Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других. Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение. Гармоничные отношения. Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге. В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений. Эффективное принятие решений. Эмоциональный интеллект помогает контролировать эмоции и мыслить рационально даже в сложных или стрессовых ситуациях.
Это позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения и избегать импульсивных или эмоционально мотивированных поступков. Повышенная стрессоустойчивость. Высокий эмоциональный интеллект позволяет более эффективно справляться со стрессом и неудачами, быстрее оправиться от трудных ситуаций и сосредоточиться на целях, не поддаваясь негативным эмоциям. Развитые лидерские качества. Эмоциональный интеллект относится к главным качествам эффективных лидеров.
Зачем нужен эмоциональный интеллект: ресурсность и самосбережение Если вкратце, то эмоциональный интеллект необходим нам как для самих себя, так и для общения с другими: внутри нас работают навыки осознанности и управления своими эмоциями, вовне нас — навыки эмпатии и управления атмосферой коммуникаций. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении самого себя?
Он позволяет нам рефлексировать, различать свои состояния, понимать и регулировать, управлять своим поведением сообразно с теми целями, которые мы себе ставим. Эмоциональный интеллект — это пространство, в котором встречаются ум и сердце. Он помогает нам испытывать разные оттенки чувств, проживая жизнь не механически и не за счет одних лишь инстинктов. Он же обеспечивает адекватную самооценку. Развитый эмоциональный интеллект помогает эффективно справляться со стрессом, быть самодостаточным и независимым. Отвечая за позитивное мышление и оптимизм, эмоциональный интеллект дает нам возможность становится счастливыми и эффективными. Эмоции — это наше психическое топливо.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет быть в тонусе, произвольно переключать эмоции и легко приходить в ресурсное состояние. Будучи в ресурсе, мы можем поддерживать себя в состоянии высокой продуктивности, не нарушая при этом условий самосбережения. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении других? Он отвечает за гибкие навыки и определяет качество общения. Есть мнение, что soft skills в сегодня стали два раз важнее, чем hard skills. Собственно говоря, человеческие навыки — это то, что отличает нас от других живых организмов и от машин, поэтому так высоко ценится в цифровом мире. Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам свободно устанавливать контакт, легко строить отношения и достигать своих целей без давления и манипуляций, просто приглашая людей к открытому разговору и сотрудничеству.
Кому нужен эмоциональный интеллект По прогнозам футурологов в среднесрочной перспективе мы увидим резкое увеличение спроса на услуги людей, умеющих работать с людьми. Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их. И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок.
Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности.
В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим. Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому. Состояние, при котором человек затрудняется передать внутренние ощущения, называется алекситимией. Важно понимать, что алекситимия — не диагноз, и может сопровождать различные расстройства и быть причиной психосоматических заболеваний.
Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния. Существуют различные методики и инструменты, которые могут в этом помочь.
Поставьте несколько будильников, чтобы отслеживать, как меняется состояние в течение дня: от бодрости к усталости, от раздражения к легкости и радости. Способность в моменте уловить смену настроения позволяет быстрее реагировать на факторы раздражения. Другие техники развития EQ описаны в образовательном курсе из 38 лекций, который так и называется — «Лучший курс по развитию эмоционального интеллекта». Управление бизнес-процессами Когда понятны собственные эмоции и причины, по которым они возникают, проще регулировать и различать состояние других людей: через комфортную и доверительную атмосферу в коллективе, правильную мотивацию, работу с выгоранием сотрудников, выявление их сильных сторон и зон роста. Вы сможете учитывать человеческий фактор и возможные риски при работе над групповыми проектами, быстрее придёте к общему видению и желаемому результату. Также понимание людей помогает чувствовать потребности клиентов и привлекать выгодных партнеров, а практический навык управления эмоциями даёт возможность принимать взвешенные решения с холодной головой. Гармоничные отношения с близкими Умение слышать, понимать и поддерживать партнёра — три ключевых составляющих эмоционального интеллекта, которые помогают построить длительные гармоничные отношения. Научитесь этично разрешать конфликты, находить баланс между собственными интересами и желаниями партнёра, учитывать особенности других людей: их установки, потребности, источники мотивации, образ мыслей. Регулярно проговаривайте свои чувства, разделяйте впечатления и переживания, задавайте глубокие вопросы, чтобы понять друг друга лучше. При обсуждении важного вопроса сместите акцент с интерпретации действий другого на собственные чувства и безоценочные факты: Осознанное родительство Наладить отношения со сверстниками, полюбить учебу, найти интересное хобби — задачи, которые порой кажутся почти невозможными, однако проходит через них каждый.
Что такое эмоциональный интеллект
Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка. Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других. Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение.
Гармоничные отношения. Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге. В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений. Эффективное принятие решений. Эмоциональный интеллект помогает контролировать эмоции и мыслить рационально даже в сложных или стрессовых ситуациях. Это позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения и избегать импульсивных или эмоционально мотивированных поступков.
Повышенная стрессоустойчивость.
А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх.
Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно.
Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов.
Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы.
Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы.
Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций. Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль.
Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение. Что такое эмоциональный интеллект Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте?
Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание. Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта.
Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна. Измерение эмоционального интеллекта - существует три наиболее распространенных способа. Один — самостоятельная оценка.
Второй — так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа. Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале.
Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха.
Да, умным быть важно, однако этого недостаточно.
В начале XX века американский психолог Эдвард Торндайк ввёл понятие социального интеллекта. Оно описывает способность понимать людей, умение общаться с ними и действовать разумно в отношениях. Это значит, что человек способен коммуницировать на высоком уровне, находить общий язык, налаживать и поддерживать социальные контакты. Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1960-х годах. В отличие от понятия «социальный интеллект», он связан со способностью распознавать эмоции — как свои, так и чужие. Однако по-настоящему популярным этот термин стал только в 1995 году, после выхода одноимённой книги американского журналиста Дэниела Гоулмана. В ней автор определил эмоциональный интеллект как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества и важны для достижения успеха в карьере. Кроме того, исследования показывают, что люди с развитым эмоциональным интеллектом реже сталкиваются с проблемами психического здоровья.
Составляющие и навыки эмоционального интеллекта В современной психологии основной считается модель эмоционального интеллекта, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект состоит из четырёх ключевых компонентов: Восприятие эмоций. Это способность распознавать собственные эмоции и понимать чувства других людей по их мимике, жестам, голосу, походке и другим невербальным сигналам. Использование эмоций для когнитивной деятельности. Человек учится активизировать мыслительные процессы для обучения, решения задач и проблем. Например, он помогает взглянуть на вещи под разными углами зрения или дольше фокусироваться на объекте, который вызывает больший эмоциональный отклик. Понимание эмоций. Позволяет определять причину эмоций, видеть их взаимосвязь, улавливать мельчайшие детали и нюансы. Управление эмоциями.
Этот навык включает в себя умение контролировать положительные и отрицательные эмоции для достижения результата, а также влиять на эмоциональное состояние окружающих. Существует также смешанная модель эмоционального интеллекта, разработанная Дэниэлом Гоулманом. Согласно этой модели, EQ состоит из пяти компонентов: самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Принцип работы В модели лаборатории EQ-factor эмоциональный интеллект не рассматривается отдельно от IQ — они не являются противоположными или конфликтующими. Интеллектуально-эмоциональный профиль личности можно представить в виде пирамиды, где EQ является основанием.
Что такое эмоциональный интеллект
Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Из статьи вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект, какие компоненты в него входят, как можно провести диагностику эмоционального интеллекта и улучшить его. Что такое эмоциональный интеллект и правда ли он помогает строить карьеру и отношения.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. По словам Чистяковой, эмоциональный интеллект – это когнитивная способность, а не просто наличие эмоций. Эмоциональный интеллект позволяет понимать не только эмоции и поступки других людей, но и их предпосылки. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами.
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. |
Эмоциональный интеллект | Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. |
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века | Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. |
Урок 2. Эмоциональный интеллект | Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? В блоге Авито — советы по развитию эмоционального интеллекта. |
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен? | В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Что такое эмоциональный интеллект? В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Что такое эмоциональный интеллект и 4 способа его улучшить | Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. |
Эмоциональный интеллект. Что такое и как развить | Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. |
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции | Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире. В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта. Будет интересно!
Важно уметь правильно реагировать.
Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь. У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны.
Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним. Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре. Нежелание принимать новое всегда мешает развитию. Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными. Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать.
Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии. Она рождается из отдыха и человеческого общения. И то и другое нужно научиться делать с пользой. Если времени для досуга совсем нет, а так бывает, нужно снимать напряжение различными техниками. Люди с высоким EQ умеют устанавливать баланс между работой и досугом. Важно научиться извлекать из отдыха энергию для работы, а не продолжать дома, как заяц-энерджайзер, думать и говорить о бизнесе; Вы умеете слушать. Человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает чувства и эмоции других не только через текст, но и через то, что находится в паузах; Вы умеете ставить реалистичные задачи.
Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы. Так что же нужно, чтобы стать «эмоциональным интеллектуалом»? Психолог и автор бестселлеров Дэниел Гольман Daniel Goleman считает, что существует пять обязательных составляющих эмоционального интеллекта. Взгляните на них и, возможно, над отдельными аспектами вы решите поработать. Только осознавая свои эмоции, можно знать о влиянии ваших собственных действий, настроения и эмоций на других людей. Для того чтобы выработать самоосознание, вам необходимо контролировать ваши собственные эмоции, распознавая различные эмоциональные реакции, и затем правильно идентифицировать каждую конкретную эмоцию.
Люди с самоосознанием видят взаимосвязь между чувствами и поступками. Эти люди способны определить свои сильные стороны и свои пределы, они открыты для новой информации и опыта, также они учатся при взаимодействии с другими людьми. Гольман считает, что у людей, обладающих самоосознанием, хорошее чувство юмора, уверенность в себе и своих способностях, и есть понимание того, как их воспринимают окружающие. Это не означает, что нужно заблокировать и скрывать свои истинные чувства — это значит ждать подходящего времени и места, чтобы их выразить. Самообладание подразумевает выражение своих эмоций адекватным образом. Люди с самообладанием, как правило, гибки и хорошо адаптируются к изменениям.
Они способны управлять конфликтами и разрешать напряженные или сложные ситуации. Гольман считает, что люди с сильными навыками саморегулирования также очень добросовестны. Они внимательны к окружающим и берут на себя ответственность за свои действия.
Сотрудники общаются в нерабочее время и уважают свободу друг - друга, образуя более прочные и дружественные отношения. Руководство может рассказать об общей цели компании и принимать предложения реализации от сотрудников. Это, безусловно, поднимет командный дух. Когда шеф способен проложить стратегический путь к достижению целей.
Вы делаете паузы во время работы, которые помогают избежать решения, принятого на эмоциях. Когда вы стремитесь контролировать свои мысли, вы сопротивляетесь тому, чтобы стать рабом своих эмоций, позволяя себе жить так, чтобы это гармонировало с вашими целями и ценностями. Какое влияние на нас оказывает эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы управляем поведением, реагируем на жизненные сложности и принимаем решения, которые дают положительные результаты. Ваше умение контролировать эмоции помогают контролировать стресс, позволяя вам обнаруживать и принимать сложные решения до того, как ситуация ухудшится. Люди, которые не используют свои навыки эмоционального интеллекта, чаще обращаются к другим, менее эффективным средствам управления своим настроением. Они в два раза чаще испытывают беспокойство, депрессию, злоупотребляют психотропными препаратам, и их могут посещать суицидальные мысли. Как улучшить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта - это непрерывный процесс, который у каждого человека проходит индивидуально, а практика, представленная ниже, поможет вам, как можно скорее прийти к самосознанию, способности сопереживать и коммуницировать.
Можете ли вы назвать что это? Какие эмоции обычно возникают в стрессовой ситуации?
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Они не могут быть опорой для принятия важных решений. Развивайте самоконтроль. Вы должны стать выше раздражительности, срывов, уныния. Самоконтроль позволит вам сначала думать, а потом действовать. Во время сторонних конфликтов не принимайте ничью сторону. Не ищите виноватого, если возникли трудности. Начните с себя.
Развивайте эмпатию. Важно понимать проблему с позиции другого человека. Относитесь к людям с уважением и пониманием и это будет возвращаться бумерангом. У индейцев есть мудрость: Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах. При любом недопонимании старайтесь ставить себя на место собеседника. Улучшайте мотивацию.
Что может быть лучше, чем занятие любимым делом со страстью, находясь в потоке? Это путь к полноценной самореализации и счастливой жизни. Замечайте все моменты, когда вы думаете в негативном ключе. Старайтесь в любой ситуации увидеть хотя бы маленький плюс. Отличным примером является персонаж книги Элинор Портер — девочка Поллианна. Ставьте перед собой цели, которые вас по-настоящему вдохновляют.
Развивайте коммуникативные навыки. Один из важнейших аспектов эмоционального интеллекта — взаимодействие с людьми. Навыки общения позволяют понимать других, доносить свои идеи, убеждать. Сюда же относится и невербалика. В любой сфере жизни неизбежны конфликты. Их нужно уметь решать.
В жизни бывает трудно тренировать коммуникативные навыки. Не каждый согласится выступать в роли манекена для "битья". Но в тренажере iTopica вы без проблем можете тренироваться в безопасной среде. А вашими оппонентами будут люди, которые так же, как и вы, хотят развивать свой эмоциональный интеллект. Вывод Развитый эмоциональный интеллект открывает перед вами огромные возможности в любой сфере жизни. Но помните, что для достижения результата нужны время и усилия.
Не переживайте, если спустя пару недель тренировок вы не увидите изменений. Их увидят окружающие и начнут относиться к вам иначе.
К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения. Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих.
Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей. Мотивация Речь идет о внутренней мотивации — когда человек стремится к удовлетворению потребностей и целей, руководствуясь своими убеждениями, желаниями и ценностями, а не внешними факторами — деньгами, славой или признанием. Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность.
Несмотря на то, что мы можем понять общие причины социальных эмоций, мы должны понимать и нормы группы или общества для выделения точной причины и момента появления этих эмоций.
Эмоции очень тесно связаны с ценностями человека. Если у другого человека в процессе общения с Вами вдруг возникла сильная эмоция, знайте, что Вы затронули какую-либо его ценность. И интенсивность этой эмоции будет показывать на степень значимости ценности для человека. Четвертая ветвь — это управление эмоциями Все вышеописанные способности необходимы для того, чтобы вы сами регулировали свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого человека вне зависимости от того, что происходит во внешнем мире. Умеете ли вы вызвать у себя нужную эмоцию или «заразить» другого человека своей эмоцией?
Эта способность как раз связана с осознанной регуляцией эмоций, с умениями вызывать эмоции или отстраняться от них; осознавать эмоции, определять их целесообразность и т. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения эмоционального интеллекта и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2. Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е.
Работа над адаптацией теста велась с 2006 по 2010 год. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции. На основе модели способностей Мэйера ии Сэловея был создан российский тест — ТЭИ тест эмоционального интеллекта. В 2018 году методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и пригодности, выпущена для использования в онлайн-формате. Подробнее о процессе создания и проверки теста можно прочитать в методическом пособии «Тест эмоционального интеллекта» Сергиенко Е.
Тест эмоционального интеллекта: Методическое пособие. Тест ТЭИ показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также измеряет развитие 4 способностей эмоционального интеллекта: Распознавание идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, в т. Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций.
Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу.