ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте «Тургеневские девушки» — это уникальное явление не только русской культуры (от века XIX до века XXI), но и русской науки и критики, способное вобрать в себя образы, порой очень сильно отличающиеся друг от друга. Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка".
Тургеневская девушка: кто она и что о ней говорят в литературоведении
Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая. определение, описание и характеристика образов. Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая.
Тургеневская барышня, кто она?
Тургенев писал Фету когда Лев Николаевич был занят изучением греческого языка и от старательности заболел :"И дался ему этот греческий язык! Старшие дети Толстого:Сережа,Таня и Илья в ранние годы своей жизни Фета не очень любили и в тихушку его передразнивали.. Гораздо больше им нравилась его добрая и великодушная жена.. И лишь в последствии Татьяна Львовна, как она говорила ,полюбила писательский талант этого человека..
Это — верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Возможно, возникнув единожды вне терминологического поля, дефиниция «тургеневская девушка» прочно обосновывается в трудах литературоведов и наделяется объясняющей функцией по отношению к различным героиням и явлениям жизни. Это не имя собственное, перешедшее в разряд имени нарицательного; это и не определение, проникнувшее за границы текста из самого текста подобно «обломовщине».
Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной.
У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она готова не размениваться на мелочи — готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог. Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка — бессловесная клуша, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своей непорочностью, и отсутствием вредных привычек, и желанием найти своего единственного, готовая любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки. Вот только представления о мужской половине человечества у них остались прежними — мужчины ведь тоже изменились.
Современный молодой человек уже и выглядит, и говорит, и думает совсем по-другому.
В этом образе отражены черты сильной женщины, которая своим упорством может достичь даже больше, чем человек, которому она подарила своё сердце. Архив новостей.
Что означает понятие тургеневская девушка. Как на самом деле выглядят тургеневские девушки
И вскоре сбылась мечта писателя. Он лично познакомился с Полиной, которую не может забыть и выбросить из головы уже на протяжении нескольких месяцев. Влюбленного по уши Ивана Сергеевича, не смущал даже тот факт, что девушка была уже замужем. Самое интересное, что Иван Сергеевич и Луи стали близкими друзьями, они вместе ездили на охоту, проводили за беседами вечера. А на флирт между женой и другой он не обращал никакого внимания. Когда гастроли в России закончились, Иван Сергеевич не раздумывая решил ехать в Европу вместе с семьей Виардо. Ослепленного любовью писателя пыталась остановить его мать, которой ужасно не нравилась Полина, она называла ее "проклятой цыганкой".
Не остановили его даже слова матери, что она не даст ему ни копейки на поездку. Так что, невзирая на то, что Варвара Тургенева была одной из самых богатых и зажиточных женщин России, ее сын уехал в Европу лишь с тем гонораром, который он получил за один небольшой рассказ. Этих денег ему хватило лишь на пару месяцев жизни в Европе. Так что ему пришлось создать цикл рассказов «Записки охотника». И пока он писал этот шедевр, его обеспечивала семья Виардо. Но бывали и времена, когда семья Виардо уезжала на гастроли, оставляя писателя без средств существования.
Тут на помощь приходили друзья и тетя Полины. Но писатель распоряжался этими средствами не всегда рационально. Например, как-то раз тетя Полины сжалилась над бедолагой, подарив Тургеневу тридцать франков, двадцать шесть из которых фанатичный влюбленный потратил на поездку в Париж, чтобы из газет узнать свежих новостей о своей Полине. А однажды, в отсутствие Луи и Полины, Тургенев чуть не умер от холеры. Но ему повезло, на помощь пришел его русский коллега Александр Иванович Герцен, который забрал его к себе, буквально выходил и поставил на ноги. Но с каждым возвращением Полины в Париж, писатель забывал трудные времена, и жизнь его опять обретала смысл и счастье.
Хотя сама Полина была с ним больше из жалости, а также, чтобы потешить свое самолюбие. Невзирая на то, что в основном у них была платоническая любовь, все же пару недель они смогли провести наедине. Это было счастливое время для Тургенева. Совпадение или нет, но через девять месяцев Полина родила сына. Официально ребенок был от Поля, но поговаривали, что от Ивана Сергеевича. Вскоре Тургеневу пришлось ненадолго вернуться в Россию, чтобы уладить дела после смерти его матери.
В это же время умирает Гоголь, которому Тургенев написал некролог, за что и был арестован. Через пару дней писателя перевели под домашний арест в его имение. Но через год заключения, узнав о концертах Полины в России, писатель переоделся в обычного мещанина, чтобы под фальшивым паспортом уехать к своей любимой. Риск его, можно сказать, не оправдался. Их встреча прошла достаточно холодно и быстро, певица почти сразу уехала обратно в Европу. Но это не повлияло на чувства Тургенева.
Сразу же после снятия ареста он отправился в Париж. Поселившись рядом с семьей Виардо, он стал настоящим другом этой семьи. Спустя годы Полина стала терять свой прекрасный голос, что и вынудило ее покинуть сцену.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Характеристики Тургеневской девушки Анализ основных черт и качеств Тургеневской девушки как литературного образа: ее духовные стремления, интеллектуальные способности, независимость и готовность служить идеалам. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнительный анализ Тургеневской девушки и современных ценностей Исследование соответствия ценностей и идеалов, воплощенных в образе Тургеневской девушки, ценностям и идеалам современной молодежи. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Тургеневской девушки в современном обществе Анализ влияния образа Тургеневской девушки на современное поколение, ее значение и актуальность в контексте современных социокультурных реалий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эмансипация и независимость в образе Тургеневской девушки Исследование темы эмансипации и независимости через призму образа Тургеневской девушки, ее роль в формировании представлений о женской самостоятельности.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Идеалы и ценности Тургеневской девушки Анализ и интерпретация идеалов и ценностей, которые несет образ Тургеневской девушки, и их отражение на современные ценностные ориентиры. Контент доступен только автору оплаченного проекта Тургеневская девушка как символ Рассмотрение образа Тургеневской девушки как символа определенных идей, ценностей или явлений в литературе и культуре. Контент доступен только автору оплаченного проекта Миф о Тургеневской девушке Исследование формирования мифа о Тургеневской девушке, его влияние на восприятие образа и его интерпретацию в современном контексте.
Она может быть молодой и неопытной девушкой, как в случае с главной героиней «Дворянского гнезда» — Лизой.
Или же это может быть зрелая женщина, который сохраняет свою привлекательность и обаяние. Более того, «Тургеневская девушка» — это не только представительница женского пола, это также и мужчина, обладающий особыми качествами: образованный, умный, с чувством стиля. В общем, возраст «Тургеневской девушки» может быть очень разным — от юности до зрелости, от непосредственности до благородства. Главное, чтобы обладатель ница этого качества сохранял а свой интеллектуальный, эстетический и моральный уровень независимо от возраста.
Примеры «Тургеневских девушек» в литературе и жизни «Тургеневская девушка» — это понятие, которое в литературе описывает образ женщины, которая искренне верит в любовь и готова пожертвовать собой ради своей любви. Этот образ встречается не только в произведениях Тургенева, но и в других классических романах. Также примером «Тургеневской девушки» в жизни может служить Диана Шурыгина. Юная девушка из Москвы, которая оказалась в центре скандалов и новостей в 2018 году, когда ее истребовали из тюрьмы.
В прессе и среди общественности Диану Шурыгину часто называют «Тургеневской девушкой», так как ее история напоминает образы из классической литературы — обидчики лишили ее свободы из-за ее любви и верности парню. Юля была образцом «Тургеневской девушки», которая оставила все ради любви и была твердо уверена в своих чувствах, даже когда это казалось сомнительным. В целом, «Тургеневская девушка» — это не просто образ, а символ верности и готовности пожертвовать ради любви. Такие образы есть не только в литературе, но и в жизни, и показывают, насколько сильными могут быть чувства и насколько они способны изменить жизнь человека.
Как воспринимается понятие «Тургеневская девушка» в современном обществе В современном обществе понятие «Тургеневская девушка» вызывает смешанные чувства у многих людей. С одной стороны, это понятие ассоциируется с идеализированным образом девушки, которая обладает такими качествами, как красота, нежность, интеллект и готовность к жертвам во имя любви. С другой стороны, это понятие может казаться устаревшим и не соответствующим современной реальности. Однако, не стоит забывать, что Тургенев жил в 19 веке и свой образ идеальной женщины создавал в соответствии с тогдашними культурными и социальными нормами.
Сегодня же, идеал женщины изменился и включает в себя не только внешнюю красоту и ум, но и способность к самореализации, сильный характер и независимость. Тем не менее, понятие «Тургеневская девушка» может быть интерпретировано по-разному в зависимости от того, какое значение человек вкладывает в него. Одним это понятие может казаться устаревшим и лишенным современного смысла, а другим — идеалом женственности и нежности, который не теряет своей актуальности и сегодня. Положительные стороны «Тургеневской девушки»: Образ идеальной женщины, которая обладает красотой, умом и нежностью; Способность жертвовать во имя любви и прощения; Совмещение внешней привлекательности с интеллектом и душевной глубиной.
Отрицательные стороны «Тургеневской девушки»: Устаревший и не соответствующий современным реалиям идеал женственности; Не всегда реалистичный образ женщины, который может создать невыполнимые ожидания; Отсутствие акцента на сильном характере и независимости. Вопрос-ответ Что такое «Тургеневская девушка» и откуда происходит это выражение? Термин происходит от имени русского писателя Ивана Тургенева, чьи произведения часто содержали образы образованных женщин.
Очень важен повторяющийся лейтмотив — окно, раскрытое в сад; все серьезные раздумья протекают перед ним: «Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна свой комнаты вошло у ней в привычку. Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне» С. Для героини природа становится главным конфидентом, которому она поверяет все пережитое и перечувствованное: «В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами» С. Именно в этом общении с садом раскрывается лиризм и поэтичность характера главной героини, которая вызвала больше всего нападок критики.
Интенсивная духовная жизнь Елены Стаховой, решительность ее характера, «первичная», если можно так выразиться, нравственная ответственность за собственные поступки, подверглись сомнению и осуждению некоторых критиков 1860-х годов. В героине Тургенева усматривали страшную угрозу для женской нравственности. Аскоченский, редактор реакционной «Домашней беседы», был шокирован эксцентричностью девушки, осмелившейся соединить свою судьбу с любимым мужчиной без официального бракосочетания. Есть в романе интересная сцена, которая происходит в парке Царицына, куда компания молодых людей оправилась полюбоваться прудами. Тургенев описывает солнечный день: «Погода была чудесная. Все кругом цвело, жужжало и пело; вдали сияли воды прудов; праздничное, светлое чувство охватывало душу» С. Любование красотами пейзажа, оттенками и красками природы, описанное автором, словно объединяет всех участников прогулки. Казалось бы, ситуация слияния вкусов, эстетических пристрастий сделало всех духовно близкими и родными. И кульминационным выражением этого родства, гармонии человека и природы стало желание спеть вместе русскую народную песню «Вниз по матушке…».
Но музыкального единения не получилось, вышла «разноголосица». Оказалось, что Инсаров совсем «не умел петь», но он единственный из мужчин «умел грести» и без лишних слов защитил девушек от приставаний пьяных гуляющих. Мужественность Инсарова, поэзия его гражданских идеалов, патриотизма и определила выбор Елены. Конец этой главы намечает начало любви Елены к Инсарову. Трое других претендентов отвергнуты, потому что они не смогли соответствовать интимности сада, парка и ее души в конечном итоге. Как гармоничный аккорд звучит описание восхода солнца, которое освещает успокоенную душу Елены и предвосхищает принятое ею решение: «Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвратились на свою квартиру. Солнце еще не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная последняя звезда» С. У некоторых других тургеневских героинь сохраняются лишь отдельные черты созданного им культурно-исторического типа. Женские персонажи некоторых повестей «Переписка», «Фауст» находятся на начальной если уместно так выразиться стадии развития «тургеневской девушки».
Повесть можно назвать экспериментальной площадкой Тургенева для выработки его романных сюжетов и характеров. А вот Асю, наиболее часто «эксплуатируемую» в этом качестве в школьных сочинениях, вряд ли можно считать репрезентативным типом. Она не только совсем еще юное, не сформировавшееся существо, но к тому же внебрачная дочь дворовой крестьянки и барина. Первые девять лет ее жизни проходят на скотном дворе, после смерти матери она четыре года живет в доме нелюдимого, «почти разучившегося говорить» барина-отца, а в тринадцать лет переходит под покровительство своего сводного брата. Вряд ли можно говорить о том, что ее формирует усадебный топос. Вряд ли она научилась поэтично воспринимать и понимать природу. В ней существует «фундаментальный дисбаланс», или деформированность сознания, дисгармоничность личности. Специалист по психоанализу, С. Зимовец, утверждает: Ася «живет в клиническом пространстве любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронарративов» [13].
Конечно, Ася вызывала и вызывает сочувствие и симпатии как критиков например, Н. Чернышевского , так и читателей разных эпох, а также и самого автора, потому что она подкупает своей нравственной чистотой, поэзией своего первого любовного чувства. Но можно согласиться и с мнением специалиста, что «чувство Аси не мотивировано и внезапно»: «Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция» [14]. По-видимому, следует вычленять в созданных Тургеневым женских характерах особый тип «тургеневской девушки», доминантными чертами которого являются не только юность, невинность, нравственная чистота, но и цельность, гармоничность, стремление к развитию, поиску высокой любви и одновременно идеальной цели служения. Она хочет любить достойного мужчину, стремящегося к гражданским идеалам. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье без тлетворного влияния света, города , чистая, скромная и образованная. Она — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Она имеет сильный характер, который может быть сначала незаметен.
Она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигает намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи. Можно ли назвать «тургеневской девушкой» героиню последнего романа Тургенева Новь? Ответ на этот вопрос вновь будет отрицательным. Действие произведения происходит в богатой усадьбе крупного государственного деятеля Бориса Андреевича Сипягина. Завязка усадебного сюжета — появление в усадьбе главного героя романа Алексея Дмитриевича Нежданова совпадает с подробным «представлением» сада. Ни в каком другом тургеневском романе сад не описывается так подробно, как в этом произведении, посвященном новому поколению русских интеллигентов — народникам. Создается впечатление, что писатель словно замедляет действие, прощаясь с садом, который был главным структурообразующим компонентном его усадебных романов. Он с любовью описывает многие его локусы. Сад был разбит по единой планировочно-пространственной схеме, свойственной садово-парковой архитектуре классицизма.
Вместе с тем, следуя меняющейся моде, сад Сипягиных тоже изменялся. Если его центральная часть вполне соответствовала саду классицизма и голландского барокко цветник , то прилегающие к ней части представляли собой ландшафтный романтический сад, распахнутый в «дикую» природу. В романе такой сад органично переходит в березовую рощу. Нежданов чутко воспринимает все движения природы, разные описания сада сопровождают его переживания. Его восприимчивость напоминает состояние Елены Стаховой, которая словно разговаривала с садом через открытое окно: «Он подошел к окну и стал глядеть на сад. Герой взаимодействует с садом так же глубоко и чутко, как тургеневские девушки; он понимает и чувствует все оттенки окружающих красок и звуков, которые находят прямой отклик в его душе: «Нежданов отправился в сад, а из сада перешел в березовую рощу, которая примыкала к нему с одной стороны. Что касается Марианны, то внешний ее портрет соответствует типу тургеневских девушек: она не красавица, но не лишенная миловидности: «Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы.
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
У тургеневской девушки есть свои особенные черты – она загадочна и очень чувствительна к внешнему миру. Внешние черты этой героини не так привлекают, как её богатый внутренний мир, которым она очаровывает читателя. Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке. Автор – Ольга Поварова Модель – Мария Шилова Говоря об образе тургеневской героини, мы представляем, как правило, нежную и искреннюю, немного застенчивую, но решительную в самые ответственные моменты своей жизни Асю.
кто такая тургеневская девушка определение
Кто такая тургеневская девушка. Считается, что тургеневская девушка — сильная и решительная, противостоящая слабому мужчине. Первым этот инвариант с присущей ему чуткостью зафиксировал Чернышевский. Такому тургеневская девушка посвятит жизнь. Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья.
Правила комментирования
- То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»
- Pin-up Girl
- Pin-up Girl
- «Тургеневская девушка» - какая она? Образ, внешность, характер
- К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
- Тургеневская барышня, кто она?
Кто такая тургеневская девушка?
Таким образом, «Тургеневская девушка» — это не просто образ из литературного произведения, а стереотип, который не всегда имеет положительную окраску в современном мире. Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая. Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Все тургеневские девушки-женщины являются очень целеустремленными особами и в жизни добиваются значительно большего, чем мужчины. Тургеневская девушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х.
Вы точно человек?
При этом тургеневских героинь почти сразу начали хоронить: якобы нет таких натур, они остались в прошлом. Тургеневская женщина была прекрасным идеалом, а нынешняя женщина — видите ли, уже не очень. Иллюстрация: Ксения Клементьева, «Ася» Для публициста Дмитрия Писарева , который симпатизировал женскому вопросу, было важно подчеркнуть, что тургеневские девушки стоят на пути освобождения русской женщины. В статье 1861 года он писал: общество обвиняет женщин в том, что они кокетки и несерьзны, но общество само виновато в том, что это происходит. Николай Невзоров — кандидат богословских наук — в 1883 году писал про Лизу Калитину, героиню серьезно без страха и упрека: «Лиза, как и многие другие героини Тургенева, страдает самым узким себялюбием, доходящим до того, что для нее любовь — источник всего… С нею, с тою любовью она возится, как сумасшедшая, и от нее погибает, забывая, что здоровая, нормальная любовь женщины есть спокойное и тихое чувство…» Невзоров упрекает Лизу Калитину, хотя, казалось бы, какая из героинь Тургенева может быть выпускнику богословской академии ближе и понятнее. Для контраста с этим высказыванием я приведу цитату из работы 1886 года. Автор — литературовед Огюст Миллер: «Странно слышать… застарелые толки о неестественности, о деланости, хотя и весьма искусной деланости Елены, тогда как в последние годы, казалось бы, у всех у нас на глазах отправилось к тем же южным славянам столько других Елен — и уже без Инсаровых, отправилось туда потому, что им непременно хотелось большого подвига, а такого подвига они не находили дома. Цитата интересна тем, что в ней две довольно непохожих друг на друга героини — готовая последовать в Болгарию за своим избранником Елена Инсарова из романа «Накануне» и совсем еще юная, но смелая в выражении своих чувств Ася из повести «Ася» — оказываются в одном контексте. Это тоже свидетельство существования какого-то типа.
Иллюстрация: Давид Боровский, «Дворянское гнездо» Тургеневская девушка чаще всего описывалась при помощи шаблонов, стереотипов. У авторов не было объяснения, почему они выбирали именно те выражения, которые выбирали, но их слова кочевали из текста в текст: идеал, русская женщина, любовь. А в книгах самого Тургенева героини оставались главным образом способом изобразить самого героя: «Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Тургеневская девушка в школьной программе В XX веке тоже всё интересно. Для иллюстрации я взяла два примера публицистики из раннего и позднего периодов советской истории: один с положительной коннотацией, другой — с отрицательной.
В журнале «Зарево заводов», который выходил в Самаре, говорится: «Прежние тургеневские девушки стали уж бабушками, пошли с чехами и колчаковцами, а не с народом. Народ же в лице передового пролетариата сам вышел на сцену, сам творит». Это 1919 год. А в книге «Приокские рудники» 1977 года совсем всё удивительно. Там якобы по свидетельству горожан рассказывается, что в момент освобождения Орла на месте памятника Тургеневу видели девушку в гимнастерке и с автоматом на груди: «С лицом суровым, но честным она поспешила за отрядом. Не в монастырь, не к ликам святых, а в зарево мирового пожара уходила новая Лиза, чтобы в огненном смерче защитить право на чистые и глубокие порывы». Тургенев бы наверняка очень удивился, что Лиза Калитина представилась людям такой. Если же попытаться натянуть эту цитату на исторический контекст, получается еще более любопытная картина.
Годы войны всем известны. Памятник появился в 1968 году. Книга — почти на десятилетие позже. И в ней зафиксирована, по сути, городская легенда, которая совершенно не бьется с фактами, потому что в годы войны в Орле этого памятника еще не было. Но дело, конечно, не в фактах, а в рецепции образа. Иллюстрация: Пётр Боклевский, «Дворянское гнездо» В 1977-м на высказывания о тургеневских девушках уже накладывает отпечаток советская школьная программа. Тургеневских героинь в ней представляли как деятельных девушек, которые борются со всем плохим. Их вписывали в пантеон революционных борцов, а затем превращали в трансляторов норм поведения.
Дарья Шок: Mia: вот, пожалуйста: В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье без тлетворного влияния света, города , чистая, скромная и образованная. Она — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи[1]. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.
Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни, институтки — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов. Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде Видео-ответ Ответы знатоков Анечка Сваткова: «Тургеневские девушки» , сочетают в себе внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Вот так вот.. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно — либеральной. Эти качества Тургенева — художника и психолога, появились в повести «Ася» , в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева.
Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика.
Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого. Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой.
Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности. Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных.
Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом. В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний , которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус , чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами. Плано Карпини, "История монгалов" «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно». Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки.
Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи». Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку. Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила! Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец». Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей.
Правила комментирования
- кто такая тургеневская девушка определение
- Тургеневские девушки современной России: честная жизнь в ожидании настоящей любви
- Тургеневские девушки: кого любил и ненавидел великий классик – Москва 24, 10.11.2018
- Предварительный просмотр:
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
Но тихим голосом он тоже порой говорит чудовищные вещи. Тургенев именно воспитанный, а России скоро как раз понадобятся ценности хорошего воспитания. Не зря говорили Стругацкие, что выше человека разумного стоит человек воспитанный, а вот как его воспитывать, никто еще не понял. Как Тургенев повлиял на европейский роман Не будет большим преувеличением сказать, что русская литература всегда брала у Запада форму и насыщала ее собственным содержанием.
Форма главного произведения Толстого, «Войны и мира», заимствована из «Отверженных» Гюго, а вот смысл романа противоположен: если Гюго доказывает, что один человек способен сделать мир моральным, то Толстой говорит, что даже Наполеон своей волей не способен изменить в мире ничего, так как против него действует равная миллионная воля. Свою глубокую зависимость от западных образцов особенно от Диккенса не скрывает и Достоевский: «Лавка древностей» у него называется «Униженные и оскорбленные», девочка Нелли взята даже без переименования, а Петербург Достоевского — это Лондон Диккенса, автоматически перенесенный в наши широты. Пушкин не скрывает своей зависимости от Байрона.
Лермонтов оглядывается на Гете и прямо его пародирует. Даже у Чехова он есть, и это не Мопассан, как думают многие: вся чеховская драматургия — это Метерлинк, перенесенный в русские усадебные условия. У каждого русского прозаика и поэта обязательно есть европейский прототип, на который он ориентируется.
Прототипа нет только у Тургенева. Он единственный русский писатель, который не учился у Запада, — он сам научил Запад писать. Во Франции до Тургенева был классический роман-фельетон, рассчитанный на газетную публикацию, огромный социальный роман с острой фабулой.
Тургенев научил французскую литературу не зависеть от физического носителя. Тургеневский роман отличается пятью чертами, которые создали европейскую новеллистику, какой мы ее знаем. Прежде всего, он короткий — чтобы не утомлять читателя и соблюсти пропорции.
Многостраничные романы Достоевского и гигантский эпос Толстого созданы для русского неумеренного пространства. Тургеневский роман короток, изящен, лаконичен и независим от формы, в которой он будет подаваться, то есть журнала или книги. Он обладает пропорциями идеального рассказа и масштабной проблематикой истинно романа.
Вторая черта тургеневского романа — полифоничность. Принято считать, что полифонию у нас олицетворяет Достоевский. А, собственно, где она, если мы всегда понимаем, что автор хочет сказать?
Вот у Тургенева мы не знаем, на чьей он стороне. Он задолго до Леонида Леонова освоил главную заповедь русского писателя: завидные мысли надо отдавать отрицательному герою, тогда вы будете неуязвимы. Мораль тургеневского романа, как правило, нельзя выразить словами, она возникает на пересечении многих вариантов, формулируется нами, и мы никогда не можем быть уверены в том, что правильно прочли роман.
Третья черта — тургеневские романы актуальны. Иной гуманист думает, что говорить надо о вечном, но в России нет ничего более вечного, чем преходящее, потому что все повторяется каждые 25 лет. Тургенев оказывается абсолютно прав применительно ко всем временам, и самое удивительное, что за счет точной привязки к эпохе он сохраняет свое «партизанское» действие, он наш подпольный союзник.
Тургенева «Первая любовь». Эта повесть написана на основе личного эмоционального опыта и событий в семье писателя. Главный герой произведения, шестнадцатилетний Владимир прообразом является сам Тургенев прибывает вместе с семьей в загородное поместье, где встречает красивую девушку, 21- летнюю Зинаиду Засекину. Позже Владимир обнаруживает, что истинным объектом любви Зинаиды является его собственный отец. Образ тургеневской девушки в повести «Ася» Этот образ «тургеневской девушки» безупречен, предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна. Тем более что у него самого была внебрачная дочь Полина, которая явилась прообразом героини. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости.
Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте.
Например, вот что пишет Чехов в письме известному издателю Суворину в феврале 1863 года: «Все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена — это не русские девицы, а какие-то пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину». Александр Островский тоже не совсем лестно отзывается, пожалуй, об одном из самых чистых образов Тургенева — девушке Асе: «Золотуха, загнанная внутрь», — пишет об этом персонаже Ивана Сергеевича русский драматург, у которого, к слову, был свой идеал, Катерина — «луч света в тёмном царстве». Яркий представитель иммигрантской литературы XX века, о котором сегодня вспоминают всё чаще и чаще, Сергей Довлатов, говорил, что «знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться». По следам Жорж Санд Во-первых, образ «тургеневской девушки», чья любовь жертвенна и служит опорой для более слабых юношей и мужчин, которые готовы идти за возлюбленным и на войну Елена в «Накануне» и в революцию Марианна в «Нови» , можно назвать не совсем оригинальным.
Ведь здесь напрашивается прямая аналогия с декабристками, среди которых были не только матери и сёстры осужденных, но и возлюбленные, и жёны. Во-вторых, эпоха, в которой творил Тургенев, неразрывно связана с идеями эмансипации, корни популяризации которой, безусловно, нужно искать в произведениях французской писательницы Жорж Санд. Исследователи подчёркивают тот факт, что тургеневская трактовка женского образа не совсем принадлежит Ивану Сергеевичу. Читая письма Тургенева, можно увидеть, насколько он ценил и восхищался Санд, не будет преувеличением сказать — боготворил.
Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы.
Самое захватывающее, на мой взгляд, произведения Тургенева — его повесть «Ася». В центре повести — молодая девушка Ася, нашедшая, как она считала, настоящую любовь в Германии.
ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ Обзор произведений И.С. Тургенева
Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого. Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.
Ася дана в повести через восприятие господина Н. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Но она ошиблась.
Своеобразие движения любовного сюжета заключается в том, что в него включаются все культурные знаки усадьбы, все ее знаки. Роман главных героев развивается в пространстве сада. Сад и парк словно вбирают в себя поэзию влюбленности и окружающей красоты.
Созданию атмосферы особой интимности и доверительности способствует сиреневая беседка, в которой Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской. Развязка любовной истории героев происходит в заброшенном пустынном саду, около запущенного в течение тридцати лет Авдюхина пруда. Именно дикий сад помогает девушке разоблачить его фразерство. Это человек слова, но не дела, тип «лишнего человека». И еще важно, что даже это утреннее свидание было небезопасным, что становится ясным со слов служанки. Как бы мамзель не проснулась…» С. Это замечание лишний раз свидетельствует о том, как трудно было устроить свободное общение девушки с молодым мужчиной; вне усадебного топоса оно было бы невозможным. Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х годов, все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви.
Тем более сложно говорить о сформировавшейся идеологии в юных созданиях, скорее поиск истины, нравственности, единственного возлюбленного в идеальных героинях Тургенева происходит спонтанно, не без влияния разнообразных движений природы, воздействующих на их чуткие души. Наталья, Лиза, Елена взрослеют и развиваются до сложившихся личностей у читателя на глазах, так как проходят через ряд испытаний — природой, музыкой или искусством , гражданскими идеями и, конечно, любовью. При этом любовь и «служение» взаимосвязаны в понимании героини. Поэтому только пространство романа, «усадебного» по своему типу, дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности, во всей ее полноте. В своем следующем романе Дворянское гнездо 1859 Тургенев изобразил три вида усадьбы. Прежде всего, это городская усадьба Марьи Дмитриевны Калитиной, приобретенная ее мужем. Дом ее не отличался каким-то особым архитектурным стилем, зато его окружал большой сад, «выходящий прямо в поле, за город» С. Именно этот дом, романтический сад и вся духовная жизнь этого «дворянского гнезда» с его поэзией и музыкой, способствовали развитию возвышенной любви, возникшей между Фёдором Лаврецким и Лизой Калитиной.
Две усадьбы Лаврецкого имеют к развитию сюжета опосредованное отношение. Дом Калитиных, как и домик Лаврецкого, становится продолжением сада благодаря открытым окнам и дверям. Модные романсы и дуэты, кантаты и сонаты, мазурки Шопена наполняют салон и создают звуковой фон событий. Обширное пространство сада, который с одной стороны выходит в луга и поля, заполнено разнообразными звуками. В Дворянском гнезде меняются взаимоотношения героя с окружающим пространством. Рудин, рационалист и красноречивый оратор, использовал и свидания в саду с юной девушкой как сцену для философского дискурса. Лаврецкий, натура интуитивная, необыкновенно восприимчивая к красоте и музыке, ничего не планирует и его поведение абсолютно искренне. Проза Тургенева никогда еще не была такой музыкальной, столь богатой звуковыми и ритмическими эффектами, к сожалению, почти непереводимыми.
Сад в Дворянском гнезде полон музыки, и сам, в свою очередь, может рождать музыку как отражение жизни. Это происходит с Леммом, который, вдохновившись зарождающейся на его глазах любовью молодых людей, также как и красотой сада в лунную ночь, смог написать свою гениальную музыку. Описывая сад, Тургенев дает чудесные вариации на тему русской природы, увиденной днем и ночью, наблюдаемой героем или воспринимаемой им бессознательно. Лиза Калитина была второй после Натальи Ласунской героиней, которая и позволила, по-видимому, дать впоследствии обобщающее определение «тургеневская девушка» созданным художником женским образам. Как верно подметил Д. Писарев, ее «женственность выражается в робости, в стремлении подчинить чужому авторитету свою мысль и волю, в нежелании и неумении пользоваться врожденною проницательностию и критическою способностию» [8]. Она, подобно пушкинской героине, не любя Паншина, поначалу готова выйти за него замуж и даже защищает его от нападок Лемма. Добрая и мягкая, «она по-прежнему считает покорность высшею добродетелью женщины; она молча покоряется, насильно закрывает себе глаза, чтобы не видать несовершенств окружающей ее сферы» [9].
Однако Лиза похожа на Татьяну только вначале, когда в ее душу не вошла любовь. И поэтому трудно принять концепцию Писарева о том, что она выбирает «ложный» путь, отказываясь от борьбы за свое счастье. Героиня Тургенева абсолютно естественна и органична в своем поведении, проявляя при этом не слабость, а, наоборот, силу духа и мужество. Автор окружает свою любимую героиню романтическим пейзажем: каждая встреча Лаврецкого и Лизы происходит среди удивительно прекрасной, волшебной природы заметим в скобках, усадебной природы : «Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь. Таинственная магия летней ночи романтического сада становится тем проводником, который сближает, устанавливает невидимые связи между Лаврецким и Лизой: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из ее благовонной глубины, бог знает откуда — с неба ли, с земли, — тянуло тихим и мягким теплом» С. Излишне говорить, что подобная встреча невозможна в городском топосе. Лиза не только глубоко религиозная, она наиболее музыкальная героиня Тургенева, одаренная недюжинным талантом. А музыка — самое суггестивное из всех видов искусства, — наилучшим образом раскрывает сущность ее интуитивной натуры.
Религия сродни музыкальной стихии: она не поддается рациональному, логическому познанию и объяснению, а постигается бессознательно. В отличие от предшествующей героини Тургенева, Натальи Ласунской, Лиза раскрывается не в чтении, не в разговорах, а в способности слушать и слышать музыку повсюду: в окружающей природе, душе любимого человека, поэзии ночи. Сцена объяснения с Лаврецким происходят в ночном саду в атмосфере музыки Лемма, который проник в тайну любви и гениально ее выразил: «Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» С. Но интуитивное поведение девушки глубоко нравственно. И вряд ли можно согласиться с Д. Писаревым, когда он утверждает, что Лиза «не умеет анализировать и собственной личности» и «не достигает умственной самостоятельности» [10]. Ее решение отказаться от счастья с Лаврецким возникает сразу, как только она узнает, что его жена жива. Как бы ни была ей отвратительна Варвара Павловна, лживость и безнравственность которой она безошибочно чувствует, «святость» брака для нее нерушима.
Бороться за свое счастье в условиях российской действительности 1840-х годов, когда добиться развода было почти невозможным, было бессмысленно. Если только представить подобный ход событий, судьба Лизы напомнила бы трагедию Анны Карениной. Однако для Лизы оставалась возможность замужества даже и с Паншиным , встречи с другим мужчиной, с другой любовью как выход из создавшегося нравственного тупика. Именно так и поступила Наталья Ласунская. Но все дело в том, что она не разочаровалась в своем избраннике, она не хотела никакого «другого», ее сердце безвозвратно было отдано одному единственному. И чтобы сохранить свое чувство во всей его силе и чистоте для нее не оставалось ничего, кроме уединения в монастыре. Именно так объясняет ее уход из светской жизни Даниил Андреев.
Иной гуманист думает, что говорить надо о вечном, но в России нет ничего более вечного, чем преходящее, потому что все повторяется каждые 25 лет. Тургенев оказывается абсолютно прав применительно ко всем временам, и самое удивительное, что за счет точной привязки к эпохе он сохраняет свое «партизанское» действие, он наш подпольный союзник. Четвертая тургеневская черта, которая в западном романе оказалась на первом плане, — отсутствие фабулы. В чем фабула «Отцов и детей»? Два друга ездят в гости из одного поместья в другое. К сожалению, это тоже осталось важной чертой русской жизни: в ней мало что происходит, но в подспудном ее течении всегда зреют великие события. Нет никаких сомнений в том, что изящество французской прозы и во многом нового романа 1950—60-х годов — тургеневское завоевание. И пятая черта, которая делает тургеневский роман приятным для чтения, — он насмешлив, ироничен. Тургенев не допускает мистику в большие романы: на него сильно повлияла наивнейшая мысль Белинского о том, что «фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов». Родившись гениальным фантастом, Тургенев всю жизнь прятался от своей природы, и лучшие свои рассказы «Стук… Стук… Стук! Но, к сожалению, фантастическое в нашей жизни гораздо более реально, нежели правдоподобное, поэтому лучшие произведения Тургенева — это как раз мистика. Эти пять черт любого романа, написанного после 80-х годов XIX века, определяют европейскую прозу. Классический европейский роман воспитан Тургеневым — его ненавязчивостью, его барским холодноватым умением сказать все, не говоря почти ничего, его нежеланием направлять читателя на путь, произносить мораль. Портрет Е. Константин Сомов. Первым этот инвариант с присущей ему чуткостью зафиксировал Чернышевский. В статье «Русский человек на рандеву» он довольно точно и жестоко указал Тургеневу и всем на то, что русский мужчина по определению слаб. Это так не только в «Рудине» и «Отцах и детях», это везде так — и не только у Тургенева. Вспомните «Грозу», где единственной носительницей света является женщина, и Добролюбов пишет , что самый сильный протест вырывается из самой слабой груди. Русская женщина выглядит сильно по отношению к мужчине потому, что она, по пушкинскому определению , может «для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». Она абсолютно выключена из социальной иерархии и свободна, может себе все позволить. Но эта свобода граничит с безответственностью и произволом, потому Писарев и задается вопросом: ну какая же эта Катерина луч света, когда она совершает поступки один абсурднее другого? Вызывает ли сильная тургеневская женщина хоть какую-то авторскую симпатию? Полозова не зря носит змеиную фамилию, и не зря у нее короткие толстые пальцы, которыми она вцепляется в шевелюру Санина. Зинаида из «Первой любви» — опасная истеричка. Клара Милич похищает у человека душу и выступает грозной силой, почти загробной, а по отношению к Елене в «Накануне» автор ощущает некоторую чужеродность. Все тургеневские женщины вызывают у автора чувство как минимум двойственное, а в «Вешних водах» и прямо испуг. Я не хочу сказать, что всякая женщина для Тургенева зло, такого отношения к женщине у него все же нет.
Они встречают нас в аэропорту. Они пойдут на войну, если будет война. Они смелые. Я уважаю мужчин. Они говорят: «не вопрос», «нет проблем»- и проблем, правда, нет. Они приезжают за нами на работу, они увозят нас из чужих гостей, привозят домой и накрывают одеялом; они не замечают испорченный макияж, они берут нас на руки, если есть лужа, им кажется, что мы маленькие и нас надо обнимать. Они правы. Слова у них чаще всего совпадают с поступками. Они лучше нас знают: когда-нибудь, через сто лет, они позвонят. Им всегда интересно, где мы. Они настойчиво желают платить за наш кофе, хотя сами уже давно не знают, почему. Они терпят наши капризы и говорят друзьям: «у неё плохой характер, но она такая красивая! Они прощают нам всё, хотя мы, заметьте, вообще ничего им не прощаем. Они сильные. Но только мужчин, а не лиц мужского пола. Источник Образ «тургеневских девушек»: описание, характеристика и анализ Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка — это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева. Тургеневская девушка скромная, мечтательная, тонкая, ранимая и романтичная натура, которая, как правило, родом из глухих мест, воспитанная вдали от светской жизни. То, что она несколько нелюдима и замкнута не мешает ей быть достаточно умной и образованной. Для многих тургеневская девушка — дурнушка, не обладающая выдающейся красотой. Но будучи «некрасивой» внешне, внутри она прекрасна, ее внутренний мир богаче, чем у многих видных девушек. Ей свойственно без оглядки влюбляться в главного героя, для нее не важны не богатство не внешняя красота возлюбленного, ее интересуют лишь его истинные лицо, его качества и черты характера, такие как стремление служить народу. В проявлении своих чувств она порой искренна и верна настолько, что не способна увидеть недостатков любимого, который попросту не способен оценить ее самоотверженной любви. Ей свойственно идеализировать образ возлюбленного, она готова следовать за любимым даже вопреки запрету родителей. Тургеневская девушка — сильная натура, хоть и может на первый взгляд показаться слабой, она способна идти к поставленной цели вопреки любым обстоятельствам и даже пожертвовать собой ради этой цели. Благодаря твердости своего характера она способна добиться в жизни гораздо большего, чем многие мужчины. В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование. Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси — немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается. Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен. Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника. Личная трагедия и отношение к любви Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя.