В целом по руслу Северной Двины происходит снижение уровней. Сложные моменты остались пока в дельте Северной Двины и в низовьях Мезени.
Северная Двина
он был спущен на воду еще в 1911 году и до сих функционирует как полноценное круизное судно, пользующееся вниманием со стороны туристов. В настоящее время на реке Северной Двине ледоход по-прежнему развивается в рукавах Холмогорского разветвления. Самый верхний участок длиной 74 км до места впадения правого притока, реки Вычегды, носит название Малая Северная Двина. Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «На реке Северная Двина начался ледоход» на канале «Pricolis» в хорошем качестве, опубликованное 27 апреля 2024 года в 22:28, длительностью 00:00:58, на видеохостинге RUTUBE.
Притоки Северной Двины
Ледоход на Северной Двине проходит на высоких уровнях. 5 ноября 1964 года в Архангельске состоялся митинг по поводу открытия моста через Северную Двину. На реке Северной Двине в 14:00 мск голова густого ледохода была зафиксирована в районе г/п Боброво (38 км от г. Северная Двина — река на севере Европейской части России. Длина — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км, длина с Вычегдой — 1803 км. По данным государственного водного реестра длина водного пути р. Кубена — оз. Северная Двина от г. Великий Устюг до устья.
По Северной Двине дрейфует нефтяное пятно длиной 4 км
Причем время от времени, даже после того как Россия прочно утвердилась на Балтике, Северная Двина оказывалась единственной дорогой, связывавшей Россию с Европой. Например, в Отечественную войну 1812г. Россия поддерживала связь с европейскими странами только через Архангельск. Общеизвестна роль Архангельского порта и в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.
Наблюдения за сроками вскрытия и замерзания Северной Двины, например, начали проводиться с 1734г. Первый в России водомерный пост был открыт на Неве лишь на 18 лет раньше — в 1715 г. В 1839 г.
В начале XX в. Кстати, из Вологды, связь которой с центральными районами России была давно налажена, железную дорогу в Архангельск построили лишь в 1897 г. До той поры Северная Двина была практически единственным путем, соединявшим эти два города.
Что же касается регулярного пассажирского сообщения, то оно осуществляется по Северной Двине с 1859 г. К путешествию по реке раньше готовились основательно: пекли на дорогу пироги, брали с собой самовар, припасали тулуп. До середины XX в.
В последние годы пассажирское судоходство на Северной Двине, как и на всех реках вообще, сокращается, но грузооборот Архангельского порта продолжает нарастать. На десятки километров протянулись вдоль Северной Двины и по берегам ее островов архангельские верфи и причалы. Главный груз Архангельска — лес.
Архангельск не только морской и речной порт, его по праву называют "воротами в Арктику". За 250 лет из устья Северной Двины ушло более 200 экспедиций. Общая протяженность судоходных путей Северо-Двинcкого бассейна превышает 5,5 тыс.
На его территории насчитывается 61 878 рек и ручьев и 17,6 тыс. Северная Двина на 365 км короче, чем Вычегда, и на 35 км короче, чем Пинега, — ее длина составляет всего 744 км. Бассейн Северной Двины необычен: в плане, по очертаниям, он похож не на традиционное "дерево", а на "гриб", обращенный "ножкой" к Белому морю.
Начинается Северная Двина от слияния Сухоны с Югом. Извивающаяся среди заливных лугов синяя лента ее хорошо видна с колокольни Троице-Гледеновского монастыря. Первые 74 км, до впадения Вычегды, Северную Двину называют Малой Северной Двиной, хотя по ширине и по расходу воды она с самого начала отнюдь не малая река.
Малая Северная Двина течет в просторной, шириной до 3—4 км, а местами и более, долине, среди множества обнажающихся в межень отмелей и островов. По левому ее берегу тянутся пески, кое-где видны выходы желто-бурых глин. Правый берег реки преимущественно высокий.
В обрывах его возле пристани Аристове разноцветные мергели перемежаются со слоями почти белого известняка, ниже по течению известняки вкраплены в мергели гнездами, и издали кажется, что красно-бурая скала забрызгана белилами. Возле уреза воды часто попадаются валуны. Лес то подходит совсем близко к воде, то отодвигается, и тогда ветер доносит с полей запах нагретых солнцем трав и чуть горьковатый медвяный аромат каких-то цветов.
Места кругом живописные, одна из деревень так и называется — Красавино. Русло Северной Двины неустойчиво к размыву. О былых блужданьях Северной Двины по долине могут рассказать не только многочисленные старицы, но и старые географические карты.
На одной из них, составленной в 1850 г. В межень река обтекала луг справа, но весной, в половодье, воды ее, очевидно, частично шли напрямую через озеро, и год от года протока, соединявшая Таргозеро с Северной Двиной, становилась все глубже и шире. Затем русло реки окончательно переместилось на луг, поглотив озеро, а справа осталась старица.
В этом районе, судя по карте, произошли и другие изменения. Приток Северной Двины, речка Евда, стал впадать на 5 км выше по течению, а из четырех рукавов Северной Двины, на которые река разливалась возле деревни Ляпунове, остались всего два — основной и Тихий полой. Да и тот в последние годы Северная Двина усиленно заполаскивает песком.
За устьем Ваги начинается самый красивый участок Север ной Двины. Река на большом протяжении течет здесь одним рукавом. Долина ее, врезаясь в толщи гипсов пермского пе риода, сужается, и пойма местами исчезает полностью.
Белые поросшие лесом обрывы над широкой полноводной рекой просто сказочно хороши. Высота берегов возле пристани Звоз достигает 50—60 м. В половодье белокаменные стены отвесно уходят в воду, в межень внизу открывается узкая полоска песка и осыпей, по которой почти везде можно пробраться вдоль берега.
Надо только, если не хочешь иску паться, стараться не наступать на шаткие, неустойчивые глыбы. В осыпях попадаются небольшие куски гипса белого, голубого, желтоватого и розового цвета.
Пинеги справа долина и русло резко сужаются, островов меньше, пойма прерывистая, склоны и берега в основном крутые.
Ниже устья Пинеги река разбивается на рукава, собирающиеся в один поток у Архангельска. Далее начинается дельта реки [2]. Дельта Северной Двины начала активно осваиваться русскими поселенцами с XV века.
При этом в местной топонимике сохраняются следы финно-угорского субстрата [9]. Усть-Пинега , в 137 км от устья [10].
Весеннее половодье на реке приходится на период с апреля по июнь. В бассейне реки насчитывается около 62 тыс. Диапазон колебания уровней воды в течение года составляет 5,5-9 м, при этом наибольший размах колебаний уровня отмечается между устьями рек Ваги и Пинеги, и достигает 14 м. Ледоход на Северной Двине бурный с частыми заторами, что может приводить к резкому и значительному повышению уровня воды и наводнениям в населенных пунктах. На берегах Северной Двины находятся два крупных порта - Архангельск и Котлас, которые играют важную роль в экономике региона.
Северная Двина также привлекает туристов своей красотой и уникальными природными объектами.
Ледокол «Евдокимов» продолжает работы по спуску льда в Никольском рукаве. В ночь на 24 апреля запланированы работы по расчистке пути для буксирных маршрутов на остров Кего. Подход основного ледохода к Архангельску прогнозируется на 25 апреля, - сообщили в агентстве государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области. Общественная приемная.
В Архангельской области Северная Двина начала затапливать поселок Холмогоры
Диву даешься, когда смотришь, какие криули приходится выписывать баржам, чтобы пройти по фарватеру. Тут только на суднах с низкой осадкой идти, таких как колесный пароход. Вообще забавно получается: на машинах, чем выше дорожный просвет, тем внедорожнее, а на воде наоборот — чем ниже, тем проходимее. Лет 15 назад можно было прокатиться по Двинским просторам из Архангельска в Котлас на колесном пароходе.
Это самый настоящий колесник, который гребет колесами по бортам, а из трубы валит дым. Сейчас колесному пароходу «Н. Гоголь» исполнилось 110 лет.
Ветерана уже не гоняют так далеко по Двинским просторам, а жаль. Это настоящий музей на воде и настоящее приключение. Грузовые перевозки по воде оказались мало кому нужны, а пассажирские не выгодны.
Дешевле все доставлять по дорогам. Судоходному руслу каждый год надо делать дноуглубительные работы, а это дорого. Интересно, а можно ли песок со дна реки использовать для строительства дорог?
Ведь он идеальный по составу. Тогда можно решить сразу две проблемы. Как вам идея?
Сейчас самыми частыми посетителями Северной Двины можно считать рыбаков, а не туристов. Их тут как раз совсем немного. Мы пока ездили по диким местам, не видели ни одного, а вот на трассе машины встречаются с разными регионами России.
Богата была раньше Двина на рыбу. Это река кормилица для местных жителей. Этакая Волга, только северная.
Сейчас рыба тоже водится, но ловится хуже и мало осталось ценных видов рыб. При желании и упорстве реально поймать стерлядь, семгу и горбушу, а в малых реках водится хариус. Тут сказалась экология.
Кстати, по поводу экологии, один раз видели красно-оранжевую воду. Как будто огромное содержание железа. Кто знает, почему так, напишите, интересно.
Сейчас в этих местах, где когда-то жила чудь заволочская, живут их далекие потомки, а в деревнях из поколения в поколение передаются истории, что Петр 1 выходил на берег именно у них в деревне. Так это или нет, теперь только гадать, а вот заливные луга и грибные леса по берегам Северной Двины сохранились по сегодняшний день.
Уже в июне 1958-го северодвинские корабелы передали Северному речному пароходству два судна, построенных по проекту 722.
Строительство надводных и подводных кораблей, включая революционные для тех дней атомоходы, а также вспомогательных судов ВМФ не мешало работе и над гражданскими заказами. Всего по проекту 722 на заводе было построено два парома. Они получили имена «Северодвинск» и «Норильск» и использовались для переправы через Северную Двину в Архангельске.
С их помощью обеспечивалось круглогодичное сообщение жителей эстонских островов Сааремаа и Хиумаа с материком, а также Кронштадта с фортами и городом Ломоносов. Длина каждого из судов была 45,6 метра, ширина — 11 метров, высота борта — четыре метра, а осадка — 2,6 метра. Они оснащались двумя главными двигателями мощностью 300 л.
Экипаж состоял из 12 человек.
Великий Устюг до г. Обращает на себя внимание факт, что верхние границы модальных интервалов значений концентраций соединений железа превышают ПДК в 5. Это может быть обусловлено повышенным природным фоновым содержанием железа в пределах водосборной территории. Повышенное содержание в воде соединений меди по наиболее часто встречаемым значениям концентраций обнаружено в верхнем течении Северной Двины на участке от г. Великий Устюг 9. Телегино 10 ПДК с последующим снижением к устью реки до 2. По остальным веществам значения концентраций не превышают ПДК на всех участках реки, за исключением участка реки у г.
Архангельска, где она составляет 2. От истока к устью Северной Двины в целом наблюдается постепенное увеличение общей минерализации речных вод рис. Эту закономерность нарушает повышенный модуль выноса главных ионов в бассейне р. Минимальный модуль зафиксирован в бассейне р. Сысолы — 19. Распределение минерализации речных вод в бассейне р. Северная Двина. Повышенная минерализация речных вод обусловлена прежде всего вкладом основных анионов — сульфатов и гидрокарбонатов рис.
Максимальный модуль выноса сульфатов происходит с водосбора р.
Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м. Ниже устья Вычегды берега высокие, обрывистые, ширина русла увеличивается почти в два раза; в расширениях долины русло образует крупные излучины, разветвляется. Пойма изрезана протоками и старицами [2]. От устья левого притока — р. Ваги — до впадения р. Пинеги справа долина и русло резко сужаются, островов меньше, пойма прерывистая, склоны и берега в основном крутые. Ниже устья Пинеги река разбивается на рукава, собирающиеся в один поток у Архангельска.
Красавица Северная Двина
До впадения правого притока реки Вычегда называется Малая Северная Двина, протекает в пределах широкой до 6—7 км долины , преимущественно вдоль правого коренного берега высотой 15—35 м. Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м, с многочисленными перекатами и островами. Ниже устья Вычегды ширина русла увеличивается почти в 2 раза, берега высокие, обрывистые; в расширениях долины русло разветвляется, образует крупные излучины. Пойма изрезана протоками и старицами. От устья левого притока реки Вага до впадения реки Пинега справа долина и русло резко суживаются, склоны и берега в основном крутые, островов меньше, пойма прерывистая. Ниже устья Пинеги река разбивается на рукава , которые собираются в один поток у г.
Далее начинается многорукавная приливная дельта площадью около 900 км2. В бассейне реки около 62 тыс.
Прогноз развития гидрологической обстановки В период c 23:00 27 апреля до 1:00 28 апреля ожидается подход к г. Архангельск части основного ледохода, пропускаемого полоем Мечка.
Но вместе с тем Северо-Двинскую водную систему А.
Беляков считает необходимым сохранить, поскольку она может успешно использоваться в качестве второстепенной водной магистрали. Для восстановления же нормальной экологической обстановки А. Беляков предлагает понизить нынешний уровень воды в этой системе до той её отметки, которая была в середине ХIХ века. Будущий Волжско-Северодвинский водный путь Продолжу… Согласно проекту, судоходный канал Волжско-Северодвинского водного пути состыкуется также, как и трасса Северо-Двинской водной системы с Кубенским озером. Куда Волжско-Северодвинский путь направится дальше? А дальше он пойдёт по реке Сухона вплоть до Северной Двины а если точнее, до устья реки Вычегда — правого притока Северной Двины.
Чтобы Сухона на протяжении всего своего течения стала доступной для крупнотоннажных речных судов, придётся построить на ней от 5 до 6 подпорных гидроузлов то есть гидроэлектростанций с их плотинами , и ещё один подпорный гидроузел на Северной Двине чуть выше Котласа. Данные меры превратят Сухону в устойчиво глубоководную транспортную артерию сейчас её глубина летом не превышает 1 метра!!! Всё это можно сделать ориентировочно в пятилетний срок. Беляков даже рассчитал сколько для выполнения данных работ потребуется инвестиций. Они в 2010 году, когда эти расчеты производились, должны были составить около 1 миллиарда долларов США, то есть вполне подъёмную для бюджета российского государства сумму!!! Подпорный гидроузел Хорошо… По Волжско-Севердовинскому водному пути крупнотоннажные речные суда будут доходить до Северной Двины.
Далее течёт на север, в Архангельскую область. Почти на самом севере сливается с Пинегой. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км.
Северная Двина — типично равнинная река. Имеет многочисленные перекаты и острова. Русло относительно прямолинейное, шириной 400—600 м.
Ниже устья Вычегды берега высокие, обрывистые, ширина русла увеличивается почти в два раза; в расширениях долины русло образует крупные излучины, разветвляется. Пойма изрезана протоками и старицами. От устья левого притока — р.
Северная Двина (река)
В настоящее время на реке Северной Двине ледоход по-прежнему развивается в рукавах Холмогорского разветвления. Вот Вам и новость к празднику, впрочем как что ожидать от такого Министерства Финансов РФ, о чем. Ледоход на Северной Двине движется в 60 километрах от Архангельска. Оценка переноса ЗВ по длине Северной Двины проведена на основе расчета объемов их притока.
В Архангельской области Северная Двина начала затапливать поселок Холмогоры
РЖД завершили капитальный ремонт моста через Северную Двину в Архангельске. ая Двина длиной 744 км и на всю её длину всего лишь 3 автомобильных моста. Северная Двина — река на севере Европейской части России. Длина от устья Сухоны — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км. Площадь бассейна — 360 тыс. кв. км. Образуется слиянием рек Сухона и Юг. Сегодня в Северодвинске Архангельской области состоялось торжественное открытие обновленного мостового перехода через Никольское устье Северной Двины. Вскрытие Северной Двины от ледостава происходит в период с начала апреля по начало мая. Ее длина 1020 км, и к Северной Двине она никакого отношения не имеет.
Подход ледохода к Архангельску прогнозируется к 25 апреля
Сергей Андреев, спасатель Центра гражданской защиты Архангельской области: «Да, лёд тяжелый, можно сказать пористый, сначала идёт легко. Но нам надо досверлиться». Когда сверло замолкает — подключаются взрывотехники. На 120 лунок — ровно столько же тротиловых шашек. Общий вес заготовленной взрывчатки 300 килограммов.
Заряды соединяются между собой несколькими проводами — получается своеобразная гирлянда длиной полкилометра. На создание линии подрыва уходит почти 2 часа. И вот считанные минуты до команды «Старт». Её даёт руководитель взрывных работ.
Северную Двину условно делят на два участка. Малой Северной Двиной называют верхний участок в 74 км от все того же места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в нее Вычегды. Здесь русло реки не широкое и со множеством порогов. А Большой Северной Двиной именуется отрезок от Котласа до устья. И там уже река разливается, порой, до двух км в ширину. Видели, знаем. Название Двина, скорее всего, означает «двойная река».
Судоходна на всем протяжении, но летом иногда судоходство прерывается из-за маловодья в нижнем течении. Грузовые перевозки на баржах.
Пассажирские перевозки осуществляются на участке Шуйское — Туровец в Междуреченском районе. Интересные факты: Сухона исторически имела важнейшее транспортное значение, находясь на водном пути от Архангельска в Центральную Россию. В 1278 году по приказу белозерского князя Глеба Васильковича была спрямлена крутая излучина около истока Сухоны. Это был первый искусственный речной канал на Руси. Отдельные части Сухоны именовались по-разному. Исток — северо-западные склоны Северных Увалов. Юг сливается с Сухоной, образуя Северную Двину. Напротив устья — город Великий Устюг. Длина — 574 километра.
В ХХ веке река была судоходна на отдельных участках в короткий полноводный период. Сейчас Юг считается водным путем без гарантированных габаритов судового хода. Гарантированные габариты судового хода устанавливают для определенного низкого уровня воды. На реках есть участки с наименьшими габаритными размерами — некоторые перекаты, пороги, изгибы русла, — которые ограничивают размеры и осадку судов. Интересные факты: С IX века началось заселение земель выходцами из Новгорода. До этого на берегах Юга жило племя чудь. По реке Юг проходил торговый путь от Северной Двины к реке Ветлуге. Реки Юг и Унжа были связаны волоком. К XV веку относится первое упоминание о поселении Никольск на берегу Юга именно как о пристани.
К тому же времени относится и первое упоминание о поселении Кичменгский Городок, выполнявшего роль крепости, защищавшей от нападения татар, а спустя почти 150 лет — и от поляков. В ХХ веке река использовалась для лесосплава. Для этих целей в районе села Демьянова реку перекрывали поперечной запанью плавучим заграждением. Регулярный молевой сплав древесины стал причиной разрушения берегов на крутых поворотах русла.
В период с 16:00 до 20:00 мск наблюдались подвижки льда в районе н. Матеры 66 км от г. В порту Архангельск и в устьевой области Северной Двины в результате проведенных ледокольных работ наблюдается движение льда в виде ледохода различной интенсивности.
Северная Двина
Устьевая область Северной Двины относится к типу приливно-го устья с многорукавной дельтой и с приглубым устьевым взмо-рьем, занимающим вершину Двинского залива Белого моря. Он соединяет центр Архангельска с левым берегом Северной Двины. Работы на переправе начались в 2019 году. он был спущен на воду еще в 1911 году и до сих функционирует как полноценное круизное судно, пользующееся вниманием со стороны туристов. Северная Двина — это равнинная река с медленным течением и по большей части прямым руслом. Проект моста через Северную Двину был разработан там же, в Ленинграде, в институте «Ленгипротрансмост».
В Архангельской области взрывают лед на проблемном участке Северной Двины
Пропускная способность моста — 26 пар поездов в сутки. Капитальный ремонт проведён 0без остановки движения по мосту. Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? Подпишись , и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
От впадения Ваги до устья Пинеги оба берега долины приближаются к руслу реки, которая образует здесь одно нераздельное русло; по слиянии же с Пинегою у горы Холмогор Двина снова раскидывается на многие рукава. За 30-40 километров до своего впадения Двина разделяется от мыса Пур-Наволок в середине Архангельска на три главные рукава: Березовский, или Корабельный, Мурманский и Пудожемский, и к северу от города отделяет на восток еще четвертый рукав — реку Кузнечиху, который потом у взморья соединяется с Березовским. Из рукавов только Березовский доступен кораблям, остальные же только судам меньшего размера. От разделения этих рукавов начинается дельта Двины, образующая треугольник, вершина которого в Архангельске, а стороны: одна направлена к западу длина около 35 километров , другая к северу длина 50 км.
Площадь дельты около 1000 км2 Главные 4 рукава соединены между собою множеством протоков и таким образом составляют целый архипелаг островов разной величины: Повракульский на востоке дельты, Никольский в середине, Лясомин на западе и Мудьюжский на севере. К северу от Архангельска Соломбальские острова , на которых расположена заречная часть Архангельска — село Соломбальское. Острова эти образуются Кузнечихой и Березовским рукавом. Берега по обе стороны дельты, как и берега реки выше Архангельска, состоят из песчано-известковых и глинистых холмов до 21 метра высотой, покрытых лесом, которые подходят к самому берегу. Острова дельты большею частью песчано-землистые с прикрутыми берегами, от 4 до 8 метров высотой, с поверхностью ровной, покрытой лугами, пашнями и мелколесьем. Со стороны моря дельта оканчивается обширными песчаными отмелями, между которыми продолжаются русла рукавов или фарватеры, пересекаемые поперечной отмелью, над которой наименьшая глубина по фарватерам от 2,5 до 3,5 метров. Берега Северной Двины преимущественно песчаные, внешне напоминают берега Волги.
У истока своем Северная Двина имеет много песчаных мелей, которые ежегодно переменяют свое место; так, в верхней части реки на расстоянии 25 км. Северная Двина уже от своего истока судоходна; протекая лесами и болотами , она скоро принимает значительные размеры и под Красноборском является широкой, полноводной рекой; далее, приняв значительные притоки Вагу, Емцу, Сию, Пинегу и некоторые другие, река быстро расширяется, размывая на пути своем рыхлые берега. Затем, встречая плотную почву, раздробляется на множество рукавов и так течет в море.
Западнее от Архангельска находится Северодвинск. Этот не очень крупный город известен тем что в нём функционирует крупнейшее российское «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие». Севмаш, предприятие оборонно-промышленного комплекса России не просто судостроительная верфь, а конвейер по производству военных кораблей и подлодок. Именно тут увидели свет 132 атомохода, а это более половины всего атомного флота России. Северная Двина, включая многие крупные реки, впадающие в неё, судоходна. Навигация длится с середины мая до октября. Временами река может значительно мелеть, поэтому предприятиями российского водного комплекса регулярно проводятся дноуглубительные работы.
Дошло до того, что вода залила земельные участки, машины и добралась до жилых домов. В зону подтоплений попало и местное кладбище.