Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э. Папи́рус (др.-греч. πάπῡρος, лат. papyrus), или би́блиос (др.-греч. βιβλίος, лат. biblos), также ха́рта (др.-греч. χάρτης, лат. charta) — писчий материал, в древности распространённый в Египте. Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков.
Древние египтяне и письменность
Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. Первоначально, без сомнения, египетское письмо, как и письмо других народов, не имело никакого отношения к звуковому письму. Древний Египет известен до сих пор не только знаменитыми пирамидами, но и рукописью. Древний Египет оставил нам еще одно замечательное открытие — изобретение папируса, который служил прекрасным материалом для письма.
Эволюция материалов для письма
В 1799 был обнаружен Розеттский камень, содержавший надписи 3 в. Эта надпись стала солидной основой для дешифровки, которая была немедленно начата и в 1822 доведена до завершения французским ученым Ж. С тех пор египтологи последовательно работали над реконструкцией древнеегипетской грамматики и лексики, в результате чего большинство древнеегипетских документов всех периодов поддается переводу. Элементы фонографии в древнеегипетской письменности В первых же доступных прочтению и интерпретации образцах собственно письма, помимо логограмм и детерминативов, обнаруживается вполне развитая система фонетического письма, причем в том же виде, в каком она сохранялась на протяжении тысячелетий ее употребления в Египте. Бросающейся в глаза особенностью фонетических знаков является то, что они несут информацию только о согласных звуках текста и об их расположении относительно друг друга, но ничего не сообщают нам о гласных, которые тоже не могли не присутствовать в воспроизводимой данным письмом речи. Многие ученые утверждают, что эти знаки применялись для распознавания только согласных звуков, однако другие настаивают на том, что они, подобно клинописным знакам, обозначали слоги, но в отличие от клинописи, где каждый знак, как правило, обозначал только один слог, в египетском письме каждый знак обозначал целый ряд слогов, содержавших одни и те же согласные, но разные гласные. В египетском письме имелось три вида фонетических знаков: примерно 24 знака, обозначавших только один согласный, примерно 70 знаков, обозначавших два согласных, и несколько знаков, обозначавших три согласных. Когда использовался двух- или трехсогласный знак, при нем почти всегда имелся один или более односогласный знак, повторявший частично или полностью его фонетическое значение [странно, зачем? Фонетические знаки, как и в случае клинописи, безусловно, произошли от логограмм. Египетский фонетический знак — это зачастую рисунок какого-то предмета, для которого в языке имеется короткое слово, содержащее тот же согласный, который обозначается данным знаком.
Детерминативы в египетском письме Детерминативы появились в египетском письме довольно поздно. В конце концов почти каждое слово стало на письме сопровождаться детерминативом. Египетские детерминативы отличаются от клинописных и в некоторых других отношениях. Они всегда стоят после написания слова, и при одном слове может быть употреблено более одного детерминатива. Количество различных детерминативов в египетском письме намного больше, чем в клинописи: в египетском имеется по меньшей мере 100 широкоупотребительных детерминативов и еще несколько сотен более редких. Египетские детерминативы бывают трех видов: специфические — те, что встречаются с одним-единственным словом, родовые — те, что встречаются с более чем одним словом, и фонетические детерминативы. Специфические детерминативы обычно рассматриваются как логограммы, несмотря на то, что они, как правило, сопровождаются фонетическим отображением самого слова. За таким комплексом знаков может следовать родовой детерминатив. Каждый родовой детерминатив сочетается с большим числом слов и, подобно клинописным детерминативам, указывает на тот класс объектов, к которому принадлежит объект, обозначаемый конкретным словом.
Только немногие египетские логограммы употреблялись самостоятельно, при большинстве же из них имелись детерминативы и фонетические знаки, передававшие частично или полностью звучание слова. Когда логограмма встречалась в самостоятельном употреблении, то под ней стояла маленькая черточка. Литература об истории египетской иероглифики её расшифровке Baines, J. The Earliest Egyptian Writing: Development, context, purpose. In Houston, S. Cambridge: Cambridge University Press, 150—189.
В результате египетское письмо не было целиком идеографическим: наряду с идеограммами собственно говоря, логограммами оно включало в свой состав и фонограммы а именно силлабограммы. Большинство слов были комбинациями фонографических и идеографических знаков.
Появление консонантных знаков, передающих только один или несколько согласных с произвольным гласным или же нулём гласного ознаменовало начало фонетизации египетского письма, превращение его из логографической в словесно-слоговую логографически-силлабическую систему. Однако фонетизация в египетском письме не была доведена до конца. Иероглифические тексты могли писаться как вертикально, так и горизонтально, обычно в направлении справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки такой принцип получил название бустрофедон. Направление письма указывалось специальным знаком. Слова, относящиеся к царям и богам, выделялись в тексте особо. Долгое время параллельно употреблялись две разновидности: иероглифика тщательное воспроизведение изображаемого предмета и иератика скоропись, начиная с 2755 г. При написании знаков иератики на папирусе использовались тупые тростниковые перья и чернила.
Иератические тексты предназначались в основном для целей богослужения о чём говорит и само название данного вида скорописи. Иероглифы использовались египтянами начиная примерно с 3000 г. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными.
Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
Свиток пергамента По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Применение пергамента и бересты Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Среднеевропейский северный тип готового пергамента из козьей кожи растягивается на деревянной раме Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы.
Рукописи на бересте Рукописи на бересте Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более тысячи подробнее , они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Бумага Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Древнем Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.
Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука. После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение.
Данная система включала огромное количество иероглифов, с помощью которых можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль, поэтому запомнить их было непросто. Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации, что дало толчок к созданию алфавита. Первый настоящий алфавит протосинайская письменность появился на Ближнем Востоке около 1700 г. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук. В конце 2-го тысячелетия до н.
Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она и была принята в финикийском алфавите, правда, изначально эта буква там была согласным звуком и обозначала «глаз». Дальнейшее развитие алфавит получил в греческой письменности, которая произошла от финикийской. В греческом алфавите количество букв увеличилось. Порядок остался прежним, однако буквы потеряли свое смысловое значение, их стали использовать для обозначения гласных, глухих и других звуков. Таким образом, греческий алфавит был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил основой для латинского, славянского и других алфавитов.
Латинский алфавит произошел от греческого и стал одним из главных в огромной Римской империи. Некоторые буквы видоизменились, однако их порядок остался прежним. Вместо камня или дерева для фиксирования информации стали использовать изобретенную в Китае бумагу, вместо резца — перо. В разное время на различных территориях Европы появлялись свои особенности написания букв. Так, древние римляне использовали только заглавные формы букв, современные строчные буквы появились только на рубеже античности и средних веков.
Способ письма древних египтян
Позднее слово папирус вошло в европейские языки, обозначая бумагу. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier. Во II веке до н. Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. По сравнению с папирусом пергамент оказался более прочным, долговечным и эластичным материалом. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом. Для производства пергаменты шкуры животных вымачивали в воде, затем с помощью ножей удаляли остатки мяса и опять вымачивали, добавляя золу. Потом специальным инструментом срезали шерсть. После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали.
Сердцевину нарезали полосками, мочили в воде, а затем укладывали слоями крест-накрест. Их плющили молотком, пока они не образовывали однородную массу. После этого поверхность папируса полировали деревянным инструментом. В числе других писчих материалов были глиняные черепки, дощечки из кожи или гипса. Считается, что примерно лишь четверо из тысячи египтян умели читать или писать. Писцы являлись профессиональными писарями, которые занимались переписыванием официальных документов и указов, писем, стихов и историй. Обучение юных писцов отличалось основательностью, строгостью и суровостью. Один из наставников, Аменемоп, так обращался к своим ученикам: «Не проводи ни дня в лености, иначе ты будешь бит». Однако большинство рабочего люда завидовали легкой жизни писцов. Их хорошо вознаграждали за работу. Этот красивый инструмент был найден в гробнице Тутанхамона. Он сделан из слоновой кости, отделанной на конце золотой фольгой. Полировальные лопатки использовались писцами для шлифовки поверхности свежеизготовленного папируса. Школьные упражнения нередко записывались на выброшенных осколках камня или глины. Эти осколки известны как остраконы. Юные писцы переписывали упражнения на остраконе, а затем отдавали их на проверку учителю. В Египте было обнаружено множество образцов исправленных упражнений. Сидящие на коленях писцы ведут учет размера урожая зерновых. Земледелец после этого должен был отдать часть зерна фараону в качестве подати, или налога.
Хотя двери и дома были сделаны для них, они лежат в руинах. Их заупокойная служба прекратилась, их заупокойные стелы покрыты землей, их погребальные камеры забыты. Однако имена их [до сих пор] произносят из-за книг, что они написали, ибо они были хороши, и память о тех, кто написал их, длится вечно. Поэтому пиши, помести это в сердце твое, и имя твое будет также жить. Книга полезнее, чем вырезанная стела или прочная стена гробницы… Человек разрушается, его тело — прах, и все его родственники умерли; но письмена заставляют помнить его имя в устах чтеца. Книга полезнее, чем дом строителя или заупокойная часовня на Западе. Она лучше, чем законченный пилон или стела в храме. Есть ли кто-нибудь, подобный Хордедефу? Есть ли кто-то такой же, как Имхотеп? Оно найдено в качестве сказанного и записанного в их книгах… Они ушли, и имена их забыты, но письмена [их] заставляют помнить их». К концу правления династии Тутмоса I существовало огромное количество произведений египетской литературы, написанных иероглифами или иератикой на свитках папируса или высеченных на камне. Представлены почти все литературные жанры, практически полностью отсутствуют лишь драма и эпос. Последний представлен в Египте единственным сохранившимся примером, который датируется временем Девятнадцатой династии XIII век до н. Он увековечивает великие военные подвиги Рамсеса II. Драма же сохранилась в основном в религиозных текстах, посвященных культам богов. Кроме того, так же как до нас не дошли имена всех великих архитекторов и создателей чудесных зданий, возведенных древними египтянами, так и произведения египетской литературы, за редким исключением, остались без подписей создавших их поэтов и писателей. Большее место среди сохранившихся произведений литературы занимают религиозные сочинения, главными из которых являются три значительных сборника, известные в современной науке как «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых». Они состоят из множества магических изречений, с помощью которых царю облегчали путешествие в загробный мир и жизнь в нем. Происхождение «Текстов пирамид» восходит к началу Древнего царства, а частично и к доисторическому периоду, но первые копии, найденные в наши дни, появляются лишь в подземных погребальных камерах пирамид Пятой и Шестой династий. В период Нового царства к этим сборникам добавился еще один вид заупокойной литературы, в котором с помощью надписей и изображений пересказывались древние представления о ночном путешествии солнечного бога по загробному миру. К этой группе текстов принадлежит «Книга о том, что в загробном мире» в науке обычно называемая «Амдуат» , о которой уже упоминалось гл. Кроме того, в тот период были созданы бесчисленные гимны в честь разных богов. Произведения так называемой «изящной литературы», особенно фантастические истории и народные сказки, которые в простой манере рассказывают о всевозможных чудесных приключениях, переносят нас в особую сферу жизни. Например, мы можем прочесть о великих чародеях, показывавших свое искусство в правление Хуфу и даже раньше, или о двух братьях, живших вместе, в гармонии друг с другом, пока их не разлучило предательство жены старшего из них, и о приключениях, которые произошли с ними после этого. Другая сказка, во многом напоминающая историю Синдбада-морехода в сказках «Тысячи и одной ночи», повествует о моряке, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном на берег пустынного острова, где жил огромный змей, называвший себя «владыкой Пунта». В других сказках простой народный дух уступает место более высокопарному и искусственному тону, который, должно быть, нравился образованному египтянину прошлого не меньше, чем современному арабу. В таком «изящном» стиле написан широко распространенный рассказ египетского вельможи, который по какой-то непонятной причине с восшествием на престол Сенусерта I был вынужден бежать в Сирию и оставаться там среди кочевников многие годы, пока в конце концов в старости его не призвали назад ко двору фараона. То, что военные подвиги египетских войск в Сирии оказали влияние на появление новых историй, уже продемонстрировало предание о взятии Яффы военачальником Джехути см. Во всех этих рассказах господствует радость, которую египтянин находил во всем необычном и чудесном. Подобно своим современным потомкам, больше всего древний египтянин любил после тяжелого дневного труда послушать из уст словоохотливого рассказчика эти истории об удивительном мире, лежащем за границами его родины. К сожалению, до нас дошло немного песен нерелигиозного содержания, и они очень разного качества. Хвалебные стихи в честь царей, подобно гимнам богам, изобилуют высокопарными и напыщенными фразами. Однако некоторые из них достигают определенной возвышенности поэтического вдохновения и характеризуются частыми эффектными метафорами. Для цитирования вполне подходит строфа из гимна Сенусерту III: Сколь велик владыка для города его: Он один есть миллион, а другие люди суть малое количество. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с дамбой, что сдерживает воды во время наводнения. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с прохладным жилищем, что приглашает человека поспать до наступления дня. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с валом, что защищает робкого от врага его. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с тенью, что прохладнее, чем прохладное место в летний зной. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с теплым сухим углом в зимнее время. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с горой, что отклоняет бурю, когда небо гневается. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с Сехмет, когда сталкивается с врагами, что посягают на его границу. До нас дошло и несколько сборников очаровательных любовных песен, которые весьма напоминают Песнь песней Соломона. Однако более примечательными, возможно, являются пессимистические поэмы, одну из которых, восхваляющую смерть, можно считать величайшим из сохранившихся примеров египетской лирической поэзии. Смерть в разуме моем сегодня, Словно [время], когда больной обретает здоровье, Как вставание вновь после болезни. Смерть в разуме моем сегодня, Словно благоухание мирры, Как сидение в убежище в ветреный день. Смерть в разуме моем сегодня, Словно аромат цветов лотоса, Как пребывание на краю зарослей. Смерть в разуме моем сегодня, Словно отступление ливня, Как [время], когда мужчины возвращаются домой с войны. Смерть в разуме моем сегодня, Словно прояснение неба, Как [время], когда человек неожиданно постигает то, чего не понимал.
Впоследствии была создана «демотическая» письменность, которая была более упрощенной и позволяла более легко записывать и передавать информацию. В египетском языке было более 700 иероглифов. Они использовались для записи истории, правовых документов, религиозных текстов и магических формул. Одним из наиболее известных источников информации о древнеегипетской письменности является «Розеттский камень». Этот камень был найден в 1799 году и стал ключом к расшифровке иероглифов. На камне был высечен один и тот же текст на трех разных языках: на древнеегипетском, древнегреческом и древнем демотическом. Благодаря этому, ученым удалось разгадать иероглифы. Этот прорыв в изучении письменности открыл новую главу в исследовании древнеегипетской культуры. Было возможно прочитать исторические и религиозные тексты, литературные произведения и многое другое. Благодаря этому, мы можем сегодня узнать о жизни, верованиях, истории и культуре древних египтян. На чем писали египтяне Они использовали разные поверхности для письма, такие как глиняные таблички, деревянные дощечки, каменные плиты и папирус. Папирус изготавливали из стеблей болотного тростника, который имел тоже самое название — «папирус». Процесс изготовления был особым.
Читайте также
- Письмо в египте - 87 фото
- Письменность в Древнем Египте. Виды и материалы письма. Папирус
- Древне-египетская письменность
- Материалы для письма до изобретения бумаги
- Таинственная письменность Древнего Египта и ее расшифровка ::
Письменность и знания Древнего Египта
Микенский язык сохранился в виде надписей, сделанных линейным письмом Б — письменностью, изобретенной на Крите ранее XIV века до н. Большинство памятников этой письменности сохранилось в форме глиняных табличек, найденных в Кноссе в центральном Крите, и в Пилосе, расположенном на юго-западе Пелопоннеса. Язык был... Список фараонов — список правителей Древнего Египта, традиционно называемых «фараонами». В начале перечня находятся правители, известные сегодняшней египтологии в додинастический период — конец IV тысячелетия до н. Заканчивается список с началом эллинистического периода — завоевание страны Александром Македонским в 332 году до н. Также имеется раздел посвящённый мифическим правителям-богам, изначально властвовавшим над страной согласно представлениям древнеегипетской религии. Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 или 1640 до н. Время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства.
Карийский язык — язык карийцев, древнего народа, населявшего побережье Анатолии. Принадлежит к вымершей анатолийской ветви индоевропейских языков. Внутри этой группы был предположительно ближе ликийскому, чем лидийскому. Является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами VII в. Третий переходный период в истории Древнего Египта 1075—664 до н. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги элементы алфавитного и силлабического письма , так и морфемы, целые слова и понятия идеограммы.
В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны. Около 2000 г. Записывался клинописью, которую шумеры и изобрели. Представлен в первую очередь религиозной, хозяйственной и юридической литературой.
Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык на один из его диалектов. Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения. Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички — таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам не казались, именно глиняная таблетка а не папирус, пергамен и пр. По своей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.
Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Ученикам сообщается, что это договор, подписанный тремя древневосточными государствами, но смысл его не совсем понятен. Ученикам предлагаются следующие задания и вопросы к этому документу: Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали?
Впрочем, к 600 г. Секреты Древнего Египта были утрачены на 1200 лет, до обнаружения Розеттского камня. Обнаружение Розеттского камня явилось счастливой случайностью. В 1799 году французский солдат нашел кусок камня в египетской деревушке под названием Рашид — или Розетта.
На этом камне одни и те же слова были написаны тремя способами, представляющими два языка. Иероглифический текст вверху, демотический текст в центре, а греческий — внизу. В 1822 году французский ученый Жан-Франсуа Шампольон расшифровал надписи Розеттского камня. На камне запечатлен царский указ, написанный в 196 г. Греческий текст на камне позволил Шампольону перевести иероглифы. Это открытие стало краеугольным для нашего понимания того, как жили древние египтяне. Иератическое письмо использовало рисуночные символы пиктограммы и делало их очертания более похожими на буквы.
Этот вид письма был менее отрывистым и позволял писать быстро. Им пользовались для изложения историй, писем и деловых соглашений. Его всегда читали справа налево. Демотическое письмо слева было введено к концу Позднего царства. Оно позволяло писать еще быстрее, чем иератическое письмо. Первоначально им пользовались в деловых целях, но вскоре оно стало применяться и для религиозных и научных записей. Это письмо исчезло, когда Египет попал под власть римлян.
Иероглифы состояли из небольших рисунков.
Верди на сочинение оперы «Аида». Кроме того, этот материал служил и для других целей, в том числе использовался в качестве обертки для мумий, обнаруженных в Египте.
Древние люди использовали тонкую тростинку, срезанную под углом, чтобы делать чернильные пометки на папирусе. Его держали под разными углами для линий разной толщины. Читать эти манускрипты было сложно, так как свитки приходилось постоянно разворачивать и снова сворачивать.
Папирус оставался самым часто используемым материалом для письма до тех пор, пока в обиход не вошел пергамент. Египет был единственным государством, производившим папирус в течение значительного периода времени, причем изготовление его находилось под царским контролем с 1-го тысячелетия до нашей эры. Несмотря на то, что был разработан пергамент, папирус продолжал использоваться вплоть до двенадцатого века, когда китайская бумага, в конце концов, вытеснила его.
Почему пергаменты вытеснили папирусы В древнеегипетских памятниках не сохранилось никаких подробностей относительно количества созданного папируса и того, кто отвечал за его изготовление. Однако рисунки этого материала можно наблюдать на стенах старых храмов в виде иероглифов. Кроме того, колонны, присутствующие в египетских сооружениях, были выполнены в виде стеблей этого растения.
Свиток Присса, который считается самым древним из документов, сделанных из этого материала, датируется примерно 10-18 веками до нашей эры. Трудно приписать его длительную сохранность исключительно благоприятному египетскому климату. То, как быстро материал распадался в пыль, определялось как его составом, так и методами изготовления, включая то, какой клей использовался.
Папирус был разных сортов, и цена готового свитка зависела от качества — эта информация получена из трудов Плиния. Во времена античности ежегодно производилось до миллиона свитков — производство папируса уже было внедрено не только в Африке, но и на Сицилии, где были созданы целые плантации. В начале второго тысячелетия папирус был заменен пергаментом.
Как зарождалась письменность Древнего Египта
Основная сложность заключалась в том, что иероглифическое письмо древних египтян не походило ни на один современный язык. В Древнем Египте ежегодно изготавливалось до одного миллиона свитков в год. Древний Египет оставил нам еще одно замечательное открытие — изобретение папируса, который служил прекрасным материалом для письма. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Определить причины появления письменности в Древнем Египте. Зарождение письма в Египте связано с такими явлениями, как появление религии, необходимости записывать накопленные знания.
Материалы - предшественники бумаги
Так древний язык египтян исчез в их родной стране, и вместо него восторжествовала арабская речь завоевателей, которая в одном из диалектов сохранилась в качестве языка современных египтян. Способ письма древних египтян Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные. Формальная система письма, используемая древними египтянами египетскими иероглифами были формальной системой письма, использовавшейся в Древнем Египте. Для повседневных записей древние египтяне пользовались глиняными дощечками и даже осколками битой посуды. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах.