Актуальные новости о производстве, продаже и поставках угля, в том числе в контексте международных торговых отношений, — на сайте RT. Смотрите видео онлайн «Рейтинг стран по добыче угля. Себестоимость добычи угля у China Coal Energy (занимает второе место среди угледобывающих компаний) В первом полугодии 2023 г. снизилась на 16,2 юаней, до 224,5 юаней за тонну. За рубежом: реальный мир / Угольная промышленность: развитие и проблемы.
На перепутье: российская угледобыча считает потери
«Прогнозируется, что в 2023 году мировая добыча угля вырастет на 1,8%, при этом продолжающийся рост в Индии, Китае и Индонезии более чем компенсирует спад в США и Европейском Союзе. Рост мировой добычи угля достигнет пика в 2023 году, лишь немного превысив уровень 2022 года. Актуальные новости о производстве, продаже и поставках угля, в том числе в контексте международных торговых отношений, — на сайте RT.
Добыча угля
Если Индия действительно планирует стать одним из промышленных центров мира, угля будет нужно очень много. Высокое качество и оптимальную логистику поставок может предоставить только Россия. Единственным ограничением для поставок является пропускная способность железных дорог. Несложно представить, что когда Китай осознает, что уголь кончается, миллиарды инвестиций потекут в инфраструктуру России. Именно в этот момент можно будет вести переговоры о выгодных условиях. Учитывая основную государственную монополию на железнодорожные перевозки в России, это дальновидный шаг. История развития американских железных дорог, всегда находившихся в частном владении, дает ясное представление о том, какие перекосы могут возникнуть.
Этот сниженный уровень отражает их усилия по переходу к более экологически чистым источникам энергии и снижению выбросов парниковых газов. Т, а Индия впервые достигла рубежа в более чем 100 млн. В том же месяце Индонезия вошла в историю, экспортировав почти 50 млн. Т угля, что является серьезным объемом, который ранее не поставлялся ни одной страной, — рассказывает Станислав Кондрашов Telf AG. Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. За прошедшие годы объем добычи сократился более чем в два раза, что отражает изменение динамики мирового рынка угля и отказ страны от него в пользу других источников энергии. Несмотря на растущее внедрение возобновляемых источников энергии в некоторых азиатских странах, уголь остается важнейшим компонентом их энергетического баланса в связи с быстрым экономическим ростом и промышленным развитием. Какой будет динамика цен на уголь к концу 2023 года, прогноз Станислава Кондрашова из Telf AG После экстремальной волатильности и резкого роста цен в предыдущем году в первой половине 2023 года цены на уголь значительно снизились и достигли уровня, сопоставимого с тем, который наблюдался летом 2021 года. Эта тенденция была обусловлена несколькими факторами, в том числе избытком предложения и снижением цен на природный газ. В этот период также произошел сдвиг в ценовой динамике: цены на энергетический уголь вновь стали ниже цен на коксующийся уголь.
Две аварии, в которых погибло более 60 человек, побудили администрацию по безопасности шахт объявить о внесении изменений в закон о безопасности шахт. Подчеркивая внимание к безопасности, министерство по чрезвычайным ситуациям в начале этого месяца призвало ограничить перепроизводство на угольных шахтах. Главный центр добычи угля в Китае, Шаньси, также призвал к усилению проверок безопасности в четвертом квартале. Обычно шахтам приходится останавливать производство во время проверок, но многие шахты возобновили работу после предыдущих проверок безопасности.
Как отразилось эмбарго на российских компаниях Запасы месторождений в России оцениваются в 162 млрд тонн, по этому показателю страна уступает только США с 249 млрд тонн. По уровню добычи Россия находится на шестой строчке, добывая 437 млн тонн угля в год. При этом многие страны сосредоточены на удовлетворении собственных нужд, а не на экспорте: на мировом рынке продается пятая часть от мирового объема добычи. Две трети угля поставляются в Азию: на Китай, Японию и Индию приходятся самые крупные доли всего импорта. Крупнейшие добывающие компании — «Распадская» и «Мечел», а их основные месторождения находятся в Кузбассе, где добывается половина российского угля. Фото: ПАО «Распадская» «Распадская» ПАО «Распадская» входит в структуру Evraz выступает ключевым поставщиком коксующегося угля для Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов, а на экспорт поставляет около половины своей добычи. На экспорт «Распадская» отправила около половины добычи — 6,7 млн тонн, большая часть отгрузок пришлась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на ограничения, добыча и реализация возвращаются к прежнему уровню, что сигнализирует о нормализации цепочек поставок.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
В 2021 г Китай и Индия добывают в общей сложности 14 миллионов тонн в день. Уголь не только по-прежнему играет решающую роль в удовлетворении их текущих энергетических потребностей, но и, похоже, будет играть эту роль еще многие десятилетия.
При этом для угольной отрасли с 1 марта возобновила действие курсовая экспортная пошлина, отнимающая часть прибыли. Источники издания в угольных компаниях указывают, что их доход теперь остается в логистических компаниях, а для производителей остро стоит вопрос не прибыльности, а выживания.
Отдельной проблемой стала высокая зависимость от импортной техники — из-за отсутствия доходов они не могут обновлять парк техники. В отрасли надеются на отмену курсовых пошлин как можно скорее, но решение пока не принято, а Минфин согласия не дает. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ожидает, что к концу года в совокупности вся российская угольная отрасль станет убыточной.
Динамика потребления металлургического угля в Индии в период до 2050 г. Уровень производства стали к 2050 г. Доля BOF в индийской металлургии не только не снизится, но и вырастет к 2050 г. Настолько активный рост спроса на сталь потребует быстрой подстройки производственных мощностей, наиболее скоростной и дешевый способ — строительство доменных печей. Более того, сейчас Индия является импортером лома ввозит 8—10 млн тонн в год , однако, учитывая прогнозируемую динамику, уже через 10 лет может выйти на самообеспечение. В результате потребление металлургического угля в Индии к 2050 г. Общий спрос на уголь энергетический и металлургический в Индии к 2050 г. Евросоюз Прогноз энергопотребления в ЕС существенно отличается от прогнозов в отношении Индии и Китая. Конечное энергопотребление упадет уже к 2030 г. При сохранении трендов по повышению энергоэффективности совокупное конечное потребление энергии в ЕС сократится до 33,8 ЭДж к 2050 г. Себестоимость выработки возобновляемой энергии в ЕС уже дешевле традиционной генерации в среднем на 50—60 долл. При этом рост цен на энергоносители в Европе в 2021—2022 гг. ЕС сохраняет планы относительно нулевых выбросов СО2 к 2050 г. На данный момент 14 стран ЕС ввели углеродный налог от 0,1 до 129,9 долл. США за тонну СО2-эквивалента , c 2005 г. С 2023 г. Планируемый отказ Евросоюза от российского газа замедлит вывод угольных мощностей и снижение доли угля в энергобалансе. Сейчас в ЕС обсуждают возможность более медленного отказа от угля большинство стран объединения ранее планировали сделать это в 2023—2038 гг. Правительства Германии, Австрии, Франции и Нидерландов в 2022 г. Поэтому в ближайшие 3—4 года потребление угля может даже вырасти. Однако это не изменит долгосрочной ориентации ЕС на отказ от угольной генерации, поэтому после этой небольшой паузы снижение продолжится. При достижении заявленных целей по ограничению выбросов CO2, по нашим прогнозам, к 2050 г. Производство на сталь в ЕС к 2050 г. Основными драйверами послужат внедрение технологий, облегчающих автомобили, и общее сокращение населения Евросоюза. Доля использования доменных печей при выплавке стали в ЕС к 2050 г. Главной причиной такого скоростного изменения послужит необходимое обновление производственных мощностей: основная часть печей подлежит замене в ближайшие 10—20 лет. В среднем в ЕС углеродный налог составляет порядка 47 долл. В результате потребление металлургического угля в ЕС к 2050 г.
Объем экспорта угля из России в Индию в 2022 году, по предварительным оценкам, вырос до 20,1 млн тонн. Общий объем добычи угля в 2022 году в России составил 443,6 млн тонн. Добыча СУЭК за последние годы в среднем превышает 100 млн тонн в год, на долю компании приходится около четверти всего угольного производства в России. Второе место занимает «Кузбассразрезуголь», в 2021 году объем добычи компании составил 45,3 млн тонн. На третьем месте — УК «Элси», компания была создана в 2022 году на основе слияния «Эльгауголь» и «Сибантрацит». Совокупный объем добычи угля активами, вошедшими в состав «Элси», в 2021 году составил 37,3 млн тонн. Среди ведущих игроков угольной отрасли РФ также такие компании как «Распадская» с объемом добычи угля в 22,8 млн тонн в 2021 году, «СДС-Уголь» с показателем добычи в 19,2 млн тонн в 2021 году, «Стройсервис» 16,7 млн тонн , «Русский уголь» 14,7 млн тонн , «Востсибуголь» 13,7 млн тонн и КТК — «Кузбасская топливная компания» 12,8 млн тонн. Но в целом российские игроки не получили прибылей, сопоставимых с результатами иностранных компаний в 2022 году. Одним из факторов, замедливших рост прибылей российских компаний угольного сектора, стало укрепление рубля в первой половине 2022 года после первоначального ослабления на фоне начала СВО. Существенная часть прибыли была также недополучена из-за того, что российские игроки были вынуждены реализовывать свою продукцию с существенными скидками. Санкции и необходимость предоставления скидок в целом привели к определенному нарушению ценообразования на российский уголь при экспортных поставках. Привязка цены к основным бенчмаркам, в том числе к австралийским и европейским, стала эфемерной. Ценообразование на российский уголь при экспорте приняло спорадический характер. В целом, несмотря на повышение затрат и вынужденные скидки при экспортных продажах, российские компании смогли заметно увеличить налоговые выплаты в бюджет. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов в своем выступлении в Думе в середине марта 2023 года заявил о том, что налоговые поступления от угольных компаний в 2022 году выросли более чем в 2 раза — до 360 млрд рублей по сравнению с показателем в 175 млрд рублей в 2021 году. Он также отметил, что власти не будут повышать налоги в отрасли в связи с вынужденной продажей угля с дисконтом и ростом логистических затрат бизнеса. По его словам, от компаний угольного сектора также не будут требовать участия в единовременном взносе с бюджет в 2023 году. Николай Шульгинов также заявил о том, что объем добычи угля в России в 2023 году сохранится на уровне 2022 года. При этом в правительстве России рассчитывают на рост экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 1,5—2 раза к 2030 году. Активное развитие логистической инфраструктуры России необходимо как для повышения объемов поставок угля на мировые рынки, так и снижения издержек компаний. Российские компании столкнулись с повышенными затратами из-за роста тарифов РЖД и увеличения фрахтовых ставок для сухогрузов. Труднее стало и страховать суда. Здесь главная причина — санкции. Недостаточная пропускная способность Восточного железнодорожного полигона стала одной из основных проблем для угольного сектора при поставках в Азию и превратилась в сдерживающий фактор для российской экономики в целом. Дефицит провозных мощностей Восточного полигона осенью 2022 года оценивался в 140 млн тонн в год. Второй этап модернизации позволит увеличить провозную способность полигона со 158 до 180 млн тонн. По планам, 2-ой этап должен завершиться в 2024 году, однако сроки реализации проектов сдвигаются. В рамках 3-го этапа модернизации Восточного полигона предполагается создание транспортного коридора Россия — Монголия — Китай. Развитие данного маршрута также помогло бы увеличить объемы экспорта российского угля, в том числе за счет синергии поставок из России и Монголии в промышленные районы северной части Китая. С целью повышения увеличения объемов поставок угля в частном порядке строится Тихоокеанская железная дорога, по которой планируется перевозить около 25 млн тонн угля в год. Железная дорога Эльга — Чумикан пройдет от Эльгинского месторождения в Якутии к строящемуся угольному морскому терминалу «Порт Эльга» на территории Хабаровского края в районе мыса Манорский Охотского моря. Планируется, что новый угольный терминал на первоначальном этапе позволит отгружать 5 млн тонн угля в год, в дальнейшем ожидается постепенное повышение объемов отгрузки до 12, 20 и 30 млн тонн в год, соответственно. Разворот экспортных поставок угля России — это долгоиграющий феномен. Переориентация экспорта с Запада на Восток обусловлена стабильными перспективами спроса на уголь в странах Азии. Данные изменения в конечном счете должны были произойти вне зависимости от геополитической ситуации.
Угольная зависимость. Почему странам сложно отказаться от самой грязной энергии
Вице-премьер Новак: объем добычи угля в 2022 году в России увеличился на 0,3%. Новости угольной промышленности, разведки и добычи угля, его транспортировки и использования в ТЭК. В 2022 году, по данным Минэнерго, добыча угля в России составила 443,6 млн тонн против 438 млн тонн годом ранее.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
Ключевой вопрос здесь — сможет ли Китай сохранить темпы восстановления сталелитейного сектора, поскольку за вычетом Поднебесной производство металла растет только в Индии. На рынок энергетического угля в долгосрочной перспективе давит политика ESG-перехода, в ходе которой приоритет отдается возобновляемым источникам и более экологически чистому ископаемому топливу — например, сжиженному природному газу. Риски дополняет возможный рост налоговой нагрузки на предприятия в случае использования угля в производстве. Тем не менее эмбарго на топливо из России внепланово подогрело цены на рынке угля в августе 2022 года, и этот фактор в краткосрочной перспективе может поддержать цены на уровнях выше предыдущих лет. Ключевая проблема российских угольщиков кроется в логистике. РЖД не справляется с отгрузкой сырья на восточном направлении, поэтому угольные компании направляют продукцию через северные порты. Это увеличивает себестоимость и делает продажи низкомаржинальными, но помогает сохранить клиентов и рынок.
Компании разрешили добыть дополнительно 15-20 млн т угля в этом разрезе в обмен на обещание поэтапно свернуть добычу угля в стране до 2030 года на 8 лет раньше, чем было оговорено ранее. Министр экономики Германии Роберт Хабек преподнёс эту договорённость как «правильное решение», а политик партии зеленых Оливер Криш описал расширение карьера и более ранний поэтапный отказ как «одно из величайших достижений, которых мы добились за последние годы». Следует сказать, что демонтируемые ветрогенераторы эксплуатировались около 10 лет.
При этом построившая их компания больше не занималась проектом, и поддержание генераторов в рабочем состоянии было сопряжено с трудностями.
В 2021 г Китай и Индия добывают в общей сложности 14 миллионов тонн в день. Уголь не только по-прежнему играет решающую роль в удовлетворении их текущих энергетических потребностей, но и, похоже, будет играть эту роль еще многие десятилетия.
В течение 2020 года спрос на уголь, нефть и газ значительно упал, поскольку страны по всему миру ввели ограничения на передвижение. Многие организации увидели в этом возможность подтолкнуть мир к переходу от ископаемого топлива к возобновляемым источникам. Добыча угля поднимется из-за нефти и газа Однако по мере роста спроса на энергию в 2021 году части стран стало трудно производить достаточное количество нефти и газа, что привело к их дефициту. Резкий рост цен на ископаемое топливо также заставил потребителей вернуться к углю, который продается по более конкурентоспособным ценам.
Добыча угля характеризуется тем, что в процессе в атмосферу выделяются не только углерод, но также диоксид серы, твердые частицы и оксиды азота. Читайте также: SOCAR начнет поставлять газ в Венгрию в четвертом квартале 2023 года Китай и Индия являются двумя крупнейшими производителями угля в мире, на которые приходится две трети мирового спроса на данное топливо.
Угольная отрасль: помощь Азии и умение выживать
Добыча угля в Китае, Индии и Индонезии также остается на высоком уровне. Это связано с растущим спросом на энергоносители и необходимостью снизить зависимость от дорогого импорта энергоресурсов. Индонезия в 2023 году увеличила добычу угля до рекордного уровня в 775 млн т и прогнозирует стабильность производства в течение следующих двух лет. Индонезия является крупным экспортером угля, но в стране быстрыми темпами растёт внутренний спрос, в первую очередь, со стороны энергоемкого сектора переработки никеля. По данным МЭА, в 2023 году добыча угля в мире выросла до рекордных 8,7 млрд т. Ожидается, что в 2024-м этот показатель снизится и стабилизируется к 2026 году на уровне порядка 8,4 млрд тонн в год. Несмотря на это, Bloomberg делает вывод о том, что дни угля сочтены.
Главная причина — достижения в области солнечной энергии и ветра сделали эти технологии намного дешевле угольной в большинстве частей мира. По прогнозам Centre for Research on Energy and Clean Air CREA , рекордное количество новых солнечных панелей и ветряных турбин, наряду с восстановлением гидроэнергетики и неуклонно растущей ядерной генерации, означают, что низкоуглеродная энергетика, вероятно, перекроет рост потребления электроэнергии. Кроме того, аналогичные достижения в области аккумуляторов и систем хранения энергии могут, наконец, сделать круглосуточную возобновляемую энергию достаточно доступной, и это преобразует глобальный энергетический баланс, считают в Bloomberg. Однако коммерчески эффективных систем хранения энергии мегаваттного класса до сих пор не создано. Также пробуксовывает реализация проектов по "зелёному водороду", когда производимый водород становится формой хранения энергии, вырабатываемой ветряными электростанциями, в случае её избытка.
Г-н Мочальников прогнозировал, что в восточном направлении в 2023 году отправят 106 млн т угля. По его словам, этот рубеж не удаётся перешагнуть из-за активного развития Восточного полигона. Власти рассчитывают, что к 2025 году объём перевозок дойдёт до 180 млн т. Работы по расширению БАМа и Транссиба с переменным успехом ведут с 2013 года. В 2022 году пропускная способность Восточного полигона выросла до 158 млн т, а в 2023-м показатель должен был дойти до 173 млн т. В декабре вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что на этот транспортный коридор бросят все силы, а план строительства третьего этапа должны подготовить уже к весне текущего года. Правда, эксперты считают, что даже после расширения инфраструктуры удовлетворить потребности регионов будет невозможно. Читайте также: «Разворот российского экспорта на Восток: решаем проблемы с логистикой». Разгрузить железные дороги может развитие морской логистики, которое наверняка продолжится в наступившем году. В 2023-м по Севморпути перевезли уже около 36,25 млн т грузов. С круглогодичной навигацией в 2024 году показатель существенно прирастёт. Сейчас власти обсуждают возможность передачи права приоритета на перевалку угля специализированным терминалам. Минтранс считает, что, если перенаправить грузопотоки в направлении профильных портов, скорость транспортировки и объёмы перевалки вырастут в разы. Ассоциация морских портов и некоторые угольные компании, впрочем, высказались против этого предложения. Увеличению экспорта на Восток в 2024-м могут помешать не только проблемы с логистикой. Вполне вероятно, что Россия уже не сможет добиться рекордных поставок топлива в Китай, как это было годом ранее 100 млн т.
По данным министерства, из 883 заявок на RKAB одобрение получили 587 компаний, а 121 заявка была отклонена по техническим причинам. Трейдер добавил, что это могло бы быть возможно, если бы прогноз спроса на уголь на 2024 год был более устойчивым. Однако спрос на морские поставки энергетического угля в Азии, как ожидается, останется медвежьим или неизменным в течение всего года на фоне замедления экономической активности в Китае, роста внутреннего производства в Индии и усилий по ограничению использования угля в производстве электроэнергии в некоторых странах Южной и Северо-Восточной Азии. Учитывая текущие перспективы рынка, производство более 900 млн кажется избыточным предложением, которое может привести к более глубокому снижению цен. При таком старте года очень маловероятно, что квота на 2024 год будет превышена.
Странам необходимо прекратить копать более глубокую яму, строя новые угольные электростанции», — цитирует агентство замспецпосланника США по вопросам изменения климата Рика Дьюка. Однако план по отказу от инвестиций в угольный сектор может столкнуться с неприятием со стороны азиатских стран, таких как Индия и Китай, чье энергопотребление во многом зависит от угля. Все это может углубить разногласия на предстоящем саммите в Дубае. Примечательно, что Франция почти не использует энергетический уголь, поскольку ее энергетика основана на атомных электростанциях. И в структуре энергетики Франции одна из самых низких в Европе доля электроэнергии, вырабатываемой из ископаемого топлива. Производство электроэнергии на угле будет полностью прекращено во Франции к 2027 году, обещают местные власти. Российские власти обещают, что доля угольной генерации в энергетическом балансе России также будет сокращаться. При этом он ожидает, что мировой спрос на уголь будет расти как минимум ближайшие 10—20 лет вслед за ростом энергопотребления. По мнению Новака, есть несколько стран, которые не обеспечены источниками электроснабжения, и начинать они будут с угля.
Рискованная ставка на уголь. Перспективы рынка
Ожидаемо всё упёрлось в логистику. Как отмечал заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников, спрос на топливо как минимум вдвое превосходит возможности экспортёров. Ситуации не исправляет и обращение к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна. Г-н Мочальников прогнозировал, что в восточном направлении в 2023 году отправят 106 млн т угля. По его словам, этот рубеж не удаётся перешагнуть из-за активного развития Восточного полигона. Власти рассчитывают, что к 2025 году объём перевозок дойдёт до 180 млн т.
Работы по расширению БАМа и Транссиба с переменным успехом ведут с 2013 года. В 2022 году пропускная способность Восточного полигона выросла до 158 млн т, а в 2023-м показатель должен был дойти до 173 млн т. В декабре вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что на этот транспортный коридор бросят все силы, а план строительства третьего этапа должны подготовить уже к весне текущего года. Правда, эксперты считают, что даже после расширения инфраструктуры удовлетворить потребности регионов будет невозможно. Читайте также: «Разворот российского экспорта на Восток: решаем проблемы с логистикой».
Разгрузить железные дороги может развитие морской логистики, которое наверняка продолжится в наступившем году. В 2023-м по Севморпути перевезли уже около 36,25 млн т грузов. С круглогодичной навигацией в 2024 году показатель существенно прирастёт. Сейчас власти обсуждают возможность передачи права приоритета на перевалку угля специализированным терминалам. Минтранс считает, что, если перенаправить грузопотоки в направлении профильных портов, скорость транспортировки и объёмы перевалки вырастут в разы.
Ранее энергетический кризис в Европе сочли завершившимся. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Уголь Рубрика: Уголь Значение угольной отрасли всегда имело огромный вес для всей мировой экономики. Более того, она и на сегодняшний день оставляет за собой колоссальное влияние.
По замыслу руководства КНР, такая экономическая стимуляция должна была задействовать рычаги налаживания отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с представителем западной коалиции, Австралией.
Однако особой разрядки не произошло, что очевидно. Зато для внутреннего рынка опрометчивый шаг принес удорожание в разгар сезона повышенного потребления электричества и любой другой энергии. Для компенсации роста и стабилизации рынка испытавшего недоумение и шок возможны лишь два варианта — увеличение собственного производства и возобновление полномасштабных поставок из России. У РФ есть свои проблемы с поставками сырья на рынок Поднебесной, однако в любом случае сотрудничество добывающей отрасли нашей страны с китайскими клиентами выгодно обеим сторонам.
Рубрика: Уголь
МЭА: добыча угля в России к 2026 году снизится почти на 4%. новости угольной промышленности. Делегация Кузбасса посетила ДНР и ЛНР в рамках работы НОЦ «Кузбасс-Донбасс». Все новости угольной отрасли: добыча, перевалка, экология и немного протестов. Статья Уголь (мировой рынок), Добыча и экспорт угля в России, Китай резко нарастил строительство угольных электростанций, Казахстан резко нарастил поставки угля в ЕС, Цены на уголь выросли со $186 за тонну до $462. В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля (более 52 млн т ушло в отходы при обогащении).
Добыча угля в мире в 2023 г достигнет рекордных 8,7 млрд тонн - МЭА
Утроение добычи угля к 2028 году под землей поможет компенсировать истощение запасов в открытых карьерах и поэтапно отказаться от импорта, сказал он. новости угольной промышленности. Делегация Кузбасса посетила ДНР и ЛНР в рамках работы НОЦ «Кузбасс-Донбасс». Вице-премьер Новак: объем добычи угля в 2022 году в России увеличился на 0,3%.