Начало Второй мировой войны и нацистская политика против евреев. Как известно, во время Второй мировой войны нацисты не жалели для уничтожения евреев ни сил, ни средств.
Шольц и Холокост. Европа переписала собственную историю
МОСЛЕНТА узнала у президента Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрия Каннера, как в наши дни ведется работа по установке памятников жертвам Холокоста и почему в России только сейчас происходит осмысление геноцида евреев в годы Второй мировой войны. Анна умерла от тифа в возрасте 15 лет в концлагере Берген-Бельзен, но ее посмертно опубликованные дневники сделали ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне. Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация "Холокост в годы Второй Мировой войны". это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейскую нацию как таковую.
Когда отмечают Международный день памяти жертв Холокоста
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- ПАМЯТЬ О КАТАСТРОФЕ
- Памятники со звездой Давида
- Основные сведения о Холокосте | Энциклопедия Холокоста
Холокост: предыстория, хроника, память
Геринг , обергруппенфюрер СС и генерал полиции Р. Гейдрих, оберштурмбаннфюрер СС А. Эйхман , оберштурмбаннфюрер СС и комендант Освенцима Рудольф Хёсс , комендант Собибора и Треблинки Франц Штангль, проводивший чудовищные эксперименты над живыми людьми «ангел смерти» Й. Менгеле и др. Многие из них понесли заслуженную кару — в Нюрнберге и позднее. Некоторых рядовых охранников и исполнителей холокоста убили при освобождении концлагерей солдаты союзников, перед которыми там предстала столь ужасная картина, что самосуд невозможно было остановить. Но многим, к несчастью, удалось избежать кары, уйти по « крысиным тропам » и скрыться. Процессы против отдельных преступников, причастных к холокосту, шли всю вторую половину 20-го века и даже в последние годы. Нюрнбергский процесс. Зло часто совсем не такое, каким мы его себе представляем.
Оно исходит от самых обычных на вид людей. Да, многие исполнители были патологическими садистами, нездоровыми людьми. Но большая часть а всего причастными оказались около 200 тыс. Среди них оказалось немало совершенно вменяемых и даже как будто добропорядочных граждан, в мирное время не обидевших бы и мухи. Один из таких «хороших работников» — А. Эйхман — видел лишь качественное исполнение своей работы в том, что миллионы отправил на смерть. Он не отрицал содеянного, но на суде абсолютно искренне возмущался слухами о том, что он собственноручно учинил кровавую расправу над десятилетним еврейским мальчиком суд этому слуху не поверил. Эйхман не признавал такую жестокость, но в газовых камерах для массовых убийств видел «милосердный способ». Иные убийцы оправдывали себя тем, что лишь подчинялись приказу или не участвовали в расправах непосредственно.
Но история, как бы ни старались участники секты « отрицателей холокоста », всем вынесла однозначный приговор. Суд над А.
Оно не афишировалось, и мало кто в то время мог поверить, что подобное возможно в XX веке. Евреев Западной Европы посылали в лагеря и гетто Восточной Европы, рассказывая им о временности переселения. Созданные в Польше лагеря смерти не были рассчитаны на проживание большого числа людей — только на уничтожение новоприбывших. В начале декабря 1941 года начал работу лагерь смерти в Хелмно. Евреев там убивали в закрытых грузовиках угарным газом.
В июле 1942 года начались депортации из гетто Варшавы крупнейшего из созданных в лагеря смерти. До сентября 1942 года были депортированы 300 тысяч евреев Варшавы. В Лодзинском гетто содержалось до 160 000 евреев. Оно было уничтожено постепенно: волна депортаций прошла в январе-мае 1942 года, затем еще ряд депортаций, а 1 сентября 1944 года было полностью ликвидировано. Евреи Люблина были отправлены в лагерь уничтожения Белжец.
Только небольшая часть евреев Ростова-на-Дону покинула город накануне его первого захвата германскими войсками в ноябре 1941 г.
Кстати, многие из них вернулись обратно после освобождения города в том же 1941 г. Второй этап эвакуации отличался тем, что зимой 1941-1942 гг. Однако не у всех были такие возможности, а многие сами предпочли остаться на Северном Кавказе. Тем более что обстановка на фронте казалась вполне стабильной, германские войска были остановлены и отброшены на восток. Советская пропаганда поддерживала идею продолжения освобождения оккупированных территорий СССР, чему были яркие и близкие примеры: Ростов-на-Дону, Керчь и другие города. Возвратившиеся после войны евреи часто обнаруживали свои дома и квартиры занятыми другими людьми и вынуждены были искать новые места обитания.
К тому же бывшим городским обитателям в эвакуации сложнее было приспособиться к условиям жизни в сельской местности. А периодически появляющиеся в литературе заявления о предпочтении, которое Кремль якобы оказывал евреям, совершенно безосновательны. Воспоминания эвакуированных также позволяют сделать вывод, что целенаправленной эвакуации еврейского населения не производилось, а упор делался на вывоз не столько людей, сколько материальных ценностей и колхозного имущества. Ход и реальные результаты эвакуации во многих местах зависели от личной позиции местного руководства и его понимания ситуации. Руководители одних еврейских колхозов в Украине, Белоруссии и Крыму лишь выполняли директивы о вывозе имущества, другие настаивали на обязательном выезде всего еврейского населения. В некоторых регионах стремились эвакуировать допризывную молодежь, которая должна была пополнить ряды Красной Армии.
Тут были и категорическое неприятие, презрение, антисемитские проявления, которые явно или скрыто проявлялись в зависимости от ситуации на фронте и влияния нацисткой пропаганды. Нередко отказывали в просьбе — напиться воды. В дороге нас нагнал верховой, командир с двумя шпалами в петлицах. И среди эвакуированных начались нездоровые разговоры относительно евреев. Нам угрожали, что выдадут немцам. Тогда мама приняла решение уйти от толпы и повернула быков в сторону ближайшего села.
Так мы оказались в селе Правокумка Ставропольский край. Постучали в ближайший дом. Вышла старушка, приветливо улыбнулась. Бураковского, который в 9-летнем возрасте с матерью и сестрой эвакуировался из Киева. И тут же, рядом — примеры самого теплого отношения к эвакуированным. Из воспоминаний А.
Ханиной, в 16 лет эвакуированной из Киева: «В станице Ленинградской совхоз. Председатель колхоза или директор совхоза, я не помню, казак, красивый, молодой такой. Он выделил нам с подружкой, ну с семьей подруги, отдельный домик, привез туда продуктов полно… я потом писала в Киев тем кто остался, подругам, что мы просто в рай попали, действительно, он относился к нам великолепно. И, значит, там же, я не помню где, работали родители — и ее родители, и моя мама, а мы с братом, и вот с подружкой, были дома, читали, библиотека там была великолепная». И они уже приближались к этой деревне и директор совхоза — это просто праведник мира, он взял машину-грузовик и там было три семьи эвакуированных. Посадил всех на машину, сам сел за руль, повез нас на станцию, ближайшая станция, которая железнодорожная была — Минеральные Воды.
И вот всех он знал там, договорился и первый эшелон, который шел вглубь страны. Значит, он нас туда посадил, причем удивительная была неразбериха, эшелон открытый был, открытые платформы, на которых были вооружения: пулеметы, бомбы, снаряды и все это. И вот мы, нас поместили в эти вагоны, не в вагоны, а на платформу, на открытой платформе, в общем, мы так ехали. Причем по дороге тоже бомбили, очень аккуратно немцы бомбили, каждый день в 11 часов, я помню». Именно весной 1942 г. Среди этих ленинградцев также был высок процент евреев.
А большинство детей уже стали круглыми сиротами: отцы погибли на фронте, матери умерли в блокаду. Разумеется, детей и взрослых стремились отправить в плодородные, не пострадавшие от боевых действий районы, где они могли бы в условиях благоприятного климата восстановить здоровье. Впрочем, в такой же ситуации оказались и местные евреи, почти все — старики, женщины, маленькие дети, подростки. Зимой-весной 1942 г. И если в 1941 г. Мой коллега, историк К.
Феферман считает, что общий настрой германской политики по отношению практически ко всем другим группам населения на Северном Кавказе оказался более терпимым, чем на прочих оккупированных советских территориях. Только в одном вопросе немецкая политика осталась бескомпромиссной. Холокост евреев происходил на Северном Кавказе точно так же, как и везде. Уничтожение евреев любой ценой, с активным привлечением к этому местных коллаборационистов, стало фундаментальным фактором немецкой политики. Поэтому, даже несмотря на общее смягчение немецкой политики к местному населению на Кавказе, вопрос о каком-либо ином подходе к евреям, кроме практически мгновенного и полного физического уничтожения, не ставился. Крым, Северный Кавказ, включая Ростовскую область, Орджонекидзевский центр — Ставрополь и Краснодарский края находились под контролем соответствующих служб группы армий «Юг» и 11-й армии фельдмаршала фон Клейста.
К 1943 году уничтожение польских евреев было практически завершено, поэтому к осени лагерь был ликвидирован [18]. На заключительном этапе Второй мировой войны нацисты приостановили физическое истребление евреев, стараясь использовать их на тяжёлых работах. Концлагеря существовали для того, чтобы заставить узников сначала работать массовая смертность и намеренное уничтожение людей становились «побочным эффектом» , лагеря смерти создавались для уничтожения. Здесь узники не жили более 2 часов. Столько времени занимал путь от станции до газовой камеры. Временно в живых оставляли лишь единицы для поддержания функционирования лагерей смерти. Перед депортациями из городов или гетто людям говорили, что их везут на работы, в семейные лагеря. Эту иллюзию поддерживали до самого последнего. Людей просили написать открытки родным или знакомым домой.
Затем направляли на дезинфекцию — в концлагерях она представляла собою душ и обработку специальным раствором. При этом женщинам остригали волосы, которые потом использовали частные фирмы для производства канатов или тканей. И только потом жертвы попадали в «душевые», где их травили газом, а трупы сжигали. Если, например, в Аушвице и Майданеке использовали сильнодействующий газ «Циклон Б», то в Собиборе — угарный газ от дизельного мотора. В Хелмно применялись газенвагены-душегубки: людей сажали в кузова грузовиков, и по пути на место сожжения трупов в лесу все они погибали, так как выхлопные газы шли внутрь грузовика. Крематории могли существовать параллельно с другими методами уничтожения трупов, например, сожжения на специальных кострах [19]. Холокост закончился в мае 1945 года в связи с окончанием Второй мировой войны. С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге разбирал дела 22 руководителей нацистской Германии, которые были обвинены в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Память о Холокосте Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями — Иегуда Бауэр, исследователь Холокоста Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертва Холокоста.
Памятная дата выбрана не случайно. Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки — говорится в резолюции ГА ООН В память о 6 миллионах евреев — жертв нацизма созданы мемориалы и музеи во многих странах мира такие как Музей Яд Вашем в Иерусалиме [21] , Центр документации и мемориал в Париже Франция [22] , Дом-музей Анны Франк в Амстердаме Нидерланды [23] , Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне США [24] , Музей памяти 1,5 миллиона еврейских детей в Хиросиме Япония , Музей еврейского наследия и Холокоста, находящийся в Москве на Поклонной горе в Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса. С 2005 года на высоком уровне проводится серия мероприятий — «Всемирный форум памяти Холокоста Международный форум «Жизнь народу моему! Первый подобный форум был посвящен шестидесятой годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау.
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции
В 2011 году день памяти жертв Холокоста впервые был посвящен жертвам среди цыганского населения. На заключительном этапе Второй мировой войны нацисты приостановили физическое истребление евреев, стараясь использовать их на тяжёлых работах. Для некоторых из них травма Второй мировой войны связана, прежде всего, с безуспешной борьбой за национальную независимость и государственность. После окончания Второй мировой войны жертвам холокоста пришлось возвращаться к нормальной жизни, работе и созданию семей. Последствия Холокоста оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру, и привели к нескольким важным изменениям на глобальном уровне.
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
Узники фашизма. Здесь были убиты более 100 000 по другим данным более 150 000 евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных. Бабий Яр. Но в условиях националистической истерии Германии спасение евреев стало делом личного мужества и личной совести.
Печи концентрационного лагеря Майданек. Всего только в Берлине с помощью друзей спаслись от нацистов около 5 000 евреев. Король и королева Дании в знак солидарности с евреями надели желтые звезды, их примеру последовало большинство населения.
Аналогично поступили в Норвегии, где всех евреев переправили в Швецию. Швеция стала единственной страной, открывшей двери еврейским беженцам. Душевая концлагеря.
Представитель Красного креста в Венгрии швед Рауль Валленберг выступал посредником на переговорах с властями Вермахта. Он спас несколько десятков тысяч венгерских евреев. Ограда лагеря.
Все это служит убедительным напоминанием о том, что, несмотря на долгую историю антисемитизма, у евреев были необыкновенные друзья в нееврейском мире. Фото И. Перед концлагерем.
В лагерях устраивались массовые расстрелы и так называемые «марши смерти», когда заключенных под предлогом эвакуации гнали много километров, а потом убивали. Концлагерь Майданек. Освобожденные узники концлагеря.
Узники Освенцима встречают В. Сытина, пришедшего с частью Советской Армии. Этот день, 11 апреля, принят ООН как дата, когда планета отмечает Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Существуют несколько характерных особенностей холокоста. Все они связаны с трагическими событиями Второй мировой войны. Прежде всего выделяют целенаправленные попытки полного истребления еврейского и цыганского населения. О трагических моментах еврейской истории написано немало книг, сняты документальные и художественные фильмы. Самый известный российскому зрителю зарубежный фильм на тему еврейского Холокоста — «Список Шиндлера» американца Стивена Спилберга. Источники сходятся на цифре в шесть миллионов уничтоженных представителей еврейского населения. Возможно, эта цифра и занижена.
Открываются засекреченные архивы, вводятся в научный оборот неизвестные ранее документы. Военная драма кочевого цыганского этноса затронута в любимой многими истории про Будулая, запечатленной в киносаге по мотивам романа Анатолия Калинина «Цыган». В 2011 году день памяти жертв Холокоста впервые был посвящен жертвам среди цыганского населения. Исследователями установлено, что холокосту подверглось свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев. Среди жертв — около десяти миллионов граждан Советского Союза. Холокосту присуща разработка на людях химических, биологических и механических систем массового уничтожения, антигуманные медицинские эксперименты над жертвами. Что произошло 27 января?
Почему в этот день отмечают Международный день памяти жертв Холокоста Международный день памяти жертв Холокоста 27 января отмечают в честь освобождения в этот день в 1945 году узников польского концентрационного лагеря Освенцим.
Ив Каглер родилась в Германии. В конце 1930-х родители отправили ее в приют во Франции, надеясь, что там дочери не будет грозить опасность. В 1941 году Ив на корабле отправили в США. Однако Каглер ничего не помнит ни о том, как солдаты СС вламывались к ней в дом, ни о том, как она прощалась с родными и как преодолела Атлантику. Несмотря на то что сознательно женщина ничего не помнит, ее тоже иногда мучают галлюцинации и кошмары. Чудом родителям Каглер удалось выжить в холокосте и найти дочь.
Когда ей было почти 50 лет, она попросила мать рассказать, что произошло с их семьей. Сьюзан Поллок 89 лет, она живет в Лондоне и уже несколько десятилетий посещает школы, где рассказывает ученикам о холокосте. Маму сразу же отправили в газовую камеру. Недавно я узнала, что там был и мой отец. Тогда мы даже близко не понимали, что происходит. Мы жили в маленьком венгерском городе, и информация из внешнего мира до нас почти не доходила, — рассказывает она. Я взяла с собой [в концлагерь] швейную машинку!
Собирались и спрашивали друг у друга: "Что будешь есть на завтрак? Я помню, как выползала из барака, потому что ходить уже не могла, но лежать там среди трупов было просто невыносимо. Я тогда натолкнулась на свою бывшую соседку».
Кстати, поляки всегда помнили, что лагерь освободили русские. Возвращаясь к нашей проблеме, 16 лет назад мы отправили открытое письмо депутатам Государственной думы, членам Совета Федерации. Опираясь на резолюцию ООН, мы предлагали ввести национальный День памяти жертв холокоста и воинов-освободителей, чтобы эта дата стояла в программе средних школ, предлагали помочь ветеранам, освобождавшим Аушвиц, оказать им материальную помощь, в живых оставались еще десятки человек.
Да, у нас есть 9 Мая, День Победы, который в остальной Европе отмечается накануне, 8 мая. В наших школах больше говорят о Сталинграде, о Курской дуге, в мировом масштабе куда больше знают о высадке союзников в Нормандии и открытии второго фронта 6 июня 1944 года. Я присутствовал на первой церемонии празднования этой годовщины в Великобритании в Вестминстерском дворце вместе с генералом Петренко. В зале собрались политики, элита, были принц Чарльз, Тони Блэр, тогдашний премьер-министр. В прямом эфире в течение 2,5 часа это мероприятие транслировало ВВС… Чествовали ветеранов — из России и Великобритании — всех вместе. Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост» — Увы, в мире последние годы много что изменилось.
В том числе и память о Второй мировой войне. Так, в декабре прошлого года глава Еврокомиссии Урсула ван дер Ляйен, кстати, немка по национальности, вообще предложила отменить устаревшие результаты Нюрнбергского процесса. Еще в декабре 1942 года была совместная декларация десяти государств об истреблении еврейского населения, ее тезисы вошли в приговор Нюрнбергского трибунала. Было сформулировано три вида преступлений: против мира, воинские преступления и преступления против человечности. Нам очень важно придерживаться именно этой терминологии, потому что на советской оккупированной территории были совершены самые массовые преступления против человечности. Конечно, они затронули представителей разных национальностей и разных народов.
Но, как сказал писатель Виктор Некрасов, только евреев убивали за то, что они евреи. Кстати, чиновники нам предложили еще одну, альтернативную дату, когда можно проводить в школах памятные мероприятия по холокосту, — 19 апреля. День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Говорят, в этот день заодно можно вспомнить и о трагедии евреев. Я считаю, что это неправильно — в последние годы у нас активно продвигается идея геноцида не по признаку принадлежности к определенным группам, национальности, расе или по вероисповеданию, а геноцид по гражданству. Это и некорректно юридически.
Но геноцида по гражданству не бывает. Боюсь подумать, что это не случайно, что дата 27 января больше не вписывается в программу школьных мероприятий. Так, в советские времена постоянно вычеркивали из документов слово «евреи», их заменяли на «мирные советские граждане». Места массовых расстрелов евреев никак особо не обозначались. Не хотелось бы верить, что история идет по кругу и мы возвращаемся туда же, откуда пришли. Разумеется, для нас важна память о еврейских жертвах.
Хотя я считаю, что нельзя допускать конкуренцию жертв — кого больше убили или кто больше страдал. Но окружение Гитлера максимально обкатало теорию о том, как можно стереть с лица земли единственный народ. Этот народ были евреи. Если бы эксперимент удался, неизвестно, что произошло бы дальше с остальными, — вот в таком ключе, я думаю, нужно смотреть на эту проблему. Когда была встреча с Путиным, он дал понять, что наш вопрос будет решен положительно и 27 января в школы обязательно вернут. Но президента по какой-то причине так и не услышали и ничего не вернули.
Когда материал был уже написан, стало известно, что распоряжением Министерства просвещения от 25. Бугаева День памяти жертв холокоста снова внесен календарный план воспитательной работы школ. Фото: Предоставлено научно-просветительским центром «Холокост» Последний оставшийся в живых освободитель Освенцима проживает в Москве.
Чудовищные муки: Что произошло 27 января 1945 года?
Осознавая, что мир вскоре потеряет последних выживших жертв Холокоста, и в свете тревожащего всех быстрого распространения антисемитизма по всему миру, Фонд «Всемирный Форум Памяти Холокоста» должен увековечить знания о Холокосте и понимании его уроков, а также способствовать толерантности между представителями разных религий и национальностей в стремлении уничтожить все формы проявления антисемитизма, расизма и ксенофобии. Международный форум «Жизнь народу моему! Также Фондом был организован Второй международный форум «Жизнь народу моему!
Машина Холокоста В Европе заработала машина Холокоста. Чтобы ускорить "решение еврейского вопроса", нацисты строили гетто - кварталы в селах и городах, где евреи жили в изоляции, тесноте и антисанитарии. Эти территории огораживали, а охранники не выпускали узников из гетто без разрешения.
В гетто люди теряли не только свободу, семью, но и имя. Взамен им выдавался номер. Они работали с утра до ночи, тысячами умирали от голода и болезней. Но самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря - лагеря смерти. Там узников истязали, травили угарным газом в специальных камерах, расстреливали и сжигали заживо.
Самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря - лагеря смерти. Кроме того, в лагеря смерти попадали коммунисты и социал-демократы европейских стран, участники движения Сопротивления и подданные США и Канады, выступившие против фашизма. Так, "очищение" Европы от евреев стало лишь началом тотального уничтожения всех несогласных с нацизмом, особенно коммунистов и социал-демократов, или других "неполноценных" - с точки зрения фашистской идеологии - народов, например, славян. Среди погибших в концлагерях есть известные генералы, среди них - Дмитрий Карбышев СССР , отказавшийся сотрудничать с фашистами. Однако по этническому признаку узниками становились представители только двух народов - евреев и цыган.
И даже гордость нации - футболист Юлиус Хирш Германия и олимпийская чемпионка 1928 года Эстелла Агстергриббе Нидерланды - были "виноваты" только в том, что в них текла еврейская кровь. Символом ангельского неверия в жестокость людей стала девочка Анна Франк.
Евреи Люблина были отправлены в лагерь уничтожения Белжец. В марте 1942 года в Белжец были переведены все евреи Люблинского воеводства. Из Львова в 1942 году были отправлены около 65 тысяч евреев.
Большинство краковских евреев в июне и октябре 1942 года было отправлено в Белжец. В марте 1943 года шесть тысяч остававшихся в Кракове евреев были переведены в лагерь в пригород Плашов, а три тысячи — в Освенцим. Из 300 тысяч евреев Радомского района к концу 1942 года в живых оставалось около 30 тысяч. В 1942 году большинство еврейского населения Центральной и Восточной Европы и значительная часть евреев Западной Европы были уничтожено. Успехи советской армии в 1943 году и поражения Роммеля под Эль-Аламейном ускорили темпы расправы над евреями.
Продвижение советских войск принудило эсэсовцев быстро ликвидировать гетто и рабочие лагеря и заметать следы преступлений. Специальные подразделения занимались сожжением трупов на местах массовых расстрелов.
Тогда еще общество не было таким открытым, а психотерапия вообще не была распространена, — говорит психотерапевт Джейми Хакер Хьюджес. Женщины и дети в бараке Берген-Бельзен после освобождения Фото: AP По словам Хьюджеса, если некоторые, как Кноллер или Исраэль, отказываются говорить о своих воспоминаниях, то другие и вовсе ничего не помнят. Он объясняет это тем, что в моменты сильнейшего стресса или ужаса некоторым удается полностью абстрагироваться от происходящего. Они словно создают у себя в голове коробку, в которой прячутся от реальности. Все воспоминания затем «хранятся» в этой коробке, а так как события прошлых дней не проходили, через отделы мозга, отвечающие за долговременную память, жертвы просто не могут «вытащить» воспоминания из головы. Ив Каглер родилась в Германии. В конце 1930-х родители отправили ее в приют во Франции, надеясь, что там дочери не будет грозить опасность.
В 1941 году Ив на корабле отправили в США. Однако Каглер ничего не помнит ни о том, как солдаты СС вламывались к ней в дом, ни о том, как она прощалась с родными и как преодолела Атлантику. Несмотря на то что сознательно женщина ничего не помнит, ее тоже иногда мучают галлюцинации и кошмары. Чудом родителям Каглер удалось выжить в холокосте и найти дочь. Когда ей было почти 50 лет, она попросила мать рассказать, что произошло с их семьей. Сьюзан Поллок 89 лет, она живет в Лондоне и уже несколько десятилетий посещает школы, где рассказывает ученикам о холокосте. Маму сразу же отправили в газовую камеру. Недавно я узнала, что там был и мой отец. Тогда мы даже близко не понимали, что происходит.
1. Иммиграционные квоты США
- «Будто слушала историю чужой жизни»
- Воспоминания тех, кто пережил Холокост
- Центр «Холокост» Центр «Холокост» сохранение памяти о Холокосте
- Программа истребления
- Воины и узники
Гл. 10. Хронология и статистика Холокоста
Эпоха знаний". Данные о том, сколько людей погибло во время Холокоста, расходятся. Лев Поляков, ссылаясь на немецкую статистику 1943 года, говорит о 4 млн человек. Однако с учетом дополнительных данных он утверждает, что вследствие так называемой расовой политики Третьего рейха "реальные потери" еврейского народа" между 1939 и 1945 годами составили около 8 млн человек. С тех пор каждый год 27 января принято чтить жертв Холокоста и победителей нацизма, а также смельчаков, которые жертвовали собой, чтобы спасти людей, пишет calend. Дату выбрали потому, что в этот день в 1945 году советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим, в котором, по разным подсчетам, от голода, холода и медицинских экспериментов погибли от 1 млн до 4 млн человек, пишет wiki. По всей стране в этот день проходят памятные мероприятия.
Что такое Холокост? Холокост - это исторический термин, обозначающий процесс массового уничтожения людей по национальному, религиозному, политическому и любому другому признаку. Холокост Второй мировой войны стал самым массовым в истории человечества, и коснулся огромного количества самых разных категорий людей. Когда мир узнал о Холокосте?
В той или иной степени о массовых убийствах людей нацистской Германией мир знал к 1941 году. В обращении к миру от 24 августа 1941 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль заявил: По мере продвижения армий [Гитлера] стираются с лица земли целые районы. Десятки тысяч, буквально десятки тысяч людей хладнокровно уничтожаются в ходе казней, совершаемых немецкими полицейскими отрядами в отношении русских патриотов, которые защищают свою Родину. И это только начало. Голод и эпидемии последуют по кровавым колеям, оставляемым гитлеровскими танками.
Стоит лишь на секунду представить, что «этот матч так и не закончился и, кажется, продолжается и в этот момент» [2] в каждой телевизионной трансляции, в каждой ежедневной нормальности, а мы, сами не зная как, присутствуем на нем, чтобы прийти к осознанию важности всего произошедшего в нацистских концлагерях. В итоге, «если мы не сможем понять этот матч и прекратить его, у нас не будет надежды» [3]. С этой точки зрения обращают на себя внимание подходы, предложенные в недавно изданных на русском языке работах Д. Основное внимание в них уделяется именно свидетельствам выживших. В частности, представляет интерес его концепция «homo sacer» [4]. Фактически данный термин подразумевает человека, находящегося по тем или иным причинам в ситуации правового исключения, например, в пространстве концлагеря, где прекращено действие базовых прав и свобод. Это делает его беззащитным перед лицом властного произвола, а в угнетателях вызывает не чувство вины, а, напротив, ощущение безнаказанности. Термин «sacer» обозначает, прежде всего, жизнь, которая в любой момент может быть абсолютно безнаказанно отобрана, став объектом насилия [5]. Существенное отличие Холокоста от других прецедентов геноцидного насилия — огромная система концлагерей и лагерей смерти. Лагеря «производили» homines sacri — существ, в которых унижение, ужас и страх полностью отрезали сознание и личность [6]. На лагерном жаргоне таких людей называли «Krueppel», «Schwimmer», «Schmuckstuecke», то есть «доходяги». Одного из них П. Леви описывает так: «Ноль Восемнадцать не человек, значит, и имя ему не положено… Когда он говорит или смотрит, кажется, что от него только оболочка осталась, а внутри — ничего…» [7]. Сами выжившие затрудняются дать оценку лагерным «доходягам», лишь спрашивая всех нас: «Человек ли это? Но полностью разрушить человеческое невозможно. Всегда что-то остается. Этот остаток и есть свидетель [8]. Отсюда рождается определение Холокоста как насилия, источником которого стала элита [10] , в данном случае немецкая. Лагеря были нужны ей, чтобы создавать «пространство исключения», совершать геноцид и оставаться вне этого пространства «нормальными» людьми, примиренными со своей совестью. Очень многое в свидетельстве П. Леви подтверждает эту мысль. Существовал целый ритуал вхождения в концентрационный лагерь, целью которого было сломить человека морально.
Для ее освещения мы делаем, что можем, и призываем тех, кто нас слышит: становитесь рядом, включайтесь в эту работу. Церемония зажжения свечей, посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста, в Еврейском музее и центре толерантности. Масштабное уничтожение евреев началось с погромов, которые устраивало местное население: во Львове, в Литве, самый известный — в Едвабне в 1941 году эта деревня относилась к Белостокской области Белорусской ССР, теперь это территория Польши — ред. Все эти погромы ускорили принятие немцами решение о начале массового уничтожения евреев. Это очень болезненная история: сейчас в Литве отважная писательница Рута Ванагайте подверглась резкой обструкции за освещение этой темы в книге «Наши». И лауреата Нобелевской премии белорусскую писательницу Светлану Алексиевич постоянно критикуют за то, что она описала эти события. Сейчас это огромная проблема: как быть с фактами о тех погромах, как о них говорить. В Европе повсюду имели место депортации в лагеря смерти, находившиеся в Польше, где были убиты 2 700 000 евреев. На территории Германии погибло всего порядка 165 000 евреев, там вообще лагерей смерти не было. А на просторах СССР все выглядело иначе, здесь проходили массовые расстрелы, казни у рвов, ям, как у знаменитой Змиевской балки в Ростове. И мы сейчас ставим памятники в таких местах, там, где лежат кости: в Ставропольском крае, в Калмыкии, в Брянской, Смоленской, Тверской областях. Из 6 миллионов евреев, погибших за время Холокоста, около 3 миллионов были гражданами Советского Союза. Много жертв было в Молдавии, на юге Украины. А единственное место, где уничтожили всех проживавших там евреев, — это Эстония. Даже в Германии такого поголовного истребления не было. Расстрел евреев в Ивангороде в 1942 году. Так было везде. Больше всего праведников было в Польше. И среди тех, кто евреев спасал, были люди очень разные: мы сейчас делаем проект в Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе о праведниках, тех, кто спасал евреев. И, например, кто-то это делал, исходя из материальных интересов, например, датчане перевезли евреев через пролив в Швецию, когда прошла информация о том, что немцы будут их депортировать. Датские рыбаки в основном перевозили за деньги, и многие евреи продолжали рассчитываться с ними и много лет после войны. И я читал о том, что были случаи, когда даже антисемитски настроенные поляки спасали евреев из религиозных соображений, потому что ксендз на проповеди сказал так поступать. Это очень неоднозначная история, судьбы очень разные. Надо понимать, что для спасения одного еврея обычно было задействовано десять человек, и часто на одном из этапов эта система давала сбой. Нельзя сказать, что поляки, французы вели себя по отношению к евреям хуже, чем белорусы или русские.
День памяти жертв Холокоста. История трагедии от погромов до спасения
Холокост – это массовый геноцид евреев во время Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны и нацистская политика против евреев. ещё один пример, как нельзя лучше характеризует созданную с 1947 года мифологию "Холокоста".