Атомный подводный ракетный крейсер К-186 «Омск» проекта 949А, проходящий восстановление технической готовности на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне.
Подлодка «Судного дня» вышла в море на первые ходовые испытания
Главное командование ВМФ планирует к концу 2023 года иметь в составе подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов семь атомных подводных лодок проектов 949А и 949АМ. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон».
Новая модернизация: каждому "Антею" по 72 крылатые ракеты.
На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной». Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса возможно, частичного в первом отсеке.
Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты — следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошёл в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота. Сентябрь — октябрь 2001 года — поднята голландской компанией по заказу Правительства Российской Федерации и доставлена в док п.
С незначительными изменениями эта система действует вплоть до настоящего времени. Значение Первоначальным функциональным назначением наплечного погона на форме военнослужащего было удержание наплечного ремня для оружия от соскальзывания. В дальнейшем внешняя поверхность погона стала служить местом размещения особых знаков различия от одного до трёх-четырёх , при помощи которых легко определяется воинское звание и войсковая принадлежность их носителя. Сложившаяся в России система предусматривает использование для обозначения воинского звания на погонах следующие основные элементы: Лычки накладные матерчатые полоски-нашивки, от 1 до 3 на погоне. Служат для указания званий младшего командного состава, а также ефрейтора старшего матроса ; Пятиугольные звёзды от 1 до 4 на погоне. Служат для указания званий прапорщиков мичманов и офицерского состава; Просветы продольные полосы на ткани погона — 1 или 2 на погоне.
Служат, чтобы обозначать звания младших и старших офицеров.
Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев». Прочный корпус разделён на десять отсеков.
В 1993 году строящаяся подлодка получила название «Белгород».
В тот же год от проекта решили отказаться. Подлодку законсервировали в состоянии высокой готовности и исключили из состава флота. Возможно, «Белгород» так бы и не увидел моря, если бы не трагедия 2000 года — во время учений в Баренцевом море погибла АПЛ «Курск». Серьезная подлодка. Фото: 3mv.
К 2004 году флотское начальство вспомнило про недостроенный «Белгород». Было решено вернуть субмарину в состав флота, однако вплоть до 2006 года работы на субмарине почти не велись — финансирование фактически отсутствовало. В 2019 году лодку спустили на воду, осуществили достройку и провели первый тур испытаний. Командиром корабля стал капитан первого ранга Антон Алёхин. Уже на боевом дежурстве.
Антеи могли бы помочь в этом деле, пододвинув стартовую позицию Калибров поближе к целям. Про Европу речи нет - от Калининграда до Португалии Калибры достанут. Ну, как бы здесь дискуссия, на тему: "Почему "Антеев АМ" будет от силы два, а не семь?
И что мы имеем в сухом остатке?
Возвращение в строй АПЛ «Иркутск» проекта 949А перенесли на конец 2025 года
К 2004 году флотское начальство вспомнило про недостроенный «Белгород». Было решено вернуть субмарину в состав флота, однако вплоть до 2006 года работы на субмарине почти не велись — финансирование фактически отсутствовало. В 2019 году лодку спустили на воду, осуществили достройку и провели первый тур испытаний. Командиром корабля стал капитан первого ранга Антон Алёхин.
Уже на боевом дежурстве. Фото: m. О технической составляющей «Белгорода» известно немного.
Известно, что БС-329 претендует на звание самой большой атомной субмарины в мире. После достройки длина «Белгорода» увеличилась с 154 до 184 метров, а это на 11 метров больше, чем длина тяжелых подводных ракетных крейсеров проекта 941 «Акула». По некоторым данным важной особенностью БС-329 является использование ходовых винтов новой конструкции, обеспечивающих низкий уровень шума.
В том числе поэтому на всех фото винты «Белгорода» скрыты защитным тентом.
Командиром корабля стал капитан первого ранга Антон Алёхин. Уже на боевом дежурстве. Фото: m. О технической составляющей «Белгорода» известно немного. Известно, что БС-329 претендует на звание самой большой атомной субмарины в мире. После достройки длина «Белгорода» увеличилась с 154 до 184 метров, а это на 11 метров больше, чем длина тяжелых подводных ракетных крейсеров проекта 941 «Акула». По некоторым данным важной особенностью БС-329 является использование ходовых винтов новой конструкции, обеспечивающих низкий уровень шума. В том числе поэтому на всех фото винты «Белгорода» скрыты защитным тентом. Что касается силовой установки, то она хорошо известна — два атомных ректора ОК-650В суммарной отдачей 190 МВт.
Экипаж субмарины — 120 человек. Полна интересных решений.
Головной корабль — К-525 — заложили в 1975 году, а второй — К-206 — в 1979 году. Они стали единственными подводными лодками проекта 949 «Гранит». Это не означало отказ от строительства — просто остальные запланированные корабли строились по усовершенствованному проекту, названному 949А «Антей». Они отличались удлиненными корпусом добавившим 10 метров длины , в котором появился дополнительный отсек. За счёт этого смогли лучше разместить внутренние механизмы. Кроме того, дополнительно понизили уровень шумности. Первый 949А «Антей» заложили в 1982 году, он получил обозначение К-148.
Конструкция Прочный корпус имеет форму цилиндра и выполнен из стали. Переборки делят его на девять на подводных лодках проекта «Гранит» или десять у «Антеев» отсеков. По бортам, между лёгким и прочным корпусами,помещаются пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит». За счёт такого размещения вооружения лёгкий корпус получил характерную «сплюснутую» форму, за которую лодку прозвали «батон». Ограждение «надстройка» закрывает собой ходовой мостик, выдвижные устройства перископы и прочее и системы подачи воздуха к дизель-генераторам и вентиляции. В носовом отсеке — торпедное вооружение и аккумуляторы. В двух следующих отсеках находятся центральный пост, другие боевые посты, радиорубка. Эти отсеки тоже служат для размещения аккумуляторов. Четвёртый отсек — жилой, в пятом находятся вспомогательные механизмы.
Реакторный отсек — седьмой, за ним в отдельных отсеках размещены паровые турбины. Кормовой отсек — для электромеханики.
Только в начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказал, что субмарина достраивается по спецпроекту. Формально подлодка была готова уже в 2017 году. Единственное, чего не хватало К-329, — это экипажа и вооружения. Но тогда он ни слова не сказал о носителе, сосредоточившись на боевых возможностях глубоководного аппарата "Посейдон".
Мировые военные эксперты принялись гадать, как "Посейдон" будет доставляться к месту боевого применения, и уже через год пришёл ответ: К-329 спустили на воду и экипаж начал последнюю проверку всех систем. Главная тайна "Белгорода" Подлодка проекта 941 "Акула". АПЛ "Белгород" оказалась на 11 метров длиннее самой большой подлодки в мире — подводного стратегического ракетного крейсера проекта 941 "Акула", а также оказалась шире и длиннее главных носителей ядерного оружия на флоте — подлодок проекта 955 "Борей". Главной особенностью лодки, по мнению специалистов американского издания Covert Shores, стала "гибридная энергетическая установка". Официальных данных о ней нет, однако специалисты предположили, что специальная малошумная турбина между реактором и гребными винтами позволяет К-329 быть практически невидимой для гидроакустических комплексов при движении на предельной глубине погружения. Кроме того, американские аналитики разглядели на спутниковых снимках "Белгорода" и гребные винты особой формы.
Они отличаются от классических углом лопастей, благодаря которому подлодка набирает ход и останавливается быстрее, чем другие подводные корабли, и при этом не создаёт практически никаких звуковых колебаний. Однако главной тайной К-329 по-прежнему считается вооружение.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
АПЛ «Белгород» также предназначена для транспортировки подводного разведывательного аппарата для глубоководных работ «Лошарик» проекта 210 длиной 61 метр. Подлодка «Белгород» должна быть передана флоту до конца 2021 года. В открытой печати уже появились детали боевого применения подводных беспилотников «Посейдон». Условно данный процесс можно разделить на три этапа. Подлодка-носитель доставляет ядерную торпеду к месту отправки. Некоторое время беспилотник находится в режиме ожидания. После этого он начинает движение к цели. Ранее в американской печати приводилась оценка ущерба от применения ядерной торпеды «Посейдон» по побережью США.
Атака на Сан-Франциско торпедой, взорвавшейся под мостом Золотые ворота, привела бы к гибели или же ранила более полумиллиона человек и распространила бы радиацию по воздуху далеко на север, до Невады. Торпеда «Посейдон», подплывшая к Статуе Свободы в Нью-Йоркской гавани, привела бы к гибели сразу полумиллиона человек и ранила бы ещё два миллиона, загрязнив территорию вплоть до Портленда, штат Мэн. Список целей для «Посейдонов» не известен, однако американские военные эксперты полагают, что в нём обязательно будут Китсап штат Вашингтон и Кингс-Бей штат Джорджия , крупные военно-морские базы на восточном и западном побережье США, которые поддерживают американские подводные лодки с баллистическими ракетами.
Однако в советском, а затем и российском подводном флоте не менее значимую роль играли подводные лодки проекта 949А «Антей» — своеобразный аналог надводных ракетных крейсеров. Именно они были подводными «убийцами авианосцев», способными уничтожить целую ударную группу. Остаются они противовесом этих групп и теперь. История создания Разработка советских АПЛ третьего поколения началась в 1969 году после правительственного постановления о принятии программы строительства военных кораблей.
Предполагалось разработать подводный стратегический ракетоносец, многоцелевую ударную подлодку и субмарину, вооружённую противокорабельными крылатыми ракетами. Именно последняя идея и воплотится в виде подводных лодок проекта 949. К подлодкам нового поколения изначально предъявили жёсткие требования по снижению заметности, причем, если ранее этого пытались добиться, повышая глубину погружения, то, теперь подход изменился. Новым АПЛ предстояло стать незаметными за счёт малой шумности. Подводные лодки проекта 949 «Гранит», проектируемые в конструкторском бюро «Рубин», оказались первыми АПЛ третьего поколения по времени создания. Это заставило конструкторов других лодок унифицировать свои проекты именно с «949». Техническое задание предполагало создание субмарины, способной самостоятельно находить авианосные группы противника, следить за ними, а также иметь возможность уничтожить вражеские корабли ракетным залпом, а затем уйти, пользуясь высокой скоростью и бесшумностью.
Чтобы подводный крейсер имел возможность выполнить такую задачу, специально для него стали разрабатывать и тяжёлые крылатые ракеты П-700, названные, как и проект АПЛ, «Гранит». Солидные размеры будущей ракеты, равно как и необходимость разместить на подлодке большое количество пусковых установок, определили габариты и водоизмещение будущего крейсера. Поскольку получалось, что такую большую подлодку сможет строить только завод в Северодвинске СМП , конструкторы подготовили и вариант проекта с «ограниченными возможностями», строительство которого можно было бы развернуть и на других верфях. Но утвердили всё-таки основной вариант. Головной корабль — К-525 — заложили в 1975 году, а второй — К-206 — в 1979 году. Они стали единственными подводными лодками проекта 949 «Гранит». Это не означало отказ от строительства — просто остальные запланированные корабли строились по усовершенствованному проекту, названному 949А «Антей».
Об этом сообщил командующий Тихоокеанским флотом России Виктор Лиина. Она другого водоизмещения, но будет решать те же задачи, как и «Ясень», — сказал он в интервью программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда». Она может нести до 72 ракет.
По его словам, уже к 2021 году Тихоокеанский флот ТОФ сможет получить четыре подобных атомохода в варианте с крылатыми ракетами комплекса «Калибр», которые отлично показали себя в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике САР. Беседуя с журналистами на судоремонтном заводе «Звезда», Борисов сказал: по результатам обсуждения данного проекта на предприятии, «мы думаем, что 2021 - это реальный срок», причем заказ на модернизацию АПЛ «Омск» может быть выполнен уже в текущем году. Министерство обороны серьезно рассматривает вопрос дозагрузки предприятия, добавил он. Обоснование модернизации Как показывает опыт эксплуатации атомных подводных лодок третьего поколения, в случае своевременного и качественного обслуживания они, даже при интенсивной эксплуатации, способны оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий.
Например, срок службы восемнадцати субмарин класса Ohio, построенных фирмой General Dynamics Electric Boat в период с 1981 по 1997 гг. Хотя, с подписанием соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений между Москвой и Вашингтоном, ВМС США пришлось снять межконтинентальные баллистические ракеты Trident D5 с четырех лодок данного класса SSBNs 726-729 , они, вместо списания, были выведены из состава Ядерной Триады и в период 2002-2008гг. Тем самым, в истории морских вооружений возник прецедент. Стоит ли нам игнорировать иностранный опыт, когда дело заходит о столь сложной технике? Пожалуй, нет. В этом смысле программа по перевооружению атомных подводных крейсеров проекта «Антей» идет в русле опыта ведущих морских держав, и знаменует отход от практики недавнего прошлого по досрочному списыванию крупных боевых единиц флота с большим остаточным ресурсом. Напомним, что на рубеже веков наша страна утилизировала около двухсот атомных субмарин, в основном первого и второго поколений.
Но среди разделанных на металл оказались представители более позднего, третьего поколения, что стало причиной общественной дискуссии: а не слишком ли мы «разбрасываемся», отправляя на слом столь дорогостоящую технику? Тем более, что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много — всего 38 кораблей пяти базовых проектов в период с 1975 по 2009 гг. Тема повышения сроков службы отечественных субмарин третьего поколения довольно долго обсуждалась на страницах печати с участием государственных деятелей, военачальников, лидеров промышленности и представителей общественности. Пришли к консенсусу: порочную практику списания боевых кораблей первого класса с остатком ресурса следует прекратить, а вместо нее постараться внедрить иной подход, по бережному сохранению созданного тяжелым трудом имущества во благо государства и российского флота. Среди государственных деятелей, первым, заявившим о принципиальном решении не утилизировать, а модернизировать АПЛ третьего поколения, стал вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин. В 2011 году он сказал, что после модернизации подобные атомоходы могут прослужить «еще лет семь». Последующий более тщательный анализ позволил представителям разработчика обрисовать более радужные перспективы.
Судьба «Антея». Почему РФ не прощается с устаревающими подлодками?
Ранее уже сообщалось, что прошедшие модернизацию по проектным нормам 949АМ подлодки-носители КР смогут брать на борт по 72 «Калибра», «Оникса» и «Циркона» по другим данным — 48 ракет. Напомним, изначально основным ударным вооружением лодок 949А проекта были 24 сверхзвуковые ПКР «Гранит».
Водоизмещение каждой субмарины достигает 24 тысяч тонн. На вооружении находятся 24 пусковых установок крылатых ракет "Гранит" и шесть торпедных аппаратов. Проект 949А называют "убийцей авианосцев", поскольку, по оценке многих специалистов, всего несколько данных кораблей способны эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США.
Как отметил командующий Тихоокеанского флота, подлодки проекта 949А имеют очень хороший модернизационный потенциал. Ранее британская Daily Express отмечала, что Военно-морской флот России получил две новые атомные подводные лодки , что может говорить о стремлении президента Владимира Путина укрепить мощь своих сил. Напомним, глава российского государства 11 декабря участвовал в церемонии принятия новых атомоходов в состав ВМФ РФ.
Ранее британская Daily Express отмечала, что Военно-морской флот России получил две новые атомные подводные лодки , что может говорить о стремлении президента Владимира Путина укрепить мощь своих сил. Напомним, глава российского государства 11 декабря участвовал в церемонии принятия новых атомоходов в состав ВМФ РФ.
В составе флота будет семь подлодок проектов 949А и 949АМ к концу 2023 года
Это первый корабль модернизированного проекта 949А, который как и вся серия строился на Севмаше. По информации источника РИА Новости в судостроительной отрасли, они способны взять на борт больше крылатых ракет, чем любой другой корабль ВМФ. В декабре 2011 года РИА "Новости" со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщило, что атомные подводные крейсера проекта 949А "Антей" пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр". РИА Новости. Командующий Тихоокеанским флотом ВМФ России Виктор Лиина подтвердил ведение работ по переоснащению подлодок проекта 949А "Антей" новым ракетным комплексом для решение задач, схожих с задачами лодок серии "Ясень". «По-настоящему многоцелевая АПЛ»: как модернизация усилит атомные подлодки проекта 949А АПЛ проекта 949А «Антей» РИА Новости © Михаил Климентьев.
Подводные лодки проекта 949А «Антей»
ВМФ России модернизирует подлодки проекта 949А "Антей" для усиления вооружения. Американские Военно-морские силы продолжают опасаться российских атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей», пишет в своей статье издание The National Interest. И лодки 945-го проекта, и гиганты-ракетоносцы проекта 949А могут быть очень неплохо «обесшумлены», а 971-й проект и так довольно тихий, но и у него можно было снизить уровень шума. Главным «калибром» АПЛ проектов 949/949А выступает комплекс «Гранит» с ракетами П-700 (индекс ГРАУ: 3М-45). Все многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) ВМФ России проектов 971 и 949А будут модернизированы и вооружены ракетами «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Как сообщил источник РИА «Новости» в военно-промышленном комплексе.