Выставка «Николай Рерих» с 10 октября 2023 по 10 марта 2024, Новая Третьяковка в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Выставка представляет наследие Рериха как знаковое явление российской и мировой культуры и демонстрирует многогранность его творчества 1897–1947 годов. В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. Государственная Третьяковская галерея представляет выставку живописных произведений действительного члена Императорской академии художеств Николая Константиновича Рериха (1874–1947).
Пресс-показ выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Николай Рерих», приуроченную к 150-летию со дня рождения художника. Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. Частью выставки была большая стена с биографией художника, где я увидела также и фотографии самого Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава.
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
В Новой Третьяковке идет выставка, название которой говорит само за себя — «Николай Рерих». Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. «Это своего рода вызов для Третьяковской галереи, так как в последние 20 лет мы больших выставок Рериха не делали в отличие от Русского музея и других учреждений.
В Третьяковке открылась первая за 65 лет выставка художника Николая Рериха
В Новой Третьяковке открывается первая за 65 лет, организованная галереей, выставка работ художника «Николая Рериха». Благодаря развеске занавеса и работе со сценическим светом возникала иллюзия сумеречного состояния, затмения», — рассказывает куратор выставки Рериха, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Шуманова. Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. 10 октября Третьяковская галерея открывает самый ожидаемый проект 2023 года – выставку Николая Константиновича Рериха, одного из наиболее известных русских художников конца XIX – первой половины ХХ века.
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Даже по одним названиям работ славянского цикла — «Гонец. Рерих был первым, кто заговорил в русском искусстве о столь отдаленных временах и разработал особый пластический язык — мощный, лапидарный, контрастный. Отдельного внимания в этой серии заслуживают рамы. Они созданы по эскизам художника из «археологических» материалов — дерева, песка, рогожки — и украшены древними тотемами. Николай Рерих. Образы святых разных конфессий, ангелы и сакральные атрибуты, параллели между западной и восточной культурами, нарастающее со временем увлечение азиатским искусством — зрители смогут проникнуться атмосферой поэзии и символизма, столь свойственной творчеству Рериха.
Она представит Рериха не только как живописца, но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра, сообщили в пресс-службе Третьяковской галереи. Первая часть экспозиции познакомит посетителей с русским периодом творчества Рериха. Вторая часть выставки посвящена работам, написанным Рерихом во время путешествий. Третья часть наполнена работами мастера, связанными с театром.
Николая Рериха приурочено к юбилею мастера, который будет отмечаться 9 октября. Этот самый ожидаемый проект 2023 года Третьяковской галереи раскроет перед зрителями панораму творчества великого художника. Особое внимание будет уделено его опытам в разных видах искусства, а также путешествиям по России и Азии.
Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился? С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н. Рерихов в СССР. В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников. Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину. Корреспондент газеты «Известия» писал о С. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства. У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца... Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников. Николай Рерих утверждал важную для будущих поколений мысль: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»25. И вслед за отцом Святослав Рерих воплощал эти идеи в жизнь.
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
Вторую часть выставки составили разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Там показаны горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Он оформлял спектакли для антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и балету Игоря Стравинского «Весна священная».
Экспозиция работ художника стала первой в Государственной Третьяковской галерее за 65 лет. Он сам был своеобразным мостом между азиатской и европейской цивилизациями. Художник очень много сделал для того, чтобы культура Востока была более понятной западному человеку», — заявила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова. Залы выставки разделены на два раздела — российского и восточного периода творчества Рериха.
Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии.
Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы.
В специальном павильоне экспонируются восемь панно знаменитого «Богатырского фриза» из собрания Русского музея, исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Вторую часть выставки составили разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Показанные там произведения — горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания — представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания «Ступа.
Ладак», 1937; «Кришна», 1946. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы.