Свиной праздник. Василий Свинятник, праздник Овсеня.

По старому стилю наступает первый день Нового года. По традиции в этот день люди желают друг другу добра, здоровья, мира, счастья, благополучия, плодородия, богатства. На Васильев день дети рассыпали зерна Овсеня на пол в доме, как символ богатства, достатка и будущего урожая, а самая старшая женщина в доме собирала рассыпанные по полу зёрна и хранила до посева.

Васильев день назван в честь Василия Великого или богослова Василия Кесарийского, архиепископа Кесарии в Каппадокии, в 4 веке. Православный календарь: Обрезание Господне; день святителя Василия Великого. Народные поверья и обычаи: В этот день празднуют новолетие по старому стилю.

Этот день отмечался на Руси особенно торжественно. Встречать новое лето было принято в гостях у старшего в роде. Родственники приходили в гости и не расходились до утра.

На Руси святителя Василия назвали Василием Свинятником, покровителем свиней, так как этот день готовили блюда из убитого на охоте дикого кабана или из домашней свиньи готовили жареного поросенка с кашей, вареный свиной окорок, свиной желудок, фаршированный требухой и многое другие. Колядующие пели песни-колядки и «щедровки» , в которых прославляли хозяев дома, и желали им здоровья, благоденствия, обсыпая овсом, во славу будущего урожая. На Васильев день те, кто калядовал распевали под окнами домов присказки: «Дай нам Свинку, да боровка для Васильева вечерка»; «Кишки, да ножки брось в верхнее окошко».

Васильев день считался лучшим днём для гадания девушек о замужестве. В этот день в доме обязательно полагалось иметь денежный запас, в долг денег не давали, да и колядующих угощали медовыми пряниками — «козулями», от слова «коза», потчевали гостей блюдами из свинины , но денег не давали, чтобы не «отдать» из дома достаток. По народному поверью, Василий — покровитель свиней, хранитель садов от червей, Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником и готовили ритуальное блюдо — «кесаретского поросёнка».

Это блюдо названо по имени святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, или Кесарийского.

Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Каша CC0 13 января не следует выносить мусор. Наши потомки считали, что так можно лишиться своего счастья. Также нельзя брать и давать деньги в долг. Иначе есть риск весь год прожить в нужде.

По этой же причине не нужно считать мелкие деньги. Еще важно ни с кем не ругаться. А если находитесь с кем-то в ссоре, помириться. Народные приметы 13 января Если ночью на небе много звезд, то будет хороший урожай ягод.

Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года

Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году.

В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания.

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек.

После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи".

Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год.

Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, — к теплой погоде. Туман на старый новый год — к плодородному году. Сильная вьюга — будет много орехов. Новолуние на Васильев вечер — реки весной не выйдут из берегов. Небо звездное — будет много грибов и ягод, а люди станут здоровее. Оттепель — лето будет дождливым. Деревья в инее — уродятся хлеб и мед. Солнце высоко встало — садоводы соберут богатый урожай. Ребенок, родившийся в этот день, повзрослев, обнаружит у себя способности к магии и целительству.

В Старый Новый год на столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, год — урожайным, а в семье царили мир и лад. Чем обильнее стол, тем благополучнее будет год. Хорошо принять колядовщиков — к счастью в новом году. Хорошо в этот день готовить блюда из свинины — скот будет плодовитым, а в семье будет царить лад и мир. Чем богаче застолье, тем удачнее будет весь год. Считать мелочь — к слезам. Заболеть в Старый Новый год — к медленному выздоровлению. Отряхнуть от снега и инея деревья в своем саду — к урожаю фруктов. Чтобы в наступившем году уродились яблоки, ровно в полночь следует выйти в сад и хорошенько потрясти яблоню.

Сны в Васильеву ночь считаются вещими. Нельзя произносить вслух слово «тринадцать» — к неприятностям в этот день. Ведьмы на Васильев вечер спешат на шабаш, улетая из дома на кочерге или на помеле через дымовую трубу. Запрещалось 13 января начинать свой день с разговоров. Говорить можно было только после умывания. Если же не следовать данному совету, то весь год проведешь в пересудах и пустой болтовне. Застолье в честь праздника должно быть богато на мясные продукты и выпечку, чтобы хватило накормить не только семью, но и соседей, знакомых, друзей, зашедших в гости. Тогда в доме на протяжении всего года будет достаток. А вот не открывать им двери было запрещено — ряженые проклянут жадных хозяев, и заживут они бедно и голодно, потеряв даже имеющееся добро.

Кутья должна была быть «щедрой» — с медом, маком, изюмом, орехами. За день нужно поменять хотя бы три наряда, тогда весь год она будет красивой и привлекательной для мужчин. Что можно и обязательно нужно сделать 13 января в Васильев вечер — Обязательно 13 января на столе должны быть блюда, приготовленные из свинины, — тогда скотина будет плодовитой, а семья заживет в богатстве, мире и ладу. Добро вернется сторицей. Васильев вечер 13 января 13 января по старому стилю 31 декабря отмечают Васильев вечер, или Васильеву коляду. Свое название этот праздник получил благодаря Святому Василию Великому — богослову, автору многих проповедей, а также изобретателю иконостаса. Он долгое время проповедовал в Иерусалиме, но через какое-то время вернулся в свою родную Кесарию, где и стал епископом. После смерти его канонизировали. Святой Василий считался покровителем свиноводства, поэтому на ужин в этот день готовили жареную свинью.

Также каждый прихожанин жертвовал церкви свинину и деньги. Вечер накануне Старого Нового года имеет еще одно название — Щедрый: хозяйки готовили различные вкусности в таком количестве, чтобы не только семье и гостям хватило, но и для угощения нищих. Обряды, ритуалы, традиции, заговоры в Васильев вечер 13 января В Васильев вечер главным блюдом щедрого стола был «кесаретский поросенок», целиком зажаренный и фаршированный крупами, а сверху украшенный цветами из бумаги. Разрезал его хозяин дома, произнося перед этим такие слова: «Пусть свинки поросятся, овечки ягнятся, а коровки телятся». После клал себе кусок на тарелку, а потом уже — по старшинству. На столе была и кровянка, и зельц, и субпродукты, смешанные с гречкой. Из головы свиньи варили щи, а из ножек готовили студень. Оставшиеся кости относили в свинарник, чтобы задобрить спрятавшуюся там нечисть. Делал обычно это самый смелый человек.

Кроме блюд из свинины, готовили «Васильеву кашу». На рассвете 13 января самая старшая женщина в семье шла в амбар за крупой, а хозяин дома приносил колодезную воду. Затем растапливали печь. Пока она разогревалась, все садились за стол, а хозяйка размешивала кашу и пела песню. После ставила горшочек в печку, а все члены семьи вставали и подпевали ей.

Непосредственно в течение дня хозяйки пекли пироги, делали мясные блюда, которыми также угощали близких. По вечерам разжигали на улице костер, куда обязательно бросали пшеничный сноп с просьбой о хорошем урожае следующей осенью. Также в костер отправляли все несчастливые и уже ненужные вещи с пожеланием, чтобы на следующий год всем членам семьи сопутствовала удача. При этом молодежи было нежелательно возвращаться поздно домой. Приметы на Васильев день В отношении этого праздника существовали следующие приметы. Которые в основном связаны с будущим урожаем,что логично, учитывая первый календарный день года: Если в этот день пошел снег либо опустился туман, то год будет урожайным. Если звезды на небе погасли до наступления рассвета, то будущий год не принесет хорошего урожая. Если не будет луны ночью, то весна будете маловодной.

Чтобы сказанное во время тоста сбылось, пожелание нужно говорить без частицы "не". Отмечать Старый Новый год в чисто женской компании — не к добру. Убирать и выносить мусор - вынести из дома благополучие. Считается, что в Щедрый вечер нельзя брать или давать в долг. Плохой приметой было и пересчитывание мелких монет. Чтобы 2020 год был удачным и прибыльным , 13 января нужно приготовить щедрую кутью с разнообразной и необычной начинкой. Чем неординарнее она будет - тем больше благополучия принесет. Утром 14 января молодежь шла на перекресток сжигать "Дидуха", - сноп из соломы, который символизирует собой дух всех хранителей рода, предков. Молодые люди прыгали через пламя, чтобы оно освободило их от нечисти и подарило крепкое здоровье. В народе также считают, что нельзя произносить вслух слово "тринадцать". Приметы на Старый Новый год Ночь с 13 на 14 января считалась особенной, потому наши предки старались внимательно следить за природой. По тому, что происходило вокруг, они определяли, какой урожай ждет и получится ли провести год в достатке и сытости.

Приметы на 14 января. Что нужно сделать в Старый Новый год, чтобы быть счастливым

Васильев день — праздник, который отмечается в России и некоторых других странах в ночь с 13 на 14 января (1 января по старому стилю). Васильев день — праздник, отмечаемый православными в середине января. Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Согласно истории, название праздника «Васильев вечер» идет от имени святого Василия Великого,который был архиепископом, писателем и богословом Кесарии Каппадокойской. История праздника Вербное воскресенье. Почему праздник называют Вербным воскресеньем. Васильев вечер по народному календарю Васильев день начинался с традиции готовить утром кашу.

Васильев вечер в 2023 году

Васильев вечер 13 января, когда отмечают, как празднуют Васильев вечер, Васильеву коляду. В воскресенье 28 апреля 2024 года, за неделю до Пасхи, Православная Церковь отметит великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим, который также. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Сегодня Васильев вечер, как и сочельник, мало кто отмечает. Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). 13 января, в канун Старого Нового года отмечается праздник Васильев вечер.

Щедрый вечер (Васильев вечер)

Васильев день — традиции, приметы, гадания Васильев вечер примечателен и тем, что в этот праздник могли помириться даже сильно поссорившиеся люди.
Васильев день Канун Старого Нового года или Васильев вечер наступает в ночь с 13 на 14 января.
Васильев вечер: что можно и нельзя делать в этот праздник Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января.

Традиции праздника Васильев вечер 13 января уходят корнями вглубь веков

Васильев вечер примечателен и тем, что в этот праздник могли помириться даже сильно поссорившиеся люди. Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами. Исходя из традиций праздника, можно составить список из 5 дел, которые обязан выполнить каждый человек к Васильев день с 13 на 14 января. Поэтому день накануне называют Васильевым вечером. В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня.

Маланья или Васильев вечер: почему 13 января — самое удачное время для гаданий

Васильев вечер, Васильева коляда, Щедрый вечер или Щедруха, Богатый вечер, такие названия были на Руси для этого дня. Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Таким образом, Васильев вечер — это древний праздник, богатый в традициях, ритуалах и символике. Поэтому день накануне называют Васильевым вечером. В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной. Когда праздник пришел на Русь, возник вопрос: что делать, если пальмовых листьев в округе днем с огнем не сыскать.

Васильев вечер история праздника

Болезнь будет протекать тяжело. Народные приметы. Нельзя считать мелочь — это к слезам. Нельзя произносить вслух и писать число «13» — будут неприятности. До того как человек не умоется после пробуждения, нельзя разговаривать — весь год провести в пустой болтовне, стать жертвой мошенников, которые умеют уговаривать и убеждать, ничего хорошего и полезного в разговорах и обсуждениях добиться не удастся. Нельзя ссориться, скандалить, ругать и уже тем более распускать руки — поссорившиеся люди долго не помирятся, скорей всего никогда. Нельзя экономить на еде, жадничать как с покупкой продуктов и готовкой, так и с угощениями всех, кто в этот день придёт в ваш дом или в чей дом придёте вы сами. Если придерживаться такой традиции, в доме будет всегда достаток.

С глубокой древности в этот день устраивали щедровки щедрование, колядование - угощали или одаривали колядующих. Жадных хозяев ждали беды и неминуемое разорение. Нельзя давать в долг — весь 2022 год в долгах будете. Нужно избегать мелких денег, а также решения каких-либо финансовых вопросов. Нельзя за праздничный стол садиться в чёрной одежде — в течение 2022 года придётся надеть траурный наряд. Щедрец и канун Васильева дня в старину являлся великим праздником, традиции которого соблюдали практически все. В первую очередь это большой пир, на котором столы ломятся от яств.

Именно в связи с этим праздником, на современный Новый 2022 год существуют традиции Щедреца или Щедрого вечера. После перехода с Юлианского календаря на Григорианский, Новый год и Щедрец разделились.

Если это был мужчина, то это предвещает счастье, а если женщина, то наоборот. Также очень хорошо, если в этот день будут деньги в доме, что станет предвестником богатства в течение всего года. Запрещено в этот день делать следующее: пересчитывать монеты и мелкие банкноты; заниматься рукоделием; выносить мусор. Гадания на Васильев день Вечер этого дня считается подходящим для гадания из-за их верности. Очень популярным было гадание о судьбе отдельных членов семьи, здоровье, жизни и смерти, урожае, замужестве. Для гадания использовали всевозможные подручные предметы в виде поленьев, кусочков хлеба и других, где каждый выступал символом конкретного члена семьи. Очень популярны были подблюдные девичьи гадания с исполнением сразу нескольких песен.

Подобные гадания имели в основе жеребьевку.

Плохой приметой было и пересчитывание мелких монет. Чтобы 2020 год был удачным и прибыльным , 13 января нужно приготовить щедрую кутью с разнообразной и необычной начинкой. Чем неординарнее она будет - тем больше благополучия принесет. Утром 14 января молодежь шла на перекресток сжигать "Дидуха", - сноп из соломы, который символизирует собой дух всех хранителей рода, предков. Молодые люди прыгали через пламя, чтобы оно освободило их от нечисти и подарило крепкое здоровье. В народе также считают, что нельзя произносить вслух слово "тринадцать".

Приметы на Старый Новый год Ночь с 13 на 14 января считалась особенной, потому наши предки старались внимательно следить за природой. По тому, что происходило вокруг, они определяли, какой урожай ждет и получится ли провести год в достатке и сытости. Считалось, что если стряхнуть снег с яблонь - будет хороший урожай. Если на Старый Новый год в дом первым заходил молодой человек из уважаемой многодетной семьи - это считалось хорошим знаком. Ночью ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди много фруктов. Васильева ночь звездная - к урожаю ягод.

Считается, что это обеспечит им счастье и здоровье на протяжении следующих 12 месяцев. Если у человека нет возможности посетить церковь, в этот день все равно рекомендуется быть близко к Богу, стоит найти время, чтобы произнести молитву. Проводят Вербное воскресенье в кругу семьи, не забывая обо всех ограничениях Великого поста — никаких шумных застолий, крепкого алкоголя, мяса, молочки и яиц. Однако есть в Вербное воскресенье для православных небольшое послабление.

В этот день разрешается поставить на праздничный стол рыбу, морепродукты и икру. Трапезу можно сопроводить бокалом красного вина или кагора.

Васильев день

Центральная городская библиотека г. Северска 15 подписчиков Подписаться 13 января, в канун Старого Нового года отмечается праздник Васильев вечер. В старину его праздновали с большим размахом — люди накрывали богатые столы, устраивали народные гуляния с песнями и плясками.

Таков человек во все времена. Через несколько дней произойдет другое шествие, восхождение Христа на Голгофу, где его и распяли. И именно это - вступление Господа на путь крестных страданий вспоминают в Вербное воскресенье. Так что праздник этот радостный и грустный.

Который делали из колосьев урожая прошлого года. Этот сноп нужно было поставить в самом видном углу дома — красном углу. Этот сноп, который называли дидух, был символом хорошего урожая в наступившем году. В конце святочных праздников этот обрядовый сноп нужно было сжечь. Традиционно в Васильев вечер 13 января нужно накрыть щедрый стол. Ведь недаром праздник также именуют Щедрый вечер. По обычаю хозяйки всегда подавали к столу запеченную рыбу, жареного поросенка, свиной студень или холодец, пироги и пирожки с грибами и мясом, вареники. Также многие хозяйки готовят кутью. Это блюдо принято подавать на стол на многие церковные праздники, например, в Рождество и Рождественский Сочельник. Также женщины готовят различные сладости, леденцы, карамель, пекут пряники. Не лишен праздник Васильев вечер 13 января примет и поверий. Так звездное небо в этот праздник сулит богатый урожай ягод. В старину говорили, чтобы скот был здоров, а в семье были мир и согласие, нужно поставить на праздничный стол блюдо из свинины. Чтобы весь наступивший год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов. Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг. Если хозяйка к праздничному ужину приготовила вкусную кутью, то ее необходимо всю съесть. Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь. Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских. Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов. Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году.

Вплоть до конца ХIХ в. В первом случае съедание праздничного поросенка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, должно было обеспечить благополучие в широком смысле для каждого данного крестьянского хозяйства. С идеей полноты жизни, в крестьянском понимании, соотносится, по всей видимости, то, что полугодовалого или нескольких месяцев поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому, после чего старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". Приподнимание или подбрасывание вверх ритуальной пищи, преследующее продуцирующие цели, свойственно традиционным обрядам как аграрной направленности , так и семейным приподнимание каши к потолку во время крестинной трапезы; поднимание и преломление пирога над головой невесты на свадебном пиру. Разделение поросенка на части называлось "кесаретского ломать"; причем жаркое действительно не резали ножом, а ломали руками. Так, в Орловской губ. В Курской губ. Эти семена покрывали скатертью и уж затем садились ужинать. Сначала ели горячее борщ , а после все вставали, и старший трижды поднимал блюдо с поросенком к иконе и ставил на то место, где под скатертью находились семена. После постановки блюда на место все присутствующие молились Василию Великому, чтобы в хозяйстве водились и свиньи, и другая скотина. Троекратно повторив действия с блюдом и чтение молитвы, семья садилась за стол и продолжала ужин. Во время вкушения кесаретского поросенка один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребенка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса под стол. Использование в новогодней трапезе именно свинины объясняется традиционными представлениями об особой плодовитости свиньи, что подтверждается реальной действительностью: из всех домашних животных свинья приносит наибольший по количеству приплод. Обряд съедания кесаретского поросенка представлял собой магическое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве. После трапезы кости от съеденного поросенка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или "свинухe"; в некоторых местных традициях для этого выбирался кто-либо из гостей, и кости носили в свинарник по одной. Кесаретский поросенок был как достоянием отдельной семьи, так и всей общины: в центральных губерниях России односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросенка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь в пользу причта. Кесаретский поросенок являлся не только ритуальным блюдом новогодней трапезы. У зажиточных людей целую неделю от Рождества Христова до Нового года свиная голова стояла на столе. Этот обычай типологически близок использованию украшенной бантиками свиной головы в качестве принадлежности свадебного стола в связи с приписываемой свинье, в народных представлениях, продуцирующей силы. Вареные свиные ноги являлись традиционным угощением для колядующих. Как и другая ритуальная пища кутья, блины, кисель , приготовляемая к Святкам и другим праздникам, связанным с идеей "перехода", кесаретский поросенок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику, молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если - девушке - она выйдет замуж. Предсказательные свойства приписывались и непосредственно свиной туше. Былички, сюжет которых основан на изложении гадания со свиной тушей, были широко распространены у русских, и их рассказывание нередко было приурочено к святочному период. Мотив говорящей туши соотносится с традиционными представлениями о связи свиньи с нечистой силой, использующей, по поверьям, это животное в качестве коня. Приписывание народным сознанием свинье признака "нечистоты" обусловлено также влиянием христианства: церковь истолковывала образ свиньи как воплощение бесовской силы. В этом плане показателен евангельский сюжет об исцелении Иисусом Христом бесноватых в Гадаринской стране: изгнанные из больных, бесы вошли в свиное стадо Мф. Возвращаясь к кесаретскому поросенку как святочной ритуальной пище, следует отметить, что отголоском его обязательного присутствия в составе блюд трапезы Васильева вечера можно, вероятно, считать широко распространенное до сих пор у русских приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног. Был и такой обычай. Когда девушки начинали гадать в Васильеву коляду, парни снимали калитку с петель и уносили куда подальше, а отцы гадальщиц должны были откупиться от «воров». Это было довольно весело, потому что во время возврата пели песни и отцы, и назойливые женихи, а также устраивались шутливые бои за калитку. Заговор 13 января, на деньги и богатство, на достаток в доме: 13 января насыпать в блюдце орехи или семечки. Лузгая их, приговаривать: «Мышиное, бельчиное богатство мною взято. Скорлупа с него снята. Раз щелчок, — принесите мне денег горшок, два щелчок, — дайте драгоценностей сундучок, три щелчок, — прошу роскоши мешок. Скорлупка, дробись, деньга из моей мошны не выводись». Скорлупу закопать в землю недалеко от дома на такую глубину, чтобы никакое животное не могло выкопать. Ритуал в Васильев вечер, чтобы быть здоровым: 13 января Взять свиной хвостик и наговорить на него такие слова: «Хвостик крючком, здоровье мое пучком. Как хвостик не выровнять, так и мой дух не сломить. Так тому быть».

Васильев день

В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит! Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Щедрый вечер, Щедрец После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому — это 13 января.

С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки щедровальные песни. Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу.

Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.

Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи".

Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться.

В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля. Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем! Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул. Кесаретский поросенок - ритуальное блюдо, непременная принадлежность ужина в Васильев вечер, накануне Нового года.

Свое название это блюдо получило, соответственно, по имени св. Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по ст. В народе св. Василий Великий назывался Кесаретским; особенно этого святого чтили пастуха, так как он считался покровителем свиней. В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще "свиным праздником". Приготовление блюд из свинины, приуроченное к святочному периоду, имеет общеевропейское распространение. Свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляли необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. Закалывать свиней полагалось 30 декабря по ст.

По печени и селезенке свиней крестьяне гадали о зиме: ровная и гладкая селезенка - зима будет суровая; если она к спине толще - холода наступят в конце зимы; печень, толстая в середине, - стужа начнется с половины зимы; расширение печени к брюху - морозы будут с перезимья, то есть после зимы.

Если хозяйка к праздничному ужину приготовила вкусную кутью, то ее необходимо всю съесть. Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь. Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских.

Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов. Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты.

Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо.

В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины.

Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности.

Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.

Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу.

А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку.

Тогда весь год пройдет в радости и счастье. Если же наоборот, первой войдет девушка, то беды не миновать. Основное отличие состоит еще и в том, что раньше угощали не только сладостями и дарили монеты, но еще гости должны были обязательно отведать блюда из свинины. Помимо холодца, основным блюдом был обязательно поросенок. Это могло быть что угодно — главное, чтобы основным блюдом была свинина.

Такой обычай скорее обусловлен тем, что Василий считался покровителем свиней. Обязательно вся семья в этот день мылась и надевала все самые новые или просто чистые вещи. На столе также обязательно лежала новая скатерть. Трапеза была обильная и богатая. Но Щедрым этот праздник называют не поэтому.

В этот день готовилась особенная кутья, ведь в неё можно было добавить масла. А после праздничного ужина, весь народ старался посетить всех соседей для того, чтобы попросить прощения. После того, как праздник отшумели и отгуляли, в каждом доме семьи собирались вместе для того, чтобы сжечь праздничный Дидух, то есть сноп сена. И его не просто сжигали во дворе, для этого разводили целый костер, в который бросали еще и старую одежду, различные вещи, которые по мнению хозяев приносят несчастья и многое другое. Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной.

Согласно поверьям нечисть вселяется в животных. Поэтому если во двор приблудилась чужая кошка или собака или еще кто, их старались тут же отогнать. А чтобы оградить свой скот от злых духов, его старались держать только в сарае. Также практиковался и такой обряд, с помощью которого хозяйки старались оградить дом от нечисти. Для этого они брали кочергу или простую палку, усаживались на неё как на метлу, и таким образом обходили дом три раза.

Во время щедрования вечером с девушками могли ходить и парни, но просто ради забавы. Так как помимо Васильева дня отмечался еще и праздник Меланки, то ребята устраивали небольшие представления, а один из них обязательно переодевался в женскую одежду и представлялся Меланкой. Остальные парни надевали различные маски и обязательно меховой кожух наизнанку, чтобы мех был наружу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий