Позиция Александра Проханова, писателя, председателя Изборского клуба и Движения «Русская Мечта», принявшего участие в работе экспертного круглого стола 1 ноября 2023 года. Александр Проханов: «Мы находимся в состоянии переходного периода, сложного, мучительного, инерционного, потому что три поколения были воспитаны в либеральных.
Великое ожидание. Птица российской коррупции ужасна. Александр Проханов
Известный советский и российский писатель, журналист, прозаик, сценарист, общественный и политический деятель Александр Проханов приехал в деревню Изборск в Псковской области. Александр Андреевич Проханов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) — советский и российский политический деятель, писатель, публицист. Канал писателя и главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова. В эфире Иван Панкин и Александр Проханов, личность легендарная, писатель, журналист и главный редактор газеты «Завтра».
Александр Проханов провел творческую встречу во Владимирском филиале РАНХиГС
Многое из того, что мы сегодня показываем на парадах, создано еще в те времена нашими учеными, конструкторами, инженерами". Проханов о Путине "Я вижу проблемы Путина, его драму. Он был все эти десятилетия с начала своего правления центром, к которому двигались массивы нашего государства, и эти массивы уравновешивались Путиным. Я пишу, что он был коромыслом весов, на котором качались две чаши укладов — патриотического и либерального.
Но с какого-то определенного момента эти весы разбалансировались: патриотический уклад вышел из-под контроля Путина, либеральный — тоже. Президент не сумел за время после Крыма совершить долгожданного рывка, развития, которое бы соединило два этих уклада. И каждый уклад пошел своей стороной.
Внутри каждого возникла путаница, сложная система распадов. Поэтому Путин не контролирует эти два огромных массива современной России. Наверное, он контролирует губернаторов, армию, силовые структуры, но он в меньшей степени следит за этими огромными, сложившимися за постсоветское время общественными пластами, которые развиваются своим собственным путем, причем достаточно хаотично".
После того, как Путин получил власть, он шел триумфально, совершил несколько мощных шагов, которые современное государство создали и укрепили. Это внушало к нему уважение и даже обожание. Путин сохранил государство, уничтожил сепаратизм, закончил кавказские войны, разгромил террористов, воссоздал оборонную промышленность, помог развитию церкви, строил храмы и монастыри, в конце концов он присоединил Крым к России, одержал крупные дипломатические победы.
А потом все остановилось. Самолет, который не летит, падает, и Россия после 2014 года остановилась, мы уже пять-шесть лет не двигаемся. Эта остановка приводит к распаду и укладов, и структур.
Вот почему Путин остался в одиночестве". Путин остался в одиночестве. Что русский человек должен только выживать, всё время рыть землю — или окопы для войны, или могилы для ближних.
Только почему-то у русского народа в своё время появились Пушкин и Достоевский. Это что — издержки нашей низменной материальности? Это может сделать только власть".
Готовясь к предстоящей схватке, пусть каждый из нас преисполнится стоицизмом и верой, отторжением зла и обожанием ненаглядной России".
В Москве не было уже обычных ноябрьских торжеств с обязательным атрибутом-военным парадом и демонстрацией трудящихся. Проханов вспомнил тот день: "…я надел три своих советских ордена и пошёл на перекрытую, пустую и мёртвую Красную площадь. Там были турникеты, возле них стояли милиционеры, совсем молодые ребята.
Среди них оказались "афганцы". Я попросил их пропустить меня. Ребята немного помялись, посовещались — и открыли турникет. И я прошёл по Красной площади один.
Наверно, это был самый высокий момент моей жизни и судьбы. Это была моя ноябрьская демонстрация. Это был мой парад. Я шёл по огромной пустой площади, её брусчатка отливала сталью; я прошёл мимо Мавзолея, у заколоченного входа в который уже не стояли солдаты Почётного караула.
Был туманный розовый Кремль, и был флагшток, на котором ещё развевался красный флаг, и был я со своими орденами и с памятью о том священном Параде 1941 года, когда по этой брусчатке шли полки, потом погибавшие под Волоколамском; и с памятью о Параде 1945 года в честь Великой Победы, когда наши солдаты бросали к подножию Мавзолея штандарты поверженных немецких дивизий. Я провёл здесь парад за всех, кто не смог пойти со мной. Это было в момент моего страшного падения и ужаса, я был беспомощен и безволен, я растворился в этой жиже, покрывшей мою страну. Но я собрался, — и это был парад моей Победы, и меня приветствовали мой Генералиссимус и мой Маршал Победы.
Из легкого оцепенения меня вывел Александр Андреевич. Задавал, казалось бы, простые вопросы: интересовался военной журналистикой, газетами к тому времени я возглавлял газету Северокавказского военного округа , много расспрашивал о моем командире генерале Геннадии Трошеве. Мы с Шурыгиным их и познакомили. Позже знакомство генерала и писателя переросло в крепкую мужскую дружбу.
Вскоре Проханов прилетел в Ростов-на-Дону, затем на вертушке мы перебазировались в Ханкалу, где размещался штаб Объединенной группировки войск. Писатель проживал в вагоне бронепоезда, который курсировал из Грозного в Гудермес и обратно. От вагона до штаба идти было недалеко, всего метров триста, но передвигаться приходилось по такой грязище, что у некоторых с ног сваливалась обувь, и они продолжали свой путь босиком. Командующий, несмотря на большую занятость, нашел время встретиться с Прохановым.
На вертолёте они пролетели над склонами гор, покрытыми не опавшими за зиму, ржавыми дубами, и на вершине горы опустились на площадку, где находился штаб операции. Вокруг были ущелья, горы и снова ущелья и горы, горы, стоял командирский КУНГ с развёрнутыми антеннами. Генерал из КУНГа командовал операцией: в ущелье, где предположительно находился Басаев, сначала посылал штурмовики, которые бомбили склоны горы, затем вертолёты, что наносили свои воздушные удары, потом шёл спецназ, процеживая ущелье. В командирском КУНГе Трошева располагался видавший "виды" замызганный диван, и на нём — замусоленная, зачитанная до дыр газета "Завтра".
Трошев, генералы, офицеры читали "Завтра", Проханов не раз потом подчёркивал эту деталь.
О чем говорили? И из ее слов я узнал о том, что происходит перелом в сознании человека. Люди просыпаются, тянутся к возвышенному, прекрасному, резко увеличивается число посетителей музеев, люди идут к русским храмам. И сам я, и мои родные искали, жаждали такого русского духовного интеллектуального прорыва.
И вот в нашей беседе многие мои ожидания, чаяния подтвердились.. Что явилось толчком, в какую смысловую сторону началось движение? И не только публицистов, но и представителей шоу-бизнеса, либеральных режиссеров, актеров, литературных критиков, писателей, всех тех, кто еще недавно создавали интеллектуальный фон, господствовали в общественном мнении, заполняя это общественное поле своими высказываниями, своей эстетикой и своей культурой, которая во многом была культурой осквернения, культурой, связанной с понижением человеческих представлений о ценностях. Эта культура опускала человеческие интересы вниз, ниже пояса, в пах, а не возвышала их к глазам, к сиянию, к небесам. И вот пустота, которая образовалась из-за этого исхода, сейчас заполняется явлениями иного рода — явлениями русского искусства, русского мышления, русского знания, которые до последнего времени пребывали втуне, влачили жалкое существование, были запечатаны и для них не было места.
Но вот теперь им открылась возможность оздоровиться. Всадники Хирурга — новые казаки -В чем это выражается? Ну, проще сказать, можете привести примеры? Я прежде всего сказал бы о моем обожаемом друге Хирурге Хирург — прозвище Александра Залдостанова, основателя и лидера движения байкеров «Ночные волки» - авт. Это движение, союз седоков на грохочущих мотоциклах, превратилось в своеобразное духовное братство мужиков самых разных возрастов от Тихого океана до Смоленска, и даже до Берлина, до Европы.
И вот это огромное количество крепких, деятельных, яростных, азартных людей превращается в новое какое-то сословие, я их условно называю новыми современными казаками. Потому что их «ямахи» - это и есть те казачьи кони, которые делают человека свободным, быстро перемещающимся, вольным стрелком. Это братство основано на служении Родине. Многие из этих ребят сражаются там, на поле боя, на Украине.
И образ этой русской идеологии, если говорить метафорически, это «храм на холме». Холм — это русская великая история, насыпанная через наши муки, через наши страдания, через наши победы, через наши громкие преодоления. И эта гора венчается не крепостью, как у Америки — град на холме, а это Храм, который доносит этот холм до высот духовных, божественных… Идеология «Русской мечты» — это, на мой взгляд, и есть то, что душа наполнит собой идеологическую пустоту, которая образовалась после крушения Советского Союза. Поэтому объясню сразу, почему его задаю, такую предысторию. До «Мюнхенской речи» 2007 года Россия смотрела на Запад.
Наводили порядок в стране. Занимались хозяйством без опоры на идеологию. И то, что мы имеем сегодня в идеологии, не является ли ресентиментом? Обидой на Запад за то, что он нас в свое лоно не принял? Нет ли в этом со стороны руководства нашей страны лицемерия? Может быть, мы не «Наш путь» ищем, а от обиды действуем? Потому что обида -плохой советчик для политиков. Серьезные политики не руководствуются обидой, они руководствуются целесообразностью и компромиссом. Это раз.
А потом — в ту пору мы хотели в НАТО. Мы хотели вообще рассечь Россию на восемьдесят отдельно взятых субъектов. Там много было таких сумасшедших идей, иногда сгоряча. Но интереснее всего то, что после разрушения империи советской, после победы либералов… Потому что ельцинская победа — это победа либералов. Вспомните пласты, которыми он себя окружил: все эти Чубайсы , Немцовы, Гайдары, вся культура, вся массовая информация — они победили раз и навсегда. Расколов великое советское пространство, они продолжали колоть и русское пространство. И тут почему-то — от обиды или не от обиды — Россия опять восстановила свою имперскую традицию, укрепила границы, создала мощное оружие. И все это от обиды? Нет, это наивный вопрос.
Интереснее ответить, почему либералы ушли на задний план? Почему они проиграли свою победу? Не выиграли до конца свою победу. Потому что у нас олигархическое государство. Это не государство рабочих, интеллигентов, ученых — это государство олигархов. И под олигархов построена вся система власти, система экономики. Но это абсолютно не страна Гайдаров и Чубайсов. И не страна Шендеровичей и Венедиктовых. Нужен ли нам Путин?
Чтобы сделать то, о чем вы говорите, сделать тот самый следующий шаг, нам нужен новый лидер? Я не говорю «развалить», а сделать следующий шаг. Когда он перестает справляться, он сменяется другим лидером. Тем или иным способом. Конституционным или через сопротивление, или даже через восстание. Есть такая метафора, как «птица русской истории». История — это своеобразное такое пернатое существо, которое движется по своей синусоиде вот этих русских правлений. Она выбирает себе гнездо — в ком его свить, это гнездо. Когда она находит — не сразу находит — она свивает это гнездо.
С какого-то момента ей становится очень тесно в этом человеке. Он перестает быть ей чертогом, той веткой, на которой она сидит. И она в некоторое время порывается и улетает. И этот человек остается пустым. А в этот момент остается пустым и государство. Тогда возникает смутное время. Тогда возникает время великих смущений и распрей. До той поры, пока эта птица опять не выберет себе это новое гнездо. Ведь в свое время Ельцин был окружен такими очень сильными, яркими людьми, которые считались его преемниками.
Такие, как Борис Немцов, другие были рядом с ним, Степашин был. И вдруг эта птица выбрала никому не известного Путина. Она сидит в нем довольно долго. За это время русская история сумела собраться, остановить распад, восстановить и спасти индустрию, создать мощные корпорации. Продолжая заветы наших предшественников в Арктике, в космосе, на Дальнем Востоке. И эта птица живет, но она решила, что ей сейчас стало тесно. Развитие остановилось. Путин перестал создавать и генерировать новые формы правления. Мы все засиделись, нам тошно в этом остановившемся обществе.
Мы тоскуем по поводу того, что падает экономика, по поводу того, что нет крупных и ярких проектов. По поводу того, что ни одни из социальных проектов не были выполнены. И наше правление эти проекты уничтожило. Страна наполнена ворами, ее разворовывают, ощущение, что Россия без хозяина. И это все очень серьезные симптомы. Можно отписаться в любой момент.
Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
И сам я, и мои родные искали, жаждали такого русского духовного интеллектуального прорыва. И вот в нашей беседе многие мои ожидания, чаяния подтвердились.. Что явилось толчком, в какую смысловую сторону началось движение? И не только публицистов, но и представителей шоу-бизнеса, либеральных режиссеров, актеров, литературных критиков, писателей, всех тех, кто еще недавно создавали интеллектуальный фон, господствовали в общественном мнении, заполняя это общественное поле своими высказываниями, своей эстетикой и своей культурой, которая во многом была культурой осквернения, культурой, связанной с понижением человеческих представлений о ценностях. Эта культура опускала человеческие интересы вниз, ниже пояса, в пах, а не возвышала их к глазам, к сиянию, к небесам. И вот пустота, которая образовалась из-за этого исхода, сейчас заполняется явлениями иного рода — явлениями русского искусства, русского мышления, русского знания, которые до последнего времени пребывали втуне, влачили жалкое существование, были запечатаны и для них не было места. Но вот теперь им открылась возможность оздоровиться. Всадники Хирурга — новые казаки -В чем это выражается?
Ну, проще сказать, можете привести примеры? Я прежде всего сказал бы о моем обожаемом друге Хирурге Хирург — прозвище Александра Залдостанова, основателя и лидера движения байкеров «Ночные волки» - авт. Это движение, союз седоков на грохочущих мотоциклах, превратилось в своеобразное духовное братство мужиков самых разных возрастов от Тихого океана до Смоленска, и даже до Берлина, до Европы. И вот это огромное количество крепких, деятельных, яростных, азартных людей превращается в новое какое-то сословие, я их условно называю новыми современными казаками. Потому что их «ямахи» - это и есть те казачьи кони, которые делают человека свободным, быстро перемещающимся, вольным стрелком. Это братство основано на служении Родине. Многие из этих ребят сражаются там, на поле боя, на Украине.
Движение патронируется Хирургом, деятельным организатором и удивительным художником, который создал свой потрясающий театр. Не театр золоченых лож, обшитых бархатом рядов. Это театр улиц, театр площадей.
Несмотря на преклонный возраст — в родной деревне Афанасово — он гость нечастый. В свои 81 он по-прежнему постоянно в разъездах. Путь Александра Проханова к Богу- это в буквальном смысле Путь.
Московского градоначальника удостоили награды за большой вклад в социально-экономическое развитие Москвы.
В 2012 году Проханов стал членом Совета по общественному телевидению. Первая книга Александра Проханова «Иду в путь мой» была опубликована в 1971 году. В ней он рассказывал о тяготах жизни русской деревни. Под впечатлением от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии в 1975 году журналист создает свой первый роман «Кочующая роза», где поднимает проблемы простого рабочего человека. Командировки в горячие точки меняют направление творчества Александра Андреевича, и он обращается к военному жанру с примесью политики. Так появляется роман «Место действия», экранированный киностудией «Ленфильм». Военно-политическая тема находит отражение и в современных работах писателя — книгах «Крым» и «Новороссия, кровью умытая».
Александр Проханов: «Нельзя одолеть Запад, оставаясь Западом»
В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР. Писатель Александр Проханов. Статья автора «Ваши Новости» в Дзене: Редакция «Ваших Новостей» публикует «юбилейное» интервью ко дню рождения Александра Проханова. Писатель Проханов рассказал о "таинственной молекуле русского бессмертия", которая мешает Западу растоптать РФ.
Александр Проханов провел творческую встречу во Владимирском филиале РАНХиГС
Проханов родился в 1938 году в Тбилиси. В 1942 году вместе с семьёй был эвакуирован в Чебоксары , где прожил до 1944 года. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962—1964 годах «искал своё место»: работал лесником в Карелии , водил туристов в Хибины , принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы открыл для себя А.
Платонова , увлёкся В. В 1968 году начал работать в « Литературной газете » [6]. С 1970 года работал корреспондентом «Литературной газеты» в Афганистане , Никарагуа , Камбодже , Анголе и в других местах. Проханов одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманском во время советско-китайского пограничного конфликта.
С 1986 года активно публиковался в журналах « Молодая гвардия », « Наш современник », а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год работал главным редактором журнала « Советская литература ». Являлся членом редколлегии журнала « Советский воин ». В КПСС не состоял [5].
В 1990 году подписал « Письмо семидесяти четырёх ». В декабре 1990 он создаёт свою газету « День », где также становится главным редактором. Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года , после чего была закрыта властями. В сентябре 1993 года выступил в своей газете «День» против антиконституционных действий президента Ельцина , называя их государственным переворотом, и поддержал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.
После танкового расстрела здания парламента Верховного Совета газета «День» была запрещена Министерством юстиции , что противоречило действовавшему законодательству, согласно которому это можно было сделать либо по решению суда, либо по указу президента. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом , её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены.
Это непередаваемое ощущение. На многих фотографиях с войны Проханов с оружием. Я не знаю, назвать ли это стычкой, но несколько раз мне приходилось стрелять. И меня некоторые наши чистоплюи укоряют — журналист с автоматом, фу, какая гадость. Наше орудие микрофон, перо. А я считаю, когда журналист попадает на войну, он сам должен себя охранять. Он боевая единица.
Я сейчас смотрю наших военкоров, я думаю, что у них где-то припрятана граната", — отметил писатель. Афганистан Проханов прошел с великой, как он ее называет, 40-й армией. С ней и выходил, когда победила перестройка. И армия должна была служить примером вот этого попрания. Я понимал, что это огромная начинается беда", — вспоминает Проханов. Он создает газету "День", а в 1990-м пишет статью "Трагедия централизма", где утверждает: перестройка приведет к распаду СССР. Ее стоит перечитать и сегодня, и тем, кто согласен с Прохановым, и тем, кто не согласен. Среди прочих называет три причины: децентрализация управления, отказ от идеологии, русофобия как способ выживания национальных псевдоэлит. Тогда окончательно складывается образ Александра Проханова как последнего солдата империи.
При том, что он никогда не считал империю идеальной — считал катастрофой то, что грядет вместо нее. Его называют красно-коричневым, он же не перестает удивляться, "что за сучье племя эта либеральная интеллигенция". А тогда, когда оппоненты стреляли с танков по моим друзьям и сторонникам, когда мне приходилось хоронить вместо людей кровавые ошметки, в 1993 году, когда меня били кастетом по голове, били на уничтожение, когда я видел, как испепеляют мою родину и как американские гильотины рубят дееспособные подводные лодки на севере, я позволял себе, не стеснялся в выражениях", — признался Проханов. Он не стал участником заговора ГКЧП. Но удивительно, потому что мне казалось, что я как бы внутри его, я со многими дружил, я чувствовал, что этот заговор назревает. ГКЧП проиграло, потому что они были слишком старомодны, они не понимали роль слова, роль в журналистике, роль в этой гуманитарной составляющей, во всем процессе. Я далек от мысли, что они пощадили мое дарование, как декабристы пощадили Пушкина, и мне кажется, мне было там место. Он не верит, что генерал Ахромеев повесился на батарее, а министр Пуго застрелил жену и себя. Он презирает Язова за публичное покаяние.
Единственный в истории одиночный траурный парад. И меня сначала не пускали, но там среди милиционеров оказались афганцы, а я в ту пору пользовался у афганцев репутацией, они любили меня, ценили меня", — рассказал писатель. Против Ельцина Проханов боролся так же, как против Горбачева.
Пусть его пепел летает над Европой. Поговорим о колесе, в котором хрустят кости. История, мать-история — это гигантское колесо, в котором хрустят кости. Можно этому радоваться, тогда ты — безумец. Можно это принимать как чудовищную данность и неизбежность, тогда либо ты — аналитик, либо — реальный политик. В петровское время это колесо пропустило сквозь себя половину населения России, там прохрустели эти кости. Пушкин считал его великим царем, зодчим новой России.
Вы не читали дневников Пушкина, когда он готовился писать историю Петра Первого? Если вы не читали, он выписывал все приказы Петра, которые становились все более и более жестокими. Ну, например, за вытье — сечь, когда все равно выли на могилах. Вырывать языки. В конце концов, последняя строчка пушкинская, что от этой жестокости его воротит, и он писать Петра не будет. Но вместо истории Петра он написал «Полтаву» и там были такие слова: «Грянули «ура»! Полки увидели Петра». Он обожал Петра. То же самое я могу сказать о Грозном. Эти плахи, эти покоренные, разоренные Тверь, Новгород и Псков… Сибирь, гигантское централизованное государство.
Это же было сделано не из-за садизма. А, например, пророк пророков Моисей, который вывел евреев из Египта, а потом у горы Синай треть народа переколотил своего, избил всю треть, которую он вывел из Египта. А потом водил еще 40 лет, чтобы они все умерли, чтобы те, кто вышли… — И чтобы сам умер. Не увидел бы, потому что был рабом. Это подвиг Моисея. Он изморил весь народ свой. А что, то, что он сам умер, искупает эти мучения, эти жертвы, эту жажду, эти пески, в которых чахли евреи, лишенные воды? Поэтому история, матушка-история — это огромное колесо. Нам надо на это колесо, может быть, не молиться на это колесо, ждать, что если ты связан с этим колесом идеологически, ты должен готовиться, что и твои кости прохрустят в этом колесе. Не надо бояться этого.
И, кстати, кости Моисея прохрустели в этом колесе. Поэтому я и говорю, что, может быть, и мои прохрустят, хотя, я, конечно, не Моисей. Вы сказали: «По существу, дети кинулись сжирать своих отцов. Болотная площадь, Проспект Сахарова — это начавшаяся в России оранжевая революция. Власть ощутила угрозу, она, в общем, ошалела от того, что покладистое и дрессированное животное, которое брало корм из его рук, вдруг стало кусать эти лапы. Она ошалела от этого и пребывала некоторое время в растерянности. Это схватка, причем смертельная, которая не закончилась, между властью или государством и вот этой вот сложной, мифологически протестной массой, которая всегда для власти заканчивается трагически. Государство в итоге сметается, потому что на стороне этой магмы, этого населения их собственные технологии и технологии мировые. Потом власть, против которой они восстают, она уязвима, она не идеальна» и так далее. Вы предсказываете чуть ли не насильственную смену власти у нас, когда вы об этом говорите?
Но я видел много демонстраций, многотысячных демонстраций, когда выступали против президентов во время Вьетнамской войны в Америке. Но это совершенно не… — А в Египте? Это демонстрации, которые смели режим. А разве в Ливии не то же самое? А разве Украина? А разве Грузия? Их нельзя сравнивать. Здесь-то нет. Оранжевые технологии — все говорят, что это опять американцы. Выходит, что у нас тоже это американцы.
Мы все время ищем какого-то врага. А эти люди протестовали против того, что, как им казалось, украли их голоса. В этом есть что-то противозаконное? А разве вы не знаете, что оранжевые технологии включают в себя выборные процедуры? Разве вы не знаете, что украинская оранжевая революция была связана с выборами, и грузинская то же самое? Из ваших слов я так понял, что власть слаба, неподготовлена и вот-вот «мы ждем следующего всплеска, он может наступить в середине зимы уже не наступил или весной уж точно, потому что идут чудовищные взлеты тарифов и прочее». Значит, вот мы должны ждать вот таких?.. Я тогда говорил, что Поклонная гора может слиться с Болотной площадью. И поэтому я говорил, что единственный способ сохранить государство — это начать немедленное развитие, то есть начать встречную революцию, революцию развития. Так, как это понимал Сингапур, когда он превратился из отсталой в супердержаву, как это понимал Петр, который… — Нельзя сравнивать Сингапур, такусенькую… Тогда Швейцарию можно вспомнить, Лихтенштейн… — Я сказал, Петр.
При Петре она была почти такая же — уже присоединены были Украина и Сибирь. Если вы так видите все, почему вы считаете, что если люди выходят на улицу, например, по поводу цен, что это оранжевая революция? Во всем мире выходят на улицу. В Греции выходят на улицу, требуют отставки правительства, недовольны этой политикой. Никто не говорит ни о каких оранжевых… Как только у нас, так это сразу оранжевая… Почему? Они есть. Оранжевые технологии записаны, они существуют. Вокруг нас постоянные оранжевые революции. У Лукашенко была оранжевая революция, но она захлебнулась. Я вам говорю, когда говорят «надо затягивать пояса», то, что происходит во время кризиса.
И люди выходят на улицу. Нигде и никому в голову не приходит говорить: «Это оранжевая революция, это американцы придумали». Как только у нас выходят, люди вашего карраса, если позволите, говорят так. Волнения сами по себе протестные — это прекрасная среда, которая может быть кумулятивно направлена против власти. Волнения февраля 1917 года были направлены технологически против монархии. И не стало власти, не стало России. Не стало монархии. Я смотрю на события Болотной площади именно так, потому что мной движет страх потери этого хрупкого, несовершенного, еще до конца не состоявшегося государства. Вы знаете о предложении Президента написать единый школьный учебник по истории. Вы знаете, что у многих это вызывает чувство протеста, какого-то возвращения к советскому времени, когда, действительно, был один учебник, одна точка зрения и больше никаких и не допускалось.
Каково ваше отношение, прежде всего, к учебнику? Как вам кажется, следует ли школьнику давать только одно толкование, и чтобы другое толкование считалось не то, чтобы неправильным даже, а как-то похуже, чем неправильным? Потому что учебник истории — это, конечно, очень упрощенное, может быть, даже примитивное руководство к пониманию той машины, в которой живет человек и живет ребенок. И, скажем, если бы к пылесосу, например, или к трактору было бы два разных руководства, две разных памятки, мы бы не поехали никуда. Вы говорите, что история — это как инструкция, например, к использованию автомата Калашникова. Послушайте, эта фраза — конечно, она просто войдет в историю. Но история — это же не инструкция, как использовать? Интересное понимание истории. Значит, все-таки, вы считаете, что история или как ее преподают — это инструкция? История — это сражение мифов.
В этих мифах побеждает миф сильнейший, миф, который устраивает господствующий класс или власть.
Александр Проханов родился в 1938 году.
Александра Проханова наградили орденом Александра Невского
Известный шоу-мен в рекламе банка Петра Авена О современной России "Мне душно в Москве, мне тошно в этом мире, где всё непонятно, где всё, как пластилин, спутано, где все радужные цвета превращаются в серый, мерзкий, мокрый цвет". Она приобрела во многом казенный, изнурительный вид. Оно утратило свою огненную, мистическую, метафизическую силу. И поэтому, конечно, я вообще не вижу, что идеология этих мучительных, восхитительных и божественных времен жертв и победных свершений, она стала принадлежностью тех же самых олигархических кругов. Они приватизировали себе эту Победу... Мне кажется, это очень плохо для государства".
Это не политическая сила. Общественные организации бессмысленны и бессильны". Он даже отказался управлять государством. Наше государство очень плохо управляется, потому что правящий класс занимается не управлением, а собственным бизнесом, обогащением и поддержанием своего главенствующего положения в обществе. А страна не управляется, все национальные проекты не выполняются, срываются, губернии управляются плохо, поручения президента вообще не выполняются.
Поэтому страна находится в состоянии управленческого распада". Но граждане не должны получать эти деньги как милостыню. Они должны зарабатывать деньги на новых, ещё не построенных заводах, на верфях, на хлебных полях. Россия должна превратиться в огромную стройплощадку». Она вся почти принадлежит иностранцам: и масло, и молоко, и консервы.
Мы находимся в тотальной зависимости от зарубежных корпораций. И так везде. Россия за последнее время построила несколько мощных газопроводов, по которым русские ресурсы перекачиваются за границу. Но мы не построили за это время ни космических станций на Луне, ни заводов, выпускающих продукцию по технологиям искусственного интеллекта, которая бы превосходила китайские или американские образцы. У нас нет мощнейших научных центров, которые бы рождали не только научные открытия, но и нобелевских лауреатов.
Зато у нас есть шоу-звёзды типа Собчак и Волочковой". Собчак и Волочкова "Вместо великих ценностей мы продуцируем сор, хлам, распад".
А герои такие, казалось бы, разные, вместе как один собирательный образ. И это образ России.
Павел Пчелкин о человеке, который судьбу Родины сделал своей философией. И увлек ею очень многих.
Вскоре Проханов прилетел в Ростов-на-Дону, затем на вертушке мы перебазировались в Ханкалу, где размещался штаб Объединенной группировки войск. Писатель проживал в вагоне бронепоезда, который курсировал из Грозного в Гудермес и обратно. От вагона до штаба идти было недалеко, всего метров триста, но передвигаться приходилось по такой грязище, что у некоторых с ног сваливалась обувь, и они продолжали свой путь босиком. Командующий, несмотря на большую занятость, нашел время встретиться с Прохановым. На вертолёте они пролетели над склонами гор, покрытыми не опавшими за зиму, ржавыми дубами, и на вершине горы опустились на площадку, где находился штаб операции. Вокруг были ущелья, горы и снова ущелья и горы, горы, стоял командирский КУНГ с развёрнутыми антеннами. Генерал из КУНГа командовал операцией: в ущелье, где предположительно находился Басаев, сначала посылал штурмовики, которые бомбили склоны горы, затем вертолёты, что наносили свои воздушные удары, потом шёл спецназ, процеживая ущелье. В командирском КУНГе Трошева располагался видавший "виды" замызганный диван, и на нём — замусоленная, зачитанная до дыр газета "Завтра".
Трошев, генералы, офицеры читали "Завтра", Проханов не раз потом подчёркивал эту деталь. Перед отъездом из Ханкалы мы с Прохановым снова выпросили у Трошева вертолет. Командующий улыбнулся и уже серьёзно произнес: "Смотри, Алёхин, за писателя отвечаешь головой",- и снова улыбнулся. Все понимали, что Проханову хотелось проследовать тем маршрутом, каким отряды Басаева уходили из Грозного, когда город был окружён федеральными войсками. Басаеву для выхода оставался узкий коридор вдоль реки Сунжа. Когда боевики выходили, то сели на расставленные минные поля и попали под кинжальный пулемётный огонь. Было много убитых. Сам Басаев потерял в этом сражении ногу. Вертолёт летел вдоль Сунжи, по холодной реке всё ещё плавали нерастаявшие льдины, а вдоль берега валялись ворохи каких-то лохмотьев, разбитые повозки, одеяла, матрасы, рухлядь — всё, что осталось от басаевских частей, разгромленных пулемётами. Казалось, в этом месте по берегу прошёл огромный мусоровоз, и из него выпало всё это окровавленное тряпьё.
Садиться было рискованно, потому что там ещё могли оставаться невзорвавшиеся лепестковые мины. Сели на запасную площадку "подскока". Позже Александр Проханов напишет такие строки: Мы прорвались к горящему Шатою. Я жизнью не играл и смерть не выбирал. Имперский черный крест с серебряной каймою Мне прикрепил на грудь усталый генерал. Немного поясню. Будучи Командующим войсками СКВО, генерал Трошев с одобрения Генштаба РФ дал поручение изготовить памятный знак "За службу на Кавказе", точная копия того, которым награждались воины имперской царской армии во время войн на Северном Кавказе два столетия назад. В начале нулевых годов нынешнего века эта награда считается почетной и весомой среди солдат, офицеров, деятелей культуры, принимавших участие и ездивших в зону боевых действий. Хочу напомнить, что Александр Андреевич Проханов побывал и принимал непосредственное участие в 18! Афганистан, Чечня, в этом ряду.
Проханов пишет об угрозе переворота в России и последующего хаоса. Мы опять стоим перед угрозой нового колоссального разрыва, когда постсоветское ельцинско-путинское государство, просуществовав тридцать лет, замерло на краю чёрной исторической ямы. Как избежать падения в яму? Как предотвратить революцию и избежать хаоса? Этого времени не хватит на медленную эволюцию.
Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
Со своим коллегой по писательскому цеху он готов работать под звуки разрывов и свист реактивных снарядов. По словам Проханова, «художнику важно оказаться в центре» ситуации. Именно здесь, по мнению писателя, складывается «драматическая, стремительно меняющаяся русская ситуация, когда на наших глазах нарождается новое государство». Проханов уверен, что именно здесь «рождаются новые откровения».
Лучшие русские инженеры трудятся над тем, чтобы создать собственные технологии взамен ушедшим иностранным. Каждый выстрел под Ясиноватой отзывается эхом в африканских странах, страшащихся голода, в квартирах европейцев, боящихся замёрзнуть без русского газа, на палубах китайских кораблей, стремящихся к Тайваню. Специальная военная операция ударила, и натянулись все бесчисленные жилы, которые стягивают сегодняшнее человечество в сложнейший, надрывно живущий организм. Эта битва медленно, но неизбежно продвигается в глубь российского сознания. Появляется всё больше песен, стихов.
Этот сюжет говорит о том, что есть силы, способные преодолеть самую большую несправедливость Земли — смерть. И эта мечта побеждала все ужасные обстоятельства, в которые попадал русский народ. Ведь русская мечта — это гармония, возможная только при справедливости. И Россия способна внести в век смут идею этой гармонии.
Он не только пригласил Проханова на встречу, но и помог ему издать первую книгу — «Иду в путь мой», посвященную русской деревне и ее людям. Книга вышла в 1971 году с предисловием Трифонова. Прозе молодого писателя присуща большая искренность», — отмечал маститый прозаик. Однако к моменту выхода книги Александр Проханов резко сменил тематику. В 1969 году он стал единственным корреспондентом, оказавшимся в центре российско-китайского конфликта на острове Даманском и детально описавшим его в своих репортажах. После 1970 года он — военный корреспондент «Литературной газеты». Проханов побывал в командировках, кажется, во всех горячих точках мира — Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. Он не раз ходил с воинскими колоннами через знаменитый перевал Саланг и одним из первых оказался вместе с войсками в освобожденном от полпотовцев Пномпене. Благодаря ему ремесло военного корреспондента, подзабытое за годы после Великой Отечественной, вновь получило собственный очень почетный статус. Бесстрашие русского солдата, победы русского оружия и величие России стали для него темой, которой он отдал большую часть души. Журналистские командировки, в том числе в горячие точки планеты, стали для Проханова бесценным источником литературного материала. В 1975 году вышел в свет его первый роман «Кочующая роза», в основу которого легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. Позднее, в начале 1980-х, появляются в печати его рассказы на афганскую тему — «Седой солдат», «Мусульманская свадьба», «Кандагар».
Александр Проханов провел творческую встречу во Владимирском филиале РАНХиГС
В сороковины Дарьи Дугиной писатель и публицист Александр Проханов говорил в студии "Первого русского" о смертоносном ударе жуткой молнии, который многие из нас, как и он сам. Александр Проханов как фронтовой писатель и журналист прошел через Даманский, Никарагуа, Камбоджу, Анголу, Афганистан и Чечню. Последняя должность: Писатель, сценарист, публицист, журналист.
Писатель Александр Проханов задержан по подозрению в сокрытии своих текстов от цензуры
Александр Проханов: «Я писатель, и всё, что я умею делать достойно, – это описывать события последних времен в моих романах». Путин наградил писателя Проханова орденом Александра Невского. юрий. Проханов не превзойдённый мастер метафоры. Александр Проханов – советский и российский писатель, публицист, лауреат премии Ленинского комсомола (1982).