Новости бухарские евреи

Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства.

В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии. Важная новость для бухарских евреев во всем мире, которые говорят по-русски.

Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

У бухарских евреев духовный сан, как правило, передаётся по наследству. Но как быть с тем, что у сыновей раввинов также сильно миграционное настроение? Скажем, здесь имеется несколько семей, которые вначале репатриировались в Израиль, но, пожив там некоторое время, вернулись обратно в Узбекистан. Основная причина такого возвращения — трудность адаптации к жизни западного государства и ностальгия по своим родным местам. Однако количество вернувшихся несопоставимо меньше количества уехавших навсегда. Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться точно таким же финалом, как и в Афганистане. Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодёжь не видит здесь возможности создать семью. Основная проблема, как я уже говорил, для молодых бухарских евреев — это дефицит невест.

Немногочисленные еврейские девушки Бухары к моменту совершеннолетия оказываются сосватаны за своих соплеменников из США и Израиля. Дело в том, что живущие там бухарские евреи с удовольствием женятся на еврейских девушках Узбекистана, считая их более воспитанными на основе традиционных семейных ценностей и более скромными, чем их ровесницы, живущие, например, в Бостоне, Нью-Йорке или Иерусалиме. Сами мужчины из числа бухарских евреев США и Израиля отмечают, что бухарско-еврейские девушки испытывают на себе «тлетворное влияние западной культуры», в результате чего отходят от наших патриархальных традиций. Поскольку бухарские евреи строго придерживаются этноконфессионального принципа при создании семьи невеста должна быть только бухарской еврейкой , это затрудняет возможность нашим парням в Узбекистане жениться. В итоге молодые евреи, не видя перспективы создать семью в Узбекистане, уезжают в США или Израиль, где женятся, а после интеграции в новых странах при поддержке местных бухарско-еврейских общин забирают своих родителей к себе на постоянное место жительства. Ну и как мы сможем создать семью при таком ограниченном выборе, при том, что девушки, как правило, уже все на выданье и засватаны за живущих за рубежом женихов? И, понятное дело, молодые еврейки Бухары отдают предпочтение женихам из США или Израиля, потому что жить в Узбекистане из-за сложной социально-экономической ситуации они явно не хотят.

Никакого государственного антисемитизма в современном Узбекистане нет. Наоборот, мы сталкиваемся с ситуацией, когда местное мусульманское население сожалеет по поводу того, что многие бухарские евреи уехали и продолжают уезжать из Узбекистана. Для Бухары и Самарканда вообще характерны комплиментарные отношения между евреями и мусульманами: мы ходим друг к другу в гости, на свадьбы и другие мероприятия. Совершенно нормальной считается в Узбекистане практика взаимных поздравлений с религиозными праздниками, когда мусульмане поздравляют евреев, а евреи мусульман с торжественными датами Иудаизма и Ислама. Например, многие бухарские евреи спокойно по улицам ходят в кипе, и никаких косых взглядов или шептаний за спиной нет. Наоборот, тот факт, что мы не стесняемся ходить в религиозной одежде, вызывает уважение к нам со стороны мусульман. Либо тут сказывается то, что эти события происходят далеко от нашей страны и потому не актуальны для местных мусульман, либо есть понимание у тех же узбеков или таджиков, что бухарские евреи живут рядом, бок о бок, и не стоит из-за арабо-израильских противоречий на Ближнем Востоке ссориться со своими соседями. Насколько необходима ротация кадров иудейского духовенства в Узбекистане? У бухарских евреев духовный сан, как правило, передаётся по наследству. Но как быть с тем, что у сыновей раввинов также сильно миграционное настроение? Скажем, здесь имеется несколько семей, которые вначале репатриировались в Израиль, но, пожив там некоторое время, вернулись обратно в Узбекистан. Основная причина такого возвращения — трудность адаптации к жизни западного государства и ностальгия по своим родным местам. Однако количество вернувшихся несопоставимо меньше количества уехавших навсегда. Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться точно таким же финалом, как и в Афганистане. Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодёжь не видит здесь возможности создать семью.

Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки. Кураторы: Григорий Казовский, Борис Хаймович.

Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi

В Брянской области идет бой с украинскими диверсантами, ВСУ взяли заложников? Минобороны РФ: предотвращена массовая атака дронов на Крым? ПДД, лекарства, акцизы: что изменится в марте? Бесогон ТВ. Жены маркиза Карабаса?

Здесь были самые крупные общины евреев.

Бухара, где еврейский квартал махалла существовал с XVI века, дала имя этнической и лингвистической общности евреев в Средней Азии. Но не менее интересны, чем перипетии древней истории, отношения, которые складывались у евреев с цивилизациями, сменявшими друг друга, как волны. И тут любопытны два момента: с одной стороны, сохранение своей веры и традиций, с другой — приспособление к особенностям правления разных государств. Шелка и макамы Сохранение языка, традиций, веры в субэтносе на протяжении более 25 веков выглядит невероятным феноменом. Наиболее остро проблема сохранения веры, очевидно, встала к середине VIII века.

Арабское завоевание Средней Азии сопровождалось исламизацией региона. Евреи оказались тогда практически единственной конфессиональной группой, сохранившей свою религию с доисламских времен. Мусульманский закон, причисляя евреев к народам Писания, позволял им открыто исповедовать иудаизм. Но за это нужно было выполнять ряд условий. Среди них — уплата особого налога, ограничение размера и высоты синагог которые не могли быть выше и больше мечетей , соблюдение отличий в одежде.

На выставке можно увидеть мужские халаты темной расцветки, которые подпоясывали простой веревкой, и неяркие тканевые шапки, отороченные мехом, что носили бухарские евреи. Впрочем, праздничная одежда, которую бухарские евреи носили дома или в своих кварталах, была красивой, яркой, добротной. Тут надо заметить, что бухарские евреи селились, как правило, в отдельных кварталах городов, где власти давали им право общинного самоуправления. Если староста калонтар отвечал за хозяйственное управление, суд, сбор налогов и податей, то религиозную жизнь регулировал раввин. Кроме торговли, традиционными занятиями евреев в Средней Азии были ткачество и крашение тканей.

Причем секретом производства красителя цвета индиго владели почти исключительно евреи. Синие от краски руки красильщиков оказывались и знаком этнической группы. Бухарские евреи славились и как ювелиры, умельцы дубить кожи, проводники караванов, искусные лекари. Отдельный раздел выставки посвящен музыкальным и артистическим династиям бухарских евреев. Именно евреи смогли сохранить древнюю, еще доисламскую музыкальную культуру Центральной Азии.

Насколько необходима ротация кадров иудейского духовенства в Узбекистане? У бухарских евреев духовный сан, как правило, передаётся по наследству. Но как быть с тем, что у сыновей раввинов также сильно миграционное настроение? Скажем, здесь имеется несколько семей, которые вначале репатриировались в Израиль, но, пожив там некоторое время, вернулись обратно в Узбекистан.

Основная причина такого возвращения — трудность адаптации к жизни западного государства и ностальгия по своим родным местам. Однако количество вернувшихся несопоставимо меньше количества уехавших навсегда. Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться точно таким же финалом, как и в Афганистане.

Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодёжь не видит здесь возможности создать семью. Основная проблема, как я уже говорил, для молодых бухарских евреев — это дефицит невест. Немногочисленные еврейские девушки Бухары к моменту совершеннолетия оказываются сосватаны за своих соплеменников из США и Израиля. Дело в том, что живущие там бухарские евреи с удовольствием женятся на еврейских девушках Узбекистана, считая их более воспитанными на основе традиционных семейных ценностей и более скромными, чем их ровесницы, живущие, например, в Бостоне, Нью-Йорке или Иерусалиме.

Сами мужчины из числа бухарских евреев США и Израиля отмечают, что бухарско-еврейские девушки испытывают на себе «тлетворное влияние западной культуры», в результате чего отходят от наших патриархальных традиций. Поскольку бухарские евреи строго придерживаются этноконфессионального принципа при создании семьи невеста должна быть только бухарской еврейкой , это затрудняет возможность нашим парням в Узбекистане жениться. В итоге молодые евреи, не видя перспективы создать семью в Узбекистане, уезжают в США или Израиль, где женятся, а после интеграции в новых странах при поддержке местных бухарско-еврейских общин забирают своих родителей к себе на постоянное место жительства. Ну и как мы сможем создать семью при таком ограниченном выборе, при том, что девушки, как правило, уже все на выданье и засватаны за живущих за рубежом женихов?

В своих исследованиях и общественной жизни Хана Толмас не раз обращалась к теме возможного возвращение бухарских евреев на свою малую Родину — Таджикистан и страны региона, страны которые стали их Родиной более чем на 1000 лет, где похоронены их предки, остались синагоги. С семьей Фото их семейного архива «Вернутся ли евреи в Таджикистан или Узбекистан? Мы, международная ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана», задавали это вопрос, когда проводили опрос общественного мнения, однозначных ответов — нет. Это и понятно мы буквально недавно в историческом плане обрели свою Родину. Но, думаю, если со временем условия позволят, возвращение возможно. В истории известно, когда на протяжении веков восточные евреи переселялись, шли по Великому Шёлковому пути, оставались жить там, где люди к ним хорошо относились. Многие приезжали в Среднею Азию за лучшей жизнью, другие были вынуждены бежать от насилия и войн. Мир сегодня изменился, границы государств стираются, люди живут в одном месте, а работают в другом.

Однозначно могу сказать - многие наши бизнесмены готовы работать в Таджикистане, создавать там предприятия и инвестировать в его экономику», - рассказывает исследовательница. Ностальгия Сама Хана очень скучает по городу детства, школе и родному институту, мечтает привезти своих детей на свою вторую Родину. По истечении уже многих лет ты понимаешь, в какой красивом и незабываемом городе прошли детство и юность. Некоторые из этих зданий реконструировали или, я слышала, снесли, как и здание школы. А жаль, так хотелось увидеть и прикоснуться к прошлому! Однокласники у Хану дома, среди гостей Далер Назаров И конечно даже случайные встречи встречи с земляками воодушевляют и дарят минуты искренней радости. Хана в одну из командировок, в аэропорту Нью-Йорка встречает своего бывшего коллегу, заведующего кафедрой педиститута Парвона Джамшедова О, какая это была радость, спустя тридцать лет… Сейчас он возглавляет Славянский университет в Душанбе. Кстати, П.

Джамшедов приезжал к нам, в Израиль, на конференцию с интересным докладом о евреях Таджикистана. Молодым таджикским ученым Студентам и молодым ученым родного Душанбинского педагогического университета профессор Иерусалимского университета, советует глубже изучать историю и культуру свой страны, вникать, исследовать их суть «Исследование чего-либо - это страшно интересно. До сих пор, как только услышу новое слово, выражение или пословицу, стараюсь найти и объяснить его происхождение. И это никогда не заканчивается. Пожелание молодым учёным — грызите гранит науки. Смело стремитесь к новому, неизведанному. Научный труд — благородный труд». Хана Даниэлова Толмас - член Союза писателей Израиля, Председатель международной ассоциации творческой интеллигенции "Согдиана".

Выпускница факультета иностранных языков и преподаватель Душанбинского Педагогического института. Стажер высших педагогических курсов при Ленинградском Государственном университете. Аспирантка института востоковедения при АН Таджикистана. Доктор наук Еврейского университета в Иерусалиме. Автор книг: «Страницы истории литературы бухарских евреев», «Бухарские евреи. Библиография», «Бухарские евреи. Прозвища», «Разговорник. Бухарско-еврейский — англо — иврит», «Легенды и сказки бухарских евреев», «Художники бухарские евреи», «Писатели бухарские евреи», "Бессмертие Шашмакова», « Еврейские кладбища Средней Азии» и многих других… Этой весной оставайтесь с нами в Telegram , Facebook , Instagram , Яндекс.

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев

ноги скрестили по-Бухарски. Первый съезд Всемирного конгресса бухарских евреев состоялся 23 ноября 2000 года. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог. Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой? Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира. Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой? Бухарские евреи – этническая группа, сформировавшаяся в XVI–XVIII вв. на территории Бухарского эмирата.

Самое интересное

  • В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев
  • Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
  • Бухарские евреи
  • Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
  • Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

Бухарские евреи в Израиле

Во главе делегации был глава конгресса - предприниматель и выдающийся меценат Лев Леваев. В этом году его решили провести в нашем городе. Участники побывали в Эрмитаже, Петропавловской крепости, съездили на экскурсию в город Пушкин. Торжественная часть состоялась в Мраморном зале Этнографического музея. Для гостей играл симфонический оркестр «Таврический».

Это небольшой город между песками и рекою. Город Харезм лежит на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им Евреям и Христианам не разрешено иметь больше этого. Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: «Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках. Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением. Царство перешло к Халилу. Тимуридская империя[ править править код ] Большая Синагога Бухары. Фотография 1901—1906 г. В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах. В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам. К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди. Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий Принц и отшельник » 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах. В 1688—1755 годах жил и творил поэт Яхуди Юсуф Бен Ицхак Бухари [26] , перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений. В их числе — ряд газелей , большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея , а также поэма «Семь братьев» рассказ о семи мучениках и их матери. Его ученики-поэты Беньямин бен Мишоэль Амин, Узбек, Элиша и Шломо, которых называют общим именем «мулло» ученый , разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, но также усердно изучали персидскую поэзию. Их поэмы были написаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев классиков — Низами , Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы Израиля Нагары Архивная копия от 23 июня 2017 на Wayback Machine [27]. В 1721 году в Хивинское и Бухарское ханства, а также в Кокандское ханство выделившееся из Бухарского ханства в 1709 году прибыл Флорио Беневени , посланник царя всея Руси Петра I, который в своих записках упомянул о евреях, указав, что они заняты в окрашивании тканей [28]. В 1740 году Бухарское ханство и Хивинское ханство без Кокандского ханства перешли под контроль первое — мирным путём, второе — военным Надыр-шаха. Изначально Надыр-шах, как и его предшественники, относились жестоко к евреям, в угоду ему был устроен погром хамаданских евреев [29] , но затем Надыр-шах стал покровительствовать евреям. Согласно легенде, это произошло благодаря чуду [30]. В 1743 году Надыр-шах переселил в свою столицу город Мешхед много еврейских семей из города Казвин , назначив их управлять его казной. До этого в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находится Мавзолей Имама Резы и евреям вход в Мешхед тогда был запрещён. Пользуясь покровительством Надыр-шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана [31]. Еврейские переселенцы прибыли также в Бухару и Самарканд. Профессор Самаркандского государственного университета Рубен Назарьян писал по этому поводу, что, несмотря на запрет проживания евреев в мусульманских кварталах-гузарах, при Надыр-шахе евреи появляются всё-таки в мусульманских гузарах Самарканда [32]. В гузаре Кош-хаус до 1880-х годов даже действовала синагога [33]. До этого Самарканд лежал в руинах вследствие сильного землетрясения произошедшего в городе в 1720 году. Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии [34] ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу. Покровительство Надыр-шаха длилось не долго, ибо он был убит в 1747 году. После его убийства начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман [31]. В Бухаре сразу же был убит бухарский Абулфейз-хан из династии Аштарханидов по приказу одного из бухарских военачальников Надыр-шаха по имени Мухаммад Рахим из династии Мангытов и фактическая власть в ханстве перешла к нему. При Мангытах в середине 1700-х годах происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала буквально «ни то, ни сё» — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм [35]. Российский пограничник Филипп Сергеевич Ефремов , захваченный в плен в 1774 году, проданный в Бухару Аталыку Данияр-беку — родственнику узурпатора Мангыта Мухаммада Рахима, [ источник не указан 1198 дней ] и бежавший через 9 лет из Бухары в Санкт-Петербург , упомянул в своей книге о причинах покушения на жизнь Аштарханида Абулфейз-хана бухарским военачальником Надыр-шаха Мухаммадом Рахимом. Со слов Ф. Ефремова ясно то, что покушение произошло вследствие патологического страстного желания овладеть дочерью Абулфейз-хана — женой Надыр-шаха. Упомянутый Ф. Ефремовым Мангыт Данияр-бек, посадивший ходжу по имени Абуль Газы, [ источник не указан 1198 дней ]то есть духовное лицо, на ханство в 1758 году после смерти своего родственника Мухаммада Рахим-хана, и выглядит предполагаемым инициатором насильственного обращения евреев в мусульманство, ибо, ни Аштарханид Абд ул-Мумин хан мальчик правил с 1747 года и удушен был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1751 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Убейдаллах III хан мальчик правил с 1751 года и разбит был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1753 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Абуль Газы хан мальчик правил с 1758 года по 1785 год , будучи ханами- марионетками , не имели реальной власти в Бухарском ханстве, о чём пишет сам Филлип Ефремов. Аталык Данияр-бек в 1774 году также подвергал пыткам и Ефремова через насильственное питьё солёной воды, с целью принятия Ефремовым ислама [36]. Далее Филипп Ефремов сообщает, что в Бухаре проживают «бухарцы, узбеки, хивинцы, киргизцы, персияне и индейцы», жилой фонд представлен мазанками, улицы извилисты и тесны; население он оценивает в 70 тысяч человек. Евреи, по его словам, занимаются ремеслом, проживают «в слободе» и изготовляют шёлк [37]. После волны насильственного обращения евреев в мусульманство в Бухарском ханстве при Мангытах, в конце [35] 1700-х годов насильственное обращение евреев в мусульманство также происходит и в Хивинском ханстве при династии Кунгратов. После смерти 1-го Мангыта Мухаммеда Рахим-хана и 2-го Мангыта Даниялбия, с 1785 года Бухарское ханство при 3-м бухарском правителе из династии Мангытов по имени Шахмурад стало называться Бухарский эмират. К правлению Шахмурада он же эмир Масъум относится сюжет поэмы «В память Муллы Худайдада, благочестивого [38] » пера Ибрагима ибн Абу л-Хайр на еврейско-таджикском языке, рассказывающий о еврее Худайдаде, который был купцом, муллой то есть учёным раввином и которого приказал казнить эмир Масъум за отказ принять ислам [38] [39]. Худайдад принял мученическую смерть за отказ изменить иудейской вере, хотя после его смерти распространялись ложные слухи о том, что Худайдад всё-таки принял ислам. Поэма содержит около 400 двойных линий и занимает около 12 страниц [38]. Близость по времени хронологических рамок нетерпимости к евреям в Бухарском и Хивинском ханствах и хронологических рамок нетерпимости к евреям в Персии остановленной Надыр-шахом наводит на предположение, что нетерпимость к евреям в Хивинском и Бухарском ханстве пришла из Персии. Некоторое облегчение в положении евреев произошло в правление 5-го Сефевида шаха Аббаса I умер в 1629 г. Однако последние годы его правления и главным образом вторая половина 17-го века ознаменовались новыми гонениями. Нетерпимость к евреям в Персии продолжилась и после смерти Абасса I, и при Абассе II 1642—1667 , а при преемниках последнего, Сефи II Сулеймане 1666—94 , и последнем Сефивиде, Султане-Хоссейне 1694—1722 , власть находилась в руках фанатичного шиитского духовенства, которое довело евреев до положения жалких париев [41]. Нетерпимость продолжалась и до воцарения Надыр-шаха, который сам поначалу был нетерпим к евреям в Персии.

Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Платье женское нижнее. Шелк, техника «шои» Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Результаты, представленные в ходе организованного события, включали документальный фильм «Культурное картографирование: Три дома, три истории, одна Бухара", перечень традиционных бухарско-еврейских домов и Руководство по содержанию, сохранению и приспособлению под современное использование для жителей и домовладельцев Исторического центра Бухары.

Сегодня в Израиле существует самая большая община бухарских евреев в мире — около 150 тысяч человек. В США и Канаде живут около 60 тысяч бухарских евреев, 50 тысяч из них в Нью-Йорке, где находится самая большая после Израиля община бухарских евреев. Значительное число бухарских евреев в настоящее время проживает в нью-йоркском районе Форест-Хилс. Там выходит газета «Bukharian Times» на английском языке.

В России по переписи 2002 года 54 опрошенных и 1 житель Украины идентифицировали себя как бухарские евреи. В самостоятельную этноконфессиональную и этнолингвистическую подгруппу иудеи среднеазиатского региона стали формироваться начиная с 1500 года. До этого иудеи среднеазиатского региона, афганских земель и Ирана представляли собой единую этноконфессиональную и этнолингвистическую группу персидских иудеев [4] и проживали в существовавшем на этих территориях Тимуридском государстве , официальными языками которого были чагатайский тюрки прото-узбекский и персидский. Распад единой этноконфессиональной и этнолингвистической группы персидских иудеев Тимуридского государства на иранско-восточнокавказских иудеев и среднеазиатско-афганских иудеев связан с завоеванием среднеазиатского региона в самом начале XVI века у Тимуридов кочевыми узбеками во главе с Мухаммедом Шейбани , пришедшими с севера и основавшими государство Шейбанидов предок Бухарского и Хивинского ханств. Параллельно с этим в Иране к власти пришли Сефевиды во главе с Исмаилом I и основали Сефевидское государство.

Кочевые узбеки были суннитами , Сефевиды же — шиитами. Сефевиды и Шейбаниды были враждебны друг другу из-за религиозных мировоззрений. Вследствие этого иудеи государства Шейбанидов и Сефевидского государства потеряли контакты между собой, что привело к процессу формирования двух иудейских подгрупп — иранско-восточнокавказских евреев и среднеазиатско-афганских евреев Предыстория[ править править код ] Появление первых евреев в среднеазиатском регионе относится к периоду Персидской державы Ахеменидов в 500-х годах до новой эры. То были древние арамеоязычные и древнеивритоязычные евреи-иудеяне. Самоназвание евреев-иудеян было йеhудым ед.

Евреи-иудеяне не долго пребывали в вавилонском плену. В 539 году до новой эры персидский царь Кир II Великий из династии Ахеменидов со своей армией завоевал Нововавилонское царство и издал декрет об освобождении пленённых народов, в том числе и евреев-иудеян, и позволении вернуться на свою родину. Первая группа евреев-иудеян откликнулась на декрет Кира и в составе нескольких тысяч человек во главе с Шешбаццаром покинула Вавилонию и отправилась в Иудею уже в 538 году до новой эры. Но не все освобождённые из плена евреи-иудеяне решили вернуться на родину в Иудею, многие остались на чужбине из-за неимения земельной собственности и, как показывают элефантинские папирусы [5] , евреи-иудеяне вербовались в персидскую армию для того, чтобы получить земельные наделы за воинскую службу. Как известно, Кир II Великий в 530 году до новой эры воевал в среднеазиатском регионе с кочевниками массагетами , и можно предположить, что именно тогда первые евреи-иудеяне и прибыли на земли среднеазиатского региона в качестве воинов персидской армии Кира II Великого.

Уже через 47 лет после гибели Кира II Великого, в 483 году до новой эры, как сказано несколько раз в древнеивритоязычной « Книге Эстэр », при персидском царе Ахашвероше евреи-иудеяне географически расселены организованными общинами во всех областях то есть сатрапиях Персидской державы Ахеменидов, от Индии до Куша включая и среднеазиатские сатрапии. За прошедшие 56 лет после освобождения из вавилонского плена евреи-иудеяне географически расселились по всей Персидской державе Ахеменидов и положили начало многочисленным диаспорам в разных уголках Мира. VI век до новой эры. Персидская держава Ахеменидов поглотила и Нововавилонское царство и среднеазиатский регион. Иудеи распространяются по державе.

Вторая волна еврейских переселенцев в среднеазиатский регион прибыла через 85 лет после смерти Ахашвероша, при Артаксерксе III , в Гирканию , находившуюся на территории современных юго-западного Туркменистана и северного Ирана. Это было по следующим обстоятельствам. В 350 году до новой эры Артаксеркс III послал войско против отделившегося Египта и поручил командование одной частью своему доверенному лицу евнуху Багою. Иосиф Флавий рассказывает в произведении « Иудейские древности », что у иерусалимского первосвященника Иоанна был брат Иисус, который был в дружеских отношениях с Багоем. Багой обещал Иисусу достать первосвященство.

Уповая на это обещание, Иисус затеял в Храме ссору со своим братом Иоанном; последний страшно рассердился и в гневе своем убил Иисуса. Узнав об этом, Багой в гневе захотел войти в Храм, но евреи оказали ему сопротивление. Однако Багою удалось ворваться в святилище и осквернить Храм. И народ попал в рабство у персов. Против Апиона» Иосиф Флавий говорит о том, что «тысячи и тысячи наших персы увели в Вавилон».

Три последних источника упоминают изгнание евреев в Гирканию на Каспийском море. Лишь Синцел добавляет Вавилон [7]. Видимо, произошёл серьёзный конфликт между иудеянами и проходящим по их территории персидским войском, и по всей видимости, этот конфликт с некоторыми неточностями описан в « Книге Юдифь », ибо там тоже фигурирует некий евнух Багой [8]. Третья группа иудеев прибыла на земли среднеазиатского региона через 20 лет после предыдущих событий в составе войск полководца Александра Македонского в 330 году до новой эры. Македонский царь Александр III ещё в 334 году до новой эры начал военный поход против враждебной Персидской державы Ахеменидов и к 332 году до новой эры приблизился к границам Иудеи, где он вступил в контакт с иудейским народом.

Как Иосиф Флавий в произведениях «Иудейские древности» и «О древности еврейского народа», так и Талмуд сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра к иудеям. Однако, из этих легенд представляется историческим фактом, изложенные в двух книгах Иосифа Флавия данные об участии иудеев в войске Александра Македонского, с которым они дошли до среднеазиатского региона. Четвёртая и самая достоверная волна иудейских переселенцев прибыла на земли среднеазиатского региона через приблизительно 42 года после третьей группы иудеев. Это было в 288 году до новой эры после того, как власть в Азии досталась одному из диадохов Александра Македонского Селевку I Никатору. Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности».

В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет «таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе. Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году. Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами.

Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9]. Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа.

Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе. Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян.

Десять лет мы прожили одной дружной семьей. С некоторыми поддерживаем отношения по настоящее время, несмотря на то, что жизнь нас разбросала по разным уголкам планеты». Именно школа и талантливые учителя повлияли на выбор профессии будущего ученого. Но первая моя учительница в начальных классах - Елизавета Васильевна и преподаватель английского - Яфа Борисовна, сыграли немалую роль в моём становлении и выборе профессии, стать педагогом.

По окончанию школы я поступила на факультет иностранных языков Душанбинского пединститута», - рассказывает она. Через тернии к звездам Хана с успехом заканчивает факультет иностранных языков Душанбинского пединститута и остается преподавать английский язык в «Альма-Матер». Молодого педагога замечают и отправляют на стажировку в Ленинградский госуниверситет. Это меняет ее жизнь и определяет научные приоритеты. Попав в насыщенную академическую среду, она знакомится со многими известными востоковедами, определившими её научное кредо и выбор темы исследований — язык, фольклор, этнография бухарских евреев. А известная ученая, профессор Анна Розенфельд, поставила точку в колебаниях начинающего ученого: «Английский язык без тебя справится, а вот бухарские — нет! Это была ее стихия, она целыми днями пропадает в библиотеках, ищет новые факты о происхождении своего народа, изучает еврейскую письменность, арабский алфавит.

Открывает для себя много нового, ранее запретного - о существовании в 1920-30 годы школ для "местных" евреев в городах Средней Азии, об учебниках, словарях и книгах, написанные еврейской и латинской графикой. Кстати, произведение последнего "Ба ёди Худойдод" В память о Ходойдате сохранилось и на арабской графике, - рассказывает исследовательница. Темой диссертации выбирает историю бухарских евреев. Тогда, в 1980-ые годы, она собирала любой материал, все было ново и не исследовано. Занималась языком и литературой, историей и этнографией, устным и музыкальным фольклором, всем тем, что хоть немного приоткрывало исторические тайны жизни ее народа. Научным руководителем молодого аспиранта стал профессор Альберт Хромов — большой учёный, человек огромной души. Благодаря Якубу Исааковичу Калонтарову и его супруге Розе Львовне Неменовой, сотрудникам института языка и литературы при АН Таджикистана, которых я называю своими наставниками, у меня появились интерес и огромное желание заняться исследованием языка бухарских евреев».

Хана еще в детстве обращала внимание, что родители говорили дома на родном языке, как ей казалось, таджикском, а на улице с другими людьми меняли своё произношение, интонацию, слова. Ее пытливый ум искал ответы на ее же вопрос - почему? Это только потом, я отметила определенное количество слов в языке бухарских евреев явно неперсидского происхождения. Так, я впервые выступила с докладом на конференции в Душанбе, чуть позже появилась моя первая статья в Москве о гебраизмах древнееврейских словах в языке среднеазиатских бухарских евреев», - рассказывает она. Большая Алия Конец 80-х начало 90-х в некогда спокойной и стабильной стране пришли в движение давно забытые тектонические плиты национализма и антисемитизма, набирал силу политический и экономический кризис, стало неспокойно и в Таджикистане. Начинается самая массовая репатриация еврейского населения на историческую Родину Израиль - Большая Алия, Родину от которой они были оторваны многие века. Главной заповедью-пожеланием всех поколений иудеев долгие годы было — «Встретимся в следующем году в Иерусалиме», а в каждом доме на стенах имелась надпись: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим».

На правом косяке входной двери еврейского дома всегда была укреплена мезуза — пергамент с двумя отрывками из молитвы "Шма", которую произносили мужчины, входя в дом и положив на нее руку. В этот период из СССР выехало 1,6 млн. Хана - уже мать двоих аспирантов с почти готовой диссертацией, оказывается в числе репатриантов. Земля обетованная Израиль встречает молодую семью, курортным городом Тверия на севере страны и многочисленными курсами по изучению иврита, центрами абсорбции, всем тем, что необходимо для быстрейшей ассимиляции переселенцев. Считаю, каждый должен жить в своей стране. Израиль надо полюбить, тогда он ответит тебе тем же», - говорит она. По приезду изменилось все, но только не отношение Ханы к науке.

Так вот, нынешняя недельная глава рассказывает о храмовой утвари и одежде, часть из которых исчезла еще при разрушении Первого Храма примерно 2600 лет назад, когда Навуходоносор, разрушив его, угнал евреев в Персию. Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий. И это понимание гораздо шире нашей выставки, это наша жизнь. Потому что обстоятельства, через которые прошли евреи, не располагают к разговорам о вечности, но эта история бухарских евреев дарит надежду — все пройдет, а традиции, культура, имена, все то, что составляет цивилизацию этого малого субэтноса, сохранятся навсегда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично.

Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта стали различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Сергей Устинов, основатель и директор Музея истории евреев в России: «Я благодарю Еврейский музей и Центр толерантности за инициативу и реализацию масштабного проекта выставки, в создании которой мы также принимали самое непосредственное участие… Когда мы создавали Музей истории евреев в России, было принято решение, что для его более качественного обогащения мы будем ездить по местам, где раньше проживали евреи, чтобы успеть сохранить следы исчезающих культур. Всего мы осуществили порядка двух десятков экспедиций, четыре из которых были как раз в Центральную Азию, где проживали бухарские евреи. Кому-то может показаться, что экспонаты, представленные на выставке, ничем не отличаются от предметов быта жителей Узбекистана, которые можно приобрести на местном базаре, но хочу заверить, что все они — часть быта семей бухарских евреев, которые мои коллеги Григорий Казовский и Борис Хаймович привезли из экспедиций. В чужой среде евреи всегда так или иначе мимикрировали, принимали внешний вид тех народов, где им приходилось жить.

Новые досье:

  • Самое интересное
  • В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Виртуальный хостинг
  • Всемирный Конгресс бухарских евреев
  • Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций"

Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев

Приоритетными направлениями деятельности Конгресса являются сохранение духовного наследия и национальной культуры бухарских евреев, возвращение к своим историческим корням. Оказывается социальная и финансовая помощь нуждающимся, поддержка подрастающего поколения в том числе в виде стипендий для талантлиых студентов. Конгресс издает газету "Менора", которая объединяет десятки тысяч читателей во всем мире.

Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите.

Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

Издание рассказывает о бухарских евреях через творчество советской художницы Елены Коровай 1901—1974 , посвятившей им свои лучшие картины: художница использовала модернистскую живопись, чтобы запечатлеть, как еврейский квартал Самарканда переживает свой экономический и культурный расцвет. В этом контексте работы и личность Елены Коровай представляют собой камертон, определяющий тональность и название книги. По словам ее создателей, судьбы бухарских евреев и художницы, нашедшей в их среде множество сюжетов, в чем-то похожи: «и об этом народе, и о Елене Коровай сегодня знают гораздо меньше, чем они того заслуживают».

Авторы и составители сборника «Елена Коровай: иной взгляд.

Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле.

Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!

  • Telegram: Contact @jliferu
  • Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | НЭБ
  • Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | НЭБ
  • В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий