Попробуем выяснить причины, по которым у Крупской и Ленина не было своих детей. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку. Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни.
6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?
Преподаватель, переводчица Ольга Ширнина, известная в Сети под ником Klimbim, дает вторую жизнь ретро-фотографиям, возвращая им цвет при помощи компьютерных программ. Ольга внимательно изучает мемуары, исторические источники, чтобы понять, какими были «оригинальные» оттенки внешности героев фото. Огненно-рыжий цвет ленинских волос — не фантазия, именно таким видели его современники. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки. А вот Ленин с сестрой Марией Ульяновой, она в нежно-голубой юбке.
На портретах же Ленина крупным планом видно сразу — глаза у него карие. Август-сентябрь 1922. Владимир Ленин и его супруга Надежда Крупская. Горки, 1922-й год.
Июль 1918-й года.
Надежда Константиновна описывает как в «искровский период» к ним зачастил Ю. Мартов, который был очень разговорчив, любил посудачить о новостях и сидел в гостях по 4—5 часов. Владимир Ильич буквально физически уставал от этих разговоров, у него потом болела голова, и однажды он прямо попросил Юлия Осиповича не посещать его без дела.
Зная эти особенности характера Владимира Ильича, трудно представить его празднующего день своего рождения за столом с чаем и пирогами, в кругу многочисленных друзей. И как интеллигент по воспитанию, и как марксист по убеждениям Ленин никогда не придавал такого большого значения своей личности, чтобы собирать компанию по случаю своего рождения. Это не значит, что Ленину были чужды простые человеческие радости и что он совсем не любил праздников. Одним из любимейших праздников Владимира Ильича был День международной солидарности трудящихся — Первое мая.
В царской России — не только в ссылке, но и на воле — не было возможности праздновать его открыто, и революционеры выезжали за город и под видом пикника чтоб не привлекать внимание полиции! Это называлось «маевки». Ленин в них участвовал, он знал много таких песен и с удовольствием их пел — «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Интернационал» русский перевод Ленин считал неудачным и пел этот гимн на языке оригинала — по-французски. Крупская в своих воспоминаниях неоднократно описывает «маевки».
За границей, там, где социал-демократические партии действовали легально, Ленин участвовал в демонстрациях на Первое мая. Конечно, как великое счастье он переживал свободное, открытое празднование Первомая после 1917 года! У Ленина была даже статья, которая так и называлась «Первое мая» и которая была написана как обращение к рабочим. Процитирую ее: «Товарищи-рабочие!
Наступает день Первого мая, когда рабочие всех стран празднуют свое пробуждение к сознательной жизни, празднуют свое объединение в борьбе против всякого насилия и всякого угнетения человека человеком, в борьбе за освобождение миллионов трудящихся от голода, нищеты и унижения. Два мира стоят друг против друга в этой великой борьбе: мир капитала и мир труда, мир эксплуатации и рабства, мир братства и свободы». Но вернусь к теме дня рождения Ленина. Когда Владимир Ильич стал главой государства, ему пришлось столкнуться со старой российской традицией чествования начальства.
Особенно это касалась юбилейных дат. В 1920 году Ленину исполнилось ровно 50 лет. С этим связана одна интересная история, про которую часто пишут биографы Ильича. Конечно, Владимир Ильич никому не сообщал, что близится его 50-летие.
Но 5 апреля 1920 года на съезде РКП б один из делегатов каким-то образом об этом узнал и поспешил сообщить с трибуны, что вождю партии и главе государства Ленин был председателем правительства РСФСР — Совнаркома скоро 50. Делегаты выстроились в очередь к трибуне, чтобы высказать свои восторженные чувства, поздравить. Увидев это, Ленин встал из-за стола, спешно покинул президиум и вышел из зала. В день рождения, 22 апреля, близкие товарищи Ленина пригласили его на скромный ужин.
Он пришел. Ужин был действительно скромный — из спиртного на столе стояла лишь бутылка грузинского вина, которую принес Сталин.
Нет ни единого факта и даже слуха о том, что Надежда Константиновна вела себя как большинство обманутых женщин. Никто не слышал о сценах ревности, скандалах, хлопании дверями и т. Крупская сделала другой ход. Она стала подругой Инессы Арманд. Более того, она была сторонницей продвижения красотки-коммунистки по партийной линии, вследствие чего, еще недавно рядовая большевичка стала занимать видные посты в партии. Все на свои места расставила революция. Уже после того, как большевики пришли к власти, Ленин и Арманд видятся все меньше. Инесса с головой ушла в работу на ответственных должностях, а рядом с Владимиром Ильичем на всех официальных мероприятиях рядом находилась его верная спутница жизни Надежда Константиновна.
И именно ей, как когда-то в самом начале их романа, придется быть рядом с угасающим вождем. Крупская находилась возле Ленина до самой его смерти 21 января 1924 года. Ее соперница Инесса Арманд уйдет из жизни несколькими годами раньше. Революционерку в 46 лет погубит подхваченная ею холера. Сердце красавицы, родившейся в Париже, остановится 24 сентября 1920 года.
Крупская призналась: «... Ссылка, эмиграция? И врачи не помогли». Вскоре после замужества Н. Крупская перенесла тяжелое женское заболевания: сказались месяцы тюремного заключения с 28 октября 1896 г. Надежда Константиновна находилась в петербургском Доме предварительного заключения , и этот этап жизни унес много здоровья и сил. Ее мать, Елизавета Васильевна, шесть раз писала прошение об освобождении дочери ввиду ее крайне тяжелого состояния. После новогодних праздников 1899 г. Мария Александровна Ульянова в письме Надежде Константиновне спросила ее, здорова ли она, и долго ли еще ждать «прилета пташечки».
Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
Осенью 1917 года в Разливе А.Н. Емельянов (сын рабочего Н.А. Емельянова, укрывавшего Ленина и Крупскую от полиции во время их пребывания в г. Сестрорецке) стал невольным свидетелем разговора его матери Надежды Кондратьевны с Н.К. Крупской. Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. Согласно официальной информации, Ленин и его жена Надежда Крупская потомства не имели. Тем не менее вождю пролетариата приписывают сразу нескольких внебрачных детей.
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Рейнбот был фигурой знаковой. Подавив «железной» рукой вооруженное восстание в Казани в декабре 1905 г. Зато царская власть возлюбила генерала А. Рейнбота, назначив на должность московского градоначальника в начале 1906-го. Но уже через год его обвинили в масштабной коррупции и покровительстве настоящим матерым московским бандитам, то есть он оказался «высокопоставленным оборотнем в погонах». Ленин тогда писал: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении. Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста». Ленин В.
Том 20. Оставаться в Москве после такого скандала З. Морозовой было неудобно для ее репутации. Случившееся сильно ударяло по самолюбию гордой и независимой женщины. Она, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто меняет прежний полный встреч, балов и приемов, образ жизни. Решила найти спокойное место для жизни за городом. Продав роскошный особняк на Спиридоновке, приобретает поместье «Горки» в 23 верстах от Москвы. При ней произошел подлинный расцвет усадьбы. Она была оборудована по последнему слову техники. В главном здании были оборудованы ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление.
Заказали европейскую сантехнику. Еще одна особенность усадьбы — она провела телефонную линию, чтобы всегда быть в курсе дел своих московских предприятий. В те времена наличие телефонного аппарата далеко за пределами города считалось явлением необычным и прибавляло вес к статусу усадьбы и её владельцу. Во время Февральских и Октябрьских революционных событий 1917 года З. Морозовой, супруге бывшего московского градоначальника А. Рейнбота, особо ненавистного революционерам, удалось избежать погрома усадьбы, благодаря хорошему ее отношению к своим работникам. Она смогла организовать своих работников на охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома. Горки были национализированы и переданы в распоряжение Сухановского волостного земельного комитета. В апреле 1918 года она добивается приезда в Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, созданной при Комиссариате имуществ республики, которая, обследовав усадьбу, выдает З. Морозовой удостоверение, в котором записано: «Дом с художественно-исторической обстановкой в нем, как национальное достояние, находится под охраной Комиссии».
Когда летом 1918 г. Горки переходили в распоряжение Московского губернского комиссариата земледелия, в акте приема усадьбы по просьбе местных крестьян отдельным пунктом указывалось, что «со стороны граждан села «Горки» имению «Горки» никакого ущерба не было принесено». В книге А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди», с содержанием которой познакомился в библиотеке отеляе, отмечается, что после национализации в 1918 году на территории имения была создана крестьянская коммуна им. Устав коммуны ярко передавал дух первых лет Советской власти в бывшем имении З.
Его можно было переубедить, предложить экзотический союз, странную роль, поиронизировать над ним. Ленин был убежден, что абсолютная истина существует, но «правда» всегда конкретна, и действительно, как сумасшедший, каждый раз искал ее заново, много раз корректировал в зависимости от обстоятельств. В последний приезд в Москву не говорил уже полгода, читал через пень-колоду единственное, что он забрал из квартиры, - трехтомник Гегеля. Доказательство того, что он не был чокнутым деспотом, очень простое: его не развратила абсолютная власть, он остался философом у власти, таким Сократом. Про сектантов есть другой любопытный аспект. Мало кто помнит, что РСДРП очень активно взаимодействовала с сектантами, издавала газету для них, «Рассвет», ей занимался Бонч-Бруевич, специалист по сектантам. И после 1917 года Ленин очень пытался привлечь сектантов, потому что у них культура труда была выше. Александр Эткинд в книге «Хлыст» замечательно описал этот симбиоз. Съездите в «Лесные поляны» рядом с Королевом, по Ярославке, интереснейшее место, памятник сотрудничеству большевистско-сектантскому, совхоз. Там еще сырки как раз глазированные придумали - отчасти тоже благодаря Ленину. Народный мессия У него были какие-то особые счеты с религией? Всякая вера - «труположество», его слова. Более страшных слов о религии я не знаю. Лев Данилкин: Задним числом эти пометки на полях Гегеля - сугубо личные, мало ли что мы бормочем про себя. Стали «продавать» как едва ли не революционные лозунги от Ленина: «Вся власть Советам» и «Всякий боженька есть труположество». Разумеется, он никогда не давал разрешения публиковать это - понимая, что это «оскорбление чувств верующих», в политическом смысле от этого ничего, кроме ущерба, не будет. Даже в проекте программы партии 1919 года был пункт про то, что таких оскорблений необходимо избегать. Кстати, Ленин разрешал достраивать начатые до революции храмы, в разгар Гражданской войны подписал декрет, освобождавший от воинской повинности «по религиозным убеждениям». И в народе Ленин с его аскетизмом не воспринимался как антихрист, наоборот. Сначала как тот, кто очистит церковь от собственности, стяжательства, изгонит торгующих из храма. После 1924 года споры о том, кто больше сделал для человечества - Христос или Ленин, - и аналогии Ленина с Моисеем станут в крестьянской среде обычной темой для разговоров. Ленин воспринимался как Спаситель, большевики - как кто-то вроде первых христиан, занимающихся, пусть неосознанно, строительством Нового Иерусалима. Ленин был прагматиком и атеистом, но хорошо знал Библию. Для него религия - это побочный продукт, который вырабатывает общество в процессе исторического развития. В чужие дела - если религия была фактом частной жизни - не лез. Членам партии - да, запрещалось, потому что это был вопрос влияния: кому он будет подчиняться в экстремальной ситуации, попу или секретарю ячейки? Реквизировать имущество у культовых учреждений стали только через пять лет после революции, в беспрецедентной ситуации, когда голод был страшный, до каннибализма. Был эпизод: Ленин должен был выступать на каком-то предприятии и углядел самодельный плакат: «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Он его дико разозлил! Будет, еще как будет! Коммунизм — это бесклассовое общество, а не вечная диктатура какого-то одного класса, даже пролетариата. Ленин с сомнением относился к обожествлению пролетариата - класс-мессия, который освободит мир от капитализма. Освободит, да, но затем должен будет исчезнуть. Ленин практически не писал о том, как именно будет устроена жизнь при коммунизме, - потому что ненаучно прогнозировать. Смерть титана Кто в него все-таки стрелял? Каплан, не Каплан? Почему ее так спешно казнили прямо в Кремле? И сожгли - б-рр! Лев Данилкин: Есть много свидетелей, был следственный эксперимент - им, интересно, руководил Юровский, тот самый, который за полтора месяца до того занимался расстрелом семьи Романовых, а потом долго был директором Политехнического музея. Стреляла Каплан. Казнили ее потому, что тогда был критический момент, видных большевиков подкарауливали и расстреливали на улицах - и им пришлось ответить тем же, а одновременно шли бои с белочехами за Казань и Свияжск, немцы могли взять Петроград и на Москву пойти. Большевики на ниточке висели, уже фабриковали документы поддельные на случай свержения, разрабатывали пароли, явки. Даже в Кремле опасно было. Хотели Ленина отправить в Тушино болеть, под видом отца какого-то рабочего, потом остановились на Горках, но тоже отвезли его туда конспиративно. Некогда было с Каплан разбираться, чего ждать, ради чего судить? Вывозить тело, наверно, сложно, а где ее хоронить - в Кремле? Нравы были простые, на рыбалку с динамитом ходили. Александровский сад был полузаброшен, там была свалка, его восстановили как культурный объект только к 7 ноября 1918 года, 1-й годовщине революции, памятники новые поставили революционные. Ленину повезло, что выжил. Каплан - что вошла в историю, в массовое сознание. Другим повезло меньше - например, биографу Ленина Герману Ушакову, который участвовал в покушении на своего будущего героя 1 января 1918 года. Вот история - но кто про нее помнит? Никаких бочек с бензином. Ленин отпустил Ушакова, просто простил; и тот запомнил это и «заболел» потом Лениным, на похороны пришел, Бонч-Бруевич его пропустил к гробу. Затем в Шушенское поехал. Вот это судьба! От чего он все-таки умер? Это связано было с покушением? Или это результат титанической работы, когда приходилось самому вникать во все вопросы и не спать круглыми сутками?
Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы 2. Государственные деятели 2. Последний тысяцкий Василий Вельяминов 2. Необыкновенные приключения итальянца в России 2. Полководцы, военачальники 2. Лидеры политических, социальных движений 2. Жидовствующие 2. Духовный наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий 2. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых испытаний митрополит Петр, Сергий Радонежский 2. Монах Филофей у истоков русской идеократии 2. Творцы русской культуры 2. Философия и искусство Андрея Рублева 2. Выдающиеся, знаменитые женщины 2. Софья Палеолог в мнениях современников и потомков 2. Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей 2. Герои и антигерои 2. Евпатий Коловрат: и один в поле воин 2. Пересвет и Ослябя: навеки вместе 2. Дмитрий Шемяка и «Шемякин суд» Литература 3. Первые лица государства, высшие руководители страны 3. Главная проблема Василия III 3. Последний Рюрикович царь Федор Иоаннович 3. Первый выборный царь Борис Годунов 3. Избрание Михаила Романова на царство: всенародный выбор или «на безрыбье и рак — рыба»? Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» 3. Государственные деятели 3. Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии 3. Ордин-Нащокин, В. Голицын: горе уму 3. Полководцы, военачальники 3. Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой 3. Почему отравили М. Лидеры политических, социальных движений 3. Первый российский диссидент князь Андрей Курбский 3. Иван Болотников в контексте Смутного времени 3. Деятели церкви 3. Василий Блаженный — московский юродивый 3. Митрополит Макарий и митрополит Колычев 3. Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона 3. Аввакум Петров: смерть за идею 3. Творцы русской культуры 3. Первопечатник ли Иван Федоров? Первый военный инженер Иван Григорьевич Выродков 3. Выдающиеся, знаменитые женщины 3. А Елену Глинскую все-таки отравили 3. Семь жен Ивана Грозного 3. Проклятие Марины Мнишек 3. За что пытали боярыню Морозову 3. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» 3. Герои и антигерои 3. Главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов 3. Лжедмитрий I — факир на час 3.
Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
О.В. Шалева. Ленин и Крупская: время испытаний
Октябрь — это прогресс советского народа, — рассказал коммунист Петр Вертоградов. Праздник собрал более двухсот человек, но комсольцев и комсомолок, как обычно, пришло крайне мало. Кто-то учится, кто-то работает, поэтому те ребята, которые смогли прийти, они пришли. И сейчас они в колонне пройдут вместе с нами и примут участие в митинге, — объяснил депутат Липецкого областного Совета депутатов от фракции КПРФ Сергей Токарев. Молодой коммунист Александр один из немногих, кто сумел отложить все дела.
Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф. Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело». Отложил В. Когда Ленину передали изданный Коминтерном стенной календарь, вождь подолгу его рассматривал. Но вот «со свиданиями дело налаживалось плохо». Крупская отмечает: «Спрашивали, не хочет ли он повидать Бухарина, который раньше чаще других бывал у нас, или кого-нибудь еще из товарищей, близко связанных по работе, он отрицательно качал головой, зная, что это будет непомерно тяжело». Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много: «В. Местность он знал хорошо. В солнечные дни товарищи брали с собой ружья. Раза два брали собак. Видели несколько раз лису, зайчишку». Супруга вождя раз в неделю отправлялась в Москву. Там обошел все комнаты, зашел к себе в кабинет, разобрал свои тетрадки, отобрал три тома Гегеля, заглянул в Совнарком, потом захотел поехать по городу. На другой день стал торопить ехать обратно в Горки».
Историки допускают, что неизлечимое заболевание она приобрела из-за эмиграции либо во время продолжительной ссылки. В начале двадцатого века гинеколог поставил ей диагноз генитальный инфантилизм, способов лечения у этой болезни в то время не было. Это частично объясняет, почему Ленин не имел детей. Воспоминания Скептики считают данную версию недостоверной, а свою позицию они объясняют тем, что в письме к свекрови Крупская отмечает, что с ее здоровьем проблем нет. Вполне вероятно, что на тот момент, а письмо было отправлено в 1899 году, жена вождя мирового пролетариата действительно считала, что абсолютно здорова. Есть и такая позиция, согласно которой Надежда не хотела расстраивать свекровь и рассказывать о том, почему у Ленина не было ребенка. Ближайшие соратники Владимира Ильича в своих воспоминаниях неоднократно упоминали о том, насколько тяжело переживали отсутствие детей Ленин и его верная спутница жизни. Например, Злата Лилина жена Григория Зиновьева писала о том, как он играл с ее сыном, мог часами носить ребенка на своих плечах, вместе с ним ползал по полу. Учитывая ее воспоминания, вопрос о том, почему Ленин не любил детей, является абсолютно неуместным. Социал-демократ Соломон Гольдельлман неоднократно говорил о том, что супруги завидовали тем семьям, в которых были дети. Были ли у вождя другие женщины Продолжим разговор о том, почему у Ленина не было детей. Малоизвестные факты свидетельствуют о том, что он сторонился женщин, не знал, как вести себя с ними. Сестра Ольга отмечала, что ее подружки, которым Володя помогал делать уроки, боялись ее начитанного и серьезного брата. Молодой Ульянов сторонился красивых девушек, например, он просто убежал от подруги своей сестры, даже не попытавшись завести с ней разговор. Сохранились воспоминания его окружения, согласно которым симпатию Владимир Ильич демонстрировал к Аполлинарии Якубовой, навещавшей его в тюрьме. После выхода из заключения у ворот колонии Аполлинария расцеловала молодого революционера, а на следующий день Ленин на собрании революционеров обвинил Якубову в анархических взглядах. Через некоторое время Ульянов передал медное кольцо Надежде Крупской, которая была в тюремном заключении, сделав ей подобным способом предложение. Обручальные кольца были сделаны из простого медного пятака. Был ли болен Ленин Как жили Ленин и Крупская?
Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать. Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящен волонтерству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования. Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли ее идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает. Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку. Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила. Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным. Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает еще один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными. Форма не должна преобладать над содержанием. К сожалению, в нашей нынешней системе форма имеет гораздо больше значения, нежели содержание. Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания. Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне. Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев… — Что это за вузы? Московский библиотечный институт, который сегодня называется Московским государственным институтом культуры МГИК. Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки.
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки
4. До романа с Надеждой Константиновной Крупской Ленин увлекался ее подругой Аполлинарией Якубовой. 153 года назад родилась Надежда Крупская, жена и боевой товарищ Владимира Ленина. Надежда Крупская и Владимир Ленин: страсть, замешанная на революционной борьбе. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом?
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы.
«Слушайся доктора: ешь и спи больше»
Как всегда, маловыразительное, бледное, сосредоточенное. Но со свадьбой пришлось подождать: арестовали и Крупскую. Наконец уже в ссылке они смогли пожениться. С невестой приехала к Ленину тёща: Наденька сама не умела по дому ни-че-го.
Готовила и многими бытовыми вопросами занималась её мать. Кадр из фильма «В дни Октября» Позже, когда мамы и тёщи не стало, молодые всегда предпочитали обедать и ужинать вне дома. Крупская делала только завтрак, всегда один и тот же — яичницу-глазунью.
Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали.
Неприхотлив он был — и в еде, и в быту. Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть.
На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да». Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно.
Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был.
Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда.
У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина.
Ленин смог сначала сидеть, затем «ходить, опираясь на санитара, а потом и сам, с палочкой». Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский. Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика. Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича. Но у Преображенского больное сердце.
Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В. Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима. До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф.
Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело». Отложил В.
Он рассказывал соратникам о том, как после того, как он накурился махорки в гимназии, ему стало плохо. В период казанской ссылки он попытался вернуться к этой вредной привычке, не слушая уговоры матери. Только после того, как родительница напомнила ему о том, что он приобретает сигареты на ее пенсию, Ленин потерял интерес к этой вредной привычке. После отъезда в Мюнхен он стал злоупотреблять пивом, мог часами сидеть в ресторане, дегустируя новые сорта этого напитка. Заключение Владимир Ульянов Ленин является одним из тех немногочисленных политических деятелей, которые практически не имеют автобиографии. В архивах был обнаружен только один листок, в котором он попытался описать часть своей жизнедеятельности, но на этом попытка была завершена. Например, ему никогда не принадлежала фраза о том, что управлять государством может любая кухарка. Он писал о том, что чернорабочий и кухарка не способны управлять государством. Есть предположения о том, что во время обучения в гимназии, Ульянов дружил с Александром Керенским. Факт их проживания в одном городе не оспаривается, но существенная разница в возрасте не могла способствовать подобному тандему. По праву Владимира Ульянова можно считать самым молодым адвокатом России. В 21 год он, сдав экзамены экстерном, он стал адвокатом. Ленин был православным христианином, он венчался в церкви. Малоизвестным фактом считается информация о том, что в 1905 году вождь мирового пролетариата встречался с попом Гапоном, подарил ему книгу с автографом. Слухи ходят и о связи Ленина с Инессой Арманд. До сих пор у историков нет однозначного ответа на этот вопрос. Но в семейном альбоме Крупской фотокарточки Инессы и Владимира располагались на одной странице. Последняя надежда на рождении детей у Крупской и Ленина рухнула в Шушенском. Базедова болезнь Крупской привела к выкидышу, после этого у пары не могло быть своих детей.
На нем френч цвета хаки. На Крупской — белая блузка, которые она предпочитала в жизни. На другом фото вождь мирового пролетариата держит кошку на руках. На еще одном цветном фото — Ленин с сестрой Марией Ульяновой, на которой светло-голубая юбка.
Женщины в жизни Ленина
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина? | Это гражданка Крупская, вдова Ленина. |
"В.И. Ленин и Н.К. Крупская на открытии электростанции в Кашино" | РИА Новости Медиабанк | Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. |
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин | Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. |
Детские годы Владимира Ленина
- Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
- «Похожа на селёдку»
- Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
- Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель - Ленинский райком КПРФ г. Москвы
- Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона?
- Надежда. Искры будущего | ИА Красная Весна
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк | Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. |
Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона? | Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. |
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Первый выборный царь Борис Годунов 3. Избрание Михаила Романова на царство: всенародный выбор или «на безрыбье и рак — рыба»? Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» 3. Государственные деятели 3. Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии 3. Ордин-Нащокин, В. Голицын: горе уму 3. Полководцы, военачальники 3. Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой 3.
Почему отравили М. Лидеры политических, социальных движений 3. Первый российский диссидент князь Андрей Курбский 3. Иван Болотников в контексте Смутного времени 3. Деятели церкви 3. Василий Блаженный — московский юродивый 3. Митрополит Макарий и митрополит Колычев 3. Одна голова хорошо, а две… много!
Взлет и падение патриарха Никона 3. Аввакум Петров: смерть за идею 3. Творцы русской культуры 3. Первопечатник ли Иван Федоров? Первый военный инженер Иван Григорьевич Выродков 3. Выдающиеся, знаменитые женщины 3. А Елену Глинскую все-таки отравили 3. Семь жен Ивана Грозного 3.
Проклятие Марины Мнишек 3. За что пытали боярыню Морозову 3. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» 3. Герои и антигерои 3. Главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов 3. Лжедмитрий I — факир на час 3. Не склонивший головы патриарх Гермоген 3. Факты и анекдоты об Иване Сусанине 3.
Судьба перебежчика: Г. Котошихин Литература 4. Петр I — великий реформатор «революционер на троне» или безответственный разрушитель Святой Руси «антихрист»? Женское ли дело страной управлять? Дочь Петра Великого Елизавета Петровна 4. Северная Семирамида: феномен Екатерины II 4. Загадка Александра I 4. Почему отравился Николай I?
Государственные деятели 4. Меншиков при Петре и без Петра 4. Бирон и «бироновщина» 4. Что сделал Григорий Потемкин, кроме «потемкинских деревень»? Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории 4. Воронцов как русский колонизатор 4. Сделал то, что разрешили.
Концептуальная реформа П. Киселева 4. Полководцы, военачальники 4. Петр Первый и его генералы 4. Румянцев и его победы 4.
Именно об этих спутниках мы расскажем в сегодняшнем выпуске.
Приятного просмотра!
В то время молодой революционер был увлечен красавицей Аполлинарией Якубовой, которая училась на Высших женских курсах вместе с Ольгой Ульяновой - сестрой Ильича. Знакомство Ленина и Якубовой состоялось в Петербурге в конце 1893 года, и с той поры их встречи стали регулярными. Через некоторое время Владимир уже называл Аполлинарию ласковым прозвищем Клубочка. Девушки вместе преподавали в вечерне-воскресной школе для рабочих, и зимой 1894 года Якубова зазвала Крупскую на нелегальную политическую "сходку", где должен был присутствовать "один очень интересный человек". Это и был Ленин. Атеистически настроенные жених и невеста обвенчались в 22 июля 1898 года.
Это всё-таки личное». А данной выставкой мы и захотели показать это личное. Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. К сожалению, переписки между Владимиром Ильичом и Надеждой Константиновной практически не сохранилось. Может, потому, что они всю жизнь прожили вместе, надолго не разлучаясь, - отметила Елена Горбунова, заведующая экспозиционным отделом Ленинского мемориала. В экспозиции есть такое письмо Владимира Ильича, адресованное Надежде Константиновне, которое он ей отправил в 1919 году, когда она с агитпароходом плыла по Волге. Кстати, тогда Крупская останавливалась и в Симбирске. Это письмо очень хорошо показывает отношения Крупской и Ульянова. Авось догонит. Вчера получил телеграмму Молотова из Казани, назначенного, как мне сказали, в 3 часа ночи. От Молотова узнал, что приступ болезни сердца у тебя всё же был. Значит, работаешь не в меру. Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько… Крепко обнимаю и целую. Прошу больше отдыхать, меньше работать. Твой В. А в его биографиях пишут — соратница, друг. Да кроме того, что соратники и друзья, счастье было, любовь. Любил он меня, и я его любила… И сейчас люблю», - добавила Надежда Константиновна с грустью», - эти слова тоже приводятся в экспозиции, Надежда Константиновна сказала их уже в конце жизни, беседуя с племянницей Ольгой Дмитриевной Ульяновой, дочерью Дмитрия Ильича.
Ленин, Крупская и Арманд: любовь на троих
Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни. 153 года назад родилась Надежда Крупская, жена и боевой товарищ Владимира Ленина.