Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. В конце сентября российские СМИ рассказали о юной балерине Элеонере Севенард — внучатой племяннице Матильды Кшесинской, которую приняли в труппу Большого театра. Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года.
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
Онлайн-дневник Матильды Кшесинской приурочен к 150-летию со дня рождения балерины. Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Оригинал взят у perfume007 в Как Матильда Феликсовна Кшесинская в 1917 судилась Лениным за дом с апрельскими тезисами.
На «Театральном бульваре» в Кисловодске показали антрепризу в память о балерине Кшесинской
Куда они спрятались? Большевики, когда взяли власть, немедленно национализировали банки, вскрыли сейфы, взяли все, что было, реквизировали, отняли. Ушло в небытие Общество взаимного кредита, рассыпался в прах великий Азовско-Донской банк, нет их! Сильная женщина. Выжила, вытащила мужа и сына Директор Азовского, встретив ее в эмиграции, сказал, что "мои ящики так хорошо запрятаны, что их никогда не найдут". А что?
Где-то таятся в современном Петербурге? Нашли ведь огромный серебряный клад Юсуповых, те же по сути ящики. Так что всем желающим - ищите и обрящете! Драгоценности - на миллионы рублей. А в ответ - квиточек, бумажка.
Год - и не стало никакой казны. Ликвидирована большевиками. Так что каждый желающий может нынче подойти на Фонтанку, номер 74, в Петербурге, потрогать старые стены и сказать себе: "А вот здесь закончились все яхонты-бриллианты, все сумасшедшие подношения, все золотые веночки и алмазные венцы, все, что заработано неутомимостью, любовью, тысячами фуэте, просто яркостью редкой женщины". Таким был конец "революционного финансового менеджмента" - бумажным. Нет камней, нет драгоценных вещиц Фаберже - есть расписки, квитанции, квиточки, бережно хранимые в Париже, почти до 100 ее лет: "А вдруг?
Ну, не такой это был ужас, и ее ждала собственная вилла на Лазурном берегу, которую она тут же заложила, потом вдруг мужу отстегнулись в наследство драгоценности много их бродило тогда по Европе из России. А на самом деле она, как честная трудовая женщина, открыла в Париже балетную школу и трудилась в ней, как пчела, всю жизнь, зарабатывая на пропитание. Что сказать?
Мариинский театр Молодой балерине доверяли партии режиссеры Мариус Петипа и Лев Иванов, знавший ее по училищу.
Дебютировала Кшесинская в балете «Щелкунчик», где танцевала фею Драже, потом была партия Одетты-Одиллии в постановке «Лебединое озеро», затем Никия в балете «Баядерка». После того, как балерина Карлотта Брианца уехала в Италию, Матильда танцевала ее партию — принцессу Аврору в «Спящей красавице». В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого. Есть версия, что такой рывок в карьере танцовщицы случился благодаря связям при дворе.
Под нее были поставлены балеты, которые, впрочем, не числятся в балетном наследии Кшесинской. В 1894-м, когда сочетались браком великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна, поставили балет под названием «Пробуждение флоры», в котором Матильда танцевала главную партию. Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти, и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.
В 1904-м Матильда ушла из Мариинского театра по собственному желанию. После прощального вечера в ее честь, балерина подписала контракт с этим же театром, и теперь за каждое из своих вступлений получала по пятьсот рублей. Начиная с 1909 года, ей платили за каждый выход 750 рублей. Матильда придерживалась мнения, что артистам с академической выучкой можно без опаски доверять любые партии.
Она засветилась в балете Михаила Фокина «Эвника» 1907 года, потом танцевала в спектаклях «Бабочки» в 1912 году и «Эрос» в 1915-м. Интриги Кшесинская всегда возмущалась, когда в труппу приглашали зарубежных танцовщиц, и всеми силами пыталась этому противостоять. Она не переставала доказывать, что отечественным балеринам под силу главные роли, в то время как режиссеры стремились задействовать иностранных артистов. Зачастую в интриги была втянута балерина из Италии Пьерина Леньяни, которая, несмотря на противодействие Матильды, все же продержалась в труппе Мариинки на протяжении восьми лет.
Кшесинская приобрела к тому времени такую власть, что могла противоречить даже директору Императорских театров князю Волконскому, которому пришлось уходить из театра из-за того, что он отказался восстанавливать старинную постановку «Катарина, дочь разбойника», где Матильда собиралась исполнить главную партию. Хотя Кшесинская говорила, что основной причиной раздора между ней и директором театра стали фижмы костюма, в котором исполнялся русский танец в балете «Камарго». В 1899-м Матильда осуществила свою давнюю мечту — получила партию Эсмеральды, которую нехотя отдал ей Мариус Петипа. С того времени эту партию танцевала только Кшесинская, несмотря на проявление недовольства со стороны коллег.
До нее исполнение этой партии было прерогативой итальянок. Не только зарубежные балерины считали Кшесинскую самым злейшим из врагов, точно так же к ней относился и Сергей Дягилев , который организовывал «Русские сезоны». Он предложил блистательной балерине выступить в Лондоне, который ей самой нравился больше, чем Париж. Но взамен Матильда должна была задействовать свои связи при дворе и добиться возможности выступления Дягилева и его антрепризы в Петербурге.
Кроме этого Сергей просил ее получить разрешение на отсрочку отбывания воинской повинности Нижинскому. Кшесинской предложили станцевать «Лебединое озеро», Дягилев таким образом решил вопрос с декорациями, владельцем которых была балерина. Однако эта попытка успеха не имела.
Из писем мы узнаем, что у балерины была собачка Сноб, которую она часто брала с собой на воды, в Виши. Кшесинская любила животных, в Петербурге у нее были даже корова и коза, а также преданный голубь, о котором она пишет с большой нежностью.
В октябре 1926 года вилла была сдана внаем: «Виллу сдали, контракт подписан, и теперь полна забот, как устроиться подешевле, чтобы хватило на более продолжительное время». В это время, и об этом Кшесинская пишет также в своих воспоминаниях, умирали многие великие князья, тоже оказавшиеся за границей после революции. Многие жили на Лазурном берегу. Она делится с Софьей своими надеждами и разочарованиями. Но получила ответ, что villa продана».
Великая княжна была сестрой великого князя Сергея Михайловича, расстрелянного большевиками. В своих воспоминаниях Кшесинская сокрушается, что великий князь Сергей, который был страстно влюблен в нее и даже воспитывал ее сына от князя Андрея, отказался вовремя уехать за границу. Русские эмигранты, в том числе члены царской фамилии, соседи Кшесинской по Лазурному берегу, долго питали тщетные надежды на то, что царская семья выжила. В воспоминаниях Кшесинская пишет о том, что много говорила об этом с великой княгиней Анастасией Михайловной, с которой они часто виделись. Именно туда Кшесинская и намеревалась переехать после смерти великой княгини.
Впрочем, мытарства с виллой продолжались и в 1928 году. Она плохо сдавалась внаем, и вопрос с деньгами стоял постоянно. Параллельно Кшесинская обустраивала парижскую виллу и студию, где спешила открыть школу танцев — все надежды о заработке были связаны с ней и впоследствии оправдались. Школа имела огромный успех. Работать приходилось на износ.
Нужда заставляет работать свыше своих сил» 1929. Узнать что-либо о ней в двух московских музеях нам не удалось — возможно, архивы скажут больше. Сонечка предстает в письмах Кшесинской персонажем, постоянно обремененным какими-то проблемами. То со здоровьем что-то серьезное, либо Кшесинская с ее манерой преувеличенного внимания придает этому слишком большое значение. Но в письмах к Сонечке она постоянно выражает ей сочувствие и озабоченность ее положением.
Неужели и в Париже вы не могли избежать неприятностей. Бедная моя Соничка», — из письма балерины от 24 мая 1927 года орфография оригинала. На протяжении нескольких писем идут причитания по поводу утерянной броши Сонечки, которая, видимо, так и не нашлась. Из этого же письма мы узнаем, что брак сестры Сонечки распался, а муж уволился из «Спортинга», чрезвычайно модного светского клуба в Монако. Очевидно, что наличие некоего займа у таинственного мужа Сонечки вынуждало Кшесинскую постоянно отчитываться о финансовом положении, которое, судя по письмам, было бедственным.
Судя по очень ласковому обращению в письмах, Сонечка была человеком весьма близким не только самой Кшесинской, но и князю Андрею. Так, в одном из писем Кшесинская пишет полушутя: «Мужу передай от нас всех сердечный привет. Обнимаю тебя, моя любимая Сонечка. Твой, всей душой твой. Не то слухи, распускаемые Ферраном, не то проволочки с выплатой долга сыграли свою роль, но отношения подруг портятся.
В сентябре 1928 года Кшесинская укоряет впервые! Сонечку, что «совсем ее забыла». Как всегда у Кшесинской, она сначала жалуется на жизнь, чтобы смягчить эффект от тех приятных моментов, в которых, по большому счету, проходит ее жизнь. Да, виллу все же придется продать или сдать внаем, но пока никто не нашелся. Зато от приглашений нет отбоя.
И снова искусный реверанс: «Так грустно было видеть вашу виллу необитаемой. Как бывало мило у вас зимой, эту зиму я буду лишена этого удовольствия». И снова жалобы: «На следующей неделе опять надо ехать в Париж, опять искать деньги. Впрочем, из письма великого князя, который тоже писал Сонечке, мы видим, что их с Кшесинской приглашали в Монте-Карло в декабре 1931 года, но они не поехали.
Возможно, автор мемуаров несколько пристрастен по весьма банальной причине: в отставку он вынужден был подать из-за нежелания Малечки надевать костюм с фижмами, утвержденный для исполнения роли. Подумать только, такая ирония, потерять работу буквально из-за женской юбки. Следующий директор императорских театров, Владимир Аркадьевич Теляковский, печальный опыт своего предшественника вынужден был учитывать. Вот остроумная фраза известного театроведа Давида Золотницкого на этот счет: «Прима-балерина опиралась на свои интимные связи с весьма высокопоставленными лицами, и Волконский тут был бессилен.
Теляковский не был, конечно, бунтарем. Он имел достаточно благоразумия, чтобы примириться с наличием еще двух директоров императорских театров: М. Кшесинской - в петербургском балете и М. Савиной - в петербургской драме. Может быть, поэтому он пишет о них излишне резко. Правда, ему хватило объективности признать, что актрисы это были действительно выдающиеся, но дать им сколько-нибудь полную творческую характеристику он не сумел». Творческую характеристику не сумел, зато составил тонкое личное наблюдение: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется». Читайте также: Владивостоку показали "Матильду": первые впечатления И все же, то активное участие, которое принимали покровители Кшесинской в балетных делах, удивляет оба директора театров описывают постоянные встречи, записки и даже шифрованные телеграммы от высших лиц государства с хлопотами о Матильде.
Тот же Сергей Михайлович Романов, многолетний поклонник Матильды, президент Русского театрального общества и, на секундочку, командующий всей российской артиллерии, постоянно идет на поводу ее капризов. И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы. К тому же высокопоставленные покровители балерины не только просили за нее, но и осыпали дарами. В своих воспоминаниях, написанных спустя годы, в эмиграции, она с любовью вспоминает все те чудесные драгоценные безделицы, которыми ее одаривали. Кшесинская обладала внушительной коллекцией драгоценностей работы Фаберже. Свои балетные партии она также предпочитала танцевать в настоящих, а не бутафорских, украшениях. Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки. Еще один впечатляющий подарок от Сергея Михайловича — дача в Стрельне.
У Малечки был хороший вкус, а у Сергея Михайловича, видимо, неисчерпаемые ресурсы. Кшесинская побаивалась темноты, поэтому ее верный рыцарь построил электростанцию, чтобы освещать и загородный дом, и огромный парк. Когда Большой Стрельнинский и императорский дворец в Петергофе еще тонули в темноте, уютный дом Кшесинской наполнялся ярким светом.
Матильда Кшесинская фуэте судьбы. К 150-летию со дня рождения балерины.mp4
Это был дразнящий, амбровый с дубовыми нотами, немного мрачный аромат, который создал французский парфюмер с российскими корнями Эрнест Дальтрофф. Массаж навсегда Матильда, как и всякая большая танцовщица, имела свой небольшой штат врачей. И особенно ценила Кшесинская хороших массажисток. Даже в Анапе, куда она бежала во время Гражданской войны, без особых средств, балерина сумела-таки найти себе массажистку. Лучшие друзья девушки Матильда Кшесинская стала первой балериной, которая выходила на сцену в собственных костюмах и настоящих бриллиантах, чем бесила своих менее удачливых коллег. Несмотря на самое начало расцвета промышленной косметологии и авторитет первых женских журналов журналов, которые рассказывали, «как увеличить грудь при помощи крема», Матильда составляла свои личные кремы.
С декоративной косметикой дело обстояло так: хотя балерины всегда ярко красились, Матильда подражала дамам из аристократической прослойки общества, которые почти не пользовались косметикой.
Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ. Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра. Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре.
Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире.
Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки». Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак.
Потом ему пришлось уговаривать Алису.
Мне это число всегда приносило счастье. Мужчины обыкновенно получали золотые часы.
Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон.
Потом Государь просил Великого Князя Сергея Михайловича мне передать, что эту брошь он выбирал вместе с Императрицей и что змея есть символ мудрости... Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни.
Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт...
Наша прекрасная драматическая артистка Мария Александровна Потоцкая, которая была моим большим другом, дразнила меня, говоря: «С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками? А потом начал все время приезжать ко мне в Стрельну, где мы так чудно и мило проводили время. Вспоминаю те незабываемые вечера, которые я проводила в ожидании его приезда, гуляя по парку при лунном свете.
Но иногда он запаздывал и приезжал, когда уже солнце начинало всходить и поля благоухали запахом срезанного сена, что я так любила. Памятен мне день 22 июля, день ангела Великой Княгини Марии Павловны, его матери. На ее именины всегда устраивался в Ропше пикник с музыкой и цыганами.
Он не мог рано приехать ко мне в Стрельну, но обещал все же непременно приехать, если только там не засидятся чересчур поздно, возвращаясь к себе обратно в Красное Село. С волнением я ждала его, и, когда он появился, моему счастью не было предела, тем более что у меня не было уверенности, что он сможет ко мне заехать. Ночь была чудесная.
Мы долгие часы сидели на балконе, то говоря о чем-то, то слушая пение просыпающихся птиц, то шелест листьев. Мы чувствовали себя как в раю. Эту ночь, этот день мы никогда не забывали, и каждый год мы праздновали нашу годовщину.
С одной стороны, это известие было для меня большой радостью, а с другой стороны, я была в недоумении, как мне следует поступить при моем возвращении в Петербург. Тут я вспомнила про укус обезьянки в Генуе, не отразится ли этот укус на наружности моего ребенка, так как говорили, что сильное впечатление отражается на ребенке. Пробыв несколько дней в Париже, я вернулась домой, предстояло пережить много радостного, но и много тяжелого...
Мне, кроме того, предстоял трудный сезон впереди, и я не знала, как я его выдержу в таком состоянии. Я танцевала роль Камарго, и в первом действии у меня был очаровательный костюм субретки, а во втором — тюники. Сцена была близка от кресел первого ряда, где сидели Государь с Императрицей и членами Императорской фамилии, и мне пришлось очень тщательно обдумать все мои повороты, чтобы не бросалась в глаза моя изменившаяся фигура, что можно было бы заметить лишь в профиль.
Этим спектаклем я закончила сезон. Я не могла уже больше танцевать, шел шестой месяц. Тогда я решила передать Анне Павловой мой балет «Баядерка».
Я была с ней в самых лучших отношениях, она постоянно бывала у меня в доме, очень веселилась и увлекалась Великим Князем Борисом Владимировичем, который называл ее «ангелом». Со дня ее выхода из училища 1899 публика и балетные критики сразу обратили на нее внимание и оценили ее. Я видела в ней зачатки крупного таланта и предвидела ее блестящее будущее.
Я еще долго проболела с высокой температурой, но так как я была сильная и здоровая по натуре, то сравнительно скоро стала поправляться. Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжелый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг.
Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчета, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем.
Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет.
Он дал свое согласие. Крестины состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Согласно обычаю, я как мать не присутствовала на крестинах.
В этот день Великий Князь Владимир Александрович подарил Вове чудный крест из уральского темно-зеленого камня с платиновой цепочкой. Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович.
Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко.
Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники.
Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли. К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные.
Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя.
Реклама Образование Элеонора получила в Академии русского балета имени Вагановой. Еще в студенческие годы она участвовала в спектаклях Мариинского театра. Девушка завоевала любовь и зарубежных зрителей, гастролируя в Литве и Японии. С 2015 года Севенард исполняла партии Маши в балете «Щелкунчик». На сцену Мариинского театра в этой роли она выходила десять раз. В этом году она приняла участие в лондонском гала-концерте «Иконы русского балета» и слетала в Париж на «Гала балетных школ XXI века». За свою недолгую балетную карьеру Элеонора удостоилась множества наград.
Правнучка балерины Матильды Кшесинской закрутила роман со звездой Большого театра
В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. Матильда Кшесинская с выбором такого человека не промахнулась – завела роман с цесаревичем Николаем Александровичем. 31 августа 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся русской балерины, заслуженной артистки Императорских театров Матильды Феликсовны Кшесинской (1872. Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины.
«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России | Прима-балерина Мариинского театра пользовалась особым расположением членов царской семьи: Матильда Кшесинская была любовницей как минимум трех Романовых, в том числе. |
Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы | Портрет балерины Кшесинской появился на 4-х этажном доме №141 Б, который находится на пересечении Лиговского проспекта и Воронежской улицы. |
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | Аргументы и Факты | Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. |
Правнучка балерины Матильды Кшесинской закрутила роман со звездой Большого театра
Но отношения двух легендарных балерин – Кшесинской и Карсавиной – стали счастливым исключением из жестокого правила. Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив. Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. Самые свежие новости Ростовской области читайте на сайте «Панорама». до февраля, будучи на пятом месяце беременности.
О чем рассказывают дневники Кшесинской и цесаревича
- Афера Матильды Кшесинской
- В Кисловодске особняк балерины Кшесинской пойдет «с молотка»
- Матильда Кшесинская
- Биография Матильды Кшесинской
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Издательство «Центрполиграф» выпустило «Воспоминания» знаменитой балерины Матильды Кшесинской. В конце сентября российские СМИ рассказали о юной балерине Элеонере Севенард — внучатой племяннице Матильды Кшесинской, которую приняли в труппу Большого театра. Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы.
Матильда Кшесинская
В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го. Николай Сванидзе рассказывает интересные факты из жизни одной из самых известных балерин начала 20 века. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России. Роман Кшесинской с Николаем завершился, но рачительная балерина всегда держала эту историю в качестве козыря для своей карьеры.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Кстати, она стала первой русской балериной, которой было под силу исполнить 32 фуэте подряд. Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы. Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па. Она проявляла спортивный характер не только в работе, но и в жизни. Девушка сразу же выдвинула условие, что будет танцевать лишь 3 месяца в году, а такого себе еще никто не мог позволить. Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году.
Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки. Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию.
Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.
В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.
Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода.
В этом учебном заведении постигали азы балета дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Кшесинская не оставила преподавание, даже когда у нее начался артрит и ей приходилось ходить с тростью. На уроках Матильда Феликсовна всегда вела себя тактично и никогда не повышала голос на своих учениц. Тогда танцовщице было 64 года.
Публику настолько потрясло увиденное действо, что ее вызывали на бис 18 раз. В 1956 скончался ее горячо любимый супруг, с которым балерина прожила в браке 35 лет. После того как из жизни ушел муж, Матильда Феликсовна замкнулась в себе и практически никуда не ходила. В 1958 году она посетила гастрольное представление Большого театра в Париже, которое оказало на нее сильное впечатление: «Несмотря на то, что после смерти мужа я нигде не бывала и проводила все время в студии или дома, по такому случаю я решила нарушить это правило и поехала в Оперу.
На спектакле я плакала от счастья... Это был все тот же балет, что и сорок лет назад! Однако хозяева входили в ее положение и не требовали денег. Поддерживал ее в материальном плане племянник супруга Владимир Кириллович, который иногда присылал денежные средства.
Можно сказать, что на закате жизни она была затворницей и редко покидала свою комнату. Лишь иногда сын вывозил ее на инвалидной коляске подышать свежим воздухом в саду. Прославленная балерина скончалась в Париже в 1971 году, не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея. Кстати, ее дед прожил 106 лет, а сестра Юлия — 103 года.
На церемонии прощания присутствовало несколько сотен человек, в том числе ее ученики, а также близкий друг Серж Лифарь.
Дело в том, что у Кшесинской во дворце был большой гараж, который, в общем-то, сейчас, кажется, не сохранился. И в этом гараже не меньше 10 автомобилей или экипажей могло поместиться. Ну, автомобильный батальон — для них это был просто как подарок", — рассуждает Александр Широкорад. На втором этаже особняка разместился сам Владимир Ильич. Любимый балкон Кшесинской, на который она выходила полюбоваться закатами над Невой, приглянулся Ленину — хорошая площадка для пламенных выступлений.
Что же стало с вещами самой Матильды? Все знали, кто живет на Петроградской в этом роскошном особняке. Хоть она и спрятала свои коллекции а коллекции у нее были многочисленные , ведь у нее были не только диадемы, ожерелья, броши, сотуары от Фаберже, у нее была и посуда от Фаберже, хрустальная в серебре. И у нее были вот эти удивительные фантазийные предметы, которые теперь, в общем, единичны в музеях, и на пике антикварного олимпа — это драгоценные цветы Фаберже в вазочках из горного хрусталя. И кажется, будто в этих вазочках плещется вода. Так вот, помимо срезанных цветочков, у нее, чуть ли не у единственной, была золотая елочка с льдинками из бриллиантов на ветках.
Это сразу же было у нее изъято при обыске в ее доме", — говорит Татьяна Мунтян. Кшесинская и Гумилев Содержимое маленьких тайников, которые, по законам того времени, были устроены по всему дому, помогает изъять горничная Кшесинской. Когда-то балерина взяла ее к себе буквально с улицы, голодную, нищую. Но едва в особняк врываются революционеры, как служанка первым делом указывает им, где хозяйка прячет ценные вещи. Потомки Кшесинской считают, что причиной обысков стала находка Гумилева. Накануне на балерину выходила ассоциация американских мормонов.
Представители этой церкви сначала предложили за гребень два миллиона рублей, а потом и вовсе вручили подписанный чек. Ей оставалось только вписать сумму. Ну, во-первых, она была достаточно состоятельной женщиной, чтобы гнаться за деньгами. Во-вторых, Гумилев продал этот гребень с условием, что он никогда не покинет пределы России. И она, в общем, еще и этим обязательствам следовала. Дальше ей посыпались угрозы.
Она этот гребень возила всегда при себе. То есть боялась его оставить где-то. Не исключаю, в общем-то… Скажем так, я беседовал с некоторыми людьми в Париже, которые ее знали, она не исключала, что большевики заняли особняк Кшесинской не только из стратегических соображений, а еще выполняя некий заказ, потому что там были проломлены все стены, взломаны полы", — рассказывает Константин Севенард. Даже судилась. Один из фигурантов судебного дела того времени был небезызвестный господин Ульянов творческий псевдоним Ленин , который, правда, прошел уже как свидетель по этому делу. И Кшесинская тогда дело выиграла", — говорит Александр Максимов.
В зале заседаний яблоку негде упасть. Правда, ни истец, ни ответчики в суд не являются. Толпа разочарована. И хотя дуэль адвокатов заканчивается победой Матильды, отдавать особняк проигравшая сторона не спешит, откладывая выезд неделю за неделей", — утверждает Константин Севенард. Однажды вечером Кшесинская не выдерживает и едет к своему дому посмотреть, что там происходит. Она долго стоит напротив, не решаясь войти.
И вдруг видит во дворе революционерку Колонтай в шубе, подаренной балерине императором. Это станет последней каплей. Надежды больше нет. Она решает бежать из города, пока не поздно. Прочь от прошлого, которое уже не вернуть. И такая вот ирония судьбы: всю ее жизнь сопровождали эти драгоценности от Фаберже.
Они же ей жизнь, по сути дела, спасли, потому что эти запонки она подарила капитану судна, на котором с сыном бежала из революционной России. Спасаясь, покинула родину, отдав эти запонки. Она вспоминает, что когда она бежала на юг, то в разных магазинах видимо, антикварно-ювелирных она встречала похищенные, реквизированные у нее то какую-то чашу, то роскошный салатник. То есть то, что разносилось по России вот этими новыми хозяевами жизни", — Татьяна Мунтян. Убегающих из революционной России богачей большевики обыскивают, не стыдясь. На кораблях, в поездах облавы быстро становятся обычным делом.
Приходится приспосабливаться. Какие ухищрения делали. Прятали бриллианты и в вареные яйца, и клали в корзинку со снедью, и в нос засовывали, у кого нос подходил для этих целей. То есть вот ей как-то удалось эти запонки спасти, но ей пришлось их отдать", — рассказывает Мунтян. Зачем Кшесинская так билась за особняк? Надеялась вернуться туда?
Там еще оставались нераскрытые тайники? Вот он и занимался именно сохранением сокровищ, своих и Матильдиных. И занимался кладом. И время упустил возможное уехать", — считает Олег Вареник. Он хотел переправить драгоценности балерины со своей матерью в Лондон. Но английский посол отказался ему в этом помочь.
Тогда великий князь, опытный военный, знаток передовых технологий того времени по строительству казематов, пороховых погребов и подземных коридоров, придумывает, как устроить тайник на даче. Это стоило ему жизни. Что произошло? Успел ли Сергей Михайлович спрятать клад? Он был безумно в нее влюблен, и он из-за этого, собственно, и расстался с жизнью. Он мог бежать, но он до победного улаживал какие-то финансовые дела.
Ни Стрельну, ни Кронверк не вернешь, значит, какие-то ценные бумаги или золото. И это все распрятывал, растаскивал Сергей Михайлович", — говорит Александр Широкорад. Самые крупные предметы — картины, антикварную мебель с дачи Кшесинская сдала перед отъездом на хранение в банк. До конца жизни у нее сохранится расписка об этом. Но банки будут национализированы и о возврате имущества ей придется навсегда забыть. Останется надежда только на брата и на давнего поклонника великого князя Сергея Михайловича.
Как вдруг приходит сообщение, что он расстрелян. Убит и любимый царь — ее Ники, за которого, по словам Константина Севенарда, Кшесинская успела выйти замуж. Николай пошел на это ради спасения детей и своей жены, и церковь расторгла его существующий брак. Таким образом, официально дети его… Я не знаю, видимо, теряли какое-то право на престолонаследие. Или это дополнительный был аргумент.
Никто не сомневался, что судьба девочки будет связана с балетом. Отец возлагал на Малю, как ее называли домашние, большие надежды: он видел врожденный талант дочери и рассчитывал, что она продолжит семейные традиции и добьется успеха на сцене. Посадил в одной из закулисных лож и ушел готовиться к выступлению. Своим выходом Феликс остался так доволен, что забыл о малышке: смыл грим и отправился домой.
Жена, поняв, что супруг вернулся один, была в ужасе: «А где же Маля? Что ты с ней сделал?! Девочка, увидев отца, попыталась спрятаться под креслом: она не желала покидать театр, который казался ей самым замечательным местом на свете. Занималась она упорно, «несмотря на живой и бедовый характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей. Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной.
Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем.
Матильда Феликсовна Кшесинская
- Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
- 50 рублей и несостоявшийся триумф
- Афера Матильды Кшесинской
- Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. ~
Предыдущие статьи
- Карьера балерины и отношения с будущим царем
- Афера Матильды Кшесинской
- 1. Тринадцатый ребенок
- СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Последние годы «великолепной Матильды»
Кшесинская в дневнике писала, что Николай хочет перейти к более «близкому знакомству», но он не желает быть у Матильды «первым», потому что это «будет его мучить всю жизнь», но если бы она «уже была не невинна», тогда бы он с ней «сошёлся» не задумываясь. Однако через полгода между балериной и цесаревичем вспыхнул настоящий роман. Для встреч Николай снял небольшой особняк на Английском проспекте, который когда-то был построен великим князем Константином Николаевичем для своей дамы сердца балерины Кузнецовой. Позже Николай подарит этот особняк Кшесинской. Их роман продлился всего 2 года. Оба понимали, что их любовь не может иметь продолжения. Николай честно признался Матильде, что имеет намерение жениться на Алисе Гессенской и препятствием служит лишь то, что она отказывается принять православие. А это что делало её брак с наследником российского престола невозможным. В 1894 году Николай II всё же принял решение о браке с принцессой Алисой Гессенской, и сразу после этого он прекратил отношения с Матильдой.
Еще в студенческие годы она участвовала в спектаклях Мариинского театра. Девушка завоевала любовь и зарубежных зрителей, гастролируя в Литве и Японии. С 2015 года Севенард исполняла партии Маши в балете «Щелкунчик». На сцену Мариинского театра в этой роли она выходила десять раз. В этом году она приняла участие в лондонском гала-концерте «Иконы русского балета» и слетала в Париж на «Гала балетных школ XXI века». За свою недолгую балетную карьеру Элеонора удостоилась множества наград. Кроме того, девушка стала лауреатом конкурса Минкультуры «Молодые дарования России».
Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками — подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась. Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести. Матильда Кшесинская в 8 лет Фото: izbrannoe. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: — Смотрите только не флиртуйте слишком. Перед каждым прибором стояла простая белая кружка. Наследник посмотрел на нее и, повернувшись ко мне, спросил: — Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете? Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки. Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы.
Именно эти формы были идеалом женской красоты того времени и самым желанным силуэтом для мужчин. Тем не менее, Кшесинская все же придерживалась некоего эталона веса. В исторических материалах сохранились костюмы скандальной примы-балерины и платья, размер которых колеблется от 42 до 44. Ростом Матильда была также не соответствующим сегодняшним параметрам — всего 153 сантиметра, при весе в 50 кг. Матильда Кшесинская с козочкой Фото: Александр ГЛУЗ Кшесинская была крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Матильда не отличалась аскетизмом. Дотеатральное детство артистки сопровождалось несколькими ужинами, булочками и вареньем за частыми кофепитиями. Тем не менее, танцовщица взвешивалась каждый день и следила за тем, чтобы не набирать лишнего. Диета по сбросу веса легендарной фаворитки Дома Романовых состояла из ананасов и красной икры.