За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил Золотую медаль на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе 1858 года. К сожалению, Анна Адамовна, рано ушедшая из жизни, не смогла порадоваться успеху придуманного ею рисунка.
Посуда ЛФЗ в стиле "кобальтовая сетка"
Фарфор «Кобальтовая сетка», ставший «лицом» санкт-петербургского Императорского завода, сегодня представлен не только в классическом варианте, но и в нескольких современных интерпретациях. Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). Сегодня «кобальтовая сетка» — настоящая визитная карточка Императорского фарфорового завода.
Самый известный узор ленинградского фарфора
Кстати, для золотой отводки применяется 24-каратное золото, ослепительное и долговечное. Как видим, трагические события ленинградской блокады чудесным образом вылились в изысканную, хрупкую красоту. Яцкевич разработала дизайн 5-ти фарфоровых предметов. Это был чайный сервиз модель скульптора Серафимы Яковлевой : чайная пара чашка и блюдце , сливочник, сахарница и заварочный чайник. Позже количество предметов вплоть до напёрстков! В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» получил золотую медаль ЗА УЗОР, который, как отметила судейская коллегия, «превосходно обыгрывает форму, смотрится элегантно, аристократично, ненавязчиво и в то же время торжественно». Создатель этой оригинальной шарообразной модели под названием «Тюльпан» — скульптор Серафима Яковлева. Она продумала всё до мелочей. Форма лаконична, практична и вместительна, что делает сервиз удобным для использования. И в то же время благородный дизайн и эффектная роспись не могут не привлекать внимание настоящих эстетов.
Любопытно, что чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» не предназначался для участия в конкурсе. Он всего лишь входил в общий ассортимент заводской продукции. И вот нате вам! Завоевана золотая медаль Всемирной выставки фарфоровых изделий в Брюсселе!!!
Анна Адамовна Яцкевич 1904-1952 , выпускница Ленинградского художественно — промышленного техникума 1930 г. Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г.
Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора. Как же возник узор «кобальтовая сетка»? Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз».
Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз — произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» франц.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом».
Яковлевой — чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем. Есть несколько версий того, что послужило основой появления этого рисунка. Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города. Все окна в городе были перекрещены бумажными лентами, защищавшими оконные стекла от взрывных волн. А перекрестья прожекторов ищущих в небе вражеские самолеты. Все эти ассоциации могли навеять мотив «сетки» Существует и другая версия появления популярного декора. В блокаду водоснабжение было нарушено и Анна Яцкевич с другими сослуживцами, ходила на Неву зимой долбить прорубь в реке.
От голода, от усталости трещины на льду, снежинки в ярких солнечных лучах, не смотря ни на что, синего неба — всё в её воображении скрестилось и это навеяло образ сетчатого рисунка.
Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку. Занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!
Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора... В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками. Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение.
Но громкая слава к художнице не пришла — правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды. Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры. Фото 1947 год. Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» - к первой годовщине нашей Победы на фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре — к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро». В работе, в племяннице Музе Изотовой, которая трудилась здесь же, и в коллегах сосредотачивалась жизнь художницы. Её любили сослуживцы. Особенно мне было приятно и я Вам благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале.
Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трёх лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий — голода, холода и эксплуатации. Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество, с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда была слабенькой и бледной. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю... Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». А «Кобальтовая сеточка» в широкий тираж вышла в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовна Ольга Долгушина.
У художницы Яцкевич было слабое здоровье — кто из переживших блокаду мог им похвастаться?
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода: «Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе. От голода, от усталости трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор "Кобальтовая сетка"». Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках завода появилась ещё при императрице Елизавете Петровне. Орнамент создан мастером Дмитрием Виноградовым. Но полоски тогда были розовыми. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей. Сейчас в бело-синей стилистике здесь изготавливают уже более ста видов посуды. С 70-х годов о необычном русском орнаменте узнал весь мир. В посольстве России в Париже до сих пор гостей угощают именно из сетчатой посуды. Свой привычный синий цвет кобальт приобретает после обжига при температуре больше тысячи градусов.
После первого наносят так называемые мушки из золота. Правда, блестеть оно начинает не сразу. Александра Горохова, живописец-штамповщик Императорского фарфорового завода: «Эта лужица черная - это золотосодержащий препарат, 12-процентное золото. После обжига начинает сверкать, до обжига внешний вид неприглядный». Подделать технологию сложно, хотя умельцы из Китая несколько раз пытались. Секрет в том, что роспись подглазурная, ручной работы. У её автора, Анны Яцкевич, после войны совсем не осталось наследников. Племянница, которая тоже работала на фарфоровом заводе, умерла вскоре после самой художницы. Но их дело живёт до сих пор.
И тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой считали и считают эту посуду своеобразным символом ленинградской Победы. March 5th, 2018 , 05:40 am Не все знают, что храня в своих шкафах и сервантах ленинградскую фарфоровую посуду со знаменитым узором «Кобальтовая сеточка», мы храним память о блокадных днях Ленинграда... Узор «Кобальтовая сетка» знаменит и узнаваем во всём мире. Это изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного используют для сервизов, чайных пар, обеденных наборов. Украшенная кобальтовой сеточкой посуда подходит для сервировки столов на самых торжественных мероприятиях. Воплощение простоты, элегантности и какой-то ненавязчивой, но безоговорочной торжественности - главные отличительные черты орнамента. Он смотрится по-настоящему стильно и дорого. Однажды, возвращаясь вечером домой, Анна увидела странную картину: скрещенные прожектора противовоздушной обороны отразились от заклеенных крест-накрест окон, образовав красивый геометрический узор в виде сетки. Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич?
Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни. Хотелось верить, что всё страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное — мирная. У каждого за плечами осталось своё кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки — это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой. В 1945 году возобновила свою работу художественная лаборатория ЛФЗ. В это тяжёлое послевоенное время и появился на фарфоре сетчатый узор-напоминание.
И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла.... А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий.
И была представлена, так сказать, линейка нынешней продукции — в основном, чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей здесь было другое: показать широту ассортимента, но не поразить художественным мастерством. И вдруг сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду - золотую медаль за узор и форму а форму придумала Серафима Яковлева.
И началось его триумфальное шествие по стране... У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Это логотип завода — ЛФЗ.
Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, у кого есть хоть один предмет, выполненный на этом заводе. Он — единственный рисунок Анны Адамовны, который она не подписала.
На остальных работах она ставила метку «А. Яцкевич» и дату. В 2015 году АО «ИФЗ» с успехом отмечалось 70-летие создания и 65-летие начала промышленного производства сервиза «Кобальтовая сетка».
Созданный талантливым русским художником Анной Адамовной Яцкевич в военном городе-герое Ленинграде сервиз «Кобальтовая сетка» стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом нашего города, олицетворением классического петербургского стиля. Сервиз «Кобальтовая сеточка». Автор и испонитель А.
Яцкевич, ноябрь 1944 год. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись золотом, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1944 год.
Собрание ГЭ. Воспроизведение факсимиле автора на дне чайника. Ваза для цветов «Кобальтовая сетка».
Автор рисунка А. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, золочение. АО «ИФЗ», 2015 год.
Чашка с блюдцем из сервиза «Клеточка». Автор росписи А. Яцкевич, 1950 год.
Форма «Тюльпан», автор С. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись селеном, золочение. Чашка с блюдцем из сервиза «Золотая сеточка».
Яцкевич, 1948 год. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. ГФЗ имени Ломоносова, 1950-е годы.
По одной из версий, эту мысль ей навеяли рисунки мастеров XVIII века, в том числе и работы самого основателя фарфорового производства Дмитрия Виноградова. Сегодня императорский костяной фарфор, тарелки, сервизы, чашки, кофейники с кобальтовой сеткой знают во всем мире: декор стал таким же узнаваемым, как, например, «рыбья чешуя» на знаменитых английских сервизах марки Herend. Престижность и узнаваемость изделий ИФЗ, в сочетании с вполне демократичной ценой, делают их популярными и любимыми не только в России, но и за ее пределами. Великолепный императорский фарфор, а также сервизы и отдельные элементы посуды производства легендарных европейских марок, вы всегда можете приобрести в нашей компании.
Собственная курьерская доставка по Санкт-Петербургу за 1 день. Оплатить заказ можно наличными или банковской картой на сайте или при получении. Официальная фирменная гарантия производителя на все товары 3 года. По всем вопросам пишите zakaz mir-samovarov.
Изысканность и качество в каждой детали
- Содержание
- ЛФЗ Кобальт пара
- Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ
- Визитная карточка
- Как на ЛФЗ придумали кобальтовую сетку
- Кобальтовая сетка в Петербурге
10 советских сервизов, которые сегодня стоят десятки тысяч рублей
Как появилась знаменитая «кобальтовая сетка» ЛФЗ - Лист Клевера | От Императорского Фарфорового завода (бывшего ЛФЗ). Декор "Кобальтовая сетка" на новой форме. Оказывается "Кобальтовая сетка" была создана в середине 18 века. |
Кобальтовая сетка лфз история создания | Коллекция Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод. |
Узор кобальтовая сетка на свервизе Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ) | Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать сервизы с знаменитым рисунком: набор на шесть персон стоит 40 тыс. рублей. |
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич — ФИНБАН | металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. |
Как появилась знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ | металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. |
Тайна кобальтовой сетки
знаменитая "кобальтовая сетка" - напоминание о блокаде Кобальтовая сетка императорский фарфоровый история. Императорский фарфорфирменный магазин Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился. Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. На донышке стоял штамп – ЛФЗ – Ломоносовский Фарфоровый Завод.
Кобальтовая сетка лфз история создания
Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Красивый геометрический узор «Кобальтовая сетка» уже давно стал визитной карточкой Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург). Первая фарфоровая посуда с орнаментом "Кобальтовая сетка" появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Кобальтовая сетка Ленинградского фарфорового завода. В 1958 году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свою продукцию, в том числе и предметы, украшенные росписью "Кобальтовая сетка". Завод Императорский был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге — тогда это был единственный завод, который занимался выпуском фарфора.