В связи с непогодой и сильными снегопадами в Казани объявлен оперативный план «Буран». Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. В Казани с 15 января в связи с обильными снегопадами объявлен оперативный план «Буран».
Полету «Бурана» 30: почему уникальный проект не получил продолжения
Научно-популярное Космонавтика Транспорт 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия» с многоразовым космическим кораблём «Буран», который в автоматическом режиме дважды облетел Землю и совершил посадку на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур. К 35-летию этой миссии «Роскосмос» опубликовал рассекреченные документы, включая программу полёта, а также информацию о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О и транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т». Программа первого полёта «Бурана» освещает основные принципы разработки проекта, типовые программы полёта и нештатные ситуации.
В частности, " Гроза " должна была иметь два ускорителя, "Буран" - четыре, а " Вулкан " - шесть-восемь. Кроме того, на базе бокового блока предполагалось создать РН "Зенит" , заменяющую по грузоподъемности "Союз". Работы завязались достаточно быстро. Следующее Постановление Правительства за N 1006-323 от 21 ноября 1977 г. Предприятия Министерства общего машиностроения, разрабатывающие ракету-носитель, широко взаимодействовали с институтами и заводами Министерства авиапромышленности, которые отвечали за орбитальный самолет. Для выхода на проектные характеристики системы пришлось полностью перевооружить все предприятия отрасли, оснастив их высокопроизводительным в том числе и импортным оборудованием - чего не делалось по всем предыдущим программам. С учетом опыта Н-1 финансирование работы осуществлялось ритмично и в требуемых объемах.
Информация о разработке системы Space Shuttle шла широким потоком, поэтому для ускорения работ наша программа отставала от американской на семь лет при проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики штатовского аналога. Особенно пригодились сведения о продувках моделей в аэродинамических трубах и о летных испытаниях аналога шаттла - орбитальной ступени Enterprise OV-101. Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на "Буране", можно считать отечественными ноу-хау, так как перенести американскую технологию в нашу промышленность было даже теоретически невозможно да никто, собственно, и не пытался этого делать. Предполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать. Штатный "Буран" без экипажа должен был полететь в 1984 г. К первому полету "Колумбии" стало ясно, что мы не успеваем и дата пуска нашей системы передвинулась на юбилейный 1987 г. Даже этот срок казался недостижимым, и было предложено к первому полету упростить все системы как только можно.
Американцы трубили о своих трудностях с маршевыми кислородно-водородными ЖРД, теплозащитой и системой управления. У нас, как ни странно, с теплозащитой дела обстояли достаточно хорошо. Правда, к моменту сборки первых РН еще не были готовы двигатели первой ступени и оставались серьезные замечания по орбитальному самолету, но все же... Как ни старались авиаторы, орбитальный самолет к намеченному сроку готов не был. Первая ракета названная к тому времени "Энергией" в честь головного предприятия стартовала 15 мая 1987 г. Программа первого полета орбитального самолета, за которым оставалось название "Буран", неоднократно пересматривалась. Предлагались трехсуточный и двухвитковый варианты. По первому особые трудности составляло то, что не были отработаны узлы открытия створок отсека полезного груза ОПГ и система обеспечения теплового режима, в системе управления отсутствовали командные датчики, энергоустановка на основе топливных элементов также не была готова.
Главам перечисленных муниципальных районов Республики Татарстан о выполнении мероприятий плана «Буран» докладывать каждые 6 часов в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и оперативную дежурную службу Главного управления МЧС Росси по Республике Татарстан.
МЧС Республики Татарстан обеспечить своевременное информирование населения о сложившейся обстановке на автомобильных дорогах Республики Татарстан. Напомним, два дня назад исполнительный комитет района объявил план "Буран" после заведания КЧС. Все экстренные службы находятся в готовности. В эти дни были перебои с электричеством в Антоновке, Шапкино, Малых Салтыках.
В середине 1970-х проект Н-1 был закрыт, а параллельно в активную стадию как раз начала входить программа многоразовой транспортной системы. На этом фоне естественным решением стала и реконструкция уже созданных «лунных» объектов под более актуальные функции.
Тем более что по масштабам они друг другу примерно соответствовали. Среди прочих объектов для ракеты-носителя Н-1 на Байконуре был построен и монтажно-испытательный корпус МИК — сооружение, где, как понятно из названия, собиралась ракета и испытывались ее системы. Циклопическое здание на площадке 112, внешне напоминавшее гигантский заводской цех, было построено в 1963—67 годах. Размеры соответствовали изделию, монтаж которого планировался внутри. Три из пяти пролетов корпуса были восьмиэтажными, два — чуть скромнее. Длина объекта достигала 240 метров.
Внутри на сборке работали три мостовых крана грузоподъемностью в 200 тонн каждый. Все это богатство после закрытия Н-1 некоторое время не использовалось, но затем было переоборудовано под нужды «Энергии — Бурана». В корпусе на 112-й площадке собирался и первый летный экземпляр ракеты-носителя улетел в мае 1987 года. Отсюда же на старт отправился и второй, уже с «Бураном», в ноябре 1988-го. Складывается такое впечатление, что «Буран» запустили в космос из последних сил. Просто потому, что уж слишком много сил и средств в него вложили.
Необходимо было просто попробовать, посмотреть, все ли верно рассчитано. Полет был успешным, но после него энтузиазма, финансирования, а вскоре и квалификации стало хватать только на традиционные пилотируемые запуски на обычных «Союзах». Советскому Союзу становилось все хуже и хуже, и в начале 1990-х программу «Энергия — Буран» приостановили. Стране стало уже не до паритета с США. Окончательно проект закрыли в 1993 году, после чего грандиозный МИК на Байконуре был превращен в мавзолей гордости советской космонавтики. Здесь продолжали храниться наработки по системе например, готовые ступени РН «Энергия» , а в 1998-м сюда же на «Мрие» прибыл и первый советский космический челнок, до этого колесивший по множеству мировых авиакосмических салонов.
На Байконуре «Буран» пристыковали к имевшемуся технологическому макету «Энергии», разместили в четвертом пролете высокой части монтажно-испытательного корпуса и принялись показывать его доезжавшим до космодрома туристам.
В Казани объявлен план «Буран» из-за сильной метели
Корабль нужно подрывать! Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента. Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился.
Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали. Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования.
Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет». Первый из них должен был состояться в конце 1991 года, еще два — в 1993-м и 1994-м. Длительность пребывания «Бурана» в космосе должны были увеличить. И поставить перед ним еще более сложные, чем возвращение на аэродром, задачи. Например, автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом «Мир». Но самое интересное должно было начаться потом. На борту космического «челнока» с пятого по восьмой полет предусматривалась работа экипажа.
Правда, в целях безопасности было решено отправить только двоих летчиков-космонавтов. Примерная дата пилотируемого полета не была названа, но ожидалось, что это событие произойдет не позже 1994—1995 годов. Однако в 1993 году проект окончательно свернули. И на то были свои причины. Экономически он оказался не очень эффективным: стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза у многоразовых кораблей его класса составляла тогда примерно 20 тыс. Да и для экономики в целом он оказался очень дорогим. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро.
А расход воды при запуске — больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты…» — писал в своих воспоминаниях Станислав Аксенов, один из участников проекта. Изменилась и международная обстановка: провозглашенный Михаилом Горбачевым отказ от продолжения гонки вооружений, в том числе в космосе, делал «Буран» ненужным, так как реальных гражданских задач, которые челнок решал бы эффективнее привычных одноразовых космических систем, не просматривалось. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Помимо слетавшего изделия под номером 1. Самый знаменитый из них — корабль «Буран» на ВДНХ, который является частью интерактивного музейного комплекса, посвященного этому многоразовому ракетоплану. Из восьмерки пилотов «первого призыва» — «Волчьей стаи» — в живых сегодня нет никого.
В частности, будет приниматься решение о статусе перспективной станции: национальная или международная. Изначально данный проект мог стать совместным для США и России. В 2017 году даже была подписана соответствующая декларация о намерениях. Однако нашей стране отвели второстепенную роль в создании будущей станции и позднее Россия из проекта вышла. Очевидно, что в сложившейся ситуации строительство собственного орбитального комплекса становится неизбежным.
Тем более, что в России уже назревали планы создать «национальную орбитальную станцию» на основе будущих модулей МКС, в частности «Наука».
Там опасались, что из-за угрозы банкротства и закрытия «Молнии» могли потеряться секретные документы. Новому акционеру поставили задачу набирать молодых конструкторов для возобновления программы. Таким образом, госкорпорация полностью выйдет из состава акционеров НПО. Научно-производственное объединение «Молния» основали в 1976 году.
Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную. Таким образом лишь подтверждая эффективность разработки советских конструкторов. Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, так как ВПП была специально доработана для «Бурана» и имела идеально ровную поверхность, к тому же челнок значительно потерял скорость. Даже тормозные парашюты, рассчитанные на срабатывание при первом касании колёсного шасси и полосы, сработали только через 10 секунд, когда корабль уже сбавлял скорость на полосе. Так «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблём, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме. Безусловно, этот полёт вызвал триумф, после которого в Европе заговорили о возможности полётов на Марс, однако СССР не мог позволить себе таких финансовых вложений, все деньги были потрачены на реализацию данной программы. По разным оценкам, на проект было затрачено от 14 до 17 миллиардов советских рублей. Поэтому «Буран» был доставлен в монтажно-испытательный корпус-112, а на его поддержание выделены деньги. Дальнейшее развитие программы было отложено до «лучших времён». Официально программа была закрыта в 1993 году, после развала Советского Союза. Однако утром 12 мая 2002 года произошла трагедия — во время реконструкции крыши МИК-112 обрушилась конструкция монтажного корпуса.
«Буран»: подвиг и предательство
американская Space Shuttle и советская Энергия-Буран- несомненно, схожи в значительном количестве технических. План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты. Новости Комиссии —» Запуск программы НАШ БУРАН» 11.11.2020. Скептики приводят в пример программу "Энергия-Буран", которая была закрыта почти сразу после двух триумфальных запусков.
В Нижнекамске объявлен план «Буран»
Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. Посадочный комплекс (из воспоминаний начальника боевого расчета средств навигации орбитального корабля «Буран»). Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета. Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.
Вице-премьер Рогозин поручил возобновить программу космических кораблей «Буран»
Сегодня руководством города принято решение о продлении плана «Буран» до конца текущей недели – по воскресенье включительно. так решили на заседании городского штаба благоустройства Казани. Воронежский хоккейный клуб «Буран» представил план подготовки к сезону-2023/2024. Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь. Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись.
Власти Казани продлили план «Буран» до конца недели
К уборке снега привлекут 800 единиц спецтехники. Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран». Проект орбитального космического корабля «Буран» закрыл президент СССР Михаил Горбачев, заявил академик РАН, конструктор ракетного двигателя РД-180 Борис Каторгин. Программа создания орбитального корабля "Буран" была разработана в ответ на американскую программу "Спейс шаттл". 35 лет назад Советский Союз удивил планету, запустив программу космических самолетов «Энергия-Буран».
В Нижнекамске объявлен план «Буран»
Посадочный комплекс (из воспоминаний начальника боевого расчета средств навигации орбитального корабля «Буран»). Публикуется программа первого полета орбитального корабля многоразовой космической системы "Энергия-Буран", который состоялся в ноябре 1988 года: цели. Глава района Ильяс Гузаиров провел заседание оперштаба, где объявил о введении плана «Буран» в связи с обильными снегопадами.
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану»
Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей. Фото: buran. По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Источники Hi-Tech Mail.
Из-за ограничения движения отменены школьные автобусы пригорода. Бугульма — это наш общий дом. Призываю всех руководителей предприятий отнестись с полным пониманием и ответственностью в предоставлении техники для расчистки города. Главное — обеспечить проезд спецтранспорта как на городских дорогах, так и на территории дворов», — обратился к участникам заседания глава района. Только за последние сутки высота выпавшего снежного покрова превысила 20 см. Городская подрядная организация продолжает работать в усиленном режиме.
При этом Дмитрий Рогозин ответил на обвинения Мусы, заявив, что из-за ненадлежащего условия хранения «Бураны» могут быть утеряны.
Он призвал бизнесмена не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, а оценить риски своего «безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин». Глава «Роскосмоса» также добавил, что без согласия казахстанских властей Россия не может планировать вывоз кораблей, потому что они ей не принадлежат — однако вынуждена оплачивать все расходы по охране «Буранов». Один из конструкторов «Бурана», заместитель директора НПО «Молния» Владимир Скороделов рассказал «360», почему этот корабль необходимо сохранить. Это было величайшее достижение нашей космической техники в 1980-е годы. Как и все другие наши отечественные достижения науки, культуры надо сохранять. Как образец того, что может достигать наше государство. И сохранять это у себя, на нашей территории. А то, что это оказалось в собственности какого-то физического лица, гражданина Казахстана — я считаю, что это вообще дикость и недоразумение Владимир Скороделов Скороделов отметил, что во время распада Советского Союза между государствами поделили различную технику. Когда речь идет о самолетах, автомобилях и другой серийной продукции, это оправдано. Однако достижения» подобные «Бурану» должны храниться там, где они сделаны.
Он уверен, что Даурен Муса не просто так не хочет расставаться с кораблями. Все дело в коммерческом интересе — он рассчитывает продать эти корабли. Скорее всего это — движущая сила всего этого процесса.
Единая дежурно-диспетчерская служба ЕДДС - тел. Районная газово — эксплуатационная служба — тел. Районная электрические сети — тел.