Новости аполлинария суслова

В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского.

Аполлинария Суслова и Достоевский

Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход». Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь.

Аполлинария Суслова и Достоевский

Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья... А впереди у Аполлинарии Сусловой был яркий брак с неординарным человеком. Было у нее удивительное чутье на гениев. Новая жертва В 1880 году за год до смерти Достоевского 40-летняя Аполлинария Суслова вышла замуж. За человека значительно моложе себя, значительно талантливее и образованнее… Это был Василий Розанов, которому исполнилось в то время 24 года. Его ослепляющая любовь к уже зрелой женщине во многом была обусловлена тем, что «ее любил сам Достоевский». Замечательное ее описание оставил потомкам Розанов.

Вся в черном, без воротничков и рукавчиков, со «следами былой» замечательной красоты — она была «русская легитимистка»... Взглядом «опытной кокетки» она поняла, что «ушибла» меня — говорила холодно, спокойно. И словом, вся — «Екатерина Медичи». На Катьку Медичи она в самом деле была похожа. Равнодушно бы она совершила преступление, убила бы — слишком равнодушно... Еще такой русской я не видел. Она была по стилю души совершенно русская, а если русская, то раскольница бы «поморского согласия» или еще лучше — «хлыстовская богородица»». Впрочем, Суслова была вполне земная и всегда умела «преподнести себя». Удивительная самоуверенность, королевские повадки, заставляющие окружающих вдруг почувствовать себя ничтожными подданными… И юный Розанов вдруг обернулся новой бабочкой, пришпиленной булавкой.

И так же бил крылышками, пытаясь освободиться. И так же, как его кумиру Достоевскому, ему это не удалось. Шесть лет брака оказались шестью годами унижений и слез для величайшего ума России. Может быть, именно брак и сделал его философом? Закончилось все плохо: Суслова бросила в итоге Василия Васильевича, укатив в закат с его приятелем. Он умолял жену вернуться, на что получил жестокое: «Тысяча мужей находятся в вашем положении и не воют — люди не собаки». Но и Розанов, отплакав и отстрадав, смог встретить другую женщину, Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову священника, учителя елецкой гимназии. Это была совершенно другая любовь: не страсть, но понимание и забота. Уязвленная Аполлинария Прокофьевна двадцать лет «из принципа» не давала развода Розанову, обрекая Варвару и совместных детей на унизительное положение в обществе.

Невозможно забыть А провидец Достоевский оказался прав: Суслова «нигде не нашла себе друга и счастья».

На фоне этих житейских трудностей связь с юной красоткой рисовалась в воображении праздником. Однако все оказалось не так романтично. Аполлинария писала в своих дневниках о том, что она отдалась Достоевскому «любя, не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Но о бескорыстии в ее отношениях с писателем не шло и речи.

Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи. Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней.

Бросать тяжелобольную супругу писатель не хотел. Его отказ вызвал у Аполлинарии гнев. Она сбежала в Париж и там нашла себе любовника-испанца, который вскоре бросил её. Связь Сусловой с Достоевским была похожа на сильно раскаченные качели, с которых в каждую секунду можно сорваться и разбиться насмерть.

Именно тогда в жизни Достоевского появилась новая женщина... Как произошло знакомство? По одним данным, Аполлинария Суслова подошла к писателю на студенческом вечере, по другим - она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом, свой рассказ. Вскоре в 5-ом номере журнала "Время" за 1861 год появилась повесть "Покуда". Автор подписался: "А. Автором являлась Аполлинария Суслова. Что же привлекло в ней Достоевского?

Была возлюбленной русского писателя Фёдора Достоевского и женой философа Василия Розанова. Окончила пансион благородных девиц в Санкт-Петербурге. Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф.

Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя

Суслова живёт в родительском доме, иногда путешествует и уже совсем ничего не пишет. А затем знакомится с гимназистом Василием Розановым. Несчастливый брак Василий Розанов — религиозный философ, крупнейший мыслитель Серебряного века. Но в 1870-х гг. Он гимназист, влюбившийся во взрослую женщину, — Суслова на 16 лет старше.

Бытует мнение, что в Сусловой Розанова привлекла, в первую очередь, её прежняя связь с Достоевским. Сам Розанов эту гипотезу не подтверждал. Портрет Василия Розанова работы Леона Бакста, 1901 г. Wikimedia Commons В конце 1880 г.

Довольно быстро выяснилось, что у молодожёнов разные ожидания от брака. Розанов обвинил жену в том, что она не захотела «сидеть около мужа, окружить его вниманием и покоем в многолетнем труде». И его можно понять. Он жаждал безусловной любви, поддержки, поклонения, а получил пренебрежение и сильные сомнения в гениальности.

Аполлинария Прокофьевна смотрела на него свысока, ревновала и закатывала скандалы — по крайней мере, так утверждал Розанов. Вряд ли можно определить виноватого в том, что их союз распался. Скорее всего, они просто «не сошлись характерами». В 1886 г.

Суслова в замужестве Розанова, но для удобства оставим девичью фамилию уезжает от мужа. Спустя некоторое время Розанов сходится с вдовой Варварой Дмитриевной Бутягиной и хочет во второй раз жениться. Но сначала нужно получить развод. В реалиях Российской империи это дело непростое.

Расторгнуть брак могли в нескольких основных случаях: если один из супругов изменил или оказался «неспособен к брачному сожительству», пропал без вести или был сослан в Сибирь. Розанов требовал, чтобы Аполлинария Прокофьевна созналась в прелюбодеянии. Неизвестно, правда, было оно в действительности или нет: до того, как возникла необходимость развода, философ ни о чём таком не упоминал. Суслова наотрез отказывается.

Брать вину на себя Розанов тоже не хочет. И дальше они много лет мешают друг другу жить. Розанов не может признать собственных детей, в отместку отказывает Сусловой в получении отдельного вида на жительство. Добиваясь расторжения брака, Розанов заручается поддержкой Анны Григорьевны Достоевской, но и её связи в Синоде не помогают.

В письмах друзьям Розанов супругу не щадил. Думается, Аполлинария Прокофьевна сгорела бы от стыда, если бы узнала, насколько деликатные подробности их личной жизни станут достоянием общественности. Процитируем самое безобидное: «Мы с ней «сошлись» тоже до брака. Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок».

Или: «Детей у нас никогда не было; и меня, как семьянина, всегда огорчало, что она выражала удовольствие по поводу этой бездетности, происходившей от её женской болезни».

Но для него это было лишь мимолетное развлечение. Повторяется ситуация первой большой любви Достоевского, когда Мария Дмитриевна в Кузнецке предпочла ему учителя Н. Снова претворяется в жизнь сюжет «Униженных и оскорбленных», и Достоевский, как и герой этого романа Иван Петрович, утешающий Наташу, уже становится другом и братом Сусловой и по-братски и по-дружески успокаивает и утешает ее, пытаясь уладить ее сердечные дела. Суслова наслаждается такой ситуацией и ведет любовную дуэль рассчитано и коварно.

Любовь ее постепенно превращается в ненависть. В сентябре и декабре 1864 г. Я его просто ненавижу. Он так много заставлял меня страдать, когда можно было обойтись без страдания. Теперь я чувствую и вижу ясно, что не могу любить, не могу находить счастье в наслаждении любви потому, что ласка мужчин будет напоминать мне оскорбления и страдания...

Когда я вспоминаю, что была я два года назад, я начинаю ненавидеть Д[остоевского], он первый убил во мне веру... Не повторяя уже сказанного, добавим, что любовь-ненависть могла питаться и несомненно питалась глубокими идейными расхождениями между верующим монархистом Достоевским, каким он вернулся после каторги и ссылки, и страстной нигилисткой Сусловой, неистово отрицавшей весь «старый мир» что не мешало ей любить Россию и ее простой народ , и даже готовой примкнуть к антиправительственному террору из дневника Сусловой видно, что революционеры-«шестидесятники» составляли значительный и близкий круг ее знакомых , хотя, как видно из письма Сусловой из Парижа Я. Полонскому от 19 июля 1863 г. Обратим внимание на то, что вышеприведенные дневниковые записи сентября и декабря 1864 г. Мало того, эти записи сделаны после 15 апреля 1864 г.

Он простил ей Сальвадора и готов был простить кого угодно. Однако на неоднократные предложения стать его женой Суслова отвечала отказом. Сусловой нравилось мучить Достоевского, ибо она знала, «какой он великодушный, благородный! Думается, в том, что любовь превратилась в ненависть, виновата прежде всего и главным образом Суслова. В натуре ее изначально сидел какой-то бес мучительства, и она это отлично сознавала, когда делала, например, такую запись в дневнике: «Мне кажется, я никогда никого не полюблю».

У Сусловой с самого начала было двойственное отношение к Достоевскому, и искренняя любовь к нему сочеталась в ней всегда с такой же искренней жестокостью и деспотизмом по отношению к нему. Герой «Игрока», безусловно, имеет в виду ее характер, когда говорит: «Все это она удивительно понимает, и мысль о том, что я вполне верно и отчетливо сознаю всю ее недоступность для меня, всю невозможность исполнения моих фантазий, — эта мысль, я уверен, доставляет ей чрезвычайное наслаждение, иначе могла ли она, осторожная и умная, быть со мной в таких короткостях и откровенностях». А может быть, эти дневниковые записи Сусловой в сентябре и декабре 1864 г. Во всяком случае из письма, написанного Достоевским 19 апреля 1865 г. Аполлинария — больная эгоистка.

Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Я многое бы мог написать про Рим, про наше житье с ней в Турине, в Неаполе, да зачем, к чему? Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви.

Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья. Может быть, письмо мое к ней, на которое она жалуется, написано раздражительно. Но оно не грубо.

Для того, чтобы забыть на время о горечи, они вместе едут в Германию. В Баден-Бадене Фёдор Михайлович проигрывает огромную сумму в казино. Полина, находясь ещё в мечтах об испанце, мучает писателя своим двойственным поведением.

Это путешествие не принесло положительных результатов: доехав вместе до Парижа, они расстаются. Суслова остаётся во Франции, а Достоевский возвращается в Россию. Несколько лет, воспоминания о которых отразятся в её дневнике, Аполлинария Прокофьевна проведёт в Европе.

Большое количество поклонников, сменяющиеся города, события — всё ей становится всё в тягость, вокруг она видит пустоту: «… Мне опять приходит мысль отомстить. Какая суетность! Я теперь одна и смотрю на мир как-то со стороны, и чем больше я в него вглядываюсь, тем мне становится тошнее.

Что они делают! Из-за чего хлопочут! О чем пишут!

Вот тут у меня книжечка: шесть изданий и вышло в шесть месяцев…. Lobulo восхищается тем, что в Америке булочник может получить несколько десятков тысяч в год, что там девушку можно выдать без приданого, что шестнадцатилетний сам в состоянии себя прокормить. Вот их надежды, вот их идеал.

Я бы их всех растерзала…». Мария Дмитриевна умирает весной 1864 года. Тогда писатель с чистой совестью делает предложение своей возлюбленной, но она, конечно, отказывается.

Обида была сильнее желания стать счастливой. В дальнейшем они расстанутся окончательно, последнее письмо придёт от нее в 1867 году, когда Федор Михайлович был уже женат на молодой стенографистке Анне Сниткиной.

Ему 40 лет, он известен, талантлив, несчастен… Дома — не- любимая уже жена Мария Дмитриевна, тяжело болеющая, бледная, вечно грустная. Семейное счастье оказалось не таким, как представлял его идеалист Достоевский. И вот ему приходится избегать тяжелых разговоров, которые не о судьбах родины, не о философии, а все о прозаическом: о неоплаченных счетах, о таблетках и симптомах болезни, о неизбежной смерти… Достоевскому страшно. Он чувствует себя так, как однажды в детстве, когда катался по крепкому, казалось бы, льду. А тот возьми да и начни расходиться прямо под ногами!

А там — черная, ледяная вода. Чуть не утянула… Так и сейчас: умирает Мария Дмитриевна, а в ледяную полынью с собой, кажется, утягивает и Федора Михайловича. А тут — девушка-красавица. Рыжие, стриженные по моде волосы, высока, стройна, модно и дорого одета. Подошла, не отводя взгляда, смотрит прямо в лицо. О любви! И засмеялась.

Зубы белые, острые, как у зверька. Он растерялся, письмо взял, сунул в карман. Девушка повернулась на каблучках, ушла, шурша юбкой. Такие сейчас попадаются — штучные экземпляры, вовсе не похожи ни на тихую, ласковую покойницу-маменьку, ни на вечно болеющую Марию Дмитриевну. Взволнованный Достоевский письмо прочитал. В нем Аполлинария Суслова так звали рыжую девушку признавалась ему в любви. Она предложила ему — ни много ни мало — себя всю.

А он и не отказался. Наоборот — в их паре Аполлинария неожиданно оказалась куда более опытной и ловкой. В отличие от романтичного и зажатого Достоевского была она раскрепощенной нигилисткой, считала себя свободной от семейных, моральных, общественных, да и вообще любых уз. Достоевский влюбился. И очень быстро Аполлинария стала вить из него веревки. В октябре 1861 года в журнале братьев Достоевских «Время» было опубликовано первое прозаическое произведение Сусловой — повесть «Покуда». Позже написала она рассказы «До свадьбы.

Из дневника одной девушки», «Своей дорогой» — все опубликованы в журналах Достоевских. Проза была слабоватой, зато очень модной и современной: о возрождении от «духовного крепостничества» женщины. Достоевский к литературным потугам подруги относился снисходительно: ему так не хотелось, чтобы «Поленька сердилась».

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют. Всего страниц: 151. Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского. Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде. жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись.

Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя

Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной. Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского. Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом.

Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей

  • Кто такая Аполиннария Суслова?
  • Достоевский: семья и ранние годы
  • Apolinariya Suslova
  • «Инфернальница» Аполлинария Суслова
  • Обратите внимание:
  • Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова

Суслова, Аполлинария Прокофьевна

Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход».

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

Аполлинария Суслова — одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 1860-х. 23 ноября - 43361451668. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной. В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова.

Правила комментирования

  • Самое интересное в виде мозаики
  • «БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3 |
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна
  • Новость: Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей |
  • Аполлинария Суслова
  • Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»

Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»

Затем девушка начала посещать лекции в Санкт-Петербургском университете как вольнослушатель — поступить в учебное заведение она не могла, поскольку была женщиной. Зато благодаря знакомствам со студентами она присутствовала на литературных вечерах, митингах, балах. Неизвестно, где именно Аполлинария встретила Федора Достоевского. Но это произошло в 1861 году Федор Михайлович тогда еще не написал ни одного из романов «Пятикнижия», но успел повторно дебютировать с повестью «Записки из Мёртвого дома», передающей опыт каторги. Издавал вместе с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время». Был женат первым браком на Марье Дмитриевне Исаевой, с которой познакомился в ссылке.

Причем к моменту встречи с Сусловой, Достоевскому уже было известно, что его супруга погибает от туберкулеза. Словом, 21-летняя эмансипе встретила 40-летнего автора — не слишком известного, но уже знакомого публике. Мария Дмитриевна, первая жена Достоевского. Фото: Public domain Впоследствии дочь Достоевского от второго брака, Любовь Федоровна, уделила Аполлинарии довольно много места в своей книге воспоминаний об отце. Она писала в том числе и о том, что Аполлинария якобы сама отправила ее отцу первое любовное письмо.

Впрочем, никаких подтверждений этому факту найти не удалось: подобной бумаги в архиве писателя нет. Слова дочери Достоевского приводит исследовательница Людмила Сараскина: «Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным.

Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» Аполлинария Суслова. Фото: Александр Эйхенвальд Роман, судя по всему, развивался быстро, и сама Аполлинария писала в дневниках, что любила Достоевского, «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Впрочем, влюбленность явно помогла Аполлинарии: вскоре она опубликовала свою первую повесть «Покуда» — как раз в журнале «Время», который издавали братья Достоевские. Но потом выяснилось, что Федор Михайлович — сам «сладострастник», притом ревнивый и истеричный.

Они нередко ругались в пух и прах, а потом мирились — страстно, с таким же надрывом и чувством. Все это продолжалось из раза в раз: Достоевский извинялся, стоя перед Полиной на коленях. Достоевский в порыве писал Надежде Сусловой крайне неприятные вещи о ее сестре: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Крупная ссора помешала совместному долгому путешествию в Париж в 1863 году Аполлинария поехала туда в одиночестве и три месяца была сама по себе. За это время девушка успела найти новый любовный интерес — французского учителя пения.

Послания «брата Александра» из Сибири, где он работал врачом на золотых приисках, пылали страстью и в конце концов зажгли сердце соломенной вдовы. Она сдалась на милость победителя, тем более что тот разбогател на самородках и начал вкладывать деньги в новое дело: купил неподалёку от Алушты виноградники, обустроил винодельню, возвёл особняк в Профессорском уголке. В 1885 году гражданская жена стала официальной супругой. Навсегда удалившись из столиц, Александр Ефимович и Надежда Прокофьевна дружно зажили в имении «Кастель приморский». Профессор успешно занимался виноделием, «докторша» вела домашнее хозяйство. Не отказывала в медицинской помощи окрестным жителям, не чуждалась и творческой деятельности: написала автобиографическую повесть «Мечты и действительность». Казалось бы, ничто уже не могло нарушить покой любящих сердец… Ветреная Аполлинария И тут на рубеже веков в их бытие вихрем влетела Поленька. За плечами постаревшей, но по-прежнему взбалмошной нигилистки развевался шлейф хронических невезений: провал в организации сельской школы, попытка зарабатывать литературными переводами, неудачное замужество… Промаявшись пару лет в «Кастеле приморском», сокрушительница устоев перебралась в более оживлённое место — Севастополь.

И совершила там последний политический кульбит: возглавила отделение «Союза русского народа», известного приверженностью самодержавию. Полуостров захлестнула Гражданская война. В кровавом тумане никто не заметил, как скончалась одинокая, всеми забытая Аполлинария. А Надежда умерла от разрыва сердца, не выдержав очередной «реквизиции», более похожей на грабёж. Памятник Надежде Сусловой — «почтенному первенцу нового женского русского мира» — украшает один из скверов Алушты Александр Ефимович протянул ещё восемь тяжких лет. Окончательно ослепший, нащупывая дорогу палкой, он, пока хватало сил, часто приходил на могилу любимой «дитятки». Дом в нынешнем Лазурном, где Голубев и Суслова обрели «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», находится в удручающем состоянии. Радует глаз только глициния, когда-то посаженная хозяевами.

Поначалу Достоевский не обращал внимания на молодую слушательницу. Но ее настойчивость и привлекательность сделали своё дело. На иждивении у писателя были жена, больная чахоткой, и её сыновья. Усложняла ситуацию куча долгов. На фоне этих житейских трудностей связь с юной красоткой рисовалась в воображении праздником. Однако все оказалось не так романтично. Аполлинария писала в своих дневниках о том, что она отдалась Достоевскому «любя, не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Но о бескорыстии в ее отношениях с писателем не шло и речи. Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи. Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней.

На тот момент, когда Федор Михайлович в 1861 году опубликовал в своем журнале рассказ девушки под названием «Покуда», они явно уже успели познакомиться лично. Работа Сусловой была очень слабой. Определенно, Федор Михайлович имел виды на Полину, а потому необъективно оценил ее творчество. О том, что общение Достоевского и Сусловой перетекло в роман, позволяют судить письма девушки писателю. В них она говорила : «Ты просишь не писать, что я краснею за свою любовь к тебе. Никогда не писала и не думала писать... Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения». Она также упрекала гения: «Они, отношения, для тебя были приличны. Ты вел себя как человек серьезный, занятой, который не забывает и наслаждаться». И даже если поначалу Суслова разделяла идеи свободной любви, то, вступив в подобного рода связь, она почувствовала себя униженной. Полине были несвойственны дамские хитрости, а потому она положила на алтарь романтических чувств свою репутацию. Однако он не хотел бросать больную чахоткой жену. Позднее Полина говорила, что разлюбила писателя как раз по той причине, что он не смог принести их любви жертву, по величине сопоставимую с той, что принесла она. Несмотря на душевные терзания Сусловой, точка в ее романе с Достоевским еще не стояла. Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж. И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой. Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку. Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь.

"Иваново с Перцем". Часть II. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова"

Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал. При этом, по воспоминаниям того же Розанова и его знакомых, позволяла себе делать недвусмысленные авансы молодым приятелем своего мужа. По слухам даже, с одним из них Гольдовским она то ли уехала, бросив в очередной раз мужа, то ли , когда ее чувства были отвергнуты, написала на него донос в полицию. В 1886 году она окончательно покинула Розанова, заявив, что устала от его измен, лжи и разочарована в его «половом мистицизме», прикрывавшем по мнению жены всего лишь сладострастие. Василий Розанов в молодости Василий Розанов в молодости Розанов тоже не остался в долгу тем более, что развода и спокойной жизни с другой женщиной, которую он встретил, она ему не давала очень долго и писал ей письма полные отчаяния и злобы: «... Вы меня позорили ругательством и унижениями, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная, оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом... А в письмах к друзьям называл ее Суслихой и писал: «Меня они никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна.

К славе - тайно завистлива. Ума среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль... Если бы Аполлинария Розанова действительно захотела в тот момент оглянуться на свою прошлую жизнь что представляется очень маловероятным , что бы она увидела? Не говоря уже о том, чтобы что-то "понять" и почувствовать себя виноватой, что было ей вообще не очень свойственно. Бывший любовник ее Федор Михайлович Достоевский именно что и раздражал ее своей привычкой вечно сомневаться, сознаваться, каяться в том, что совершил в приступе страсти; она считала это чем-то вроде слабости, а иногда притворства. В начале 60-ых годов, насквозь пропитанных духом нигилизма, Аполлинария, дочь мануфактурщика Прокофия Суслова, сказочно разбогатевшего бывшего крепостного графа Шереметьева, посещала лекции в университете и была увлечена идеями женской независимости, женского труда и свободной любви. У нее были стриженые волосы, костюм покроем напоминавший мужской, как вспоминала в своих мемуарах одна дама, а по манерам вести разговор она даже отчасти напоминала «Чацкого в юбке». Достоевского она и отталкивала, и притягивала своим нигилизмом, отрицанием всего отжившего и фальши, бессознательным идеализмом, который он видел за отрицанием. Сусловой очень хотелось стать вровень с новыми идеями и политическими движениями века, получить образование, стать писательницей, заняться просвещением детей, раскрепоститься в любви.

Беда в том, что жизнь ее показала, что отрицать намного проще, чем созидать. Первым большим разочарованием была связь с Достоевским, в которой она в 22 года сделала первый шаг, отбросив прежние предрассудки.

А к цели она, как правило, шла напролом.

Писатель Федор Достоевский Фото: peoples. Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником.

Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время».

И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником.

Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника. Писателю пришлось долго отговаривать ее и успокаивать, а потом он увез ее с собой в Германию, рассчитывая на примирение. Вместо этого они окончательно разругались и расстались.

Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее.

С 1861 г. Во «Времени» публиковались М. Салтыков-Щедрин , А. Островский , Н. Некрасов , сам Достоевский напечатал там «Униженных и оскорблённых» и «Записки из Мёртвого дома». В десятом номере «Времени», вышедшем 1 ноября 1861 г. С-ва», — под этим незамысловатым псевдонимом скрывалась Аполлинария Суслова.

Повесть, по мнению литературоведов, слабая. Почему же Достоевский а художественный отдел возглавлял именно Фёдор Михайлович решает её опубликовать? Здесь мнения расходятся. Возможно, это был поклон в сторону «женского вопроса»: смотрите, мол, и женщины повести писать умеют. Какого качества эти повести — дело десятое. Но есть и другая версия: Достоевский просто публикует произведение своей любовницы. Впоследствии он напечатает ещё два сочинения Сусловой. Фёдор Достоевский, 1863 г. Wikimedia Commons Неизвестно, сближение Достоевского и Сусловой произошло до первой публикации или после.

В 1861 г. Он несчастливо женат, она — эмансипированная «вечная студентка» с короткой стрижкой. Какой была их первая встреча — никто не знает. Дочь Достоевского Любовь Фёдоровна в мемуарах рассказывала, что Суслова в письме призналась отцу в любви, а он не смог устоять. Правда, такое письмо в архиве Достоевского найдено не было, и других свидетельств об этом документе нет. Так или иначе, не позднее 1862 г. Эти отношения болезненны для Аполлинарии. Её, свободолюбивую и передовую, всё же тяготила связь с женатым мужчиной. Достоевский хоть уже и не жил с женой, но разводиться не планировал.

Мария Дмитриевна тяжело болела, и было очевидно, что естественная развязка близка. Аполлинария Суслова с обрезанными волосами. Wikimedia Commons Сохранился черновик письма Сусловой Достоевскому, в котором она признаётся: «За любовь свою никогда не краснела: она была красива, даже грандиозна. Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения. Но в этом не должно быть для тебя нового, ибо я этого никогда не скрывала и сколько раз хотела прервать их до моего отъезда за границу». В Европе В начале 1863 г. Полина так Суслову называли близкие решает не дожидаться его и весной едет в Париж одна — возможно, в очередной раз желая разорвать мучительную связь. Во Франции Суслова несколько месяцев проводит в одиночестве, а затем влюбляется в испанца Сальвадора, студента-медика. Когда Достоевский наконец приезжает в конце августа, Аполлинария признаётся, что он опоздал, и сердце её принадлежит другому.

Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась [совершить самоубийство] — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу». После этого Суслова помирилась с Достоевским, и они поехали в совместное путешествие в Германию. Писатель увлекся азартными играми и тратил на них много денег. Это очень тревожило Аполлинарию, которой приходилось закладывать свои вещи ради средств для жизни. Когда первая жена Достоевского скончалась от туберкулеза в 1864 году, писатель сделал Сусловой предложение — и получил отказ. Уже после расставания он писал о Полине: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее». Следующей супругой Достоевского стала влюбленная в него стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. А Суслова вышла замуж в 40 лет за 24-летнего Василия Розанова , ставшего известным в качестве религиозного философа и литературного критика.

Суслова в произведениях Достоевского Литературные критики обнаружили черты Сусловой в ряде персонажей Достоевского. Самой очевидной героиней стала Полина в романе «Игрок», где описывается ее любовное увлечение французом, ссоры, нервный характер отношений и увлечение главного героя рулеткой. Произведение было написано в 1863 году, когда Достоевский был в долгах из-за азартных игр и заключил контракт с издательством на скорейший выпуск нового романа. Тогда же писатель впервые воспользовался услугами стенографистки, которая впоследствии стала его женой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий