Новости гештальт подход в психологии

Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах.

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами.

Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии

Гештальтисты убеждены: люди обладают способностью к саморегуляции и достижению личностного роста и самореализации. Цель этого терапевтического подхода — помочь людям развить самосознание и научиться брать на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия. Базовые понятия и принципы гештальт-терапии Для более полного понимания сути гештальт-подхода стоит обозначить его основные понятия и принципы — базу, на которой строятся методы и техники, применяемые психотерапевтами в работе с клиентами. Ключевой является идея о том, что изначально все, что нас окружает — объекты внешней среды, события и ситуации, мы воспринимаем как что-то целое, завершенное, а все свои действия, коммуникации, связи, потребности стремимся закончить, довести до финала. Таковы особенности нашей психики: если мы видим часть какого-то объекта, скажем, выглядывающую из кустов голову собаки, наш мозг моментально дополняет этот образ недостающими элементами, и мы сознаем — перед нами вполне реальное животное с туловищем, лапами и хвостом. Образ, фигура, форма, конфигурация — все это значения немецкого слова Gestalt, которое вошло в название психотерапевтического подхода и объясняет его суть. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины образы, ситуации и т. Если ситуация не доведена до финала, потребность не удовлетворена, желание не реализовано, гештальт не завершен. Это вызывает как минимум дискомфорт — на психологическом уровне, как максимум — становится серьезной преградой для движения вперед, тормозит развитие, снижает качество жизни и т. Задача гештальт-терапии — помочь человеку найти подобные «бреши» и устранить — довести каждую историю до успешного завершения. К базовым понятиям гештальт-терапии относятся также: Фон и фигура — это термины, помогающие описать, как мы воспринимаем окружающий мир.

Фон — это контекст, информационное поле, фоновая информация, а фигура — это то, на чем мы сосредотачиваем свое внимание, что в конкретный момент времени находится в фокусе. Пожалуй, наиболее известная иллюстрация фона и фигуры — это картинка оптическая иллюзия , придуманная около ста лет назад датским психологом Эдгаром Рубином — ваза Рубина. В зависимости от того, на чем фокусируется наше внимание — на фоне или фигуре, глядя на изображение, мы увидим вазу или два профиля — смотрящих друг на друга людей. Цикл контакта — это понятие, которое описывает процесс взаимодействия между индивидом и его окружением. Такое соприкосновение с внешней средой проходит в несколько этапов — преконтакт, контактирование, полный контакт и постконтакт. Однако не всегда взаимодействие получается продуктивным. Нередко завершить цикл мешают защитные механизмы нашей психики — такие, как интроекция принятие внешних ожиданий без вопросов , проекция приписывание собственных характеристик другим , ретрофлексия обращение собственной энергии обратно на себя и др. Творческая адаптация — это способность человека тестировать новые возможности, приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить новые креативные способы реагирования на них. Это предполагает умение и желание брать на себя ответственность за свой выбор, принимать активное участие в своей жизни. Ключевыми принципами гештальт-терапии являются: Целостность — человек, его опыт, мысли, эмоции и телесные ощущения важны в комплексе.

Осознанность — каждый индивид должен видеть, как его убеждения, поступки, поведение могут повлиять на его жизнь, и брать на себя ответственность за свой выбор и действия. Направления работы в гештальт-терапии Итак, одна из основных задач гештальт-терапевта — помочь клиенту собрать себя по крупицам, сложить из разрозненных пазлов цельную картину, осмыслить свою целостность и найти в себе силы и ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей, желаний, планов, мечт и т. Такая масштабная работа требует комплексного подхода.

Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают?

Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы? Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя. Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха.

Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф.

Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно. Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей. Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу. На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности. Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение. В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта. И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный. С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем. Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов. Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть.

А человек, осознав все это, уже выбирает: удовлетворять потребность или нет и как. Гештальт-терапия подходит тем, кто любит поговорить. А особое удовольствие специалисты получают от знания тайн человека. Разговор — один из основных методов гештальт-терапии. Беседа должна быть нацелена на решение определенной задачи.

Как работает гештальттерапия

Кому подойдет гештальт-терапия Гештальт-терапия — это эффективное направление, которое используют в терапевтической работе психологи для проработки отношений, налаживания эмоционального фона, поднятия самооценки. Но из-за незнания специфики этого метода, клиенты чаще для решения своих проблем выбирают более популярные направления — психоанализ или когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня мы доступным простым языком расскажем вам о гештальт-терапии, о том, кому она поможет и в каких ситуациях целесообразнее выбрать именно ее. Понятие гештальт-терапии Гештальт-терапия — что это такое простыми словами?

В разных непростых жизненных ситуациях мы можем потерять контакт с самим собой, перестать отслеживать свои эмоции и желания в угоду другим. Часто это происходит из-за незавершенных историй или непрожитых чувств. Курс гештальт-терапии помогает вновь обрести себя, выявить истинные чувства и мысли, учит самостоятельно справляться с проблемами и добиваться желаемого.

Родоначальником терапии считается светило немецкой психиатрии Фриц Перлз. В 1940-х годах он всерьез увлекся психологией гештальта, изучая стремление психики человека к полному завершению любых отношений, образа или ситуации. В переводе с немецкого Gestalt означает именно «образ».

Позже ученые обнаружили, что человеческий мозг действительно легче распознает целостные, завершенные образы. К примеру, если глазами человек видит незавершенный рисунок из разрозненных или прерванных деталей, то его подсознание все равно увидит цельные фигуры. Гештальт в психологии — это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность.

То есть, даже если отношения между двумя людьми физически прекратились, непроговоренные мысли и эмоции, испытываемые одним из участников распавшейся пары в процессе, могут отрицательно сказываться на его психике и на качестве жизни.

Наше восприятие обладает уникальной способностью связывать воедино отдельные объекты и создавать из них нечто новое. Эта способность значительно облегчает жизнь. Например, с помощью нее мы легко распознаем знакомые лица. Для этого нам не нужно разглядывать нос, рот, глаза человека по отдельности. Мы воспринимаем лицо целиком.

В роли гештальта часто выступает определенная последовательность действий, которую мозг стремится завершить. Незакрытый гештальт — это обычно какая-то ситуация, воспринимаемая нами как незавершенная. Например, кто-то нагрубил вам в очереди на почте, а вы не смогли ему достойно ответить. И целый день теперь обдумываете эту ситуацию, прокручиваете в голове, ищете подходящие слова. Это пример того, как незакрытый гештальт заставляет нашу энергию утекать в никуда и мешает нам сосредоточиться на действительно важных вопросах. А вот другой пример — положительный.

Вы погладили рубашку, отвлеклись на посторонние мысли и забыли выключить утюг. Хоть сознательно вы этого и не заметили, но мозг зафиксировал, что привычная для него последовательность действий оказалась незавершенной. Выйдя из дома, вы почувствовали сильную тревогу и дискомфорт, что в итоге заставило вас вернуться. Для чего психике нужен гештальт Гештальт помогает человеку удерживать в памяти незавершенные дела. Расскажу вам интересный случай из жизни двух великих психологов. Как-то один из основателей гештальт-психологии Курт Левин и его ученица Блюма Зейгарник зашли в кафе в центре Берлина.

Их внимание привлек официант — молодой энергичный парень. Девушка заметила, что он не пользуется блокнотом, а все заказы держит в уме. Когда парень подошел к их столику, Блюма сделала ему комплимент по поводу его памяти. Он ответил, что никогда ничего не записывает и все прекрасно помнит. Тогда девушка попросила его воспроизвести заказ, сделанный посетителями, которые только что ушли. К своему удивлению, парень не смог вспомнить содержимое заказа, хотя обслуживал людей совсем недавно.

На основе этого наблюдения был сделан вывод о том, что память бережно хранит незавершенные дела, а завершенные тут же вычеркивает. Мы постоянно пользуемся этой невероятно полезной особенностью психики. Она помогает нам рационально расходовать ресурсы и концентрироваться на текущих задачах. Но иногда она дает сбои и действует нам во вред. Уже неактуальные ситуации продолжают удерживать наше внимание и перетягивать энергию на себя, как в упомянутом выше примере про хамство на почте. Бывает, что человек застревает в гештальте на годы и не может отпустить болезненную ситуацию.

Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги.

Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации.

И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой.

Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны.

Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций.

Например, пока отношения не завершены — они продолжаются. Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад.

Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте.

Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.

Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод.

Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание.

И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой. Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся».

Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты пока дело не сделано, мы не свободны , а с другой — голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась.

Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, то есть становится хорошо сформированным "сильным" гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты.

И здесь — один из ключевых моментов ГТ. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами себе мешаем. Поскольку вспоминаем теорию поля в этом мире есть все — то, что нам мешает, и то, что нам помогает.

Но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить из фона или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Короче, тот, кто хочет - находит способы, а кто не хочет — причины.

И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник. Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве.

Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии — найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе.

А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет — вся Вселенная работает на него. А как работает ГТ?

Условие любой внутренней трансформации шикарно определил Арнольд Бейссер в своей работе «Парадоксальная теория изменений»: «теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является».

А объяснение очень простое — когда мы вовлекаемся в процесс собственного бытия «здесь и сейчас», а не «там и тогда» - мы сами становимся частью этого процесса. Мы сами становимся отчасти процессом. И изменяемся неизбежно и ежесекундно, как изменяется река, небо, ребенок.

И просто становимся тем, кем нас создал Бог. И главное — получаем очень твердое основание для этих изменений, поскольку небо все же остается небом, а море - морем — при всей их переменчивости. Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни.

А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью.

Начиная что-то делать, человек получает стимул для поиска решения.

Такое напряжение спадает при его нахождении и исполнении, индивид как будто разряжается и получает полное удовлетворение. При незавершенности действия психика и дальше будет задействовать энергию, чтобы действие было логически завершено. То есть, мы продолжаем непрерывно сочинять, фантазировать о непрожитых обидах, ссорах, разорванных отношениях, несовершенных поступках, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, проживая это в своей голове.

Обычно такие незавершенные ситуации накапливаются у людей, которые сами себя останавливают или не противостоят тем, кто это делает со стороны. Из вышесказанного вполне понятно, что главным принципом гештальта является завершенность. То есть, он не будет считаться закрытым, если вы начали какое-то дело и не довели его до конца, не сложился целостный образ, действие прервано.

При этом наличие дела, требующего дополнительного осмысливания и упорядочивания к примеру, вы собирались сходить за продуктами в магазин, но не пошли , не считается гештальтом, а просто несовершенным процессом. А вот несбывшаяся мечта отдохнуть на Бали из-за неимения на это путешествие времени, денежных средств и других непреодолимых обстоятельств, как раз и есть незакрытый гештальт, потому что вы будете об этом постоянно думать и страдать. Такие переживания держат человека в напряжении, что значительно истощает НС, мешает жить в сегодняшнем настоящем.

Итак, о незакрытом гештальте свидетельствует: застревание в проблеме, зацикленность на том, что не завершено. Человек постоянно мысленно возвращается к определенному событию, обыгрывает его снова и снова; повторяющиеся ситуации. При неразрешенной проблеме психика раз за разом создает похожую, что также заканчиваются тупиком.

Так, личные отношения с противоположным полом идут по одному тому же сценарию — человек выбирает в пару тот же типаж. Опять для примера — раз за разом женщина попадает на абьюзера, то есть вступает в отношения с мужчиной, унижающим ее, безразличным и заставляет страдать. И пока гештальт не будет закрыт, все это будет продолжаться.

Специалисты определяют незакрытый гештальт по высокому баллу шкалы САН самочувствие — активность — настроение. Полезная методика Рассматриваемую проблему можно решить с помощью специальных техник, развивающих способности правильно контактировать. В 1951 году немецкий врач-психиатр Фридрих Саломон Фриц Перлз, который взял в соавторы коллег Ральфа Хефферлина и Пола Гудмана, выпустил труд под названием «Гештальт-терапия», тем самым став «отцами» данного подхода.

Он стал отдельным практическим направлением психологии, способным восстановить целостность личности, помогающим понять причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать жизнь индивида. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Интересно, что у самого ее основателя Ф.

Перлза был незакрытый гештальт. Он пишет об истории, произошедшей в 1936 году.

Что такое гештальт и как его закрыть

Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта.

Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта

Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1].

Возникновение и развитие школы гештальт-психологии

  • Что такое гештальт и как его закрыть
  • Кому подойдет гештальт-терапия?
  • КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы
  • Статьи по тегу Гештальт-терапия | Журнал по психологии «ПсихоПоиск»
  • Что такое гештальттерапия
  • Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни

Мифы и реальность в методах гештальт-терапии

Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. Гештальт-подход в психологии представляет собой фундаментальную концепцию, разработанную немецкими психологами в начале 20 века, прежде всего Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффка. В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Осознать свои желания и достичь желаемого нам помогает гештальт-терапия. Запись на гештальт-терапию в Москве в МедиАрт по тел: 8(495)2-876-000.

Основы гештальтпсихологии

Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. гештальт терапия это в психологии. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно.

Главная теория гештальт-терапии

  • Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
  • Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
  • История гештальт-психологии
  • Гештальт-терапия. В чем суть метода?
  • Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?

Если потребность полностью закрыта, то взаимодействие продолжается, если нет, то будут и дальше предприниматься попытки реализовать запрос, но уже другими способами. Чтобы было понятней, возьмем для примера поиск информации. У вас появился интерес к чему-то, поэтому вы хотите побольше об этом узнать, расспрашивая знакомых, шаря по просторам интернета. Вам подсказывают или вы сами находите сайт, на котором имеется все необходимые для удовлетворения любопытства материалы. Всё, запрос, как и гештальт, закрыт полностью. Как определить наличие незакрытого гештальта Однако жизнь — сложная штука, и довольно часто человек не в состоянии определить потребности, не способен применить полученный опыт или обрывает контакт на полпути. Это приводит к когнитивному диссонансу, психическому дискомфорту, который вызывает неудовлетворенность, тревожность , злость, а с ними — и трудности в жизни.

Если говорить современным языком, то незакрытый гештальт похож на зависшую компьютерную программу, оттягивающую на себя все силы, энергию и внимание. И с ней надо разбираться, чтобы она снова заработала. Тут вступает в действие эффект Б. Зейгарник советский психолог запоминаемости незавершенных действий и необходимости доводить начатое до конца. Если такого не сделать, то о незакрытом гештальте забыть невозможно — это будет негативно влиять на всю жизнь человека. Начиная что-то делать, человек получает стимул для поиска решения.

Такое напряжение спадает при его нахождении и исполнении, индивид как будто разряжается и получает полное удовлетворение. При незавершенности действия психика и дальше будет задействовать энергию, чтобы действие было логически завершено. То есть, мы продолжаем непрерывно сочинять, фантазировать о непрожитых обидах, ссорах, разорванных отношениях, несовершенных поступках, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, проживая это в своей голове. Обычно такие незавершенные ситуации накапливаются у людей, которые сами себя останавливают или не противостоят тем, кто это делает со стороны. Из вышесказанного вполне понятно, что главным принципом гештальта является завершенность. То есть, он не будет считаться закрытым, если вы начали какое-то дело и не довели его до конца, не сложился целостный образ, действие прервано.

При этом наличие дела, требующего дополнительного осмысливания и упорядочивания к примеру, вы собирались сходить за продуктами в магазин, но не пошли , не считается гештальтом, а просто несовершенным процессом. А вот несбывшаяся мечта отдохнуть на Бали из-за неимения на это путешествие времени, денежных средств и других непреодолимых обстоятельств, как раз и есть незакрытый гештальт, потому что вы будете об этом постоянно думать и страдать. Такие переживания держат человека в напряжении, что значительно истощает НС, мешает жить в сегодняшнем настоящем. Итак, о незакрытом гештальте свидетельствует: застревание в проблеме, зацикленность на том, что не завершено. Человек постоянно мысленно возвращается к определенному событию, обыгрывает его снова и снова; повторяющиеся ситуации.

И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует. И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть. Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов. Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию. И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии.

Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают? Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы? Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя. Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф.

В гештальт-подходе выделяют три уровня потребностей, в которых человек чувствует нестабильность: Самая базовая — потребность в безопасности. При запросе человек может говорить, что ему страшно, тревожно, он находится в состоянии неопределённости. Второй уровень — потребность в принятии. Она звучит так: «У меня не получается выстраивать отношения». Или «Меня никто не любит». Или: «Как построить отношения, чтобы они меня удовлетворяли? Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии. Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт? В гештальте специалисты работают в диалоговом подходе, когда терапевт и клиент общаются как субъект с субъектом. Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации. Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей. Терапевт использует её, когда замечает, что у человека есть две противоположные точки зрения. К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен. Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах. Тогда у человека появляется возможность выбора. Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле. Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать. Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями. Результат гештальт-терапии Результат гештальт-терапии — успешная адаптация человека к миру, потому что человек в гештальт-подходе рассматривается как часть среды. Основное направление работы гештальт-терапевта — это защитные механизмы. Всем знакома фраза «закрыть гештальт».

Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить

Психотерапевты помогают клиенту выстроить цельную картину своего внутреннего мира, установить взаимосвязь между мыслями и жизненными событиями, осознать свои ощущения — отсюда понятия «осознавания» и «инсайта», на которых стоит вся гештальт-терапия. Очень важен доверительный контакт пациента с терапевтом, только так можно добиться результата — изменить эмоциональную реакцию и поведенческие паттерны. Помните, что специалист не должен давать оценок и советов, он скорее служит проводником по психике, помогает разобраться в собственных эмоциях и установить контакт с самим собой. Гештальт-терапия полезна всем, но особенно она показана людям со сложным жизненным опытом. В их числе — страдающие от длительной депрессии или стресса, жертвы насилия и психологического, и физического или те, кто потерял близкого человека. Закрыть гештальт самостоятельно — реально, но в тяжелых случаях лучше обратиться за помощью специалиста. В первую очередь, это касается людей с трудным детством — у них множество незавершенных гештальтов, и человек без специального образования может просто не распутать этот сложный клубок.

Методы гештальт-терапии также хорошо подойдут пациентам с проблемами в общении — например, таким, у которых не получается вписаться в коллектив, или тем, кому непросто установить контакт с членами семьи. Важно знать, что техника гештальт-терапии не универсальна и рассчитана на здоровых людей, а при серьезных психических заболеваниях необходимо обратиться к психиатру. Не путайте понятие гештальтпсихологии с терапией, хотя в обоих случаях руководствуются принципом целостности. Психология изучает восприятие информации, а в терапии эти знания применяются в практических целях — для помощи людям. Ранее мы рассказывали: Женское счастье: ученые выяснили, чем оно отличается от мужского и как его сохранить Причины появления гештальтов Механизм гештальта — слияние отдельных частей в единое целое. В принципе, гештальтом можно назвать любой цельный объект, составленный из разрозненных элементов.

Например, когда мы смотрим на геометрическую фигуру из точек, мы видим квадрат или круг, а не отдельные точки. Так работает наш мозг: нейроны, выстраивающие цельный образ, реагируют первыми, а детали мы замечаем уже потом. Точно так же мы воспринимаем жизненные эпизоды — как целостные единицы, а не как набор фраз и событий. Теория гештальта во многом посвящена опыту, который мы приобретаем в течение жизни. Наибольший отпечаток оставляют самые юные годы: не зря говорят, что все проблемы из детства. Но дело не столько в самих происшествиях, сколько в реакции на них.

Одно и то же разные люди воспринимают по-разному, будь то проблемы на работе, ссора в семье или недопонимание со стороны партнера.

В ходе проведенного опыта М. Вертгеймер установил, что: при большом расстоянии между линиями те воспринимаются по очереди; при уменьшении промежутка линии начинают осознаваться вместе; люди следят за движениями 1 линии, но не за двумя в одно время; при верно подобранном промежутке перемещение осознается человек понимает, что линия движется, но без смены положения.

Полученные выводы, теория восприятия в 1912 г. Другие ученые заинтересовались экспериментом, после чего у гештальт-психологии появились многие последователи. В числе главных представителей можно назвать К.

Психолог исследовал становление детской психики, выявил ряд закономерностей. Из этого был сделан вывод, что восприятие во многом зависит от соотношения фигуры и фона, на котором та располагается. Позже К.

Работа с фантазией и мечтами; Ответственность; Преодоление сопротивления. Кривая контакта Гештальт терапия представляет собой терапию контакта. Индивид всегда находится в определенном контексте, в какой-либо окружающей среде. С одной стороны, он противопоставляет себя ей, а с другой, нуждается в ней и является ее частью. Лишь через обмен с этой средой удовлетворяются потребности человека, достигается удовлетворительный способ жить. Обмен является основой и сущностью жизни. Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта.

Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой.

Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают? Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы? Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя. Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился».

Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий