Такое мнение в интервью для ТАСС высказал научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
Ученый назвал ядерную войну на Ближнем Востоке вероятной
Надана Фридрихсон и директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин обсуждают военную операцию, которую сейчас ЦАХАЛ проводит в секторе Газа, будет ли она доведена в. Виталий Наумкин — узнавайте первым о главных событиях и новостях на сайте Вестник Кавказа. В 1962 году Виталий Наумкин, окончив с золотой медалью школу, поступил в Институт восточных языков Московского государственного университета.
Израиль не может ничего прошляпить
Да и с Турцией еще недавно они были весьма неплохими. И узы, связывающие наши народы, сохраняются. Одних смешанных семей 100 тысяч человек. Куда они денутся? Но посмотрите, что с этими узами стало… — Случается такое, да. И при нынешней турецкой власти на улучшение отношений рассчитывать, наверное, не стоит. Тем не менее, учитывая размер и значение Турции, со временем мы обязательно начнем искать пути к сближению. К тому же обычно так получается, что с кем повоюешь, с тем потом и дружишь.
Примером может послужить Германия. У нас же народ к немцам сейчас нормально относится. Или возьмем американцев и вьетнамцев — совсем, казалось бы, недавно воевали, страшные жертвы были. А сегодня США и Вьетнам партнеры, все больше сближаются. Так устроена мировая политика: когда есть прагматические взаимные интересы, прежние обиды быстро забываются. Напротив, у нас может появиться новый фронт противостояния с Турцией, если она, как обещает, введет войска в Сирию. Решится ли Анкара на этот шаг и не приведет ли это к прямому военному столкновению турецких и российских войск?
Во-первых, если смотреть с военной точки зрения, то ресурс, необходимый для проведения успешной операции, у Турции очень ограниченный. Им придется вести войну на три фронта. Во-первых, им будут противостоять сирийские курды, во-вторых, сирийская армия, а в-третьих, турецкие курды внутри Турции начнут действия в поддержку своих сирийских братьев. При этом, например, у сирийской армии есть танки, превосходящие старые «леопарды» немецкого производства, стоящие на вооружении Турции. И она должна либо получить одобрение такой операции от своих партнеров по блоку, либо спровоцировать Сирию первой напасть на нее, либо получить санкцию Совбеза ООН. Думаю, ничего этого не произойдет. При этом сирийских курдов поддерживает не только Россия, но и США.
Недоброжелатели часто говорят, что мы можем в Сирии «увязнуть». Поэтому условием ее прекращение должно стать достижение какого-то существенного, символически важного успеха. Пока эта цель не достигнута. А в качестве промежуточных, тактических целей называется перекрытие каналов снабжения ИГ и других террористических группировок. Северный коридор этих поставок наши ВКС совместно с сирийской армией перекрыли. Но надо перекрыть еще и западный канал расположен ближе к Идлибу. А еще есть участок длиною примерно 96 километров между двумя частями сирийского Курдистана — республикой Роджава на востоке и Африном на Западе, — который связывает ИГ с Турцией.
Анкара стремится не допустить того, чтобы курды взяли его под контроль, считая и Демократическую партию Курдистана, и действующие там курдские отряды самообороны террористами. Президенту это простительно, у него других забот хватает. Но есть ли возле него люди, разбирающиеся в подобных вопросах? Налажена ли связь между нашими властями и экспертным сообществом? Собственно, сам дискуссионный клуб «Валдай» — это площадка, где эксперты со всего мира могут предлагать идеи, которые услышит власть. В обратную сторону это тоже работает: представители власти приходят и общаются с участниками «Валдая», объясняя свои решения и взгляды. Много ли молодых и перспективных специалистов?
Молодых специалистов катастрофически не хватает. Школа и традиции подготовки экспертов сохраняются. Но сегодня идет революция в образовании. И, как говорят авторы этой реформы, «цель образования — не подготовка кадров, а удовлетворение образовательной потребности».
Об этом информирует РИА «Новости».
Люди стремились приехать туда, чтобы жить, а сегодня северная часть Газы превращена фактически в место массовых захоронений.
Уже насчитывается почти 24 000 погибших, половина жертв среди мирных жителей - дети. Нужно понимать, почему ХАМАС поступил именно так - потому что условия существования палестинцев стали совершенно невыносимыми. До 7 октября израильские спецслужбы вылавливали палестинцев из других государств и сажали в тюрьму как террористов, даже тех, кто просто говорил о необходимости покончить с оккупацией. В основе лежит отчаяние палестинцев. Стоит сказать, что не меньшее число актов насилия со стороны Израиля было совершено в отношении палестинцев, а число палестинских активистов, отбывающих пожизненное наказание в израильских тюрьмах, зашкаливает. Палестинцы борются за свои земли, за своё освобождение, за создание собственной государственности, к чему Израиль сегодня не готов — это ещё один корень зла", - подчеркнул Наумкин.
И американцы сейчас передают опыт израильтянам, насколько мне известно, войны во Вьетнаме», - сказал востоковед.
Наумкин добавил, что главными туннельщиками в истории военного искусства считаются вьетнамцы, кроме того, этот метод использовали японцы, а также корейцы во время корейской войны. Потому что понимают, что будет большое возмущение, если они устроят совсем уж "кровавую баню". Она все равно будет. Все сровнять с землей, а потом уйти под землю, где все и будут прятаться», - добавил эксперт.
Наумкин Виталий Вячеславович
Поскольку Виталий Наумкин не смог присутствовать на церемонии, передать премию лауреату было поручено ректору МГИМО Анатолию Торкунову. Виталий Наумкин: новый кризис между Катаром и странами Персидского залива не продлится долго. Виталий Наумкин: «Сегодня по линии тех же исламских организаций у нас волна нового партнерства.
Пресс-конференция научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина
Что касается российской политики на Ближнем Востоке, то, по мнению Наумкина, мастерство посредничества — равноприближенность в одних случаях, равноудаленность в других, — делает ее эффективной и позволяет с меньшими затратами добиваться весомых результатов. Виталий Наумкин: «Все относительно. Но то, что мы стали самым влиятельным там игроком, это безусловно. Если сравнивать нас с американцами, то наша репутация намного выше, тут даже говорить нечего. Мы на одном посредничестве приобрели репутацию такого независимого брокера, который неожиданно взял и спрыгнул в ливийскую телегу. Хотя пока, может быть, не получилось, я имею в виду переговоры между Хафтаром и Сарраджем.
Награда была присуждена за его работу по достижению перемирия в Сирии. В номинации могли участвовать научные публикации, серии публичных выступлений, исследовательские или просветительские проекты по актуальным вопросам глобального развития и международных отношений. Отбором работ занималась Академия Клуба, в состав которой вошли 30 экспертов. Всего было подано 18 заявок. Рассмотрев их, валдайские «академики» составили шорт-лист из трёх работ.
Израиль заявлял о готовности продлевать перемирие в секторе Газа на дополнительные сутки за каждые 10 освобожденных заложников. Максимально допустимый срок действия соглашения при выполнении этого условия — 10 дней. Кроме того, в рамках перемирия вечером 24 ноября через КПП «Рафах» на границе с Египтом в сектор Газа начали въезжать грузовики с гуманитарной помощью.
А тут вышли на первый план сегодня аравийские монархии довольно неожиданно. Саудовская Аравия — молодое государство. В 20-е годы вставало на ноги. Мы признали первыми Саудовское королевство. Они все время вспоминают о том, что Россия — то государство, которое первым признало Саудовскую Аравию почти сто лет назад. Объединенные Арабские Эмираты, которые показывают просто чудеса технологического современного развития, цифровизации, электронных средств, космических исследований. Неожиданно развиваются эти государства. Уже хуситы и движение «Ансарулла» из Йемена запускают в сторону Израиля ракету, которая через космическое надатмосферное пространство летит, израильтяне бьют себя в грудь и говорят, что они сбили в космосе хуситскую ракету. Но никто не удивляется тому, что Йемен, одно из самых вроде бы отсталых государств региона, на самом деле совсем не отсталое, а достаточно во многом изощренное и очень умеющее воевать хорошо, если нужно. Фридрихсон: - Хуситов связывают с Ираном. При этом говорили: доказательств нет, но вот точно Иран стоит. Сейчас ситуация обостряется. Блинкен, совершая визит по Ближнему Востоку, параллельно с ним там причалила атомная подводная лодка американцев «Огайо». На кой черт? Вся западная пресса пишет: чтобы сдерживать Иран. При этом Иран говорит: мы особо и не втягиваемся. Да и поведение «Хезболлы» показывает, что они не очень хотят втягиваться. Наумкин: - Я лично опасаюсь, вместе с вами. Я вижу, что вы сильно опасаетесь. Но поскольку вы говорите, что они кого-то обвиняют, а что, разве нас ни в чем не обвиняют? Я думаю, что эти обвинения и нагнетание обстановки вокруг Ирана, который сегодня уже войдет в ШОС, войдет скоро в БРИКС, является одним из близких нам партнерам по этим новым форматам международного сотрудничества, поэтому для нас та обстановка, которая складывается вокруг Ирана, очень важна. И те шаги, которые предприняты Ираном вместе с арабскими монархиями по примирению, а обстановка между ними была очень напряженной, и сегодня та разрядка, которая наступила в иранско-саудовских отношениях, при посредстве Китая — нашего ближайшего партнера на глобальном Юге, я думаю, это очень важно, то, что происходит. И не случайно, что американцы сегодня пытаются укусить нас с иранского тыла. Не очень это у них получается. Я думаю, что Иран демонстрирует сдержанность, терпение большое. Но какие-то всплески активности конфликтогенной сегодня есть на ливано-израильской границе. Они пока не переходят рамки, которые позволяют говорить о начале здесь военных действий, войны серьезной. Дай бог, чтобы этого не произошло. Фридрихсон: - Но при этом мы видим, что параллельно Иран снова пытаются качать еще и изнутри. На фоне этой эскалации опять пошла история, что некая молодая девушка погибла после встречи с полицией нравов. Год назад по похожей теме шли протесты несколько месяцев. Как американцы теоретически могут поджечь войну против Ирана или гражданскую войну в Иране подхлестнуть? Наумкин: - Главный инструмент — Израиль. У Израиля есть идиосинкразия по поводу Ирана. Они все время нажимают на тревожную кнопку, которая позволяет раскрутить маховик иранской угрозы, что Иран хочет уничтожить Израиль. Действительно, некоторые высказывания отдельных лидеров, иранских деятелей дают основание говорить, что Иран хотел бы, чтобы Израиля не было, но ничего до сих пор серьезного для этого не делал и, по-моему, не собирается делать. Мне кажется, что иранцы прагматики, они понимают ситуацию. Но надо, чтобы Израиль тоже не переступал ту красную линию, которая есть в отношении Израиля к исламскому миру. В том, что сегодня происходит вокруг Газы, палестино-израильского конфликта, там, помимо чисто межгосударственного конфликта, конфликта этнополитического, есть еще и линия религиозная, межконфессиональная. То, что воспринимается как атака на исламский мир, как крайнее проявление исламофобии со стороны Израиля, очень опасно. Если есть горячие головы, которые хотят разжечь эту войну, я думаю, что она будет, конечно, ужасной. Я надеюсь, что этого не произойдет. И надеюсь на благоразумие, в том числе, некоторых стратегов в Израиле, которые будут этого избегать. Фридрихсон: - Тут главная скрипка все-таки у американцев. Приводится телеграмма из посольства США в Омане, где написано, что из-за этой однозначности и определенной однобокости отношения США и арабских стран, включая Саудовскую Аравию, висят на волосе. И это делает администрация Байдена. А если победит Трамп, который в 2016 году вообще кричал, что Иран — террористическое государство. И понятно, по каким связям он поддерживал Израиль. Трамп же и говорил, что Иерусалим — это столица Израиля. Мне кажется, если Трамп побеждает, войны против Ирана и уже более широкой региональной, просто не избежать. Наумкин: - Я думаю, что такая угроза, безусловно, существует. И для ситуации на Ближнем Востоке приход Трампа ничего хорошего не сулит. Возможно, для нас Трамп с точки зрения украинской проблемы — это выгоднее было бы, но по ближневосточным параметрам международной обстановки, которая нам тоже небезразлична, тем более, если учесть, что у нас в стране среди нашего населения 20 млн. От Америки ничего хорошего ждать не приходится. Фридрихсон: - Трамп вообще псих в отношении Ирана. Хочется понять роль России. Владимир Путин несколько раз уже публично проговорил: решение конфликта между Израилем и ХАМАС — это создание палестинского государства, как и прописано в международных документах. Россия может сыграть сегодня какую-то роль, чтобы остановить эту эскалацию, не допустить более масштабной войны? Наумкин: - Россия уже эту роль играет. Российская дипломатия очень активно, позитивно, конструктивно работает. Возьмите даже личный вклад министра иностранных дел Сергея Викторовича Лаврова в те дебаты, которые ведутся. И представитель России в Совете Безопасности Василий Алексеевич Небензя, когда выступает, это очень сильные речи, которые производят впечатление на международное сообщество. Но ведь речами и разговорами иногда трудно чего-то добиться. Тем не менее, я думаю, что Россия вносит свой вклад и этой своей задекларированной позицией, и теми возможностями, которые у нас есть влиять на ситуацию и собирать, главное, вокруг себя те страны мирового большинства, которые не хотят ложиться под американцев и коллективный Запад, а стремятся, ориентируясь на свои собственные национальные интересы и на стремление играть самостоятельную роль в мировой политике, взаимодействовать с нами и помогать выходить из той практически почти тупиковой ситуации, которая складывается в палестино-израильском конфликте. Фридрихсон: - У нас есть шанс повлиять на эту кулуарную дипломатию? Или придется, как было в Сирии, в какой-то момент нам уже тоже начинать свою операцию, чтобы остановить масштабное разгорающееся? Наумкин: - Мне кажется, что у нас есть еще шанс. И есть шанс у мирового большинства остановить это безумие. Пока наши призывы к прекращению огня уходят в песок, к сожалению. И неконструктивная позиция США сказывается. Они используют всю свои силу, все свои ресурсы, чтобы этому помешать. Но они много чему пытаются помешать. Достаточно посмотреть на их пресловутую санкционную политику, которая, однако, не помогает нас задавить или заставить нас делать то, чего бы они хотели. Мне кажется, что я у нас такой ресурс есть. Все больше стран поворачиваются к нашей позиции. Те зерна исламофобии, арабофобии, которые Ближний Восток в позиции коллективного Запада, в конечном счете будут еще больше государств заставлять склоняться в нашу сторону и поддерживать нашу позицию. Фридрихсон: - Ладно, американцам далеко и до Ближнего Востока, и до чего угодно. Казалось бы, пол-Европы в беженцах с Ближнего Востока. По их же вине. Все помнят эту историю. Но Шольц кабанчиком мотанулся в Израиль, однозначно произраильские заявления.
Институт востоковедения Российской Академии Наук
8 360 цитирований - Ближний Восток - Конфликтология - Безопасность. Главные новости о персоне Виталий Наумкин на Такое мнение высказал Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, во время дискуссии в клубе «Валдай». Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik.
Пресс-конференция научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина
Виталий Наумкин, руководитель Института востоковедения РАН, подчеркнул реальность угрозы ядерной войны на Ближнем Востоке, но выразил уверенность в. Директор Института востоковедения Российской академии наук Виталий Наумкин на заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай". В Москве состоялась встреча губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и генерального директора АО «» Виталия Мутко. news_header_top_970_100. Татар дөньясы Татар матбугаты Мәдәният Дин Татар тарихында шәхесләр. Такое мнение высказал Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, во время дискуссии в клубе «Валдай».