Новости когда британская империя распалась

Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада. Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие. Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII. Итоги 70-летнего правления Елизаветы II знаменует собой период упадка и распада Британской империи (БИ), той империи, «над которой никогда не. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

БРИТА́НСКАЯ ИМПЕ́РИЯ

Распад Британской империи наступил после 2-й мировой войны в результате мощного подъёма антиколониальной борьбы населявших её народов. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения; вошло в официальное употребление в 1870-е гг. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме «размывания», чем «взрыва» или «обвала».

Вы точно человек?

Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие.
"Власть факта". Распад Британской империи (2021) В результате британская империя постепенно распалась и в конце концов была полностью ликвидирована.
Распад Британской колониальной империи «Британская Империя продвинулась к новой концепции автономии и независимости, к идеи общности британских наций, каждая из которых вольна жить своей жизнью, но которые при этом остаются объединены верностью к короне и готовы кооперироваться ради общего блага».
Британская империя — Википедия Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска.

Когда распалась Британская империя?

Вводится шотландское гражданство. В то же время Шотландия остаётся конституционной монархией с королевой Елизаветой II во главе. Шотландское королевство наделяется правом на ведение самостоятельной внешней политики. Благодаря этому оно получает возможность вернуться в таможенный союз ЕС и общеевропейский рынок. В то же время остаётся в валютном и оборонном союзе с Королевством Англия, а также сохраняет с ним зону свободной торговли. Фунт стерлингов остаётся шотландской валютой, а Банк Англии — эмиссионным центром. На территории Шотландии остаются британские военные базы.

Пытаясь решить долговую проблему, британский монарх рискует потерять остатки своего влияния. Сегодня у Елизаветы II нет могущественнейшей колониальной империи. В то же время её мировое влияние обеспечивается наличием атомного оружия и постоянным членством королевства в Совете Безопасности ООН. Это королевство представляет собой федерацию из двух субъектов — Королевства Великобритании и Королевства Северной Ирландии. В то же время Королевство Великобритания также представляет собой федерацию из двух субъектов — Королевства Англии и Королевства Шотландии. В случае провозглашения независимости Шотландии Великобритания распадётся.

Вместе с ней распадётся и Соединённое Королевство. Место в Совбезе ООН окажется вакантным.

Начало крупным потерям положила Бирма. В 1942 г. Британская недееспособность и японские посулы соблазнили часть бирманцев примкнуть к победителям, тем более что Токио предлагал местным националистам независимость. Польщенные бирманцы во главе с Аун Саном согласились и с японской помощью приступили к формированию собственных вооруженных сил. В обмен на лояльность и услуги японцы сдержали обещание и 1 августа 1943 г.

Таким образом, с трудом отбившие беглую колонию, англичане в 1945 г. Солдаты, марширующие по узкому участку Бирманской дороги к боевым линиям. Аун Сан формально был полезным союзником, а США не одобряли имперских амбиций. К тому же регион находился на грани гражданской войны с мощной этнической составляющей. Пронаблюдав трения левых с буржуазией и бирманцев с народностью каренов, британский премьер К. Эттли, оценив сложность задач и столкнувшись с пассивным сопротивлением, согласился с утверждением бирманцев о независимости. Лишившись финансовой и силовой возможности рубить «гордиевы узлы», англичане стали покладисты, и 4 января 1948 г.

Бирма обрела независимость, причем вне «Британского содружества наций». Памятная марка в честь создания государства Бирма Сговорчивость англичан в Бирме объяснялась перенапряжением сил, скованных в иных горячих точках АТР. Среди прочих мест имперской связанности выделялась британская Малайя с центром в Сингапуре.

Церемония пройдет на фоне политического и экономического кризиса В интервью газете The Guardian министр Дрейкфорд заявил, что неолиберальные реформы в экономике, которые в 1979 году запустила премьер-министр Великобритании от Консервативной партии Маргарет Тэтчер и продолжили бывшие премьер-министры страны Борис Джонсон и Лиз Трасс, угрожают единству Великобритании. Первый министр Уэльса заявил, что Лондон должен восстановить систему социальной защиты для людей с заболеваниями и безработных, а также дать гарантии защиты прав потребителей и профсоюзов. Дрейкфорд также предположил, что, если эти условия не будут выполнены, Шотландия и Северная Ирландия могут выйти из состава Соединенного Королевства.

От стремительного роста в эпоху Великих географических открытий до пика могущества в викторианскую эру, она стала символом колониального господства и морского превосходства. Рассказ о Британской империи — это история о борьбе за территории, экономическом доминировании и культурном влиянии, которое продолжает ощущаться во многих уголках мира. В то время как падение империи привело к значительным политическим и социальным изменениям, её наследие по-прежнему вызывает споры и дискуссии. Этот обзор предлагает погрузиться в сложную и зачастую противоречивую историю Британской империи, исследуя её воздействие на судьбы народов и стран, которые она когда-то объединяла под своим знаменем. Следы её влияния несомненно заметны и сегодня, что делает понимание её истории ключевым для осмысления современного мира. История Британской империи: от ее возникновения до расцвета История Британской империи начинается с постепенного расширения морских и торговых путей Англии с XVI века. В эпоху Великих географических открытий английские мореплаватели искали новые земли и рынки для торговли. Со временем это привело к созданию колоний в Северной Америке, Карибском бассейне и, позднее, в Индии. Этот период стал известен как «пик солнечного цветения», когда «солнце никогда не заходило» над империей. Расцвет Британской империи отмечен мощью её флота, экономическим доминированием и культурным влиянием в мире.

Как и когда пала британская империя

Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (The British Empire), Великобритания и её заморские владения. Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие. К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В. Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать.

Интересные факты о Британской империи

По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны. Крушение Британской империи произошло в считанные годы по окончании Второй мировой войны. В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. Причина распада Британской империи таилась в том, что принцип взаимоотношений между метрополиями и колонией устарел.

. Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии. Его звали .

  • Распад Британской империи и становление содружества
  • Содержание
  • Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
  • Началась война маори в Новой Зеландии

Как Британская империя разрушала мир

Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств после Британской и Монгольской империй. К концу своего существования она простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Существование империи прекратилось в начале 20-го века, но анимированная карта продолжает отображать изменения в географических контурах уже СССР, затем России вплоть до 2015 года. Взлёт и падение Османской империи Османская империя, чьё становление соотносится с падением Византии, просуществовала с 1299 по 1923 год. Эти 600 лет истории отображаются на карте в течение пяти минут. Уже в 1320 году империя достигла Чёрного моря, воспользовавшись разобщённостью в регионе. В середине 14-го века турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. В 1387 захватили Салоники, проложив себе путь в Македонию. В 1453 году после длительной осады Константинополь пал, превратившись в столицу нового государства — Османской империи. Рост Османской империи продолжился до начала 17-го века.

Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям , указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе.

Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского.

Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии.

Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму.

Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании.

Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности.

Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством.

Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ".

На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом , и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом.

Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи.

После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ".

Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ".

Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ".

Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира.

В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ".

Эта империя занимает четверть земного шара, что значительно превышает площадь Российской Федерации. Каждый третий житель Земли проживает в одной из стран, входящих в эту организацию, а, стало быть, является британским подданным. Ведь граждане каждой из стран Содружества автоматически приравниваются в правах к гражданам Великобритании.

В конституциях большинства стран-участниц прописано, что главой их государства является английский монарх. Страны Британского Содружества отличают друг от друга разные традиции, государственное устройство, численность населения, размер территории и другие факторы. Среди них есть, например, такие крупные по площади страны, как Канада, Австралия и Индия. Последняя является также государством, где численность населения одна из самих больших в мире.

Из 2,245 миллиарда человек, проживающих в Содружестве, один миллиард составляют индийские граждане. Практически всему миру Содружество кажется «клубом по интересам», где представители бывших британских колоний собираются немного «поностальгировать» об имперских временах. Вовсе нет. По сути, Британская империя никогда не распадалась, а просто немного трансформировалась.

Английские колонии и доминионы получили большую самостоятельность, но так же строго подчиняются Лондону, как и в годы британского владычества. Но более подходящим будет сравнение с СССР.

Однако после признания независимости США 1783 десятки тысяч колонистов перебрались в Канаду, и там укрепилось британское присутствие. Вскоре активизировалось английское проникновение в береговые области Новой Зеландии и Австралии и на острова Тихого океана. В 1788 в Австралии возникло первое английск. Венский конгресс 1814—1815, подводя итог наполеоновским войнам, закрепил за Великобританией Капскую колонию Южн. Африка , Мальту, Цейлон и др. К серед. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед.

Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. Сянган Гонконг. В период «колониального раздела мира» последняя четверть 19 в. Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич. После кровопролитной англо-бурской войны 1899—1902 захватила бурские республики Трансвааль офиц. Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран. Идея британского мессианства пустила глубокие корни — и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» — миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, — до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику. В результате массовой эмиграции в 19 в.

Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 , согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями 1932 об имперских преференциях. В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того. Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ.

Когда распалась Британская империя?

Но во второй половине XX века Британская империя мирно "самораспустилась". Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. Распад не стал внезапным. Еще до Первой мировой войны началось постепенное наделение колоний полномочиями, а после неё этот процесс пошёл еще более интенсивно. Одни политические деятели считали неизбежным предоставление независимости колониям, другие, как Уинстон Черчилль, всеми силами старались воспрепятствовать этому.

Однако, как позже выяснилось, Гитлер уже все решил, и 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу, а Англия и Франция, наконец, объявили войну Германии. Началась вторая мировая война, и теперь в ближайшие шесть лет более пятидесяти миллионов человек потеряют свои жизни. Эпоха промышленной революции Промышленная революция в Англии Промышленная революция началась в Англии в 1780-х годах, а начала влиять на континентальную Европу и остальной мир после 1815 года. Это событие глубоко изменило образ человеческого мышления.

Владельцы заводов стали очень богатыми в ходе промышленной революции, в то время как рабочие жили в чудовищной нищете. Вокруг заводов вырастали города, зачастую очень быстро и без надлежащего градостроительства. Это говорило о том, что были проблемы с канализацией, водопроводом и системами санитарии. По иронии судьбы первые трущобы появились в Великобритании, где переполненные и грязные поселения были рассадниками заболеваний, таких как холера. Работа на заводах была трудной и опасной, а продолжительность 12-16 часов в сутки. На протяжении 20 века, во многом благодаря новой системе мира, созданной промышленной революцией, население планеты вырастет до невероятных размеров к началу 21 века нас было шесть миллиардов, сейчас уже семь. Таким образом, за один век произошел четырехкратный прирост населения. Это легло тяжелым бременем на имеющиеся на Земле ресурсы.

Высвобождение ископаемого топлива в атмосферу поставило человечество в условия титанической борьбы с изменениями климата, глобальным потеплением и угрозой различных природных аномалий. Палестина и Израиль Многие британские чиновники, некоторые из которых были антисемитистами, хотели создать еврейское государство на Ближнем Востоке для того, что полностью избавиться от их присутствия в Европе. Арабские страны сразу же напали на новое государство, однако, израильтяне сумели отразить атаку и захватить еще больше территорий. Эта война оставила огромный отпечаток на отношение арабов к Израилю, а также к их политическим союзникам, Великобритании и США. Арабо-палестинский конфликт вызвал глубокий раскол между Востоком и Западом, а также между христианством и иудаизмом с одной стороны и исламом с другой стороны. Раздел Индии После двух столетий колониализма в Индии британское правительство согласилось на обретение Индией независимости после 1945 года. Но конфликт между индусскими и мусульманскими националистами привел к убийственному столкновению между двумя общинами в 1946 году. В течение нескольких недель коммунальная борьба переросла в серию убийств и массовых изгнаний.

Сотни тысяч индусов и мусульман были убиты, а пять миллионов стали беженцами.

Китай также находился в положении полузависимой страны, и японцы, под расистскую риторику, и там создали коллаборационистское правительство. Захватывая эти территории у их прежних хозяев, японские милитаристы не скупились на декларирование независимости новых государств. Многие деятели национально-освободительных движений шли на сотрудничество с Японией, видя в ней избавительницу от колониального господства «белых». В обстановке Второй мировой войны значительная часть национально-освободительного движения в Индии также сделала ставку на помощь Японии. Во главе этого крыла стоял известный учёный, неоднократный председатель Индийского национального конгресса, именовавшийся своими последователями «уважаемым вождём», Субхас Чандра Бос. В отличие от Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру — идеологов ненасилия, Чандра Бос был убеждён в необходимости насильственного завоевания независимости Индии. Позже Бос продолжил сотрудничество с Германией. Бос и его соратники переместили центр деятельности в Сингапур, где значительную часть населения составляли тогда индийцы да и название города — индийское.

В январе 1942 года японские войска с территории союзного Таиланда который тогда называли Сиамом вступили в британскую колонию Бирма и до мая 1942 года полностью оккупировали её. В этой операции на стороне японцев участвовала «Армия независимости Бирмы». В октябре 1943 года в Сингапуре было образовано «Временное правительство свободной Индии».

Заниматься распределением территории Маунтбеттен пригласил юриста Сирила Рэдклиффа, который до этого никогда не бывал в колонии. На составление карты и плана разделения вице-король предоставил ему меньше полутора месяцев. Самого Рэдклиффа такой расклад не радовал, но ему пришлось подчиниться. Народы нага, вооруженные британцами еще в годы Второй мировой для отражения японской агрессии, хотели, чтобы для них создали Нагастан. Сикхи составляли проекты отделения Сикхистана, а белуджи — Белуджистана». В большинстве случаев Маунтбеттену удавалось договориться с региональными правителями, махараджами, и убедить их, что выбрать обязательно надо между Индией и Пакистаном.

Предложенный вице-королем принцип распределения подразумевал, что государственную принадлежность провинции определит религиозная принадлежность населения: если большинство составляли индуисты, то провинция присоединялась к Индии, если же мусульмане — то к Пакистану. Исключение составляли обладавшие большей автономией княжества, правители которых могли самостоятельно решить, в состав какого государства войти. Именно их и уговаривал сотрудничать Маунтбеттен. Официально причины, по которым вице-король перенес выход Индии из состава Британской империи и ее разделение с июня 1948-го на августа 1947-го, неизвестны до сих пор. Одна версия состояла в том, что Маунтбеттену не было никакого дела до того, что случится с бывшей колонией. Он хотел лишь побыстрее завершить командировку и вернуться к привычной жизни. Согласно другой версии , передвигая дедлайн, вице-король хотел подстегнуть обе стороны и ускорить переговоры, которые постоянно срывались и вставали на паузу из-за любой мелочи. Какое бы из этих объяснений ни соответствовало истине, именно это решение отчасти привело к последующей катастрофе. Рэдклифф, которого поджимали установленные Маунтбеттеном сроки, определяя границы Индии и Пакистана, не посещал деревни и поселки, не видел лично реки, леса и другие природные объекты, которые на его картах входили в пограничную зону.

У британского юриста не было надежной информации о способах сообщения и взаимодействия между индустриальными центрами и сельскохозяйственными окраинами. Одним из последствий неосведомленности Рэдклиффа стало решение отделить мусульманское население Бенгалии от Калькутты, вокруг которой формировалась экономическая и социальная жизнь региона. Такое распределение, по словам писателя и исследователя Панкаджа Мишры, на десятилетия вперед предопределило отсталое положение Восточного Пакистана, позже отделившегося в качестве Бангладеш. Какая деревня попадет в какую страну? Какая семья окажется по одну сторону новых границ, а какая — по другую? Сложность обстановки в провинции усугублялась тем, что значительная часть ее жителей исповедовала сикхизм — индийскую религию, которая сочетала в себе черты ислама и индуизма. Не имея возможности однозначно отнести сикхов к мусульманам или индуистам, британские власти часто распределяли население между двумя будущими странами произвольно. Может показаться странным, что никто из индийских лидеров, с которыми консультировался Маунтбеттен, не предупредил его о вероятных последствиях столь хаотичной подготовки к разделению. Панкадж Мишра объясняет это тем, что, в отличие от британцев, прежде всего заинтересованных в том, чтобы покинуть колонию, их преемники стремились к тому, чтобы гарантировать себе власть.

Лидеры с обеих сторон увидели самый надежный способ добиться этого в форсировании разделения, независимо от рисков для населения. И всё же именно британцы сигнализировали о начале кошмара для независимых Индии и Пакистана, утвердив новые границы. Составивший их Рэдклифф никогда больше не возвращался на субконтинент. Когда его незадолго до смерти в 1977 году спросили о несостоявшемся визите, он ответил журналисту: «Подозреваю, что обе стороны немедленно застрелили бы меня». Уже через два дня субконтинент погрузился в массовые беспорядки, которые переросли в неконтролируемое насилие. За следующие несколько месяцев около 12 миллионов человек подверглись принудительному переселению. Количество погибших жителей бывшей колонии составило около миллиона. Одной из косвенных причин насилия стало то, что Маунтбеттен, несмотря на крайне напряженную обстановку в Индии, до последнего не раскрывал новые границы. Многие узнавали, на территории какого из новых государств будут жить, уже после официального дня объявления независимости 15 августа.

Из-за этого люди не успевали подготовиться и не имели возможности переехать заранее. Религиозная принадлежность внезапно предопределяла их статус чужаков в городах и поселениях, где часто мирно существовали многие поколения их семей. На момент своего образования ни одно из государств не имело представления о том, где проходят его границы. Рассуждая о причинах, побудивших Маунтбеттена хранить абсурдную скрытность, историк Стэнли Уолперт заключает , что вице-король не хотел отвлекать внимание или ставить под угрозу срыва процедуру передачи власти от метрополии. Еще одним фактором, предопределившим масштабы насилия, стало недовольство почти всех объектов разделения тем, как формировались границы. Лидеры Конгресса настаивали на том, что многие деревни и населенные пункты, которые британцы отнесли к Пакистану, на самом деле должны были стать частью Индии. Глава Мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна назвал территорию, которую власти выделили под Пакистан «искалеченной, расчлененной и изъеденной молью». Основная причина его недовольства заключалась в том, что в состав мусульманского государства вошли восточная и западная оконечности бывшей колонии, не граничившие между собой и разделенные тысячами километров индийской территории. Пока Маунтбеттен смотрел фильм Боба Хоупа, а его подчиненные из британской администрации спешно проталкивались через толпы, чтобы добраться до железнодорожных станций, на улицах Индии и Пакистана уже начались беспорядки с множеством жертв.

Сотрудники вокзалов из шлангов поливали платформы, чтобы смыть кровь. Мусульмане караулили индуистов, когда те собирались погрузиться на поезда, и нападали на них. По другую сторону границы индуисты делали то же самое с мусульманами. Покидая Лахор, который теперь относился к Пакистану, британцы видели, что вся провинция Пенджаб, где располагался город, охвачена пламенем. Сударшана и ее родные прятались на крыше дома в своем родном городе Шекхупура, где в августе 1947 года мусульмане нападали на «иноверцев». Через щели в досках девочка видела, как погромщики убили ее дядю и его семью, включая годовалую дочь. Сударшана несколько дней ничего не ела. Вместе с родными она перебегала с места на место по мере того, как нападавшие обыскивали одно здание за другим. Когда их наконец нашли, они и еще около 300 человек прятались на чердаке.

Их вывели на детскую площадку, заваленную трупами людей, многих из которых Сударшана знала. Избежать смерти ей и ее семье удалось лишь по счастливому стечению обстоятельств: в тот момент, когда их собирались казнить, влиятельный активист-сикх Тара Сингх проехал по городу с мегафоном и призвал остановить бессмысленное насилие. Большинство подчинилось. История Кумари далеко не уникальна — в таких же условиях в конце лета и осенью 1947-го пришлось спасаться миллионам жителей разделенного Пенджаба и других регионов. Меня ударили по голове — с тех пор остался шрам. Моих родителей, бабушку, четверых братьев и сестер убили. Из всей семьи выжила только я». По словам Зубейри, до разделения у нее было счастливое детство в районе Карол-Багх в Дели, несмотря на то, что основное население в округе составляли индуисты. Но ситуация резко изменилась после предоставления независимости и внедрения новых границ.

Против мусульман выступили даже соседи-сикхи, которые сначала обещали укрыть семью Зубейри, а потом сами же организовали нападение. Одним из феноменов того периода в истории Индии и Пакистана стали «кровавые поезда» , названные так потому, что когда они прибывали на станцию, из-под дверей вагонов часто текла кровь. Погромщики с обеих сторон вламывались к пассажирам, отбирали деньги и ценности. Даже если испуганные люди не оказывали сопротивления, их всё равно часто убивали. Кондукторы вступали в сговор с погромщиками и заранее отмечали для них двери вагонов и купе, пассажиры которых везли с собой крупные суммы или дорогие вещи. Таких оказывалось много — беженцы старались забрать с собой всё, что могли, когда им приходилось в спешке и панике покидать родные места. Его родители решились бежать, потому что дядя Хашима, мусульманский полицейский, убил пытавшегося ворваться к нему домой погромщика-индуиста. Происходившее тогда не имело никакого отношения к идеологии». Мы не могли выбраться оттуда около недели.

Из еды осталась только бамия [съедобное растение], которой мать кормила нас насильно. Отец караулил задний вход со всем оружием, которое удалось собрать, а мать — передний. Позже мы отправились в Пакистан. Помню, как садилась на поезд в толпе.

Взрывая Историю / Blowing Up History. Сезон 2 (2017)

  • Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет
  • Распад британской империи: история и значение для становления Содружества
  • БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914 | это... Что такое БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914?
  • ВЗГЛЯД / Как США разрушили господство Британской империи :: В мире

Распад Британской империи

Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи Британская империя в новейшей истории развалилась с выходом из нее Индии, поэтому заголовок является спорным.
Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир.
История британской империи. Почему распалась Британская империя Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании.

Первый министр Уэльса Дрейкфорд не исключил распада Великобритании на отдельные субъекты

  • История Британской империи: от ее возникновения до расцвета
  • Власть Факта. Распад Британской Империи (2021)
  • Интересные факты о Британской империи
  • Итоги правления Елизаветы II: распад и упадок бывшей великой Британии
  • Новости исторического факультета
  • Причины распада Британской колониальной империи

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий