Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно.
Михаил Александрович Врубель
Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Flying Demon - Google Art
Картины демонов Михаила Врубеля
Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей. Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждет полное поражение. Великолепно передана фактура складок одеяния героя, а вот контуры тела лишь намечены схематично. Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем.
Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда.
Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой.
В сентябре у художника родился сын, которого назвали Саввой. Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом. Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия. Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой.
Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Автопортрет Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. Врубель «...
И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П.
Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова.
Даже решил вылепить Демона из глины: «…вылепленный, он только может помочь живописи». В рисунке, в живописи, в глине — развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. В Москве Врубель получает заказ — выполнить иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, в том числе к «Демону». Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой… Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна.
Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. Врубель Михаил, Демон сидящий На полотне — не злобный дух и не лукавый искуситель. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество.
Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор.
Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными».
Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни человека. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где выход из этой замкнутости?
Где тот единственный луч, который и осветит, и разрешит все? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Александр Блок посвятил это стихотворение 15-летней Лизе Пиленко — девочке, так влюблённой в него.
Впоследствии она стала поэтессой Кузьминой-Караваевой, Елизавета Караваева-Кузьмина, в историю вошедшая как мать Мария Скобцова , написала о тех интеллигентских сборищах и брожениях, о которых знала не понаслышке: «Помню одно из первых наших посещений «Башни» Вячеслава Иванова. Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Мы не успели ещё со всеми поздороваться, а уже Мережковский кричит моему мужу: «С кем Вы — с Христом или с антихристом?!
Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска».
Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Забела-Врубель — Криза «Нерон» А. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества.
Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак.
Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей. Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».
Необычный тембр ее голоса — вот что впервые поразило Врубеля, ее дивное пение явилось ему прежде ее внешней красоты. Это был знак-символ. Он был всегда напоен фантазиями и мечтами, все его образы, рождавшиеся на картинах, в жизни распадались на осколки мозаики. Это панно «Принцесса Греза».
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Деталь картины «Демон летящий». Лермонтов На картине изображён демон, пролетающий над горами Кавказа. На фоне картины хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи Судьба этого рисунка удивительна и загадочна 10:13, 24 декабря 2014 Культура В фондах Приморской государственной картинной галереи среди множества шедевров живописи и графики хранится рисунок «Демон летящий» знаменитого русского художника Михаила Александровича Врубеля. Эскиз выполнен тушью на картоне в 1891 году. Судьба этого рисунка удивительна и загадочна. Изначально «Демон летящий» находился в экспозиции краеведческого музея имени В.
Арсеньева, откуда был похищен 4 января 1945 года.
Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.
История создания "Демон" Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона.
Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову — жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил.
Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Описание картины "Демон" Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана.
Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно.
Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.
Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение. Цветовая гамма "Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.
Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине.
Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду.
Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца.
Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял.
Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста.
Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми.
Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу. Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым.
С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений. Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант.
На примере Врубеля можно совершенно точно сказать, что подлинный талант не убьешь. Врубель работал над дизайнами интерьеров в тандеме с блистательным архитектором Фёдором Шехтелем, центральной фигурой московского модерна. Для его зданий Врубель создал соответствующее им внутреннее убранство — благо, его дарования, как мы уже знаем, не исчерпывались живописью. Его стенные росписи, потолочные панно, стеклянные витражи в неоготическом стиле, изразцовые панно, декоративные блюда и фигурки по праву считаются вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи модерна — и, как полагают специалисты, в основном ее и представляют. Никто из современников с Врубелем, грубо говоря, тягаться не мог.
Его панно и панелями украшены особняк Дункеров, доходный дом Ф. Александрова, дом П. Солодовникова в Лебяжьем переулке, усадьба Алексея Викуловича Морозова и другого Морозова — прославленного Саввы Тимофеевича и его супруги Зинаиды между собой все Морозовы находились в родстве , и даже гостиница "Метрополь". Декоративно-прикладные работы Врубеля - потолочные плафоны и панно "Суд Париса". При этом, работая над украшением помещений, Врубель себя не сдерживал, не шел на поводу у заказчиков, не делал "красивенько".
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Михаил Александрович Врубель Летящий Демон 1899 , Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. Картина писалась в пору творческого подъема и спокойной уверенности в своих силах. Все это должно было отразиться в ней, а сама она была призвана стать гимном свободе и красоте. Сказались в этой попытке и новые идеи и веяния, начавшие тогда проникать в Россию.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневых тонах, в абстрактном стиле. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца.
На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневых тонах, в абстрактном стиле.
К этой теме он возвращался постоянно. Врубель пытался заглянуть туда, в бездну, и это привело его к гибели. Демон первый. Оттуда не возвращаются Свидание Анны Карениной с сыном. Толстого «Анна Каренина».
На рисунке главная героиня, встретившись с маленьким сыном после долгой разлуки, выглядит охваченной сильными чувствами. От рисунка веет внутренним трагизмом. В облике Анны просвечивают темные силы, уже завладевшие ею. Врубель сумел показать то, что ожидает падшую женщину, — божью кару. Таков и эпиграф к роману Толстого: «Мне отмщение и аз воздам». В рисунке Врубель искусно показал, что над прекрасной Анной властвует зло и сопротивляться ему она не может. Молодой художник смог создать в образе Карениной «расхождение этического и эстетического, божеского и человеческого». Демон второй.
Центральной частью панно является образ Маргариты, нежной, как душа облаков и цветов. По обе стороны от этого невинного существа — Мефистофель и Фауст с учеником. Фауст близок образу демона, каким его ощущал Михаил Врубель. В поэме Гете Мефистофель говорит, что «в нем ничто — ни близкое, ни даль — не может утолить грызущую печаль». Здесь у Мефистофеля лицо выдает эмоции, страсть. А летящему рядом Фаусту скучно, поражает его безучастность к окружающему миру. Изображенное на холсте выглядит мистично и зловеще. Усиливают это чувство колючки чертополоха на переднем плане, пытающиеся задержать всадников.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. «сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом.
Врубель летящий и Врубель поверженный
В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел. Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником.
Демон летящий
Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,… но всего этого в его Демоне ещё далеко нет». Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным. Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине. Лермонтов » На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом.
Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира.
В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась.
Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение. Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа.
Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть.
Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу.
Отец Врубеля записал слова его: «Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый». В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу. Он утверждал, пишет Прахов, что «вообще "Демона" не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.
Воплотить такой образ Демона средствами живописи и поставил своей целью Врубель». То есть мы можем узнать из этих записанных современниками художника высказываний, что для Врубеля прежде всего Демон и те циклы образов, которые он создает на эту тему, — это путь познания души, путь, полный своих спусков и подъемов, путь, полный драматической невозможности познания бесконечности. Если мы вспомним с вами его «Фауста», к которому он обращается еще в начале своего творчества мы немножко об этом говорили , то уже там осталась уникальная надпись на холсте, где он ставит эти вопросы: бесконечность и познание, бесконечность и догмат, бесконечность и наука. И вот эта трагическая невозможность познания всего ощущается, конечно же, в том мучительном состоянии, в котором мы застаем Демона в картине Врубеля. Что касается других терминов, которые мы с вами встречаем на эту тему, это еще сатана, что означает «противник», то есть тот, кто противостоит Богу в Его делах на земле, и слово само по себе «даймон», которое происходит как раз из античной культуры. И прежде всего связано свидетельство об этом с именем Сократа, знаменитого философа древнегреческого, который рассказывал, что он с детства слышит некий, как он называет это, голос у себя внутри, голос, который предостерегает его от совершения каких-то неблаговидных поступков. Иногда пишут, что это голос совести, но, наверное, скорее можно было бы сказать, что это голос вдохновляющий, это голос, который ведет по определенному пути предназначения.
Сегодня в современных терминах, может быть, мы назвали бы это высшим «Я» или как-то иначе после фрейдовской и юнговской психологии и их последователей. Именно этот голос даймона, который так важен для Сократа, заставляет его принять решение, которое буквально потрясло его сограждан, когда он был отдан под суд по доносу за то, что он якобы проповедует новых богов, которых нет, которые отсутствуют в традиции. И вот этот самый даймон и послужил причиной судилища над ним, и в выборе между изгнанием и смертью ему нужно было в этом случае принять яд Сократ принимает выбор смерти, говоря о том, что даймон его никогда не отвращал его от того пути, по которому он идет, а поэтому он не может жить со своими согражданами, которые этот путь не принимают. Вот такая трагическая история. Она записана во многих свидетельствах и современников, и последователей, его ученика Платона прежде всего, знаменитого философа. Позднее вот этот голос души или предназначения, высшего «Я» — мы можем спорить о том, какое конкретно содержание вкладывали в это в античности, — возникает в Риме, понятие похожее, хотя слово там другое. Это слово «гений», которое у нас в современном языке опять же означает талант прежде всего, особенные способности художника или иного человека, наделенного этими способностями.
Но изначально это было слово, похожее по значению своему на слово «даймон». И когда мы читаем в современных учебниках, что поклонялись, обожествляли римских императоров сограждане, это не совсем так. Обожествляли именно гения императоров. Вот перед нами одна из таких статуй гения императора Августа, которую можно отличить от статуи просто императора по тому, что у него рог изобилия в руках, чаша для жертвоприношений. Это такая иконография, которая сложилась в те далекие времена. Гений — это то, что рождается вместе с мальчиком у девочки есть своя Юнона и ведет его по пути достижения к победам, дает ему жизненную силу, мужскую мужчине, женскую женщине, и потом уже то, что в более поздние времена приобретает смысл именно особенных способностей и талантов, которыми наделены не все люди, а именно те, кого мы называем гениями. На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий» Говоря сегодня о Врубеле, я хотела бы познакомить не только со взглядом искусствоведческим, но и взглядом таким неожиданным, который с иной точки зрения мы можем бросить на Врубеля.
Это взгляд писателя Даниила Андреева сына знаменитого писателя Серебряного века, Леонида Андреева , который написал, наверное, самую необычную книгу XX века под названием «Роза мира». Они разные: это миры и светлые, миры и демонические. И, в частности, он пишет о даймонах как об особом населении земли, которое когда-то было создано раньше человечества, которое представляет собой некие крылатые существа. И Врубель, когда только приступал к своей знаменитой картине 1890 года — перед нами один из акварельных эскизов одноименной картины, — написал своей сестре Анне, эти строки сохранились в его письме: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Как видите, уже и в эскизе картины, в окончательном ее варианте мы не видим крыльев, и мы скорее видим в этом эскизе не цветы, а что-то такое, что напоминает пространство, где плавятся некие формы, которые, как будто сталактиты, застывшие со временем, и сталагмиты, струятся по некоему невидимому стеклу или границе. Состояние пребывания на границе миров ощущается в этом эскизе, где найдено почти все, но окончательный образ будет все-таки иным. И вот то, что пишет Андреев о даймонах, то, что было явлено ему в его путешествиях.
Это особенная судьба. Он был, как и многие люди, подвергнут аресту в сталинские времена, причем было это уже после Великой Отечественной войны. Мы не имеем с вами опыта подобных путешествий, поэтому можем либо принять их на веру, либо нет, но для нас в данном случае важно, какой свет бросают сведения, которые дает нам книга Даниила Андреева «Роза мира», на произведения Врубеля. Он пишет как раз о том, что даймоны, поколение более древнее, чем люди, одной из своих задач имеет вдохновлять людей: если есть даймон свой у человека, то действительно этот человек развивает свои творческие способности, он может пробудить тот талант, который в нем спит. И вот эта титаническая особенная нота, которая есть в произведениях Врубеля, прежде всего в его «Демоне сидящем», действительно рисует существо не столько человеческое, сколько существо, которое как будто бы сохранило родство свое с некоей скалой, из которой оно вырублено. Любимый метод работы Врубеля — когда он работает мастихином или широкой кистью. Это создает ощущение работы скульптора, который буквально вырубает из огромной скалы мощную фигуру Демона.
Кажется, что цветы за его спиной здесь не протягивают ветви, как пишет Врубель своей сестре, а кристаллами переливаются за спиной, будто их тоже вырубил какой-то грандиозный ювелир. Можно представить Господа Бога в этой роли. Закат, который выложен за спиной Демона, похож на мозаичный. Возникает ощущение некоей хрустальной оболочки, в которую заключена душа. Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля.
Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий». Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!
И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти. И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия».
Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира.
Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги.
Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния». Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался.
Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными. Возможно, мастер не нашел достаточно глубокой идеи для полотна, или посчитал сам сюжет достаточно упрощенным. Известно, что через год художник вернется к образу падшего ангела.
«Демоны» Михаила Врубеля
В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. Михаил Врубель. 1899. Холст, масло. «ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ» — незаконченная картина Михаила Врубеля.
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника | АиФ Санкт-Петербург | Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. |
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899 | Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. |