В феврале 1990 года в Душанбе прошли трехдневные массовые беспорядки, начавшиеся на межнациональной почве. Февраль 1990 года в Душанбе был относительно теплым, бесснежным, и все шло своим чередом.
Таджикистан: неизвестная революция
12 февраля 1990-го года в Душанбе началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне. Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной страницей, причем страницей непрочитанной. 12 февраля 1990 г. в Душанбе был обычным рабочим днем и ничто не предвещало тех тяжких испытаний, которые уготовила судьба его жителям и всему населению Таджикистана в ближайшие часы и дни. Конфли́кт в Душанбе́ — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. О том, что произошло в феврале 1990 года в Душанбе, впервые подробно написала газета «Пульс Тушина», опубликовавшая письмо душанбинца Андрея Мигунова.
Массовые беспорядки в Душанбе (1990)
Повод извне Поводом для выхода толп душанбинцев на улицы города стали слухи о том, что правительство выдаст нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартиры в Душанбе. В то время в городе ощущалась острая нехватка жилья, поэтому информация всколыхнула общественность. Таджикистан на выход: как страна обретала независимость 9 сентября 2017, 12:59 В действительности же из Баку в Душанбе бежали всего около 50 человек. К тому же, местные власти не планировали предоставлять им жилье.
Ситуация обострялась. На стороне митингующих оказалась не только часть депутатов Верховного совета, но и мэр Душанбе. В Москве началась паника и в конце сентября по распоряжению Горбачева в Таджикистан была послана группа во главе с Анатолием Собчаком. Они должны были уговорить конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и начать подготовку к выборам. Оппозиция назвала своего кандидата — известного кинорежиссера Давлата Худоназарова, коммунисты — бывшего первого секретаря ЦК Рахмона Набиева, который и «выиграл», несмотря на предъявленные обвинения в фальсификации.
После выборов я провожал Давлата в Москву и в аэропорту увидел группу нетрезвых и довольных российских генералов с коробками подарков. На время Кремль успокоился. Но только на полгода. Гражданская война, 1992 26 марта 1992 года начался новый митинг, побивший все рекорды массовых выступлений — 46 суток, и днем и ночью, в центре Душанбе тысячи людей требовали отставки нового президента и демократических реформ. Рахмон Набиев — представитель старой коммунистической номенклатуры, пытался сохранить советскую систему в независимом уже Таджикистане, опираясь не только на старых соратников, но и на российский генералитет. У российского Генерального штаба были свои виды на Таджикистан, который граничит с Афганистаном, и мало кто не знал, что военные занимаются контрабандой наркотиков, оправдывая свое нахождение в далекой от России страны геополитическими интересами. Однажды вертолетчик российской армии Валерий Ким рассказал журналистам о том, как из Афганистана переправляется героин. И влиять на таджикского президента было просто — он был безвольным алкоголиком.
В отношениях Москвой и Душанбе была еще одна особенность: после распада СССР Таджикистан не получил ни одного патрона, когда другие новые независимые государства получили в наследство и вооружение, и флот. В первые месяцы независимый Таджикистан не имел собственного министерства обороны, только так называемую национальную гвардию, примерно 500 человек. Новый президент начал свою политическую жизнь с арестов. Был арестован мэр Душанбе, несколько оппозиционеров, была введена жесточайшая цензура на телевидении, было несколько попыток закрыть независимые газеты. Страна бурлила. Вечером на площадь перед парламентом ста ли собираться люди. Потом они догадались, что инициатором конфликта был президент и перешли к его дворцу, к тому самому зданию, где произошли события в феврале 1990 года. И остались надолго, до 11 мая, пока не было создано коалиционное правительство.
Люди приезжали митинговать посменно — одни уезжали, другие занимали их места. Кажется, за весь период участие в митинге приняли более миллиона человек из разных районов. Утро начиналось с молитвы, затем выстраивалась очередь из желающих выступить. Говорили не только таджики, приходили все, кому было тревожно за страну — узбеки, русские, украинцы, грузины, корейцы. Одновременно российская пропаганда ухватилась за возможность назвать митинг «шабашом исламистов», потому что одним из организаторов митинга была Партия исламского возрождения. Исламский фактор обыгрывался КГБ с середины 80-х годов, умело манипулируя общественным мнением, прежде всего в России.
К тому же, местные власти не планировали предоставлять им жилье. Изначально люди выкрикивали "Долой армян! Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить граждан выстрелами с холостыми патронами.
К тому же, местные власти не планировали предоставлять им жилье. Изначально люди выкрикивали "Долой армян! Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его.
Следствие закончено, забудьте
Формально не занимая никаких государственных должностей, мужчина пользовался безусловным авторитетом во всех официальных органах власти Моральный облик защитников коммунистической идеи был, мягко говоря, далек от идеала. За Сангаком Сафаровым в движение потянулись уголовники и просто авантюристы. Из позитивной повестки их объединяло разве что стремление сохранить дружбу с русскими и другими некоренными народами, проживавшими в Таджикистане. Также они установили контроль над аэропортом и вокзалом. На их сторону перешел городской ОМОН и часть государственных служащих. Уже через несколько недель боевые действия переместились в южные районы Таджикистана.
Обе стороны призвали добровольцев вооружаться и становиться под свои знамена. Началось массовое бегство русского, немецкого и еврейского населения из республики. Дело в том, что за годы советской власти таджики так и не сумели стать единой нацией. Клановая и региональная идентичность становилась определяющей в вопросе выбора стороны. С начала 1920-х годов доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области — ленинабадцы, занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — кулябцы, занимавшие высшие посты в силовых структурах.
Ленинабад правит, Гарм торгует, Куляб охраняет, Памир танцует таджикская пословица времен позднего СССР После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — бадахшанцы, гиссарцы и гармцы — попытались изменить распределение ролей в управлении страной. Они упрощали диалект, обычаи и отношение к религии, принятые в том или ином регионе, и в большей степени определяли сторону, которую занимало население.
Лидеры новой таджикской оппозиции, среди которых преобладали представители местной интеллигенции, начали активно «пробуждать национальное самосознание народа», при этом, как всегда, слабо себе представляя, что именно проснётся в результате. Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент. Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после.
А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок. Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих «демократических сил».
В тот же день один из лидеров оппозиции, выступая по национальному телевидению, объявляет всех русских, проживающих в Таджикистане, заложниками...
Гражданская война в условиях «нейтралитета» государственных силовых структур, после заявления руководителей МВД и КНБ комитета национальной безопасности республики Таджикистан о нейтралитете подчиненных им ведомств, полностью охватила центральные, юго-западные и южные районы республики. Октябрь 92-го. Душанбе, столица Таджикистана, в руках ваххабитов.
В русской школе в центре города исламисты захватили в заложники школьников, и т. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления.
Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной!
Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения — таджики, другая половина — русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать — а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился.
Сейчас Душанбе — это большой колхоз... Об этих событиях официально стараются умалчивать, дабы не разжечь национальную рознь. Политика современной РФ — интеграция в евразийское пространство, нашей власти нужны еще миллионы мигрантов, пополняющих капитал собственных стран, обостряющих криминогенную ситуацию и увеличивающих наркотрафик.
Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»? Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т.
Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет.
Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе.
Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили.
Несколько армянских семей, всего 39 человек, из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе [2]. Вскоре по городу распространялись провокационные слухи [3] , что 2500—5000 армян [2] , беженцев из Азербайджана , переселены в Душанбе [2] и им распределяются квартиры в новостройках массива «Зеравшан» [4] , в то время как в столице был острый дефицит жилья [5] [6] [2] [7]. Ход событий[ править править код ] После распространения слухов о выделении квартир армянским беженцам 11 февраля возле здания ЦК КП Таджикистана на площади Ленина Шахидон собралось более 4 тысяч человек. Несколько семей армян, приехавших в Душанбе, заявили, что не хотят стать причиной бед таджикского народа, и покинули республику [8] [2].
Люди А Февраль 1990-го в Таджикистане
Акции протеста на улицах Душанбе, 1 февраля 1990 года. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям. Фото Роберта Нетелева. февраль 1990 Разграбленный магазин Кулинария на ул Ленина Февральские события в Душанбе. Хронология событий В феврале 1990 года в столице Таджикистана, городе Душанбе, произошли массовые беспорядки, которые стали причиной серьезных политических потрясений в республике. В феврале 1990 года в Душанбе произошли события, которые существенно повлияли на судьбы русских жителей этого города. 7 дней. О последствиях национального конфликта в Таджикистане и другие новости.
Геноцид русских в Таджикистане 90-х. Свидетельства очевидцев и документальная хроника
Примыкавшее к зданию ЦК крыло Минводхоза было повреждено и частично разграблено. Бесчинствующая толпа разгромила продуктовый рынок «Баракат», некоторые предприятия и магазины Минторга, «Таджикпотребсоюза», из которых наибольший ущерб — на 1,36 миллиона рублей — понес «Таджикювелирторг». В центре города были разорены несколько газетных киосков, похищены и уничтожены около 300 уличных телефонов-автоматов, выведены из строя 34 машины скорой помощи. Пострадали несколько отделений Республиканской клинической больницы. Один медицинский работник погиб, семеро были травмированы.
Вечером 12-го и утром 13 февраля погромы и избиения людей распространились на весь город. Над Душанбе навис страх. Только к вечеру 13 февраля в Душанбе ввели войска и танки, а 14 февраля беспорядки были остановлены. Повод, причины и корни Оценивая произошедшее, историки называют слухи и призывы к высылке армян лишь поводом к началу погромов.
По оценке таджикской оппозиции, вступившей в 1992 году в открытую вооруженную борьбу за власть, главной причиной февральских событий стало недовольство населения деятельностью действующей коммунистической власти. Высказывались предположения о причастности к беспорядкам эмиссаров зарубежных спецслужб и даже афганских моджахедов. В ряде публикаций последних 10-15 лет приводились описания причастности союзного МВД, КГБ и Вооруженных сил СССР к провоцированию и заранее спланированному силовому подавлению митинга — как продолжение уже произошедших к тому времени трагических событий в Тбилиси и Баку. Однако подобные заявления не имели никаких доказательств и вообще были лишены здравого смысла.
В подтверждение своей убежденности, как свидетель тех событий, могу привести один пример. В ответ на начавшийся беспредел и погромы буквально во всех районах Душанбе начали стихийно создаваться отряды самообороны.
С конца 1980-х наша Советская Родина трещала по швам и Центральную Азию это тоже коснулось. В 1989 году произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии. Между населением двух советских республик возник территориальный спор. В том же 1989 году произошел территориально-этнический конфликт между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана — не поделили пастбища. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе. На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают. И даже если информация — всего лишь слух, то она имеет реальные последствия, если в эту неофициальную информацию поверили.
Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить граждан выстрелами с холостыми патронами. В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазинов.
Мирные жители столицы, при полном отсутствии помощи со стороны властей и правоохранительных органов, спасая себя и свои семьи, создавали отряды самообороны. Это был опыт самоорганизации мирного гражданского населения — отряды охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон, организовывали самодельную сигнализацию [11]. Для наведения порядка в город пришлось перебросить около 5000 военнослужащих Минобороны и МВД с приказом открывать огонь на поражение, был введён комендантский час. В результате беспорядков было убито 25 и ранено 565 человек [8].
«Чемодан — вокзал — Воронеж!»: русская уроженка Душанбе рассказала о погромах 1990 года
Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной! Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения — таджики, другая половина — русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать — а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе — это большой колхоз... Об этих событиях официально стараются умалчивать, дабы не разжечь национальную рознь. Политика современной РФ — интеграция в евразийское пространство, нашей власти нужны еще миллионы мигрантов, пополняющих капитал собственных стран, обостряющих криминогенную ситуацию и увеличивающих наркотрафик.
Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»? Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т. Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением.
В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д. Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили. Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру. Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г. Киргизия «Начались одиночные, но регулярные нападения на русских.
Не хватало только массовки. Нужна была хорошая искра для хорошего костра. Но и она нашлась.
Потом было много всего. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, — погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомета школьного автобуса с детьми российских офицеров.
Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах... После погромов в Азербайджане несколько армянских семей из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе. Среди таджикского населения города стали ходить слухи, что тысячам вынужденных переселенцев, несмотря на дефицит жилья, будут предоставлены квартиры в престижных новостройках. После митинга армяне покинули республику, но на следующий день толпа снова вышла на улицы, требуя отставки первого секретаря ЦК КПТ Кахара Махкамова. Здание ЦК подожгли, а когда милиция начала стрелять резиновыми пулями, митингующие отправились громить магазины. Вечером было объявлено о введении чрезвычайного положения.
Погромы и поджоги сопровождались массовыми изнасилованиями и убийствами русских, татар, евреев и представителей других некоренных национальностей. Местным жителям пришлось самим защищать свои дома, создавая отряды обороны. К вечеру в Душанбе вошли танки и пять тысяч военнослужащих, получивших приказ стрелять на поражение. В ходе беспорядков погибло 25 человек, 565 были ранены. События спровоцировали массовый отток пришлого населения из Таджикистана: за три последующих года в соседние республики переселилось около 460 тысяч человек. Сегодня Русский Петербург публикует истории, рассказанные русскоязычными жителями Душанбе.
Это взгляд пострадавшей стороны. Сразу оговорим: русские очевидцы, которых мы расспрашивали, подумав, не разрешили публиковать свои имена. За этой анонимностью стоит многое. И благоразумие — потому что они до сих пор живут в Душанбе или часто бывают в Таджикистане по делам. И нежелание объявлять во всеуслышание о перенесенном насилии, унижении и страхе. И свидетельство того, что националистические и экстремистские настроения, о которых говорили нам русские очевидцы, до сих пор живы в Таджикистане.
Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе. Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали. Антирусские погромы прокатились по всему городу. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан еще не знал...
Городские и республиканские власти растерялись...
Остановился транспорт, люди не вышли на работу, начались перебои с водой и электричеством. И в этом не было ничего странного — на ключевых инженерных должностях работали русские, а они в этот день охраняли свои семьи. Причем, в Душанбе возник феномен, которого не было в аналогичных событиях, прокатившихся по стране. Люди организовывались в отряды самообороны, чтобы охранять от погромщиков свои дома и целые микрорайоны. В них входили таджики, русские, армяне, узбеки. Те, кто до этого веками жил в мире и не потерял человеческое лицо, когда в город пришла беда. Плечом к плечу взрослые мужчины разных национальностей с белыми повязками на рукавах охраняли входы в подъезды, дежурили на улицах, перекрывали въезды в микрорайоны. Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Так это или нет, неизвестно.
Но у погромщиков не было единой и направляющей силы, да и национальный окрас погромов на следующий день сместился в сторону просто беспорядочного разбоя. Били и крушили витрины магазинов особенно ювелирных , переворачивали машины, хаотично избивали всех подряд. Обуздать эту толпу не составило особого труда, и уже к 14 февраля 1990 года погромы в Душанбе прекратились. Город, зализывая раны, стал возвращаться к нормальной жизни. Но Душанбе уже не был прежним. Как только в городе навели порядок, на товарную станцию за контейнерами хлынуло русское населения города. Начался массовый отток некоренных жителей. Люди за бесценок продавали квартиры в центре, собирали необходимые вещи и бежали из республики на самолетах, поездах и даже в товарных вагонах. А в освободившуюся жилплощадь вселялись те самые "кишлачники" — движущая сила душанбинских погромов. И снова беженцы.
А вместе с ними уехали немцы, армяне, татары евреи — все те, на ком держалась экономика Таджикистана. Страна, получившая, как и все, независимость в 1991 году, всё глубже и глубже погружалась в сумеречную зону... А в Средней Азии меж тем разгорался новый костер национальных противоречий.
В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления. Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь».
На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной! Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения — таджики, другая половина — русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать — а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе — это большой колхоз... Об этих событиях официально стараются умалчивать, дабы не разжечь национальную рознь.
Политика современной РФ — интеграция в евразийское пространство, нашей власти нужны еще миллионы мигрантов, пополняющих капитал собственных стран, обостряющих криминогенную ситуацию и увеличивающих наркотрафик. Власть, сидящая на толерантной русской шее, кажется, как всегда забыла спросить русских, нужны ли нам «братские народы»? Ведь это «братство», к которому шел еще СССР, обернулось геноцидом и погромами русских, которые начались в девяностых и продолжаются до сих пор. Пусть рассказы очевидцев напомнят о «братской» любви и т. Таджикистан «Первый звонок прозвенел в 1989-ом. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка.
И русским, и узбекам, всем другим затыкали рты, угрожали, оскорбляли, не слушали даже своих, таджиков, уже тогда понимавших, что ни к чему хорошему такая горячка не приведет. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах…» Владимир Кленов, Душанбе. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». Рогозин Д.
Узбекистан «Мы с папой узнали, что их папу и маму, бабушку и самого младшего братика Алёшу убили в Узбекистане, где они родились и жили. Убили за то, что не хотели «злым» узбекам отдавать свою большую квартиру. Дети хорошо запомнили иззверённые гневом, лоснящиеся жирные лица, кричащие и на них: «За-арэ-эж-жэм на шишлик, рускай свиньня…», «Вон с нашэй зимля.. Свидетельства очевидцев, 1990 г. Киргизия «Начались одиночные, но регулярные нападения на русских. Не хватало только массовки.
Нужна была хорошая искра для хорошего костра.
Содержание
- «Чемодан — вокзал — Воронеж!»: русская уроженка Душанбе рассказала о погромах 1990 года - МК
- Курсы валюты:
- Курсы валюты:
- Что еще почитать
- «Чемодан — вокзал — Воронеж!»: русская уроженка Душанбе рассказала о погромах 1990 года
Сокрушимая «дружба народов». Душанбе-1990
В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Так в январе 1990 года, не без помощи западных спецслужб, ранее разожжённая национальная вражда в Азербайджане стала причиной массовой гибели армян, после чего привела к власти нацистские группировки. Февральские события 1990 года в Душанбе вызвали ухудшение отношения к некоренному населению и привели к активизации миграционного оттока. Трое суток грабежей, избиений, изнасилований и убийств русскоязычного населения в г. Душанбе, Таджикской ССР, 11-13 февраля 1990 года.
Геноцид русских в Таджикистане 90-х. Свидетельства очевидцев и документальная хроника
В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, произошли события, которые существенно повлияли на судьбу русского населения. Главная» Новости» Душанбе события в феврале 1990. Главная» Новости» Душанбе февраль 1990 года. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года. Митинг в Душанбе, февраль 1990 года/ © Массовые беспорядки в Душанбе, случившиеся после армянского погрома в Баку, принято считать прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая по самым скромным подсчетам унесла жизни 80 тысяч человек.