БРИКС — это, скорее, форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане уместнее сравнивать его с G7.
"Кирпич", брюки, а может, барсики. Что такое БРИКС и в чём его феномен
Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. С 2010 года ежегодно как правило, в преддверии саммитов проводятся встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС.
Это приведет к усилению взаимодействия как внутри самой группы, так и расширению форматов сотрудничества с различными странами.
Увеличится совокупный рейтинг в экономической и политической сферах, что позволит оказывать воздействие на международную повестку дня [16, с. Таким образом, предполагаемым вектором развития в ближайшее время останется взаимодействие стран-членов БРИКС в формате «клуба», так как не предполагается каких-либо существенных изменений в отношениях между участницами группы. Однако, наш мир достаточно динамичен, прогнозы экспертов, составленные на 2020-2022 гг. Если рассматривать теории распада и укрепления объединения, то их вероятность практически одинакова, выбор в пользу данных сценариев будет зависеть от реализации возможностей и преодоления угроз участницами БРИКС. Вариант с привлечением участников в БРИКС является, с одной стороны, своевременным и правильным, с другой - становится мало вероятным в силу внешних факторов.
Объединение пяти государств успешно функционирует именно благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга. Поэтому можно сказать, что группа БРИКС сегодня становится привлекательной и важной альтернативной площадкой. Заключение Таким образом, БРИКС - это реальность мировой политики и экономики, которая обладает необходимыми ресурсами для прогрессивного развития. Формат группы предусматривает организацию периодических официальных саммитов, наличие отчетов по встречам и подписание соглашений. Разумеется, внутри объединения имеется множество противоречий, устранение которых возможно благодаря взаимному интересу стран-участниц, постоянной разработке и усовершенствованию путей взаимодействия.
Кроме того, Россия сохраняет статус активного участника группы БРИКС, выступая инициатором современных направлений и идей и реализуя многие актуальные проекты в целях эффективного функционирования объединения. Сегодня БРИКС фактически представляет собой ядро многополярного мира, а в долгосрочной перспективе ожидается трансформация в сильную и влиятельную организацию. Библиографический список 1. Авдокушин Е. Антонов В.
Астахов Е. Давыденко В. Петровского, Брянск : [сайт]. Игнатова О. Ильин И.
Кудашова Н. Куемжиева С. Кулинич Р. Лисицкая М. Макаревич Д.
Попробуйте сервис подбора литературы. Карта роста. Попова Н. Шатская И. Научный альманах.
Шевченко Р. Серия : Политология. Ягъя В. Яковлев П. Электронный журнал.
Stuenkel O. London : Lexington Books, 2015. References 1. Avdokushin E. BRICS countries in the modern world economy.
Moscow : Master, 2016. Antonov V. Astakhov E. Davydenko V. Petrovsky, Bryansk [site].
Ignatova O. Ilyin I. Kudashova N.
В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях. Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В.
Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай.
На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений. Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире.
В условиях тотальных санкций против России западные биржи отказываются осуществлять рублевые операции. Поэтому вполне логично, что на фоне деклараций о расчетах в национальных валютах в БРИКС заговорили и о создании собственной в будущем — мировой! Но удивляет другое: почему решение о создании своей собственной валюты не было принято раньше? Ведь эксперты предупреждали о проблемах, которые принесут с собой расчеты в национальных валютах. Что, собственно, и случилось. Однако и создание собственной валюты — процесс длительный. Американцы, например, к доминированию доллара шли несколько десятилетий.
Поэтому на прошедшем саммите БРИКС идею о собственной валюте не обсуждали, но проявили интерес к предложению российского министра финансов Антона Силуанова создать новую расчетную единицу для стран БРИКС, для того чтобы упростить расчеты в национальных валютах. Что это будет за расчетная единица, ясности пока нет, но в воздухе, похоже, опять витает идея золотого стандарта. В 2024 году планируется провести тестирование системы, также будут уточнены планы по созданию единой валюты, судьба которой во многом зависит от числа членов БРИКС: чем их больше, тем выше будет ее авторитет и тем сильнее она потеснит доллар. Но здесь может сложиться ситуация, при которой, решая одну проблему, объединение породит другую. Например, никто не мог предположить, что Ереван сдаст Нагорный Карабах, или что Нигер выгонит французов, или что на Украине к власти прорвутся бандеровцы, а в Европе опять поднимет голову нацизм. И о СВО, которая положит начало ломке всего мироустройства, тоже никто не знал заранее. Поэтому сейчас, очевидно, мало кого волнует, каким будет мир через 20—30 лет.
Тут с днем сегодняшним разобраться бы. Невольно вспоминается фраза гайдаровского Мальчиша-Кибальчиша: «Нам бы ночь простоять да день продержаться». Сегодня у БРИКС — период взросления, который характеризуется последовательным расширением объединения за счет приема новых членов, укреплением его авторитета, более четким пониманием целей и смыслов существования. Большему числу его членов будет все труднее найти согласованное решение по всем возникающим вопросам. В такой ситуации чье-то мнение может быть учтено частично или проигнорировано вообще. После нескольких неудачных попыток высказаться обиженный участник голосования может задать себе вопрос, зачем ему такое членство, если его мнение игнорируют. Энтузиазм, вызванный вступлением в объединение, уступит место тягостным размышлениям о целесообразности дальнейшего пребывания в нем.
Иными словами, расширение структуры объективно ведет к нарастанию разных точек зрения, что, в свою очередь, раздвигает область непонимания, а это вольно или невольно ведет к разложению структуры. Например, Лига Наций, созданная в 1920 году, несмотря на широкое представительство в нее входило 42 страны , так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Во многом это было связано с тем, что верховодили в Лиге Наций Великобритания и Франция, использовавшие ее для решения своих проблем. В частности, благодаря их стараниям в 1939 году из Лиги был исключен СССР, а сама организация была ликвидирована в 1946 году. На смену ей пришла ООН, которая благополучно пережила окончание холодной войны, но не смогла предотвратить самое серьезное в послевоенный период столкновение — противостояние России и коллективного Запада. Поэтому не исключено, что ООН тоже ожидают нелегкие времена. Все осознают, что организация нуждается в реформировании, однако в каком именно — никто толком не знает.
Точнее, каждый выдвигает предложения, выгодные ему, которые дружно отвергаются другими членами организации. Смысл такого расширения состоит в накоплении опыта межгосударственного взаимодействия в рамках такого специфического объединения, как БРИКС, и привлечении в свои ряды суверенных государств всех континентов, не согласных с правилами, установленными и меняющимися по прихоти американцев. Кроме того, такой механизм расширения объединения позволит соблюсти баланс интересов разных стран и разных мировых регионов. Однако и здесь возможны сюрпризы. В качестве примера можно привести религиозный спор между Саудовской Аравией и Ираном. Правда, Эр-Рияд и Тегеран при посредничестве Китая нормализовали отношения. Однако надолго ли?
Или межрелигиозная вражда вспыхнет вновь? Надо также отметить, что, хотя военная составляющая в БРИКС пока не обсуждается, именно начало специальной военной операции России на Украине, перерастающей в войну против США и коллективного Запада, подвигло многие неевропейские страны еще раз задуматься над вопросом: «кто мой друг, а кто мой враг? Почти каждая европейская страна, за исключением государств Восточной Европы, имела колонии вплоть до середины XX века. Именно поэтому страны так называемого третьего мира, анализируя речь китайского лидера Си Цзиньпина, который сказал: «Страны БРИКС должны расширить сотрудничество в области политики и безопасности…», приходят к выводу, что БРИКС, возможно, со временем станет объединением не только экономическим, но и военно-политическим, что сделает его еще более привлекательным. Между тем в расширении объединения скрыты и еще некоторые проблемные ситуации.
Не упустить главное: о плюсах и минусах расширения БРИКС / Сергей Лавров
Саудовская Аравия мощный игрок, сильная, богатая страна. Если она присоединится со своими деньгами, то банк БРИКС, конечно, получит дополнительные фонды на развитие. Экономически — это большие деньги, возможность финансирования различных проектов. Саудовская Аравия — это уже не только бензоколонка, которая поставляет нефть, страна развивает туризм, высокие технологии, у них возобновляемая энергетика, идет опреснение воды, моря.
У них масса научно-технических проектов», — объяснила экономист. Она находится в зоне влияния США. Но ее стремление к БРИКСу говорит о том, что она хочет сохранить свою независимость от американского диктата, и это хорошо», — заметил он.
Эмираты обладают большими фондами. Они, например, являются нашими соучредителями — финансировали российский проект по производству сжиженного природного газа на Севере, на Ямале. Эти богатые ближневосточные страны — хорошие союзники.
Они и технологии, и деньги могут дать. Сейчас активно строятся различные предприятия химической промышленности. Все это требует больших денег, которые сейчас негде найти», — подчеркнула Кузнецова.
С Эфиопией та же, что и с Египтом. Ну плюс, нам еще важна Эфиопия, как частично православная страна, для нас это близко», — отметил директор Центра политического анализа. Однако экономически это самый невыгодный партнер.
Она занимает в списках государств мира самые последние строчки. Взять Эфиопию — это начать ее кормить или что-то восстанавливать.
Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита.
Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато.
К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира. Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов. Однако что касается большого геополитического пространства, БРИКС пока вряд ли готов играть заметную роль в мире и тем более замахиваться на сопротивление коллективному Западу. Во время острого политического конфликта России с западной коалицией страны БРИКС заняли, по сути, нейтральную позицию что, впрочем, уже неплохо. При этом Пекин резко критикует американские рестрикции, введенные против китайской экономики, называя их незаконными. Таким образом, КНР рискует получить зеркальную ситуацию при возможном резком обострении отношений с США, когда остальные страны БРИКС решат выгодным для себя придерживаться новых антикитайских санкций. Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело.
Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве. Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании. На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе. И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало. Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет.
Последняя министерская встреча состоялась 9 июня 2022 года в онлайн формате. Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам 3-4 заседания в год , российское участие в которой обеспечивает Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. Документ сформирован с учетом национальных интересов, приоритетов, стратегий экономического развития всех входящих в объединение стран, основных положений итоговых документов саммитов БРИКС, а также Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Стратегия определяет ключевые направления, цели и задачи взаимодействия в рамках «пятерки» на период до 2025 года.
Предусматривается дополнение двусторонних экономических связей стран-партнеров их взаимодействием в многостороннем формате, обеспечение координации в международных и региональных организациях, объединениях и форумах, в первую очередь — Всемирной торговой организации.
По словам участников БРИКС, в 2024 году перечень приоритетных направлений будет составлен вторично, возможны расширения в результате новых договоров и совместных проектов. Также перечень планируется детализировать и адаптировать для совместных программ реализации. Основным акцентом подобных программ станут конкретные программы для воплощения с гарантированной эффективностью.
Национальный комитет по исследованию Национальный комитет по исследованию БРИКС Национальный комитет существует на протяжении пяти лет — он создан для того, чтоб реализовать план договоренностей, утвержденный Медведевым на саммите БРИКС. Главная роль комитета — исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. Комитет должен участвовать в создании общего информационного поля между разными странами и объединять их научные изыскания и исследования. Данный меморандум закрепляет ориентир на сохранение сотрудничества в сфере энергосбережения и обозначает основные принципы равенства.
Также меморандум позволил признать роль и значение энергосбережения для экономического развития. Новый этап сотрудничества В январе 2017 года было заключено соглашение, которое способно принести миллиарды долларов. Суть соглашения касается атомной энергетики. Также затронуты вопросы выработки месторождений и поставок оборонной промышленности.
Соглашение заключено между Индией и Россией. Президент России подчеркнул, что это повлияет и на визовый режим между нашими странами — бизнесмены смогут пользоваться упрощенными правилами получения деловых виз. Заключение соглашения между Индией и Россией Отношения Индии и России в рамках БРИКС развиваются равномерно по разным направлениям — согласие достигнуто и по политическим задачам, и в экономической сфере, и даже в гуманитарных вопросах. Лидеры обеих стран акцентируют внимание на том, что их усилия на внешней политической арене скоординированы.
Нынешняя экономическая ситуация в мире требует особых усилий. Совместное решение международных задач является стратегически верным — союз России и Индии позволяет сочетать политические мощности.
БРИКС расширяет географию: как решение Египта повлияет на мировую торговлю
Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. Накануне саммита в Йоханнесбурге многие эксперты подчеркивали, что расширение БРИКС будет иметь колоссальное мировое значение. Сенатор отметил, что в состав объединения БРИКС уже входят 10 государств, которые намерены отстоять свой суверенитет и сохранить собственный уклад жизни, без влияния извне. Итогом ХV саммита БРИКС в ЮАР, состоявшегося в августе 2023 года, стало включение новых стран в альянс. Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входящих в объединение стран на английском языке, до присоединения в 2011 году ЮАР оно носило название БРИК. Инвесторы с нетерпением ждут результатов долгожданной встречи БРИКС в 2023 году.
Клуб «Валдай»
Вхождение в состав БРИКС Аргентины имеет больше политическое значение, чем экономическое. Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Что Россия получит от новых членов БРИКС
Плеханова Что мешает созданию единой валюты 1. Политическая разнонаправленность. Например, Индия недавно подписала соглашение с США о сотрудничестве на 100 млрд долларов: это совместные проекты для разработки технологий, полупроводников, обороны, изучения космоса. Неразвитость общей финансовой системы стран. Для единой валюты необходима система, связанная с национальными платежными системами стран. Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным.
Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3.
Сочетание 1-х букв названий государств созвучно с английским словом "brick" - "кирпич": то есть по ассоциации этот "кирпич" бразильская, российская, индийская, китайская экономики построят мировую экономику. Этот термин сразу вошёл в обиход, его стали использовать корпорации, инвестирующие в эти 4 страны. Воплощение идеи в жизнь произошло спустя 5 лет. Инициатором создания такого объединения стала российская сторона, а именно — президент РФ Владимир Путин. По его предложению "на полях" Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2006 года состоялась 1-я встреча глав МИД в таком формате, на которой министры подтвердили заинтересованность в развитии 4-стороннего сотрудничества. Встреча лидеров стран прошла "на полях" мероприятий тогда ещё G8 в Японии 9 июля 2008 года опять же по инициативе России, а уже 16 июня 2009 года Екатеринбург принял 1-й саммит БРИК. Казалось бы, настолько разные по многим параметрам — и экономическим, и социальным, и политическим, и демографическим, и культурным — страны, как можно объединить их, но именно Бразилия, Россия, Китай и Индия в XXI веке показывали такой экономический рост, что стали опережать развитые государства по доле в мировой экономике.
Это расширение имело бОльше политические мотивы, чем экономические.
Вхождение в состав объединения шести новых государств позволяет существенно расширить влияние организации в значимых регионах планеты. Это хороший знак, поскольку долгое время здесь пытались «хозяйничать» США. Теперь им придется забыть о тех вольностях, которые они позволяли себе на Ближнем Востоке. Интересен и тот факт, что к БРИКС проявляют внимание государства, сильно отличающиеся друг от друга», — отмечает политолог. В организации собрались далеко не близкие по культуре страны, которые, однако, желают совместно идти навстречу будущему. Это открывает возможности для вступления в объединение и других важных стран, например, Мексики и Индонезии», — подчеркивает эксперт. Это и привлекает новых членов. Для них блок становится своеобразной возможностью усиления позиций на международной арене.
БРИКС притягивает все больше сторонников и единомышленников - государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. Это - суверенное равенство, уважение выбора собственного пути развития, взаимный учет интересов, открытость, консенсус, стремление к формированию многополярного мироустройства и справедливой модели глобальной финансовой и торговой системы, поиск коллективных решений наиболее острых проблем современности. Именно в таком ключе, ориентируясь на позитивное, созидательное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами, и будет действовать российское председательство в БРИКС в 2024 году под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Предпримем все возможные шаги для того, чтобы, сохраняя традиции и руководствуясь опытом, накопленным Объединением за предыдущие годы, способствовать гармоничному встраиванию новых участников во все форматы его деятельности.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Развивается сотрудничество в области развития космоса, обмен спутниковыми данными , создание совместной виртуальной спутниковой группировки. Политика Выше уже писал, что экономики без политики не бывает. По своей сути БРИКС — союз стран, которые решили совместно отстаивать свои интересы на международной арене. Страны запада явно видят в БРИКС угрозу для своего доминирующего положения, далее приведу слова Джо Салливана : «Слухи о гибели доллара как мировой резервной валюты, возможно, были преувеличены в преддверии августовского саммита [БРИКС]. Однако на этот раз слухи о его гибели могут оказаться не преувеличенными», — указал он. Как указал автор, достаточно организовать торговлю между государствами в национальных валютах.
В таком случае роль доллара может стать сравнима с ролью британского фунта в XIX веке.
В обращении к нации в преддверии саммита Рамафоса напомнил, что уже более 20 государств подали формальные заявки на вступление в БРИКС, еще большая группа стран проявляет интерес к присоединению. Он также отметил, что БРИКС в настоящее время меняет мировую экономику и политику, и желание многочисленных стран присоединиться к объединению говорит об их стремлении к созданию более справедливой и сбалансированной системы международных отношений. Именно поэтому мы запустили процесс расширения", - сказал Лавров. Пекин еще в 2022 году инициировал процесс привлечения новых стран. После прошлогоднего саммита БРИКС в китайской столице начались подготовительные работы в этом направлении. Financial Times: Китай призовет БРИКС стать геополитическим соперником G7 И все же, несмотря на позитивное отношение к расширению БРИКС среди стран "пятерки", а также желание нескольких десятков государств присоединиться к объединению, на этом пути существуют определенные трудности. Поэтому выработка правил и критериев является важной задачей предстоящего саммита.
Они объединяют Восток и Юг на саммитах, в которых Вашингтону и его основным союзникам вряд ли рады", - пишет американское издание The Nation. Издание полагает, что целью Пекина является создание альтернативного мирового порядка, что позволит бросить вызов Западу, возглавляемому США. Нет смысла отрицать, что многие страны, желающие присоединиться к БРИКС, считают, что данное объединение может дать им возможности, которые они никогда не смогут получить от Запада. Прежде всего с экономической точки зрения.
В таком случае, простите, — возразил великолепный Остап, — у меня есть не меньше основания, как говорил Энди Таккер, предполагать, что и я один могу справиться с вашим делом». Отличие в том, что в нашем случае речь идёт о доле влияния на формирование правил международной торговли, и БРИКС не претендует на чужую собственность, как Остап Бендер. Заимствуется лишь идея валютного союза. Документ констатирует растущую мощь ведущих «развивающихся» стран и необходимость подключить их к выработке правил игры в макроэкономике.
Вместо этого страны Евросоюза попытались сообща «догнать и перегнать» Америку и сделали ставку на евро, как для проведения внешних расчётов, так и внутренних.
Тем не менее, из всех африканских стран именно ЮАР считается высокоразвитым государством — за счет своих ресурсов, прежде всего. Страна владеет крупнейшими в мире залежами золота и платины, богатыми месторождениями алмазов и еще около 40 видов полезных ископаемых, в том числе угля, железа и меди. Государства партнеры провели несколько встреч. Главы государств провели переговоры только на будущий год — в Японии, сразу после встречи «Большой восьмёрки». Следом прошел уже полноценный саммит в Екатеринбурге. Главными темами встреч стали мировой продовольственный кризис и подорожание еды, экологические проблемы, в том числе глобальное потепление, проблемы бедности и неравенства, развитие науки, использование космоса, развитие туризма, а также финансовый кризис.
По итогам саммитов подписываются соглашения и создаются специальные рабочие группы для решения выявленных проблем. В рамках космических программ Россия и Китай планируют создать Международную научную лунную станцию.
Страны БРИКС: полный список в 2024 году с описанием (+ карта, факты, чем занимаются)
Расширение БРИКС приведет к укреплению позиций России в системе международных отношений, уверен эксперт. Расскажем о БРИКС: чем примечателен этот блок и почему саммит 2023 года является столь знаковым. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты.
«Зачем это нужно России?»: Востоковед не видит смысла в расширении БРИКС
Это касается и Китая, и Индии, и Бразилии, Египта и других государств. Но они не присоединяются. Не присоединяются, даже если учитывают опасность вторичных санкций и в чем-то корректируют свою политику финансовую, экономическую Но ни формального, ни реального присоединения мы не наблюдаем», - заявил Пушков. Мало того, на Западе серьезно выросло протестное движение.
По-видимому, стоит отложить надежды на более акцентированное, политизированное противостояние доминированию Запада. Если отталкиваться от причин формирования ядра БРИКС, то очевидно, что изначально эта площадка объединила ряд признанных мировых центров силы и региональных держав незападного мира, желавших закрепить в архитектуре глобального управления их возросшую роль в мировой политике и экономике, создать своеобразный «клуб лидеров» незападного мира. Подлинным мотивом к сближению первоначальной «пятёрки» БРИКС было именно стремление оформить это новое, изменившееся в их пользу соотношение сил в глобальной политико-экономической конфигурации.
В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Круг государств, причисляемых к «региональным лидерам» и ещё остающихся вне орбиты БРИКС весьма ограничен. Однако решения в Йоханнесбурге исходят из иного концептуально-политического прочтения мира и могут изменить, или во всяком случае размыть, первоначальную сущность БРИКС. В Йоханнесбурге произошла трансформация объединения в нечто иное, что может стать более объёмным и влиятельным, а может и не стать. Но очевидно, что в переформатированном БРИКС во главу угла будут ставиться не интересы отдельных держав как таковых, а коллективные интересы более крупных геоэкономических величин — региональных или даже супрарегиональных группировок и блоков. Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики.
А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока. В Йоханнесбурге задним числом эту дилемму решили решили? Спору нет, «пятёрка» БРИКС оказалась невольной жертвой глобального запроса на модель отношений, транслируемую объединением. Экспертам пришлось в авральном порядке формулировать рекомендации, исходя из многочисленных и весьма разноплановых факторов, как и соображений стран-участниц. Перечень шести новых членов, избранных из более двадцати государств, подавших официальные заявки, вызывает немало вопросов и уязвим для критики.
Если исходить из принципа формирования первоначальной «пятёрки», а главное — следовать логике укрепления репрезентативности БРИКС как ведущей структуры, выражающей интересы коллективного Глобального Юга, то бесспорными первоочередными кандидатами должны были стать региональные гиганты — Индонезия и Нигерия или даже Венесуэла в качестве представителя сообщества стран Карибского бассейна. В рамках такого подхода отечественные эксперты видели одним из ключевых критериев для присоединения лидерство страны-кандидата в своём регионе и своей региональной интеграционной группе. Две первые крупные экономики развивающегося мира были бы логичным выбором и с точки зрения следования принципу вхождения стран-претендентов в «Группу двадцати».
Если рассматривать теории распада и укрепления объединения, то их вероятность практически одинакова, выбор в пользу данных сценариев будет зависеть от реализации возможностей и преодоления угроз участницами БРИКС. Вариант с привлечением участников в БРИКС является, с одной стороны, своевременным и правильным, с другой - становится мало вероятным в силу внешних факторов. Объединение пяти государств успешно функционирует именно благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга.
Поэтому можно сказать, что группа БРИКС сегодня становится привлекательной и важной альтернативной площадкой. Заключение Таким образом, БРИКС - это реальность мировой политики и экономики, которая обладает необходимыми ресурсами для прогрессивного развития. Формат группы предусматривает организацию периодических официальных саммитов, наличие отчетов по встречам и подписание соглашений. Разумеется, внутри объединения имеется множество противоречий, устранение которых возможно благодаря взаимному интересу стран-участниц, постоянной разработке и усовершенствованию путей взаимодействия. Кроме того, Россия сохраняет статус активного участника группы БРИКС, выступая инициатором современных направлений и идей и реализуя многие актуальные проекты в целях эффективного функционирования объединения. Сегодня БРИКС фактически представляет собой ядро многополярного мира, а в долгосрочной перспективе ожидается трансформация в сильную и влиятельную организацию.
Библиографический список 1. Авдокушин Е. Антонов В. Астахов Е. Давыденко В. Петровского, Брянск : [сайт].
Игнатова О. Ильин И. Кудашова Н. Куемжиева С. Кулинич Р. Лисицкая М.
Макаревич Д. Попробуйте сервис подбора литературы. Карта роста. Попова Н. Шатская И. Научный альманах.
Шевченко Р. Серия : Политология. Ягъя В. Яковлев П. Электронный журнал. Stuenkel O.
London : Lexington Books, 2015. References 1. Avdokushin E. BRICS countries in the modern world economy. Moscow : Master, 2016. Antonov V.
Astakhov E. Davydenko V. Petrovsky, Bryansk [site]. Ignatova O. Ilyin I. Kudashova N.
Kuemzhieva S. Kulinich R. Lissitskaya M. Makarevich D.
Организация позиционирует себя как реформаторов международных отношений и проект глобального масштаба. Участники союза поддерживают друг друга: в то время как страны Запада резко осудили решение России начать спецоперацию, страны БРИКС заняли подчёркнутый нейтралитет. Влияние на мировую экономику Разразившийся в последние годы геополитический кризис не мог не оказать влияния на БРИКС и политику этой организации. В частности, отказ стран Запада от энергоносителей России послужил наращиванию поставок углеводородов странам содружества.
Также кризис обеспечил возможность для стран союза активизировать деятельность по самообеспечению основными продовольственными и промышленными товарами. А после того, как многие страны мира закрыли свои границы для туристов из России или значительно ограничили их в возможности получения визы, дружественные страны получили переориентированный туристический поток. При этом экономики стран БРИКС за счёт разнесённости по разным континентам и различным векторам развития неплохо дополняют друг друга. Страны-участницы имеют значительные природные ресурсы, уникальные экологические резервы, включая запасы пресной воды и леса — «лёгкие планеты». Потенциально экономическая и ресурсная база БРИКС может обеспечить потребности большей части человечества, что вызывает повышенный интерес к альянсу со стороны развивающихся стран. Всё это позволяет союзу влиять на мировую экономику на равных с развитыми странами. В перспективе БРИКС может трансформироваться из диалогового форума в полноформатный механизм стратегического взаимодействия по ключевым вопросам мировой экономики, политики и безопасности. Но сейчас работа в этом направлении ещё только ведётся.
Одна из основных претензий — отсутствие общих для всех стран правил, которые приводят к неопределённости общей экономической политики. На протяжении всей истории объединения его не раз хоронили, утверждая , что объединение потеряло свою динамику и больше не актуально.