Растиражированные, сильно упрощенные, не совпадающие с оригиналом новые теории и практики эмоционального интеллекта стали интенсивно продаваться на рынке развития взрослых и детей. Эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта от ведущих российских экспертов. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Про тренды, цифровые инструменты, аналитику и практики в области диагностики и развития эмоционального интеллекта (EI). Курс развития эмоционального интеллекта может состоять из следующих блоков работы.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Некоторые исследования посвящены развитию эмоционального интеллекта в практике обучения детей — инвалидов с разными физическими и психи-ческими отклонениями [29; 44]. Сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта, эксперт в области развития и управления персоналом Елизавета Радина 29 августа рассказала, что развитие эмоционального интеллекта является основной для достижения успеха. Психологи показали, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта и получившие университетское образование способны быстрее распознавать фейковые новости и не попадаться на их удочку.
Как развить эмоциональный интеллект
Из этого вытекает то, что в формировании образа лирического героя участвуют языковые средства формы местоимений, поэтический дейксис и сверхязыковые структуры — идей, литературных школ и направлений, автобиографические сведения. Большое значение для изучения эмоциональности текста имеет вычленение и характеристика субъекта оценки, который является основой всех эмоционально-оценочных отношений текста. Субъектом оценки поэтического текста является лирическое «я». Наряду с традиционно выделяемыми видами лирических субъектов личный, автокоммуникативный, имплицитный был выявлен в ходе исследования четвертый субъект оценки в лирике — «оценка оценки» или оценка позиции лирического субъекта с точки зрения поэтического сознания автора.
В случаях если в структуре лирического стихотворения присутствует субъект оценки, поэтическое сознание автора, семантический вектор эмоциональности, выраженный языковыми средствами, меняется на абсолютно противоположный. Семантика эмоционального состояния лирического субъекта представлена в тексте стихотворения значениями языковых эмоциональных средств. Автор стоит на позиции разграничения лингвистических явлений «эмоциональности» и «экспрессивности» и понимает последнюю как интенсификацию выразительной силы высказывания.
Лингвистическая экспрессивность в отличие от эмоциональности не обладает оценочной семантикой. В работе различаются языковые средства эмоциональности и экспрессивности, поэтому средства экспрессии ритм, интонация, синтаксис и т. Эмоциональность лирического «я» передается в тексте лексико-семантическими средствами номинации, описания и выражения.
Традиционно лексико-семантические средства выражения эмоций считались наиболее эмоциональными языковыми средствами. Исследование доказывает, что в контексте лирического стихотворения, где все подчинено цели изображения чувств и переживаний лирического героя, эмоциональными становятся описательные и номинативные средства. Последние из них точно семантизируют вектор оценочных отношений.
К выразительным средствам были отнесены наряду с традиционными уменьшительно-ласкательные суффиксы, аффективы, слова, эмоциональная семантика которых основана на тематических ассоциациях также и коннотативные потенции аллегорий и символов. Особую роль в вербализации эмоций в лирическом тексте играют символы, связанные с глобальным вертикальным контекстом, под которым понимается культурно-историческая, литературно-эстетическая соотнесенность слова, словосочетания например, «голубой цветок». В связи с этим можно разработать специальный курс-тренинг «Психопоэтика и интерпретация лирических текстов как фактор развития эмоционального интеллекта», основой которого становится лексико-семантический анализ образа-переживания.
Трудно переоценить важность анализа образности, ведь она преобладающая функция познавательной деятельности, необходимое условие мотивации всех видов деятельности. Специфика поэзии помогает овладеть эмоциональным опытом человека, всего народа, что служит важным фактором развития эмоционального интеллекта. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, участник тренинга глубже познает самого себя, свой эмоциональный мир, эмоциональный мир окружающих его людей.
Автор предлагает следующие этапы: вводная лекция о проблеме, авторе, типе образности и эмоции; практическая работа над чтением и анализом стихотворения; осуждение, оценка и верификация эмоционального содержания, творческий период. В ходе первых этапов необходимо обратить особое внимание на подготовительную фазу. Участникам должен быть понятен литературный, автобиографический, эмоциональный фон создания определенного поэтического текста.
Важным моментом может стать работа над художественным чтением стихотворения, так как именно в ходе работы над художественным чтением участниками тренинга достигается максимальное понимание текста, эмоций, выраженных в нем. В ходе практической работы участники тренинга должны выявить языковые средства выражения того или иного эмоционального содержания поэтического текста.
Сочи, Учитель гуманной педагогики Учитель Шалва Амонашвили , член координационного совета международного центра гуманной педагогики. Консультант по вопросам развития семьи и родительско-детских отношений при Министерстве Просвещения РФ. Автор книги «Путеводитель Счастливой Женщины», Автор программ «Мудрое родительство», «Ресурсный родитель - счастливый ребёнок», «Как живешь, душа моя?
Шульченко Марианна «Эмоциональный интеллект супругов — основной ресурс в проживании семейных кризисов» Карта не равна территории: многообразие кризисов в жизни семьи. Шульченко Марианна «Эмоциональный интеллект супругов — основной ресурс в проживании семейных кризисов. Карта не равна территории: многообразие кризисов в жизни семьи. Сертифицированный и аккредитованный психотерапевт. Семейный психотерапевт.
Групповой психотерапевт.
Заведите привычку почаще спрашивать себя: «Какие эмоции я испытываю сейчас? Постарайтесь не отвергать свои чувства, прежде чем у вас будет возможность их продумать. Пока вы практикуете эмоциональную осведомлённость, найдите время, чтобы отслеживать и своё поведение. Наблюдайте, как вы ведёте себя, когда испытываете определённые эмоции, и как это влияет на вашу повседневную жизнь. Управлять эмоциями становится проще, как только мы осознаём, как мы на них реагируем. Для ощутимых подвижек может потребоваться много времени — позвольте себе это небольшое пространство.
Если же вам нужны результаты за короткий срок — лучше записаться на специализированные онлайн-курсы. Там опытные психологи и тренеры помогут обрести баланс гораздо быстрее и глубже разобраться в себе. Начните менять отношение к своим эмоциям, и результаты не заставят себя долго ждать Можно ли проходить курсы в своём темпе? У меня мало свободного времени. У большинства курсов гибкий график с «мягкими» дедлайнами: вы можете смотреть видеолекции и выполнять домашние задания в удобное время в течение недели. Некоторые программы включают живые лекции и вебинары, обычно они проводятся по вечерам 1—2 раза в неделю. Желательно присутствовать на онлайн-трансляциях, чтобы задавать вопросы и участвовать в обсуждениях, но если что — обязательно будут видеозаписи.
Есть какие-то бесплатные материалы по теме эмоционального интеллекта? Я ещё не уверен, что мне это надо. Не стоит спешить с покупкой, если запрос на обучение пока не сформировался. В следующем разделе мы подготовили подборку бесплатных курсов, с которых можно начать онлайн-обучение эмоциональному интеллекту в любое время. А если захотите ещё больше углубиться в тему EQ, обратите внимание на профильные книги из наших рекомендаций Что посмотреть: бесплатные курсы по развитию эмоционального интеллекта Если вы пока не готовы приобретать комплексный курс про эмоциональный интеллект, бесплатно познакомиться с темой можно в открытых интернет-источниках. Мы подобрали вебинары и циклы лекций, которые дадут вам общее представление о EQ и помогут сделать первые шаги к пониманию своих эмоций уже сегодня. Эмоциональный интеллект: как понимание эмоций меняет жизнь от Нетологии.
Ознакомительный вебинар, на котором вы узнаете, что из себя представляет эмоциональный интеллект и как он влияет на карьерное развитие и повседневную жизнь человека. Art of soft skills: гибкие навыки для жизни и учебы от Stepik. Обзорная программа, которая познакомит вас сразу с 5 софт-скилами: эмоциональным интеллектом и умениями разрешать конфликты, работать в команде, адаптироваться к изменяющимся условиям и убедительно позиционировать себя в разных ситуациях. В курсе 29 уроков с тестами, а по завершении обучения выдаётся сертификат. Эмоциональный интеллект от Открытого образования. В программу входят короткие видеолекции с дополнительными материалами и тестами для контроля знаний. При успешной сдаче всех заданий вы получите сертификат.
Управление эмоциональным интеллектом от Coursera. Вас ждут видеоуроки, тесты и полезные ресурсы для самостоятельного изучения. По окончании программы можно приобрести сертификат. Лидерство и EQ в карьере и бизнесе от Coursera. Вы узнаете, как связан уровень эмоционального интеллекта с продуктивностью и успехами в профессиональной деятельности, прокачаете лидерские качества и научитесь выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами, сотрудниками и бизнес-партнёрами. Курс рассчитан на 3 недели, доступна платная сертификация.
Щекотихина, психолог, преподаватель психологии. Ирина Вячеславовна, что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональным интеллектом называется умение человека распознавать эмоции и чувства, понимать желания, намерения и мотивы других людей, а также свои собственные. Развитый эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями, как своими, так и чужими. Почему так важно развивать эту способность? Ещё в 1872 году Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», указывал на значимость внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Способность к эмпатии помогает адаптироваться в социуме, находить общий язык с окружающими. Понимание своих чувств и эмоциональных проявлений других людей, умение выражать чувства и управлять эмоциональной сферой способствуют более высокой адаптивности человека, его эффективности в общении и профессиональной либо иной деятельности.
4 практики развития эмоционального интеллекта на каждый день
И вот он, еще один способ позаботиться о себе: осознать свои чувства, поддержать себя в своих чувствах, чтобы не стать «ледышкой», - пишет психолог. Как работает эмоциональный интеллект? Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Осознанность Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки. Самооценка Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звезд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление.
Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации. Мотивация Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Адаптивность Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Как развивать эмоциональный интеллект? Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения. Сумеют ли машины превзойти людей в плане эмоционального интеллекта пока не ясно, но крупнейшие банки мира, например, J. Morgan, уже активно внедряют практики рекомендации покупки ценных бумаг клиентам путем обработки предпочтений, эмоционального состояния клиента. Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить. В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает. Поэтому темой машинного обучения пока занимаются только российские гиганты: в финансовой сфере — Сбербанк, в ретейле — X5 Retail Group и конечно в ИТ — Яндекс и Mail.
Ru Group. Сегодня в России, в отличие от Запада, не так много курсов для развития эмоционального интеллекта. Как правило, они входят в направление «Психология и деловые коммуникации». Поэтому многим приходится учиться на практике. Успеха достигают те, кто в какой-то период жизни работал в продажах или другой среде из перечня профессий, относящихся к классу «человек-человек». Именно частое общение с большим количеством людей помогает овладеть пониманием их желаний и потребностей, а управление командами помогает понять, с какими стрессовыми ситуациями каким образом лучше всего справляться.
Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к проявлению насилию и в целом более позитивно настроены. Когда начинает проявляться польза от эмоционального типа воспитания? Практически сразу. Дети, к которым обратились родители с учетом их эмоций и предложили конструктивные способы принятия ситуации, влияния на неё или придумали их вместе с детьми, сразу чувствуют себя понятыми и принятыми. Потому что родители — живые люди и тоже испытывают эмоции, которые никуда не получается спрятать, но их выражение можно контролировать. Ни крик, ни угрозы, а указание, что «я разгневан твоим поведением», может помочь в изменении происходящего. Я иногда говорю: «Это уже слишком, мама превращается в огнедышащего дракона! Идеи Гинотта об эмоциональном воспитании оказали значительное влияние на многих педагогов. Эти книги — бесценные помощники для родителей в самостоятельном обучении навыкам эмоционального воспитания. Для этого нужны способности слышать друг друга, сопереживать другому и умение совместно решать проблему. В начальной школе принятие сверстниками часто зависит от способности ребенка быть «крутым», эмоционально невозмутимым, но для этого важно не отсутствие эмоций, а умение наблюдать и улавливать социальные сигналы, позволяющие включиться в компанию, не привлекая к себе излишнего внимания. Как это работает? Ребёнок быстро «считывает», что с ним происходит и его эмоции не успевают набрать градус, ребенок понимает, что с этим можно сделать. Дети испытывают уверенность, что родители их поймут, сопереживают им, интересуются всем, что происходит в их жизни.
Расширяйте осведомленность и учитесь более умело управлять своими эмоциями во время конфликтов и оказываемого на вас давления. Ощутите связь с другими. Понимание эмоций других людей помогает лучше понять их точку зрения. Это основа для создания инклюзивных и гибких команд. Развитие стрессоустойчивости. Люди часто работают хуже и не могут реализовать свой потенциал, когда на них оказывается сильное давление. Однако существует множество научно-обоснованных инструментов, которые помогут развить большую гибкость и сопротивляемость. Применение эмоционального интеллекта в общении. Важно развивать навык вести беседу так, чтобы можно было решить поставленные задачи, способствовать открытому участию других людей в дискуссиях. Даже трудные разговоры могут внушать не страх, а укреплять доверие в команде. Как стать на шаг ближе к идеальному эмоциональному интеллекту? В постнормальном мире, где все меняется так быстро и карьера нелинейна, важны не столько технические умения, сколько мягкие навыки, такие как гибкость, адаптивность и эмоциональный интеллект, умение находить нетривиальные решения и контакт с людьми. Таким навыкам будущего мы учим на платформе Future Hub. Подписывайтесь — триал на 7 дней для вас будет бесплатным!
Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Российские эксперты-практики в области диагностики и развития эмоционального интеллекта поделятся своим опытом и экспертизой. Российская практика" и "Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях".
Как развивать эмоциональный интеллект для управления стрессом
Развитие эмоционального интеллекта позволяет находить баланс и варианты, которые удовлетворяют всех участников процесса. Про тренды, цифровые инструменты, аналитику и практики в области диагностики и развития эмоционального интеллекта (EI). В программе: Эксперты-практики в области эмоционального интеллекта (ЭИ) поделятся экспертизой, как поддерживать и развивать эмоциональный интеллект подрастающего поколения.
3.Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту
- 4 драйвера развития эмоционального интеллекта
- Публикации
- Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
- App Store: Экви - эмоциональный интеллект
Развитие эмоционального интеллекта как тренд в современной психолого-педагогической практике
Развитый эмоциональный интеллект считается ключом в развитии сферы гостеприимства, являясь одним из основных коммуникативных навыков. Развитие эмоционального интеллекта считается одним из главных способов борьбы с буллингом, домогательствами и другими токсичными отношениями в различных группах. Как использовать практику развития эмоционального интеллекта и построения эи — среды в образовании и развитии детей и подростков. К. Флеминг «эмоциональный интеллект» рассматривал в контексте эмоциональной гибкости, развитие которой способствует достижению расположения к индивиду других людей [5].
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Про эмоциональный интеллект заговорили относительно недавно — в конце 20 века, а сейчас он занял прочное место в психологической и коучинговой литературе рядом с коэффициентом интеллекта IQ. из чего состоит эмоциональный интеллект. Тема эмоционального интеллекта и способов его развития поднимается в практическом и теоретическом аспектах. Ирина Махортова: Эмоциональный интеллект – это способность обрабатывать эмоциональные сигналы окружающих, осознавать и понимать собственные эмоции и эффективно выстраивать свое поведение на этой основе.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Тренинг на эмоциональный интеллект: форматы, упражнения и неожиданный финал | Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. |
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху | Российская практика" и "Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях". |
Развитие эмоционального интеллекта | В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог, профессор ВШЭ Леонид Кроль поговорили о том, что такое эмоциональный интеллект и какую роль он играет жизни человек. |
Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект
Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ В. Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда. В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями. Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте. Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта. Как отмечают Р. Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т. В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень.
Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем.
Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики. Так, Е. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7]. Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика.
Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей. Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования. В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1.
Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным. Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект. Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии. В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый формирование знаний, умений, навыков и психотерапевтический групповой и индивидуальный подходы. Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи.
Литература: 1. Андреева И.
Когда речь об эмоциональном интеллекте заходит у нейрофизиологов, сразу же вспоминается термин «лимбическая система» — это структура мозга, которая реагирует на эмоции. Термин был разработан американским ученым Полом Д. Маклином в 1952 году. Маклин вывел концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трех частей, насаженных одна на другую, а именно: Лимбическая система состоит из миндалевидного тела, гиппокампа, гипоталамуса и поясной извилины. Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс. На состояние гнева у животных также влияет часть областей гипоталамуса и вентрамедиального ядра, а также перегородочных ядер.
Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу. В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки. Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения.
Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам. Как развивать эмоциональный интеллект? Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская. Честность Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект. Оценка поведения Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать. Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как долго будут доступны материалы? Пособия вы получаете навсегда. В случае обновления или редактирования, вам будут высланы новые версии. Не получается оплатить!
«Уровень эмоционального интеллекта имеет значение…»
Лучшие курсы по развитию эмоционального интеллекта 2023 | Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. |
Развитие эмоционального интеллекта: кому и зачем это нужно | Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. |
О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта - Управление персоналом | Тема развития эмоционального интеллекта на тренинге сложна в первую очередь из-за особенностей работы эмоций. |
Ведите дневник. Психолог о том, как развить эмоциональный интеллект | АиФ Воронеж | Методология развития эмоционального интеллекта -новый инновационный инструмент развития сотрудников и руководителей компании из первых рук (технологии, применяемые в международной практике от основоположников научной концепции эмоционального. |
Лаборатория эмоционального интеллекта EI Lab | В программе: Эксперты-практики в области эмоционального интеллекта (ЭИ) поделятся экспертизой, как поддерживать и развивать эмоциональный интеллект подрастающего поколения. |