Новости дмитрий иванович менделеев образование

Дмитрий Иванович родился в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам.

Биография Дмитрия Менделеева

Менделеев создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира , предложил приемы точного взвешивания. При его участии и под его руководством в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими эталонами 1893-1898. Менделееев считал необходимым введение в России метрической системы мер. По его настоянию с 1899 года метрическая система мер стала использоваться в России факультативно; в 1918 году стала обязательной. В своей научной деятельности Д. Менделеев признавал объективность и познаваемость законов природы, возможность использования их в интересах человека. Его научная работа была тесно связана с потребностями экономического развития страны. Особое внимание ученый уделял нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленности.

С 1860-х годов он не раз приезжал для консультаций на Бакинские нефтепромыслы ; был инициатором устройства нефтепроводов и использования нефти как химического сырья. Менделеев предложил принцип непрерывной дробной перегонки нефти. В 1877 году он выдвинул гипотезу образования нефти в результате взаимодействия карбидов железа с глубинными водами при высоких температурах. В отчете о научной поездке по Южной России 1888 он указал мероприятия для освоения природных богатств Донбасса каменного угля, железных руд, каменной соли , впервые высказал идею подземной газификации углей. Расширение разработки угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием производства чугуна, стали и меди; отмечал необходимость добычи хромовых и марганцевых руд на Урале и Кавказе. Первоочередными задачами химической промышленности Менделеев считал увеличение производства соды, серной кислоты, искусственных минеральных удобрений на базе отечественного сырья. В работах по вопросам сельского хозяйства Д.

Менделеев возражал против «теории убывающего плодородия почвы», считал возможным многократное повышение плодородия земли удобрениями. Основываясь на результатах полевых опытов 1867-1869 , ученый указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. Докучаева в сфере проведения почвенных обследований, организации кафедр почвоведения при университетах. Менделеев уделял внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, постройке железных дорог, освоению Северного морского пути. Как общественный деятель, Д. Менделеев ратовал за скорейшее промышленное развитие и экономическую независимость России.

Будучи членом Совета торговли и мануфактур он занимался разработкой нового таможенного тарифа 1889-1892. Однако процветание России ученый связывал не только с использованием ее природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. По мысли Менделеева народное образование должно быть жизненным и реальным, а не классическим, доступным для всех сословий. Особое значение он придавал подготовке учителей и профессоров, сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены. Его учениками и последователями были А. Байков, В. Вернадский, В.

Приоритетной задачей ученый считал воспитание научного мировоззрения и самостоятельного мышления учащихся. Систематизированная и качественная подготовка учителей, по его убеждению, была не менее важной задачей, чем обучение молодого поколения. Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом — его отец служил директором тобольской гимназии. Кстати, Менделеев стал 17-м ребенком в семье! Примечательно, что Менделеев родился в городе Тобольске Тюменской области, а именно Тюмень в конце сентября примет финал всероссийского конкурса «Мастер года», а 2 октября станет центром празднования Дня среднего профессионального образования.

Политики заметили, что водка по дороге от производителя к потребителю имеет тенденцию разбавляться, и не всегда естественным путем. Поэтому пропускную крепость сделали 40, а в розничной торговле — не ниже 38.

И то только в центральном районе страны. Как напиток водка не интересовала Менделеева. Он ее терпеть не мог. Как Менделеев открыл периодический закон химических элементов? В какой-то момент ученый захотел порекомендовать студентам учебники и понял, что советовать нечего. И решил написать сам. Менделеев начал работать над «Основами химии» и в ходе работы открыл периодический закон химических элементов.

Существует версия, будто он открыл закон во сне. Это легенду изложил один из друзей химика, но не в 1869 году, когда был открыт закон, а в 1919, уже после смерти Дмитрия Ивановича. Менделеев открывает закон 17 февраля по старому стилю 1 марта по новому стилю , пишет статью, дает ее своему другу-химику Николаю Меншуткину и уезжает обследовать сыроварни Тверской губернии. А Меншуткин делает первое сообщение о периодическом законе 6 марта по новому стилю. Дело в том, что Менделеев не был доволен проделанной работой и считал, что она вся еще впереди. Реакция на опубликованную статью была нулевая. Один из академиков сказал так: «Дмитрий Иванович, пора заняться делом».

Какую научную задачу Менделеев считал важнее, чем открытие закона? Любой другой на его месте всю жизнь занимался бы законом, тем более, что есть чем заниматься, а Дмитрий Иванович спустя год и девять месяцев после открытия оставляет заметки в блокноте о насосах. Казалось бы, при чем они тут? Это для нас Менделеев — автор периодического закона, и это открытие представляется нам его высшим достижением. А для него оно было не более, чем ступенька. Это был русский человек во всем своем величии. Нам бы предвечные вопросы разрешить, как говорил один из братьев Карамазовых, а все остальное — пустяки.

Какой у Менделеева был предвечный вопрос? Мировой эфир. Еще в античности сложилось представление об этой тонкой материи, которая пронизывает все пространство и вселенную. Согласно представлениям 19 века мировой эфир отвечает за электричество, магнетизм, тяготение и химическое взаимодействие. Вот это задачка! Если Менделев получит мировой эфир, в его руках окажется разгадка всех тайн естествознания. У нас, как я люблю говорить, человек выбирает самую высокую гору, заходит со стороны самого непроходимого и поросшего лесом склона, и идет вперед.

Гарантий, что доберется хотя бы до середины, — никаких. Но впечатлений по дороге — масса. Менделеев именно так и действовал. Идея у химика была проста: взять емкость, откачать оттуда полностью воздух, и останется эфир. А для этого нужны насосы, барометры, оборудование на 40 тысяч в год. Колоссальные деньги. Где их взять?

В итоге, Менделеев одновременно занялся эфиром и опытами для Императорского Русского Технического общества он изучал поведение газа в стволах орудия , чтобы иметь стабильный доход. И так продолжалось на протяжение семи лет, пока наконец люди из общества не поинтересовались, не выливаются ли их деньги в мировой эфир. Тогда Менделеев сказал, что это ограничение свободного научного творчества, и прекратил исследования в 1877 году. Но об этой задаче он продолжал думать на протяжение всей жизни. Его последняя работа так и называется — «Попытка химического понимания мирового эфира». Как Менделеев вышел из кризиса? После эфира у Менделеева начался кризис среднего возраста.

Во-первых, нужно найти новую тему, так как с прошлой провалился. Во-вторых, надоело в университете. Менделеев серьезно устал преподавать всего один час в неделю.

Менделеев прославился как создатель Периодической таблицы химических элементов и множества работ в области физической химии.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой Корнильевой.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Менделеев приехал в Гейдельбергский университет в 1859 году изучать взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе свойства жидкостей под названием капиллярность. Но в Германии работа сразу не задалась. Во-первых, ученому не понравилось оборудование в университете. Как привыкли работать химики в Петербурге? Если колба разбивалась, работали в черепках битой посуды. Менделеев не привык работать по другим немецким обычаям и потому оборудовал собственную лабораторию на кухне снимаемой квартиры.

Во-вторых, денег у Менделеева с лишком хватало на путешествия по Европе. Он брал друзей-соотечественников и оттягивался по полной в соседнем Париже. Дмитрий Иванович пишет невесте про этот период так: занимаюсь деликатными опытами в Германии. Послание можно понимать двояко. С одной стороны, проводимые им опыты и правда были сложными.

С другой, у химика завязалась любовная история. Он влюбился в популярную актрису Агнессу Фойгтман. Когда Менделеев потом вернулся в Петербург, и его начали спрашивать, почему он берет столько дополнительной работы, он отвечал так: «Была у меня интрижка в Германии, а от той интрижки плод». Дело в том, что Агнесса родила девочку Розамунду, предположительно дочь Менделеева. Не все соглашались с тем, что ребенок его, но химик все равно взял в долг одну тысячу рублей у Ивана Алексеевича Вышнеградского, ставшего впоследствии министром финансов России именно ему принадлежит знаменитый афоризм про российский экспорт «не доедим, но вывезем» , и отдал Агнессе, как бы признавая ребенка.

Видимо, это некая традиция русской науки. Как известно, у Ломоносова в Германии тоже был роман, и научную программу он тогда не выполнил. Лекция Игоря Дмитриева Как Менделеев работал с водкой? Менделеев вернулся в Россию и получил предложение стать заведующим кафедрой химии, для этого нужно было только написать докторскую диссертацию. Как раз в тот момент у правительства появились очередные планы на создание монополии на водку и крепкие напитки.

Для этого нужно было составить спирто-метрическую шкалу, что и поручили Менделееву: и государству поможешь, и диссертацию напишешь. Химику нужно было составить таблицу по плотности и крепости раствора. Трудность заключалась в том, что сначала нужно было получить абсолютный спирт. Скажем, вы гоните что угодно для получения алкоголя: хоть табуретку, хоть помидоры. И Менделеев был первым, кому это удалось.

Он получил абсолютный спирт. В сущности, ему выдали 12 ведер обычного спирта, а ученый получил из них стаканчик абсолюта, которым было удобно разбавлять и готовить разные смеси. Откуда появился стандарт водки в 40 градусов? Его ввел не Менделеев, а правительство еще в 1840-ых годах. Политики заметили, что водка по дороге от производителя к потребителю имеет тенденцию разбавляться, и не всегда естественным путем.

Поэтому пропускную крепость сделали 40, а в розничной торговле — не ниже 38. И то только в центральном районе страны. Как напиток водка не интересовала Менделеева. Он ее терпеть не мог. Как Менделеев открыл периодический закон химических элементов?

В какой-то момент ученый захотел порекомендовать студентам учебники и понял, что советовать нечего. И решил написать сам. Менделеев начал работать над «Основами химии» и в ходе работы открыл периодический закон химических элементов. Существует версия, будто он открыл закон во сне. Это легенду изложил один из друзей химика, но не в 1869 году, когда был открыт закон, а в 1919, уже после смерти Дмитрия Ивановича.

Менделеев открывает закон 17 февраля по старому стилю 1 марта по новому стилю , пишет статью, дает ее своему другу-химику Николаю Меншуткину и уезжает обследовать сыроварни Тверской губернии. А Меншуткин делает первое сообщение о периодическом законе 6 марта по новому стилю. Дело в том, что Менделеев не был доволен проделанной работой и считал, что она вся еще впереди. Реакция на опубликованную статью была нулевая. Один из академиков сказал так: «Дмитрий Иванович, пора заняться делом».

Какую научную задачу Менделеев считал важнее, чем открытие закона?

Менделеев сочетался браком с Лещевой Феозвой. Дмитрий не питал сильного влечения, однако в этом браке у него родилось трое детей. Первая дочь, Мария, умерла в младенчестве. В 1865 г. Сын Владимир родился в 1865 году.

В дальнейшем, с отличием окончив Морской кадетский корпус, Владимир стал морским офицером. Любимый сын Дмитрия Ивановича скончался в возрасте 33 лет от воспаления легких. Для великого ученого это стало огромной утратой. В 1876 году Дмитрий Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову - художницу, дочь донского казака из Урюпинска. Ему было 42 года. Феозва Никитична сначала отказывалась давать Дмитрию развод, но после от нее было получено письменное согласие.

Церковь тоже поставила свои условия и запретила ученому венчаться в течение 7 лет!

И стали делать водку исходя из «менделеевской пропорции», сохраняющей объём вещества. Единственный момент, когда Дмитрий Иванович имел непосредственное отношение к водке, - его участие в комиссии, что решала вопрос о причине массовых пожаров, охвативших тогда Петербург. Вопрос стоял ребром: «Может ли человек, неумеренно пьющий водку, самовозгореться? Сила и вера Отрицательно придётся ответить и на другой популярный вопрос: «Правда ли, что Менделеев придумал свою периодическую таблицу во сне?

Я двадцать лет работал над этим законом! А по их мнению выходит, заснул - и вот тебе результат? Это же смешно! Смехом, правда, ограничивалось не всегда. Иной раз Менделеев ради науки запросто мог и съездить по морде.

В августе 1887 г. Осталась забавная запись в полицейском протоколе: «Господин Менделеев, применив силу, выкинул из корзины воздушного шара пилота Кованько, объясняя это тем, что шар с двумя седоками не сможет подняться выше облаков». Насчёт «изобьют» - это преувеличение.

Краевич, Д.

Лачинов, Д. Менделеев, Н. Петров , Ф. Петрушевский , П.

Фан-дер-Флит , А. Хмоловский, Ф. Эвальд [12]. Комиссией был использован ряд методов и технологических приёмов, исключавших использование «магнитизёрами» физических закономерностей для манипуляций: пирамидальный и манометрический столики, устранение внешних факторов, препятствующих полноценному восприятию обстановки эксперимента, допускающих усиление иллюзий, искажение восприятие реальности.

Результатом деятельности комиссии явилось выявление ряда специальных приёмов, вводящих в заблуждение, разоблачение очевидного обмана, констатация отсутствия каких бы то ни было эффектов при корректных условиях, препятствующих неоднозначному толкованию явления — спиритизм был признан следствием использования «медиумами» психологических факторов для управления сознанием обывателей — суеверием [12]. Работа комиссии и полемика вокруг предмета её рассмотрения вызвала живой отклик не только в периодике, которая в целом заняла сторону здравомыслия. Менделеев, впрочем, в итоговом издании предостерегает журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли и влияния суеверия. Свою оценку дали П.

Бабарыкин , Н. Лесков , многие другие и, прежде всего, Ф. Критические замечания последнего в большей степени имеют отношение не к спиритуализму как таковому, противником которого сам он являлся, а к рационалистическим взглядам Д. Менделеева [13] [12].

Подводя итог Д. Менделеев указывает на различие, коренящееся в исходной нравственной позиции исследователя: в «добросовестном заблуждении» или сознательном обмане. Именно нравственные принципы он ставит во главу угла в общей оценке всех аспектов и самого феномена, его толкования и, в первую очередь, убеждений учёного, независимых от его непосредственной деятельности — и должен ли он их иметь вообще? В ответ на письмо «Матери семейства», обвинившей учёного в насаждении грубого материализма, он заявляет, что «готов служить, так или иначе, средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а побольше было бы людей истинно понимающих, что между наукою и нравственными началами существует исконное единство» [12].

В творчестве Д. Менделеева эта тема, как и всё в круге его интересов, закономерно связана сразу с несколькими направлениями его научной деятельности: психология, философия, педагогика, популяризация знаний, исследование газов, воздухоплавание, метеорология и т. В то время как исследование газов косвенно, через гипотезы о «мировом эфире», например, имеет отношение к «гипотетическим» же факторам, сопутствующим основной теме рассматриваемых мероприятий в том числе колебания воздуха , указание на связь с метеорологией и воздухоплаванием может повлечь резонное недоумение. Однако они явилась не случайно в этом перечне в виде смежных тем, «присутствуя» уже на титульном листе «Материалов», а слова из публичных чтений Д.

Менделеева в Соляном городке лучше всего отвечают на вопрос о метеорологии: Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. Воздухоплавание Основная статья: Д. Менделеев и вопросы воздухоплавания Большой привязной аэростат А. Жиффара, на котором Д.

Менделеев поднимался в 1887 году в Париже. Воздушный шар «Русский», на котором Д. Менделеев 7 августа 1887 года совершил полёт для наблюдения полного солнечного затмения. Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д.

И Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых — развивает темы своих работ, в соприкосновение вступающие с темами сопротивления среды и кораблестроения. В 1875 году он разработал проект стратостата объёмом около 3600 м3 с герметической гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы первый такой полёт в стратосферу осуществлён был О. Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями.

В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате А. Жиффара на фр. Летом 1887 года Д. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт.

Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С. Менделеев, рассказывая о об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались».

Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д. Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление» [5]. Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения.

Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, которыё позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д. Лачиновым , приблизительно в это же время разработавшим электролитический способ получения водорода , на широкие возможности использования которого Д. Менделеев указывает в «Основах химии».

Естествоиспытатель предполагал, что изучение солнечной короны должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Из космогонических гипотез его внимание привлекла появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли: «Тогда солнце со всей его силой само оказывается зависящим от невидимо малых тел, носящихся в пространстве, и вся сила солнечной системы черпается из этого бесконечного источника и зависит только от организации, от сложения этих мельчайших единиц в сложную индивидуальную систему. В сопоставлении с другой гипотезой — о происхождении тел солнечной системы из вещества солнца, — он высказывает такие соображения: «Как ни противоположны на первый взгляд кажутся эти понятия, они так или иначе уложатся, помирятся — таково свойство науки, которая содержит выводы мысли, испытанные и проверенные. Надо только не довольствоваться одним уже установленным и узнанным, надо не окаменеть в нём, всё дальше и глубже, точнее и подробнее изучать все явления, могущия содействовать разъяснению этих коренных вопросов.

Этот полёт привлёк внимание широкой общественности. Военное министерство предоставило воздушный шар «Русский» объёмом 700 м3. В Боблово 6 марта приезжает И. Репин, и вслед за Д.

Менделеевым и К. Краевичем направляется в Клин. В эти дни им были сделаны зарисовки. Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А.

Кованько, но из-за прошедшего накануне дождя повысилась влажность, шар намок — двух человек поднять был не в состоянии. По настоянию Д. Менделеева его спутник вышел из корзины, и учёный отправился в полёт в одиночестве. Впоследствии он так комментировал свою решимость:...

Немалую роль в моём решении играло... Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай.

Аэростат не смог подняться так высоко, как требовали того условия предполагаемых экспериментов — солнце частично заслоняли облака. В дневнике исследователя первая запись приходится на 6 ч 55 м — по прошествии 20 минут после взлёта. Учёный отмечает показания анероида — 525 мм и температуру воздуха — 1. Сверху облака.

Ясно кругом т. Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания».

В 7 ч 10—12 м: высота 3,5 версты, давление 510—508 мм по анероиду. Шар покрыл расстояние около 100 км, поднявшись на высоту в максимуме — до 3,8 км; пролетев над Толдомом в 8 ч 45 м, приблизительно в 9 ч начал снижаться. Салтыкова-Щедрина произошла успешная посадка. Уже на земле, в 9 ч 20 м, Д.

Менделеев заносит в записную книжку показания анероида — 750 мм, температура воздуха — 16. Во время полёта учёный устранил неисправность управления главным клапаном аэростата, что показало хорошее знание практической стороны воздухоплавания. Медаль Академии аэростатической метеорологии, которой Д. Менделеев был награждён за свой полёт на аэростате «Русский» 7 августа 1887 года.

Высказывалось мнение, что удачный полёт явился стечением счастливых случайных обстоятельств — аэронавт не мог с этим согласиться — повторив известные слова А. Суворова «счастье, помилуй Бог, счастье», он добавляет: «Да надо что-то и кроме него. Мне кажется, что всего важнее, кроме орудий спуска — клапана, гидрона, балласта и якоря, спокойное и сознательное отношение к делу. Как красота отвечает, если не всегда, то чаще всего высокой мере целесообразности, так удача — спокойному и до конца рассудительному отношению к цели и средствам».

Международный комитет по аэронавтике в Париже за этот полёт удостоил Д. Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии. Менделеев проявлял большой интерес к летательным аппаратам тяжелее воздуха, он интересовался одним из первых самолётов с воздушными винтами, изобретённым А. В фундаментальной монографии Д.

Менделеева, посвящённой вопросам сопротивления среды, есть раздел о воздухоплавании; вообще же учёным на эту тему, сочетающую в его творчестве указанное направление исследований с развитием изучения в области метеорологии, написано 23 статьи. Освоение Крайнего Севера Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания. Эта часть научного творчества Д.

Менделеева в наибольшей степени опредляется его сотрудничеством с адмиралом С. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна , идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен; — Д. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. Макарова , направленные на создание большого арктического ледокола.

Ледокол сконструированный в начале XX века Д. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А.

Биография Менделеева

Имя выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева известно во всем мире. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких. Завершилась праздничная неделя конференцией «Дмитрий Иванович Менделеев «Умеющий видеть сквозь время».

Биография Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился последним, 17-ым ребенком в очень образованной и богатой семье. В летние месяцы Дмитрий Иванович часто выезжал в свое имение Боблово, которое ассоциировалось у Менделеева с родными сибирскими краями. Со временем, Дмитрий Иванович Менделеев стал гордостью российской науки, а стало быть, и Российской Империи. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам.

20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева

Дмитрий Иванович* Менделеев родился в 1834 году в Тобольске. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, известный всему миру, как создатель таблицы химических элементов, родился 27 января (8 февраля) 1834 года в городе Тобольске. Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. И главную роль в этом процессе сыграл знаменитый русский химик Дмитрий Иванович Менделеев – он впервые выдвинул гипотезу о том, что между атомной массой элементов и их расположением в системе может быть взаимосвязь.

Менделеев Дмитрий Иванович

А Брокгауза и И. А Ефрона и как редактор химико-технического и фабрично-заводского отделов, и как автор статей. Менделееву принадлежит ряд важнейших работ в области метрологии. Под его руководством в 1893—1898 годах были обновлены эталоны фунта и аршина, произведено сравнение русских мер с английскими и метрическими. По настоянию Менделеева с 1899 года в России была факультативно допущена метрическая система мер. Учёный опубликовал свыше 500 печатных трудов, среди которых фундаментальные работы по общей, органической и физической химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и многим другим. Дмитрий Иванович скончался 20 января 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких, похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Менделеев получил мировое признание ещё при жизни. Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований.

Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире.

В 1890 году у великого ученого возник конфликт с министром просвещения из-за того, что Менделеев поддержал петицию студентов, которые выступали против ограничения автономии университетов. В результате этого конфликта ученый был вынужден уйти из университета. Практический вклад Менделеева в развитие страны Менделеев не был сторонником тех ученых, которые просто читали свой курс.

Дмитрий Иванович категорически был против этого. В связи с этим его научная деятельность включала в себя и теорию, и практическую часть. К его практическим достижениям можно отнести следующие: В 1860 году Менделеев занимался разработкой технологии производства машинных масел. А в 1879 году эти масла уже стали выпускать.

В 1888 году ученый инспектировал в Донецком бассейне месторождение угля, и вместе с этим Дмитрий Иванович создал проект расчистки Дона. После того как Менделеев был вынужден уйти из университета, он занялся вопросами таможенно-тарифной политики страны. Дмитрий Иванович написал капитальный труд, который впоследствии стал экономической энциклопедией России того времени. Также Дмитрий Иванович работал в Морском министерстве, а именно в научно-технической лаборатории.

В ходе его деятельности им была разработана технология изготовления бездымного пороха. Написал десятки статей для знаменитого «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона». В свои 65 лет Дмитрий Иванович отправился на экспедицию на Урал, он был руководителем этой экспертизы. Основной целью было изучение промышленного развития края.

Также на протяжении своей деятельности Менделеев создал аэростат, занимался изучением арктического мореплавания, именно Дмитрий Иванович сконструировал ледокол. Сорванная помолвка Первой любовью ученого была девушка Соня. Дмитрий Иванович с ней был знаком с детства, долго ухаживал за ней. Именно с ней он и планировал связать свою судьбу.

Но девушка была не готова к таким серьезным отношениям и к венцу так и не пошла. Это произошло буквально накануне свадебной церемонии. Шла активная подготовка, и в самый последний момент девушка отказалась. Разрыв со своей любимой Дмитрий Иванович очень тяжело и долго переживал.

Бекетов В Петербургский университет Дмитрию поступить не удалось по тем же причинам, что и в Московский. В итоге остановились на Главном педагогическом институте, который имел с Петербургским университетом не только общую крышу, но и общую профессуру, в которую входили такие известные ученые, как физик Э. Ленц, биолог Ф. Брандт, математик М. Остроградский, химик А. Поступление сильно осложняло то, что в ГПИ принимали раз в два года и 1859 год был неприёмным.

В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. В 1857 году Менделеев стал приват-доцентом при Петербургском Университете. В 1859 году он сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, в 1860 году открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей. В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который был удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета.

Менделеев Дмитрий Иванович

27 августа 1855 года Дмитрий Иванович Менделеев получил документ о назначении его старшим учителем и подорожную на право свободного следования в Симферополь. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева), хоть и не имевшая образования, самостоятельно изучила гимназический курс вместе со своими братьями. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Имя этого учёного знает абсолютно любой человек. Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам.

186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева

Менделееву заслуженное признание и всемирную славу. Происхождение и ранние годы 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок. Мальчика назвали Дмитрием, он стал самым младшим сыном многодетных родителей. К сожалению, не всем его братьям и сестрам удалось дожить хотя бы до года, некоторые умерли еще младенцами, даже не получив имени.

Иван Павлович Менделеев Иван Павлович, отец Дмитрия, был из семьи священнослужителей и имел педагогическое образование. В свое время занимал разные должности: надворного советника, директора Тобольской гимназии и окружных училищ. Его настоящая фамилия — Соколов, но в конце обучения в семинарии он получил фамилию Менделеев, что в те времена не считалось чем-то необычным.

Дело в том, что во время учебы он проявил талант меняться со сверстниками различными вещами, то есть удачно «делать мену». Она происходила из старинной династии сибирских купцов, некоторые представители которой были успешными промышленниками. Ее родители считали, что образование — не главное в жизни девушки и поэтому в гимназию отдали только сыновей.

Но Мария думала иначе и самостоятельно по учебникам братьев освоила курс обучения. После замужества она посвятила себя семье, хозяйству и воспитанию детей. В кругу родственников, друзей и знакомых она считалась образованной и интеллигентной женщиной.

Мария Дмитриевна рано осталась вдовой. Её супруг сначала полностью ослеп, и этот стресс очень негативно отразился на его здоровье. Дмитрию было только десять лет, когда Иван Павлович ушел из жизни.

Огромная семья осталась без единственного кормильца, и Мария Дмитриевна решила перебраться с детьми в село Аремзянское. Там она стала управляющей на стекольном заводе, который принадлежал ее брату. Финансовое положение семьи постепенно выправилось, благодаря ее заработку и пенсии, назначенной ей за мужа.

Образование Во время учебы в гимназии 1841-1849 гг. Дмитрий Менделеев не проявил особых способностей ни по одному предмету. Преподаватели не раз намекали его матери, что мальчик так и останется в числе отстающих учеников.

Единственное, что интересовало Дмитрия — это работа стекольного завода. Он с любопытством наблюдал за производственными процессами, пытался вникнуть в технологию. Мария Дмитриевна сделала вывод, что ее сын может в будущем стать успешным предпринимателем и решила всячески способствовать развитию его способностей.

Дмитрий Менделеев. Студенческие годы В 1848 году пожар уничтожил стекольный завод, и семья снова осталась без основного дохода. Наконец, мать решилась на переезд в Москву, так как мечтала, чтобы ее младший сын получил образование в одном из ведущих вузов.

В 1850 году Дмитрий стал студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного пединститута. Уже на первом курсе юношу постигла тяжелая утрата — ушла из жизни его мать, Мария Дмитриевна. Менделееву повезло учиться у таких маститых преподавателей, как Э.

Ленц, Н. Остроградский и др. Во время учебы в полной мере раскрылись феноменальные способности Дмитрия, которые были ярко продемонстрированы в его первых научных работах, а также в статье «Об изоморфизме».

Институт был окончен с золотой медалью, и Дмитрий Иванович получил распределение в Симферополь. Там он начал свою педагогическую деятельность старшим учителем городской гимназии. В начале Крымской войны он переехал в Одессу и устроился преподавателем в местный лицей.

Спустя год исполнилась заветная мечта молодого человека — он стал студентом Петербургского университета. После защиты магистерской диссертации Менделеев получил должность преподавателя химии, а после защиты докторской, — стал доцентом Петербургского университета. Помимо чтения лекций Дмитрий Иванович занимался написанием научных статей о газе и металлургическом производстве.

Научная деятельность, открытия и достижения В 1859 году Менделеев отправился в научную командировку в Германию. В университете города Гейдельберг он продолжил научную деятельность: оборудовал лабораторию для исследований, занялся написанием научных трудов, посвященных, в основном, капиллярным жидкостям, силам сцепления и т. К этому периоду принадлежит открытие ученым понятия критической температуры.

После двухлетней стажировки Менделеев вернулся в Россию и принялся за работу над будущим учебником «Органическая химия». Этот труд был высоко оценен в научных кругах, а сам автор учебного пособия награжден Демидовской премией. В 1864 году тридцатилетний Менделеев стал профессором, а еще через два года — возглавил кафедру неорганической химии.

В этой идиллической картинке ближайшего бу- дущего России отсутствовали только такие подробности, как возрастание иностранного долга, как кризисы, ближайший из которых наступил не позже чем в 1896 году и положил начало широкому развитию монополистического капитала в России. Отсутствовала здесь связанная с неравномерностью капиталистического развития нищета деревни, упадок внутреннего рынка. Через двадцать лет капиталистического развития России, за которыми Менделеев видел наступление всеобщего благоденствия, а именно в 1913 году, В. Ленин, за подписью В. Фрей, писал в газете «Северная правда» о некоем статистике, подсчитавшем, что если китайцы удлинят свою национальную одежду только на ширину пальца, это обеспечит работой все бумаго-ткацкие фабрики Англии на целый год.

Сатрапы нашей промышленности отвечают пустой фразой: «общее культурное развитие страны», рост промышленности, городов, и пр. Пустое фразерство, жалкие отговорки! Более полвека происходит в России такое развитие, такой «подъем», происходит несомненно. За «куль- туру» распинаются все классы. На почву капитализма становятся даже черносотенцы и народники.

Вопрос стоит давно иначе: почему это развитие капитализма и культуры идет у нас с черепашьею медленностью? На этот вопрос, вполне ясный каждому сознательному рабочему, сатрапы нашей промышленности боятся ответить именно потому, что они — сатрапы»[72]. Менделеев мечтал о непрерывно, без пауз и передышек, без спадов и кризисов, по развертывающейся спирали нарастающем общественном производстве. Этой мечте нехватало только одного. Этим «только» было осуществление социалистического строя, при котором такое развитие единственно возможно.

Но Менделеев не задумывался даже над тем, почему к разработке нового таможенного тарифа с таким подъемом устремились крупнейшие капиталистические воротилы: Мальцев, Бахрушин, Гужон, Кольчугин, Морозов, Прянишников, Четвериков, Торнтон, Крестовников, Мензелинцев и другие. В реальных условиях России защитительный тариф не содействовал, а задерживал экономическое развитие страны, так как, по меткому замечанию Ленина, служил не всем слоям буржуазии, а «лишь кучке олигархов-тузов»[73]. Им обеспечивались чудовищные сверхприбыли без всяких дополнительных хлопот. Но Менделеев видел в покровительственном тарифе не то, что из него на практике делали капиталистические монополии, то есть средство дополнительного ограбления российского потребителя, а то, что он сам хотел бы в нем видеть, — один из регуляторов, нечто вроде рычага, способного, во имя общих интересов, поворотить «дикую» предприимчивость к тем отраслям промышленности, которые в его глазах требовали особого поощрения. Промышленникам же он как ученый был нужен ровно постольку, поскольку они сами не понимали, какая доля серной кислоты заключена в суперфосфате.

Ведь среди них только 7 человек из 100 имело хоть какое-нибудь специальное образование. А как только дело было сделано, он со своими благими пожеланиями представлял лишь досадную помеху на пути к их беспрепятственному обогащению. Академик В. Тищенко, в своих рассказах о встречах с Менделеевым[74] приводил историю еще одного столкновения Менделеева с воинствующими монополистами. Недавний еще приятель Менделеева Рагозин объединился с Нобелем на почве общей конкурентной борьбы с мелкими нефтезаводчиками.

Чтобы убить окончательно их сопротивление, Нобель и Рагозин во время нефтяного кризиса 1887 года обратились в правительство с докладной запиской, в которой доказывали необходимость поднять цену на нефть, обложив ее налогом по 15 копеек с пуда. Мелкие промышленники телеграфно просили Менделеева поддержать их интересы в правительственной комиссии. Менделеев выступил с резким возражением против налога. Он составил алгебраические формулы, с помощью которых математически доказал, что введение налога невыгодно отразится на интересах потребителя. И тогда, на заседании комиссии, Рагозин, который разбогател на рецептах смазочных масел, подаренных ему Менделеевым, рявкнул с перекошенным от ненависти лицом: — Бросьте вы свои «альфа» и «фи»!

Если к каждому аппарату поставить по профессору, то этого никакая промышленность не выдержит… Им не нужен был Менделеев! Их вполне устраивал предупредительный Лисенко. Но Менделеев был нужен России. И для России он писал свою книгу «Толковый тариф». Из ее строчек вырастал во весь рост великий ученый.

Во весь голос он говорил о том, что «чем больше одарен природою человек, тем он больше обязан служить общему», о будущем, где труд станет «делом чистым и желанным, а не достоянием рабов или злою обязанностью бедняков». Не было в царской России ни одного научного публициста из числа немарксистов, который бы с такой глубиной, как Менделеев, понимал и с такой силой прославлял великую преобразующую роль труда. Он безустали говорил: «Грядущее — труду». И еще: «Небывшее, действительно новое — делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе, и отдельное лицо труда может выдать неизмеримо много на целые поколения разработки, на беспредельную пользу», и т. Но он останавливался на полдороге.

Буржуазная ограниченность его сознания попрежнему мешала ему постичь, что единственным условием освобождения этой великой преобразующей силы, единственным залогом действительного возрастания ее могущества является выдвижение на историческую арену общественных сил, способных сокрушить самодержавие, разбить твердыни капитализма и стать творцами нового общества. Менделеев мысленно корчевал устье Донца, планировал перевозки, создавал общественное межотраслевое управление промышленностью. Это делал Менделеев естествоиспытатель, технолог, химик, экономист, стоявший на твердой почве объективной науки, подчинявшийся логике ее требований. От научного анализа техники он приходил к пониманию того положения, которое впоследствии было выражено Лениным в простых словах: «Куда ни кинь — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно». Но за этим у Ленина следовала коротенькая фраза, которая являлась ключом ко всему дальнейшему прогрессу человечества: «Мешает капитализм».

Этого Менделеев повторить бы не мог. Он был еще далек от того, чтобы ступить на почву научного социализма. Бесспорно, самый тяжелый момент в биографии Менделеева — его расставание со студентами университета в 1890 году. Попав однажды на одну из студенческих сходок, Менделеев убеждал студентов разойтись. Но волнение не утихало.

Тогда он предложил собравшимся изложить их требования письменно, передать ему,- он обещал вручить петицию самому министру народного просвещения, — а самим спокойно приступить к занятиям. Студенты послушались. Менделеев надел вицмундир, что делал в исключительных случаях, и поехал к министру просвещения, графу Делянову, ознаменовавшему свой министерский путь обещанием отдавать «бунтовавших» студентов в солдаты и отказом Ульянову-Ленину в обратном приеме в Казанский университет. Деляно- ва не оказалось дома, и Менделеев оставил ему конверт с обращением студентов и своей запиской. Через несколько дней он получил обратно конверт с препроводительным отношением, в котором было написано: «По приказанию министра народного просвещения, прилагаемая бумага возвращается Действительному Статскому Советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги».

Это было прямое указание «Действительному Статскому Советнику Менделееву» на несовместимость его «поступка» с государственной службой в университете. Ректор не хотел принимать у Менделеева прошения об отставке, но тот насильно, на глазах у студентов, всунул ему в карман эту бумагу. Под давлением Делянова отставка была принята. Свой курс Менделеев дочитал до конца. И вот наступил день последней лекции.

Эпоха «казачества», как именовал Менделеев изолированные партизанские действия разрозненных отрядов искателей, и в этой области еще не миновала. Но сам-то Менделеев отдавался им со все большим увлечением, со все большей страстью. Частичный успех его советов, относившихся к «нефтяным делам», его вдохновлял чрезвычайно. Правда, он не мог притти к сердечному согласию с заправилами этих дел, убедить их в необходимости разумного их ведения. Но эти огорчения не умеряли его настойчивости. Нобеля, например, он считал просто человеком «злой воли», хотя это был самый обычный делец, поступавший по законам и обычаям своего класса.

В 1888 году, по предложению министерства государственных имуществ, Менделеев объездил Донецкую область, обследуя возможности развития отечественной каменноугольной промышленности. Ведь в то время и заводы и транспорт центральных областей работали еще на привозном, английском, угле. Менделеев не только связался с геологами, не только изучил край, но исследовал всю его экономику — собирал, например, копии соглашений между крестьянами — добывателями и скупщиками угля на кустарных разработках в Зайцевской волости и пр. Он начинался поэтическим музыкальным аккордом: «Много, много веков в земле пластом лежат, не шевелясь, могучие, черные каменные великаны. Они шутя двигают корабли, молча день и ночь вертят затейливые машины, все выделывают на сложных заводах и фабриках, катят, где велят, целые поезда с людьми ли, с товарами, куют, прядут… Не из сказки это, — у всех на глазах. Это поднятые великаны, носители силы и работы — каменные угли».

Он звал сюда — на Донец — русских людей с такой же пламенной верой в будущее края, как некогда приглашал их на нефтеносные земли Прикаспия. От менделеевских работ неизменно излучалась та же влюбленность в жизнеутверждающий труд, те же настроения, с какими молодой Горький начинал недописанную им до конца былину «Васька Буслаев». Он читал ее в рукописи Чехову, и тот радовался замыслу показать богатырскую мощь созидания: Эх-ма, кабы силы да поболе мне! Жарко бы дохнул я — снега бы растопил, Круг земли пошел бы да всю распахал, Век бы ходил — города городил… «Если бы воля моя была, — писал Менделеев в своей статье о Донецком бассейне, — приставил бы я к Донцу молодежь, под руководством аккуратного исследователя, чтобы изучать эту реку с возможною точностью и продолжительно, как следует для того, чтобы дело окончательного регулирования шло не наугад. Да призвал бы лучших знатоков этого дела, чтобы у них узнать, как лучше, дешевле и вернее можно устроить Донец и Дон для наших русских надобностей. А за это же время распорядился бы… карчи[67] или затонувшие деревья вытаскивать, а где нельзя вытащить — взрывать, балки или боковые овраги, сносящие в реку целые косы гравию и камней, загораживать плетнями, где сильные излучины — испрямлять течение реки и где сыпучие берега — засаживать их ивняком или отводить от них реку».

В стилевом сходстве этих отрывков нельзя видеть случайного совпадения. Здесь выражается именно общий склад и направление мышления. И в других работах Менделеева нет-нет да и вспыхнет все тот же «буслаевский» мотив: «Будь у меня какая-либо на то возможность, в центральной России, в Москве даже, я бы повел такую глубокую разведку вертикальной шахтой и бурением, о какой доныне и помину нет, и, полагаю, что от глубокого проникновения внутрь недр разлилось бы не мало света в подземной тьме». Это уже из книги «К познанию России». И в другом месте: «Если бы введено было орошение, во многих жарких частях России, даже на южном берегу Волги, можно было бы отвоевать целые области» и т. В менделеевской работе «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» мы находим не только подготовку к началу капиталистического освоения каменноугольных богатств Донецкого бассейна.

Менделеев не просто чутко и своевременно отзывался на потребности своего времени. Он, как естествоиспытатель, выдающийся технолог, передовой химик, стоя на почве объективной науки, стихийно вырывался в своих научных мечтаниях за пределы практических возможностей своей эпохи, за рамки капиталистических форм хозяйствования. Чего стоят, например, его изумительные предвидения грядущей газификации промышленности! Открыл кран — и топливо потечет само собой, количество его измерить легко, ими легко управлять. При постоянной топке стоит раз урегулировать приток газа — дальше и присматривать не надобно. А температуры дает газовое топливо наивысшие, большие, чем сам уголь, отчего уже и ныне нередко прибегают к полному превращению угля в горючие газы… при помощи простых снарядов, называемых генераторами… Вот сюда должна направляться изобретательность людей».

Мысль летела вперед и в конкретных очертаниях впервые в мире формировала идею подземной газификации углей, которой суждено было именно здесь — в донецких степях — уже в наши дни найти первое же промышленное осуществление: «Настанет, вероятно, со временем даже такая эпоха, что угля из земли вынимать не будут, а там в земле сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния». Идея подземной газификации, развитая Менделеевым подробнее в книге «Уральская железная промышленность в 1899 году» Спб. Ленин писал по поводу нее в 1913 году в статье «Одна из великих побед техники», что она «означает гигантскую техническую революцию»[68]. В этой же работе, посвященной донецким углям, Менделеев мечтал о межотраслевой организации единого хозяйства. Все чаще звучат в его трудах нотки разочарования в капитализме: «Сказав про Донец, что знаю и как думаю, я боюсь больше всего именно того, что при таком способе действия, какой здесь предполагается, интерес к нему будет мал. Вот если бы затеять и здесь проектец с миллионными расходами, да особенно с концессиями, тогда бы стали одни уличать в том, что хочу примазаться к этим миллионам, другие стали бы сами лакомиться на них, завязался бы разговор крупный, полемика, интерес.

А то разве одни гидротехники, специальные инженеры вступятся, да скажут, что не за свою специальность берусь…» Он бы и этому был рад. Хуже всего, однако, если опять отправят собирать сведения, а дела не начнут…» От соображений о том, как хорошо было бы для содействия развитию донецкого горно-промышленного района устроить каналы по реке Донцу и его притокам, чтобы соединить район производства угля и железа с морем дешевым водным путем, от мыслей о необходимости тщательно продумать сеть подъездных дорог к новым шахтам для бесперебойной вывозки угля, Менделеев, естественно, переходил к мечте о разумном устройстве транспорта в масштабе всей страны. Он тут же рассказывал о том, как совсем недавно все хлеба и товары для заграничной отправки хлынули через один порт — Севастополь. А у севастопольской дороги испортились паровозы. Чинить их не поспевали, и на передаточных станциях вагоны скоплялись тысячами. Почему бы не прислать на время паровозы с тех дорог, где грузов нехватало?

Менделеев подходил к задаче чисто логически, решал ее принципиально, с точки зрения здравого смысла науки. Но кто же стал бы в капиталистической действительности считаться с его благими пожеланиями? Тысячи соперничающих между собой мелких скупщиков зерна? Враждуюшие железнодорожные компании? От железных дорог его мысль переносилась к необходимости зачинать судостроение на русском юге. Ведь все звенья сцеплены друг с другом, образуют единую цепь хозяйства.

Но кому же хлопотать об этом возбуждении судостроения?.. Тут и порты и речное судоходство вмешались ясно, а они у министра путей сообщения. Тут интересы торговли и промышленности, а они в министерстве финансов. Тут и морское дело, а оно в морском министерстве. Вот и боишься — начинать некому, в чужое ведомство зайдет каждый, а своего у нашей промышленности еще нет». Хозяев много — хозяина нет!

Казалось бы, еще шаг, еще один — и действительность подскажет исследователю единственно правильный вывод из противоречий, в которых мечется его мысль, как птица, которая разбивает грудь о прутья клетки… Но нет! Видя столько противоречий в окружающем его обществе, Менделеев в то же время верил в возможность единения в рамках этого же общества науки, промышленности и труда. Пожалуй, наиболее ярко и сильные и слабые стороны Менделеева — зоркого провозвестника промышленного расцвета России и ограниченного социолога — воплотились в его работе «Толковый тариф»[69]. Какое странное название! Какая неожиданная тема для литературной работы ученого химика — таможенный тариф, то есть перечень пошлин, которыми облагаются ввозимые из-за границы товары! Он продолжал: «Мне желательно, по мере сил, истолковать, разъяснить новый русский тариф, потому и назвал свою книгу «Толковым тарифом».

Биография Д. Менделеева полна интересных фактов , которые чаще всего мало известны простому обывателю. Дмитрий получил отличное образование.

В последующие 1,5 года успел поработать учителем естественных наук в Симферополе и Одессе, а также написать и защитить в конце 1856 г. Главным местом работы в 1857-1890 гг. Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Д.

Менделеев начал писать свой учебник «Основы химии». В ходе работы над ним в феврале 1869 г. Дмитрий Иванович открыл один из фундаментальных законов природы, систематизировав 56 известных тогда химических элементов в таблицу, которая сегодня дополненная до 114 элементов висит в каждом кабинете химии во всех странах мира.

Впервые таблица была опубликована 26-27 марта 1869 г. Фундаментальный вклад учёного в науку не ограничивается этими двумя достижениями. Менделеев написал 432 фундаментальные работы , из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 22 — географии, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим темам.

Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий