Новости ит ландшафт

интеграция ИТ-ландшафтов общесистемного и прикладного ПО в индустриальные. Актуальные новости Proptech, обзоры, исследования и эксклюзивные интервью.

Как изменился ландшафт ИТ-экосистем после ухода западных вендоров, и что выбрать заказчику

ПАО «ВымпелКом» (тм билайн) внедрило автоматизированное решение по расчету углеродного следа от инфраструктуры, используемой ИТ-приложениями, которые функционируют внутри. Минцифры представит «IT-ландшафт». Обзорная карта послужит основой для разработки российских аналогов зарубежных сервисов для бизнеса. Российская ИТ-отрасль стремительно растет и развивается, решаются непростые задачи своевременного обеспечения ее востребованными кадрами и специалистами. IT-ландшафт или IT-архитектура — это совокупность информационных систем, сервисов, услуг и продуктов, которыми компания пользуется.

Как меняется ИТ-ландшафт Северстали

Российская ИТ-отрасль стремительно растет и развивается, решаются непростые задачи своевременного обеспечения ее востребованными кадрами и специалистами. Главная» Пресс-центр» Новости группы» NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ. Следуя стратегии развития собственного ИТ-ландшафта компании, мы активно переносим работу приложений в "облако". Gartner Дэрил Пламмер обрисовал на саммите Gartner Data and Analytics перечень прорывных технологий, которые в не столь отдаленном будущем перекроят ИТ-ландшафт, рынки. Далее руководитель Центра компетенции «Новые производственные технологии» АНО «ЦКИТ» Александр Данилин представил функциональную модель индустриальных ИТ-ландшафтов и.

Трансформация ИТ-ландшафта: «точка невозврата» пройдена

Конкуренты в любой момент могут представить сервис или продукт, требующий принципиально новых бизнес-процессов, не встречавшихся до этого типов данных или скоростей реакции на действия клиента или других участников рынка. Чтобы не терять доли рынка и долю в кошельке клиента в результате таких ситуаций, нужно подготовить ландшафт данных к мгновенной реакции. Эта подготовка называется сейчас цифровизацией или цифровой трансформацией. Маяком цифровой трансформации является значение метрики реакции на внешнее событие. Например, техническая возможность за ограниченное фиксированное время скажем, 2 недели создать и встроить в ИТ-ландшафт произвольный новый бизнес-процесс — вне зависимости от того, данными какого типа он оперирует, как быстро их перемещает, и какие этапы в себе содержит.

Платформа постановки на мониторинг позволит как рядовому пользователю, так и техническому специалисту самостоятельно устанавливать и отслеживать состояние инфраструктурных и бизнес-метрик ИТ-систем. С помощью платформы мы сможем значительно сократить среднее время постановки сервиса на мониторинг, упростить пользовательский путь и обеспечить управление метриками и порогами ИТ-компонентов и сервисов. Реализация данной инициативы была бы невозможна без полноценного внедрения единой системы зонтичного мониторинга». Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача. К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики.

Такой синтез должен обеспечить высокий коэффициент возврата инвестиций клиента и стать новым технологическим ориентиром на рынке».

IT IT Современные крупные компании анг. Сотни и даже тысячи приложений, баз данных, серверов, хранилищ, сетевых устройств и каналов, находящихся как в собственных ЦОД, так и в «облаке», — все это объединяется десятками тысяч взаимосвязей в систему, которую обычно называют ИТ ландшафтом предприятия. Однако в целях упрощения под ИТ ландшафтом мы будем понимать только совокупность всех приложений ПО и данных и их интеграций, поскольку именно они, как правило, находятся в фокусе внимания, когда речь идет о сложности ландшафта.

Особенности построения и оптимизации IT-ландшафта в условиях высоких темпов развития бизнеса Качество, безопасность, госрегулирование 14 апреля 2023, 11:04 2327 просмотров Поделиться Особенности построения и оптимизации IT-ландшафта в условиях высоких темпов развития бизнеса Организация IT-ландшафта IT-ландшафт объединяет все информационные системы предприятия. Ее организация обычно происходит в несколько этапов: разработка, внедрение, тестирование, ввод в эксплуатацию и дальнейшая поддержка. Перед внедрением будущей IT-инфраструктуры выполняются следующие этапы: анализ бизнес-процессов организации анализ доступных решений расчет необходимого бюджета Результатом этапа планирования IT-инфраструктуры является утвержденная целевая архитектура, которая соответствует потребностям бизнеса как с точки зрения эффективности, так и по экономическим показателям. Внедрение IT-инфраструктуры По утвержденному техническому заданию исполнитель приступает к реализации проекта. В зависимости от масштабов проекта может понадобится: подбор и настройка оборудования и программного обеспечения настройка служб, подключение сервисов создание пользователей, распределение по группам безопасности, определение, настройка и установка прав доступа в соответствии с разработанными и утвержденными регламентами установка и настройка средств защиты информации настройка необходимых интеграций создание регламентов обслуживания и инструкций Эксплуатация и оптимизация После внедрения технические специалисты следят за состоянием IT-инфраструктуры, проводят планово-профилактические работы с оборудованием и программным обеспечением, а также анализируют обратную связь от всех пользователей. В процессе эксплуатации IT-инфраструктуры в организации со временем возникают новые бизнес-процессы, организация развивается и вместе с этим возникает потребность в оптимизации IT-инфраструктуры. Под оптимизацией подразумеваются любые изменения IT-инфраструктуры, которые могут быть связаны со следующими процессами: наращивание мощностей в связи с развитием организации приобретение компьютеров, серверов, лицензий внедрение новых систем, служб и сервисов в действующую инфраструктуру в связи с изменениями потребностей бизнеса CRM, ERP, документооборот внедрение средств защиты информации в связи с изменениями законодательства или появлением новых направлений бизнеса необходимость обеспечивать сохранность персональных данных оптимизация быстродействия в связи с увеличением пользователей и сервисов Для качественной оптимизации IT-инфраструктуры необходимо нанимать сотрудников в штат.

Аудит цифрового ландшафта

Обследование систем-потребителей данных Опрос о ценности поступающих из источников данных в разрезе регламентов и каналов их поставки; Анализ потенциала унификации инструментов, используемых для решения бизнес-задач оптимизация в этой части может существенно снизить стоимость сопровождения ; Исследование подходов к хранению данных: колоночное и строчное хранение, использование сжатия, партицирование и шардирование, подход к выбору носителей. Сбор пользовательских отзывов о работе систем-потребителей. Обследование интеграционной инфраструктуры Опрос о практиках и регламентах использования средств захвата изменений, инструментов перемещения и преобразования данных; Анализ подходов к разделению слоёв данных, к проектированию моделей данных, предоставление рекомендаций; Опрос администраторов по выявленным пользовательским болевым точкам; Опрос по аппаратному обеспечению интеграционной инфраструктуры. Результат аудита цифрового ландшафта Презентация собранной информации и рекомендаций: Презентация в формате Power Point; Собранные факты по всем упомянутым пунктам; Три сценария развития: консервативный, идеальный и оптимальный. Базис программы проектов цифровой трансформации: Основа для плана программы проектов в формате Microsoft Project; Последовательность ключевых результатов и MVP; Планирование quick-win стратегий по каждому проекту программы.

Эркин Бабаджанов работает в сфере онлайн-ритейла более 10 лет. Занимался развитием крупных интернет-магазинов, несколько лет проработал руководителем проектов в компании Enter, после перешел работать в корпорацию ТехноНИКОЛЬ, где занимался внедрением SAP hybris, а в начале 2015 года принял предложение стать руководителем проектного офиса и проекта внедрения обновленной веб-платформы в отделе проектных разработок компании «Техносила». Отвечает за ИТ-поддержку омниканальных продаж, являясь одной из ключевых фигур проекта по трансформации бизнесмодели компании. Каковы основные сложности ее технической реализации?

Бабаджанов: Несмотря на то что, как я уже говорил, реализовать удалось очень много, фактически мы все еще находимся в самом начале пути. Причина заключается в том, что идеологией омниканальности охвачены пока далеко не все сотрудники, ведь для достижения всех поставленных целей недостаточно перенастройки ИТ-систем: в развитии омниканальных продаж должен принимать активное участие каждый член команды «Техносилы». Только тогда любой клиент сможет почувствовать, что независимо от того, кто с ним общается — «невидимый» сотрудник контакт-центра или консультант в офлайн-магазине — и где он совершает выбор и покупку товара, человек должен чувствовать одинаковое внимание к своей персоне, готовность помочь и, напротив, не должен ощущать ни малейшего дискомфорта. Кроме того, пока еще не удалось реализовать все наши технологические задумки.

Например, акции в омниканальной модели должны быть сквозными. В плане каких-то деталей возможны исключения, но в целом они должны быть одинаковыми для всех каналов. Второй момент касается цен — и ценообразования в целом. В этой области удалось добиться многого, однако для завершения данной части проекта необходимо реализовать оперативное обновление цен в офлайне — так же, как это происходит в онлайн-канале.

В наших планах — стопроцентное внедрение электронных ценников, что позволит в итоге воплотить эту идею в жизнь. Безусловно, с этим проектом возникает множество сложностей, связанных в первую очередь с проблемой ROI, однако длительный период окупаемости, на наш взгляд, должен компенсироваться его высокой эффективностью. Второй незавершенный проект, который хотелось бы отметить, — это модернизация кассовых аппаратов. Поскольку наша сеть все-таки «родом из офлайн», трансформации магазинов уделяется максимум внимания, и кассовые решения, поддерживающие омниканальную модель продаж, являются одним из важнейших ее элементов.

Существующие же системы полностью реализовать концепцию омниканальности не позволяют. Для достижения всех поставленных целей недостаточно перенастройки ИТ-систем: в развитии омниканальных продаж должен принимать активное участие каждый член команды «Техносилы» Здесь можно упомянуть и проблему с трансформацией ИТ-инфраструктуры компании в целом: в частности, омниканальные продажи требуют повсеместного внедрения Wi-Fi, чтобы клиент всегда имел доступ к актуальной информации, а его обслуживание было бесперебойным. Еще одним вопросом, требующим решения, является отсутствие достаточного количества человеческих ресурсов, необходимых для выстраивания эффективной ИТ-инфраструктуры. Настоящих профессионалов в этой области очень мало, они нарасхват, а без их участия, к сожалению, реализация сложных высокотехнологичных проектов серьезно усложняется.

Наконец, остается не до конца решенным вопрос с обработкой и актуализацией имеющейся базы данных. На сегодняшний день массив информации уже достиг критических размеров, и одновременно выросла потребность ритейлеров в ее качественном анализе и использовании. Мы хотим узнавать нашего покупателя с того момента, как только он пересек порог магазина, оперативно делать ему индивидуальные предложения и предсказывать его пожелания. Анализ «больших данных», необходимый для реализации этих потребностей, связан с очень серьезными вложениями и требованиями к производительности.

Безусловно, мы не могли не задаться вопросом, стоит ли развивать эту компетенцию самим или передать ее на аутсорсинг. Одно могу сказать точно — без аналитики омниканальный ритейл существовать уже не может. Бабаджанов: Прежде всего это задачи по организации новых бизнес-процессов, взаимодействию каналов продаж, а также взаимодействию магазина, контакт-центра и сотрудников. Например, рассмотрим процесс доставки.

Дело в том, что доставка может осуществляться как с центрального склада диспетчеризацией занимается специальная служба , так и из офлайн-магазина — в этом случае за все процессы отвечает сам магазин. Необходимо принять решение, создавать или нет единую службу. При всех ее плюсах есть и существенный минус — наш омниканальный покупатель может позвонить на общую горячую линию, а там ему вряд ли смогут предоставить полную информацию по конкретному магазину. Поэтому, прежде чем что-то решать, необходимо понимать, каким образом увязать между собой все эти процессы.

Доставка может осуществляться как с центрального склада диспетчеризацией занимается специальная служба , так и из офлайнмагазина — в этом случае за все процессы отвечает сам магазин Кроме того, острым моментом является выстраивание организационного взаимодействия между различными подразделениями в структуре компании, а также взаимодействия каналов продаж: так, аналитические данные, полученные по одному из каналов, должны с максимальным эффектом использоваться и в других, что обеспечит позитивное взаимовлияние каналов и их постоянный рост.

Их компетенции позволят провести аудит существующего ландшафта и составляющих его решений, проанализировать текущие и будущие потребности компании, а также разработать четкую дорожную карту перехода, включая оценку затрат на новый софт. Далее можно либо выбрать новый технологический стек самостоятельно или отдать задачу на откуп системному интегратору, который сможет предложить решения «под ключ».

Речь идет о классе решений открытого ПО — open source, которые представлены во всех продуктовых направлениях. Однако здесь важно понимать, что при задаче построения ИТ-ландшафта компании ключевую роль играет качественная поддержка вендора. Она включает в себя не только решение технических проблем, но и предоставление функциональных обновлений, новых релизов продукта, патчей безопасности, а также доступ к базе знаний.

И вот в случае выбора в пользу open source-решения вся ответственность за его функционирование и обслуживание ложится на плечи пользователя. Он может обращаться к ресурсам сообщества, которое занимается развитием конкретного «открытого» ИТ-инструмента, но это далеко не то же самое, что официальная поддержка. Такой подход может быть приемлемым для крупных компаний с большим штатом разработчиков, готовых поддерживать, развивать и обслуживать используемую систему.

Однако для предприятий малого и среднего бизнеса такой вариант является непрактичным и рискованным. Правила правильного выбора ИТ-инфраструктура в компаниях на ближайшие годы, скорее всего, будет сохранять «вынужденно интернациональный» характер: новые российские решения в ней будут дополнять привычные зарубежные, от которых в мгновение ока и безболезненно компаниям не отказаться. При выборе российских программных продуктов необходимо учитывать дорожные карты их развития, отслеживать прогнозы совместимости и доработок для критически важных ИТ-инструментов компании, а также анализировать успешные и неудачные внедрения на рынке.

Также следует активно проводить пилотные проекты внедрения перспективных решений в рамках своей инфраструктуры. Многолетний опыт использования зарубежного софта сформировал определенные бизнес-процессы в российских компаниях, влияя на то, как пользователи работают с информацией и конкретными приложениями. Отсутствие привычного инструмента не должно становиться угрозой для стандартных рабочих процессов и функционирования компании.

Важно адаптировать и модернизировать эти процессы, чтобы обеспечить непрерывность работы и эффективность бизнеса в новых условиях. Для оптимального понимания того, что именно и когда лучше всего нужно менять в ИТ-ландшафте вашей компании, следует сделать следующие шаги. Начните со сбора данных о программном обеспечении, установленном как на рабочих местах пользователей, так и в серверной и сетевой части ИТ-ландшафта.

Затем зафиксируйте бизнес-процессы, в которых используется это ПО.

В числе задач современного системного интегратора — обеспечение бесперебойного функционирования ИТ-инфраструктуры; выстраивание информационной безопасности всех систем; обеспечение доступности эксплуатации ИТ-ландшафта и возможности его развития в будущем. Компания-интегратор становится полноправным ИТ-партнёром для своих заказчиков, помогая им решить ключевые технологические задачи, напрямую влияющие на возможность развития организации. Современный системный интегратор, которому, действительно, можно доверять: Принимает на себя риски, связанные с поддержкой ИТ-инфраструктуры заказчика, что в условиях ухода вендоров с рынка очень актуально. Совместно с партнёрами и заказчиками проактивно тестирует и проверяет на совместимость доступные на сегодня ИТ-продукты. Предлагает заказчикам полное решение прикладных задач, а не «меню из продуктов». Помогает сформировать проектные инициативы по созданию новой ИТ-архитектуры организации, а также разработать план мероприятий по переходу на отечественные решения, основываясь на оценке текущего состояния ИТ-ландшафта и реалистичных сроках поддержания работоспособности систем. Вместе с заказчиком формирует новый ИТ-ландшафт, оказывает комплексное сопровождение проектов тестирования и внедрения.

Но главный критерий надежного ИТ-партнера заключается в том, что он находит решение. Чтобы оптимизировать деятельность по переходу на новую ИТ-архитектуру, тестированию и выбору ИТ-решений, дальнейшему формированию уникального технологического ландшафта организации, мы в Rubytech разработали и активно используем референсную модель импортозамещения. Она представляет собой синтез нескольких составляющих: Апробированная на реальных кейсах методика отбора, оценки и тестирования российских ИТ-продуктов. Карта связей, объединяющая продукты в оптимальные для использования под конкретные задачи готовые элементы ИТ-ландшафта «решения-матрёшки» — будь то: создание платформы унифицированных коммуникаций, платформы по управлению данными, системы резервного копирования и так далее. Использование референсной модели позволяет заказчику существенно сократить сроки реализации проектов по переходу с унаследованного ИТ-ландшафта на новый, благодаря применению преднастроенных моделей и конфигураций. Сегодня эксперты Rubytech активно используют модель для формирования проектных инициатив по импортозамещению. Референсная модель помогает адаптировать ИТ-ландшафт заказчика под его специфические запросы и способствует проектированию новых направлений. Используя ее, можно оперативно анализировать текущее состояние ИТ-инфраструктуры, осуществлять подбор доступных решений и формировать комплексные предложения по дальнейшему технологическому развитию организации в соответствии с потребностями бизнеса, а главное, с учётом всех внешних и внутренних ограничений.

Как появилась референсная модель: методология создания В основе референсной модели — многоступенчатая система оценки, которая состоит из критериев, описывающих как сам продукт, так и компанию-производителя. При формировании этих критериев эксперты Rubytech опирались на такие требования, как общая оценка продукта, его функциональная зрелость, и, наконец, бизнес-оценка компании, которая его разрабатывает. Последний критерий помогает оценить перспективы продукта, его потенциал направления и темпы развития. Проанализировав Единый реестр российских программ Минкомсвязи и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга, мы выбрали приоритетные для анализа продукты. Для формирования их перечня мы использовали открытые платформы «Отечественный софт», реестр отечественных поставщиков и другие , а также опирались на многолетний опыт экспертов из команды Rubytech и представителей ключевых партнеров.

Переход на технологически независимый ИТ-ландшафт

Локализация всегда влечет за собой необходимость изменения бизнес-процессов и операционных моделей компаний. Это требует пересмотра существующих процессов, компетенций, модели сорсинга. Значительное вовлечение сотрудников. Реализация проекта по локализации требует вовлечения, самоотдачи и мотивации значительного числа сотрудников, включая специалистов по ИТ, менеджеров проектов и ключевых пользователей систем.

Стоимость локализации. Затраты на создание минимального необходимого ИТ-ландшафта в среднем стандартно превышают потолок в 100 миллионов рублей, что делает локализацию значительным финансовым вложением для многих компаний. Минимальный срок локализации.

Реализация проекта занимает не менее 3—4 месяцев почти всегда — гораздо больше, до 1 года и более. Перегретый рынок ИТ-специалистов. Дефицит ИТ-специалистов, знакомых с отечественными решениями, усложняет процесс найма квалифицированных сотрудников.

Отсутствие локальных ИТ-компетенций. Многие компании, в особенности российские подразделения зарубежных компаний, сталкиваются с необходимостью организации собственного ИТ-блока, поскольку у них отсутствуют соответствующие компетенции. Недостаточная зрелость российских аналогов.

Одна из ключевых проблем —недостаточная зрелость местных аналогов иностранных ИТ-решений, что может сказываться на функциональности и надежности. Стоит отметить, что рынок российских решений интенсивно развивается: появляются новые решения, совершенствуются существующие, растет их зрелость. Уход с российского рынка зарубежных вендоров открыл окно возможностей для наших разработчиков и интеграторов.

Тем не менее, все это преодолимо при условии способности топ-менеджмента реализовать комплексный подход к задаче, продемонстрировав способность быстро адаптироваться к новым условиям и эффективно управлять изменениями.

Поэтому на сайте OnCloud. На мой взгляд, это правильная практика, она свидетельствует, что проблемы могут случиться у каждого и если есть смелость честно в них признаться, то значит, уже приняты меры к тому, чтобы подобные инциденты не повторялись. Здесь пока все смотрится закономерно: есть большая база корпоративных ЦОДов, которые по мере морального устаревания будут приходить к естественному эволюционному шагу — модернизации. В рамках модернизации будет осуществляться переход к использованию облачных вычислений. Наша статистика за прошлый год и рыночные тенденции указывают на то, что в 2013 г. Полагаем, что к концу 2013 г. Во всяком случае, предпосылки для этого в виде продуктов, которые должны быть востребованы потребителями, есть.

Мы принципиально не разделяем IaaS- и PaaS-сервисы, потому что даже когда заказчики изначально заявляют, что им нужны только виртуальные мощности, потом выясняется, что им удобней получить платформу, готовую к установке бизнес-приложений, включая лицензии на операционные системы и другие программные продукты. По-прежнему доходы от публичного облака уступят доходам от проектов частных облаков. В итоге планируем повысить эффективность внедрения облачных проектов за счет формирования корпоративного каталога облачных услуг для заказчиков. Сейчас OnCloud. Мы хотели бы использовать ее для обслуживания крупных корпоративных клиентов, которые имеют повышенные требования к доступности систем, обеспечивающих работу их бизнес-критичных приложений, и готовы платить за их бесперебойную работу. При этом мы не собираемся забывать о наших SMB-заказчиках, которые по-прежнему интересны для нас. Их устраивают имеющийся уровень надежности инженерных систем существующих ЦОДов, технологические решения, обеспечивающие восстановление работоспособности в случае сбоев 15—20 мин простоя для них обычно не представляют проблемы , и нынешний уровень цен на подобные сервисы. Чтобы угодить и тем и другим, мы должны дифференцировать ресурсы.

Проект стартовал в августе 2022 года. На первом этапе специалисты Axenix изучили текущий ландшафт и сервисы, которые компания использует в работе, а также спроектировали будущую ИТ-архитектуру. Кроме этого, определили этапы построения будущего ИТ-ландшафта, выработали рекомендации по внедрению новых решений, оценили стоимость всего проекта. Все ключевые ИТ-системы предоставлялись головным офисом как сервис, их обслуживание было централизовано. ИТ-ландшафт компании можно разделить на три блока: Основные бизнес-системы — ERP, BI, WMS управление складом , EDI электронный документооборот , TMS управление перевозками , система планирования, Route planning синхронизация данных о движении грузов , телематика системы мониторинга транспорта , шина данных, приложение для водителей, B2B-портал для клиентов и др. Инфраструктура: оборудование пользовательское, серверное, сетевое, для автоматизации складских операций , облачные ресурсы, сеть, AD. Стояла задача определить функциональность приложений и затраты на их обслуживание, ключевые бизнес-метрики, ноу-хау, известные проблемы. Анализ ИТ-ландшафта затрудняло то, что у российского подразделения не было документации на используемые ИС.

Учитывая это, мы провели большое количество интервью с бизнес- и ИТ-командами, изучали, как работают системы на практике. В результате подготовили описание всех систем, а также структуру их взаимодействия между собой, предложили варианты замены. Так, выяснилось, что половина информационных систем нуждается в замене. Не для всех бизнес-приложений легко подобрать замену. Например, компания использовала разнородные системы по управлению складом, которые недостаточно полно удовлетворяют требованиям бизнеса. На российском рынке WMS много сильных игроков. Мы сравнили решения по полноте покрытия функциональных и нефункциональных требований, соответствию параметрам архитектуры, надежности поставщиков и другим критериям. С выбором ERP дело обстоит сложнее.

Выбрать замену было практически не из чего, поэтому предложено использовать 1С. Некоторые системы уже недоступны в России, но компания смогла продолжить работу без них. Часть систем можно просто перенести на серверы в РФ, это будет сделано уже в текущем году.

Отсутствие практики работы в рамках гибкой модели разработки внутри компании на этапе построения и замены систем. Двойные трудозатраты на поддержку старой и новой инфраструктуры в переходный период. Команда проекта считает, что основные сложности никогда не лежат на уровне систем. Основные сложности находятся на стыке бизнес-процесса, системы и человека.

В рамках проекта были осуществлены диджитализация in-store направления, частичная автоматизация полевой работы и частичная автоматизация постановки целей до уровня торговой точки для достижения in-store KPI. Команда завершила построение единой экосистемы, включающей инструменты для сбора, анализа и контроля основных KPI. Сейлз-структура перешла от анализа множества отчетных форм к единому централизованному инструменту.

Platform V Synapse: комплексное импортозамещение ИТ-ландшафта – от теории к практике

* Целевой ландшафт ИТ-архитектуры. Возможно, уже в этом году появятся регуляторные требования по доле российских технологий в ИТ-инфраструктуре компаний, а также касающихся КИИ и ИБ-решений. Смотрите онлайн Сессия ИТ-ландшафт. Формирование приоритетных. 2 ч 5 мин 47 с. Видео от 12 октября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! При этом собственные ИТ-решения «Транснефти» обогащают отраслевой ландшафт: это ЕЛИС — система обработки лабораторной информации, это решения на платформе «СКАДА». — Олег Александрович, опыт работы ИЦК по формированию независимого от зарубежных решений отраслевого ИТ-ландшафта в нефтегазе может стать примером для других отраслей.

Трансформация ИТ-ландшафта: «точка невозврата» пройдена

S8 Capital выполнила первый этап проектов по локализации ИТ-ландшафта и внедрения 1C:ERP на трех заводах Meteor, ранее принадлежавших концерну Bosch. Эффект для бизнеса в дальнейшем развитии обновленных ИТ-ландшафтов могут принести и облачные технологии, роботизация, платформы IoT. Далее руководитель Центра компетенции «Новые производственные технологии» АНО «ЦКИТ» Александр Данилин представил функциональную модель индустриальных ИТ-ландшафтов и.

билайн разработал автоматизированное решение для расчета углеродного следа от ИТ-приложений

Таким компаниям также придется выбирать альтернативы в реестрах российского ПО или придумывать способы продления подписок на зарубежные ресурсы. И здесь возникает большая проблема: в силу самой природы облачных ресурсов, провайдеры могут отключить компанию от доступа к ее ресурсам в любой момент. Примеров блокировки работы корпоративных сервисов по такому сценарию — немало. Российские облачные платформы и сервисы в современных условиях становятся оптимальным выбором для компаний любого размера.

Особенно, когда нужно масштабировать бизнес и на рынке отсутствуют подходящие для этого локальные инфраструктурные решения. Переход в облако не обязательно подразумевает миграцию всех сервисов. Компании могут сочетать свой набор onpremise-решений с облачными.

Например, можно перенести в облако корпоративную почту, тестирование и разработку или хранение резервных копий. При этом, службу каталогов оставить на своих серверах. Критически важно не концентрировать все ресурсы в одном месте, даже когда речь идет об облаках.

Рекомендуется выбрать одного провайдера для почты, видеоконференций, мессенджеров и систем управления документами, но при этом использовать другого для резервного копирования, чтобы обеспечить независимость и отказоустойчивость систем. Бизнес строит ИТ-ландшафт с нуля Таким компаниям легче и труднее одновременно. С одной стороны, у них есть полная свобода и отсутствие «легаси-багажа».

С другой — им не на что опереться, приходится максимально быстро вникать в предложение российских ОС, офисных пакетов, систем виртуализации и резервного копирования. То есть, полностью выстраивать корпоративную ИТ-архитектуру на базе исключительно российских решений. Успеха здесь можно достичь либо при условии относительно простых потребностей, либо при наличии очень серьезной внутренней ИТ-компетенции, а также через привлечение сведущего консультанта с опытом подобных проектов.

К сожалению, системный подход к импортозамещению в ИТ, охватывающий последовательную замену серверного ПО, виртуализации, ОС и прикладных программ все еще встречается на нашем рынке не так часто. В текущем году большинство запросов в этой области касалось операционных систем и решений в области коммуникации, включая корпоративную почту, мессенджеры и видео-конференцсвязь, а также систем резервного копирования и виртуализации.

Деловая программы сессии была посвящена трём ключевым темам: Информирование Индустриальных центров компетенций о подходах и методиках Минцифры России и АНО «ЦКИТ» к подготовке приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на российские аналоги в ключевых отраслях экономики и классов программного обеспечения ИТ-ландшафтов в 2024 году на основе функционального подхода функционально-технологических карт ; Обзор лучших практик формирования ИТ-ландшафта в ИЦК; Сбор обратной связи и предложений экспертного сообщества по вопросам ускоренного развития ИТ-проектов. Директор АНО «ЦКИТ» Илья Массух в качестве модератора открыл прикладную стратегическую сессию, кратко обозначил основные темы для дискуссии и подчеркнул: «Базой для формирования новых особо значимых проектов будут, в том числе, ИТ-ландшафты, которые из заявительных преобразуются в функциональные, чтобы полностью описывать картину в той или иной отрасли». Директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Дождев выступил перед участниками сессии и рассказал о системной деятельности регулятора по формированию ИТ-ландшафтов в разных отраслях промышленности: «Сегодня я рад приветствовать заказчиков и разработчиков на одной площадке. Первая волна особо значимых проектов была своего рода гонкой, в рамках которой мы многого добились, в частности, определили важные критические задачи, вынесли их в приоритет и по итогам работы с ними сформировали и запустили проекты. По всем проектам работы движутся штатно. В ходе реализации есть некоторые вопросы о более глобальных проектах, которые касаются целой отрасли или сразу нескольких. Сейчас — следующий этап работы, когда мы действительно можем взглянуть более системно на наши задачи, продукты, сервисы, в том числе подойти к формированию ИТ-ландшафтов.

Тот подход, который сегодня будет предложен, заслуживает внимания. Согласно данному подходу к построению ИТ-ландшафтов, мы обращаем пристальное внимание на совершенно конкретный разрез функциональных задач внутри каждой группы процессов: разработки продукта, производства, сервисов и других важных критических для нас групп задач, с которыми сталкиваются все наши заказчики. На этом этапе у нас есть прекрасная возможность методологически качественно пересмотреть ряд подходов и посмотреть на то, каким образом они между собой соотносятся». Спикер отметил, что в рамках сессии будут рассмотрены подходы разных Индустриальных центров компетенций, что позволит более предметно говорить о кросс-отраслевом применении решений, стандартизации и интероперабельности продуктов. В отраслевом комитете по машиностроению уже создан архитектурный комитет. Такие же инициативы есть у коллег из нефтегазовой отрасли. Архитектура предлагает не только делить задачи в рамках ландшафта, но и погружаться в них и принимать решения, ориентируясь на потребности заказчика, формирующего функциональные технические требования к каждому элементу. Минпромторг России будет поддерживать такие инициативы в разных отраслях. Надеюсь, что сегодня мы сможем обменяться опытом, подходами и в такой же логике построить работу во второй волне проектов по формированию детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов Индустриальных центров компетенций на основе функционально-технологических карт», — подчеркнул Владимир Святославич.

Директор АНО «ЦКИТ» Илья Массух дополнил, что процесс подготовки приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на отечественные продукты в ключевых отраслях экономики и ИТ-ландшафтов осуществляется в два этапа: первый — до конца апреля 2024 года предполагает формирование функционально-технологических карт «белых пятен», второй этап состоит в создании детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов ИЦК на основе функционально-технологических карт до конца 2024 года. Директор Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Никитин описал повестку на ближайший год и отметил промежуточные результаты работы: «Напомню, что 1 марта 2024 года в Минцифры России состоялось совещание с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, в рамках которого рассматривались подходы к запуску новой волны проектов в ИЦК. В ходе совещания был сделан особый акцент на выявление «белых пятен» в процессе подготовки приоритетных направлений замещения зарубежного ПО на отечественные решения.

Эксперты наших компаний обладают богатым опытом, реализации комплексных программ и проектов по созданию, оптимизации и модернизации корпоративного ИТ-ландшафта. Они помогают заказчикам более детально и вдумчиво подходить к импортозамещению, когда те приступают к такой задаче. Вместо одной стратегии «заменить» мы предлагаем фреймворк, состоящий из шести направлений, в виде управляемой услуги. Как это работает? Прежде всего, мы проводим аудит текущего состояния ИТ во всех их проявлениях: анализируем ландшафт и организационную структуру ИТ в компании, определяем ключевые приложения и системы в том числе в контексте целей импортозамещения , оцениваем риски и ограничения. После этого на этапе целевого планирования мы уже можем сформировать видение целевой архитектуры и выработать стратегию перехода к ней.

Основным приоритетом для этой задачи считаем минимизацию рисков выхода из строя ИТ-систем и обеспечение устойчивости бизнеса. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298. Это и есть те направления, в которых нам дальше предстоит работать. Очевидно, что замена Replace — только один из шести вариантов развития событий, причем не самый первый. Далее расскажем о том, что представляют собой остальные пять сценариев. Модель 6R в действии Первый сценарий в нашем списке — Retain, или поддержка текущей ИТ-системы без изменений. Этот сценарий подразумевает, что конкретный объект это может быть система, бизнес-процесс , элемент ИТ-инфраструктуры и так далее не нужно «трогать» прямо сейчас и пока нет предпосылок того, что возникнет необходимость менять его в будущем. Примеры: продукты с бессрочной приобретенной лицензией, способные работать без обновлений Microsoft Exchange или Atlassian Stack on-premise.

Конечно, потребуется организация полноценной локальной поддержки, и проведение профилактических работ для исключения технологических рисков эксплуатации.

Были созданы каталоги российского ПО, представляющие информацию о российских решениях, их соответствии зарубежным аналогам, совместимости отечественных продуктов между собой и с железом. Все эти информационные ресурсы представлены на сайте АРПП и очень востребованы заказчиками из различных сфер экономики. Работа важная, и запрос на нее большой».

В заключение Ренат Лашин подытожил: «Ассоциация получает целевые запросы на помощь в подборе аналогов зарубежных решений из разных сфер — и от банковского сообщества, и от госкомпаний. Такая деятельность будет еще долго актуальна. Ассоциация делает все возможное, чтобы поддержать российских вендоров на своей экспертной площадке». Горизонтальная, вертикальная и обратная совместимости» Технологическим партнером мероприятия выступила компания TrueConf.

Единый ИТ-организм: что такое ИТ-ландшафт компании и как его сформировать

Пламмер рекомендует ИТ-директорам держаться в стороне от шумихи, связанной с квантовыми вычислениями, но параллельно изучать их потенциал в облаке. Трансформация российского ИТ-ландшафта в прошлом году с фокусом на усиление обеспечения информационной безопасности и формирование независимых каналов. Компания Axenix завершила разработку стратегии локализации ИТ-ландшафта логистической компании РУЛОГ (ранее известной как HAVI). Когда в компаниях говорят об организации технологически независимого ИТ-ландшафта, то в качестве его обязательного условия чаще всего имеют в виду тотальное импортозамещение. VI технологический форум для представителей ИТ-отрасли и высокотехнологичных компаний. Мероприятие «ИТ-ландшафт новой реальности» состоялось 13 декабря и объединило представителей крупного бизнеса и ИТ-производителей для обсуждения задач, планов и.

Неоднородный ИТ-ландшафт

Начиная с 2015 года, правительство постоянно подталкивало компании к созданию собственного программного обеспечения, поскольку все оно, как правило, попадает под действие антироссийских санкций, и доступ к нему может быть закрыт в любой момент. Но, к сожалению, за восемь лет никаких существенных сдвигов в этом направлении не произошло. Как говорится, а воз и ныне там!

Узнать больше Понятно Уведомление об обработке cookie файлов Для обеспечения оптимальной работы, анализа использования и улучшения пользовательского опыта на веб-сайте могут использоваться системы веб-аналитики в том числе Google Analytics, Яндекс. Метрика , которые могут размещать на Вашем устройстве cookie-файлы. Продолжая использование веб-сайта, Вы соглашаетесь с применением указанных технологий и размещением cookie-файлов.

Всё это требует времени и ресурсов. Поэтому оценка достижения поставленных целей к 2030 году будет возможна только при последующих аналитических исследованиях и мониторинге прогресса отечественных разработчиков инженерного софта», — подчёркивает заместитель гендиректора ООО «Бизнес Система Телеком». Я думаю, что они способны это сделать. Сложности могут возникнуть именно в части исполнения данной дорожной карты. Но если создать адекватную нормативную базу и обеспечить финансирование, то никаких проблем не будет», — считает Дмитрий Нор. Мыслите шире Что рациональнее в текущей ситуации: создавать максимально универсальное промышленное ПО или предлагать как можно больше специфических решений для разных областей промышленности и различных процессов? Как показал опрос участников нашей дискуссии, выбирать не обязательно. Вторым этапом можно делать универсальные решения, потому что их можно продавать всем, в том числе на экспорт. Это экономически эффективно. Создание специфических решений может оказаться нерациональным с точки зрения экономики», — высказался Дмитрий Нор. Директор по проектному производству ООО «Кайрос Инжиниринг» отметил, что его компания придерживается срединного пути: использования универсальных программных решений с усилением в виде специфических решений для узких задач. Это обусловлено во многом отсутствием стандартов бизнес-процессов: все бизнесы похожи в общем, но совершенно по-разному строят внутренние процессы и в большинстве случаев не готовы подстраивать их под программное обеспечение. Таким образом, целесообразно создавать максимально универсальное промышленное ПО, модульная структура которого позволит конструировать решение из нужного для конкретной отрасли функционала. А затем уже получившуюся конструкцию можно дорабатывать под специфику бизнес-процессов конкретного заказчика. Однако совсем не обязательно создавать монолитную архитектуру, контролирующую все функциональные блоки предприятия. Современные инструменты для интеграции — шины данных позволяют выстраивать отказоустойчивые сервисные архитектуры с большим количеством источников и приёмников данных. Сервисная архитектура обуславливает возможность замены отдельных модулей, сервисов и подсистем оперативно и безболезненно для работы всей системы. В условиях динамично развивающегося рынка такая архитектура является конкурентным преимуществом бизнеса», — поясняет Сергей Локтев. Евгений Воякин считает, что обе заявленные стратегии имеют свои преимущества и недостатки. С другой — такое ПО может не соответствовать уникальным требованиям отраслей или специфическим процессам. И тогда нужна стратегия разработки специфических решений для разных областей промышленности и процессов. Только она может обеспечить точное соответствие требованиям клиентов и уникальным особенностям каждой отрасли. Разумеется, такая стратегия может потребовать больших инвестиций в исследования и разработку, а также глубокого понимания конкретных отраслей и специфических процессов», — поделился мнением замруководителя ООО «Бизнес Система Телеком». Степан Воробьёв согласен с коллегой: выбор стратегии во многом зависит от ресурсов производителя. Например, в «СиСофт Девелопмент» разработали подходы, которые успешно решают и ту, и другую задачу. Далеко не по всем направлениям их достаточно, это также касается разработчиков, но особенно — заказчиков. Так что, возможно, жизнеспособная стратегия — сопровождать решения на начальном этапе собственными квалифицированными внедренцами», — рассуждает эксперт. Универсальное ПО всегда будет уступать специализированному и не сможет удовлетворить потребности каждой сферы с уникальной спецификой. И напротив, если каждое предприятие будет разрабатывать уникальное решение для собственных нужд, ресурсы будут слишком распылены. Важно соблюсти баланс между этими двумя стратегиями», — считает Егор Гуторов. Поддержка государства Для поддержки российских разработчиков промышленного программного обеспечения запущена грантовая система. Однако ПО, как любой сложный продукт, требует тщательного планирования и поэтапного цикла работ. Может ли грантовая система обеспечить требуемое долговременное финансирование таких проектов? За такой срок разработать серьёзное ПО невозможно, а каждый год подавать документы заново непродуктивно. Необходимо выстроить структуру грантов таким образом, чтобы она включала в себя средне- и долгосрочные проекты. Думаю, тогда можно будет говорить и о значительном, а не единичном, количестве прорывных ИТ-продуктов, разработанных в нашей стране», — комментирует Виктория Никитина. По мнению Дмитрия Нора, о долговременном финансировании речи, действительно, не идёт, но с помощью гранта разработчик сможет создать реальный продукт — для начала этого достаточно. Создание ПО — непростой процесс. Не видя реального продукта, никто не будет покупать идею или финансировать её, даже если она жизнеспособная. Грантовая система финансирования — это большой шаг вперёд в решении данной проблемы», — считает директор ООО «Софт Скай Девелопмент». Евгений Воякин также считает, что различные меры поддержки могут помочь компаниям преодолеть начальные финансовые барьеры и ускорить процессы исследований, разработки и внедрения. Однако в случае сложных и длительных проектов разработки ПО, требующих тщательного планирования и поэтапного цикла работ, гранты могут предоставлять только изначальное финансирование. А для обеспечения долгосрочного финансирования проектов разработки ПО компании могут искать дополнительные источники, такие как венчурные инвестиции, кредиты, стартап-акселераторы или партнёрства с инвесторами. Кроме того, по мнению эксперта, разработчики должны стремиться к коммерциализации своих продуктов и получению доходов от продажи лицензий или подписок на ПО. Степан Воробьёв отмечает, что грант может обеспечить некую поддержку на старте — содействие в доработке решения, представления его целевой аудитории и т. Но он не должен выступать «костылём», на который постоянно опирается разработка. Её адекватными стимулами должны быть конкуренция и реальные заказы. Во многих случаях это требует реорганизации многих производственных процессов без остановки выпуска продукции, а значит, и существенных финансовых ресурсов. Различные субсидии и гранты могут стать реальной работающей поддержкой», — уверен представитель АО «СиСофт Девелопмент». Сергей Локтев тоже придерживается мнения, что для большей эффективности грантовую систему желательно комбинировать с работой на конечного заказчика. С одной стороны, в таком варианте организации реализация займёт больше времени, с другой — для конечного заказчика он выйдет однозначно дешевле, а проектная команда гарантированно получает возможность апробации результатов», — поясняет руководитель проектов ООО «Первый Бит». Александр Готфрид предлагает субсидировать не разработчиков ПО, а потребителей, переходящих на отечественный продукт, в формате компенсации государством части стоимости лицензий.

Архитектура комплекса достаточно гибкая для успешного претворения в жизнь всех наших планов развития. К слову, за время реализации проекта штат нашей организации увеличился почти вдвое. Опрос, который мы провели среди своих сотрудников по завершении проекта, показал, что в целом работники компании довольны качеством и скоростью работы ИТ-сервисов», — отметил Алексей Трифонов, менеджер по ИТ АКРА. Компания динамично развивается, и уже в процессе эксплуатации появляются новые задачи, требующие изменений и в ИТ. Наши команды работали в тесном тандеме, что позволило своевременно осуществлять необходимые доработки без отрицательного влияния на бизнес-процессы», — рассказал архитектор проекта Олег Недосеко, компания «Инфосистемы Джет».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий