Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова во время своего. Архиепископ Константинополя и Вселенский патриарх Варфоломей I. Патриарх Константинопольский Варфоломей во время визита в Литву заговорил о возможности создать в стране новую православную церковь, которая будет подчиняться. Именующий себя "Вселенским" патриарх Варфоломей в очередной раз обрушился на русских и Русскую Церковь с множественными обвинениями. Вселенский патриарх Варфоломей полагает, что использовать Церковь в своих политических и военных целях имперская власть начала еще в XV веке.
Патриарх Кирилл прекратит поминать патриарха Константинопольского за богослужением
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
При этом церковные службы в монастырях будут продолжаться, но без прихожан. Не смотря на это, русская православная церковь еще в начале марта отказалась останавливать массовые службы в храмах. Однако работа воскресных школ, приходских кружков и секций была ограничена. Духовные семинарии переведены на дистанционное обучение.
Арест митрополита Арсения стал очередной акцией в ряду карательных мер, совершаемых властями Украины в отношении УПЦ и её информационных ресурсов, подчеркнул Кирилл. В ходе обыска был задержан наместник обители, 25 апреля суд вынес решение о его заключении под стражу на срок 60 дней без права внесения залога. Основанием для ареста послужила публичная речь митрополита, в которой он якобы раскрыл расположение ВСУ, отметил патриарх.
Это одно из главных святых мест для православных. Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил , на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.
Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви.
Память святых отцов IV Вселенского Собора (451)
«Вселенский патриарх Варфоломей учинил раскол Элладской православной церкви» | Насправдi | Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь. |
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине | Так, Константинопольский Синод под председательством Вселенского патриарха Варфоломея принял решение о принятии в церковное общение анафематствованного. |
На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем
Во второй половине XIV века, когда поддержанный генуэзскими купцами хан Мамай двинулся походом на непокорную Москву, папа Урбан VI в послании магистру Доминиканского ордена потребовал провести тотальное крещение славян в католическую веру и приказал «назначить специального инквизитора для Руси и Валахии». Но если во времена Куликовской битвы речь шла о согласованной многопрофильной экспансии религия, торговля, территории , то в ХХ веке вера неважно какая превратилась в инструмент военно-политического противостояния. Достаточно вспомнить исламские батальоны СС в Третьем рейхе или запущенный для ослабления СССР американский проект «Ислам против коммунизма», из которого «вылупилась» пресловутая «Аль-Каида» признана террористической и запрещена в России. При этом США и их союзники были готовы поддержать любую религию или конфессию ради ослабления своего главного геополитического противника. В 1970-х годах Запад боролся за права баптистов и пятидесятников, после распада Союза плотно работал со всеми религиями, заигрывал с сектантами всех мастей и агрессивным исламом. А теперь дело дошло до инспирирования раскола в православии: сначала Украина, затем православные церкви Восточной Европы. Пока Варфоломей обличал Россию в грехе этнофилетизма установки на принесение общецерковных интересов в жертву национально-политическим , в Болгарии активисты прозападной партии «ГЕРБ» «Граждане за европейское развитие Болгарии» и примкнувшие к ним борцы за разнообразные права атаковали приехавшего в Софию главу управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Антония, заблокировав его в одном из храмов. Но главная новация этой провокации состояла в том, что далёкая от церковных дел агрессивная толпа требовала от Болгарской православной церкви БПЦ «разорвать отношения с РПЦ» и «признать созданную Варфоломеем автокефальную ПЦУ». Всё это происходило в стране, баталии вокруг которой спровоцировали в 1872 году созыв поместного Константинопольского собора, на котором в угоду османским властям была осуждена всё та же ересь этнофилетизма.
Это решение стало реакцией на движение за церковную независимость Болгарии, которое являлось частью борьбы за освобождение от турецкого ига. В сухом остатке получается, что 150 лет назад Османская империя использовала Константинопольский патриархат для подавления национально-освободительной борьбы болгарского народа, сегодня Варфоломей обращает эти наработки против России обвинения в этнофилетизме , а спонсируемые Западом болгарские активисты учат БПЦ, что она должна делать, покушаясь тем самым на её с таким трудом завоёванную самостоятельность. Новое или хорошо забытое старое Сегодня в околоцерковных кругах ходят упорные слухи о намерении Константинопольской патриархии заключить с Ватиканом договор, аналогичный Флорентийской унии 1439 года, которая объединяла восточное православное и западное католическое христианство при главенствующей роли Рима. Документ был подписан папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33 православными иерархами, среди которых был глава Русской церкви митрополит греческого происхождения Исидор. В XV веке этот номер не прошёл. Восточное духовенство не приняло унию. Вернувшиеся из Флоренции епископы отреклись от своих подписей, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Иерусалимский собор 1443 года признал сторонников унии еретиками и отлучил их от православной церкви.
В 1450 году унию ещё раз осудил Константинопольский собор, а поддержавший её патриарх Григорий Мамма был низложен. Папа Франциск в сопровождении патриарха Константинопольского Варфоломея. На архипастырский престол был возведён русский епископ Иона, и с этого времени началась автокефалия независимость Московской митрополии, которая после захвата турками Константинополя и поглощения Османской империей православных балканских государств осталась единственным островком ни от кого не зависящей православной веры.
Москвы, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского церковного округа г. Москвы, настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумен Григорий Качалов , благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы; протоиерей Александр Салтыков, и. Москвы; протоиерей Владислав Свешников, почетный настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы; протоиерей Сергий Селезнев, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г. Москвы, за усердное служение Церкви Божией был награжден правом ношения креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси.
Секретарь Отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил , на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос. Он руководит епархией Русской церкви в Британии. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви. Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке. Предпосылки В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано , что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».
Сам Вселенский патриархат занимался тем же самым. Сначала он одобрил автокефалию Эстонской православной церкви, а в 2018-м — Украинской православной церкви, понимая, что это приведет к разрыву отношений с Москвой. Патриарх Варфоломей полагает, что ничего плохого в самом русском православии нет, поскольку проблема заключается в том, что религию превратили в эффективное оружие, которым пользуются и по сей день.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
«Патриарх Константинопольский — в теснейшем контакте с Соединёнными Штатами, которые его финансируют. С беспрецедентной враждебностью обрушился Вселенский Патриарх Варфоломей на Русскую Православную Церковь, которая представляет почти половину православного мира. При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.
Навигация по записям
- Новости с тегом - патриарх Константинопольский Варфоломей
- Вашингтон и Фанар готовятся к «зачистке» русского православия | Октагон.Медиа
- В Службе коммуникации ОВЦС РПЦ ответили патриарху Варфоломею на обвинения в ереси - Азбука новостей
- На подтанцовке у Вашингтона
- Вселенский патриарх прекратил богослужения из-за коронавируса : Общество :
- "Великий грех": Патриарх Кирилл осудил Константинополь за признание раскола на Украине
О кровавых последствиях восточного папизма Константинопольского патриархата
Глава киевского режима, как стало известно, встречался не только с президентом Турции Эрдоганом, но и с так называемым «вселенским патриархом» Варфоломеем. 27.03.2023 Католикос-патриарх всея Грузии Илия II обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви в связи с ситуацией, которая сложилась в Украинской. 28 апреля, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. 27.03.2023 Католикос-патриарх всея Грузии Илия II обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви в связи с ситуацией, которая сложилась в Украинской. Бывший протодиакон Андрей Кураев (внесен Минюстом России в реестр иноагентов) в Telegram -канале заявил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане. Глава УПЦ не стал встречаться с экзархами патриарха Константинопольского.
Навигация по записям
- Русская православная церковь решила разорвать общение с Константинополем
- Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
- Константинополь объявил о падении Третьего Рима
- Память святых отцов IV Вселенского Собора (451)
«Вселенский патриарх Варфоломей учинил раскол Элладской православной церкви»
Как писало EADaily, Вселенский патриарх Варфоломей является гражданином Турции, пользующимся покровительством спецслужб США. Как писало EADaily, Вселенский патриарх Варфоломей является гражданином Турции, пользующимся покровительством спецслужб США. Видеопроект "С нашей колокольни" интернет-газеты "Колокол России" рассказывает о биографии и деятельности Патриарха Константинопольского Варфоломея http://ko. В марте 2023 года правительство Литвы и патриарх Константинопольский Варфоломей подписали договор о сотрудничестве.
Поделиться
- Навигация по записям
- К сожалению, не все то, чему учил Господь и чему... - Патриарх Кирилл | OK
- Вселенский патриарх прекратил богослужения из-за коронавируса : Общество :
- Патриарх Кирилл: Поддержка Константинополем раскола на Украине — великий грех
Готов помочь с «духовным возрождением»: Варфоломей подключился к нападкам на РПЦ
Патриарх попросил молитв о «даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви». В обращении к руководителям и представителям международных организация предстоятель РПЦ попросил обратить внимание на «факты вопиющего попрания прав человека на Украине» и призвал «приложить усилия к защите права на свободу вероисповедания верующих и общин Украинской православной церкви». Во всех посланиях патриарх Кирилл рассказал, что 24 апреля в одном из крупнейших монастырей УПЦ Святогорской лавре были проведены обыски. Наместнику митрополиту Святогорскому Арсению предъявлено подозрение из-за его выступления в храме.
Если учесть последние события в Болгарии, где с визитом недавно побывал главный дипломат РПЦ митрополит Антоний Севрюк , это мнение разделяют и некоторые политические силы в регионе.
Сначала митрополита вместе с послом РФ заблокировали протестующие в одном из храмов Софии, а затем прозападная партия ГЕРБ потребовала от Болгарской церкви разорвать отношения с Московским патриархатом и признать ПЦУ, автокефальную церковь, созданную Варфоломеем в Украине. Константинопольский патриарх заявил, что речь идет об идеологии панславизма, которой на протяжении двух веков одержима Россия. По мнению Варфоломея, эта идея имеет своим истоком пангерманизм, националистическую концепцию XIX века, и отсылка к худшим примерам немецкой политической культуры добавляет яда упрекам Вселенского патриарха. Он называет такое явление «этнотрайбализмом», то есть убеждением в своем превосходстве, которое зиждется на националистической основе.
Политика этнотрайбализма «направлена на удаление славянских верующих из их матери-церкви и продвижение Москвы как Третьего Рима», сказал Варфоломей. По его мнению, впоследствии гнет советской власти привел РПЦ к еще большему подчинению государству и «инструментализации» религии.
Странный ответ. А кто знает, что будет с детьми, какими они будут? Кто знает, каким будет будущее? Но ты-то прожил, не сделав ничего для этого будущего, если ты жил без Бога! Все, что ты сделал, имело смысл и значение для сегодняшнего дня или для ближайших дней и лет человеческой истории; но с окончанием физической жизни, с наступлением смерти весь этот смысл нашего бытия здесь теряется — если мы отвергаем Бога и если мы отвергаем вечность.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион "Великий грех": Патриарх Кирилл осудил Константинополь за признание раскола на Украине Патриарх Кирилл: Поддержка Константинополем раскола на Украине — великий грех Поддержка Константинопольским патриархом Варфоломеем церковного раскола на Украине — это не просто ошибка, а великий грех. Соответствующее заявление сделал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам главы Русской православной церкви РПЦ , уже всем очевидно, что Константинопольский патриарх — это не свободный человек.
О кровавых последствиях восточного папизма Константинопольского патриархата
Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя. Глава киевского режима, как стало известно, встречался не только с президентом Турции Эрдоганом, но и с так называемым «вселенским патриархом» Варфоломеем. В Азербайджан она пойдет, потому что патриарх Варфоломей назван в честь апостола, который был убит именно в Баку. В своей проповеди Патриарх подчеркнул роль Вселенского Патриархата в поддержке экуменических отношений с другими христианскими общинами и конфессиями. Дошло до того, что Константинопольского патриарха стали именовать не первым среди равных, а "первым без равных".
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине | Патриарх Кирилл направил обращение к поместным православным церквям и различным организациям относительно ареста наместника Святогорской лавры митрополита Арсения. |
Патриарх Варфоломей подписал томос для объединенных раскольников | Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ. |
Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек 07.01.2024 | Патриарх Московского и всея Руси Кирилл заявил о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении. |
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить как кризисную. О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия среди православных о том, как мы понимаем устройство Вселенского Православия, что мы подразумеваем под первенством и соборностью, как мы соотносим канонический строй Церкви с деяниями в области церковного управления. В этом кризисе усматривается, конечно, влияние определенных политических сил — вся история Церкви сопровождалась таким влиянием. И нельзя отрицать, что в мире есть те, кто хотел бы разрушить устои православной жизни, посеять разделение и вражду между народами и Церквами. И совершенно очевидно прослеживается тенденция создать средостение, если вообще не оторвать греческое Православие, средиземноморское Православие от славянского Православия, и в первую очередь — от Русской Православной Церкви. То есть воспроизвести модель раскола 1054 года и тем самым ослабить Православную Церковь, которая сегодня, не побоюсь сказать, как мало кто из других христианских конфессий осуществляет и способна осуществлять пророческое служение, в первую очередь, оценивая все то, что происходит с человеческой цивилизацией. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми Поместными Православными Церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом и с теми Церквами, которые были втянуты Константинополем в признание так называемой «автокефальной Украинской церкви», на деле представляющей не что иное, как легитимизацию церковного раскола. На этапе подготовки к так и не состоявшемуся Всеправославному Собору между Поместными Православными Церквами было достигнуто принципиальное решение: автокефалия в дальнейшем может предоставляться только с согласия всех общепризнанных Поместных Православных Церквей. Мы дошли до этого консенсуса на одном из заседаний в Шамбези, и он был воспринят с энтузиазмом, потому что эта позиция действительно выставляет границу для возможного развития различного рода раскольнических движений. Решение оставалось закрепить на Соборе, но по просьбе Константинопольского Патриарха тема автокефалии была снята с рассмотрения.
А после совещания десяти Поместных Православных Церквей на Крите в 2016 году эта тема была окончательно похоронена, все достигнутые в прошлом договоренности были обнулены, и Константинопольский Патриарх заявил о якобы полученном от апостолов праве единолично, без согласия других Поместных Церквей, предоставлять автокефалию кому заблагорассудится. Совершенно ясно, что ни один канон этого не утверждает. Есть определенные каноны, которые регулируют отношения Константинопольского Патриарха с митрополитами, входящими в его Патриархат — так вот эту модель Константинополь распространил на всю Православную Церковь, при этом не опираясь ни на какие каноны. Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а «первым без равных». Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании. Рост и усиление указанных тенденций не оставались без внимания Русской Православной Церкви. В 2008 году Архиерейский Собор особым образом отмечал, что «угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви».
Выразив глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Константинопольской Церкви, Собор подчеркнул, что то видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий, которое все чаще высказывается иерархами этой Церкви, «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей». Когда я затрагивал эту тему на одном из заседаний в Шамбези, в качестве аргументации своей позиции сказал: посмотрите на иконы Вселенских Соборов — там нет председателя, вместо председателя мы видим икону Спасителя.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Они не только отделились от Турции на политическом уровне, но и от Греции на духовном. Сам Вселенский патриархат занимался тем же самым. Сначала он одобрил автокефалию Эстонской православной церкви, а в 2018-м — Украинской православной церкви, понимая, что это приведет к разрыву отношений с Москвой. Патриарх Варфоломей полагает, что ничего плохого в самом русском православии нет, поскольку проблема заключается в том, что религию превратили в эффективное оружие, которым пользуются и по сей день.
Он не имеет поддержки, не имеет собственной паствы в том месте, где находится я имею в виду Турцию ; ему действительно непросто», — сказал Патриарх Кирилл. И потому поддержка раскола на Украине — это не просто ошибка Константинопольского Патриарха, это его великий грех», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции.
Константинопольский патриарх отказался обсуждать раскол на Украине с православными церквями
По его мнению, оно «приобрело характер открытых религиозных гонений». Патриарх попросил молитв о «даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви». В обращении к руководителям и представителям международных организация предстоятель РПЦ попросил обратить внимание на «факты вопиющего попрания прав человека на Украине» и призвал «приложить усилия к защите права на свободу вероисповедания верующих и общин Украинской православной церкви». Во всех посланиях патриарх Кирилл рассказал, что 24 апреля в одном из крупнейших монастырей УПЦ Святогорской лавре были проведены обыски.
Он также напомнил, что минувшей осенью в Стамбуле на встрече предстоятелей и представителей поместных православных церквей мира с участием покойного патриарха Алексия II было принято решение о возобновлении «процесса консультаций в плане подготовки Всеправославного Собора». Напомним, что отношения РПЦ и Константинопольского патриархата на протяжении последних десятилетий складывались довольно непросто. Константинополь неоднократно делал попытки заявить о себе как о главенствующей в административном плане церкви среди других православных церквей.
Так, в 1996 году Священный синод Константинопольской церкви, невзирая на наличие в Эстонии канонической власти Московского патриархата, учредил автономную церковь под своей юрисдикцией, в результате чего произошел своего рода разрыв дипотношений: Московский патриарх на время прекратил молитвенное поминовение своего Константинопольского собрата. На это, по словам эксперта, серьезно рассчитывал в прошлом году президент Украины Виктор Ющенко, когда летом приглашал Константинопольского патриарха в Киев. Однако патриарх Варфоломей не пошел на поводу у украинского руководства и поддержал единство украинских православных с РПЦ. Возможно, именно с этого момента в отношениях Москвы и Константинополя наметился определенный отказ от конфронтации, которая длилась практически два десятилетия. И нынешний визит главы РПЦ является очередным шагом по этому пути. РПЦ же, по его мнению, в свою очередь, может оказать Константинополю серьезную поддержку в православном мире: «У Вселенского патриарха существуют сложности с рядом православных церквей, в частности, с Элладской церковью, поэтому Московский патриархат может выступить посредником в решении этих проблем».
Сложно сказать, насколько необратимым является процесс потепления отношений между Русской православной и Константинопольской церковью. Отметим лишь, что патриарх Варфоломей заявил о необходимости поддерживать конструктивный диалог с Московским патриархатом, несмотря на возникающие временами противоречия.
Во-вторых, как можно было признавать ПЦУ, когда и Епифаний Думенко, и глава украинских греко-католиков Святослав Шевчук в открытую заявляют о будущем единении своих религиозных организаций? То есть греки фактически признали будущих католиков православного обряда и собираются вместе с ними служить Божественную Литургию?!!! А где ж тогда православная вера, господа эллины?!!! В-третьих, как можно признавать ПЦУ, которая занимается захватами православных храмов, сторонники которой избивают православных священников и верующих, выгоняют их из домов вместе с семьями, отнимают имущество, всячески угрожают и запугивают?
Как может верующий человек, не то что архиерей, одобрить эти бесчеловечные поступки?!!! Господа эллины, вы же еще вчера признавали Блаженнейшего Онуфрия и говорили о том, что это чуть ли не святой человек! А сегодня вы сделали вид , что его не существует вообще! Вдумаемся, братья и сестры! Как будто больше не существует для эллинов ни Митрополита Онуфрия, ни ста архиереев, ни десятков тысяч духовенства и монашества, ни миллионов верующих!!! Разве можно при всем при этом признать ПЦУ, руководствуясь исключительно религиозными соображениями?!
Не ясно ли, что тут политика и ничего больше? Что же означает решение Элладского Архиерейского Собора? Во-первых, это означает, что раскол в Православии по факту состоялся! Если раньше, когда ПЦУ признавал только Фанар, можно было говорить о том, что одна Поместная Церковь совершила ошибку, которую она сама или все Поместные Церкви вместе могут исправить, то сегодня ситуация уже принципиально иная. Сегодня на сторону неправды стала уже и Элладская Церковь. Завтра размежевание может продолжиться.
И критерием этого размежевания является вовсе не признание или непризнание ПЦУ, а подчинение или неподчинение Константинопольскому патриарху как «главе» Православной Церкви. Архиереи, участвовавшие в Соборе Элладской Церкви в интервью греческому изданию «Вимаортодоксиас» прямо говорили о том, что Церковь Греции традиционно поддерживает Константинопольский патриархат и не может поступить иначе. Как пишет известный украинский правозащитник Олег Денисов в статье «Решение Элладского Синода — констатация всемирного раскола Православия и общего ослабления церковной власти» : «Нужно осознать, что Константинополь не просто создал новую структуру ПЦУ, он разрушил основополагающий принцип Соборности в Церкви, и если остальные Поместные Церкви продолжат свое молчание — это приведет к фактическому несоответствию современных религиозных структур евангельским принципам апостольского преемства». Действительно, мы являемся свидетелями того, как Константинопольский патриархат единолично принимает решения по вопросам, которые требуют соборного решения, а потом пытается все Поместные Церкви подчинить своей воле. В случае с Элладской Церковью у Фанара получилось. Это означает, что авторитет Константинопольского патриарха был поставлен выше всех канонов Церкви, выше Евангельского духа любви и здравого смысла.
Решение Элладского Собора означает, что греки поступились правдой ради политики. Это означает, что власть имущие могут их заставить принять те решения, которые им выгодны. Эллины показали свою слабость. Во-вторых, решение Элладского Собора означает, что греки поступились правдой ради политики. Это очень печально, если не сказать больше. Все уже как-то привыкли к тому, что Фанар выполняет волю США, не считаясь особо ни с чем.
После слов Константинопольского патриарха Афинагора в интервью журналу Evening Independent, сказанных им вскоре после избрания: «Я всегда буду продвигать Америку и американские интересы, жить американскими идеалами и проповедовать их.
Решение оставалось закрепить на Соборе, но по просьбе Константинопольского Патриарха тема автокефалии была снята с рассмотрения. А после совещания десяти Поместных Православных Церквей на Крите в 2016 году эта тема была окончательно похоронена, все достигнутые в прошлом договоренности были обнулены, и Константинопольский Патриарх заявил о якобы полученном от апостолов праве единолично, без согласия других Поместных Церквей, предоставлять автокефалию кому заблагорассудится. Совершенно ясно, что ни один канон этого не утверждает. Есть определенные каноны, которые регулируют отношения Константинопольского Патриарха с митрополитами, входящими в его Патриархат — так вот эту модель Константинополь распространил на всю Православную Церковь, при этом не опираясь ни на какие каноны. Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а «первым без равных». Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании.
Рост и усиление указанных тенденций не оставались без внимания Русской Православной Церкви. В 2008 году Архиерейский Собор особым образом отмечал, что «угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви». Выразив глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Константинопольской Церкви, Собор подчеркнул, что то видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий, которое все чаще высказывается иерархами этой Церкви, «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей». Когда я затрагивал эту тему на одном из заседаний в Шамбези, в качестве аргументации своей позиции сказал: посмотрите на иконы Вселенских Соборов — там нет председателя, вместо председателя мы видим икону Спасителя. Когда на Вселенских Соборах присутствовали императоры, они занимали центральное место, а когда императора не было, там была икона Спасителя. Даже в некоторых случаях и когда император присутствовал, все равно на месте председательствующего находилась икона Спасителя. Эта иконографическая традиция четко отображает православную экклезиологию по вопросу о том, существует ли видимый глава Православной Церкви, и утверждает, что видимого главы нет, а главой Церкви является Господь Иисус Христос в отличие от западной, латинской трактовки этой темы.
Церковь как Богочеловеческий организм, несомненно, нуждается в определенной земной организации, и эта организация выражается в том числе через особое служение первенства чести. Православному сознанию ясно, что уже первенство на уровне автокефальной Церкви носит особый характер — не только епископам подобает «знать первого в них, и признавать его как главу», но и Предстоятель Церкви «ничего да не творит без рассуждения всех» Апостольские правила. Если таким образом ограничивается власть первенства на уровне автокефальной Церкви, то тем более на вселенском уровне первенство чести нельзя подменять первенством власти. Мы видим, что экклезиологические тенденции, которые отмечались ранее и вызывали опасение, сегодня получили дальнейшее развитие и уже нанесли значительный вред взаимоотношениям Поместных Православных Церквей. Особенно опасным и тяжким нарушением канонического строя явилось вторжение Константинопольского Патриархата на Украину — на территорию другой Поместной Православной Церкви. Это вторжение реально может иметь губительные последствия, могущие разрушить отношения между Поместными Церквами.