Новости академия наук в россии была открыта в

Много интересного об эпохе Петра I, открытии Академии наук России и её известных академиках вы можете прочитать в книгах, которые ждут вас в детских библиотеках города. После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). Дата выбрана неслучайно — именно 8 февраля 1724 года императором Петром I была открыта Российская академия наук. К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. 7 января 1726 года официально открыли Академию наук в Санкт-Петербурге.

Российская академия наук отмечает свое 300-летие!

В 1999 году указом президента Российской Федерации день образования Российской Академии наук 8 февраля был установлен Днем российской науки. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. Пётр Первый открыл академию наук в Петербурге в 1724(18 век). К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Российская академия наук. Досье

Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России. В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров. Одним из известных его учеников был Михаил Ломоносов. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук.

Формирование штата академиков завершила его супруга Екатерина I, которая пришла к власти. Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук.

Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.

Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.

В числе его значимых дел - учреждение Московского университета и Академии художеств. Составленные Шуваловым «Регламент Академии художеств» и «Учреждение Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах» зафиксировали принципы ее существования[3]. Екатерина II, провозгласившая себя продолжательницей дел не только своей «тетки Елисабет», но в первую очередь Петра Великого, внесла свой державный вклад в развитие Академии художеств. Роскошное торжество, состоявшееся 28 июня 1765 года, было в восторженных словах описано современниками. В течение 8 дней богато украшенная произведениями искусства Академия была открыта для свободного доступа публики»[4]. Все это, а самое главное - законодательные государственные акты, имело настолько большое значение для поднятия статуса Академии, что в период до 1917 года официальной датой рождения Академии считался 1764 год. Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года. НИМ РАХ Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М. Ломоносов, бывший сподвижником И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета. В настоящее время историческая справедливость восстановлена. Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки». Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой 1704-1795 , не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами , менялись ее структура, штат и устав. Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств» являлась государственным учреждением и финансировалась из казны. Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов. Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много. Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И.

К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

Поэтому случай с Горьким и был воспринят как скандал. Причиной было то, что во время торжественного заседания Академии наук, посвященного тезоименитству Елизаветы Петровны, он не угодил императрице своим докладом о происхождении и имени народа российского. Ей очень не понравилось, что ученый сделал свой доклад в духе «норманской теории», вокруг которой потом еще было много споров. Разумеется, отношения с Академией наук в разные времена у разных русских правителей были различными. Вместе с тем власть в целом отдавала себе отчет, что главная и единственная цель науки — получение нового знания, поиск истины. По сути дела, это и составляет главную государственную задачу Академии наук по сей день. И в дальнейшем было еще немало фундаментальных трудов. Но это вовсе не значит, что исследовано и изучено абсолютно все. Там есть и фонды различных подразделений Академии наук XVIII — XIX веков, и много личных фондов академиков и лиц, с ними связанных, которые сегодня служат важнейшими источниками по истории науки.

С документами этого архива работают многие российские и иностранные ученые, да и сами его сотрудники немало делают для исследования его материалов. Я уже говорила, что мы занимаемся изданием переписки академика Алексея Александровича Шахматова, который в начале ХХ века возглавлял Отделение русского языка и словесности. Но его эпистолярное наследие столь велико, что даже в составе избранной переписки мы сумеем издать далеко не все. А ведь это лишь один из многих личных фондов… Так что работы исследователям хватит еще на многие годы. Первый президент академии медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост был уроженцем Москвы, младшим сыном немецкого врача, приглашенного в Россию. Учился он сначала в московской гимназии пастора Глюка, а потом в Галле, в Оксфорде, в Лейдене. Он был лично знаком со многими учеными, свободно владел латинским, немецким и французским языками. Правка и резолюции внесены Петром Великим.

Действительно, на этом листе можно увидеть следы чернил. Тем не менее, как отмечают исследователи, именно подписание «листа с кляксой» стало отправной точкой для появления академической жизни в нашей стране. Фактически этот документ являлся ее первым положением, хотя оно и не было официально утверждено. Несколькими годами ранее Федор Степанович Салтыков, который был послан Петром в Англию для покупки кораблей, уже предлагал открыть академии, чтобы сравняться в «краткое время во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами». Генрих Фик, советник царя по устройству коллегий, также выступал с проектом Академии наук. Он указывал, что главная задача — «обучение и воспитание российских детей, чтоб оные в малое время в такое совершенство поставить, дабы, ваше величество, все гражданские и воинские чины в коллегиях, губерниях, судах, канцеляриях, магистратах и протчая своими природными подданными наполнить…».

Российская академия наук будет праздновать 300-летие. Эта памятная дата значима не только для научного сообщества, но и для всей страны. За три столетия истории академии менялись ее состав, государственный статус, научная направленность. Но одно оставалось неизменным — роль академии наук как главного научного учреждения страны. О том, как создавалась Российская академия наук, — наш материал. Петр Первый - основатель Российской академии наук. Источник фото Wikipedia Великий Петр, твой каждый след Для сердца русского есть памятник священный... Эти строки написал о великом государе его тезка — поэт Петр Вяземский. За годы своего правления последний царь и первый император сделал многое для России: создал флот, открыл первый в стране музей, построил на болотистой местности целый город! И, конечно, основал академию наук — старейшее и крупнейшее научное учреждение России. Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Россия взяла курс на науку и образование. Откуда у Петра Первого возникла идея создать академию? На это повлияли поездки в Европу, где великий император черпал вдохновение и возможности для развития государства российского. Петр посетил Французскую академию наук, где иностранные ученые демонстрировали химические эксперименты. Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Автограф Петра I Источник: Wikipedia Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры.

Шафиров ранее был обвинен в казнокрадстве, лишен чинов, титулов, имущества и был отправлен в ссылку в Нижний Новгород, но после стал президентом Коммерц-коллегии. В конфискованном доме разместились его книги и старые рукописи — основа академического книжного собрания. Куба и США 7 января 1959 года Вашингтон признал правительство Фиделя Кастро, впрочем, отношения меж ду двумя странами не наладились. В 1960-м Дуайт Эйзенхауэр подписа л закон о приост ановке закупок кубинского сахара, после США ввели режим эмбарго и разорвали с островом дипломатические отношения. Жан Бернар Леон Фуко взял пятикилограммовый латунный шар и подвесил его к потолку на двухметровой стальной проволоке. Ученый зафиксировал, что плоскость качания шара поворачивалась, хотя никаких причин для подобного поведения у маятника не было. Через месяц физик продемонстрировал маятник в Парижской обсерватории.

При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук. Отсюда отправлялись первые географические экспедиции, организовывались астрономические наблюдения. Так начиналась Российская академия наук. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург.

К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал

В будущем Кунсткамера войдет в структуру академии. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним Ее императорского величества домом и Академией наук». Это верно лишь отчасти. Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась.

Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора. Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы. Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения.

Ему впервые пришла в голову идея о том, что нужно обучать молодых людей наукам и искусству не за границей, а в России.

Первая академия наук была открыта в Санкт-Петербурге Царь Петр занимался просвещением до конца жизни, и проект академии наук был одним из его последних детищ. Примером организации научного собрания стала Парижская академия наук, избравшая русского царя Петра в действительные члены. Предполагалось собрать в стенах первого академического заведения всех российских ученых людей. Они должны были излагать юношам свой предмет, составить первые учебные пособия и преподавать по часу в день.

А также подготовить по нескольку учеников себе на смену.

Кстати, почётным членом этой академии русский царь станет в 1720 году — за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Видимо, этот факт стал решающим при выборе образца для создания теперь уже российской академии — устройство Королевской академии наук в Париже ему показалось более подходящим, хотя император побывал и в Лондонском королевском обществе, и в Оксфорде. В 1711 году Пётр познакомился с выдающимся немецким философом и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем, с которым несколько раз встречался в Германии. Лейбниц проявлял большой интерес к России, видел в ней значительный научный потенциал. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. По мысли Лейбница, будущая академия должна была создаваться не сама по себе, а вместе с университетом и гимназией — для подготовки научных кадров. И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов. На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия». В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование.

А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции. В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём. И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров. Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных. Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет. Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях.

Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года. Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты. Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих.

Эйлер ; гидродинамика Д. В 1736 году была открыта школа японского языка, в 1741 году — школа китайского языка.

Ломоносов открыл химическую лабораторию в 1748 году, а также способствовал организации Московского университета. Благодаря деятельности академиков, удалось составить «Атлас Российский», первую генеральную карту Империи, а также организовать ряд экспедиций на Камчатку, Аляску, Алеутские острова. В это же время началась русификация Академии перевод документации и типографии на русский язык, прием на работу русских ученых. В 1783 году была открыта Российская Академия не путать с АН , основной задачей которой стало составление словаря русского языка Екатерина II заботились об углублении процесса русификации АН и развитии отечественной филологии. В 1747 году был составлен Устав Регламент АН, который заменил устаревший проект 1724 года; с 1759-го вводились звания почетного члена и члена-корреспондента АН, а с 1780 года профессора начали проводить публичные лекции для всех желающих, естественно, по-русски. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным и завершился лишь во второй половине XIX века. Развитие в XIX в. В 1803 году АН реорганизовали: был принят новый устав; три класса кафедр упразднялись; открылось два новых отделения: физико-математическое и историко-филологическое; университет и гимназия закрылись; открылись самостоятельные Университеты в ряде городов Империи; открылись Научные общества. Таким образом, АН стала центральным научным учреждением государства.

В первой половине XIX века на базе АН открылся Азиатский музей 1818 год ; под её эгидой было совершено первое кругосветное путешествие и первая антарктическая экспедиция. С 1841 года начался перевод всей документации АН, а также ее периодических изданий на русский язык. Здания АН Первоначально АН располагалась в зданиях на Городском острове, где прошло первое торжественное заседание членов АН, а также на Васильевском острове, где были организованы типография, действовал архив, работали Географический департамент и Художественные палаты, а также находился зал Академического собрания В 1783-1789 годах для АН было возведено большое здание. В нем расположились склады, магазины, книжные лавки, а также квартиры академических работников. В 20-ых годах XIX века построили новую обсерваторию, а в 1831 году АН был передан так называемый Музейный флигель, где, как понятно из названия, открылись и работали различного рода музеи.

К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.
Российская академия наук. Досье - ТАСС Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем.
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук В этот знаменательный день в истории российского государства был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств».
Петербургская академия наук Сейчас, когда Российская Академия наук переживает переломный период в своей истории, интересно было бы обратиться к прошлому – к первым десятилетиям ее существования.
РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа – Императорская Академия наук стала Российской Академией наук уже в марте 1917 года.

Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки

Академия наук Кунсткамера. По своей структуре и направлению деятельности АН отличалась от западноевроп. Для подготовки научных кадров при АН были учреждены ун-т, состоявший из юридического, медицинского и философского фак-тов, и гимназия существовала до 1805. Из-за недостатка средств и незначительного числа слушателей лекции в академическом ун-те читались с перерывами и к 1732 г. АН возглавлял президент, назначавшийся императором. В состав АН входили ординарные профессора-академики и адъюнкты, в 1726 г.

В первый состав АН вошли приглашенные иностранные ученые всего 11, среди них: математики Л. Эйлер, братья И. Бернулли, натуралист И. Гмелин, историк Г. АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив.

В ее распоряжение была передана Кунсткамера. В 1748 г. Ломоносов создал первую химическую лабораторию. Он предусматривал в составе АН астрономический, физический и физико-математический «классы», историко-филологические и юридические науки были отнесены к Академическому ун-ту, в связи с чем упразднялся гуманитарный класс. По штату АН предусматривалось наличие 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почетных членов.

Линней, Ж. Дидро, И. Кант, всего иностранных ученых - более 160 чел. В 1759 г. Трауберга и Я.

Штелина в штате АН была учреждена категория членов-корреспондентов. В результате 3 академических экспедиций 1725-1760 гг. России и Сев. Америки - Чукотка, Камчатка, Алеутские и Курильские о-ва; в итоге 5 экспедиций 1768-1774 гг. Азии и Н.

По материалам этих экспедиций были изданы труды их участников И. Гмелина, С. Крашенинникова, П. Палласа, Миллера. В кон.

XVIII в. АН разрабатывала также планы сбора и классификации памятников российской истории. В 1767-1772 гг. В изучение российской истории внесли существенный вклад академики М. Щербатов , Ломоносов, Миллер.

В 1800 г. Устав определял перечень наук, к-рыми должна была заниматься академия: высшая математика, механика, астрономия, химия, зоология, физика, минералогия, ботаника, физиология, история, политическая экономия и статистика. Высшее управление делами АН было вверено Мин-ву народного просвещения. Число ординарных академиков увеличилось до 18, адъюнктов - до 20 нек-рые из них получили звание экстраординарных академиков, т. Избранные в академики и адъюнкты утверждались по представлению министра народного просвещения императором.

Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв.

Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл. Бакунин 1796-1801 , А. Нартов 1801-1813 и А. Шишков 1813-1841. По Уставу 1783 г.

В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в. Фонвизин, Г. Державин , Я.

Княжнин, П. Вяземский , И. Крылов, В.

Изначально представляла собой научный комплекс, состоящий собственно из АН, академического университета до 1767 года , академической гимназии до 1805 года , Библиотеки, Естественнонаучного музея — Кунсткамеры , типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Ботанический сад, Академия художеств, Российское собрание, Историческое собрание и Математическое собрание. Имелись три класса, каждый из которых подразделялся на кафедры I класс — математика, астрономия с географией и навигацией, механика, II класс — физика, анатомия, химия, ботаника, III класс — красноречие и древности, история древняя и новая, юриспруденция , занимаемые академиками. Поскольку они же должны были читать лекции в академическом университете, то их называли также профессорами. Число академиков, превышая установленный штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек. Им в качестве помощников и, возможно, преемников давалось по 1-2 студента, называемых адъюнктами. Все академики первого состава были иностранцами и, как правило, приезжали в сопровождении своих студентов.

Академики еженедельно совместно заседали в Академическом собрании, ставшем органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества. Основные направления работы Академия наук в 18 веке Академическая типография быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей в стране литературы, кроме церковной. Это сразу обозначило роль АН в общем развитии российской культуры. Всего до 1917 года было издано около 3 тыс. С 1728 года издавался на латинском языке журнал, название которого несколько раз менялось: «Комментарии», «Новые Комментарии», «Акты» и т. На страницах «Санкт-Петербургских ведомостей», где печаталась научная экспресс-информация, и популярного научного журнала «Примечания на ведомости» было положено начало русской научной терминологии. В «Примечаниях на Ведомости», выходивших с 1728 по 1742 год, печаталось огромное количество разнообразных статей о природных явлениях, об ископаемых материалах, о машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении. Большую аудиторию имели издававшиеся академией на двух языках Календари, или Месяцесловы, а также издававшийся в 1755-1764 годах на русском языке журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в которых печатались статьи на исторические и естественнонаучные темы. Позднее появились «Академические известия» и другие популярные издания, помещавшие статьи академиков и переводы иностранной научно-популярной литературы.

В 1804 году АН начала издание «Технологического журнала, или Собрания сочинений и известий, относящихся до технологии и приложения учиненных в науках открытий к практическому употреблению». Его выход отражал стремление укреплять связи науки с практикой. Одним из главных направлений работы АН стали исследования природных богатств России. Существенный вклад в изучение природных ресурсов и населения территорий страны от Белого до Каспийского моря, от западных областей до Камчатки внесли Великая Северная экспедиция 1733-1742 и академические экспедиции 1760-1770 годовг. Капитальные труды их участников И. Гмелина , С. Крашенинникова , П. Палласа и других сыграли выдающуюся роль в развитии географии, биологии, этнографии и были высоко оценены в Европе. Они решили вопрос о проливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России. Были составлены карты обследованных районов, изучен их животный и растительный мир, выявлены полезные ископаемые, описаны история, этнография, хозяйственная деятельность живущих там народов и начато изучение их языков.

Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов. В начале 1740-х годов было опубликовано несколько томов каталога коллекций Кунсткамеры. Проводившиеся в Академии наук исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии выдвинули ее на почетное место среди научных корпораций. В Академии наук Д. Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика» 1738 ; вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике. Мировую известность получили труды Л. Эйлера «Морская наука» и «Механика», И. Гмелина «Сибирская флора», И. Вейтбрехта «Синдесмология», С.

Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» первая естественнонаучная книга, написанная на русском языке. Исследования явлений электричества и магнетизма проводились Г. Рихманом и Ф. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 году была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский». Академия начала публикацию источников по русской истории. Трудами Г. Байера , Г. Миллера , М.

Такова была воля первого российского императора — Петра Великого. Как это было, «Известия» рассказывают в статье, а также в специальном выпуске подкаста «Такая история». Рывок к науке В допетровские времена светские науки в России почти не развивались, почти всю современную технику приходилось закупать — и первого императора это не устраивало. Во время Великого посольства он с восхищением наблюдал за «чудесами» химических лабораторий, изучал обсерватории, а потом стал почетным членом Французской академии наук — и не просто так, а за составление детальной карты Каспийского моря и его побережья. Собеседником и советчиком русского монарха стал выдающийся ученый, математик и философ Готфрид Лейбниц. Правда, после путешествия по Европе идею создания Российской академии наук пришлось отложить. Страна вела напряженную войну со Швецией, прорывалась к Балтийскому морю, строила порты и корабли.

Фото: commons. В 1714 году Петр организовал первый российский публичный и, кстати, бесплатный музей — Кунсткамеру, «кабинет редкостей» «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Там, помимо прочего, хранилась коллекция минералов, химических реактивов и диковинных инструментов.

Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок. Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии. Его отец прибыл в Россию во времена царя Алексея Михайловича и стал организатором Аптекарского приказа. Сам Лаврентий Лаврентьевич родился в России, иностранцем его не считали. Ученые и сановники собрались в одном из самых роскошных зданий Петербурга — в бывшем дворце опального вице-канцлера барона Петра Шафирова.

Содержание статьи

  • 300 лет служения человечеству
  • Наука РФ - официальный сайт
  • Петербургская академия наук
  • Российская академия наук. Досье
  • Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба | МИР 24 | Дзен
  • «Основание Петербургской Академии наук»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ

С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук. Сотрудничество Российской Академии наук с Королевским научным обществом. С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества.

Петербургская академия наук

Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России.

К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал

АКАДЕМИЯ НАУК Российская академия наук в санкт-петербурге. Поиск. Смотреть позже.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук | - Новости СПб 1 октября 1783 г. в Петербурге торжественно открылась Российская академия наук 1.11.2004 11:52 | Д. Ю. Столяров Петербург 1783 года.

«Пора перестать считать нас за варваров...»

  • 8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. |
  • Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств
  • Основание Академии наук — Журнальный зал
  • Новые публикации

Что еще почитать

  • Материалы рубрики
  • Курсы валюты:
  • Также по теме
  • Похожие записи
  • Открытие Императорской академии наук

Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба

Историческая справка Историки науки считают, что именно в беседах с Лейбницем у Петра I оформилась идея создания Академии наук в Санкт-Петербурге.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук (Александр Смирнов 83) / Проза.ру Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий