Но если в произведении Булгакова попасть «к Грибоедову» можно было только по пропускам МАССОЛИТа, в действительности ресторан был открыт для любой публики. Дом-музей писателя Михаила Булгакова в Киеве (Фото: РИА Новости). Но если в произведении Булгакова попасть «к Грибоедову» можно было только по пропускам МАССОЛИТа, в действительности ресторан был открыт для любой публики. Когда Михаил Булгаков проснулся на киевской съемной квартире утром, то он долго не мог понять, приснился ему Гоголь или нет.
Экскурсия в «нехорошую квартиру» Булгакова в Москве
Вот самые интересные факты: 1. Садовая 302-бис, в которой по сюжету романа проживал Сатана со своей свитой на самом деле находится на Большой Садовой 10. В ней жил сам Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы. Это 3 плюс 2, а бис означает "повторить" - получается 10. Таким путем писатель подчеркнул нереальность происходящего.
Придумывают небылицы, и не дают пропагандировать творчество любимого писателя. А главный под дому Александр Морозов, по словам директора музея, сам незаконно владеет жилплощадью. Представители милиции комментировать данную ситуацию не желают. В частном разговоре участковый признался, что никаких убийств и нападений не было, и вообще он устал от бесконечных передряг безумного дома.
А споры не стихают. Жильцы называют булгаковцев сатанистами. Булгаковцы считают жильцов сумасшедшими. И лишь кот Бегемот равнодушен и к тем, и к другим.
Сейчас в здании на Тверском бульваре находится Литературный институт имени А. Также в топ-3 вошло место судьбоносного разговора поэта Ивана Бездомного, литератора Михаила Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах. Патриаршие пруды в Москве.
Советский быт большой коммунальной квартиры был невыносимым: отсутствие отопления, шумные пьяные соседи, варившие самогон, проблемы с водой и светом, плесень и грязь в общей кухне. В дневнике Михаил Булгаков называл свое жилище «гнусной комнатой гнусного дома». Вот тебе и квартирный вопрос, постоянно всплывающий на страницах романа. Атмосферу советской коммуналки воссоздали на кухне музея-квартиры. Некоторые экспонаты - личные вещи писателя. Остальные дополняют быт той эпохи, когда Булгаков только переехал в столицу. В этой комнате музея "обустроили" рабочий кабинет Булгакова. Стены покрасили в его любимый синий цвет, у окна своё место занял старинный секретер. За ним писатель работал над романом "Мастер и Маргарита", правда, это было уже в собственной квартире. Мебель сохранили друзья писателя, позже её передали в музей. А это - именно та комната, в которой автор "Мастера и Маргариты" ютился вместе со своей женой Татьяной Лаппа в течение трёх лет. В полупустом помещении он переехал из Киева без денег и без вещей в окружении «самогонного быта» Булгаков написал своё первый роман «Белая гвардия», а также повести «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада», многие рассказы и фельетоны.
Места Мастера: у владимирцев подскочил интерес к самым загадочным локациям романа Булгакова
Что касается Патриарших, там начинается действие романа. Мы водим туда экскурсии. Помимо прочего занимаемся темой музыки в произведениях Булгакова. Это огромный пласт информации, которую не передать в рамках традиционной музейной работы. Поэтому организуем музыкальные программы. Три года назад состоялся масштабный оперный концерт на воде: был понтонный зрительный зал, на набережной играл оркестр, выступала Хибла Герзмава и другие замечательные музыканты. Мы деньги не вкладывали. Удалось убедить организаторов городских праздников включить концерт в программу. Кстати, недавно к музею присоединилась вторая квартира Булгакова - на Б. Пироговской, 35. Там заканчивают реставрацию.
Здесь Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту» и сжёг первую редакцию романа. Именно в эту квартиру звонил ему Сталин. Они стены расписывают, ночуют под дверью... В знаменитый шестой подъезд начали ходить с конца 60-х. В 80-е это было массовое паломничество. Замечательная традиция оставлять цитаты из Булгакова на стенах живёт.
Ее знают все, кто знаком с творчеством писателя и его романом «Мастер и Маргарита». А недавно столичные педагоги получили возможность проводить в этом музее уроки по литературе, истории и английскому языку. И у нас появился прекрасный повод еще раз вспомнить о странностях и мистике, которые царят в этом доме. Вот самые интересные факты: 1. Садовая 302-бис, в которой по сюжету романа проживал Сатана со своей свитой на самом деле находится на Большой Садовой 10.
На роман обрушился шквал чудовищной критики. Разумеется, после такой однозначной оценки наркома критики просто не могли иметь другое мнение. В выражениях они не стеснялись, называя Булгакова "мелкобуржуазным отродьем", а его произведения — "контрреволюционным хихиканьем". Работа над "Мастером и Маргаритой" Но полуголодный Булгаков последовательно отказывался от компромиссов как с властью, так и с самим собой. В его прозе того времени с большим трудом можно разглядеть хоть какое-то сочувствие к советскому строю. Дошло до того, что произведения Булгакова признали антисоветскими. Многие удивлялись, почему писателя до сих пор не расстреляли. Кадры из фильма режиссера Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Он вообще был, наверное, одним из самых интересующихся "президентом", можно так сказать современным языком", - говорит актриса театра им. Булгакова Екатерина Климова. Несмотря на полное безденежье и травлю в советской прессе, писатель продолжает работать, теперь уже над романом "Мастер и Маргарита". Булгакова Евгений Самарин. Многие считают, что идею написания "Мастера и Маргариты" подарил Булгакову именно дом 10 по Большой Садовой. И странный номер "302 бис" не более чем его сценический псевдоним. Согласитесь, что 302 дома на улице — нереальная сумма, таких улиц не существует. И Булгаков этим как бы подчеркивает нереальность происходящего", - объясняет Николай Голубев. Считают, что прототипом Ивана Бездомного был пролетарский поэт Демьян Бедный, и говорят, Бедный жестоко обиделся. Неважно, какое воплощение тебя происходит, но если воплощение тебя происходит, это уже безусловная огромная награда для любого человека. И уж тем более, когда тебя воплощает такой одаренный и великий человек. Понятно, что это впоследствии было понятно, но мне кажется, что удивительная вещь, когда вдруг твой образ, пускай названный другим именем, вплетается в некое мистическое произведение и влияет на него изнутри и снаружи, это необычно", - рассуждает актер театра им. Булгакова Филипп Бледный. Рудольф Кибель слыл большим оригиналом. Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. И именно в его квартиру поселил персонажей "Мастера и Маргариты". Барельеф, посвященный героям романа "Мастер и Маргарита", 1999 год. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира", - утверждает житель дома Сергей Щепин Еще один ярчайший представитель коммунального товарищества — Аннушка. Ее Булгаков увековечил в своих произведениях не единожды. Она, кстати, жила здесь, в этой квартире, - утверждает Иван Назаров. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Булгаков, конечно, выскакивал, бежал вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели". Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом. Такое иногда случается", - рассуждает Назаров. В реальности таким варварским способом согреться пыталась, разумеется, не Аннушка, а хиппи, заселившие дом 60 с лишним лет спустя. Как раз тут полуразрушенные квартиры были, где хиппи все, и молодежь собиралась. Когда хиппи жили в первом подъезде, весело было. Там молодежь такая была чудная", - вспоминает Виктор Голос. Тогда, в самом начале 1990-х, легендарная квартира оказалась совершенно перенаселенной, причем публикой весьма разношерстной и вот почему. В доме оставалось небольшое количество коммунальных жителей, которые, естественно, узнав об этих планах, еще сильнее начали цепляться за эти квадратные метры и мечтать об огромных квартирах, которые имя предоставят", - говорит Николай Голубев. В 50-й квартире как раз размещалось чертежное бюро, в подвале — машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация", - рассказывает историк Филипп Смирнов. А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенной коммуналки о новых просторных квартирах. В итоге в опустевших чертежных, машинописных и разных других офисных помещениях завелась различная жизнь", - говорит Голубев. Спасти дом Булгакова Жизнь эта отвоевывала себе пространство довольно агрессивно. Время было такое: кто успел урвать, тот и молодец. Внутренние распри утихали тогда, когда жители были вынуждены консолидироваться перед лицом внешнего врага. Во всяком случае, именно так они воспринимали зачастивших в их двор поклонников творчества Михаила Булгакова. Мало того что у них в квартирах было не протолкнуться, так еще и во дворе скапливались люди, любители мистики и чудес, народ странный и некультурный", - рассуждает Наталья Склярова. Навязчивые поклонники были не единственной проблемой дома Булгакова. Он был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось.
И именно в ней у писателя возникла мысль о том, что «квартирный вопрос портит людей». По свидетельствам некоторых очевидцев там и до сих пор происходят какие-то странные вещи. Например, некоторые жильцы этого дома по ночам слышат звуки, похожие на звуки пианино, учитывая тот факт, что в это время там никого не может быть. И по сей день, некоторые люди считают, что все желания, загаданные в этой квартире, будут непременно услышаны высшими силами. Поэтому говорят, что загадывая желание нужно быть осторожней и более четко формулировать их. Многие люди, которые оставались на ночь в квартире Булгакова, отмечали, что с наступлением темноты квартира как будто «оживала». То есть они отмечали, что ни с того, ни с сего начинали скрипеть половицы так, как будто по ним кто - то ходит. Некоторые так же считают, что те сверхъестественные силы , обитающие в квартире, их охраняют и в обычной жизни.
10 булгаковских адресов в Москве
В этом помещении музея-квартиры Булгакова в Москве можно увидеть давно вышедшие из обихода примусы, бидоны, самовары, сталинские чайники, утюги, щипцы для сахара. Показываю, как выглядит нехорошая квартира Булгакова из романа. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10. Булгаков вынужден был жить в этой квартире, в этих условиях до 1924 года. Дом Булгакова в Москве знают как мистическое место, в котором происходили «нехорошие» вещи, описанные в романе «Мастер и Маргарита». В этом помещении музея-квартиры Булгакова в Москве можно увидеть давно вышедшие из обихода примусы, бидоны, самовары, сталинские чайники, утюги, щипцы для сахара.
Квартира, где рукописи не горят
В этом доме Булгаков жил по двум адресам, в квартире №50 и в квартире №34. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Тайный дневник Михаила Булгакова (АНОНИМУС) в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн! Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес! Пройти по тонкому мосту, соединяющему здешний и бесплотный миры, вам поможет экскурсия в «нехорошую квартиру» Булгакова. В Музее истории российской литературы имени Даля устроили не просто экспозицию, а настоящую квартиру, где можно почувствовать атмосферу мистических 30-х, когда Михаил Афанасьевич и написал свой великий "закатный роман". "Берлиоза охватил столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших", так описывает Булгаков встречу с обитателем квартиры по адресу Большая Садовая, д. 10, в которой теперь открыт музей "нехорошей квартиры". «Нехорошая квартира», работающая как музей Булгакова, стала лидером по количеству впечатлённых фильмом туристов из Среднего Урала.
Мистическая Москва Булгакова
одна из самых загадочных персон русской литературы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересное, истории, литература на развлекательном портале Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. Мистическая квартира — лишь один из проектов цифровой экосистемы МТС в большой кампании, приуроченной к старту новой экранизации романа Булгакова. Была ли у него мистическая связь с Гоголем, и за что Булгаков ненавидел Маяковского? Булгаков вынужден был жить в этой квартире, в этих условиях до 1924 года. "Берлиоза охватил столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших", так описывает Булгаков встречу с обитателем квартиры по адресу Большая Садовая, д. 10, в которой теперь открыт музей "нехорошей квартиры".
МТС создала Мистическую квартиру на Патриарших по мотивам «Мастера и Маргариты»
Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве». Своего жилища М. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.
Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия» : «Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Большая Садовая, 10, п. Его испытывают все: и впервые оказавшиеся, и работающие там много лет.
Остро ощущаешь, что находишься внутри этого пространства со всеми его скрипучими дверьми, зеркалами, образами, населяющими квартиру уже больше века. Действительно, некоторых фантазии охватывают настолько, что им начинает мерещиться разное. Но большая часть таинственных событий происходит в воображении людей. СМИ писали, что вы и плавающие сцены на Патриарших прудах устанавливаете, и звёзд оперной сцены приглашаете. У вас хватает на это средств? Но мне эта работа тем и нравится, что современный музей - это всё: точка притяжения, медиа, научный центр, театр...
Главное, помнить, что цель - распространение знаний о Булгакове. А привлечение посетителей - лишь способ к ней приблизиться. Что касается Патриарших, там начинается действие романа. Мы водим туда экскурсии. Помимо прочего занимаемся темой музыки в произведениях Булгакова. Это огромный пласт информации, которую не передать в рамках традиционной музейной работы.
Поэтому организуем музыкальные программы. Три года назад состоялся масштабный оперный концерт на воде: был понтонный зрительный зал, на набережной играл оркестр, выступала Хибла Герзмава и другие замечательные музыканты. Мы деньги не вкладывали.
Шум, грязь, постоянные конфликты. Эта квартира встречается в нескольких произведениях писателя, например, в «Самогонном озере» и «Зойкиной квартире», и везде чувствуются ненависть и неприятие. Можно представить, с каким удовольствием Булгаков описывал, как горит эта «нехорошая квартира»! Кстати, поговаривают, что когда он писал эту сцену, в доме действительно начался пожар. В том же здании располагается «Булгаковский дом».
Как и все, связанное с писателем, он окружен сверхъестественными слухами. Так, однажды туда пришел черный кот, словно сошедший со страниц «Мастера и Маргариты». Его, разумеется, назвали Бегемотом и оставили в музее. Недавно кота выкрали, но потом вернули обратно. Был еще до дрожи странный случай — во время установки одного экспоната, трамвая 20-х годов, строители, как по заказу, нашли в подвале человеческую голову. Сотрудники чуть не схватили инфаркт, но оказалось, что это часть какой-то чугунной скульптуры. Казалось бы, все сходится, но не все так просто. С Булгаковым никогда не бывает просто.
Потолки там не очень высокие, камин отсутствует. Позже Булгаков переехал в 34-ю квартиру того же дома. Она больше походила на «нехорошую», во всяком случае, камин там имелся. И Воланд, кстати, тоже! В этой квартире жил фронтовой друг Булгакова, обрусевший немец Кибель. Во время Первой мировой он потерял зубы, и потому сверкал коронками — справа золотыми, слева платиновыми. Совсем как у Воланда.
Просим выселить... Зато следующий - назовем его "иск о диванах" - выиграл. Дело в том, что культурный центр в 2004 году на основании решения районной комиссии по борьбе с терроризмом занял помещение, где ранее размещался Фонд спасения правда, по информации компании "Ликом-центр", занимавшейся расселением коммуналок в доме, размещался незаконно.
Как рассказывал Морозов "Известиям" в 2004 году, в процессе этого пропали ценные вещи инженерная документация на дом, старинный патефон с набором пластинок, реквизит детского театра... За пять лет список вещей заметно разросся - теперь он включает в себя 107 пунктов "холодильник ЗИЛ - 1000 руб. Суд присудил взыскать с культурного центра 6 млн руб. А что еще? Обвинения абсурдные, и я не понимаю, почему суд их удовлетворил, - уверен Николай Голубев. Александр Морозов интервью никому не дает - зато каждое воскресенье приходит во двор с крестным ходом и предает своих недругов анафеме... Так повелось еще с тех пор, когда подъезд жил круглосуточной жизнью. Ближе к полуночи на лестнице начиналось столпотворение - у юных булгакофилов было поверье, что если прийти к "нехорошей квартире" ровно в 12 и поцеловаться, то будет им большая и чистая любовь, как у Мастера и Маргариты. Тот, кто хотел детализировать нюансы, писал записки и заталкивал в дверь или в щели между рамами. Когда подъезд окультурили, целоваться стало неловко - прямо напротив на стенке появилась камера видеонаблюдения.
Поэтому пульт управления чудесами переместился в культурный центр - причем без всяких усилий со стороны организаторов. Просто через несколько дней после открытия уборщица начала приносить груды записок вроде "Хочу выйти замуж за Петю", вытащенных из всех щелей. Что оставалось делать? Поставили фанерный ящик с надписью "Почта любви" - заявки на чудо теперь можно бросать туда. Раз в год все накопившиеся записки привязывают к воздушным шарикам и отпускают в небо. Чудо - вещь упрямая: если его так ждут, оно обязательно случится. Вопрос - когда. Так что желайте конкретнее, пожалуйста... Для особо требовательных предусмотрен неформальный способ донести до провидения в лице Булгакова свою жажду любви: в туалете культурного центра оставлена оклеенная обоями стена, где можно обнаружить тексты "Хочу выйти замуж по любви" и даже "Люблю тебя, Дашенька. Твоя Саша".
Кстати, как выяснилось, Булгаков помогает не только от любовного томления - у его гипсового памятника уже дважды отламывали кисть руки: прошел слух, что если поздороваться с писателем за руку, то будет удача... Доходный дом купца Пигита Дом N 10, яркий образец венского модерна, появился на Большой Садовой улице в Москве в 1903 году. Построен архитекторами А. Милковым и Э. Юдицким по заказу купца и промышленника Ильи Пигита. Владелец фабрики "Дукат" Пигит собирался разместить в здании фабричные корпуса. Однако власти запретили устраивать промзону рядом с церковью Св. Ермолая находилась между домом N 8 и Малой Бронной, снесена в 1930-е гг.
Квартиру из нового фильма «Мастер и Маргарита» воссоздали в московском отеле
это мир, где царят мошенники и спекулянты, сутенеры и прочие авантюристы. располагается музей Михаила Булгакова. «Нехорошая квартира»: мистические места в произведениях Михаила Булгакова. Новости. Номер в отеле «Марко Поло», напоминающий мистическую квартиру из романа Булгакова, пользуется большим спросом после выхода новой экранизации «Мастера и Маргарита». Общий объём передачи данных туристов из Челябинской области, интересующихся мистическими локациями романа Михаила Булгакова, вырос на 93 % по сравнению с прошлым годом. История знаменитого дома, в котором сейчас размещен музей Михаила Булгакова. Какими тайнами окутана «нехорошая квартира».
Поиск по новостям и статьям
Все доступные для бронирования даты были выкуплены пользователями менее чем за сутки. В сервисе бронирования отелей МТС Travel эксклюзивно появился номер в московском отеле «Марко Поло», стилизованный по мотивам новой экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булакова. Отель с Мистической квартирой находится в районе Патриарших прудов, в Спиридоньевском переулке, неподалеку от места событий романа Булгакова, а также действующего музея-квартиры писателя. Сама «квартира» представляет собой двухкомнатный номер класса «люкс» с раздельными спальней и гостиной с мягкой мебелью и обеденной зоной. В номере также есть два балкона с видом на Спиридоньевский переулок.
Анфисой звали бабушку писателя — мать Варвары Михайловны Булгаковой, в девичестве — Покровской. Вполне вероятно, что какие-то её черты были использованы при описании прислуги Анны Францевны. Справедливости ради следует сказать, что роль незначительная, так что какой-то специальный прототип тут был совершенно не нужен — мало ли сухоньких, набожных старушек в Москве? Ну и Беломут.
Фамилия читается как "баламут", а это парафраз фамилий Булгаков "булгак" — беспокойный человек и Турбин от украинского "турбуватися" — беспокоиться. И так, "однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюю второго жильца фамилия которого утратилась и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции в чём-то расписаться. Удивительнее всего то, что, очевидно, с ним вместе исчез и милиционер". Суеверная Анфиса сказала, "что это колдовство и что она прекрасно знает, кто утащил и жильца, и милиционера, только к ночи не хочет говорить".
Но, как и героиня будущего романа Булгакова, Елена Сергеевна была замужней женщиной. Да и сам Михаил Афанасьевич тогда еще был женат на Любови Белозерской. Поэтому первое время влюбленные скрывали свои отношения.
Вскоре история повторится. Писатель опять приведет в дом новую супругу, а Любовь Белозерская в полной мере ощутит на себе все, что когда-то пережила Татьяна Лаппа. Новая возлюбленная Булгакова проявила к литературному творчеству Булгакова самый искренний интерес. Она даже взялась выполнять функции его личного секретаря и под диктовку печатала страницы его нового романа. Шиловская и поможет потом Булгакову своими руками отправить все это вместе с черновиками в печь. Потом он садится писать свой роман заново. В 1934 году в нем впервые упоминается Маргарита.
История о Дьяволе превращается в величайшую историю о любви. В 70-х годах выяснится, что произведения писателя невероятно кинематографичны. В конце 80-х о своем намерении снять «Мастера и Маргариту» заявят сразу три режиссера. Но поставить картину сможет лишь один.
Но в квартире до сих пор происходят странные вещи, которые вполне реальны и подтверждены множеством очевидцев. Они связаны с романом, а дом как будто бы живет своей жизнью. Например, смотрители музея иногда слышат цокот копыт, который проносится по комнатам. В квартире по ночам иногда срабатывает пожарная сигнализация, а два раза, по утверждению все тех смотрителей музея, они сработали будучи не подключенные к источнику питания. Но никого этого не пугает, наоборот, считается, что квартира и дом помогают людям исполнять их желания.