восточнославянская этническая группа, охватывающая части западной Украины и Румынии (т. е. части Буковины и Марамуреша). «Тени забытых предков», плюс несколько лент советского агитпропа про то, как правильные гуцулы-коммунисты мочили неправильных гуцулов-фашистов. Гуцул отметила дружественные отношения между Гагаузией и Россией, выразила надежду на продолжение сотрудничества. В марте башкан Гагаузии Евгения Гуцул впервые посетила Россию в качестве главы автономии.
Гуцул: Гагаузия против политики Кишинёва по разрыву отношений с Россией
Через 3000 лет эти аренды стали рубежом для рати сенаторов. Гуцулы являются народом россии, гуцулы современные, гуцулы украинцы или нет, гуцулы песни народные. То же самое межэтническое стравливание народов начало работать в России сразу после возникновения на её просторах советского государства. Многие искусствоведы отмечают общие черты культуры гуцулов с культурами народов Польши, Словакии, Чехии и Румынии. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия против политики действующего правительства Молдавии по разрыву отношений с Россией. ГУЦУЛЫ (самоназвания – гуцулы, гирськи), этнокультурная группа украинцев Карпат.
Гуцул — в президенты Молдавии, Стрелков знает, как это сделать
Вскоре после выборов партию «Шор» запретили, а Кишинев попытался отменить итоги выборов в автономии. Когда власти автономии все же утвердили победу Гуцул, Санду отказалась вводить ее в состав правительства, как того требует закон Молдавии. Впоследствии из Кишинева начали звучать призывы разобраться с языковой и политической автономией Гагаузии. В мае 2023 года гагаузские депутаты потребовали от Молдавии закрепить автономный статус территории в конституции. В ответ Кишинев заблокировал счет исполкома Гагаузии, куда перечисляли деньги для выплат надбавок пенсионерам.
Затем Санду попыталась сократить поступления в бюджет Гагаузии с помощью нового налогового кодекса. Однако конституционный суд признал действия правительства незаконными. А к концу месяца враждебная риторика Кишинева и Комрата вышла на новый уровень. Премьер Молдавии открыто поддержал слияние с Румынией.
Гуцул заявила, что Гагаузия имеет право на выход из состава страны и допустила, что при негативном варианте развития событий политическое противостояние может перерасти в вооруженный конфликт. Молдавия и Гагаузия спорят только из-за Гуцул? Нет, отношения между Комратом и Кишиневым всегда были очень сложными. В 1990-м году Гагаузия вместе с Приднестровьем объявили о независимости из-за попыток Молдавии вытеснить русский язык и объединиться с Румынией.
Гагаузия просуществовала как отдельное государство до 1994 года, а потом мирно реинтегрировалась в Молдавию на правах широкой автономии. Впрочем, уже в 2011 году Кишинев попытался урезать самостоятельность Комрата, и это снова привело к массовым протестам и политическому кризису. Его итогом стал референдум 2014 года, в ходе которого гагаузы приняли закон об «отложенной независимости». Он означает, что при объединении Молдавии с Румынией Гагаузия автоматически получит независимость.
Так, одного из братьев - легендарных основателей Киева звали Хорев. Так же Хор Хоре, Хора - один из богов русского языческого пантеона. Корневая общность, таким образом, очевидна. Племена хорватов жили не только на Востоке от Карпат. К Западу от этих гор жили так называемее Черные Хорваты - будущие чехи и поляки. Так что «будучи» Белыми Хорватами, как утверждает официальная пропаганда «Территории U», предки гуцулов были как бы окружены дружественными народами чего не скажешь о жителях Тибета, непальцах, уйгурах и народах Кавказа. Тем не менее, братья славяне, почему-то, загнали гуцулов в горы. Поскольку же славянская природа русских, поляков и чехов никем не подвергается сомнению, можно предположить, что предки гуцулов - чуждый славянам и потому враждебный этнос. Тем более гуцулы, как будет описано ниже совсем не белые, скорее смуглые.
Хотя сейчас гуцулы считаются славянами, говорят на славянском языке предки гуцулов переняли у славян язык, стали вступать с ними в смешанные браки и вследствие этого гуцулы сегодня уже несколько не те, что были тысячу лет назад , тем не менее, даже после исторических метаморфоз гуцулы никак не слились с местным славянским населением. Типичная внешность гуцула - это смуглый худощавый человек, обязательно кареглазый, с иссиня черными волосами и мелкими чертами лица. Как, например, юный Бюль-Бюль оглы. Похоже ли это описание на Родована Караджича, на Слободана Милошевича, Леха Валенсу, Вацлава Говела - хорошо известных нашим читателям представителям южных и западных славян? Можно даже сравнить гуцульских музыкантов со стоящим рядом с ними Борисом Николаевичем Ельциным или Владимиром Владимировичем - представителем восточных славян. Похожи ли эти люди? Тот, кто видел значительное количество гуцулов, может с уверенностью утверждать, что общеславянские черты в них почти полностью отсутствуют, это совершенно иной расовый тип. Безусловно: кто-то из наших оппонентов путем титанических усилий может отыскать в Карпатах здорового мужика-альбиноса и объявить его гуцулом. Однако есть ведь и чеченские тейпы, где блондины не редкость - просто их предки потомки от смешанных браков со славянами.
В общем, смешанные браки были, наверное, и у гуцулов. Кроме типажа можно обнаружить элементы материальной культуры, резко отличающие гуцулов от славян. Мы не будем описывать многое, приведём самые явные свидетельства. Например, традиционный гуцульский топорик - национальное оружие этого народа гуцулы носят его за поясом. Топорик этот весьма небольшой: тонкая ручка сантиметров тридцать в длину, маленькое топорище - не более полукилограмма весом. Назначение этой штуковины трудно понять. Валить ей окружающий лес невозможно. Сражаться в серьёзном бою - тоже проблематично, разве что выскочить из-за куста и огреть прохожего по голове, сзади кстати, слово «разбойник» на языке живущих по соседству румын звучит как hocul. Таким образом, если гуцульские воины воевали такими штуковинами, то это было вызвано либо специфическими особенностями их военной тактики то есть, они были разбойниками и проламывали своими маленьким топориками черепа зазевавшихся путешественников-славян , либо же гуцулы просто не знали металлургии и довольствовались обработкой выторгованных у жителей низины предметов из металла так жители Африки делают наконечники стрел из консервных банок, а индейцы Америки изготавливали копья из ножей.
Поскольку мы не склонны видеть в гуцулах этнических разбойников, как это делают румыны и молдаване, останется признать - с металлургией у них было плохо в отличие от славян, прекрасных металлургов. Вообще оружие очень много говорит о своем хозяине. Архетипическим символом оружия германца или славянина является булава, длинный меч, массивный боевой топор - тяжелое оружие, требующее от владельца невероятной физической силы - хотя бы для того чтобы таскать за собой пудовую палицу, не говоря уже о том, что ей иногда бывает нужно помахать. В сагах, былинах, эпосах описаны герои вооружённые именно этим оружием, отражая природную, телесную конституцию этносов. Низкорослым и тонкокостным азиатам изобрести нечто, напоминающее булаву, даже не приходило в голову. А поскольку таким эффективным оружием, как тяжелая железная дубина азиаты овладеть не могли, их умы рождали такие экзотические штуки как кусаригама японский боевой серп на цепи , цзуцзебянь китайская металлическая боевая плеть , пакчхиги техника боя собственными волосами косой с вплетенными туда металлическими предметами. Хотя на Востоке, конечно, использовались разного палицы и молоты, были они небольшими, и какая-то их часть, для облегчения конструкции, была из дерева. Собственно, вес оружия свидетельствует не только о мощи хозяина, но и о силе его потенциального противника. Например, рассмотрим тяжелый двуручный меч наших предков.
Его общая длина рукоять плюс лезвие доходила до полутора метров, а вес составлял 4-5 килограмм, речь идет о массовом оружии, поскольку в документах встречаются упоминания о богатырях с персональным пудовым и более оружием. Махать такой штукой китайцу при росте местного былинного богатыря в 160 сантиметров довольно сложно, поэтому китайский прямой меч цзянь весит не более полутора килограмм. Угол заточки клинка европейского меча составлял не менее 45 градусов, то есть противник не «резался», а «рубился». Такое оружие было создано для того, чтобы бороться с воинами, закованными в тяжелые латы. Кроме того, в подобные латы они были закованы сами - техника боя пятикилограммовой железной палкой исключает блокирование встречных ударов. Следовательно - защиту от пропущенных ударов должны были брать на себя доспехи. Отсюда легко видеть, что наши предки, во-первых, рубились с очень сильными врагами доходяга не может носить латы , во вторых — у славянского воина хватало сил не только несколько часов махать пятикилограммовым мечом, но и разрубить им закованного в хорошее железо здоровяка, наконец - носили доспехи, что говорит о развитости в данной местности кузнечного дела. Однако вернемся к топорикам гуцулов. Наше замечание на предмет того, что им удобно проламывать головы спящим - небезосновательно.
Дело в том, что легкое и компактное оружие - это, как правило, оружие разбойников. Не случайно китайцы называют его ань-ци тайное оружие. У разных народов оно тоже было разное, но использовали его исключительно лица одной категории - бандиты и наемные убийцы. Китайские бандиты пользовались разновидностью люедао - гибким мечом, носимым в виде пояса. Русские разбойники пользовались кистенем - тяжелой железке на цепи, которую легко спрятать в карман. Однако самое популярное оружие у разбойников - метательное, поэтому кроме меча, ниндзя таскали за собой еще и пачку сюрикенов, хорошо известного по фильмам метательных звездочек. Один из недостатков сюрикена - его низкая убойная сила, невозможность полета на большие расстояния или сквозь негустую растительность чтобы бросать из кустов , поэтому живущие в лесу индейцы изобрели томагавк - маленький топорик, который хорошо летает через негустую листву и которым, засев на дереве, легко проломить голову идущему внизу человеку. В бою же стенка на стенку томагавк оружие неудобное. Аналогов томагавков в мире не так много, но во всех случаях ими пользовались люди, жившие в лесу джунглях , низкорослые и худощавые, то есть не имеющие физической возможности бросить в противника, например, тяжелое копьё.
Ничего не хотим сказать плохого про гуцульский народ, но их топорики напоминают томагавки более чем очень. Закончив с оружием, перейдем к другим атрибутам быта гуцулов. По понятным причинам внутри традиционного жилища карпатских горцев 99. Вообще у кого-нибудь из славян? Такие дома строят только люди, привыкшие жить в окружении врагов причисляя к таковым и соседей из соплеменников. Но кто же был тогда врагом гуцулов? Воинственные молдаване?
Но ответить на него не так просто даже для коренных обитателей Украины. Другими словами вам, вероятнее всего, скажут, что это люди, которые живут в западной части страны, обожают петь и огромное значение присваивают одежке в классическом стиле, передающемся из поколения в поколение. И это, пожалуй, все. Грустно, ведь в таком случае эта самобытная цивилизация будет в точности прогуляться на другие бессчетные народы Украины. Хотя вот о гуцулах и стоило бы поведать сначала. Все дело в том, что их образ жизни, манера одеваться и образ миропонимания уже в протяжении многих лет становятся предметом исследования многих ученых, при этом как историков, так и культурологов. В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос о том, что представляют собой гуцулы. Кто такие эти люди, читатели выяснят из описания истории, культуры и современности цивилизации. Раздел 1. Общее описание народности Существует предположение, что гуцулы, вобщем, так же, как лемки и бойки, принадлежат к карпато-русинской этнической группе. Но, невзирая на такое мировоззрение, эмигранты из Галицийских и Буковинских русинов считают, что их праотцы появились в Карпатских горах еще сначала VI века. На сегодня основная часть карпато-русинского этноса заселяет приграничные местности современных Карпат, находящиеся на скрещении украинской, польской и словацкой границ. Также более полумиллиона человек проживают отдельными общинами в примыкающих странах и в Соединенных Штатах Америки. Раздел 2. Происхождение наименования этноса Существует огромное количество версий происхождения слова «гуцулы», но ни одна из их не имеет прямых доказательств. Одни считают, что свое заглавие народность карпатских горцев получила от осетинского сарматского слова «гыццыл», что в переводе значит «малый, младший». Конкретно они не участвовали в походе сармат-алан в Европу и остались с гепидами в Галиции и готами-грейтунгами «малыми готами». Также существует догадка, что свое заглавие племя получило благодаря имени Гуц либо глаголу «гуцаты». Но самым всераспространенным вариантом этимологии слова является сочетание 2-ух слов - «гуцул» через опришкивский «движение» с румынским «разбойник». Не напрасно эту народность считают одичавшим свободным народом. Раздел 3. Где живут гуцулы на местности Украины? Гуцулы — вровень с бойками и лемками — относятся к коренным жителям Карпатских гор. В наше время они проживают на местности Украины в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях. В Ивано-Франковской области эти этнические украинцы заселяют Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, также Надворянского районов. Местом их проживания в Закарпатской области является Раховский район. Площадь Гуцульщины на Украине составляет 6,5 тыс. К ее местности также относятся приграничные земли Румынии, где живут мараморошские гуцулы. Раздел 4. Исторические моменты До середины 40-х годов прошедшего века гуцулы, как вобщем, и вся Западная Украина, были разбиты. До начала Первой мировой войны часть их территорий относилась к Австрии и Венгрии. А уже после 1920 года гуцульские земли находились в руководстве Польши, Румынии и Чехословакии. Раздел 5. Как образовалась Гуцульщина 1-ое историческое упоминание о Гуцульщине появилось в польских письменных источниках, датированных XIV-XV вв. Длительное время эти народы Западной Украины земли были освобождены от феодальных повинностей панщины. Заместо этого существовал натуральный и валютный побор с населения для оплаты откупа от примыкающих землевладельцев. А в 40-х годах XIX столетия вышло другое народное восстание, направленное на защиту крестьянских интересов и отмену панщины. Это движение повстанцев возглавил Лукьян Кобылица. К более весомым историческим событиям прошедшего века, произошедшим в культурно-политической жизни гуцулов, относится активная деятельность Украинской Конструктивной партии, создание любительского театра под управлением Гната Хоткевича 1911 г. Трилевского, военные деяния Украинских Сечевых стрельцов 1914-1915 гг. Основная часть современной Гуцульщины находится на местности Украины. Исключение составляют только несколько деревень в румынской части Буковины и на Мармарощине. Раздел 6. Основной вид занятий гуцул Основными видами обычных занятий гуцулов с незапамятных времен числятся: скотоводство, лесные промыслы, пчеловодство и сплав леса по горным рекам. Украинские Карпаты как нельзя лучше располагают к таким ремеслам. Земледелием гуцулы фактически не занимались, и оно имело второстепенное значение. Особенное место в жизни гуцулов занимали народные и художественные промыслы. Развиты были гончарное ремесло, ткачество, изготовка изделий из кожи и меди, обработка дерева, инкрустация соломкой и т. Многие предметы народных умельцев сохранились до наших дней. К народным музыкальным инструментам гуцулов относилась тилинка теленка - открытая трубка без отверстий, изготовленная из ветлы либо орешника. Обитатель Закарпатья, казалось, ни денька не мог прожить без возлюбленных мелодий. Фактически любой из их осваивал игру с самого ранешнего юношества. Другим обычным духовым музыкальным инвентарем была трембита - древесная труба длиною до 4 метров без клапанов и вентилей, обернутая берестой. Этот вид духовых инструментов использовали для передачи звуковых сигналов на далекие расстояния. С ее помощью в старенькые времена докладывали о разных событиях свадьба, празднички, погибель, похороны и т. Гуцулы также употребляют и другие музыкальные инструменты - свирель, гармошку и цимбалы, пореже скрипку и варган. У гуцулов очень развиты клановые отношения и землячество, сохранен шаманизм. Они являются приверженцами Украинской греко-католической и Украинской православной церквей. Раздел 7. На каком языке разговаривают гуцулы Для общения на местности Украины посреди гуцулов употребляется гуцульский диалект украинского языка, румынские гуцулы молвят на украинском и румынском языках. Падежные окончания и особенности произношения гуцульских слов почти во всем похожи со словацким языком. Это снова свидетельствует о том, что народы Украины очень неоднородны и очень нередко больше походят на выходцев из европейских государств, чем на обитателей собственного страны. Раздел 8. Гуцульские свадебные традиции и ритуалы Гуцулы, происхождение которых не устают учить этнографы, даже в наше время носят национальную одежку и очень придерживаются собственных вековых традиций. Обычно сватовство и помолвка происходят весной, летом и осенью, очень изредка в зимний период. Для свадеб не устанавливается определенное время, но в большинстве случаев их проводят перед Огромным Постом. Воспрещается проводить празднество в деньки всех постов. Первым признаком скорой женитьбы на Гуцульщине было преподношение сватами полотенец. Чтоб брак был долгим и крепким, юные должны «стать на полотенце». Давнешней традицией гуцулов считается преподношение калачей на вышитом полотенце юным супругам с произношением пожеланий о богатой и счастливой жизни. До церкви жених ехал на жеребцах. В целом, если отвечать коротко на вопрос: «Гуцулы? Посудите сами, ни одна свадьба не проходит без народных песен и танцев, игр и забав, радостных шуток и хохмы. Выпекают караваи и калачи, ткут и вышивают полотенца. Наряды гостей декорируют букетиками, которые также вешают на деревца и гильця. Жениха и жену весь денек сопровождают бояре, старосты, сваты и дружка. Раздел 9. Проведение религиозных праздничков Рождество и Пасха Подготовка к Рождеству начинается заблаговременно, из снопов мастерят дерево - «Дидуха». Согласно преданию, в этом дерево живут души протцов, опекунов дома. За денек до праздничка хозяйки дома разводят в печи «живой огнь» из 12-ти поленьев и готовят двенадцать обрядовых постных страв. Святой ужин непременно состоит из кутьи - вареной пшеницы с орешками, медом и маком. Пшеница считается эмблемой вечности, а мед - знак процветания всех святых на небе. С приходом Рождества начинаются рождественские коляды. В эти деньки все прогуливаются по гостям от села до села, катаются на запряженных жеребцами санях. Через неделю после Рождества отмечают Старенькый Новый год, 18 января держат пост, а 19 января празднуют Крещение Иордан. Ужин начинается только с возникновением первой звезды на небе. Праздничек Пасхи на Гуцульщине отмечается с соблюдением всех традиций и обычаев. В Вербное воскресенье обитатели приносят из церкви освященные ветки вербы и немного лупят ими каждого из собственной семьи. По старым обычаям верба обладает лечебными качествами. Во время Огромного поста все умельцы изготавливали писанки. Для церковного освящения в корзину укладывают писанки, пасхальные яичка и другие продукты. Также в память о страданиях Христа в корзину помещают хрен и пасху с восковой свечой, которые являются эмблемой божественного света и Христового воскресения. Богатые гуцулы добирались до церкви на лошадях, а бедняки шли пешком. Раздел 10. Особенности гуцульской кухни Государственная гуцульская кухня очень многообразна и отличается простотой изготовления. Из товаров в большинстве случаев употребляют кукурузную муку, крупы, бобовые, картофель, грибы и брынзу, которую готовят из овечьего молока. Блюда гуцульской кухни - бануш, грибная юшка, гуцульский борщ, росивница, кулеша и почти все другое. Бануш готовится в казане из чугуна на огне. Сметану и сливки помещают в казанок и доводят до кипения, солят и аккуратненько засыпают кукурузную муку. Бануш считается готовым, как на поверхности появятся капельки жира. На стол кушанье подается с брынзой, грибами и со шкварками. Для изготовления грибной юшки сухие белоснежные грибы варят в курином бульоне с приправами, а потом добавляют вермишель и зелень. Обычный гуцульский борщ хозяйки готовят из копченой буженины и заквашенной свеклы. Раздел 11. Гуцулы… Кто такие эти люди? Можно ли их именовать современными? Сейчас жизнь гуцулов также не достаточно подвергается разным политическим и соц потрясениям. В селах возрождаются народные промыслы и занятия скотоводством, что связано с распадом колхозов и остановкой производства. Для многих это является главным либо дополнительным видом дохода. Практически во всех семьях мастерят сувениры для реализации туристам. Невзирая на это, в отличие от других обитателей Украины, гуцулы имеют самый маленький доход. Часть гуцулов, причислявших в Русское время себя к украинцам, на данный момент считают себя русинами и отделяются, хотя они не могут слиться и сделать единое общество русинов с бойками и лемками. Гуцулы считаются субэтносом украинского народа. Издавна эти люди заселяли горные районы Карпат. Сложности существования в горах наложили отпечаток на жизнь гуцулов.
По Гуцульщине мне приходилось путешествовать не однажды: в разные годы и при разных обстоятельствах. Было это давно: можно сказать, что здесь край моего детства. Поэтому теперь, когда мне уже немало лет, специально приехав — в украинскую часть Карпат на съемки, я попытался окинуть привычные места новым взглядом: что изменилось, что осталось прежним, что расцвело, а что захирело. Чем нынче успокаивается сердце колоритных гор? Дизельный поезд «Червона рута» выдвигается из Рахова и нехотя ползет вверх между крутым склоном горы и обрывом над рекой Тисой, преодолевая первый перевал. Старый состав ярко-красного цвета всего из нескольких вагонов вполне можно отнести к местным достопримечательностям: ему уже по меньшей мере лет пятьдесят во всяком случае, его «внутренностям». Я устраиваюсь у окна поудобнее, насколько это позволяет растрескавшееся деревянное сиденье, и рассеянно скольжу взглядом по ближним вершинам. Как известно, в истории и нравах всех народов география объясняет многое. А если речь идет о горцах — то особенно. Благодаря изолированности им обычно удается сохранить большую оригинальность культуры, нежели жителям долины. Кому приходилось слышать, чтобы горную страну удалось легко покорить, обратить в иную веру, навязать чужой язык?.. Вот и Восточные Карпаты с тех пор, как сюда пришла цивилизация, несколько раз меняли формальных «хозяев», в роли которых выступали то раннефеодальные русские княжества, то Речь Посполитая, то Австро-Венгерская империя, то советская… Но строптивые гуцулы всегда оставались собой, как, скажем, армяне при турецкой власти или инки при испанской. Примечательно, что даже в далеких друг от друга горских культурах, разделенных океанами и климатическими поясами, легко обнаружить «рифмы». Известный гуцульский духовой инструмент трембита смахивает на тибетский радонг, карпатские шляпы с кокетливым перышком — «парафраз» головного убора швейцарцев взгляните на любое изображение Вильгельма Телля. А ползущий между гор допотопный состав нельзя не сравнить с известным «мемориальным экспрессом», доставляющим туристов в перуанский Куско. Разбойники, кочевники и Карпаты Гуцулами называют этнических украинцев, живущих в горных районах Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей несколько деревень разбросано также по приграничным районам Словакии, Польши и Румынии. Они считаются коренным во всяком случае, самым древним из доживших до наших дней населением Карпат. Что касается языка этих селян, то он кое-чем отличается от литературного украинского, например употреблением значительного числа румынских и венгерских слов, а также причудливым строением фразы. Происхождение слова «гуцулы», как и самого этноса, загадочно и спорно. Одни связывают его со словом «гоцалы» вроде бы в старину так называли Карпаты , другие — с «кочулами» кочевниками , а кое-кому из ученых слышатся отголоски румынского hocul разбойник. Традиционные занятия этих людей — овцеводство и лесообработка. Религия — католицизм восточного обряда, в котором по сей день сохранились некоторые языческие элементы. Строгий подсчет численности населения не ведется, поскольку в официальных отчетных документах не существует и понятия «гуцулы» при переписи они регистрируются как украинцы. Дизель «собирает» остатки сил и, одолев последнюю на этом участке возвышенность, вползает в тоннель. Когда-то как раз по ходу его движения проходила граница между Царством Польским в составе Российской империи и Австро-Венгрией первую железную дорогу построили именно австрийцы на исходе XIX века. Из тоннеля мы выныриваем уже в Прикарпатье. Дальше — крутой спуск, и поезд бежит куда веселее, сопровождаемый по пути уже не задумчивой Тисой, а игривым бурным Прутом, за окном же мелькают нанизанные на него, словно на живую нитку, бусинки старинных сел: Вороненко, Ворохта, Татаров, Микуличин, Ямна… Время от времени, останавливаясь у платформ, наш старенький «дом на колесах» постепенно наполняется тюками, мешками и их владельцами: сперва теми, кто возвращается с рынка в Рахове, затем теми, кто отправляется на рынок в Ворохту. Подъезжая к этому последнему пункту, машинист вдруг резко выжимает тормоза, и сидящая рядом со мной аккуратно одетая старушка едва успевает, прижав к груди «антикварный» ридикюль, увернуться от летящего мешка с капустой. Для этих живописных мест рынок — все равно, что карнавал. Он для всех обязателен и для всех — словно календарь. Он задает ритм жизни. С понедельника по четверг городок сонно съеживается, в пятницу вновь разливается торговым половодьем. Теперь — в пятницу. А вот раньше в течение долгих советских лет рыночным днем было воскресенье. Кто установил такой порядок, уже и не вспомнить, но понятно, что при коммунистической власти было неважно, ходишь ли ты к обедне в тот же день, что и за покупками хоть не великий, но грех , или еще когда… А потом, в начале девяностых, униатская церковь вновь вошла в свои права и вернула строгий уклад. Воскресная служба удлинилась до подобающего часа, а для житейской возбужденной суеты отвели специальный день. И хорошо сделали — подарили народу лишний выходной. Хоть никто не учреждал его законодательно, но можно ли работать, когда кругом царит ярмарка? Смешно говорить… К тому же, чтобы добраться до рынка, жителям отдаленных районов нужно время, и приходится выезжать с утра пораньше. Встают хозяева и хозяйки затемно, собирают тюки — и в путь, но никто не жалуется, поскольку едут, повторяю, на праздник. Много ли у горцев-селян в жизни развлечений, способов расслабиться и времени знакомых повидать? Или, опять же, продемонстрировать лучшие наряды гуцулы — сплошь щеголи : мужчины — в высоких шляпах, «клубных» пиджаках, вышитых рубахах и цветных галстуках, женщины — в традиционно пестрых, как политическая карта мира, платках. Я часто ловлю себя на мысли: в любом другом месте эта многоцветная эстетика показалась бы избыточной. А здесь, в антураже гор, которые и сами имеют вид диковатый, — все на месте. На остановке уже скопилось много народу, гораздо больше, чем поместится в один «бусик». Но никто не нервничает и не теряет лица: все стоят и чинно ожидают, обложившись бесформенными «баулами». Можно подумать, что горцы невозмутимы, как индейцы, а на самом деле, человек степенный у них — значит, положительный. О том о сем: «Вот, мол, приехал из Москвы... А у дочери моей вот тоже… муж из Рыбинска». Не приходится удивляться этому «тоже». Для деревенского жителя Западной Украины, к тому же той ее части, где и из ущелья в ущелье перекочевать — целое дело, — мир приобретает обобщенные очертания. Так сказать, и Харьков видится Парижем. Зато внутреннее пространство малой родины раздвигается до невиданных пределов и дробится. Соседнее село воспринимается как отдельный, во всем иной и самобытный мир: со своим укладом, говором, узорами на вышивке и со своим «норовом». Важно также, на какой высоте находится населенный пункт: один мой знакомый, повздорив с женой, всегда восклицал: «Что в ней может быть за понимание? Никакого понимания нету. Она же снизу! Джигиты Карпат Наконец долгожданная «Газель» подъезжает и загружается под завязку, что не мешает ей через минуту развить хорошую в своем классе скорость на горной трассе: около 80 км в час. Пассажирское сообщество, привычное и к скорости, и к виражам, тоже без промедления разворачивает свои обычные пересуды и беседы под шорох шин. О шинах, кстати, говорит где-то «на задах» маршрутки моя новая знакомая: ее племяннику, мол, подарили велосипед, «но не специальный, для гор, а обычный такой велосипед. В первый же день шин не стало — «полетели» все! Ну, так он что? Продолжает разъезжать без шин». Ничего себе, джигит, скорее кавказский, чем карпатский… Тут мы как раз проезжаем густоселье. Местность, где одна деревня вливается в другую, известна именно бурной деятельностью карпатских джигитов, тех молодцов, что делают учебники по истории увлекательным чтением. Возле Татарова князь галицко-волынский Даниил Романович вернее, король! Чуть дальше, между Ямной и Яремчой, приезжих водят в пещеры Довбуша — того известного атамана Олексы Довбуша, который скрывался там со своими гайдуками от польских регулярных войск, а когда те уходили, оттуда же совершал набеги на шляхетские уделы. А еще к нему в пещеры тайно наведывалась возлюбленная Дзвинка, о которой поют, что «кожна жiнка у душi» — она «каждая женщина в душе» — она. В 20—30-е годы этот район — Ясиня, Яремча, Ворохта — приобрел вдруг славу курорта, и в нем стали собираться с семьями на отдых поляки и австрийцы, появились невиданные прежде учреждения: гостиницы, пансионаты, кафе. Под самое «воссоединение Западной Украины с СССР» в Яремче даже выстроили первый подъемник на конной тяге, сделав доступными панорамные виды для неспортивных богатеев. Особым же шиком считалось проскакать на коне под самой кабинкой фуникулера, когда она только взмывает в воздух, — вот это было занятие для джигита. Сейчас, после смутных 90-х, туризм, конечно, снова возрождается, но пока, по старой привычке, приезжие из СНГ предпочитают частный сектор всякой курортной инфраструктуре: нет такого дома в Яремче, что не принимал бы у себя отдыхающих во все «важные» каникулы. Многие останавливаются в самом городе, но, чтобы прочувствовать дух этих мест, лучше поселиться в окрестных горах — «на выселках». В одном из таких гостеприимных домов живет мой добрый товарищ — Василий Николаевич Плитус. Добраться до него неподготовленному человеку тяжело: два километра пешком в гору. Зато там ждет награда: радушный гуцульский прием с чаем, кренделями, палинкой, разговорами — и всего этого хватит до утра. Само собой разумеется, что, лишь пожив немного в такой семье, можно распознать, что за жизнь в горах и какими трудностями оплачивается ее веселый колорит. Вот внуку Василия, Любчику, нет еще четырнадцати лет, а он в любую погоду ежедневно пробегает несколько километров по скалистой тропинке — в школу и из школы. А из школы прибежал — начинается хозяйственная «повинность»: в том числе косьба и выпас коровы — серьезные дела. Самый ближний захудалый магазин — внизу, в центре города, так что прогулка за хлебом отнимает полтора часа хорошим гуцульским шагом. Понятно поэтому, кстати, почему традиционная местная кухня, возникшая с учетом расстояний и энергозатрат, так калорийна и тяжела. По этой же причине осенью люди мешками увозят с рынка продукты: в долгие дни снегопадов многие села бывают совершенно отрезаны. Тут важно ноги не протянуть. Дары мольфаров В том, что сравнительно невысокие, исхоженные туристами Карпатские горы — это все-таки горы, где лучше не расслабляться, я убедился и сам, отправившись однажды снимать панораму заката. Часов в шесть небо вдруг молниеносно затянулось тучами, а через несколько минут разверзлось свирепыми потоками. В общем, как мне удалось найти среди десятка других нужную лесную тропинку, а потом не сломать на ней шею, — не знаю. Жуткая выдалась гроза. Примерно такая же, как та, которую вызвал мольфар колдун в известном фильме. Поводы припомнить экранизацию Сергеем Параджановым «Теней забытых предков» Миколы Коцюбинского находятся в Раховском районе на каждом шагу. Вообще, знаете ли вы, что сами гуцулы восприняли когда-то этот фильм как документальный об их дедах и бабках? На полном серьезе. И хотя все в этой картине — чистейшая выдумка, выглядит она действительно донельзя правдоподобно — по части быта, нравов... Все это могло бы случиться на Гуцульщине. И взаправду случается по сей день. По сей день высшая ценность для самого отпетого «сорвиголовы» — семья, и нет большего несчастья, чем остаться «горьким бобылем». Те же праздники отмечают, те же пироги пекут и ту же приготовляют настойку. И фраза из фильма «Для работы будни, для ворожбы свято» по-прежнему выражает дух и ритм жизни. Под Рождество ходят колядовать и выставляют на стол ровно двенадцать блюд, среди которых «королева» — прославленная кутья из цельной пшеницы с грецкими орехами, медом и маком. На Вербное воскресенье, Великдень Пасху и морозный Ярдан Крещение угощений набирается меньше, наименований до десяти, зато все люди идут крестным ходом к студеной речке или ручью, чтобы слушать Святую литургию — и трогательно, и радостно. Будни, конечно, есть будни, и им свои занятия: пасти овец в XXI веке не считается зазорным и для мужчин с высшим образованием , а их женам сам Бог велел делать брынзу, вышивать и вязать по примеру прабабушек. В пятницу, как уже было сказано, принято ходить на рынок, по субботам — убирать жилье, воскресенье отдается церкви. В общем, настоящая сельская идиллия, какую уже редко где встретишь на Европейском континенте, разве что в Сицилии кстати, как и у сицилийцев, у каждой уважающей себя гуцульской семьи есть родственники в Америке или хотя бы в Канаде. Слукавит тот, кто скажет, что все тут остается таким уж девственно подлинным. Скажем, платки, которыми мы восторгались на рынке, — уже и не гуцульские вовсе, а привозные японские. А что? Цвета те же, эффект тот же — и дешевле выходит… Национальные костюмы лежат в сундуках и редко оттуда вынимаются, разве что для чистки, однако и в теплую погоду многие женщины по «генетической» памяти носят двойные юбки и тройные кофты — как только не жарко им? Лет двадцать назад можно было часто видеть, как с дальних склонов спускаются пастухи в вельветовых джинсах, полученных от заокеанских дядюшек и кузенов. И очень даже «натурально» получалось: вельвет издали похож на традиционный украинский бархат. Такие смычки прошлого и современности рождают яркие и веселые контрасты. Гуцулам и самим смешно: вот по одну сторону деревенской улицы припаркованы машины, а по другую — лошади, причем одинаковыми национальными коврами-лижниками украшены и кузова, и телеги. Во многих домах для готовки и обогрева по старинке пользуются печками газификация Раховского района происходит как раз сейчас , а на них поставлены для экономии места видеомагнитофоны Samsung. И зимой можно наблюдать, как дымок из печной трубы нежно обвивает спутниковую антенну. Что есть что в гуцульском мире? Полонины — плато в Карпатах, где пасут овец, — климатически почти то же самое, что альпийские луга Лижники — ворсистые коврики из овечьей шерсти, украшенные геометрическим узором. Предназначены для устилания, укрывания и просто украшения Писанки — традиционные расписные яйца. Считаются прекрасным подарком среди своих и товаром для туристов Трембита — музыкальный инструмент. Представляет собой деревянную трубу длиной до 3 м без вентилей и клапанов Аркан — гуцульский народный мужской танец по преданию, танец богатырей, спустившихся с гор , требует от танцовщиков большой выносливости и желательно сноровки исполняется с маленькими топориками-бартками Очень привлекательно выглядит со стороны гуцульская бытовая культура. А что в наше время привлекательно, то рентабельно и должно быть пущено на сувениры, распродано. Пытаются сделать это и с украинскими Карпатами. Много лет подряд я бывал в Коломые культурно-исторической «столице» Гуцульщины , а пару лет назад приехал — и расстроился. По случаю этнического фестиваля ее спешно реставрировали, и, выведя на всеобщее обозрение внешний лоск, погубили все очарование. Правда, на рынке народных промыслов в Косове или в коломыйском Музее Писанки можно по-прежнему найти что-нибудь стоящее и штучное — ковер ли с декоративным орнаментом, рубашку или что-нибудь расписное из утвари. Кстати, сюжеты рисунков только с виду бесхитростны, а на самом деле полны древнего языческого смысла. Например, если увидите треугольник — имейте в виду, что он — символ бессмертия, мужской и женской силы. Молния обозначает небесный огонь и божественную помощь роженицам. Солнце, кроме всего прочего, оберегает от злых духов. А изображенные на писанках стрелы помогали «отвертать» от сел татар. Талисманы и вообще рисунки со скрытым магическим смыслом до сих пор распространены в этом суеверном крае. Мне не раз приходилось слышать, как болезнь объясняли сглазом, а семейную неурядицу — чужой завистью. На месте древних легенд, рано или поздно отмирающих, возникают новые. Например, еврейско-польское кладбище в той же Коломые все население обходит стороной. Говорят, естественно, что души убиенных восстают из склепов и призывают нацистов с большевиками к ответу. Кстати, кадры кладбища у меня не получились — единственные за всю поездку. Пленка, Бог весть почему, оказалась засвеченной. Наверное, «тени забытых предков» не любят сниматься. Одним из распространенных терминов русской географии испокон веков было слово «окрАина» оукрАина, укрАина - что значит «земля, находящаяся У КРАЯ Руси» , широко использовавшееся в топонимике наряду с такими понятиями как княжество, край, земли. Так, в «Слове Христолюбца» отмечалось: «ноне по оукраинам молятся ему проклятому богу Перуну». СПб, 1914 г. Действие было при царе Иване Васильевиче «Хрестоматия по истории русского языка» М. Какая-то укрАина была даже на Кольском полуострове - она величалась укрАина Терская южное побережье Кольского полуострова М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», М. Южнее Карелии была еще Каянская украина: «И завладели немцы каянские украйны» Архимандрит Досифей «Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Монастыря» М. В Псковской 1-й летописи от 1481 г. В «Сказании о Мамаевом побоище » и в «Псковской 2-й летописи» 1481 г. В «Росписи городов» от 1652 г. I, собр. В этом же томе читаем: «Калуга и др. Украины были и в других славянских государствах, например в Сербии описан город «Биаград - столичный град тоя укрАины» «Историография начала имени, славы и расширения народа славянского», СПб, 1722 г. По этим небольшим примерам хорошо видно, что на Руси «оукрАин» было много. Но с течением времени одни термины устаревают и исчезают, другие приходят им на смену. Так случилось с понятием «княжество», модифицировавшимся в «волость», «губернию» и в конце концов - в «область». В то же время такой топонимически термин как «оукраина» в один прекрасный день перестал что-то обозначать и практически повсеместно исчез из употребления за ненадобностью, как исчезают другие, ничего не обозначающие в современном мире слова. Тем не менее, одна из оукрАин на географической карте все же осталась. Долгое время она находилась под иноземным контролем. Поскольку чужие и захваченные территории иноземцы обычно именуют у себя на картах так, как называют их аборигены, то каждая новая оккупационная власть сохраняла историческое называние западных Русских Земель - «укрАина». В то же время, поскольку русский язык для захватчиков был чужд, то и слово «укрАина» они исковеркали по-своему, назвав в своей транскрипции «украИна» ударение на третий слог. Хорошей иллюстрацией недопонимания пришельцами речи аборигенов служит сравнение английской транскрипции слов «Китай», «Япония», индейской и индийской топонимики - с произношением соответствующих понятий коренным населением упомянутых территорий. Так что за «украИну» мы на оккупантов не в обиде. Отсюда основной задачей оккупантов на Западной Руси стала попытка внушить местному населению , что они не русские какими люди себя считали и подтверждением этого являются сотни исторических документов, которые мы не приводим исключительно из желания не перегружать читателя цитатами , а какие-нибудь «украинцы», например.
Гуцул рассказала о нервной реакции Санду на контакты Гагаузии с Россией
По сообщению венгерского летописца Анонима жившего в начале XII века , в 903 году пришедшие в Паннонию венгры захватили славянские города Ужгород и Вары Боржаву , причём до этого вся территория Верхнего Потисья до этого находилась под властью местного князя Лаборца. Так самые западные земли будущей Гуцульщины оказались под властью венгров. Впрочем, общины гулов высоко в горах жили совершенно независимо. Крепостное право на Гуцульщине не получило распространения.
В период постоянных войн между Габсбургами и турками Гуцульщина часто становилась театром военных действий. В дальнейшем предки гуцулов разделяли судьбу жителей трех исторических регионов Украины. Но, будучи разрезаны государственными и административными границами, гуцулы всегда сохраняли осознание своего единства.
Народную культуру гуцулов так охарактеризовал украинский писатель М. Коцюбинский: «Гуцулы - оригинальный народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами, населяющими леса, горы и воды.
Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ». Гуцулы действительно поклонялись огню, и в ночь на Ивана Купалу на вершинах гор разжигали множество огней. Все попытки иноземных владык ассимилировать гуцулов натыкались на их упорное сопротивление.
Горцы вообще проявляли непримиримость к чужеземцам, что способствовало сохранению у них многих архаичных черт быта и культуры. Действуя небольшими отрядами по несколько десятков человек, опришки совершали набеги на поместья, грабили и сжигали их, чинили суд и расправу, делясь с крестьянами добычей. Один из самых знаменитых предводителей опришков, Олекса Довбуш убитый в 1745 году стал самым популярным персонажем гуцульского фольклора, о котором сложено множество баллад и песен.
После раздела Польши в 1772 году и присоединения Буковины в 1774 году все гуцульские земли оказались в составе Австрийской монархии Габсбургов. Впрочем, административно гуцулы все равно оставались разделены. Закарпатские гуцулы были во власти Венгерской части Габсбургской монархии, Галиция и Буковина имели определенную автономию в собственно Австрийской части империи.
С этого времени западноевропейские ученые «открывают» гуцулов. В 1788-93 гг. Гаке прошел вдоль и поперек Карпаты, подробно описав гуцулов, наряду с другими жителями гор.
Однако первые научные работы по этнографии и народному творчеству гуцулов появились только в 70-80-е гг. XIX века. Обширный материал по жизни и быту гуцулов собрал виднейший Галицкий москвофил Яков Головацкий 1814-1888.
В 1894 году немецкий ученый, уроженец Черновцов Раймунд Кайндль 1866-1930 на основании своих многолетних экспедиций и исследований опубликовал основательный труд «Гуцулы, их жизнь, нравы и народные предания». В дальнейшем гуцулам были посвящены исследования Ф. Волкова Вовка.
Наконец, после двадцати лет изучений 5-томный труд о гуцулах в 1899-1908 гг. Гуцулы стали привлекать внимание и писателей. Черемшина был гуцулом , посвящали карпатским горцам многие свои произведения.
Искусство гуцулов вдохновляющее подействовало на ряд архитекторов самых разных национальностей Австро-Венгрии. Во Львове и ряде городов Прикарпатья в начале XX века стали строиться здания в «гуцульском стиле» т. Для стиля характерны выразительная конфигурация дверных прорезов, окон, навесов, сложные очертания крыш с большими склонами, которые иногда украшаются башней, подобной колокольне гуцульской церкви.
Он уточнил, что его коллеги получили в свое распоряжение уголовное дело в отношении нее. Гуцул также присутствовала на мероприятии. На нем председатель партии «Шор» Илан Шор объявил, что оппозиция объединится и осенью выступит электоральным блоком «Победа» на выборах в республике.
Вернувшихся со съезда делегатов начали задерживать в аэропорту Кишинева и подвергли допросам. Гагаузия — автономия на юге Молдавии.
В настоящее время связи с политиком нет. Об этом в пятницу, 26 апреля, сообщило РИА Новости. При этом Гуцул добавил в разговоре с агентством , что он не может утверждать, где находится его жена, поскольку никак связаться с ней не получается.
Несколькими часами ранее появилась информация, что глава Гагаузии вернулась в республику после рабочих визитов в Россию и Турцию.
Также сообщалось, что молдавские погранслужбы продержали в аэропорту Кишинёва вернувшихся 22 апреля из Москвы делегатов съезда «Победа» около трёх часов без каких-либо доводов. Среди задержанных также была лидер партии «Возрождение» Наталья Параска. Её доставили на допрос в Службу информации и безопасности. После беседы спецслужбы Молдавии отпустили лидера партии.
Кто такие гуцулы? Гуцулы.
оригинальный народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. По-преданию, гуцулов научили танцу богатыри, спустившиеся с гор, что, возможно, намекает на влияние кельтской Лука-Райковецкой археологической культуры Карпат и Прикарпатья, исторических "бойев" (древнейших обитателей Чехии. предки молдован и румынов. Гуцулы относятся к карпатскому антропологическому виду европеоидной расы.
Гуцулы: чем этот славянский народ отличается от других?
В старину с её же помощью передавали сигнал тревоги и т. д. Кроме того, к традиционным музыкальным инструментам гуцулов относятся гармонь, цимбалы, сопилка (свирель), скрипка и дрымба (варган). Сохранение собственной идентичности молдавского народа поставлено сегодня на карту, заявила глава Гагаузии Евгения Гуцул 21 апреля на проходящем в Москве съезде молдавских политиков и. Евгения Гуцул ранее заявляла: если Молдавия и Румыния решат объединиться, то Гагаузская автономия запустит процесс выхода из состава Молдавии — глава региона пояснила, что гагаузы хотят «жить в независимой Республике Молдова». Гуцулы (Видеоэнциклопедия нашей страны)Подписывайтесь и смотрите сборник русских сказок! - мультфильмов о разны. "Россия вновь спасла наш народ и подтвердила свой статус друга и защитника гагаузов", — отметила Гуцул в Россию проходят на фоне конфликта Гагаузии с центральными властями Молдавии.
Гуцулы: чем этот карпатский народ отличается от других славян
С ее помощью в старые времена сообщали о различных событиях свадьба, праздники, смерть, похороны и т. Гуцулы также используют и другие музыкальные инструменты - свирель, гармошку и цимбалы, реже скрипку и варган. У гуцулов сильно развиты клановые взаимоотношения и землячество, сохранен шаманизм. Они являются приверженцами Украинской греко-католической и Украинской православной церквей. Раздел 7. На каком языке общаются гуцулы Для общения на территории Украины среди гуцулов используется гуцульский диалект украинского гуцулы говорят на украинском и румынском языках. И особенности произношения гуцульских слов во многом похожи со словацким языком. Это еще раз свидетельствует о том, что народы Украины весьма неоднородны и очень часто больше походят на выходцев из европейских стран, чем на жителей своего государства.
Раздел 8. Гуцульские свадебные традиции и обряды Гуцулы, происхождение которых не устают изучать этнографы, даже в наше время носят национальную одежду и сильно придерживаются своих вековых традиций. Традиционно сватовство и помолвка происходят весной, летом и осенью, очень редко в зимний период. Для свадеб не устанавливается определенное время, но чаще всего их проводят перед Большим Постом. Запрещается проводить празднество в дни любых постов. Первым признаком скорой свадьбы на Гуцульщине было преподношение сватами полотенец. Чтобы брак был долгим и крепким, молодые должны «стать на полотенце».
Давней традицией гуцулов считается преподношение калачей на вышитом полотенце молодым супругам с произношением пожеланий о богатой и счастливой жизни. До церкви жених ехал на конях. В целом, если отвечать кратко на вопрос: «Гуцулы? Посудите сами, ни одна свадьба не проходит без народных песен и танцев, игр и забав, веселых шуток и хохмы. Пекут караваи и калачи, ткут и вышивают полотенца. Наряды гостей украшают букетиками, которые также вешают на деревца и гильця. Жениха и невесту весь день сопровождают бояре, старосты, сваты и дружка.
Раздел 9. Проведение религиозных праздников Рождество и Пасха Подготовка к Рождеству начинается заранее, из снопов мастерят деревце - «Дидуха». Согласно преданию, в этом деревце живут души предков, опекунов дома. За день до праздника хозяйки дома разводят в печи «живой огонь» из двенадцати поленьев и готовят двенадцать обрядовых постных страв. Святой ужин обязательно состоит из кутьи - вареной пшеницы с орехами, медом и маком. Пшеница считается символом вечности, а мед - символ благоденствия всех святых на небе. С приходом Рождества начинаются рождественские коляды.
В эти дни все ходят по гостям от села до села, катаются на запряженных конями санях. Через неделю после Рождества отмечают Старый Новый год , 18 января держат пост, а 19 января празднуют Крещение Иордан. Ужин начинается только с появлением первой звезды на небе. Праздник Пасхи на Гуцульщине отмечается с соблюдением всех традиций и обычаев. В Вербное воскресенье жители приносят из церкви освященные ветки вербы и слегка бьют ими каждого из своей семьи. По древним обычаям верба обладает целебными свойствами. Во время Большого поста все умельцы изготавливали писанки.
Для церковного освящения в корзину укладывают писанки, пасхальные яйца и другие продукты. Также в память о страданиях Христа в корзину помещают хрен и пасху с которые являются символом божественного света и Христового воскресения. Богатые гуцулы добирались до церкви на лошадях, а бедняки шли пешком. Раздел 10. Особенности гуцульской кухни Национальная гуцульская кухня очень разнообразна и отличается простотой приготовления. Из продуктов чаще всего используют кукурузную муку, крупы, бобовые, картофель, грибы и брынзу, которую готовят из овечьего молока. Блюда гуцульской кухни - бануш, гуцульский борщ, росивница, кулеша и многое другое.
Бануш готовится в казане из чугуна на огне. Сметану и сливки помещают в казанок и доводят до кипения, солят и аккуратно засыпают кукурузную муку. Бануш считается готовым, как только на поверхности появятся капельки жира. На стол кушанье подается с брынзой, грибами и со шкварками. Для приготовления грибной юшки сухие белые грибы варят в курином бульоне с приправами, а затем добавляют вермишель и зелень. Традиционный гуцульский борщ хозяйки готовят из копченой буженины и заквашенной свеклы. Раздел 11.
Гуцулы… Кто такие эти люди? Можно ли их назвать современными? Сегодня жизнь гуцулов также мало подвергается различным политическим и социальным потрясениям. В селах возрождаются народные промыслы и занятия скотоводством, что связано с распадом колхозов и остановкой производства. Для многих это является основным или дополнительным видом дохода. Почти во всех семьях мастерят сувениры для продажи туристам. Несмотря на это, в отличие от других жителей Украины, гуцулы имеют самый низкий доход.
Часть гуцулов, причислявших в Советское время себя к украинцам, сейчас считают себя русинами и отделяются, хотя они не могут объединиться и создать единое общество русинов с бойками и лемками. Одним из распространенных терминов русской географии испокон веков было слово «окрАина» оукрАина, укрАина - что значит «земля, находящаяся У КРАЯ Руси» , широко использовавшееся в топонимике наряду с такими понятиями как княжество, край, земли. Так, в «Слове Христолюбца» отмечалось: «ноне по оукраинам молятся ему проклятому богу Перуну». СПб, 1914 г. Действие было при царе Иване Васильевиче «Хрестоматия по истории русского языка» М. Какая-то укрАина была даже на Кольском полуострове - она величалась укрАина Терская южное побережье Кольского полуострова М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», М.
Южнее Карелии была еще Каянская украина: «И завладели немцы каянские украйны» Архимандрит Досифей «Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Монастыря» М. В Псковской 1-й летописи от 1481 г. В «Сказании о Мамаевом побоище » и в «Псковской 2-й летописи» 1481 г. В «Росписи городов» от 1652 г. I, собр. В этом же томе читаем: «Калуга и др. Украины были и в других славянских государствах, например в Сербии описан город «Биаград - столичный град тоя укрАины» «Историография начала имени, славы и расширения народа славянского», СПб, 1722 г.
По этим небольшим примерам хорошо видно, что на Руси «оукрАин» было много. Но с течением времени одни термины устаревают и исчезают, другие приходят им на смену. Так случилось с понятием «княжество», модифицировавшимся в «волость», «губернию» и в конце концов - в «область». В то же время такой топонимически термин как «оукраина» в один прекрасный день перестал что-то обозначать и практически повсеместно исчез из употребления за ненадобностью, как исчезают другие, ничего не обозначающие в современном мире слова. Тем не менее, одна из оукрАин на географической карте все же осталась. Долгое время она находилась под иноземным контролем. Поскольку чужие и захваченные территории иноземцы обычно именуют у себя на картах так, как называют их аборигены, то каждая новая оккупационная власть сохраняла историческое называние западных Русских Земель - «укрАина».
В то же время, поскольку русский язык для захватчиков был чужд, то и слово «укрАина» они исковеркали по-своему, назвав в своей транскрипции «украИна» ударение на третий слог. Хорошей иллюстрацией недопонимания пришельцами речи аборигенов служит сравнение английской транскрипции слов «Китай», «Япония», индейской и индийской топонимики - с произношением соответствующих понятий коренным населением упомянутых территорий. Так что за «украИну» мы на оккупантов не в обиде. Отсюда основной задачей оккупантов на Западной Руси стала попытка внушить местному населению, что они не русские какими люди себя считали и подтверждением этого являются сотни исторических документов, которые мы не приводим исключительно из желания не перегружать читателя цитатами , а какие-нибудь «украинцы», например. Делалось это довольно просто: истреблялись местные элиты, а на их место ставились элиты новые, которые проводили охлосу новую политику партии. Кто охлосом не был и потому упорно продолжал называть себя русским - того убивали это так же подтверждает ряд исторических документов. Хорошей иллюстрацией тактики «разделяй и властвуй» является политика большевиков, оккупировавших Западную Русь в 1939-м году: с одной стороны, они как бы воссоединили русские земли, с другой - как истинные оккупанты продолжали называть их «украИной», включив в состав некоей «УССР» условного территориального образования на землях Малороссии».
Сохранив свою власть в обмен на отказ от коммунистической идеологии , партийно-хозяйственный актив неожиданно для себя столкнулся с серьезными проблемами: у оказавшегося под его властью 50-ти миллионного населения не существовало никаких оснований считать себя единым народом. Если Совдепии удавалось сплачивать УССР демагогией и де-факто нахождением в одном, с остальными русскими, государстве, то, что могло сплотить 50 миллионов разношерстой публики и превратить её в так называемый «украинский этнос» после отделения? Причиной появления практически всех государств на планете является существование того или иного этноса, который это государство образует второй вариант, рудимент иностранного владычества. Так, если на Земле сформировался такой этнос как финны, то вполне естественно, что финский народ создаст финское государство. Немцы создадут немецкое государство, евреи - еврейское государство и так далее. Поэтому единственной причиной для появления государства с названием «Украина» может быть только наличие на этой территории этноса, идентифицирующего себя как «украинцы». Таким образом, прежде чем дать «украинцам» право на национальное самоопределение, им следует дать определение - то есть доказать, что таковые имеются.
Но с этим у номенклатуры возникли серьезные проблемы - практически те же, которые возникли бы у неких гипотетических лиц при попытке провозглашения ими «балканской» или там «малоазийской» нации: масштаб этих проблем дает взгляд на политическую карту этих регионов. Но если очевидно, что турок и курд не могут быть представителями одной «малоазийской» нации, как могут быть «украинцами» живущий где-нибудь в Харькове русский и гуцул из Ивано-Франковска? Очевидно, что они являются представителями одного этноса «украинского» ровно в той же степени, в какой русский и чеченец являются представителями другого виртуального народа - так называемых «россиян». Но, похоже, с географией и этнографией в высшей партийной школе дело было плохо и партийцы принялись за безнадёжную работу. После смерти Рюрика, по версии историков «Территории U», неравную борьбу с угро-финским московским царством так принято считать русских из Москвы - угро-финнами возглавили запорожские казаки под желто-голубым флагом. Хотя сказочка получилась вполне живописная, тем не менее, поверили в нее не все. Например, те же поляки, снявшие известный фильм «Огнем и мечем».
Там запорожцы почему-то воюют под флагом, напоминающий наш Андреевский, но только с красными полосами. В то же время желто-синей тряпки там не было и близко. Надо отдать полякам должное в исторической достоверности фильма: казаки действительно не воевали под флагом нынешней «Территории U». По давней традиции знамена запорожцев были различных оттенков красного цвета. Так, под красным флагом воевал Северин Наливаико, под малиновым — гетманы Хмельницкий и Дорошенко. Тем не менее, официальная «Территория U» не обращала внимание на такие казусы и потому на государственные, праздничные мероприятия, на какие-то официальные церемонии всегда выпускала ряженых: вооруженных саблями одетых в традиционный казацкий костюм мужиков, с характерными запорожскими усами и чубами. Очевидно, что эти господа символизировали так называемых «шчырых украйинцив».
Массовку дополняли переодетые в костюмы крестьянок бабы в венках. Насмотревшиеся на этот спектакль тинэйджеры тут же бежали в созданные по всей «Территории U» типа исторические клубы, где их переодевали в казаков и давали помахать шашкой, попутно промывая мозги «украинским национализмом». Однако эксперимент не удался. Началось с того, что тинэйджеры почитав историческую литературу , узнали про кубанских, донских, терских казаков — одевавшихся когда-то в точно такую же одежду, с точно такими же шашками, усами и прическами. При этом кубанцы называли тинэйджеров и их родителей «братьями малороссами», в то время как в исторических клубах им рассказывали, что москали - это главные враги. Екатерина II подписала указ о переселении Черноморского войска на прикубанские земли и жалованную грамоту на вечное владение ими, так что на Кубань переехало порядка 25 000 казачьих ДВОРОВ то есть строевой казак, плюс жена, дети и родители. Старшины были приравнены в правах к дворянству и получили огромные поместья.
В общем, миф о «разгоне» Сечи и противостоянии с московскими царями испарился. Реально казаков просто пришлось переселить после заключения Кучук-Кайнарджийского мира 1774 года с турками: набеги крымских татар прекратились, а страдающие от безделья 25 000 профессиональных военных мало кому нужны. Подвели запорожские казаки официальных идеологов и в другом плане.
В этом она чем-то похожа на Пашиняна. Евгения Гуцул на её фоне — воплощение здравого смысла. Гагаузы хотят жить в независимой Молдавии и иметь нормальные отношения со всеми соседями, включая Россию. В этом они мало чем отличаются от граждан Молдавии в целом.
Но Санду, хотя и ссылается на необходимость демократических процедур, явно не для того занимает свой пост, чтобы отступить. Боевые действия в соседней Украине, в целом клинч, в который вошли Запад и Россия, даёт ей шанс исполнить свою миссию не мытьём, так катаньем. Когда стреляют пушки демократию можно и подвинуть. Мошенники от политики ничем не отличаются от телефонных, пугающих свою жертву, чтобы выудить из неё деньги. При этом Запад никуда не торопится. Объединение Румынии и Молдавии может произойти либо внутри ЕС, либо вне его, заявил румынский премьер-министр Марчел Чолаку. Главное, политически уничтожить Молдавию, оторвать её от России.
Западные военные могут осваивать эту территорию и неформально. Власти Молдавии помнят об этом и пока побаиваются. Однако общая поддержка Запада понемногу «сносит крышу». Однажды там могут решить — пора. В этом случае Кишинёв может попробовать воспрепятствовать независимости Гагаузии военной силой. Политически он уже готов. Вот чем объясняется довольно смелое предупреждение Евгении Гуцул о готовности обратиться за помощью к Москве.
Зона СВО поглощает массу ресурсов и собрать группировку, перебросить её по морю, поддерживать снабжение и победить будет очень и очень не просто. Выход может быть в том, чтобы «пристегнуть» проблему Гагаузии к приднестровскому кризису. Тем более противник явно намеревается раскачать его первым. Там живут более чем 200 тысяч российских граждан, имеется военный контингент, армейские запасы. Десант с большой земли всё равно понадобится, но концептуально это будет верно — разрубить весь молдавский клубок разом. Заодно и по Змеиному бахнем ТЯО. Семь бед — один ответ. Командующий для такой приднестровско-гагаузской операции уже имеется — Игорь Стрелков. Только что адвокаты попросили его оправдать или помиловать, и направить в зону СВО. Не факт, что вопрос решится положительно, но если вдруг загорится Молдавия — очень может быть.
Именно там воевал Игорь Иванович в свои 22 года, ему и флаг в руки. В октябре 1990 года отряды рабочих из Приднестровья прибыли в Гагаузию, где фактически началась мобилизация, поддержать восставших против сепаратизма Кишинёва братьев по большой Родине. Националисты Мирче Друка тогда спасовали и отступили перед силой Тирасполя, за которым была Москва. Чем не готовый сценарий с поправкой на время? А пока Кремль, верный своему неторопливому основательному стилю, пытается решить проблему недружественной Молдавии экономическими методами. Гагаузии обещаны поставки газа напрямую от «Газпрома», без офшорных посредников с их ломовыми ценами. Также в автономии российский Промсвязьбанк откроет счета бюджетникам, внедрит карту «Мир». О том, дадут ли Комрату кредит, как Януковичу в 2014-м, ничего не сообщается.
Например, традиционный гуцульский топорик - национальное оружие этого народа гуцулы носят его за поясом.
Славяне, как известно топорики за поясом не носили. Куртка и шапка - так же весьма интересный элемент национальной одежды гуцула. Гуцулы зимой и летом ходят в коротких безрукавках типа жилеток из овчины. Причём покрой, манера носить, комплект одежды не имеет ничего общего со славянской традицией. Ничего подобного вы не встретите ни у малороссов ни у чехов ни у поляков, ни у кого из славян.
Гуцул рассказала о нервной реакции Санду на контакты Гагаузии с Россией
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Живут в горных р нах Ивано Франковской и Черновицкой обл. Говорят на гуцульском диалекте, к рый является одним из юго зап. В древности… … Советская историческая энциклопедия гуцулы — ов; мн. Этническая группа западных украинцев, живущих на Карпатах и в Закарпатской области Украины; представители этой группы.
В характере гуцулов есть игривость, самолюбование, они общительны и гостеприимны, а бойки более молчаливые, замкнутые и осторожные. Подкарпатская Русь — исконная территория славян-русинов «Русская Краина» и её яркие представители. Как в духовной колыбели формировалась здесь славянская письменность в виде книг, переводимых на славянский язык русинскими подвижниками. Отсюда в 988 году русинские священники вместе с болгарскими везли богослужебные книги, чтобы помочь князю Владимиру привести в христианство киевских полян, пребывавших тогда в язычестве.
Исследуя историю этого народа, ряд учёных Д. Поп, В. Духнович, В. Ключевский и другие предполагает, что именно с территории региона Карпат праславяне расселились по другим землям. Поэтому связь между великим русским и маленьким русинским народом очевидна. Несмотря на ассимиляцию, русины никогда не забывали свои русские корни. Эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928. Русины, утрачивая родной язык, сохраняют «веру отцов», остаются православными.
Их роль в истории трудно переоценить. Именно благодаря этому народу Галиция многие века называлась «русской стороной». И в наше время русины остаются небольшим, но сильным форпостом «русскости».
Однако есть небольшой народ, представители которого называют себя украинцами, на самом деле таковыми не являясь. Более того, по своему генотипу они даже не являются славянами. Это так называемые западенцы.
Поэтому здесь, безусловно, никаких вариантов быть не может — коренными народами Украины являются те, которые перечислены в этом законопроекте», — сказал он. При этом Дроздов напомнил, что, согласно данному закону, ни гуцулы, ни лемки, ни другие исконные этносы Украины не числятся. И, возможно, когда-нибудь украинским политикам следует этот момент пересмотреть. Мы говорим о законопроекте, который есть», — добавил националист.
Гуцулы и их религиозные взгляды
Некоторые доказывает происхождение названия «гуцулы» от слова кочевать путем искусственного превращения: кочевать-кочулы -гоцулы-гуцулы. Ни один из перечисленных народов не относится к народам России. Буряты, Карелы, Гуцулы и Якуты являются отдельными этническими группами, проживающими на территории России, но имеющими свою собственную историю, культуру и язык. Супруг главы Гагаузской автономии Артем Гуцул сообщил, что его жену Евгению Гуцул после прилета в Молдавию могли отправить на тщательный досмотр.
Новости Рубцовска
Гуцул: народы Молдавии и Гагаузии выступают за хорошие отношения с Россией. Президент РФ Владимир Путин и глава Гагаузской автономии Молдавии Евгения Гуцул на Всемирном фестивале молодёжи на федеральной территории «Сириус». Кто такие гуцулы и чем они отличаются от других карпатских народов? оригинальный народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Евгения Гуцул ранее заявляла: если Молдавия и Румыния решат объединиться, то Гагаузская автономия запустит процесс выхода из состава Молдавии — глава региона пояснила, что гагаузы хотят «жить в независимой Республике Молдова». Евгения Гуцул написала в соцсетях, что «отказ руководства Молдовы приехать в Комрат на инаугурацию нового башкана – максимальное неуважение к выбору народа автономии и прямое оскорбление всех жителей региона».