Лента новостей10. Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. Новости Армении - сегодня на Лезгинские чиновники потом возмущаются, дома, на кухне, старательно скрывая от других лезгин услышанные от гостей из Азербайджана историко-географические новости. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.
Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка. К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Возьмем урартское слово «манкали». В словарях урартского языка его переводят как обозначение сорта масла?
Отсюда получается несколько транскрипций: «Шарру манкали шамну», «XX манкалини» и т. Словосочетание «…манкали шамну» позволило специалистам их переводить как «манкали масло» разновидность, сорт масла. Перевод: «20 ман коровье масло» или по-современному: «60 кг коровьего масла». Из приведенных в литературе хаттских слов можно привести следующие хатто-лезгинские параллели: «таккехал» хетт. Удивительные результаты дают дешифровка пеласгских письменных памятников при помощи ключа лезгинского языка.
Время распространения минойской пеласгской письменности охватывает почти все II тыс. Непосредственно предшествовавшее линейному письму «А» иероглифическое рисуночно-слоговое письмо существовало на Крите примерно с 2000 по 1700 г. Из этого в значительной мере пиктографического письма развилось ли-нейное письмо «А», применявшееся также почти исключительно на Крите примерно с 1800 по 1400 г. На базе линейного письма «А» возникли два других вида письменности: линейное письмо «Б» и кипроминойское. Первое из них применялось в Кноссе в XV в.
Второе существовало на Кипре с 1500 по 1150 г. Существует еще знаменитый «Фестский диск» — критское иероглифическое — единственное в древней Европе, штампованное письмо! Все эти формы пеласгского письма-«Фестский диск», около 50 образцов иероглифического письма, около 40 образцов линейного «А», 50 образцов линейного «Б» и все существующие образцы их всего три кипроминойского письма полностью дешифровываются и интерпретируются при помощи того же лезгинского языка. Полученные результаты обобщены в «Яралиев Я. Дешифровка критской письменности.
Пеласгско-лезгинский язык. История лезгин. Том 2. Многие пеласгские слова вместе с письмом заимствованы ахейцами древними греками , и поэтому можно обнаружить сотни греческо-лезгинских параллелей в древнегреческом языке. Этрусские эпиграфические памятники состоят как из сравнительно крупных текстов, так и из свыше 10 тыс.
Самым пространным из крупных текстов является рукопись на пеленах Загребской мумии, содержащая около 1500 слов. Вторым по величине этрусским памятником является надпись на терракотовой черепице, обнаруженной на месте древней Капуи уцелело более 160 различных слов. К той же группе текстов культового назначения относят и надпись на линзообразной свинцовой пластинке, найденной в Мальяно и содержащей около 70 слов. Также предполагают, что надпись на колонне из Перузии, насчитывающая 130 слов, является единственным юридическим документом — договором между представителями двух этрусских семейств о продаже или передаче каких-то владений. К числу важнейших этрусских эпиграфических памятников, несомненно, принадлежат и обнаруженные в Пиргах три посвятительные надписи на золотых фольгах, две из которых — на этрусском языке и одна — на финикийском.
Почти 500 лет бьются и серьезные ученые и бесчисленные дилетанты над разгадкой тайны этрусского языка. Для интерпретации этрусского письма испробованы почти все языки земного шара и все известные методы дешифровки и не получено никаких удовлетворительных результатов. При помощи же лезгинского языка дешифрованы все известные крупные этрусские тексты и 320 коротких надписей см. Османов Н. I тыс.
Том 3. Дешифровка этрусского письма. Этрусско-лезгинский язык. Многие этрусские слова перешли в латинский язык, и поэтому неудивительно, что в латинском языке можно обнаружить сотни латино-лезгинских параллелей. То же самое можно сказать о письменных памятниках кавказских албанцев.
Жизнь Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость. Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие.
Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот.
Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело. Страшилки для малышей В старину грузины пугали детей, говоря, что если те будут плохо себя вести, придёт лезгин и заберёт их. Но что за странное противостояние народов?
Дело в том, что в прежние времена среди лезгин было немало горных разбойников, которые действительно могли похищать детей или забирать ценности. Вероятно, именно этот род занятий и привёл к появлению страшилок. Что интересно, сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу. Более того, у многих лезгин есть родственники-грузины.
Как понимаете, в наше время детей лезгинами уже никто не пугает. Жилище Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом.
Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни. Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов.
Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором.
Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.
Читайте также: Выкуп невесты в стиле полиции. Выкуп невесты: прикольный сценарий в стиле гибдд. Полезное видео: пример проведения Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки.
В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища. Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу.
Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу.
В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. После свадьбы После завершения торжеств жених забирает молодую невесту и отправляется с ней в дом своих родителей. Брачная ночь — священное таинство, после нее мать и тетушки жениха должны получить наглядное подтверждение невинности невесты. Утром после брачной ночи родителям невесты объявляют о том, что девушка действительно целомудренна, и праздник продолжался.
Только на третий день теперь уже молодая жена выходила из комнаты и встречала гостей на пороге дома своих новых родственников. Она вручает каждому пришедшему именной подарок. Первые два дня после свадьбы жених проводил в обществе своих друзей, а на третий встречал своих близких родственников и принимал поздравления. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана.
Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа.
Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани.
В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях.
Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот.
Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты.
А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть — в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур. Штурм Ахты.
Бабаев П. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.
История — тарих.
Они также украшают свои волосы разнообразными заколками, ободками и цветами. На шею они надевают ожерелья из бусин и подвески с символикой их народа.
Также важным элементом традиционной одежды лезгинов являются обувь и носовые платки. Мужчины носят сапоги с высокими голенями, которые украшены вышивкой и кожаными ремешками. Женщины носят красивые носовые платки, которые также украшены разнообразными узорами.
Традиционная одежда и украшения лезгинов отражают их национальную культуру и являются неотъемлемой частью их истории и наследия. Религия и обычаи лезгинов Помимо религиозных обычаев, лезгины также соблюдают множество национальных обычаев и традиций. Одним из таких обычаев является сватовство, когда родители жениха и невесты встречаются для дальнейших переговоров о браке.
Традиционная свадьба у лезгинов славится своей яркостью и разнообразием национальных песен и танцев. Еще одним важным обычаем у лезгинов является гостеприимство. Гости всегда встречаются с теплотой и радушием, им предлагаются национальные блюда и напитки.
Традиционное лезгинское блюдо — кюфта бозбаш, приготовленное из мяса, орехов и специй. Гостеприимство и уважение к гостям — одна из важных черт лезгинской национальности. Пищевые привычки и кухня лезгинов Основными продуктами питания лезгинов являются мясо и овощи.
Они предпочитают употреблять свежую пищу, поэтому овощи преобладают в их рационе. Значительная часть овощей выращивается на личном подсобном хозяйстве; картофель, морковь, лук, перец, томаты, баклажаны и огурцы являются основными предметами собственного производства. Мясо также играет важную роль в рационе лезгинов.
Они предпочитают свежее и качественное мясо, часто употребляют баранину и говядину. Из мяса готовят различные блюда: плов, шашлык, манты, приготовленные на открытом огне для более насыщенного вкуса. Особое место в кухне лезгинов занимают пироги и хачапури.
Эти блюда готовят из теста с начинками из мяса, сыра, капусты или зелени. Творог и разнообразные сыры также широко распространены среди лезгинов.
Традиции и обычаи лезгинов
У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков.
Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды.
Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции.
Иногда сватовство происходило даже до того, как дети появлялись на свет. Например, если в двух семьях не получалось завести детей, женщины шли к описанному выше святому месту и там обещали, что поженят своих наследников, если те родятся разнополыми. Ещё одна распространённая традиция заключалась в том, что жених воровал невесту. Если родственники знали, что сама молодая была не против стать женой этого человека, они даже не пытались вернуть её назад. Более того, в таком случае жених освобождался от уплаты калыма, а родители невесты даже платили в знак благодарности за то, что их любимую дочь взяли к себе в род. Мудрость старших Прекрасная традиция — выказывание почёта и уважения к старшим на свадьбах. Они всегда самые почётные гости, говорят первые тосты, делятся своими советами с молодожёнами и всеми присутствующими, как прожить долгую счастливую жизнь в браке.
Мука Хлеб — предмет особого уважения. До сих пор у лезгин сохранился обычай, согласно которому невесту посыпали мукой, когда она в первый раз входила на кухню в новой семье. Считалось, что это дарит благосостояние и уют молодожёнам на много лет.
Если кто-то болеет, то в народе посыпают больному соль на голову. Читается специальная молитва. Этот ритуал помогает избавиться от порчи или сглаза.
Женщины-подружки, не рожавшие детей, могли между собой договариваться, что если дети будут разнополыми, то они поженятся в будущем и породняться. Распространена кража невест и в наши дни. Когда впервые молодая жена заходит на кухню, то на нее сыпят горсть муки, это как посвящение в новые хозяйки. Женщина всегда занимается детьми и работой по дому. А уж если кто посмеется над женщиной или обидит, то опозорится на всю общину. Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру.
На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше. Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины национальность кавказская , пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей.
Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков.
Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей.
Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.
Их блюда знамениты не только в России, но и за ее пределами. Традиционно готовятся блюда из овощей, мяса и многих других продуктов, которые можно найти только на этой территории. Таким образом, традиции лезгинов — это не только вкусная национальная кухня, но и гостеприимство, уважение к старшим, сохранение культурных наследий и многие другие аспекты жизни, которые делают народ таким уникальным и притягательным. Лезгины и их кулинарные традиции Лезгинская кухня — это настоящее сокровище народа, который известен своей гостеприимностью и любовью к гастрономическим удовольствиям. Она является уникальным симбиозом вкусов и ароматов. Одним из популярных блюд лезгинской кухни является чак-чак. Его готовят из муки, меда и яйца. Тесто лепят крошечными шариками и обжаривают на масле.
Это блюдо отличается особым вкусом и запахом. Они готовятся из тонкого теста, начинки из мяса и овощей. Приготовление мантов — это настоящее искусство, так как необходимо правильно сочетать ингредиенты и не портить тесто при формовке. Он готовится из риса, мяса и специй. Главное правило при приготовлении плова — это сохранять соотношение ингредиентов. Только так можно достичь идеального вкуса и аромата. Мясо в лезгинской кухне играет ключевую роль. Оно представлено в виде баранины, говядины, курятины и свинины. Наиболее популярным блюдом, содержащим мясо, является ламаджо — лезгинский пирог на дрожжевом тесте, который может быть наполнен мясом или овощным фаршем. Рис также широко используется в лезгинской кухне и может выступать как самостоятельное блюдо, так и компонент к плову или рисовой каше.
В лезгинскую еду добавляют много специй, таких как чеснок, паприка, черный перец, кинза и кумин.
Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Танцевальное искусство Определение 2 Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов. В танце используются 2 образа. Мужчина чередует стремительный и медленный темп, двигаясь в образе «орла».
Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны. Женщина, двигаясь в образе «лебедя», завораживая плавными движениями и грациозной осанкой. Женщина увеличивает темп танца вслед за мужчиной.
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины – это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. Исторические корни У этих трех наций общий исторический предок — народ хань, проживавший на территории современного Северного Китая. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. В отличии от аварцев и даргинцев, лезгинские народы не объединялись в переписи в один фронт и считались отдельно. Главная» Новости» Последние новости лезгин.
Традиции и обычаи лезгинов
Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием. Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками.
Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты.
Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы.
Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Лезгинские праздники Цуькверин сувар — Арбе, или Праздник цветов , отмечали в конце мая — начале июня, как только горы покрывались зеленью.
Тамадой, или шахом, праздника каждый год избирали наиболее предприимчивого и весёлого мужчину в поселении. В назначенный день празднующие отправлялись в поход за цветами. Они надевали свою самую красивую одежду, заготавливали запас еды. Зурнач и барабанщик зазывали людей весёлыми песнями. В полночь участники празднества уходили из селения и отправлялись в горы, где танцевали, пели, состязались, собирали цветы для украшений и крапиву, щавель, черемшу для пирогов. К вечеру первого дня возвращались домой. Молодых людей встречали старики, которым отдавали собранные цветы.
ПIинийрин сувар — Кiару, или Праздник черешни, Читайте также: Где назначить встречу с Гименеем: официальная свадьба за границей — список стран — традиционный день земледельцев и скотоводов. Праздновали в садах в конце июня, и готовились к нему все лезгины и лезгинки в селении. Джигиты объезжали коней, надевалась нарядная одежда, проводили скачки, пели песни и народные сказания. Плясались народные танцы. Девушки пели хором и по одиночке лирические или специальные обрядные песни. Яран сувар, иными словами, Новый год , лезгины отмечали весной. К празднику готовили различные угощения и сладости, подарки для родственников и друзей.
Отмечали масштабно, всем селом. С самого утра по домам ходили молодые люди, надевшие овечьи шкуры наизнанку, и дети с сумками чанта, в которые складывали подаренные лакомства. Днём угощали гостей. Вечером по всему селу разжигались костры, вокруг которых танцевали и через которые, чтобы очиститься от грехов и защититься от болезней, прыгали. Существовал обычай «кражи огня». Человек, которому удавалось «украсть» чужой костёр, считался ловким и мужественным, хозяин дома, упустивший огонь, напротив, позорил себя. Ночью 22 марта по всему аулу палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса.
Молодые люди устраивали салют, запуская в небо горящие деревянные пропеллеры. Зажиточные семьи на новый год готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, гитI, было обязательным к приготовлению. Крутили раскрашенные куриные яйца: побеждал тот, у кого яйцо крутилось дольше. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую.
С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека. Источники: nazaccent. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен.
Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида».
Кроме родного языка , подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане. Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект. Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел. Курах , вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота. Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной. Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство. Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т. Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г. Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами.
С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи. Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы. Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок долгое время капризничает и болеет, его имя иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли в священные места Кавказа. Лезгины твердо верят в целебную силу таких мест и серьезно относятся к их посещению. Волосы, которые сначала постригли для ребенка, не выбрасывали и не защищали. Первую стрижку сделал мужчина, который был старшим в семье. Волосы кладут под подушку для малыша, чтобы он мог выспаться крепко и крепко. Чтобы ребенок не был вором, ему долгое время не подстригали ногти, а при первом проведении этой процедуры подстриженные ногти сжигали. Считалось плохим предзнаменованием, если мать нашла у ребенка первый зуб. Если это случалось, она отрывала воротник нижнего белья, чтобы зубы ребенка росли хорошо. Воротник рубашки тоже был слегка оторван от мальчика. Первому, кто заметил молочный зуб, дали иглу — символ остроты. Раньше лезгины состояли в браке с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В древности родители супругов оговаривали брак своих детей, когда они были еще маленькими. Иногда воровали невесту, если она не хотела выходить замуж или если родители избранника были против. Сватовство происходило перед свадьбой. В дом невесты пришла близкая родственница жениха и сделала предложение. В случае согласия родственник жениха отправлял невесте кольцо, шарф и тарелку с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами пришел в дом невесты и принес шарф и немного денег, родители согласовали размер калыма. С этого момента молодожены не должны были встречаться. Брак начался одновременно в домах супругов. Войдя в дом жениха, невеста должна была раздавить ногой ложку масла, стоявшую в дверном проеме. Затем невесту вели в комнату и усаживали на сундук с приданым. Во время отпуска невеста сидела молча. В полночь к ней подошел жених, а окружавшие невесту женщины ушли. Утром жениху следует искупаться в реке и провести весь день дома с другом или родственником. Если невеста не была невиновна, жених мог выгнать ее из дома и немедленно развестись. Часто после этого девушки кончали жизнь самоубийством. В Самурском районе на момент развода семья мужчины должна была выплатить семье женщины денежную сумму для содержания его бывшей жены. Сегодня брак Лезгина иной. Калым больше нет, мул не участвует, невест не похищают, а родители расходятся во мнениях относительно будущего брака маленьких детей. Обряд бракосочетания практически не изменился, только во многие села невесту привозят не на лошадях, а на машине, а приданое возят на грузовике. Детское образование занимает важное место в жизни людей. Они начали учить и воспитывать их еще в утробе матери. Лезгины гостеприимны и дарят своим гостям все самое лучшее. Хозяева предоставят гостю самую удобную и большую кровать в доме и сами спят на полу. В конце марта у лезгин отмечается праздник — день весеннего равноденствия, знаменующий начало нового сельскохозяйственного года. Вечером накануне праздника в каждом доме зажигают костры. Каждый пытается разжечь свой огонь ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и поправляют здоровье. В этот день лезгины облачаются в новую одежду и накрывают праздничный стол. Еще один значимый праздник этого народа — Вишневый фестиваль. В деревнях, где был богатый урожай этих ягод, лезгинские семьи несколько дней гуляли по вишневым садам, устраивали там танцы и песни. Во время цветочного фестиваля девочки и мальчики отправились в горы за цветами. О торжестве позаботился молодой человек «шах». Заранее молодые люди подготовились к празднику, сшили одежду и запаслись продуктами для поездки. В назначенный день в сопровождении барабанщика девочки и мальчики вернулись в село, танцевали и организовывали соревнования по силовым упражнениям.
На сегодняшний день численность лезгинского населения оценивается в несколько миллионов человек. Они говорят на лезгинском языке, который относится к нордовосточной группе нахской языковой семьи. Кроме того, многие лезгины также владеют русским, азербайджанским или грузинским языками, что обусловлено историческими и культурными связями. Территория и население лезгинов распространены в нескольких странах, что делает их нацию уникальной и интересной с точки зрения культуры и языка. Язык и культура лезгинов Лезгинский язык имеет несколько диалектов, хотя все они взаимопонятны. Он использует кириллицу в письменности, хотя до середины XX века использовалась арабская азбука. Лезгины имеют насыщенную культуру, которая отражает их историю, традиции и образ жизни. Они известны своим сложным и энергичным танцем, который называется лезгинкой. Лезгинская традиционная одежда также имеет уникальный стиль и дизайн, с использованием ярких цветов и узоров. Лезгины также известны своей гостеприимностью и традицией гостеприимства. У них есть обычай приглашать гостей на гостинцы, где они демонстрируют свою гостеприимность и готовят разнообразные блюда и напитки. Лезгинская кухня имеет свои особенности и включает в себя такие блюда, как шашлык, кофту и различные супы. Культура лезгинов также включает в себя религиозные верования. Они в основном являются мусульманами и исповедуют суннитский ислям. Важной частью их религиозной практики является посещение мечети и выпускание духовных обрядов. Сохранив свою уникальную культуру и традиции на протяжении многих веков, лезгины продолжают играть значительную роль в кавказском регионе и представляют нацию, богатую историей и наследием. Традиционная одежда и украшения лезгинов Одной из основных частей традиционной одежды лезгинов является кепе — национальная головная убор, вышиванная разнообразными узорами. Кроме того, мужская одежда включает в себя широкие брюки из плотной ткани и длинную рубашку, застегиваемую на пуговицы. Женская одежда включает в себя платья прямого покроя, украшенные вышивкой и кружевами. Особое внимание уделено украшениям. Лезгинские женщины любят носить широкие пояса, украшенные золотыми нитками и драгоценными камнями. Они также украшают свои волосы разнообразными заколками, ободками и цветами.
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации
Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности, ещё в X в. Этнографы и историки Гаджиев , Давудов и Шихсаидов пишут: Что же касается этнонима леги леки , то существует несколько мнений об их идентификации и локализации: леки — это народы Дагестана в целом; это потомки современных лаков или лезгин; грузинская форма «лек» леки и «лег» Страбона восходят к общедагестанскому «лаки», а название «лег» ещё в древнейшую эпоху «утвердилось за дагестанскими лаками , как устоявшийся этноним»; термин лезги не был в прошлом самоназванием одного из дагестанских народов, а уже издревле, в течение многих столетий, употреблялся в качестве общего названия для дагестанских горских народов; этнонимом леки в грузинской хронике Л. Мровели «обозначает большую часть племён средневекового Дагестана», а вообще «леки грузинское название народов Дагестана в целом [38]. Действительно, леки леги это этноним, несущий самую широкую нагрузку из перечисленных выше. Но наличие рядом других этнонимов дидуры, таваспары и др. Бутаев возводил этноним лезгин от лакского слова «лакъсса» — «высокий» [39]. Далее В. Минорский пишет: Хотя русские и употребляли «лезг-ин» «ко всем жителям Дагестана , но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана …».
Академик Марр писал, что родственное названию лезгин «лек, мн. Историки-кавказоведы Б. Алиев и М. Умаханов пишут [42] : Со временем в результате расширения сведений о народах Дагестана , более близкого знакомства с ними, название лезгин осталось только собственно за лезгинами, историческими носителями этого названия. Неверно и существовавшее ранее мнение П. Нам думается, что более осторожен и прав А.
О том, что уже в 1860-х годах термин «лезгин» использовали в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. Услар пишет: «... Это название есть столь знакомое нам: лезги ед. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки» [21]. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название — кюринцы» [34] [35]. Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года : «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская кюринская группа дагестанских народов, к котором относятся лезги лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова [36] ». Ихилов в частности писал: « Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую «кюревияр» , ахтынскую «ахцегьар» в Дагестане и кубинскую «кубавияр». В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только её частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери-чай. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане — «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем, с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности, близкой к ним языковой группы [37] ». Кумыки и ныне называют всех горцев, за исключением лезгин «тавлулар» — «горцы» — гора.
Современная одежда у подавляющего большинства мало отличается от общепринятого европейского стандарта. Но в одежде представителей старшего поколения особенно в горной части сохранились некоторые элементы национального костюма папаха, овчинная шуба, платки, шерстяные узорчатые носки. Сохранились и традиционные украшения. Пища лезгин отличалась в прошлом и отличается сегодня большим разнообразием блюд. Основа традиционной пищи — растительная зерно, бобы и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре, тондыре, садже. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги афарар с начинкой из съедобных трав, мяса, творога. Популярны хинкал, суп с мясом шурпа , голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере мясные пельмени с бульоном , пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки , исида халва из пшеничной муки , хашил мучная каша. Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре. Семейный и общественный быт В XIX в. Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака. Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны. Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского.
Но в СССР создавались совершенно невозможные в природе гибриды, образованные из совершенно разных племён и народностей с разными языками, историей, культурой и разными генетическими кодами. Предполагалось, что новые укрупнённые народы будут лучше служить советскому государству и КПСС, потому что имеют, как казалось большевикам, более мирную созидательную природу, не отягощены никакой негативной исторической памятью о своём прошлом, так как прошлого у них вообще нет. Такие политические нации по идее должны были испытывать вечную благодарность за своё сотворение советскому государству. В начале всё так и было. В отличии от настоящих этносов, многие из которых до конца ещё и не осознавали происходящее, вышедшие из советской колыбели укрупнённые советские народы со своими доморощенными партийными элитами старались изо всех сил выслуживаться перед КПСС. Недолго думая, их стали определять производной формой от слова «нация», придуманной в политическом контексте. Является ли национальность тождественным этносу и нации? Нет, не является. Этнос слово «народ» его упрощённая форма это органическая общность, связанная кровным родством и происходящая от общего предка с собственной историей и особой генетической памятью. А «национальность» — это политическая категория, искусственно созданная в СССР, чтобы им определять новые искусственно созданные группы лиц — политические советские укрупнённые нации - включающие в себя зачастую совершенно разные племена и этносы на разных уровнях своего развития, говоривших на разных языках, с разными культурными кодами, которым сверху навязывался некий общий язык и общий новый «этноним». Например, «казахи», никогда не существовавший до СССР «этноним», созданный путём замены одной буквы в слове «казак», чтобы использовать его для объединения десятка различных племён, кочевавших намного южнее современного Казахстана и по северу Монголии, никогда не имевших постоянного места обитания, которых большевики, по договорённостью с руководством Монголии, стали массово селить на территории русского Семиречья — территории Сибирского казачьего войска, — настоящие обитатели которого, семиреченские казаки, подверглись страшным репрессиям за то, что всей своей общиной отказались признавать советскую власть. Ирония судьбы в том, что семиреченские казаки, люди религиозные, соблюдавшие традиции, ведшие свою историю от сибирского казачьего войска, жившие крестьянским трудом, по сути, самый настоящий простой народ, ради которого вроде и была затеяна революция и свергнута монархия, оказались жестоко физически истреблены большевиками и Красной Армией. На их земли массово стали переселять именно тех, от кого эти казаки веками защищали южные рубежи Российской империи. Территория Семиречья была поделена между советским Каза к хстаном и Киргизией. Тут надо упомянуть ещё одну историческую деталь, которая весьма важна для понимания того, как использовались новые политические нации в начале формирования национальных республик. Сразу оговорюсь, что самоназвание среднеазиатских киргизов звучит как «кыргыз». В советской Киргизии киргизам была дана установка на то, что они вольны при желании «зачистить» заселённую семиреченскими казаками приграничную с Киргизской ССР зону Семиречья, и все земли, которые будут киргизами «зачищены» от ненужных большевикам семиреченских казаков, станут киргизскими. Это было сделано специально, так как семиреченские казаки веками сдерживали продвижение тюркских кочевых племён в сторону России и имели место столкновения, самое крупное в 1916 году, между казаками и кыргызами. В Семиречье началась самая настоящая этническая чистка: киргизы жестоко убивали казаков и сжигали их деревни. Их жертвами стали тысячи мирных поселенцев, в основном женщины и дети. Так выслуживались новые политические нации перед своими создателями и получали «подарки» - чужие территории. Сейчас эти советские политические нации и слышать не хотят правду о своём создании в СССР, сочинили себе «великие» истории, щедро снабжённые мифами об якобы вековой «народно-освободительной борьбе» от русских, мифы, в которые они сами «древние» народы, а русские — единственно «колонизаторы». Помимо этого, каждый из них также каждый ставит себе цель сочинить жёсткую историю о своём «геноциде». Всё это щедро финансируются Американскими университетами и фондами, которые пустили в постсоветских республиках мощную корневую систему и не жалеют средств на высокие гонорары авторам мифов. Никто из советских политических нацией, сотворённых по политическому заказу партии руками советских этнографов, и не вспоминает кто он на самом деле, откуда на самом деле пришёл и что б имел, не случись февральской революции 1917 года. Отметим, что по данным Всесоюзной переписи 1959 г. Таких примеров по СССР было много. Опять-таки, наши южные соседи, созданные из десятков разных племён с разными языками, и это не только «азербайджанцы», но и «грузины», собранные из разных самостоятельных этносов с разными языками. До февральской революции не было такого этнонима «грузины», под этим названием сплавили десятки древнейших самостоятельных этносов мегрелы, сваны, лазы, картлийцы, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, ингилойцы, чвенебури, пшавы, хевсуры, кахетинцы, аджарцы, гурийцы, ферейданцы и другие — осколков древних Иберии и Колхиды, чтобы создать мощную укрупнённую политическую нацию с общим для всех картвельским языком. Сталин был картвели по матери, по отцу - горный осетин Джугаев. Непонятно почему, но факт, что «грузинам» в СССР были даны беспрецедентно высокие привилегии, каковых не было более ни у одного другого советского народа. Вот в каких целях в СССР был создан термин «национальность». Он был создан изначально для категории новых советских политических наций, которым без всякого труда с их стороны, без прохождения необходимых естественных этапов развития «от племя — этнос народ — нация», сразу была присуждена высшая политическая категория «нация». Так как они не являлись подлинными этносами и потому определять их как этносы было невозможно, придумали форму от «нация» - «национальность». А чтобы, так сказать, в дальнейшем не ущемлять их достоинства и не унижать их, чтобы у них не было никакого комплекса перед настоящими этносами, то было принято решение вообще не использовать определение «этнос» в СССР в юридическом отношении, а вместо него использовать исключительно только новое определение «национальность». Например, название «казахи» не может называться «этносом», так как нет кровного общего происхождения всех казахов от одного общего предка. Как и «азербайджанцы», как и «украинцы», как и «грузины» и тд. В отличии от них, допустим, чеченцы или лезгины могут. И буряты булагаты могут. Племена, участвовавшие в этногенезе бурятского народа, являются потомками Булагата, общего предка булагатских родов. Так же и очень симпатичные мне юкагиры тунгуссы могут. Это необыкновенно интересный народ русской Арктики, «морские зверобои побережья Северного Ледовитого океана» в 1931 году в СССР тунгусам почему-то поменяли имя, и с тех пор они стали называться эвенками. Юкагиры настоящий этнос, в отличие от казахов, которых большевики посчитали по своей малочисленности «народом без будущего» и разделили на три части Якутская республика, Чукотский автономный округ и Магаданская область , где в советское время их ассимилировали якуты и чукчи. Численность юкагиров сильно упала по всем этим причинам по переписи 2002 года в Республике Саха 1097 чел. Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам. Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами. Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная. Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос.
Откуда родом лезгины?
Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов И. Гаджимурадов, Gadjimuradov @ online. de Бонн, Германия Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. Лезгинские чиновники потом возмущаются, дома, на кухне, старательно скрывая от других лезгин услышанные от гостей из Азербайджана историко-географические новости. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Все жизненно важные артерии Азербайджана, которые связывают его с Россией и Европой, проходят через лезгинские территории. И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего.
Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают. Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская.
Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ.
Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение.
После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу. И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России.
Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать. Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России. Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России.
Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие. Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются — «пIир». Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами. В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту. На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани. Это и есть лезгинские святыни — «лезги пIирар». Один такой современный «пIир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим». Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты лезг. Ахцегь, Ахцагь в 1848 году. Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями. Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки — нечто вроде магазинов. Письменный язык — арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе — с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад — «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости.
В войске алпанского царя Оройза Араса насчитывалось 40 тысяч воинов. При необходимости, как писал Страбон, алпанский царь мог выставить до 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Алпанским войском командовал брат царя Оройза Козис Косид у Плутарха. Во время схватки Козис ворвался в расположение римлян и чуть не поразил римского полководца Помпея, которого спасла железная броня. Последняя четв. Фарасман начал войну против Парфии и его союзников — Мидии, Армении, Капподокии. До этого она находилась под Парфией. Начало династии Сасанидов. Последний представитель династии фарасманидов. IV—V вв. Случилось это во время правления царя Басла Урнайра. На стороне персов в битве участвовали и алпанские войска под командованием царя Урнайра.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами в энциклопедическом стиле. Некоторые древние авторы называют лезгин именем « леки », грузинские — « лекеби », арабские — « лакз » [18]. Большинство арабских средневековых авторов сопоставляет ал-Лакз легов — леков с предками современных лезгин [19]. Тем не менее, все античные, арабские [19] , грузинские [20] , армянские [19] источники распространяют этот этноним не только на лезгин, но и на всё население Дагестана. Термин «лезги» в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам» [21] и изначально лезгины именовались леги [18] общим для большинства дагестанских народов этнонимом [22]. В Российской империи и у тюрок название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Объясняется это тем, что термин «лезгин» «леги», «леки», «лекзы», «лакзы», «лезги» изначально был названием народов Южного Дагестана , но затем был распространен на другие этнические группы Дагестана [23]. Высказывается мнение, что это связано с тем, что персидская армия в ходе экспансии в Дагестан с юга всегда в первую очередь сталкивалась с лезгинами [24]. У русских это название также использовалось и отдельно по отношению к южным дагестанцам , в то время как северных преимущественно аварцев [25] именовали тавлинцами [26]. В 1920-е годы этноним «лезгины» был официально присвоен одному из горских народов Дагестана, известному со второй половины XIX века под названием кюринцы [27] [28] [29]. Объясняется это тем, что лезгины — название одного племени Дагестана, а именно кюринского то есть лезгинского было постепенно распространено на другие дагестанские племена [30]. А название кюринцы было введено Петром Усларом специально для лезгин во второй половине XIX века [31] [32]. Об этом писал А. Максимов : «В юго-восточном Дагестане и на севере Бакинской губернии живёт сравнительно крупное племя кюринцы условное название данное бароном П. Усларом , которые сами себя называют лезгинами и от которых это название было перенесено на всех вообще дагестанских горцев » [33].