Право голоса Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя не закончился, поскольку некоторые страны в мире все еще ограничивают права женщин.
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
Эксплейнер о том, как женщины России добивались таких же прав и возможностей, как у мужчин: права учиться в университете, работать, изучать науку, голосовать. 2 августа 1917 года в России впервые в мире женщинам предоставили избирательные права без каких-либо ограничений по сравнению с мужчинами. Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день. Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин. Законные права женщин отношение к социальным и человеческим правам женщин. Как началась борьба женщин за право на высшее образование.
Когда женщинам разрешили садиться за руль
Такой уклад называется патриархальным. Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин. Клавдий Лебедев «Боярская свадьба» Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел — домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков?
Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве — пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй. В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно — для женщин. Ведь мы разные, а значит — и набор прав должен быть разным.
Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года Первая борьба и первые жертвы Революции в США и Франции в конце 18 века создавали возможности для разрушения старого порядка и формирования нового, свободного общества. Принимались Конституции, декларировались права и свободы человека и гражданина. Как в такое время не начать бороться за права женщин? Вот только первые попытки остались незамеченными.
Организация «ООН-женщины», защищающая права женщин и девушек, была создана для ускорения прогресса по всему миру с целью удовлетворения их нужд и потребностей. Кто первый начал бороться за права женщин? Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе. Автором термина считается Шарль Фурье. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США 1775—1783.
Как называется женщина которая обеспечивает мужчину? Как в старину называли девушек? Славянские традиции Возраст с 13—15 лет начала менструаций назывался девоченье олонец. Девушка-подросток воспринималась как «недодевушка», её называли рус. Где впервые женщины получили избирательное право?
И борьба за свои права еще не окончена… Но проблема в том, что в этой борьбе многие женщины были вынуждены уйти в мужскую энергию, «надеть на себя латы и взять оружие». И чем ожесточеннее становилась борьба, тем больше женщине приходилось брать на себя мужские функции. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. В этой борьбе женщины не заметили, как сами стали мужчинами, потеряв свои природные женские качества, свою женственность, а значит — свою силу, свое могущество.
Проблема современных женщин в том, что они получили равные с мужчинами права во многих областях, но сами превратились в мужчин, как внешне , так и внутренне. И от этого страдают все: сама женщина — потому что находясь в мужской энергии, она чувствует себя вымотанной и обессиленной, мужчины — потому что они становятся слабыми женоподобными и безответственными, дети — потому что они не получают любви, мир — в нем слишком много агрессии и цинизма, слишком много одиночества. И женственность — это уже не вопрос выбора и предпочтений, а вопрос сохранения своей энергии и выживания в современном мире. Да, мы получили возможность зарабатывать равные с мужчиной деньги, но какой ценой? Чем мы платим за отказ быть соединенной со своей природой, с возможностью проявлять свою истинную женскую силу, а не суррогат, который ассоциируется с бантиками и рюшечками, хлопаньем глазками, инфантильностью и беспомощностью? Девид Шнарх в своей книге « Страсть и супружество» говорит, что женственность часто путают с «хрупкостью», пытаясь лишить женщину ее силы и качеств, отличающих зрелую женщину от девочки.
В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной.
В этой борьбе женщины не заметили, как сами стали мужчинами, потеряв свои природные женские качества, свою женственность, а значит — свою силу, свое могущество. Проблема современных женщин в том, что они получили равные с мужчинами права во многих областях, но сами превратились в мужчин, как внешне , так и внутренне. И от этого страдают все: сама женщина — потому что находясь в мужской энергии, она чувствует себя вымотанной и обессиленной, мужчины — потому что они становятся слабыми женоподобными и безответственными, дети — потому что они не получают любви, мир — в нем слишком много агрессии и цинизма, слишком много одиночества. И женственность — это уже не вопрос выбора и предпочтений, а вопрос сохранения своей энергии и выживания в современном мире. Да, мы получили возможность зарабатывать равные с мужчиной деньги, но какой ценой? Чем мы платим за отказ быть соединенной со своей природой, с возможностью проявлять свою истинную женскую силу, а не суррогат, который ассоциируется с бантиками и рюшечками, хлопаньем глазками, инфантильностью и беспомощностью? Девид Шнарх в своей книге « Страсть и супружество» говорит, что женственность часто путают с «хрупкостью», пытаясь лишить женщину ее силы и качеств, отличающих зрелую женщину от девочки.
Когда мы сами отказываемся от своей женской силы, от своей женственности, то мы платим одиночеством, женскими болезными, депрессиями, разочарованиями и стрессами. Когда же мы начинаем принимать свое право быть женщиной, принимать те качества, которые у нас есть, как свои преимущества, а не как свою ущербность, тогда мы получаем доступ к мощнейшему ресурсу, данному нам природой.
Вы точно человек?
Подшучивать над «днем Клары Цеткин» было совершенно обычным делом. Но вообще-то, несмотря на всю фальшивую официальную риторику, особенно режущую слух в нашей стране, где представители государства и церкви регулярно заявляют о том, что если муж побьет жену, то ничего страшного в этом нет, а организацию, борющуюся против домашнего насилия, объявляют иностранным агентом, — а может быть, не несмотря, а как раз из-за всей этой фальши и двойных стандартов, я с годами все больше симпатизирую женскому празднику с 23 февраля как-то по-прежнему не складывается. Да и к Кларе Цеткин тоже начинаю относиться с большим сочувствием. Какими бы левыми ни были ее идеи, но мысль о том, что женщины должны защищать свои права, вообще-то, вполне разумна. Другой вопрос, как это делать. Вот тому, как женщины бились иногда в переносном, а иногда и в прямом смысле за свои права, — и будет посвящен новый выпуск.
Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе. И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А. Тыркова: "... Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7] Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине.
Менялось отношение к женщине — менялось и отношение к женскому образованию. В заключение хочется отметить, что женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины. Список использованной литературы 1 Константинов Н. История педагогики. Для педвузов. Из истории женского профессионального образования. И отв. Иваново, 1997.
Учебное пособие. Хрестоматия [5] Пушкарева Н. Характеристика основных женских учебных заведений 3. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый.
Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста. В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м — словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится. Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных.
Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого.
Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки.
В 1828г.
С одной стороны, 8 марта отмечался с невероятным размахом. В метро появлялись боязливо оглядывавшиеся старушки, торговавшие букетиками мимозы довольно жалкого вида — букетики сметали моментально. В начальной школе мы каждый год тщательно готовили открытки мамам, распевали песенки: «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день…» В старших классах девочкам полагалось поздравить мальчиков на 23 февраля совершенно не обращая внимания на то, что большинство из них уже обдумывает, как бы им отвертеться от военной службы , а мальчикам поздравить девочек перед 8 марта. Потом так же происходило в университете и на работе. Дома у нас, конечно же, ничего такого не было. Помню, как, вдохновленные школьной жизнью, мы с одноклассницей отправились в магазин, попытались купить своим папам по бутылке вина, вино нам не продали, тогда купили… ну конечно же, носки.
Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы "взрослому рабочему без различия пола" [4, С. Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права. Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка. Признание общности имущества, нажитого в браке, обеспечило материальные интересы женщины и закрепило ее равноправие в семье. В декабре 1917 года Декретом ВЦИК о страховании на случай болезни установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы. Этот акт свидетельствовал о признании материнства важной социальной функцией женщины. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами [5. В июле того же года первая советская конституция закрепила эти права. Первая конституция советского периода в 1918 г закрепила юридическое равенство мужчины и женщины. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины. В разделе 4 Конституции 1918 г. Есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Политическое право избирать и быть избранным органично было соединено с другим конституционным правом, которое объявлялось обязанностью. Это была обязанность трудиться. Статья 18 Конституции 1918 г. Соединение политических прав с обязанностью трудиться на перспективу идеологически означало, что граждане обоего пола были обязаны трудиться, и лишь на этом основании они могли быть субъектами политических отношении.
Исторический контекст
- Права женщин в Советском Союзе
- Под чужими именами
- Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
- Когда женщины в России впервые получили паспорта?
- Права, которые есть только у женщин
История становления института прав женщин в России
По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права».
Права, которые есть только у женщин
После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Тем не менее права женщин все-таки стали темой дебатов, в результате которых женщины обрели новые и важные гражданские права.
Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности
Его давали женские гимназии, институты благородных девиц учебные заведения закрытого типа, где девочки жили постоянно , народные и епархиальные училища. Многие девушки вообще не получали систематического образования и учились только дома как придётся, в зависимости от возможностей родителей. Программы женских средних учебных заведений, например, сильно уступали тем, что изучались в мужских классических гимназиях. Девочек не во всех заведениях обучали иностранным языкам, как древним греческий, латынь , так и современным немецкий, французский. Эти предметы были необязательными, и за их изучение нужно было платить дополнительно. Значительно проще были курсы по математике и физике, естественно-научным и гуманитарным предметам. Считалось, что справиться со сложными задачами девушкам не под силу. Зато проводились дополнительные занятия по домоводству и рукоделию, в институтах благородных девиц центральное внимание уделялось обучению хорошим манерам. Само преподавание велось зачастую довольно убого. Часто по окончании закрытых пансионов девушки умели лишь красиво одеваться, танцевать, петь и так далее.
Читайте также: Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте Вот что писал об этом известный педагог того времени Д. Некоторые частные женские гимназии, впрочем, работали по тому же курсу, что и мужские классические гимназии. Например, открытые в 1868-м и 1872 году Общеобразовательное женское училище Спешневой и Частная женская гимназия Фишер. Мужские и женские гимназии выдавали разные документы об образовании, в первом случае — аттестат зрелости, во втором — свидетельство об окончании. Для поступления в университет требовался именно аттестат. Окончание женской гимназии давало степень «учительницы народных училищ». С ней можно было получить только малопрестижную и низкооплачиваемую работу. У девушек в гимназиях и институтах также была возможность отучиться в восьмом двухгодичном «педагогическом» классе. Это позволяло стать домашней учительницей — гувернанткой — или остаться преподавательницей в своём институте или гимназии.
Учителя и ученицы Преображенской гимназии для девочек, Санкт-Петербург, 1914 г. Начать учиться девушки могли только с разрешения отца, мужа или брата. Не было у них и равного с мужчинами права на труд и экономическую самостоятельность. Например, на государственную службу женщина поступить не могла. Стать настоящим доктором — тоже, ведь для этого требовался университетский диплом. Всё это означало, что женщины не имели возможности реализовать себя практически нигде, кроме сферы воспитания и обучения детей, медицины но только в качестве акушерок и «фельдшериц» , неквалифицированного труда и разного рода подработок. К шестидесятым годам XIX века женщины всё больше выступали против такого второсортного положения. Борьба за право учиться в университетах наравне с мужчинами и работать по профессии продолжалась 60 лет. Как началась борьба женщин за право на высшее образование В России о «женском вопросе» стали писать в газетах и вести светские дискуссии ещё во второй половине пятидесятых годов XIX века.
Тема практически сразу стала животрепещущей. Особенно остро стояла проблема допуска к высшему образованию. В 1871 году женщинам было разрешено поступать в Гельсингфорский университет в Хельсинки. Но этот пример — непоказательное исключение, потому что Великое княжество Финляндское имело особый статус в Российской империи с собственной системой права. В 1906 году Финляндия стала первой страной в Европе, предоставившей женщинам право голоса на выборах. Есть несколько причин, почему именно в середине XIX века женщины стали активно бороться за доступ в университеты. Во-первых, государственное устройство Российской империи всё больше противоречило развивавшимся тогда общественным и политическим идеям. Особенно тем, которые касались свободы личности. Появилась мода на нигилизм , одна из идей которого — «быть собой» вне зависимости от навязанных обществом рамок.
Например, освободиться от родительской опеки — пусть даже с помощью фиктивного брака. Более или менее развитые девушки не желали быть гувернантками в чужом доме или приживалками в своей или чужой семье. Слухи о первых шагах женщин в области приложения женского труда, о первых проявлениях женского равенства волновали далёкую провинцию; и столицы, где всё это наблюдалось, казались землёй обетованной». Сватиков, «Русская студентка» 1860—1915. Цитируется по: Иванов А. Социально-историческая судьба В стране активизировались различные общественные движения за демократизацию страны, в том числе и за равноправие женщин. Первые активистки начали вести просветительскую деятельность. Читайте также: Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали Во-вторых, именно во второй половине XIX века сама жизнь вынудила многих женщин к поиску самостоятельности. После отмены крепостного права многие дворянские семьи разорились.
Появилось много образованных женщин без профессии, которым нужно было как-то добывать средства к существованию, а иногда ещё и поддерживать престарелых родителей или малолетних братьев и сестёр. Сказался и опыт Крымской войны 1853—1856 , в которой женщины впервые приняли активное участие в качестве сестёр милосердия и показали себя с лучшей стороны. Медицинский персонал санитарного отряда профессора Рейера, Эриванская губерния Фото: «Альбом Александропольского отряда», 1877—1878 гг. В-четвёртых, многие надеялись, что реформы Александра II сделают более либеральными и порядки в университетах. По всем этим причинам женщины стремились к тому, чтобы их допустили учиться вместе с мужчинами. Поддерживали их в этом демократически настроенное студенчество и либеральные профессора. Первые «женские походы» в университеты Действовавший ещё с 1835 года университетский устав не разрешал, но и напрямую не запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения. Воспользовавшись этой лазейкой, университеты стали допускать девушек на лекции в качестве вольнослушательниц. Вольнослушатели были особой категорией учащихся — они, как и обычные студенты, платили за посещение занятий, но при этом не считались полноправными студентами, не могли без специального разрешения сдать экзамены, чтобы получить диплом.
Начались так называемые «женские походы» в университеты Петербурга, Харькова и Киева. Первой стала 19-летняя Наталья Корсини. В 1860 году она начала посещать лекции профессора юридического факультета Петербургского университета Константина Дмитриевича Кавелина. Сам Кавелин сыграл в этом значительную роль: благодаря своему влиянию в совете университета он смог продавить в нём допуск для вольнослушательницы. По тем временам появление в университете девушки могло быть расценено как по-настоящему дерзкий и вызывающий поступок, поэтому поначалу до аудитории её провожали ректор или преподаватель. Среди них немало тех, кто стал первыми женщинами-врачами в России. Неслучайно девушек интересовало медицинское образование — поскольку государственная служба для них была закрыта, докторская практика в ту эпоху представляла собой фактически единственно возможную свободную профессию. Но одной только медициной интересы вольнослушательниц, конечно, не ограничивались. Надежда Прокофьевна Суслова.
Другие просто приходили на занятия разных известных учёных. Отношение к появлению в университетских аудиториях вольнослушательниц было разным. Советы Харьковского и Киевского университетов предлагали полностью уравнять женщин в правах с мужчинами на обучение и получение научных степеней, другие выступали резко против этого. А советы Московского и Дерптского университетов и вовсе отказались принимать девушек даже вольнослушательницами. В 1861 году прошли первые в российской истории студенческие волнения, и некоторые вольнослушательницы, например, Наталья Корсини, приняли в них участие. Также многие из них были членами радикальных кружков вроде «Земли и воли». Когда эту организацию раскрыли и стали громить, Министерство народного просвещения дало указание: женщин в университеты не допускать. Принятый в 1863 году новый университетский устав окончательно разбил надежды на равноправие мужчин и женщин в образовании. Университеты были провозглашены чисто мужскими учебными заведениями.
После этого женщин стали пускать в университеты только в качестве большого исключения. За неё походатайствовал и оплатил её обучение оренбургский генерал-губернатор, потому что ему для местного мусульманского населения требовалась женщина-врач. Дебаты «за» и «против» вольнослушательниц После принятия нового университетского устава споры по поводу высшего женского образования в российском обществе не исчезли. Те, кто не желал видеть в университетах женщин, открыто приводили аргументы, которые в наше время кажутся абсурдными и оскорбительными, да и тогда многих возмущали. Некоторые, например, профессор Петербургского университета П. Георгиевский, боялись, что приём студенток приведёт к росту преждевременных и неравных браков и дальнейшему распаду семейного быта. Были и те, кто опасался, что женщины «отберут» места в университетах у мужчин, «лучше подготовленных и имеющих большее право на приём в университет». Об этом писал, в частности, профессор Варшавского университета Г. Другие переживали за «судьбу науки»: «Нравственный облик большинства наших студентов и студенток ещё таков, что сближение в стенах наших высших учебных заведений этих разнородных элементов послужит не в пользу, а прямо во вред не только учащимся в них, но и самим заведениям.
Они обратятся в арену сходбищ и беспорядков, а наука отойдёт на второй план».
По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа». Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства. При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу. Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством. Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками.
Трактор в сталинском кинематографе часто будет символом индустриализации и будущего. Женщинам приходится отстаивать право на работу перед семьей и патриархальной деревней. Муж Машки даже демонстративно сжигает перед ней учебник по механике со словами: «Знай свое дело бабское — хозяйство да роды! Если 20-е в кинематографе были праздником чувственности и внутренней свободы, в 30-е становится ясно, что «в СССР секса нет» хотя крылатая фраза родилась только в 80-е. Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» 1939 чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским». А в фильме «Трактористы» 1939 Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием.
Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании.
Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках.
Подписаться Равное право для женщин. К 60-летию легализации абортов. Дискуссия о допустимости прерывания беременности не затихает до сих пор. Ваше отношение?
Советник министра здравоохранения РФ Игорь Ланской: Мы против абортов, но есть одно очень важное «но»: мы против абортов, не нарушая при этом прав женщины. Что может быть хорошего в аборте? Что может быть плохого в радости материнства? Бывают медицинские показатели и с этим никто не спорит.
Но, когда мы открываем психологические консультации в поликлиниках, то видим как многие из женщин меняют свою позицию, при соответствующей работе. Когда женщина хочет сделать аборт, ей дается неделя, чтобы обдумать свое решение, за это время с ней работает специалист, который должен рассказать ей об этом вопросе. Аборт — это выбор человека, но мы должны сделать все для объяснения последствий этого выбора. У нас сейчас позитивная динамика и количество абортов снижается.
Главврач 1-й городской больницы им. Пирогова Алексей Свет: Количество абортов сейчас снижается, в первую очередь, благодаря контрацепции. Я не вижу очередей на аборты — видимо, кому-то нужен пиар, чтобы быть «святей папы римского». Сейчас стало очень много семей где 3-5 детей.
Да, для абортов есть медицинские показатели, есть социальные, но при этом государство, СМИ и социальные службы должны сделать все, чтобы женщинам хотелось рожать детей. Пусть церковь сделает так, что женщинам захочется рожать. В нашей стране женщина действительно имеет безусловное право на аборт. Это «право» основано на извращенном и унизительном представлении о женщине.
Естественные и неотъемлемые составляющие женской природы, такие как жертвенная материнская любовь, потребность в рождении детей и заботе о них, высмеиваются как якобы предрассудки, насильственно навязанные женщине в целях ее угнетения репрессивным патриархальным обществом. Вместо того чтобы обеспечить женщине оптимальные условия для полноценного раскрытия ее материнской природы и реализации способности к продолжению человеческого рода, реальные эксплуататоры от сожителей до государства снимают с себя обязательства перед ней, бросая в качестве подачки страшное и калечащее «право» на легальный, доступный и «безопасный» аборт. В наши дни справедливое возмущение вызывает подход, при котором семьям, имеющим материальные или иные трудности, чиновники готовы оказать скорую и беспощадную «помощь» в виде изъятия детей и помещения их в детский дом с перспективой дальнейшей перепродажи. Родительские инстинкты по отношению к родившимся детям в обществе еще живы, и оно отвергает «право» ребенка на такую «помощь».
Отвергает общество и политическое применение гендерных теорий, ведущее к легализации «однополых браков» и оголтелой пропаганде гомосексуализма. Общество должно осознать, что право женщины на аборт основывается на еще более нелепом и издевательском извращении природы и прав женщины. Женщины имеют право знать, что медицинский истеблишмент из собственных коммерческих интересов и по заказу организаций, продвигающих программы сокращения населения, отрицает наличие тяжелых последствий для здоровья женщин, вызываемых абортами и современными средствами контрацепции. Например, отрицается связь аборта и рака груди.
От этой болезни только в России ежегодно умирает порядка 22 тысяч женщин. Отрицается и постабортный синдром ПАС — сочетание психических симптомов или заболеваний, которые проявляются вследствие переживаний после аборта. Убийство собственного ребенка до рождения, даже если оно оправданно современной культурой, законодательными и моральными нормами, приводит к неразрешимому психологическому конфликту, вытесненному из области сознательного и вызывающему психические и невротические заболевания различной степени тяжести, среди которых депрессия, суицидальное поведение, алкогольная зависимость, гиперопека и насилие в отношении рожденных детей, иррациональный отказ обсуждать и рассматривать проблему абортов и т. Карлу Юнгу приписывают следующие слова: «Те дети, которым не позволено родиться, становятся ужасными вампирами.
В моем детстве расхождение между «домашней» и «общественной» жизнью становилось особенно ярко видно, когда приближались «мужской» и «женский» праздники — 23 февраля и 8 марта. С одной стороны, 8 марта отмечался с невероятным размахом. В метро появлялись боязливо оглядывавшиеся старушки, торговавшие букетиками мимозы довольно жалкого вида — букетики сметали моментально. В начальной школе мы каждый год тщательно готовили открытки мамам, распевали песенки: «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день…» В старших классах девочкам полагалось поздравить мальчиков на 23 февраля совершенно не обращая внимания на то, что большинство из них уже обдумывает, как бы им отвертеться от военной службы , а мальчикам поздравить девочек перед 8 марта. Потом так же происходило в университете и на работе. Дома у нас, конечно же, ничего такого не было.
Борьба за права женщин
Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских. Права женщин — права, считаемые принадлежащими прирождёнными и неотъемлемыми для каждой женщины (девочки, девушки) независимо от её гражданства, возраста, расы. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских. Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Женское образование в России: с чего все начиналось?
- Права женщин — Википедия
- «Страна победившего социализма» и феминизма: первые годы советской власти
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- См. также:
- Голосовать, учиться и носить брюки: правила жизни феминисток