Масленичные гулянья прошли в воскресенье 6 марта в поселке Воронцовка Свердловской области. Настоящее название чучела Масленицы как его правильно сжигать и загадывать желания. Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00. В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу.
3500 вёдер водки и женские бои: как гуляли масленицу в Царицыне
«Речь» о том, где на Масленицу побросать валенок и поплясать с ряжеными. Взрослые, дети и ряженые перетягивают канат на ярмарке в честь празднования традиционного русского зимнего праздника Масленица (Масленичная неделя). По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи. Лид — 25 февраля в Измайловском парке прошел праздник для детей из многодетных и приемных семей «Масленица Добра».
Ряженые и скоморохи из разных стран приехали на "Московскую Масленицу"
Для детей были проведены различные конкурсы, малышей развлекали ряженые, ростовые куклы, дети смогли поучаствовать в хороводах, вспомнить любимые детские песни и мелодии уходящей зимы. Помимо развлекательной программы гости праздника смогли попробовать вкусные горячие блины, которыми угощали волонтеры Фонда «Дорога Жизни». Кроме того, на празднике можно было приобрести изделия ручной работы, которые были подготовлены силами волонтеров своими руками. А в завершении мероприятия прошла волшебная лотерея: ее участники смогли приобрести лотерейный билетик, после чего ведущий праздника определил победителя, которому достался большой торт с логотипом Фонда.
Непременно пройти в Парк через главный вход. Вас сфотографирует наш земной фотограф не сопротивляйтесь! Погулять, поесть блинов и принять участие в Космическом Масленичном карнавале.
От самого Солнца все Ряженые полетят малым ходом до планеты Земля, залетая на другие планеты и поздравляя всех встречных инопланетных жителей с праздником Масленицы. На планете Земля на главной сцене Масленицы межпланетное жюри выберет три лучших костюма! Пока жюри будет принимать столь ответственное решение, зрители выберут своего победителя.
Основной критерий — оригинальность и хорошее настроение. Помните, главное, придумать красивую легенду! Вход в Парк бесплатный.
Справки по телефону 240-31-61 Из давней истории ряженых на праздниках Масленицы: В Швейцарии - это, прежде всего, устрашающие маски, происхождение которых было связано с древними верованиями. К их числу относятся "дым", "пестрые", "лохматые", или "вышедшие из дымохода".
Уже в воскресенье перед этой неделей верующие перестают есть мясо, в церквях начинаются особенные богослужения, которые совершаются с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого поста. И когда церковный устав предлагает потихоньку отказаться от определенной еды, это делается лишь в помощь верующим.
В сыропустную неделю нельзя есть мяса, но можно все остальное. Церковь готовит нас к посту постепенно. Не просто так, что ты шел — и обрыв, в 23. И пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу.
Им нужно пойти на золовкины посиделки, тещины блины, везде погулять, везде оторваться. В воскресенье, в самый разгар Масленицы, христианин должен пойти на службу, и вместо того, чтобы попросить благословения на Великий пост, он идет есть блины, желательно мясные, идет сжигать Масленицу, то есть он просто гуляет — употребляет, злоупотребляет. Сыропустная неделя — это про то, что вы не животное, а создание божественное, а значит, дух и разум могут быть сильнее, чем наше тело. Можно даже сказать, что это два разных подхода к жизни», — говорит иерей.
Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черное, как в Великий пост. И в это время ты идешь в храм, уже тема покаяния звучит, прощения друг у друга. И когда ты идешь в храм, ты видишь, как другие отрываются, радуются, у них там чучело недавно сгорело, шашлыки пожарились, блины недоеденные. И ты понимаешь это яркое противоречие между православным пониманием этого времени и пониманием светским», — говорит отец Александр.
В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост. Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно. Если ты начинаешь поститься озлобленным, тебе это не поможет, говорит священнослужитель.
Это не прощение и не покаяние. Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой. Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось. Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу.
Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю.
Кульминацией праздника по обыкновению станет сжигание масленичного чучела. Как это чучело называется? Зачем его сжигают? Как правильно это делать? Какие обычаи с ним связаны? На эти и многие другие вопросы отвечает 5-tv. Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Кукла символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит.
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
Вологодская областная детская библиотека Советский пр. Стоимость — 100 рублей, запись по телефону: 76-97-27 12. Рождественский парк. Кремлевский сад. Бульвар Пирогова. Осановская роща. Парк Ветеранов.
Праздник «Широкая Масленица». Парк у Дома культуры Льнокомбината. Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково». Территория у Культурно-досугового центра «Северный» ул. Городское филармоническое собрание Советский пр. Городской парк культуры и отдыха «Соляной сад».
Парк 200-летия г. Территория этнографического музея «Усадьба Гальских» ул. Матуринская, 28. Вологодский округ: 12. Майский Дом культуры п. Майский, д.
В программе — ярмарка, мастер-классы для детей и взрослых, блинный фестиваль, народные забавы и гуляния, сожжение чучела Масленицы и проводы зимы. Вход на праздник свободный. Сосновский Дом культуры п. Сосновка, ул. Масленичные забавы». Дом культуры «Феникс» п.
Федотово, д. Кубенский ДК с.
У каждого участка был установлен ориентир с обозначением станции, глядя на карту-маршрут ребята точно шли по своему пути. Дети соревновались в смелости и находчивости, силе и ловкости, приняли участие в играх- забавах, смеялись над шутками скоморохов, за пройденную станцию ребята получали «пазл». После прохождения всех маршрутов ребята собрали пазлы и нашли чучело Масленицы.
Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями. Таким образом люди гнали неприятности из жизни. Еще в пламя кидали записочки с невзгодами, веря, что все проблемы человека сгорят вместе с бумагой. Пепел от Мары развеивали по полям — считалось, что это поможет задобрить богов и они подарят плодородный год. В стародавние времена, например, скидывались всей деревней, чтобы купить одежду для символа праздника. Проделывали это не только в целях экономии, но чтобы кукла символизировала чаяния и тревоги всех жителей поселка.
Современные чучела выглядят в разы проще: их тела украшают ленточками, венками и ярким сарафаном. Изготовить масляное чучело своими руками может любой желающий.
Перейти в корзину… удалить из корзины Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG. При использовании требуется указывать источник произведения.
Блины и чучело. Что означают главные символы Масленицы
Новости партнеров. 26 февраля в городском сквере собрались жители Еманжелинска на шумном и веселом празднике «Масленица хороша – широка ее душа». Масленичная неделя в 2023 году начинается 20 февраля и заканчивается 26 числа. Главная Новости администрации Масленица не за горами. Гостей праздника развлекали профессиональные актеры театра и кино, ряженые, скоморохи, бесстрашные люди на высоких ходулях — все было словно в сказке! Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО.
«Подраться любя»: как в Ростове и Нахичевани-на-Дону праздновали Масленицу
В стиль были одеты и юные североморцы. Русско-народная атрибутика в нарядах создавала особый колорит. Каждая девочка посчитала нужным разукрасить себе щёки красными румянами, надеть платок, бусы, у кого-то оказались даже стилизованные длинные юбки. Парни же облачились в белые праздничные рубахи и надели картузы.
Главное условие — на голове бегущих должен быть кокошник. На финише все участники по традиции встанут в большой и дружный хоровод.
А еще все смогут сделать фото возле тематических арт-объектов: на масленичной неделе в детском парке установили гигантский трехметровый надувной самовар и внушительного размера чувашскую куклу Илемпи. Посетителей ожидают молодецкие забавы, игры, блинная карусель.
С 17 по 26 февраля к услугам москвичей заработают площадки:К ним также присоединятся скверы и парки Москвы, где можно при всех мерах безопасности посмотреть, как сжигают чучело Масленицы:В каждом из перечисленных мест жители Москвы на Масленицу смогут попробовать вкусные блины, заглянуть на ярмарку, послушать концерт, полюбоваться на карнавал или принять участие в интересном мастер-классе. Это и роспись игрушек и посуды в различных народных стилях, золотое шитье, поделки из соломы и бересты, изготовление керамических изразцов в гончарных мастерских, выпечка хлеба и блинов по старинным рецептам, изготовление масок для ряженых,Если в центре Москвы в Масленицу упор сделают на знакомство гостей с традициями празднования Масленицы, где можно в прямом смысле слова прикоснуться к истории и попробовать себя в том или ином виде рукоделия, то на окраинах города подготовят все для потех и спортивных развлечений. Тем, кто мечтает действительно отпраздновать Масленицу на широкую ногу, стоит отправиться в парки, где настоящее раздолье для снежных баталий, потешных боев и других подвижных забав, включая катание на санях. Каждая из праздничных площадок будет работать в будни и выходные с 10:00 до 22:00 часов. Кроме того, именно в больших парках Москвы пройдет кульминация Масленичной недели - сжигание чучела. В центре столицы такого не увидишь из-за мер безопасности. Матвеевская станет центром гончарного дела. Здесь все желающие смогут не только разобраться в тонкостях ваяния чем белая глина отличается от красной , но также попробуют себя в качестве мастера и узнают, как лепили изделия во времена Ивана Грозного.
На площади Славы объяснят, кто такой дубильщик и в чем заключалось его ремесло. Детей научат мастерить маски для праздника, а взрослым расскажут о том, как создавался пергамент и почему вместо стекла в оконном проеме могли использовать кожу. В маске рекомендуется отправиться в сквер у Гольяновского пруда и попробовать сшить одежду по старинным стандартам, научиться вязать или валять из шерсти и просто примерить образ русской умелицы. Тем, кто неравнодушен к рыбацкому делу, стоит заглянуть на Ореховый бульвар. Здесь реконструируют целый портовый городок, полностью воссоздав эстетику приморских краев, где можно будет встретить настоящих капитанов, которые с удовольствием поделятся историями невероятных приключений и географических открытий. А простые рыбаки всех желающих научат плести сеть и вязать морские узлы. А на Профсоюзной мастера покажут, как правильно плести корзины, сверлить и шлифовать дерево. Если вдруг надоест знакомиться с Русью Древней, то к услугам гостей откроется еще 6 площадок, заставляющих почувствовать себя путешественником во времени и перенесут в XIX век. Так, например, в Зеленограде в 16-м микрорайоне можно будет перевоплотиться в героя из произведений русских классиков. Ямская станция откроет двери для любого желающего и окунет в мир трактирщиков.
Рекомендуем не забыть написать друзьям или родственникам письмо из прошлого. На Манежной площади представят традиционную деревню с мельницей и амбаром. Однако здесь возможно почувствовать себя не только крестьянином, но и побывать в шкуре дворянина, посетившего трактир времен Александра III или аристократическое чаепитие. К слову, это не все гастрономические приключения, ждущие жителей и гостей Москвы. Так, на Митинской улице, бульваре Дмитрия Донского и Перерве найдутся купеческие мясные деликатесы, знаменитые московские булочки конца XIX века и даже целая молочная ферма. Три простых рецепта блинов на Масленицу - 2023Масленица - это повод не только вкусно поесть, но и продемонстрировать кулинарные способности. У каждой хозяйки всегда в рукаве есть пару козырей, используемые ей, чтобы удивить домашних и гостей гастрономическими изысками. А секретные рецепты блинов передаются из поколения в поколение. Новичкам подойдут 3 рецепта блинов, которые придутся на любой вкус. Как выбрать блины и защитить свое здоровье в масленицуГлавное блюдо масленичного стола чаще всего готовят из пшеничной муки с добавлением молока или кефира.
Однако с распространением вегетарианства многие отказываются от животных продуктов и заменяют их в блюде другими ингредиентами. Например, жарят блины на кокосовом молоке и без яиц. Для вегетарианских блинов понадобится:Смешать все сухие ингредиенты, а затем добавить молоко и растительное масло. Размешать так, чтобы в массе не осталось комочков, а потом порциями заливать на разогретую сковороду круговыми движениями, чтобы блины получились фактурными. Для сладкоежек подойдет рецепт шоколадных блинов. Такой вариант считается десертным и отлично подойдет для фруктовой и сливочной начинки. Необходимо:Для начала нужно взбить яйца и сахар, а затем добавить сметану, растительное масло, соль и ванилин. После добавления молока залить массу в блендер и взбить ее с мукой и какао до исчезновения комочков. Жарить блины рекомендуется, не смазывая сковороду маслом. Тем, кому надоела классика, стоит присмотреться к гречневым блинам.
Они станут универсальной основой под любую начинку. И рыба, и икра, и сыры, и мед - количество вариантов невозможно сосчитать. Ингредиенты:Смешать муку, сахар и соль, а затем добавить молоко и яйцо. Когда тесто будет готово, добавить в него 1 столовую ложку растительного масла и оставить муку набухать на 20 минут. Жарить блины рекомендуется на заранее разогретой сковороде с небольшим количеством масла.
Дети очень любят этот праздник, потому что это ещё и угощения - блины — символ солнца. Их пекли родители. Вкусные да масляные. Главное действо проходило на территории внутреннего дворика, где особую атмосферу праздника создали инсталляции — русская печка, накрытые угощениями столы с блестящими самоварами, развешанные яркие ленты и павловопосадские платки.
Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Чучело сожгли из огнемета
Масленицу еще называют Сырной седмицей. В эти дни пекут блины, едят молочные и сырные продукты, можно употреблять в пищу и рыбу. А вот мясо не едят. Узкая и широкая Неделя делится на узкую Масленицу — с понедельника по среду, и широкую — с четверга по воскресенье. Каждый день имеет свое название и назначение. Узкая Масленица — для домашних, семейных и хозяйственно-бытовых забот. Широкая — для гуляний. Понедельник — встреча.
В этот день выпекался первый блин, а родственники ходили друг к другу в гости. Невестку отправляли в родной дом к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Вторник — заигрыши. В этот день проходили смотрины невест, сватовство. Среда — лакомка. В этот день зять приходил к теще на блины. Четверг — разгуляй.
С этого дня начиналась широкая Масленица.
Это лакомство любили дети. Отличалось и тесто для блинов. Такой рецепт был только в нашем регионе. Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Гречишные. Но ведь с одной гречихи она не такая клейкая. Если берешь часть муки гречишной, столько же берём пшеничной.
Они, правда, красные получаются, из-за цвета гречки, но уж больно вкусные — рыхловатые, спорые, насыщенный аромат у них такой получается». В первый день масленичной недели изготавливали Чучело — символ праздника. Здесь особых традиций не было, главное — фантазия.
Дом культуры «Феникс» п. Федотово, д.
Кубенский ДК с. Кубенское, ул. Ленина, 48. Спасский Дом культуры п. Непотягово, 50.
Починковский сельский клуб д. Культурный центр «Звездный» п. В программе — театрализованное представление «Как у батюшки-царя», праздничная лотерея «В хозяйстве пригодится», концерт фолк-группы «Парни поселковые». Центр традиционной народной культуры «Ерга» с. Воскресенское, ул.
Советская, 31. Дом культуры д. Ирдоматка, ул. Новая, 13. Театрализованное представление, творческая программа с участием казачьего хора, военно-историческая реконструкция, аттракционы и забавы, национальная русская кухня.
Стрелецкая слобода Череповецкий район, 144 км трассы А-114. Белозерский округ: 11. Дружинный двор, Белозерск. Игровые площадки, работа аттракционов. Парк культуры и отдыха имени М.
Никольское, ул. Рубцова, 30. Городская площадь Тотьмы. Советский Дом культуры п. Советский, ул.
Сани украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками. Ярко Масленицу отмечали на западе Литвы — в Жемайтии, где европейское влияние было особенно сильным. Здесь кульминацией праздника было шествие ряженых, в котором явно прослеживались черты западноевропейского карнавала.
Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках. Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам. Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма».
Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками.
Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Чучело сожгли из огнемета
Масленица пришла. | На фестивале "Московская Масленица" выступила Клава Кока. |
Масленица - Российская газета | В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. |
Гори ясно: Как зовут масленичное чучело и зачем его сжигать? | Настоящее название чучела Масленицы как его правильно сжигать и загадывать желания. |
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…» | Ряженые-наряженые, Весна-красна, медведь, скоморохи и Зимушка-зима провели в детском саду «Журавушка» незабываемое гулянье, посвященное Масленице. |
Определили «Чудо сани» и «Ряженого-наряженного» | На фестивале "Московская Масленица" выступила Клава Кока. |
С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово
Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у. А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол.
Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак. Юбка — [чтобы] там не видать на коле — ткнута. Голова какая-нибудь привязана, накутана» [38]. К сожалению, информация страдает некоторой неясностью где сжигалась , неполнотой где находилась при перевозке и не подтверждена другими информантами. Данные факты вместе с вышесказанным свидетельствуют о том, что в новгородском регионе существовала устойчивая очаговая традиция масленичного ряжения в виде конной запряжки с санями и возницами возможно, иногда и просто всадник на лошади как элемента катаний на лошадях, имитирующая образ уходящей зимы и наступающего Великого поста ср. Эпизодически встречающиеся материалы по масленичным куклам отражают особый вариант этого масленичного атрибута на коне, небольшого размера, слабо оформленные фигуры разного пола, имеющие вспомогательное значение и хорошо вписывающийся в вышеназванную новгородскую традицию. Образ этой куклы разительно отличается от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции, где присутствует одетая в сарафан женская и большая по размерам фигура, которую возят на санях, которую затем разрывают, хоронят или сжигают как самостоятельный символ Масленицы [3, с. Устюженский вариант, судя по описанию, лучше согласуется с «центрально-поволжской» масленичной кукольной традицией и если он действительно существовал, мог быть занесен из смежных районов Тверской или Ярославской губ. Отметим, что сходный вывод о том, что сведения о масленичных ряженых в регионе «устойчиво связаны с катаниями», делают и авторы исследования псковского праздничного календаря [18, с.
Причем в д. Гоголево Холмского у. Как показывают материалы, образ ряженого человека в санях или верхом на лошади вариант: без саней охватывает не только Северо-Западный регион, но и более восточные территории Европейской России и Сибири. Правда, здесь наряду с ним широко представлено, а в ряде поволжских регионов доминирует, женское чучело на санях [3, с. В Новгородской и соседних северо-западных губерниях почти не встречается распространенный в ряде районов Европейской России и в Сибири обычай изготовления особого масленичного поезда с ряжеными, описываемого многими дореволюционными и советскими исследователями, в котором ощущается явное влияние западноевропейского карнавала [42, с. В этой связи трудно согласиться с позицией Л. Ивлевой, считающей более близким аналогом употреблявшейся в таком масленичном поезде лодки не привнесенный в Россию западно-европейский «carrus navalis», а древневосточный «корабль Исиды» [1, с. Если следовать логике исследователей-семиотиков, самой близкой для нас будет погребальная ладья Древней Руси, а не древневосточный аналог. Подобный карнавальный вариант масленичного поезда активно использовался с петровской эпохи как центральный элемент праздника-маскарада, организуемого для царского двора, когда использовавшиеся сани связывались вместе, имитируя корабль или на сани устанавливалось судно с помостом или мачтой с площадкой-марсом для ряженого [3, с.
Наиболее приближенным к классическому варианту и единственным случаем подобного рода в Новгородской губ. Лошадей запрягали гуськом в две, иногда три пары. На переднюю лошадь сажали мальчика, садились в закрытый балаган и разъезжали по деревне, при этом колотили в доску, заслонку, колокол и бубен» [16, с. Исчезновение без видимых причин такого поезда еще в 1880-х гг. Явно заимствованным из столичной карнавальной культуры элементом является зафиксированный в Старорусском у. Это для смеху» [8, Т. Еще один вариант с намеком на карнавальную форму — с использованием «полога» или палатки на санях — эпизодически встречался в западной и южной части губернии. В частности, он указывается на масленичном катании в одной из деревень Старорусского у. Сходный вариант зафиксирован в с.
Бель Валдайского у. Последний вариант масленичной карнавальной формы — с палаткой-балаганом на дровнях — встречался в Ярославской, Вятской, Московской губ. Как указывает В. Соколова, в употреблявшихся в различных частях России карнавальных масленичных представлениях наряду с заимствованными городскими традициями ряженья присутствуют и «традиционные народные персонажи и элементы»: образы старика и старухи, соломенная кукла, колесо на шесте, веники и др. По нашему мнению, колесо на верху шеста не является исконным народным элементом масленичного поезда, поскольку отражает морскую тематику — мачту с наблюдательной площадкой-марсом, под которую приспособили тележное колесо. Свидетельством этого является использование шеста с колесом только в масленичных поездах городского типа, в то время как оно отсутствует в традиционном сельском масленичном ряженье с использованием саней см. Кибитка-катафалк отсутствует в народной культуре, не было его и в петербургских карнавальных поездах. Даже в карнавальном корабле можно увидеть при желании не только западноевропейские истоки явления, но и местный элемент — корыто или даже ладью, в котором катались или ставили на сани см. Однако с точно такой же доказательной базой а точнее, ее отсутствием можно говорить о том, что корыто может представлять народную версию адаптации и включения в народную культуру новации — карнавального корабля петровского времени.
В тоже время можно согласиться с позицией В. Соколовой по вопросу в целом. Добавив к этой области ряженья территорию масленичных карнавальных форм, увидим, что полученный ареал охватывает большую часть территории России, за исключением ряда центрально-поволжских и южнорусских регионов, где доминирует кукла в санях. В почти полном соответствии с этими ареалами выступает и пол масленичных персонажей: в первом случае нередко преобладает мужской, в последнем — женский образ [3, с. Исходя из этого, можно утверждать, что образы развились из одного корня и характеризуют последний этап в масленичном ряженье. Опираясь на типологическое сходство, а также всеобщность — региональность указанных образов, можно говорить о том, что лошадь с санями и ряженым человеком как базовый вариант имеет несколько большую древность по сравнению с женским чучелом на санях, которое представляет по сути региональный вариант подобного ряженья. Важным аргументом в пользу древности образа лошади с человеком является широкое его бытование в русской календарной обрядности [3; 9]. Таким образом, в вопросе об исторической глубине этих двух масленичных образов наша позиция в значительной мере противоположна мнению В. Соколовой [3, с.
Ивлевой, которая воздерживается от ответа на вопрос «насколько обе формы символизации… равноправны исторически» [1, с. Подводя общий итог сказанному, можно констатировать наличие более слабой и менее разнообразной масленичной традиции ряженья по сравнению со святочным ряженьем в новгородском регионе. Некоторые персонажи масленичного ряженья были внешне сходными со святочными, однако отличались от последних «уличным» характером и определенной связью с молодоженами. Характерным персонажем масленичного ряженья в Новгородской губ. Эпизодически встречающиеся масленичные куклы представляют особый вариант этого масленичного атрибута на коне, слабо оформленные фигуры разного пола, небольшого размера , вписывающийся в новгородскую традицию и разительно отличающийся от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции на санях, женская кукла, крупного размера. Библиографический список Ивлева Л. Ряженье в русской традиционной культуре. Пропп В. Русские аграрные праздники Опыт историко-этнографического исследования.
Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов.
Молодые люди — парни и девушки — бывали друг у друга в гости, гуляли под гармонь и звон бубенцов по улице. На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472 году при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I.
Он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких. Среда — лакомка, пекли блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Хозяйки старались одна лучше другой, чтобы никто в обиде не остался. А по вечерам собирались все вместе — пели песни, разыгрывали сценки. Четверг — разгул, этот день сам за себя говорит. Как на Рождество, так и на Масленицу, на замершей Царице проходили кулачные бои бутырских и зацарицынских мясников.
Дети с удовольствием приняли предложение и двинулись в путь по станциям, соответствующим шести дням масленичной недели. У каждого участка был установлен ориентир с обозначением станции, глядя на карту-маршрут ребята точно шли по своему пути.
Дети соревновались в смелости и находчивости, силе и ловкости, приняли участие в играх- забавах, смеялись над шутками скоморохов, за пройденную станцию ребята получали «пазл».
Диана Мерлин Масленица: самые шокирующие обычаи Праздник Масленицы традиционно ассоциируется у нас с весельем: гуляньями, плясками, блинами. Между тем некоторые масленичные обычаи и традиции, как древние, так и современные, могут показаться шокирующими. Культ Ярилы Прежде всего, Масленица — праздник очень древний. Возник он ещё во времена язычества.
Считается, что изначально празднование Масленицы на Руси было связано с культом бога Солнца Ярилы. Недаром оно приходилось на конец зимы — начало весны, когда Ярила «сходил» на землю. Советский фольклорист В. Пропп «Русские аграрные праздники», 1995 считал, что в первую очередь масленичные обряды были связаны со стимуляцией плодородия, подготовкой к началу полевых работ. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела.
Жертвоприношения Сегодня в это сложно поверить, но, согласно этнографическим источникам, вплоть до XVII столетия на Руси существовала традиция человеческих жертвоприношений на Масленицу. Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки.
Вести Чувашия
Организовать Масленицу с ряжеными самостоятельно в городе или деревне не очень легко. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона. Масленичная неделя в 2023 году начинается 20 февраля и заканчивается 26 числа. Главная Новости администрации Масленица не за горами. Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00.