Лекторий «Прямая речь» представляет: Александр Архангельский. Писатель и журналист Александр Архангельский рассказал Ольге Ермаковой о своем понимании текста и рукописи, о том, почему вопрос об авторстве «Тихого Дона» остается. Александр Архангельский. Последние новости про Александр Архангельский за сегодня на сайте
Александр Архангельский (II)
Интервью писателя Александра Архангельского Медиамакс. Александр Архангельский отметил, что слова, обозначающие периоды, как правило, связаны с литературой и кино. Резюмируя содержание лекции, Александр Архангельский сделал три главных вывода о культурных процессах эпохи застоя. Александр Архангельский, один из самых талантливых критиков своего поколения, написал о том, что случилось на земле в год его рождения – 1962-й. Александр Архангельский рассказал про время и контекст написания картины "Явление Христа народу", про символизм пейзажа, расположения и величины персонажей, особенности их.
РБК: Писатель и телеведущий Александр Архангельский ушел из Высшей школы экономики
Уже сегодня, 13 мая, в 16:00 в Доме культуры «Ясная Поляна» пройдет лекция «Как рождаются, живут и умирают традиции». Автор поднимет вопросы добра и зла в них, что это такое и в какой мере мы от их зависим.
Потому что маленькие дети остаются маленькими детьми. Дети с болезнями, вошедшие в этот мир, остаются детьми с болезнями.
Помогать всем, независимо от ситуации, в которой они оказались. Помогать беженцам из Украины, оказавшимся на территории России. Тем, кто хочет остаться на территории России, помогать обустроиться здесь. Тем, кто хочет уехать за границу — помочь уехать.
Человек должен иметь право выбора. Мы должны обеспечить ему это право выбора. Фильм «Голод» и четыре катастрофы в истории России — У вас вышел фильм «Голод». Расскажите, пожалуйста, о нем.
Голод 1921—1923 годов, который все называют голодом в Поволжье, на самом деле был гораздо шире — от Украины до Дагестана, от Поволжья до Южного Урала, и Кубань, казачьи края. Но ядро, конечно, Поволжье и Урал. Второй голод — это голод 1930—1931 годов, казахский. Заметьте, я не сказал, что все эти люди погибли.
Часть умерла, а часть ушла в Китай, часть переселилась на другие земли. Голодающие дети в Бузулуке Самарская губерния , 1921-1922 гг. Фото: Herbert Hoover Presidential Library and Museum Третий голод — это 1932—1933 годы, о котором благодаря украинской диаспоре знает весь мир. И четвертый голод — 1946—1947 год, послевоенный, о котором мы вообще забыли.
И не понимаем, почему так оскорбительно выглядели кадры «Кубанских казаков», снимавшихся в 1948-м, на следующий год после завершения страшного голода. Отдельный важнейший сюжет — Блокада. Голод в ХIХ веке — это когда крестьянин продавал средства производства — лошадь, корову, плуг или соху. И уходил.
Иногда бывали смерти голодные. Но это редко. А голод 1920-х годов, о котором наш фильм, захватил миллионы людей. Погибло 5,5 миллионов человек, 11 миллионов спасли западные благотворительные организации.
И этот голод впервые в истории был документирован видео- и фотодокументами. История, которую мы рассказываем — о том, как мир переступил через границы идеологии ради человека. Да, у всех были свои интересы. Ленин прекрасно понимал, что если он не пустит западных благотворителей — конец его режиму.
Западные благотворители понимали, что можно попытаться показать пример филантропии, и может быть, советские люди увидят, насколько она эффективна. Фритьоф Нансен как практический романтик хотел просто помочь людям норвежский полярный исследователь, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Левые организации, такие, как рабочие Германии, надеялись помочь большевизму. Папа Римский помогал атеистическому государству.
Но все в той или иной мере переступили через свои идеологические ограничения. Не важно, по каким причинам. Важно, что в центре оказался конкретный человек. Не человек с партбилетом, не человек, антисоветски настроенный, а человек как таковой.
Прежде всего дети. Это тоже был переворот, потому что крестьянская парадигма оказания помощи — «спасаем кормильца и жертвуем детьми». Западная, американская помощь — это помощь детям: «спасаем молодых, имеющих шанс прожить наибольшее количество лет». Конфликт был примирен.
Американцы поступились — начали подкармливать взрослых. И крестьяне поняли, что по-другому не выйдет, придется слабых спасать. И это сдвиг, столкновение деревенской и городской культур. Это история про то, как все поступились принципами — а я сторонник того, чтобы мы поступались принципами, когда дело касается отдельно взятого человека.
Почти год собирали средства. И с самого начала приняли решение, что съемки не финансируют ни государство, ни западные фонды. Почти 2 тысячи человек пожертвовали нам на этот фильм. Мы собрали 5,5 миллионов рублей.
Это не колоссальные, но приличные деньги для съемок документального кино. Можно себе позволить долго работать. Фильм вышел только что. Пока его в интернете нет, но мы с одной из YouTube-платформ договорились, что до конца 2022 года в России его увидят.
За границей английская версия будет управляться не нами, мы отдали права на управление. Что говорят люди? О чем спрашивают? Как принимают фильм?
Бывает, что люди в ступоре. Хотя мы снимали фильм, стараясь оставлять пространство надежды, воздуха. Мы все время подчеркиваем: да, погибло 5,5 миллионов человек, это ужасно, мы рассказываем, как это случилось. Но 10,5—11 миллионов были спасены.
Там разные данные, но я называю порядок цифр. И давайте помнить о том, что люди были спасены. Да, это ужасный опыт, но это опыт солидарности поверх границ. Иногда люди впадают в ступор, потому что мы же не можем не показывать эти страшные кадры.
Мы не акцентируем на них внимание, не выжимаем слезу, но показываем. И людоедов показываем, и останки показываем, и трупы заброшенные у могил, в гору сложенные, как в кадрах немецких военных хроник. Самые страшные кадры мы старались не включать, и самые страшные документы пересказывать, а не цитировать. А иногда люди все-таки говорят, что да, страшно, но надежда остается.
Мы показывали «Голод» в одной из школ. Учителя разговаривали с учениками, раскрывая эту тему до того, как мы посмотрим фильм. И у детей были очень здоровые и яркие реакции, и вопросы были замечательные. И разговор был очень душевный.
Мы можем показывать фильм «Голод» в музеях прежде всего, в силу особенностей нашего законодательства. И музей должен быть готов. Но пока позволяют, мы будем показывать и разговаривать. Хотя что там можно запретить, я не очень понимаю.
Эксперименты в российском образовании — У вас сейчас выходит подкаст на «Арзамасе» про историю образования в России. Я понимаю, что вы изучили огромный этап очень детально. Можем ли мы поговорить о том, что было сделано хорошо и правильно в российском образовании? Когда при Петре I люди инициативные боролись за образовательную сферу как сферу статуса доходов.
Это были авантюристы и прожектеры, об этом Игорь Федюкин написал замечательную книжку историк Игорь Федюкин написал книгу «Прожектеры. Яркие эксперименты — постсоветские. С одной стороны — монументальная, железобетонная, неподвижная, мертвая школа. С чудовищными учебниками, особенно по гуманитарным дисциплинам.
С другой стороны — вокруг советского, монолитного школьного образования выстроена вариативная сеть Дворцов пионеров, которые есть в большинстве городов. В школу дети шли по месту прописки, друзей там они не выбирали, их навязывал район. А во Дворце пионеров они встречали тех, кто выбрал их путь, их интерес, с которыми можно общаться неформально. И программа не железобетонная, а вариативная, вольная.
Я сам выпускник Московского городского дворца пионеров. И мы читали, слушали, обсуждали, ругались. Пластинку Тухманова «На волнах моей памяти» с прекрасными стихами, взятыми за основу для современных песен. Поздняя советская власть была довольно странная.
Она, с одной стороны, начала афганскую войну. А с другой — верила в какие-то слова и вдруг открывала форточку, если находились нужные. Было найдено слово «педагог-новатор». И в этой железобетонной, тотально контролируемой, простреливаемой насквозь системе вдруг появились люди, которым власть позволяла ставить педагогические эксперименты.
Все знают имя Сухомлинского Василий Сухомлинский 1918—1970 — знаменитый советский педагог-гуманист, новатор в образовании. Помимо этого — [Игорь] Иванов, Шалва Амонашвили. Я сейчас не буду перечислять имена этих учителей. Они приобретают всесоюзную известность.
И вдруг оказывается, что педагогика и сотрудничество, педагогика гуманизации, педагогика вариативности, педагогика свободы в замкнутом советском пространстве сформировалась. Учителя-новаторы принимают Манифест педагогики и сотрудничества. И она вдруг оказывается ключом к будущему успеху. Но ведь она сформировалась в самые застойные, безнадежные, бесперспективные годы.
Пока гуманитарная интеллигенция сидела по кухням и обсуждала, как все плохо, педагоги, поскольку они так устроены — могут реализоваться только в школе — собирали другую платформу. И эта платформа была предъявлена. На излете завершающегося периода истории формировалось будущее. И это, конечно, колоссальное достижение.
Создали новый университет. Если бы не было подготовки внутренней, за такие короткие сроки ничего бы не возникло. Никакие деньги — а их все равно не было — не помогли бы. И дальше началось бюрократическое опутывание.
Хотя были яркие взлеты. Например, депутат-коммунист Филиппов вдруг стал очень хорошим министром образования. Он поднялся над идеологией, практикой своей партии. Сейчас он ректор РУДН.
Но мне кажется, что его масштаб шире, чем ректорский. Но теперь про плохое. Советская, русская, постсоветская система образования подчинялись закону маятника. Реформы — контрреформы — реформы — контрреформы.
При этом маятник шел широко, сносил все фигуры, которые стояли на доске перед ним. А развитие предполагает не снос консервативного либеральным, не снос либерального консервативным, а развитие. Как река. Знаете, бывают ленивые реки — они петляют.
Огибают препятствия и движутся, а вода-то идет. Идея не рушится. А у нас реформы — контрреформы, прогресс — регресс. Сейчас — очевидный процесс регресса.
А ведь мир никогда не стоит на месте. Рано или поздно придут прогрессисты к власти. Парадокс заключается в том, что пришел бы я, не дай Бог, в педагогическое образование после того периода, который мы переживаем сейчас, снес бы… Невозможно, это не реформируемо — то, что происходит. Как быть?
Здесь и сейчас в неблагополучных, неприятных условиях формировать будущее с тем, чтобы прийти с готовым, наработанным материалом. Как пришли педагоги сотрудничества в 1986 году. А из программных решений новой педагогической власти я не знаю, что оставлять. Что можно оставить?
На той встрече также речь пошла и работе предприятия как социально ответственного бизнеса. На протяжении последних десяти лет «Севералмаз» участвовал в финансировании работ по реконструкции Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова, строительстве Михаило-Архангельского кафедрального собора, восстановлении региональных музеев и различных благотворительных программах, создании городских объектов благоустройства. Также отметим, что «Севералмаз» уже более 30 лет честью несёт звания флагмана алмазодобывающей отрасли Поморья. Предприятие, которое первым приступило к промышленной добыче алмазов на территории Архангельской области, работает уверенно и стабильно: производственные планы выполняются, налоговые отчисления своевременно направляются в бюджеты всех уровней.
Рос без отца, его мать, Людмила Тихоновна Архангельская, работала машинисткой на радио [2] [3]. Окончил факультет русского языка и литературы 1984 и аспирантуру МГПИ. Кандидат филологических наук 1988, диссертация «Лирические жанры в поэзии А. Пушкина 1830-х гг. Работал в Московском Дворце пионеров 1980—1984 , детской редакции Гостелерадио СССР 1985 , журналах: « Дружба народов » 1986—1988, 1989—1992 , « Вопросы философии » 1988—1989 ; стажировался в Бременском университете 1991 , в Свободном университете Берлина. С 1992 по 1993 год — автор и ведущий программы «Против течения» на телеканале « РТР ». Впоследствии, с июня 2008 по июнь 2012 года данная передача выходила на сайте « РИА Новости ». С 1993 по 1994 год — автор программы «Писатели у микрофона» на радио « Свобода ». В 1992—1998 годы читал курсы лекций в Женевском университете. В 1998—2001 годах читал лекции в Московской государственной консерватории им. Заместитель главного редактора газеты « Известия » Александр Архангельский крайний слева на встрече редакции с президентом РФ Владимиром Путиным в центре. В 2004—2006 годах — колумнист журнала « Профиль ». Печатал газетные статьи под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова.
Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23
А в утопии не жил ни разу. Об этом 15 апреля слушаем лекцию писателя и литературоведа Александра Архангельского «Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней». Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им!
Почти все делают за них машины…» Таким, в частности, привиделось героине романа Чернышевского «Что делать?
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
А 22 марта 2016 года суд приговорил Савченко к 22 годам лишения свободы. Позже ее обменяли на российских граждан. Кроме того, Архангельский выступил в защиту Олега Сенцова, разместив у себя на странице петицию ПЕН-центра, которую он подписал.
В ней подписанты выступили с требованием «отправить Сенцова на его родину -Украину». Напомним, что в августе 2015 года Сенцов был приговорён к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в организации диверсионной группы «Правого сектора» и проведении террористических актов на территории Крыма. В 2019 году его обменяли на российских граждан, удерживаемых Украиной. По его мнению только «обыватель поддерживает присоединение Крыма и не видит в нем признаков аннексии». Более того, по словам журналиста не понятно «какими последствиями мы за эту аннексию расплатимся». Участвовал в информационной кампании по «обелению» образа «историка» Дмитриева, осуждённого за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней дочери В 2017 году, когда проходило уголовное разбирательство в отношении Дмитриева, журналист записал видео обращение в его поддержку.
При этом, Архангельский отметил, что сам с «историком не знаком», однако вступился за него.
Обозреватель с 1998 , заместитель главного редактора 2001-2004 , колумнист с 2004 газеты "Известия". Член Союза российских писателей сентябрь 1991. Член жюри Букеровской премии за 1995. Член Академии Российского телевидения с 2007 года.
«Я не всегда помнил, в каком классе учатся мои дети». Александр Архангельский
Александр Архангельский, писатель, публицист, литератор и философ – гость нового выпуска шоу GlumOFF. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Александр Архангельский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Почему родителям не надо переживать из-за школы, «Правмиру» рассказал Александр Архангельский, отец четверых детей, писатель и профессор НИУ ВШЭ. Александр Архангельский. Поделиться ссылкой на страницу Френдли-автора можно с помощью QR-кода. Александр Цыбульский поздравил жителей Архангельской области с Днем российского парламентаризма.
#александр архангельский
Александр Архангельский сотрудничал с Высшей школой экономики с 2006 году. Пост ординарного профессора он занимал с 2009 года. Губернатор Александр Цыбульский и вице-президент «Ростелекома» Александр Логинов обсудили процессы цифровизации Архангельской области. свежие новости дня в Москве, России и мире. Новый выпуск подкаста «Смотри в оба» с журналистом Ириной Петровской. Гость, Александр Архангельский, — профессор, литератор, просветитель, телеведущий и пис.
Об учебе детей
- «Я предпочел бы, чтобы 2022 года не было». Александр Архангельский | Правмир
- Архангельский Александр — последние новости: выступления и статьи на сегодня |
- РБК: Писатель и телеведущий Александр Архангельский ушел из Высшей школы экономики
- Александр Архангельский - Российская газета
Александр Архангельский - биография, новости, личная жизнь
Сегодня в рамках визита архангельской делегации в Минск прошла рабочая встреча Александра Лукашенко и Александра Цыбульского. Политики, журналисты и все, кто следит за общественно-политической жизнью страны, могут найти на сайте горячие новости и статистические данные по интересующим их вопросам. Смотрите видео онлайн «Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23» на канале «Зимние тайны» в хорошем качестве и бесплатно. Архангельский Александр слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке.
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду»
читайте на сайте Сноб. Архангельский Александр Николаевич (II). Родился 27 апреля 1962 года в Москве. Александр Архангельский «Музей революции» Александр Архангельский – прозаик, телеведущий, публицист. Архангельский Александр слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Смотрите видео онлайн «Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23» на канале «Зимние тайны» в хорошем качестве и бесплатно.
Биография — Александр Архангельский
- Александр Архангельский представляет третий выпуск журнала «Горби» / 10.11.23
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"
- Что делал в Архангельске Алексей Кудрин - 27 апреля 2024 - 29.ру
- Александр Архангельский: «Без литературы мир был бы еще более жестоким» | Вести образования
В Туле с лекцией о традициях выступит публицист и писатель Александр Архангельский
Трудно себе представить, что из Советского Союза в 1946 году была возможна эмиграция, но при определенных обстоятельствах — да. Из Польши он эмигрировал во Францию, из Франции поехал воевать в Израиль, потом разорвал отношения с Израилем и в Англии стал русским крестьяноведом. Невероятные приключения! При этом он атеист и левый либерал. Вторым героем этой трилогии стал французский славист, переводчик Солженицына, Андрея Белого и много кого еще Жорж Нива. Для него связь с Россией тоже драматична.
А в это время будущий великий лингвист Зализняк учился в Сорбонне. Такой был пример того, как открываются ворота в обе стороны, на Восток и на Запад. А потом его в традициях советской власти в разгар романтических отношений выслали за несколько недель до свадьбы. Его невесту посадили в тюрьму вместе с Ольгой Ивинской. Дальше война в Алжире, помощь диссидентам, с одной стороны, судьба французского слависта — с другой.
Третьей героиней стала китайская переводчица Инна Ли, или, как ее называют в Китае, Ли Иньнань, дочь сооснователя китайской компартии Ли Лисаня и русской дворянки Елизаветы Кишкиной. Такое совершенно неожиданное сочетание — и, соответственно, путь тоже неожиданный: с одной стороны, Советский Союз 40-х годов, с другой — жизнь китайской золотой молодежи. Инну ждали гибель отца, тюрьма, воспитание в деревне, невозможность говорить по-русски и другие испытания… Если Теодор Шанин — убежденный левый либерал и атеист, Жорж Нива — умеренный консерватор и кальвинист, то Инна Ли — вольномыслящая русская китаянка. Она долго определяла для себя, кто же она, и в конце концов определила, что китайского в ней больше. Живет она сейчас тем не менее все же в России.
Итак, мои три книги рассказывают историю первой трети XX века — про то, как эти годы отразились в судьбах очень важных для меня людей. На «Красной площади» я буду представлять прежде всего книгу об Инне Ли, но и немного поведаю обо всей трилогии в целом. Как вы считаете, чем пример Инны Ли может помочь нашим современникам? Можно ли сказать, что этот пример утешающий или вдохновляющий? Но что делать, мы не выбираем, за нас принимают решения.
Ее опыт не то чтобы вдохновляющий, но чуть-чуть успокаивающий.
Тем не менее, процесс этот необходимо обеспечивать, и мне кажется, нужно делать некий мониторинг того, что сейчас происходит в мире, что там потянут за собой эти изменения, именно в политическом, в экономическом, в технологическом плане. И вот на этот мониторинг, скажем так, накладывать может быть какие-то уже законопроекты, какие-то изменения, уже готовиться к тому, что когда это случится, чтобы не было разрыва, когда мир живёт по одному, а мы ещё живём по-другому… Что касается опенсорсных технологий, я уверен, что у органов государственной власти есть определённые нормативные документы об уровне безопасности, как это должно храниться.
Это чётко всё, это ещё тянется с советских времён, где-то это технологически закрывается, где-то это административно закрывается, но здесь я вижу основную проблему — у нас нет российского «железа». Пока у нас нет российского «железа», достаточно тяжело говорить о безопасности, когда оно неконтролируемо. Здесь проблема комплексная, поэтому мне кажется, что одна из необходимейших вещей — нам нужно развивать свою промышленность, с точки зрения создания «железа».
Без этого никуда не уйти, если мы говорим про безопасность в комплексе. Но, тем не менее, с нашей точки зрения, того, что мы предлагаем на рынок и то, что есть на рынке, требования, я верю, что мы вполне уже конкурентоспособны. На своей последней работе я отвечал как раз за работу с органами государственной власти, и когда началась политика импортозамещения, возник некий такой кризис.
С одной стороны, бизнес нужно продвигать, а он каким-то образом сужался, а с другой стороны, я понимал и понимаю, что неправильно, когда в ключевых местах стоит тот софт, который в критический момент может навредить. Остаётся три варианта. Своё делать.
Технологии забирать посредством иных способов, там, разведка, шпионаж и так далее.
Я не говорю о дополнительных средствах, я говорю о том, что эти деньги, которые запланированы на программу второго этапа, после 2025 года для Архангельской области, передвинуть и дать нам уже в следующем году возможность переселять людей". Ещё один важный аспект встречи - строительство глубоководного порта Архангельск. Это будет иметь большое значение для развития Арктики. Подтверждение заинтересованности в отправке грузов через новый глубоководный район в страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже выразила большая часть лесопромышленных предприятий Северо-Запада и даже соседних регионов. Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области: "Я попросил по итогам нашего совещания, Владимир Владимирович, дать поручение Правительству России и Правительству Архангельской области, госкорпорации "Росатом", проработать вопрос развития Архангельского транспортного узла и включить проект в строительство глубоководного порта Архангельск в план развития Северного морского пути до 2035 года". Проект создания глубоководного порта - финансовоёмкий, для его реализации необходимы меры государственной поддержки на этапах строительства и эксплуатации. Владимир Путин отметил важность развития Архангельской области и других арктических регионов. Здесь полностью или частично располагается девять субъектов федерации, проживает чуть больше миллиона человек.
И, повторю, наша главная задача - добиться заметного улучшения качества жизни людей".
Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура.
«Я предпочел бы, чтобы 2022 года не было». Александр Архангельский
Она проникнута любовью, выдержавшей испытание, верой, не убитой обманом. Есть в ней и свой луч надежды, достигающий и наших дней». Ситуация объективно очень нехороша, но при этом, похоже, закономерна и даже символична, не говоря о том, что возможна была только позднем СССР с его идеологией, законами и политикой. У этого желания есть изнанка, оборотная сторона, выражаясь вульгарно, цена, о которой Александр Архангельский рассказывает убедительно и, похоже, с большим знанием дела». Видео о книге:.
Жилой комплекс общей площадью 37 тысяч квадратных метров включит шесть разновысотных секций и подземный паркинг. Сдать объект в эксплуатацию планируется в I квартале 2026 года. Фото: domrfbank.
Ни о каком комплексной застройке явно не будет идти речь — ни тебе детского садика, рядом стоящая гимназия уже давно забита под завязку, и ничего в округе подобного не предвидится. Вокруг плотная застройка, сети водопроводные и тепловые уже и так работают с колоссальной нагрузкой, и ничего с советских времен не реконструировалось. Дом-гигант явно внесёт дисбаланс в теплоснабжение и водоотведение района.
Могли бы вы повторить эти слова об Инне Ли — что не нашли такой образ в литературе и в жизни, а обрели в ней? Сильные героини, способные противостоять давлению эпохи, в отличие от сильных героев у нас есть. И тут легче было оглядываться на опыт русской литературы — от княгини Ольги до Ольги Ильинской, от Татьяны Лариной до отсылающей к ней Лары… Образ Инны Ли вписан в русскую литературную традицию больше, чем образы мужчин — героев этой серии. Вообще, если бы серия была посвящена людям XXI века, тем, кто сейчас входит в историческую жизнь, то героинь было бы больше, чем героев.
Женщины все больше вовлекаются в процесс создания исторического опыта. Но мы все-таки пишем про XX век, где женщине не так легко было состояться, как мужчине. И в этом отличие третьей книжки от двух предшествующих. А еще Инна не боится говорить о быте больше, чем герои-мужчины моей серии. Она не боится показаться приземленной, так как знает про себя, что она интеллектуалка. И в этом смысле ее образ очень обаятельный. Хотя все они очень обаятельные.
Но Теодор Шанин рассказывает о своем жизненном примере, Жорж Нива похож на вспоминающего интеллектуала… А Инна Ли делится опытом, который может пригодиться читателю. Она заботлива по отношению к нашему читателю, она беседует с ним. Например, многие отказываются от проведения литературных мероприятий, видя в этом гедонизм. Как смотрите на это? Условно говоря, должен ли повар, работающий в ресторане, из-за того, что вокруг несчастье, бросить нож на каменный пол, снять фартук, колпак и уйти подметать улицы? Если он хороший повар, его дело — работать на кухне. Но, работая на кухне, не мешало бы помнить, что где-то люди голодают, где-то происходит несчастье.
А писатель участвует в фестивалях, пока ему позволяет это делать совесть. И каждый решает для себя. Я знаю условие, при котором я откажусь участвовать: если от меня потребуют говорить то, чего я не думаю; если от меня потребуют выступать в контексте политических, экономических, культурных и прочих решений, которым я не сочувствую. Я считаю, что лучше прийти и сказать об этом писателе.
Академик [Алексей] Семенов, который предлагал математику объявить национальной идеей.
И много чего сделал для цифровизации, в том числе и гуманитарной, но прежде всего математической модели. Физики ярко работают в современной школе, не только на физическом материале, но и за пределами своей дисциплины. Например, Александр Адамский, институт образовательной политики «Эврика» — это физик, и физики за ним стоят очень мощные и крупные, крепкие. А с гуманитарными не складывается, потому что бесконечная борьба концептов… — Меня сейчас математики, наверное, не поддержат. Там сложные задачи.
А все гуманитарные дисциплины — история, философия, литература — это уже во многом про трактовки, про взгляды. Нельзя сказать, консервативная у нас математическая программа или либеральная. Либеральная вряд ли. Просто математика не про идеологию, к счастью. А консервативная или прогрессивная — вполне себе.
Консервативная программа учит тебя двигаться к готовому предусмотренному ответу. А прогрессивная учит искать. И, может быть, находить решение лучше, чем у учителя. И точно так же гуманитарные дисциплины учат не трактовкам, а тому, что итоговых ответов не бывает. Есть ядро смысла, до которого можно докопаться.
Но периферия абсолютно открыта. И ты никогда не можешь сказать, когда произведение закончилось. Я приведу мой любимый пример. Александр Пушкин, «Борис Годунов». Пьеса заканчивается в рукописи 1825 года: «Слава царю Димитрию Иоанновичу».
А в издании 1831-го заканчивается словами: «Народ безмолвствует». Это два произведения. В одном есть все народные сцены, но народ приветствует нового царя. В другом не все народные сцены, но народ безмолвствует — то есть в нем пробуждается нравственное чувство. И какой текст выбрать?
Рукописи, где это переделано, нет. Есть последнее и первое издание. Это два разных по идеологии, по оценкам, по развороту произведения. Народ неизменен, и всегда будет такой. Народ изменчив, и будет иным.
Которое выбираем? Мы выбираем оба. Студентам и школьникам я часто показываю одну известную картину Ильи Репина. И делаю ее в двух вариантах, абсолютно одинаковых. И спрашиваю: «Это одно произведение или два?
Я отвечаю: «Правда». На ответ: «Два», — говорю: «Тоже правда». После смерти Репина ее назвали «Отказ от исповеди». Как только ты называешь картину «Перед исповедью», композиционно ее центр — крест, протянутый священником — простеньким, но не злобным, совершенно ясно, что добродушным, — заключенному, в лице которого проступает смятение, разочарование, надежда, смесь чувств. Но точно не презрение.
Как только ты называешь это «Отказ от исповеди», в центре композиции оказывается черный провал между крестом и лицом. В лице проступает ненависть, презрение, потому что разве может этот священник понять глубокого юношу, видимо, революционного борца? Ты поменял только название! Или, например, замечательная картина Яна Вермеера «Девушка с письмом». Девушка стоит у окна, читает письмо.
Эта картина про разлуку, про чувства, скорее всего, это муж пишет письмо, он уехал либо на войну, либо по торговым делам, они когда-нибудь встретятся. Такая сдержанная картина. Ее расчистили в пандемию, в 2021 году. И оказалось, что на полотне замазан амур, протягивающий пухлую ручку к завесе, чтобы ее поскорее задернуть. И понятно, что это картина про предстоящее любовное свидание.
Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657—1659 до и после реставрации Что мы будем делать в итоге? Ну, с Репиным ладно — вернемся к его названию. А в случае с Вермеером мы оставляем обе версии картины, потому что одна осталась навсегда с человечеством. А другая — то, что задумано автором. И они теперь будут жить рядом.
Мы умножаем содержание, а не сокращаем его. Школа в литературе и мировой художественной культуре должна учить тому, что нет итоговых ответов. И это счастье. А история должна учить тому, что есть события и позиции. И есть такая позиция, такая, такая — к какой ты присоединишься и почему.
Но она же превращена в идеологическую матрицу, эта история в несчастной нашей школе. Это — суррогат идеологии. И это менять придется. Повторюсь, история на месте не стоит. Хотелось бы, чтобы маятник не снес все полезное, что есть в современной школе.
А это живой опыт учителей. Его трогать нельзя. Учителя давать в обиду не надо. Обычная сельская школа. После нее бабушка как золотая медалистка поступила в МГУ на филологический факультет, на русское отделение.
И была одной из лучших студенток. Всегда говорили: «Какая же светлая голова». И очень хвалили. То есть она была одного уровня с теми, кто жил в Москве, учился у лучших учителей, уехавших из Ленинграда в эмиграцию. Между ними не было разрыва.
Это потому, что все в СССР было полностью унифицировано? Это главное условие. В каком году она закончила? До ремесленного разворота послевоенного, на излете бесконтрольной вольницы, которая во время войны всегда возникает. Потом был сталинский период фабрично-заводской.
И, конечно, никакого интеллектуального пиршества. А потом хрущевский, когда началась НТР научно-техническая революция. Жизнь туда разворачивала. Я почему поинтересовался, в каком году закончила — от этого много что зависит. Война — трагедия, но во время войны контроль за школой снижается.
Не унификация, а дали развиться таланту. Она была хорошим редактором, хорошим филологом. Школа либо стандартизирует, либо развивает индивидуальное дарование. И там, и там есть издержки. Потому что школа, вообще-то говоря, для всех.
Поэтому если она делает ставку на одаренных, возникает проблема — а что с остальными? Что этим-то делать? Нет хорошего ответа. Поздняя советская система придумала модель спецшкол, в которых детям давали другого уровня языковое образование. Также были математические школы, например, 2-я московская.
В любом другом городе можно найти свои примеры. Не было единой советской модели. Если бы ваша бабушка училась в 1949—1953-м, кто знает, подготовили бы ее к университету или наоборот. Курсы, репетиторы и ты зеленого цвета. Сейчас мы пришли к тому, что дети уже в четвертом классе зеленого цвета — они поступают в хорошую школу и потом претендуют на 10 бюджетных мест вместо 150.
Это сложный путь. Мне кажется, конкуренция должна включаться в университете. Через систему рейтингования, систему бюджетных льгот. И люди борются за место в рейтинге. И это правильно.
Если это начинается в школе, то не дай Бог. Школа вообще-то не для того, чтобы получить готовые компетенции. Школа для того, чтобы развить личность. Это неприемлемая модель. В котором ты мог из деревни поступить в МГУ… — С 1941 по 1947 годы — да.
С 1947-го… —…уже нет. В 1953 году — нет. А потом опять — да. Нет никакой единой советской модели. Фото: Анна Данилова — Каждый родитель хочет, чтобы дети могли просто спокойно учиться.
Без гонки поступления в селективную школу, вне которой у тебя будет очень простая программа, не гарантирующая поступления. А потом так же спокойно учиться в вузе. Как это сделано во многих европейских странах. Это страна, которая помнит о своем имперском прошлом. Но она понимает, что империей больше никогда не будет.
И хочет играть роль в мире на другом поле конкуренции. И да, французский университет, наверное, не самый сильный в мире. Но вопрос о справедливости поступления — вы рассылаете свою школьную документацию по разным университетам, берут всех. А потом отсев. В университете, повторюсь, конкуренция — вещь нормальная.
Она учит нас жесткой профессиональной жизни. Но и солидарности учит, потому что мы друг другу помогаем в этой гонке прорваться сквозь барьеры. Что Александр Архангельский сказал бы выпускникам — Есть такой прекрасный жанр — обращение к выпускникам, речь, которая произносится во всех больших вузах. Важные слова, которые хочется сказать своим выпускникам, заканчивая их учить. О чем сейчас вы бы хотели сказать тем студентам, тем молодым людям, которые выходят из вузов в жизнь?
Не учатся у вас, но вас очень слушают? Не сгорите. Во всех смыслах. Жизнь дольше, чем кажется. И сложнее, чем хочется.
Вы — профессионалы, но от вас будут требовать не только профессиональных навыков. Постарайтесь ничего, кроме профессиональных навыков, работодателю и государству не отдавать.