А вот как говорит о городе герой романа "Преступление и наказание" Свидригайлов. Роман "Преступление и наказание" быстро и на одном дыхании мне прочитать не удалось. Идея романа видна из его названия Ф. М. Достоевский желает сказать своему читателю, что каждое преступление находит свое наказание. 29 января 1866 года «Русский вестник» начал публиковать первые главы нового романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". Неудивительно что по книге «Преступление и наказание» в США и в ряде других стран изучают психологию преступника.
Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — социально-психологический и философский роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Русский вестник» в 1866 году. «Преступление и наказание» также хорошо готовит к восприятию других романов Достоевского. Автор романа проводит героев через ужас раздвоенности, ложь кошмарных теорий, личные катастрофы и преступления, через наказание людским судом и психическим здоровьем, чтобы добыть правду о каждом из них, чтобы сказать, что человек достоин самого высшего суда. Роман "Преступление и наказание" написан Федором Михайловичем Достоевским, причем очень быстро для такого объемного и глубоко психологического произведения.
История создания романа «Преступление и наказание»
Критика на роман «Преступление и наказание» появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в «Русском вестнике» в 1866 году. Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Преступление и наказание.
Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников
В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом — исповедью. Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома». Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании». Мечты и жестокая реальность Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского.
Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем — несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник.
Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так: «... Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит.
Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств.
В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря» , чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого.
Третье произведение писателя!
Критик и публицист Василий Розанов писал: ""Преступление и наказание" - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность... Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи.
Срок написания романа заканчивался, а замысел Достоевского лишь обретал все большую полноту. История студента тесно переплетается с историей пьяницы Мармеладова и его семьи. Писателю грозила творческая кабала. Чтобы ее избежать, автор на 21 день отвлекается от «Преступления и наказания» и буквально за три недели пишет новый роман «Игрок», относит его в издательство. Затем вновь продолжает писать затянувшийся роман о преступлении. Он изучает криминальную хронику и убеждается в актуальности избранной темы. Заканчивает он роман в Люблине, где живет в это время у своей сестры в имении.
Полностью роман закончен и напечатан был в конце 1866 г. Дневник работы над романом Изучать историю написания романа без изучения черновиков писателя невозможно. Наброски и черновые записи помогают понять, сколько сил, труда, души и сердца, сколько мыслей и идей автор вложил в свой роман. Из них видно, как менялся замысел произведения, как расширился круг задач, как строилась вся архитектура композиции романа. Писатель почти полностью поменял форму повествования для того, чтобы как можно подробнее и тщательнее разобраться в поведении и характере Раскольникова, понять мотивы его действий и поступков. В окончательном варианте третьем повествование уже ведется от третьего лица. Так герой начинает жить своей жизнью, причем совершенно независимо от воли автора, не подчиняется ему.
Какие преступления вдохновили Достоевского
В центре романа должна была быть драматическая история семейства Мармеладовых. Однако этот замысел вскоре осложнился. В сознании автора возникли новые идеи, темы, образы. Теперь Достоевский называет свой роман «психологическим отчетом одного преступления». Складывается новый сюжет романа: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…, решает убить ее, обобрать… и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству».
Но разъединенность с человечеством, которую он сразу ощутил после совершенного преступления, замучила его…Закон правды и человеческая природа взяли свое…Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» Вообще проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Достоевского. В «Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда остается преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия не возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» писатель утверждает: «Сказано: «Не убий! Нет, это нельзя! Публицисты-демократы справедливо доказывали, что преступления в народной среде порождаются нищетой, душевной неразвитостью — следствиями социального гнета.
Достоевский был солидарен с ними, но его роман стал не произведением об убийстве и о нравственно больном человеке, а страстным раздумьем писателя о серьезных вопросах, волновавших его и его современников. Хотя, преступление как общественное явление, конечно, интересовало писателя. Интересовался он всеми «человеческими» подробностями такого явления. Всегда для Достоевского важны были достоверные мелочи, он считал, что они имеют огромную впечатляющую силу, что жизнь сама «пишет» лучше любого писателя. Например, в момент обдумывания романа газеты писали о слушании дела Герасима Чистова, двадцатисемилетнего приказчика, купеческого сына, раскольника не отсюда ли и фамилия Раскольников в романе?
Чистов предумышленно убил двух старух, кухарку и прачку вспомним Лизавету с бельем , с целью ограбления хозяйки квартиры. Трупы лежали в разных комнатах в лужах крови, убийство было совершено топором поочередно. Взломан был сундук, окованный железом, взяты деньги, золотые и серебряные вещи. Обличил Герасима Чистова пропавший топор — примета, учтенная Раскольниковым. Писателя интересовало, как люди могут решиться на такое дело, откуда у них воля, как при этом работают их мозг, сердце, что они чувствуют.
Как и Раскольниковым, им руководили благородные порывы, как и Раскольников, он действовал в одиночку. Как мы видим, многие события того времени были подмечены и отражены Достоевским в своем романе. Но, кроме того, в голове Достоевского пронзительные мелочи преступлений причудливым образом сопрягались с общими ассоциациями и выводами. Так он считал, что Каракозов не только стрелял в царя, но и совершал нравственное самоубийство.
В основе драматического конфликта произведения — столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением.
Он думает о том, что только сильная личность способна пойти на это, а именно таковым человеком он себя и считает. Хотя иногда у него возникают сомнения, ведь ему очень непросто совершить то, что он задумал. Однако он не предстает перед читателем исключительно отрицательным персонажем. Родион способен на светлые чувства, у него бывают благородные порывы. Сюжет романа напоминает детектив, что очень увлекает читателя, однако еще больший интерес вызывают идеи романа, его глубина и наполненность.
Отдельной темой книги можно выделить тему большого города, который словно давит на человека, мешая ему дышать и жить.
Ему было известно, что к семи часам вечера она останется дома одна. Он убил старуху и её кроткую сводную сестру, которая не вовремя вернулась домой. Не глядя собрав какие-то богатства, Раскольников ушёл из квартиры убитых, еле уклонившись от встречи с клиентами процентщицы. Часть 2.
Болезнь Раскольникова. Знакомство с Лужиным. Смерть Мармеладова На следующий день Раскольников заболел лихорадкой. Получив повестку в полицию, он испугался, но оказалось, что его вызывали из-за неуплаты за квартиру. Когда Раскольников собирался уже уходить из отделения, заговорили об убийстве, и он упал в обморок.
Реклама Раскольников начал бояться возможного обыска и потому спрятал украденное, даже не сосчитав, под камень во дворе какого-то дома. Затем пришёл к Разумихину и попросил работу, но потом отказался от всего и ушёл. Разумихин нашёл Раскольникова, когда тот лежал в бреду, стал о нём заботиться и привёл врача. Через несколько дней матушка прислала Раскольникову деньги, тот хотел от них отказаться, но Разумихин заставил их принять и купил ему приличной одежды. Раскольников узнал, что в убийстве подозревают маляра.
Позже домой к нему, всё ещё больному, пришёл Лужин. Он считал, что чем больше богатых, тем богаче и общество, поэтому человек должен всеми силами обогащаться, не делиться с бедными и не думать о других. Раскольников поссорился с Лужиным и выгнал его из своей каморки. Реклама Раскольников сбежал из дому и забрёл в трактир, где встретил письмоводителя из полицейского участка и почти признался тому в совершённом убийстве. Уже выходя из трактира, Раскольников встретился с Разумихиным, который его искал, поссорился с ним и ушёл.
Сначала он хотел броситься в Неву, потом сходил на место преступления и решил сдаться полиции. По дороге в участок Раскольников увидел Мармеладова, раздавленного экипажем. Он опознал погибающего и показал, где тот живёт. Мармеладов умер, успев исповедаться и попрощаться с семьёй.
«Преступление и наказание»
Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его.
Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу. Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю.
Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду?
Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно.
Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки! Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.
Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.
Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице.
Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник! Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, [Циммерман — известный в Петербурге владелец фабрики головных уборов и магазина на Невском проспекте.
Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» 1976 Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами света и тени. Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются здесь в трактирах, на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы — и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию. Как в трагедиях Шекспира, в действии принимают участие не только люди, но и стихии — природа и город, вода и земля. Они выступают как силы то дружественные, то враждебные людям. Раскольников перед убийством почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города; он живет в каморке, похожей на гроб. Самоубийство Свидригайлова происходит сырой и дождливой ночью, когда не только переполняется чаша его страданий, но и вся природа, кажется, хочет выйти из берегов. Многие эпизоды тонут в своеобразном «рембрандтовском» освещении. Существенную роль играют в романе также философские и числовые символы сны Раскольникова, возвращение — дважды — к евангельскому рассказу о воскресении Лазаря, символизирующее способность героя к нравственному возрождению, три посещения Раскольниковым Порфирия и Сони и т.
Фридлендер, Г. Комментарии к «Преступлению и наказанию» 1989 Логически неизбежно хотя в романе это не показано идет к гибели Соня, не слушая никаких доводов разума, и Раскольников, слушаясь только разума. Открытость бездне: Встречи с Достоевским 1990 «Преступление и наказание» — «роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений». Победы и беды России 2000.
Однако он не предстает перед читателем исключительно отрицательным персонажем. Родион способен на светлые чувства, у него бывают благородные порывы.
Сюжет романа напоминает детектив, что очень увлекает читателя, однако еще больший интерес вызывают идеи романа, его глубина и наполненность. Отдельной темой книги можно выделить тему большого города, который словно давит на человека, мешая ему дышать и жить. Создается ощущение, будто город управляет человеческими судьбами, а не люди влияют на город. Во время чтения задумываешься о жертвенности и спасении души, справедливости, наказании и ответственности, свободе и гордости человека.
Он хотел проследить переход из одного душевного статуса в другой у человека, решившегося поднять руку на другого, изучить все обстоятельства и написать дневник убийцы.
Исходя из этой задумки в изначальной версии романа повествование велось от первого лица — как исповедь. Изменив концепцию, Достоевский отделил рассказчика от главного персонажа, сделал повествователя беспристрастным. Внеся значительные правки, обрамляя дневник преступника сценами жизни семьи Мармеладовых, затем полностью уничтожив первый черновик и поменяв структуру рукописи, Достоевский работает над задуманным произведением около года. И приходит к роману, от построения которого будет отталкиваться в своих поздних «капитальных» работах. Работа с журналом «Русский вестник» План и первые главы еще не завершенной работы Достоевский отправил редактору «Русского вестника» Михаилу Никифоровичу Каткову.
Тот взялся публиковать «Преступление и наказание» потому, что, по его словам, в тот год не было других значительных произведений — Тургенев не присылал ничего, а с Львом Толстым Катков конфликтовал. Ни редактор, ни писатель тогда даже не предполагали, какой успех ждет новый роман, который принес «Русскому вестнику» 500 новых читателей. Для тех лет это было невероятное, практически недостижимое число. Безусловная удача как для журнала, так и для автора.
История создания романа «Преступление и наказание»
Роман "Преступление и наказание" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6-8, 11-12). Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением.
Русская литература. 10 класс
это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Смотрите видео онлайн «Анализ произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» на канале «От классики к современности. Читать онлайн книгу «Преступление и наказание» автора Федора Достоевского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. 29 января 1866 года «Русский вестник» начал публиковать первые главы нового романа Федора Достоевского "Преступление и наказание".