«Челюскин» — советский пароход, усиленный для плавания по полярным льдам и спущенный на воду в марте 1933 года. Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Сотрудник библиотеки №16 провела для учеников школы №4 микрорайона Львовский познавательный час "История легендарного корабля Челюскин".
Два месяца на льдине
С помощью супероборудования российские ученые впервые за 70 лет смогли воочию увидеть раздавленный льдами "Челюскин". Операция по спасению экспедиции парохода "Челюскин" началась 90 лет назад. «Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова». С борта корабля «Вице-адмирал Кулаков» в воздух подняли два вертолета Ка-27, которые доставили на побережье морских пехотинцев. Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. Экспедиция «Челюскина» показала, как правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути.
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
Эпопея спасения экипажа и пассажиров «Челюскина» продолжалась долгие 40 дней, и завершилась лишь 13 апреля 1934 года. Семеро лётчиков, снявших челюскинцев со льдины, стали самыми первыми Героями Советского Союза. Еще 19 человек были награждены орденами «Ленина». Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени»… Взгляд с американского берега: Еще 5 марта 1934 года представитель «PAN-American Airways» заявил представителям печати, что компания предоставляет свои ресурсы на Аляске в распоряжение советского правительства для спасения челюскинцев.
На Аляске - наготове самолеты, летчики, продовольственные и медицинские грузы на случай, если понадобится экстренная помощь прежде, чем советская спасательная экспедиция доберется до челюскинцев. На случай передвижения льдины, компания в Номе держит наготове мощный быстролетный моноплан, который может в любой момент в течение трех часов долететь до челюскинцев… UPD 17:50 Ввиду появления большого количества комментариев в социальных сетях, приводим разъяснения автора публикации. В переводе на современный русский язык его окончание следует читать так:...
Дело в том, что в Арктике не существет идеально ровных ландшафтов - вся местность осложнена ледяными торосами и разломами. Это значит, что на чрезвычайно коротких арктических взлетно-посадочных полосах преимущество имеют как раз легкие бипланы, которым необходимы минимальные дистанции для взлета и посадки. Спасение шхуны "Нанук".
Это значит, что американские пилоты вполне могли быть привлечены для эвакуации челюскинцев от места аварии до Ванкарема либо до поселка Уэлен, что повзолило бы провести операцию еще в феврале 1934 года.
В экспозиции представлены личные вещи и фотографии челюскинцев.
Выставка рекомендуется к посещению с детьми. У юных посетителей будет возможность посидеть в настоящей палатке полярников, поиграть в игру из журнала «Мурзилка» 1934 года и узнать биографию героев через диораму того времени, но уже с современным сенсорным экраном.
Спасаться пришлось прямо на дрейфующей льдине, где разбили лагерь. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, что-то ничего не трещит, всё нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели.
И в тот день, в ту ночь, барак разорвало на две части», — рассказала Васильева.
Ухудшившаяся погода на месяц прервала начавшуюся было спасательную операцию. Как только погода улучшилась, 2 апреля лётчик Бабушкин и бортмеханик Валавин на маленькой амфибии перелетели в чукотское становище Ванкарем, расположенное в полутора сотнях километров от лагеря. Маврикий Слепнёв по специальному распоряжению советского правительства эвакуировал заболевшего Шмидта в больницу на Аляске. Сигизмунд Леваневский не смог принять участие в спасении из-за поломки самолёта. Почтовая марка с изображением покинутого лагеря челюскинцев. Оттуда специальный литерный поезд повёз их через страну, в которой бушевала челюскинцемания. На каждой крупной станции героев-полярников встречали торжественные митинги и овации. В честь челюскинцев называли улицы, колхозы, пионерские дружины и наборы конфет. Все участники экспедиции, кроме двух девочек получили ордена Красной Звезды.
Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. Ордена Ленина получили все бортмеханики самолётов, в том числе двое американцев, помогавшие Слепнёву и Леваневскому. Гигантский памятник челюскинцам в Москве так и не построили, но и без этого участники экспедиции и их спасители стали героями официальных легенд, прославлявших коммунистический строй. В постсоветское время большинство подобных легенд подверглось ревизии. Не стала исключением и история челюскинцев. Некий Эдуард Белимов в начала 2000-х опубликовал сенсационную историю, согласно которой из Мурманска к Берингову проливу отправился не один пароход, а два. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Нескольким из них удалось спастись, добраться до радиостанции и передать сигнал S. Его услышали американцы и спасли недоутопленных каторжников. Несмотря на все признаки художественной литературы, вроде развёрнутых диалогов Сталина со своими приближёнными, явную путаницу с датами и фактами, некоторые приняли историю Белимова за чистую монету.
До сих пор в Интернете всплывают рассуждения о том, что челюскинцев спасли ценой жизни несчастных каторжников. Ещё в советское время неоднократно предпринимались попытки отыскать на океанском дне останки раздавленного льдами «Челюскина». В течение 70 лет они не приносили результата. Это позволяло сторонникам версии о взорванной «Пижме» утверждать, что точные координаты гибели «Челюскина» были специально сфальсифицированы участниками ледовой казни заключённых. В 2007 году очередной поисковой экспедиции удалось поднять со дна металлические фрагменты какого-то парохода.
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
До открытой воды оставалось пройти буквально 20 км, однако корабль был снова увлечен во льды Чукотского моря. Дрейф продолжался вплоть до начала 1934 года. Вследствие сильного сжатия ледниками 13 февраля пароход был раздавлен и ушел ко дну буквально за 2 часа. Экипаж был заранее подготовлен к такому исходу, поэтому успел своевременно эвакуироваться. Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен. Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады. Эвакуация экипажа До своего спасения челюскинцам пришлось жить на льдине в течение месяца. Благодаря предварительной подготовке они смогли построить деревянный барак, организовать пекарню и даже провести работы по устройству взлетно-посадочной полосы.
Спасение пришло 13 апреля. Изначально в лагере приземлился самолет АНТ-4, который 28 раз оправлялся на поиски людей и только при 29-ом вылете сумел обнаружить челюскинцев.
Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский , хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15]. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды 103 человека, включая погибшего Б. Могилевича [16].
Хаапалайнену, Л. Шрадер, Е. Силову, механику рации мыса Северного С. Семёнову, начальнику полярной станции Уэлен Н.
Анатолий Ляпидевский и др. Николай Каманин. А перед нами таких вопросов не стояло. Мы знали, что ни одного аэродрома нет, горючего нет, никаких средств навигации нет и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было". Василий Молоков. В первый раз я взял двух человек, потому что непонятно было, поднимется опять машина или не поднимется. Дальше я брал по четыре человека. Когда аэродром стало ломать, то стал возить по шесть человек". Сигизмунд Леваневский. Без дела ему всегда было скучно. Он услышал по радио сообщение о гибели "Челюскина" и тотчас же побежал на почтамт и телеграфировал о том, что готов лететь на помощь челюскинцам. А на следующий день получил правительственную "молнию": "Немедленно выезжайте в Москву". Чтобы понять, с какой оперативностью работала в те дни правительственная комиссия, достаточно сказать, что решение отправить с Аляски на Чукотку два закупленных в Америке самолёта было принято через три дня после кораблекрушения в Чукотском море... Воздушные корабли были одинаковые, и чтобы не спутать их, на крыльях кроме советских опознавательных знаков сделали надписи: "СЛ" — Сигизмунд Леваневский и "МС" — Маврикий Слепнёв. Машины были выкрашены в ярко-красный цвет, а надписи вывели огромными чёрными буквами. Таким образом, в первый и в последний раз советским пилотам довелось летать на самолётах своего имени". Маврикий Слепнёв. Там было много народу — накурено, чай пьют. Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы, каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев. Тут были дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках. Решили, что будет использоваться главным образом авиация. Но нужно помнить, что в то время последний бензин был на Камчатке. А до Чукотки ещё две тысячи километров, и тогда самолёты летали хорошо если километров на 500, а не на какие-то там десятки тысяч по дальности". Михаил Водопьянов. Более пяти тысяч километров я за свою жизнь пролетел — так не волновался, как эти 150 километров до лагеря. Я до боли в глазах смотрел на горизонт, искал чёрный дым — и, наконец, увидел. Чёрный дым поднимается ввысь, вот он. Сделал круг над лагерем. Среди огромных ледяных нагромождений приютились маленькие закопчённые трёх-четырёхместные палатки. Ко мне подбежали челюскинцы, окружили меня — я уж приготовил свои объятия, думал, целоваться они будут со мной. И вдруг один задаёт вопрос: "Товарищ Водопьянов, скажите, правда, что у вас золотая челюсть? Я говорю: "Просто он вас разыграл — челюсть как челюсть, вот, смотрите сами". Ну, пошутили, погрузил я четверых, полетел… А 13 апреля все челюскинцы были спасены — вырвали из ледяного плена 104 жизни". Иван Доронин. Доронин решил лететь.
Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина"
В районе мыса Челюскин – самой северной континентальной точки в Арктике – экспедиционная корабельная группировка Северного флота провела комплексное учение по антитеррору. Но именно поэтому поступающие новости и задекларированные цели экспедиции вызывают вопросы. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.
Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике
Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались. К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати. Многие специалисты не верили в возможность спасения.
Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — Отто Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьёзные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперёд, и будь что будет! Или грудь в крестах то бишь в орденах Ленина , или — голова в кустах. Что было дальше? Вот то, что известно.
Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбуждённо, радостно обсуждали: как назвать ребёнке? И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях.
Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать. Впрочем, может быть, существовал и такой мотив: погибать, так с музыкой. Например, под свадебный марш. Почему бы и нет, если начальство закрывало глаза? У самого Отто Юльевича Шмидта на Челюскине значилась «уборщицей» забеременевшая от него во время экспедиции Александра Горская. Разумеется, шваброй или, упаси боже, веником эта девушка орудовать даже не помышляла, она просто жила в комфортабельной и огромной каюте великого полярника - со всеми удобствами. Горская произведёт на свет сына Александра 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного и каким-то чудом не расстрелянного родителя.
Мать получит орден Красной Звезды. В начале сентября «Челюскин» получил новые вмятины, усилилась течь... В один из осенних дней к дрейфующему во льдах «Челюскину» подъехали несколько собачьих упряжек: это чукчи из близлежащего посёлка нанесли свой визит для обмена пушнины на «огненную воду». Обмен прошёл споро, благо на «Челюскине» было сразу несколько юных модниц, состоявших при главных покорителях Севера и дамских сердец. Большим плюсом было то, что восьмерых заболевших членов экспедиции отправили в посёлок к чукчам. И тут, благодаря на редкость удачному дрейфу, льдины сами в начале ноября вынесли пароход в Берингов пролив! Все вздохнули с облегчением… Вот оно, триумфальное завершение экспедиции, вот оно, свершение всех мечтаний, какие только могут быть у дерзновенного ума! Фёдор Решетников.
Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику.
Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново. Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Фото: "Родина" Даже просто добраться до Чукотки было подвигом.
Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков. Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин. Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь... Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин.
Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять".
Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые".
Вскоре судно ушло под лед. Быстро темнело, экипаж «Челюскина» срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход.
Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос — спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке. В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром.
Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед. Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40000 кв. Сложно описать ту радость которую они испытали. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях, по неисследованной воздушной трассе совершали рейс за рейсом, ведь взять на борт могли только 2-3 человека. Пока отправляли одного за другим челюскинца, Отто Юльевич Шмидт серьезно простудился, и заболел туберкулезом.
Воспаление легких могло привести к гибели великого ученого, поэтому Куйбышев приказал ему немедленно прибыть в Москву, а начальником экспедиции был назначен Бобров. Несколько тысяч километров добирались спасенные челюскинцы с Дальнего Востока до Москвы.
В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур, а также журналисты. Первыми в мире россияне проводят подводные археологические исследования останков затонувшего "Челюскина" на глубине 50 м в экстремальных условиях Арктики. Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма. В экспедиции участвуют восемь профессиональных спортсменов и операторов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой.
Оценивая накануне экспедиции степень риска для участников, Михайлов сравнил его с риском космонавтов в открытом космосе. Аквалангисты и водолазы при работе в водах северного Чукотского моря пользуются новейшими достижениями техники, в частности телеуправляемым роботом TSL, разработанным Дальневосточным отделением РАН. Раньше он применялся только в армии. Механизм может погружаться на глубину до 6 км и совершать ряд операций без участия человека.
На сегодняшний день он является лучшим в мире образцом подводной робототехники. Внешне аппарат похож на торпеду длиной несколько метров.
Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Гибель парохода "Челюскин": что произошло 85 лет назад в Чукотском море Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда. Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась.
Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море.
С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами. После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб.
Их судно попало в ледяной капкан. Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
Российские учёные впервые засняли затонувший пароход "Челюскин" | В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. |
Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин» | Ровно 90 лет назад началась уникальная операция по спасению пассажиров корабля «Челюскин», которая продлилась два месяца. |
Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России | 14 июля 1933 года на новом пароходе «Челюскин» началась советская арктическая экспедиция, возглавил которую Отто Шмидт, а капитаном был назначен Воронин. |
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
Цель ученых — поиск бортового журнала и других исторических документов, которые могли бы помочь достоверно установить ход событий 1934 года. Ученый-историк Алексей Михайлов уверен, что документы могли хорошо сохраниться. Из Москвы на Чукотку специалисты прибыли неделю назад. Лаврентьев" вышло в море. На его борту находятся 40 человек.
Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур, а также журналисты. Первыми в мире россияне проводят подводные археологические исследования останков затонувшего "Челюскина" на глубине 50 м в экстремальных условиях Арктики. Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма.
В экспедиции участвуют восемь профессиональных спортсменов и операторов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой. Оценивая накануне экспедиции степень риска для участников, Михайлов сравнил его с риском космонавтов в открытом космосе.
Супруга одного из полярников, геодезиста Василия Васильева, которая собиралась зимовать с ним на острове Врангеля, родила дочку.
Поскольку пароход в это время находился в Карском море, малышку назвали Кариной. Следующие коррективы в списки пришлось внести 5 октября. Чуть раньше того «Челюскин», достигший уже Чукотского моря, оказался зажат льдами.
С находящегося неподалеку берега до парохода добралось на собачьих упряжках несколько местных жителей. Воспользовавшись такой оказией, на Большую землю отправили восьмерых участников рейда — в том числе тех, чье состояние здоровья вызывало опасения. К моменту гибели «Челюскина» на нем было 105 человек.
Во время кораблекрушения один из них погиб — завхоз экспедиции Борис Могилевич. Таким образом, в ледовом лагере оказалось 104 человека. Среди них два ребенка: уже упомянутая Карина Васильева и другая малышка — дочь начальника зимовки на острове Врангеля П.
Буйко, а также 10 женщин — члены команды 4 уборщицы , жены зимовщиков, научные сотрудники». Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями.
Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников. Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб!
Однако, как оказалось, напрасно. Именно экспедиционный завхоз, любитель охоты, во время эвакуации не смог спастись с тонущего парохода. Остальные члены команды и пассажиры благополучно пережили всю ледовую эпопею».
Нож в изголовье «До какого-то времени Арктика относилась к «Челюскину» благосклонно. Он, хотя и не без проблем, продвигался вперед, — пояснил Юрий Бурлаков. До чистой воды осталось всего несколько миль, однако поднявшийся штормовой ветер увлек льдины, среди которых пробивался «Челюскин», назад, в Чукотское море.
В этот критический момент пришла радиограмма с ледокола «Литке», находившегося в бухте Провидения, с предложением оказать помощь. Шмидт отказался, желая «сохранить чистоту эксперимента». Он был в тот момент уверен, что судно все-таки сумеет самостоятельно вырваться из ледяных «челюстей».
Накануне очередной красной даты календаря Отто Юльевич даже направил в Москву радиограмму: посвящаем успешное завершение беспримерного рейса «Челюскина» по Северному морскому пути 16-й годовщине Великого Октября. Увы, оптимистические надежды не оправдались. Отказ от помощи «Литке» оказался роковым решением.
Пароход, скованный льдами, уносило все дальше вглубь Арктики. Дрейф длился 4 месяца и закончился трагически». А 13 апреля летчики Николай Каманин и Василий Молоков вывезли из ледового лагеря последних челюскинцев.
Один самолет забрал боцмана Загорского и 8 собак их доставили раньше на льдину в качестве транспортного средства , а другой — капитана Воронина и начальника ледового аэродрома Погосова. От момента кораблекрушения и до того, как удалось завершить спасательную операцию, прошло ровно два месяца. Эти 60 дней были временем напряженной работы сотен людей — авиаторов, моряков, работников метеостанций, радистов, жителей нескольких поселков, расположенных ближе всего к месту трагедии… Судьба сотни «зимовщиков поневоле», оказавшихся на льдине, волновала буквально всю страну.
Эти люди стали национальными героями. Советские граждане напряженно следили за ходом спасательной операции, с нетерпением ждали новых сводок о том, что происходит на далеком Севере. В центре Ленинграда, перед Казанским собором, был даже построен из снега и льда макет лагеря челюскинцев.
Особой популярностью пользовался начальник экспедиции О. Например, некоторые молодые мамы и папы стали давать своим новорожденным детям звучные имена в честь него — Оюшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине , Лашмивара то есть Лагерь Шмидта в Арктике … Ну а сами челюскинцы, обустроив импровизированный городок на дрейфующей льдине, демонстрировали всему миру уникальный пример выживания в экстремальных условиях. Эти усилия, людская самоотверженность в итоге дали результат: из 104 человек, высадившихся с борта тонущего судна посреди арктической пустыни, никто не погиб, всех удалось спасти.
Конечно, возникает вопрос: как удался такой по сути своей экспромт? Ведь двухмесячное пребывание столь значительной группы людей на льдине не было предусмотрено планами экспедиции. Здесь самое время уточнить некоторые материально-бытовые моменты, имеющие отношение к организации ледового лагеря челюскинцев.
Сальников: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Ведь до этого судно уже получило довольно серьезные повреждения корпуса. В результате ударов о торосы и напора дрейфующих ледяных полей деформировались несколько стальных листов обшивки, поломало шпангоуты… Кое-где образовалась течь, с которой активно боролись.
Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей. Прям такие очень большие. А когда уже прилетели, они стали раздеваться, столько шуб на них было одето, казалось, что очень-очень большие. А такие нормальные, симпатичные женщины», — вспоминает внучка советского летчика Маврикия Слепнева, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Ирина Климова. Спасти с льдины всех участников челюскинской эпопеи удалось в апреле 1934-го.
Это был последний рейс советских летчиков в лагерь Шмидта. Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологические, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром», — отмечает правнучка советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Светлана Болдырева. Операция по спасению жителей «ледяного лагеря» потрясла весь мир. Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана.
Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели.
Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть.
Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей.
Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо.
Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем.
Палатки отеплялись камельками, в которых с помощью изобретенных челюскинцами форсунок сжигались нефть и керосин. Днем в палатки свет проникал через маленькие окна, где вместо стекол были вставлены бутылки. А ночью палатки освещались лампами разнообразных систем, тоже изобретенными челюскинцами. Несколько в стороне от палаток, за камбузом, находился барак. В нем жило 14 человек.
Сигнальным дымом челюскинцы облегчали летчикам поиски лагеря с воздуха Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова В лучшем случае — отставка, но могут и расстрелять Питание и материальное обеспечение людей, как и условия жизни, удалось наладить по арктическим меркам вполне удовлетворительные, чего нельзя было сказать об уверенности челюскинцев в ближайшем будущем. Много лет спустя капитан Воронин признался, что они со Шмидтом больше, чем полярной ночи, голода и холода, боялись наказания за гибель судна — в лучшем случае грозит отставка, но могут и расстрелять. Шмидт был уверен: расстреляют. А чего еще ждать?
Провал, поражение, катастрофа... Виновные должны быть наказаны.
Наши на «Челюскине»
«Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. Но «Челюскин» в первую очередь был грузопассажирским кораблем, конструктивно не приспособленным для экстремальных навигаций среди полярных льдов. Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале.