На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского — предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) — мусульмане (арабский «мусулм» — предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования.
Реферат по обществознанию на тему: «Ислам»
В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане. Между тем, соблюдение прав мусульман практически не исследуется в качестве самостоятельной проблемы. Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. одна из трёх мировых религий. Уникальна она не только тем, что она - самая молодая из трёх мировых религий, но ещё и этимологией названия. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Презентация на тему "Ислам" ученицы 4 А класса Самборкой Екатерины.
Религия – ислам
Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями. На современном этапе развития мировой цивилизации исламский фактор, влияние мирового мусульманского сообщества приобретает все более масштабный характер. Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Ислам: самая молодая мировая религия
Разделение исламской веры на несколько направлений, связано со специфическими особенностями этого вероучения, которые в корне отличают ислам от иных мировых религий. Реферат на тему. В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам.
Реферат на тему: Ислам
Маркс, помноженный на Фрейда и прошедший обработку франкфуртской философской школой. Вчера ты марксист, сегодня — транссексуал. Спасибо, но нет, это не консерватизм. Резюмирую: Россия сегодня должна смотреть в будущее, но опираясь и черпая силы в своей богатейшей истории».
Идея «завершения пророчества» В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Аллаха на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями. В содержании Корана много демократических мотивов, а потому ислам подчас воспринимается как народная религия. Аутентичность ислама личности мусульманина Аутентичность, по мнению западных исследователей, — это полное выражение мусульманской религии в личности верующего.
Мусульмане всех стран одинаковы. Эти люди, сформированные исламом, составляют единую общность — «умму». Однако данный вывод требует критического анализа и переосмысления.
Объяснение этой примечательной черты ислама следует искать в обстоятельствах его возникновения. Если другие мировые религии появлялись в странах с предшествующей тысячелетней культурной традицией, с достаточно развитыми национально-государственными религиями, со сложившимся государственным и социальным строем, то ислам формировался в условиях переходного между первобытностью и собственно цивилизацией раннеклассового общества, без какого-либо единого политического центра, с чрезвычайно пестрой смесью верований. Поэтому ислам в определенной мере стал объединяющим началом, превратившим разъединенные кочевые, полуоседлые и оседлые племена в одну из наиболее масштабных и влиятельных цивилизаций в истории человечества. За относительно короткий исторический период ислам смог превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен вырос «мусульманский мир», во времена своего расцвета охватывавший огромную территорию от Испании до Филиппин.
Именно как обозначение этого «мира» и используется слово «ислам» дар-ал-ислам «территория, где распространена мусульманская вера». Правда, в историческом контексте распространение ислама проходило волнообразно: к XIII в. В основном успешному утверждению ислама способствовал провозглашенный еще Мухаммадом принцип «Нет принуждения в религии! Наличие такого подъема убедительно показывает сравнение религиозной статистики начала и конца ХХ ве-ка. Этот рост обусловлен двумя основными факторами. Первый фактор — активное обращение в ислам немусульман кочевые племена Африки, чернокожее население США и Канады, до 1 млн европейцев ; второй, дающий подавляющую часть данного прироста, — высокий уровень рождаемости у мусульманских народов, который при современном уровне развития медицины а значит, резком снижении смертности привел к демографическому взрыву в исламском мире. Пророк ислама Мухаммед. Основатель ислама пророк Мухаммед букв. Прославленный , Мухаммад Ахмад б.
Абд Аллах 570—632 — реальное историческое лицо. Однако, если об основных вехах его биографии и ее хронологии можно говорить с достаточной степенью достоверности, то за правдивость разнообразных подробностей поручиться нельзя. Дело в том, что единственным достоверным источником сведений о жизни и проповеднической деятельности Мухаммада следует считать Священное писание ислама — Коран. По своему содержанию Коран представляет собой сборник проповедей Мухаммада, провозглашенных им без хронологического порядка, часто в экстатическом состоянии и по разнообразнейшим поводам. Краткие сообщения о словах и поступках вероучителя, ставшие основой исламского Священного Предания — Сунны, начали собирать по воспоминаниям ближайших сподвижников пророка или их слушателей через несколько десятилетий после смерти Мухаммада. Первые же письменные произведения биографического характера появились лишь в середине VIII в. Основатель ислама происходил из знатного, но обедневшего рода Хашим семитского племени курайш, властвовавшего в самом большом торговом и религиозном центре Аравийского полуострова — Мекке, где сходились пути в Индию, Иран, Вавилонию, Эфиопию, Сирию, Палестину. Мухаммед рано остался без родителей: отец умер еще до рождения сына, а мать будущий пророк потерял в возрасте 6 лет. До 8 лет он воспитывался у деда, хранителя Каабы — храма, в котором находилось 360 божеств кочевых и оседлых племен Аравии, потом заботу о сироте взял на себя глава рода Абу Талиб, дядя Мухаммеда.
Когда Мухаммед подрос, он занялся извечной профессией курайшитов — караванной торговлей в качестве приказчика своих богатых родственников. Известно, что за несколько лет занятий он приобрел репутацию добросовестного и кристально честного предпринимателя, однако богатства не нажил. Его материальное положение немного улучшилось, когда 25-летний Мухаммед вступил в брак с зажиточной 40-летней вдовой по имени Хадиджа, караваны которой он водил. Источники утверждают, что этот брак оказался счастливым. От этого брака родилось 6 или 7 детей, однако выжили только 4 девочки. Между тем, все сказанное представляет собой только внешнюю канву жизни Мухаммада, которая сопровождалась напряженными духовными поисками. Надо сказать, что в своих духовных поисках Мухаммад не был одинок. Ему выпало жить в неспокойное время разрушения традиционного племенного уклада жизни арабов, формирования у них новых, более сложных форм общественной жизни и появления государства. Общественно-политические процессы сопровождались социальным расслоением, а главное — разрушением традиционных религиозных верований, находившихся на стадии раннего политеизма с сильными пережитками родоплеменных культов.
Вокруг себя в родном городе будущий пророк видел проявления власти и богатства у одних, убогость и бедность у других, не меньше, казалось бы, заслуживавших благосклонности судьбы. Подобная социальная ситуация порождала у людей с высокими духовными потребностями чувство неудовлетворенности, заставляла искать причины существующего положения дел и пути его изменения. У жителей Мекки, связанных с самого рождения с обслуживанием религиозных культов, эта неудовлетворенность часто принимала форму своеобразного богоискательства — поисков единого Бога таких людей называли ханифами. Подобные поиски, как правило, сопровождались постами, молитвами, добровольным аскетическим самоограничением. Впрочем, хватало в тогдашней Аравии, совсем как в Палестине накануне евангельской проповеди Иисуса Христа, и «настоящих» пророков. Они тоже вещали от лица единого божества, воля которого возвещалась им в виде откровений. Сперва Мухаммад пошел первым путем, часто искал уединения за пределами города в пещере Хира. Именно там около 610 г. После встречи с архангелом Джибрилом, о которой говорилось на первых страницах нашей книги, были и другие откровения.
Было время, когда европейские ученые изображали Мухаммада больным человеком и даже поставили ему диагноз: hysteria muscularis, или эпилепсия. Более плодотворными, на наш взгляд, оказались попытки провести параллели между призванием Мухаммада и «шаманской болезнью». Действительно, в случае с пророком налицо моральное и физическое принуждение к принятию божьего откровения, продолжительное, неожиданное и непонятное для всех, в том числе для самого пророка, уединение в гористых окрестностях Мекки, судьбоносная встреча с Джибрилом, ставшим его духом-покровителем, сверхъестественные откровения, способность к чудотворению, которыми сопровождалась последующая пророческая деятельность Мухаммада, наконец, путешествие в небесный мир для личной встречи с Аллахом, по случаю которого мусульмане отмечают один из самых больших своих праздников — Мавлюд. Подмеченное сходство с «шаманкой» станет более понятным, если вспомнить, что в арабском обществе времен Мухаммада разнообразные пережитки первобытности, в том числе религиозные, были еще очень заметны. При желании некоторым видениям основателя ислама можно найти и более научные объяснения. Так, ночная встреча якобы с архангелом легко объясняется нервным напряжением, в котором в тот период находился Мухаммад, голоданием, отречением от внешнего мира. Вместе взятые, они создали благоприятные условия для разного рода галлюцинаций. Нет ничего чрезвычайного и в других откровениях Мухаммада: хорошо известно, что у творческих натур, чей мозг постоянно занят решением какой-то важной для них проблемы, ответ может внезапно приходить в форме голоса, звучащего словно из подсознания. Мухаммад же был «сыном своего времени», к тому же не очень образованным, а потому искал всем необыкновенным событиям в жизни сверхъестественные объяснения.
Некоторое время он колебался: были ли его видения в действительности божественными откровениями, или же его соблазнял дьявол. По одной из легенд, помогла удостовериться в их истинности верная Хадиджа. Однажды, когда откровение застало Мухаммада в супружеский спальне, она предстала перед посланником Аллаха ангелом Джибрилом в живописном неглиже, чем заставила его в тот же миг исчезнуть. Удостоверившись таким способом в том, что он избран божеством в качестве Посланника и Пророка, Мухаммад стал проповедовать среди жителей Мекки. Он провозглашал величие единого Бога Аллаха, предупреждал о будущем Судном Дне, когда воскреснут все мертвые и будут наказаны все те, кто не уверует в Аллаха. В первые несколько лет Мухаммад вел проповедь тайно в узком кругу своих родственников и друзей. Ему удалось создать первую мусульманскую общину из нескольких десятков членов, куда во- шли самые разные люди: рабы, вольноотпущенные, родные пророка, несколько юношей из благородных семей Мекки. Но этого для пророка единого Бога было явно недостаточно. И Мухаммад приступил к публичной проповеди своего вероучения.
Для этого он решил созвать мекканцев на народное собрание.
Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха. Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети. В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека». Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
История становления и развития ислама. Основные направления
Муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеи и спекулирующих ценностями ислама [12]. Вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем он в свое время осудил блокаду полуострова, организованную «Меджлисом» запрещена в РФ как экстремистская структура [13]. В мае 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым республиканскому Духовному управлению мусульман передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, входящее в религиозно-культовый комплекс «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Это высшее исламское учебное заведение», основанное ханом Менглы-Гиреем в 1500 году, считается одним из старейших исламских духовных учебных заведений, сохранившихся на территории Российской Федерации. Здесь работал и преподавал русский язык в 70-х годах XIX столетия известный крымско-татарский деятель Исмаил Гаспринский [14]. Политика российских властей по отношению к исламу строится с учетом нескольких базовых резонов.
Органы государственной власти постоянно заявляют о необходимости межконфессионального диалога, а сам российский проект позиционируется как диалог различных культур и народов. Так, в своей знаменитой «крымской речи» в марте 2014 года Владимир Путин заявил, что в России «в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос» [15]. При этом на исламском направлении Кремль и региональные власти делают акцент на поддержку лояльного духовенства. Речь идет о Централизованных религиозных организациях мусульман муфтиятах отдельных субъектов РФ или о координационных федеральных структурах, поддерживаемых государством. Дополнительной остроты ситуации придает то, что российская постсоветская идентичность еще не сформировалась окончательно, идет сложный и мучительный ее поиск, переосмысливается на новом этапе имперского и советского наследия, а также взаимоотношений между государством и различными группами этническими, религиозными, социальными.
Внешняя политика РФ также содержит важный «исламский» компонент. Россиячрезвычайно беспокоится по поводу укрепления радикальных сил, эксплуатирующих так называемую идею «чистого ислама» за пределами страны, и возможностями установления кооперации между ними и российскими радикалами. Как следствие — крайне сдержанное а моментами и резко негативное отношение к событиям «арабской весны», сопровождавшимися усилением политического ислама и экстремистских настроений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь же следует искать корни поддержки правительства Башара Асада в ходе гражданского противостояния в Сирии, а также египетских властей во главе с фельдмаршалом Абдул-Фатахом Ас-Сиси, противостоящих радикалам. Светские режимы Ближнего Востока несмотря на присущие им коррупцию и авторитаризм рассматриваются в Москве как гаранты предотвращения угроз международной безопасности.
Значительное место во внешней политике России уделяется евразийской интеграции. Между тем, на постсоветском пространстве ислам является религией большинства в республиках Центральной Азии и Закавказья. Три из перечисленных выше стран являются стратегическими союзниками России, они входят в Организацию договора коллективной безопасности ОДКБ Казахстан, Киргизия, Таджикистан. При этом Казахстан — один из основателей и член Таможенного и Евразийского экономического союза ЕАЭС , Киргизия стала пятым участником этой интеграционной структуры, а Таджикистан претендует на членство в ней. При этом Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан являются важными партнерами России по вопросам экономической безопасности.
Как следствие, значительный интерес Россия проявляет к сохранению политической стабильности в этих странах и предотвращению как возможных «арабских сценариев», так и возможного «экспорта» террористических угроз из Афганистана. Угроза со стороны радикального политизированного ислама в целом, и, в особенности, запрещенной в РФ ИГИЛ, остается на сегодня одним из немногих вопросов, по которым США и Запад в целом и Россия сохраняют возможности для кооперации, несмотря на общую негативную динамику двусторонних взаимоотношений. При этом Россия пытается играть значительную роль в исламском мире, делая акцент на то, что мусульманская идентичность является важной частью идентичности общероссийской. По словам Президента РФ Владимира Путина, «традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, без всякого сомнения, — очень важная часть российского многонационального народа» [17]. Она также стремится играть роль медиатора между Востоком и Западом, что в особенности проявляется в ее участии в процессе израильско-палестинского урегулирования и переговорах по Ирану и его «ядерной программе», разрешении многолетнего гражданского конфликта в Сирии.
Россия на сегодняшний день смогла установить равновесные конструктивные отношения с ключевыми странами исламского мира — Египтом, Саудовской Аравией, Ираном, Турцией, Пакистаном, Катаром, Иорданией, ОАЭ. При этом стоит отметить, что многие страны исламского Востока последовательно поддерживали территориальную целостность российского государства и рассматривали религиозных радикалов Северного Кавказа в качестве своих идеологических оппонентов, а против террористов — выходцев из ближневосточных государств, вовлеченных в экстремистскую деятельность на территории РФ, открывали уголовные дела. Россия также поддерживает отношения с такими политическими группами, как «ХАМАС» и «Хезболла», которые на Западе и в Израиле имеют репутацию террористов и радикалов. На фоне украинского кризиса и растущей конфронтации с Западом диверсификация внешней политики крайне важна. В этой связи сохранение гармоничных отношений между представителями различных народов и конфессий, населяющих Россию, а также эффективности государственной национальной и религиозной политики, представляется важнейшим приоритетом.
Но реализация этой цели будет, как минимум, проблематична, без широкого учета правозащитных вопросов. Между тем, соблюдение прав мусульман практически не исследуется в качестве самостоятельной проблемы. Этот сюжет либо включается в общие правозащитные доклады, где нюансы, касающиеся именно российских мусульман, теряются. Либо рассматривается в контексте «перегибов» в антитеррористических кампаниях. По словам сотрудника Духовного управления мусульман ДУМ РФ Ильдара Нуриманова, важнейшей проблемой в деле мусульманской правозащиты является отсутствие институтов, которые могли бы системно заниматься данным вопросом: «Как это ни странно слышать, главным мусульманским правозащитником является наш Президент — Владимир Владимирович Путин.
Он не только опередил в этом бюрократию, которой по должностным обязанностям положено защищать интересы граждан, но и самих мусульман» [18]. Предлагаемый экспертный доклад составлен группой экспертов Духовного собрания мусульман России ДСМР на основе информации из открытых источников. В нем систематизируются основные вызовы в сфере соблюдения прав российских мусульман, приведены основные резонансные общественные события. Приведены примеры неоднозначных судебных решений и административно-бюрократических дискриминационных практик проблемы с реституцией и строительством культовых сооружений , вопросов соблюдения прав верующих в пенитенциарной системе, политической исламофобии. Этот доклад рассматривается как первый пилотный проект.
В нем собраны основные проблемные узлы, приведены самые резонансные общественные события. В дальнейшем предполагается расширение тематического поля докладов, детализация обозначенных проблем. Доклад о правах мусульман в РФ планируется готовить ежегодно. Судебные решения по запрету исламской религиозной литературы Фундаментом для любого религиозного человека является корпус священных писаний, на которых, собственно, и базируется его вера. В случае с российскими мусульманами много лет вызревала такая проблема, как практика запрета религиозных текстов различными судебными инстанциями.
По словам муфтия Мухаммада Рахимова, руководителя Духовного управления мусульман Ставропольского края, «болезнью российской правовой системы является то, что мнение об исламских священных текстах выдают несведущие люди, у которых нет соответствующей квалификации, а право налагать всероссийский запрет на книги отдано районным судам. Спрашивают у каких-то людей, у которых нет образования. Я имею в виду, ни филологического, ни духовного образования. И с его слов запрещается литература» [19]. По мнению муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «решение о запрете перевода Корана может иметь значение для "академических кругов", однако обычным верующим очень сложно объяснить, почему суд запретил толкование священной для мусульман книги.
Многие верующие просто не понимают запрета толкования Корана. Как-то нужно здесь более внимательно относиться к таким чутким вещам, и здесь, конечно же, мы, общественность, должны возвысить свой голос, чтобы вместе урегулировать данную ситуацию» [20]. На решение суда были поданы четыре жалобы — адвоката Мурада Мусаева — представителя переводчика Корана Эльмира Кулиева, адвоката из Саратова Равиля Тугушева, муфтия Адыгеи и Краснодарского края Аскарбия Карданова и группы мусульман Саратовской области. Спустя три месяца решение райсуда было отменено Краснодарским краевым судом [21]. Копия решения суда была распространена 8 сентября в Интернете и вызвала широкое недовольство мусульман в России.
Глава Чечни Рамзан Кадыров подал жалобу на судебное решение, по результатам рассмотрения которой 5 ноября Сахалинский облсуд отменил решение суда первой инстанции [22]. Фактически, в ответ на этот казус Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о запрете признания экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Соответствующий документ был внесен главой государства 14 октября и подписан 23 ноября 2015 года. Эта инициатива Владимира Путина была поддержана лидерами различных конфессий России [23]. В январе 2019 года прокуратура г.
Самары потребовала через суд признать экстремистскими материалами мусульманскую литературу. Среди текстов оказалась книга с толкованием Корана в переводе азербайджанского религиозного философа Эльмира Кулиева. Дело о признании экстремистской литературой ряда тафсиров толкований Корана было принято в производство Красноглинским районном судом Самары. Аналогичный судебный процесс по иску Приволжской транспортной прокуратуры был инициирован в Лаишевском районном суде Татарстана. Остается актуальной также проблема интерпретации остальной религиозной литературы.
В исламском случае речь о хадисах или классических жизнеописаниях пророка Мухаммеда, которые также входят в число фундаментальных источников Ислама и не мыслимы без Корана [25]. Между тем подборка цитат из хадисов аль-Бухари о джихаде была запрещена решением Апастовского районного суда Татарстана в 2015 году. То же издание «Садов праведных», которое в 2019 году стало причиной слушаний Лаишевского районного суда Татарстана, было признано экстремистским в Оренбурге в 2012 году; в 2015 году запрет с книги был снят. Однако параллельно, в 2014 году, «Сады праведных» были запрещены решением Артемовского городского суда Свердловской области. По неясной причине книга была внесена в Федеральный список под п.
Строительство и возвращение мечетей: бюрократические и общественные препоны Важнейшей проблемой соблюдения прав верующих мусульман является вопрос о доступе к культовым местам. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «в нашей столице действительно остро ощущается дефицит мечетей, это очевидно. Даже для коренного населения, мусульман-москвичей, четырех мечетей явно не хватает. Нового участка под строительство мечети не выделялось более 20 лет! Надо помнить, что двери мечетей всегда открыты для всех наших единоверцев, братьев по вере.
Мы не стремимся создавать в столице сверхъестественный мусульманский квартал. Создание отдельных районов по религиозному или национальному признаку — не наш путь. Мы, по просьбе верующих, учитывая важность воспитания своей молодежи в религиозных традициях, хотим построить современный просветительский центр с удобной инфраструктурой. Речь идет о разумной достаточности, чтобы удовлетворить потребности верующих, иметь надлежащие гарантии для свободы вероисповедания мусульман. Ведь не секрет и то, что в Москве пока нет культурно-досугового образовательного центра для мусульман» [27].
К сожалению, в обобщенном виде сегодня существует проблема настороженности в отношении проявлений мусульманской культуры в широком смысле слова и внутри властей различных уровней, и в определенных кругах российского общества. Встречаются и ксенофобские проявления, попытки объяснить нежелание строительства новых мечетей или исламских центров угрозами общественно-политической дестабилизации или укоренения экстремистских настроений. Широко распространенной практикой на местном уровне стало изымание ранее выделенных земель под застройку под тем предлогом, что предыдущая муниципальная администрация выделила землю незаконно. Между тем, согласно различным экспертным оценкам, если бы в России в обозримой перспективе построили бы 6 000 новых мечетей по всей стране, то достигли бы уровня 1920 года, хотя тогда мусульманское население страны было намного меньше, чем в сегодняшней Российской Федерации. В настоящее время действует более 8 000 вновь построенных или возвращенных мечетей [28].
В Екатеринбурге вопрос о выделении участка под строительство мечети был обозначен еще в 2006 году. Тогда мусульманской общине города под мечеть было выделено определенное место в самом центре. Там планировалось в итоге построить «Площадь мира и согласия». Но официально земля так и не была ей передана. Прошло несколько судебных процессов, из которых община смогла выиграть только один.
В июле 2019 года областные власти озвучили информацию о выделении земли мусульманской общине, но не в центре города Екатеринбург, а в районе Сортировка. И не в дополнение к имеющимся временным постройкам — молельным домам, а вместо них [29]. В Черняховске Калининградская область в мае 2019 года снесли молельный дом мусульман. Суд решил, что здание было построено незаконно. Это было единственное место, где мусульмане могли собираться вместе для молитвы — на западе России нет ни одной мечети, региональная мусульманская организация безуспешно добивается разрешения на строительство почти 15 лет.
Строение являлось частной собственностью семьи русских мусульман Артура и Ирины Русяевых, оформивших его на свое ИП [30]. Как результат — обращение Артура Русяева в Европейский суд по правам человека. Еще одна проблема на территории самого западного субъекта РФ существует в самом Калининграде. Там на территории Южного парка предполагалось строительство мечети. И процесс ее возведения начался.
Однако в 2014 году, несмотря на то, что все разрешительные документы были выданы мусульманской общине, они были признаны незаконными в суде. После серии попыток оспорить этот вердикт религиозная организация направила заявление в Европейский суд по правам человека, оно до сих пор находится на рассмотрении [31]. Непростая ситуация складывается и в Москве. На протяжении двух лет 2018 — 2019 количество мусульман, посещающих торжественные богослужения в столичных мечетях на праздник Ураза-Байрам, превышает 250 тыс. При этом в Москве сейчас действует всего четыре общедоступные мечети, самая большая из которых — Соборная на Проспекте Мира — рассчитана не более чем на 10 тыс.
В ноябре 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил возможность строительства еще одной, пятой по счету мечети — на территории Новой Москвы. Ранее также сообщалось, что земли в Троицком административном округе Новой Москвы под межконфессиональный комплекс, где на единой территории будут соседствовать православие, ислам, иудаизм и буддизм, могут быть переданы городом в 2019 году. Если такой центр будет построен, он станет третьим по счету в столице, вместе с комплексами на Поклонной горе и в районе Отрадное [32]. Но, если в Министерстве обороны сообщили о готовности рассмотреть инициативу мусульман, то в Московском патриархате к этому предложению отнеслись более чем осторожно. Но тут может быть другая история, связанная с нашим героическим прошлым в связи с особой ролью православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков [33].
В столице Кубани Краснодаре до сих пор нет ни одной мечети. Ближайшая находится в поселке Яблоновский, Тахтамукайский район, Республика Адыгея. Здание этой мечети рассчитано на 500 человек, тогда как на молитву в честь праздников Ураза-Байрам или Курбан-Байрам собирается более трех тысяч верующих. По словам имама мечети Асфара Мысса, «вопрос о строительстве мечети в Краснодаре как не поднимался, так и не поднимается. Так же, как вопрос о передаче здания исторической мечети, которая сейчас является жилым домом» [34].
Само же это здание в тогдашнем Екатеринодаре было построено черкесским купцом и меценатом Лю Траховым, который на собственные средства строил приюты, мечети, каналы, дамбу в районе хуторов Яблоновский и Новый Сад и мост через реку Кубань. В многонациональном Сочи мечеть появилась только в 2017 году. В Ставрополе продолжается спор по поводу возвращения мусульманской общине здания исторической мечети, в котором сейчас, начиная с 1987 года, размещается краевая картинная галерея. По словам лидера Духовного собрания мусульман России, муфтия Альбира Крганова, «надуманный аргумент придумали чиновники, говоря, что якобы эту мечеть построили, но в связи с революцией не успели ее официально открыть. Но это неправильный подход, ведь ее строили мусульмане на свои деньги как дом Всевышнего, там возносили молитвы!
Долгие годы Центральное духовное управление мусульман Ростовской области муфтий Джафар Бикмаев пыталось вернуть себе участок и здание на улице Красноармейская, д. Здесь находится заброшенный военный клуб, который был построен на месте бывшей Соборной мечети. Она была возведена в 1905 году на деньги, пожертвованные ростовскими мусульманами. В 1963 году решением горисполкома здание было национализировано и передано прилегающей воинской части. В 1978 году мечеть частично разрушили, снесли купол и минарет, затем перестроили в солдатский клуб.
Ростовские мусульмане ссылались на федеральный закон о передаче религиозным организациям исторической недвижимости, находящейся в госсобственности, пошли с этим в суд, но проиграли. Осенью 2017 года администрация Ростова выставила спорное здание на продажу за 29 млн. В аукционе планировала принять участие и мусульманская община города, однако в последний момент торги по неназванным причинам были отменены. Теперь же отобрать у администрации и здание, и участок пытается Минобороны РФ [36].
Аборты запрещены исламом.
По исламским источникам, в России проживают примерно 20 млн. Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира.
Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношении с лояльностью к государству? Ислам - самая молодая из мировых религий. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице.
С одной стороны, сложившись на Ближнем Востоке, в той же социокультурной и языковой среде, что иудаизм и христианство, но значительно позже, ислам многое позаимствовал в религиозно-культовом плане у своих предшественников. Эти заимствования ощутимы и в священной книге мусульман — Коране, сказываются они на вероучении, заметны и в культе. Никаких угрызений совести по этому поводу мусульмане не испытывают: они считают, что изначально существует только одна религия — религия единого Бога, а все расхождения обусловлены искажениями, вносимыми в нее людьми.
С другой стороны, исламу удалось довести до абсолюта принцип монотеизма, единобожия, на котором основывались другие религии — иудаизм и христианство, но которые так и не сумели избежать заметных противоречий в теоретическом обосновании и практическом применении этого принципа. Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Сегодня ее исповедуют 1 млрд 150 млн человек в более чем 120 странах мира. В географии ислама четко прослеживается одна закономерность: компактность его размещения. Почти половина мусульман мира проживает в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. В других государствах мусульмане зачастую представляют замкнутую национальную и религиозную общину, по численности составляющую всего несколько процентов населения страны. Неудивительно, что влияние религии на общество в арабских странах выражено с большей очевидностью, чем в любой другой религии, и сразу бросается в глаза: одежда мужчин и женщин, минареты мечетей, самобытная письменность, запрет на употребление спиртного даже для неверующих иностранцев. В 28 странах ислам объявлен государственной или официальной религией: соответствующие положения содержат конституции Бахрейн, Судан, Иордании, Туниса, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и многих других стран. Объяснение этой примечательной черты ислама следует искать в обстоятельствах его возникновения. Если другие мировые религии появлялись в странах с предшествующей тысячелетней культурной традицией, с достаточно развитыми национально-государственными религиями, со сложившимся государственным и социальным строем, то ислам формировался в условиях переходного между первобытностью и собственно цивилизацией раннеклассового общества, без какого-либо единого политического центра, с чрезвычайно пестрой смесью верований.
Поэтому ислам в определенной мере стал объединяющим началом, превратившим разъединенные кочевые, полуоседлые и оседлые племена в одну из наиболее масштабных и влиятельных цивилизаций в истории человечества. За относительно короткий исторический период ислам смог превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен вырос «мусульманский мир», во времена своего расцвета охватывавший огромную территорию от Испании до Филиппин. Именно как обозначение этого «мира» и используется слово «ислам» дар-ал-ислам «территория, где распространена мусульманская вера». Правда, в историческом контексте распространение ислама проходило волнообразно: к XIII в. В основном успешному утверждению ислама способствовал провозглашенный еще Мухаммадом принцип «Нет принуждения в религии! Наличие такого подъема убедительно показывает сравнение религиозной статистики начала и конца ХХ ве-ка. Этот рост обусловлен двумя основными факторами. Первый фактор — активное обращение в ислам немусульман кочевые племена Африки, чернокожее население США и Канады, до 1 млн европейцев ; второй, дающий подавляющую часть данного прироста, — высокий уровень рождаемости у мусульманских народов, который при современном уровне развития медицины а значит, резком снижении смертности привел к демографическому взрыву в исламском мире. Пророк ислама Мухаммед.
Основатель ислама пророк Мухаммед букв. Прославленный , Мухаммад Ахмад б. Абд Аллах 570—632 — реальное историческое лицо. Однако, если об основных вехах его биографии и ее хронологии можно говорить с достаточной степенью достоверности, то за правдивость разнообразных подробностей поручиться нельзя. Дело в том, что единственным достоверным источником сведений о жизни и проповеднической деятельности Мухаммада следует считать Священное писание ислама — Коран. По своему содержанию Коран представляет собой сборник проповедей Мухаммада, провозглашенных им без хронологического порядка, часто в экстатическом состоянии и по разнообразнейшим поводам. Краткие сообщения о словах и поступках вероучителя, ставшие основой исламского Священного Предания — Сунны, начали собирать по воспоминаниям ближайших сподвижников пророка или их слушателей через несколько десятилетий после смерти Мухаммада. Первые же письменные произведения биографического характера появились лишь в середине VIII в. Основатель ислама происходил из знатного, но обедневшего рода Хашим семитского племени курайш, властвовавшего в самом большом торговом и религиозном центре Аравийского полуострова — Мекке, где сходились пути в Индию, Иран, Вавилонию, Эфиопию, Сирию, Палестину. Мухаммед рано остался без родителей: отец умер еще до рождения сына, а мать будущий пророк потерял в возрасте 6 лет.
До 8 лет он воспитывался у деда, хранителя Каабы — храма, в котором находилось 360 божеств кочевых и оседлых племен Аравии, потом заботу о сироте взял на себя глава рода Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Когда Мухаммед подрос, он занялся извечной профессией курайшитов — караванной торговлей в качестве приказчика своих богатых родственников. Известно, что за несколько лет занятий он приобрел репутацию добросовестного и кристально честного предпринимателя, однако богатства не нажил. Его материальное положение немного улучшилось, когда 25-летний Мухаммед вступил в брак с зажиточной 40-летней вдовой по имени Хадиджа, караваны которой он водил. Источники утверждают, что этот брак оказался счастливым. От этого брака родилось 6 или 7 детей, однако выжили только 4 девочки. Между тем, все сказанное представляет собой только внешнюю канву жизни Мухаммада, которая сопровождалась напряженными духовными поисками. Надо сказать, что в своих духовных поисках Мухаммад не был одинок. Ему выпало жить в неспокойное время разрушения традиционного племенного уклада жизни арабов, формирования у них новых, более сложных форм общественной жизни и появления государства. Общественно-политические процессы сопровождались социальным расслоением, а главное — разрушением традиционных религиозных верований, находившихся на стадии раннего политеизма с сильными пережитками родоплеменных культов.
Вокруг себя в родном городе будущий пророк видел проявления власти и богатства у одних, убогость и бедность у других, не меньше, казалось бы, заслуживавших благосклонности судьбы. Подобная социальная ситуация порождала у людей с высокими духовными потребностями чувство неудовлетворенности, заставляла искать причины существующего положения дел и пути его изменения. У жителей Мекки, связанных с самого рождения с обслуживанием религиозных культов, эта неудовлетворенность часто принимала форму своеобразного богоискательства — поисков единого Бога таких людей называли ханифами. Подобные поиски, как правило, сопровождались постами, молитвами, добровольным аскетическим самоограничением. Впрочем, хватало в тогдашней Аравии, совсем как в Палестине накануне евангельской проповеди Иисуса Христа, и «настоящих» пророков. Они тоже вещали от лица единого божества, воля которого возвещалась им в виде откровений. Сперва Мухаммад пошел первым путем, часто искал уединения за пределами города в пещере Хира. Именно там около 610 г. После встречи с архангелом Джибрилом, о которой говорилось на первых страницах нашей книги, были и другие откровения. Было время, когда европейские ученые изображали Мухаммада больным человеком и даже поставили ему диагноз: hysteria muscularis, или эпилепсия.
Более плодотворными, на наш взгляд, оказались попытки провести параллели между призванием Мухаммада и «шаманской болезнью». Действительно, в случае с пророком налицо моральное и физическое принуждение к принятию божьего откровения, продолжительное, неожиданное и непонятное для всех, в том числе для самого пророка, уединение в гористых окрестностях Мекки, судьбоносная встреча с Джибрилом, ставшим его духом-покровителем, сверхъестественные откровения, способность к чудотворению, которыми сопровождалась последующая пророческая деятельность Мухаммада, наконец, путешествие в небесный мир для личной встречи с Аллахом, по случаю которого мусульмане отмечают один из самых больших своих праздников — Мавлюд. Подмеченное сходство с «шаманкой» станет более понятным, если вспомнить, что в арабском обществе времен Мухаммада разнообразные пережитки первобытности, в том числе религиозные, были еще очень заметны. При желании некоторым видениям основателя ислама можно найти и более научные объяснения. Так, ночная встреча якобы с архангелом легко объясняется нервным напряжением, в котором в тот период находился Мухаммад, голоданием, отречением от внешнего мира. Вместе взятые, они создали благоприятные условия для разного рода галлюцинаций. Нет ничего чрезвычайного и в других откровениях Мухаммада: хорошо известно, что у творческих натур, чей мозг постоянно занят решением какой-то важной для них проблемы, ответ может внезапно приходить в форме голоса, звучащего словно из подсознания.