Талия Минуллина, АИР: «Системная проблема в том, что частные инвестиции — это для коллег допнагрузка». Талия Минуллина рассказала в интервью ТАСС, как республике удается успешно конкурировать с регионами России и странами в вопросе привлечения значимых мероприятий из разных сфер.
Новости с тегом - Талия Миннуллина
Потому что здесь какие-то более высокие цели, более высокие ценности в моём понимании, — заявила Минуллина в ходе республиканского форума молодых госслужащих. Согласно официальным данным, глава АИР за 2019 год задекларировала доход в 5,6 миллиона рублей. Притом что годом ранее она заработала на два миллиона меньше. Такой значительный прирост девушка объяснила собственным трудолюбием и талантами.
В мае этого года 37-летний Валиуллин занял должность генерального менеджера клуба. Ранее он возглавлял селекционный отдел казанского клуба, находя талантливых юниоров и помогая генеральному менеджеру «Ак Барса» Рафику Якубову с трансферами команды.
Минуллина также выразила надежду, что к 2030 году стратегия приведет к созданию новой экономики, основанной на цифровизации и экологической устойчивости, что повысит конкурентоспособность Татарстана и России. Она также сообщила, что уже начата работа над новым планом развития до 2050 года, подчеркнув важность определения целей, показателей и ресурсов для их достижения.
Форум «Россия — Исламский мир: KazanForum» направлен, в частности, на увеличение товарооборота с исламскими странами, отметила глава АИР.
По ее словам, также планируется «внимательнее изучать их опыт в сфере исламского банкинга и партнерского финансирования». В России этот закон только начинает работу. Плюс — развитие экспорта: хотелось бы, чтобы наши предприятия поставляли в исламские страны свою продукцию, причем по разным направлениям.
Первое, что приходит на ум, конечно, халяль — продовольственная продукция, но, на самом деле, спектр возможных продуктов и услуг очень широк. Все эти темы будут звучать на площадке KazanForum, —.
Талия Минуллина заявила, что ее зарплата на 25% ниже, чем у министров
Однако реально их число может быть гораздо большим, сообщила в интервью ГТРК «Татарстан» руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Глава агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина поделилась, что ее зарплата на 25% меньше, чем у министров. Чиновница из Татарстана Талия Минуллина заявила, что в начале карьеры госслужащей получала мизерную зарплату, но ей хватало на жизнь. В конце лета прошлого года стало известно, что Талия Минуллина вышла замуж за генерального менеджера ХК "Ак Барс" Марата Валиуллина (Подробности).
Талия Минуллина о KazanForum: «По результатам он получился самым масштабным за всю историю»
Талия Минуллина станцевала в промо-ролике АИР Татарстана | | Талия Миннуллина родила сына, а российского спецназовца приняли за украинца: Главное на 4 апреля. последние новости по теме на сайте АБН24. |
Мужем Талии Минуллиной стал экс-нападающий «Ак Барса» | Талия Минуллина. Талия Минуллина. Руководитель, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. |
Талия Минуллина о российско-китайском форуме: «Мы не ожидали такого большого интереса» | Интервью без галстука. |
Талия Минуллина | Глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина заявила, что ее зарплата на четверть меньше, чем у министров. |
Новости с тегом - Талия Минуллина
Но кто-то подписывает и договаривается на месте и не уведомляет оргкомитет об этом. Если говорить о результатах форума, то сейчас мы говорим не про инвестиции. Инвестиции — это следующий шаг, первый — это торговля. Сначала должны быть выстроены грамотные торговые отношения, потому что никто не будет инвестировать в РФ, не понимая рынок, не пытаясь его опробовать с помощью торговых отношений.
Глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина нередко оказывается в центре каких-то инцидентов. Когда-то она заявила, что удовлетворена работой агентства, хотя ее удовлетворить непросто. Это высказывание люди долго обсуждали, отмечая, что Агентству инвестиционного развития Татарстана нужен более компетентный руководитель. О том, что работа Минуллиной оставляет желать лучшего, говорят давно. Еще два года назад ходили слухи, что она перейдет работать в Госсовет Татарстана, но это так и не случилось. В прошлом году на встрече с депутатом Государственной Думы Хуснуллиным Талия Минуллина появилась в рубашке с принтом из стодолларовых купюр.
Она также сообщила, что уже начата работа над новым планом развития до 2050 года, подчеркнув важность определения целей, показателей и ресурсов для их достижения.
Но на сегодняшний день, к сожалению, даже наши профильные региональные министерства не могут сформулировать, на каких конкретно условиях они готовы работать с частными инвесторами. Поэтому у нас нет публичной инициативы, которая заложена в федеральных законах о государственно-частном партнерстве и концессиях. У нас публичной инициативы нет вообще! А я говорю совсем о других историях.
Пусть кто-нибудь придет, что-нибудь как-нибудь сделает — так не бывает. У каждого инвестиционного проекта есть конкретные финансовые модели, технико-экономическое обоснование. Частные инвестиции у нас всегда идут где-то «на потом». Сначала нацпроекты, эффективное использование бюджетных средств, какие-то другие приоритеты. Это вообще-то прямое обязательство государства». С одной стороны, «государственники» воспринимают его как инструмент по выкачиванию предпринимателями бюджетных денег.
Как вы считаете, это противоречие неразрешимо или есть шансы на качественный сдвиг? Если есть, то что надо для этого делать? По разным проектам доли меняются, но в среднем все именно так. А классическое ГЧП вообще-то предполагает большее участие государства, где-то 20 на 80. Мы должны реализовывать важные государственно значимые проекты с участием частного капитала. То есть инвестор там что-то немножко заработает, но при этом даст нам в ответ свою экспертизу, придаст скорости реализации проектов и так далее.
Вообще-то это так работает. У нас же пока все наоборот, по крайней мере в Татарстане. При этом если мы возьмем всю экономику, то у нас на один бюджетный рубль приходится пять рублей частных инвестиций. Потому что частники реализуют большую часть проектов сами, а государство там практически не принимает никакого участия. Если мы говорим, что подведение инженерных сетей к объекту недвижимости — это участие государства в проекте, то это странно. Это вообще-то прямое обязательство государства — обеспечить условия для развития территории.
И говорить, что это участие региона или муниципалитета в реализации инвестпроекта, не очень грамотно с экономической точки зрения. С этой точки зрения государственная поддержка и государственное участие в инвестпроекте — это капитальный грант, субсидия, госзаказ, офсетный контракт, энергосервисный контракт, налоговая льгота. Вот это — экономически значимые формы участия государства в реализации инвестпроекта. Здесь у нас есть вопросы, это факт. И они связаны с минимальным гарантированным доходом инвестора. МГД — это наше слабое место.
Вернее, его отсутствие. Если бы у нас был минимальный гарантированный доход по инвестиционным проектам в государственно-частном партнерстве, их количество бы кратно возросло. Вся инвестмодель там держится именно на МГД. Отвечая на ваш вопрос, что могло бы изменить ситуацию с ГЧП, есть конкретные вещи. Первое — это минимальный гарантированный доход. Это изменение бюджета.
Это долгосрочное бюджетное планирование, потому что инвестпроект — это 10—15 лет окупаемости. А бюджет у нас принимается на год, на три. Как тогда гарантировать частнику возврат инвестиций? Изменения здесь сразу бы выстрелили по количеству, качеству и объему проектов в ГЧП. Второе — уровень подготовки специалистов, которые разрабатывают и реализуют проекты ГЧП на стороне государства. Высококлассных, качественных юристов этого профиля даже в стране, честно говоря, немного.
Поэтому зарабатывают они очень хорошо, заказывать их услуги дорого. Должна быть подготовка специалистов по ГЧП. Кстати, в 2020 году Минтруд России разработал приказ об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства». Очень нужны хорошие юристы и экономисты, которые должны работать в муниципалитетах и госорганах в регионах, а не ехать в Москву зарабатывать деньги. Они должны иметь достаточные компетенции для того, чтобы качественно упаковать публичную инициативу. Сегодня приходится отдавать эту работу на аутсорсинг за большие деньги.
ГЧП строится только двумя способами. Или государство осуществляет публичную инициативу, то есть говорит, что мы хотим сделать, на каких условиях и в какие сроки. Либо инвестор выходит с частной инициативой, а государство должно сказать, как именно ее можно реализовать. Третье — это, конечно, совершенствование нормативно-правовой базы. Надо расширить сферы применения инструментов ГЧП. Сегодня их очень мало.
Федеральные органы работают в этом направлении. За последние 10 лет в инвестиционном законодательстве было огромное количество изменений. Сейчас мы намного более открыты к предметному разговору с инвесторами. Внимание от федеральных органов к работе с частным капиталом кратно возросло. Особенно за последние лет пять. Когда начали делать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации, когда начали делать инвестиционный стандарт — все это существенным образом облегчило и поддержало нашу работу.
Дальше началась история — кто будет эти расходы на себя брать». Мы вели и ведем большой переговорный процесс и с федеральными органами государственной власти. Дошли до определенного момента. Но и сейчас еще есть вопросы по этому проекту. После того как мы подписали эту концессию, была государственная экспертиза, и мы увидели там увеличение расходов.
Талия Минуллина о KazanForum: «По результатам он получился самым масштабным за всю историю»
Глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина нередко оказывается в центре каких-то инцидентов. Об этом сообщила на заседании коллегии Агентства инвестиционного развития РТ руководитель ведомства Талия Минуллина. Талия Минуллина в своем выступлении осветила программную часть грядущего события, а также рассказала о содействии дипломатических представительств в приглашениях. Талия Минуллина, глава Агентства инвестиционного развития РТ. Назначена на этот пост в ноябре 2014 года. Талия Минуллина официально никогда не была замужем, начинала карьеру в 2007 году с мелкой должности в Минэкономики региона.
Руководитель агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина стала мамой
Талия Минуллина в своем выступлении осветила программную часть грядущего события, а также рассказала о содействии дипломатических представительств в приглашениях. последние новости по теме на сайте АБН24. повышение качества жизни жителей РТ. ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:31. Новости по тэгу. В антиконференции приняли участие руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, министр по делам молодежи Татарстана Ринат Садыков. повышение качества жизни жителей РТ. ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:31. Новости по тэгу.
Новости с тегом - Талия Миннуллина
Условно: инвестор забил сваи — какие к нему претензии? Два года они стоят, мы ничего сделать не можем. В ходе реализации проектов есть определенные заданные временные лаги, которые даются инвесторам на решение тех или иных проблем. Иногда инвесторы по ходу реализации проектов решают их переформатировать. Мы говорим: нет, это так не работает. Выходи повторно на инвестиционный совет и пересогласовывай с нами официально.
Проекты, в которых мы изъяли земельные участки по суду, — это единичные случаи. Они есть, но их очень мало. Но…» — Дайте, пожалуйста, пример идеального инвестиционного цикла. Каков он, на ваш взгляд? Придем ли мы к такой модели?
То есть это фактически инвестиционный генеральный план, который должен быть принят в продолжение стратегии социально-экономического развития, определяющей наши приоритеты. Это межотраслевой план экономического развития, который ложится на конкретные пространственно-территориальные схемы. И, естественно, должны быть индикативные показатели по времени и условиям реализации проектов на этих территориях, согласно плану. В моем представлении это должно делать оно. А мы должны реализовывать, понимая, в каких районах нам нужны частные инвестиции в образование, в каких — в здравоохранение.
У нас должна быть карта участков, список условий, и мы их найдем. И с мира их соберем, и с России, мы это точно сделаем. Но на сегодняшний день, к сожалению, даже наши профильные региональные министерства не могут сформулировать, на каких конкретно условиях они готовы работать с частными инвесторами. Поэтому у нас нет публичной инициативы, которая заложена в федеральных законах о государственно-частном партнерстве и концессиях. У нас публичной инициативы нет вообще!
А я говорю совсем о других историях. Пусть кто-нибудь придет, что-нибудь как-нибудь сделает — так не бывает. У каждого инвестиционного проекта есть конкретные финансовые модели, технико-экономическое обоснование. Частные инвестиции у нас всегда идут где-то «на потом». Сначала нацпроекты, эффективное использование бюджетных средств, какие-то другие приоритеты.
Это вообще-то прямое обязательство государства». С одной стороны, «государственники» воспринимают его как инструмент по выкачиванию предпринимателями бюджетных денег. Как вы считаете, это противоречие неразрешимо или есть шансы на качественный сдвиг? Если есть, то что надо для этого делать? По разным проектам доли меняются, но в среднем все именно так.
А классическое ГЧП вообще-то предполагает большее участие государства, где-то 20 на 80. Мы должны реализовывать важные государственно значимые проекты с участием частного капитала. То есть инвестор там что-то немножко заработает, но при этом даст нам в ответ свою экспертизу, придаст скорости реализации проектов и так далее. Вообще-то это так работает. У нас же пока все наоборот, по крайней мере в Татарстане.
При этом если мы возьмем всю экономику, то у нас на один бюджетный рубль приходится пять рублей частных инвестиций. Потому что частники реализуют большую часть проектов сами, а государство там практически не принимает никакого участия. Если мы говорим, что подведение инженерных сетей к объекту недвижимости — это участие государства в проекте, то это странно. Это вообще-то прямое обязательство государства — обеспечить условия для развития территории. И говорить, что это участие региона или муниципалитета в реализации инвестпроекта, не очень грамотно с экономической точки зрения.
С этой точки зрения государственная поддержка и государственное участие в инвестпроекте — это капитальный грант, субсидия, госзаказ, офсетный контракт, энергосервисный контракт, налоговая льгота. Вот это — экономически значимые формы участия государства в реализации инвестпроекта. Здесь у нас есть вопросы, это факт. И они связаны с минимальным гарантированным доходом инвестора. МГД — это наше слабое место.
Вернее, его отсутствие. Если бы у нас был минимальный гарантированный доход по инвестиционным проектам в государственно-частном партнерстве, их количество бы кратно возросло. Вся инвестмодель там держится именно на МГД. Отвечая на ваш вопрос, что могло бы изменить ситуацию с ГЧП, есть конкретные вещи. Первое — это минимальный гарантированный доход.
Это изменение бюджета. Это долгосрочное бюджетное планирование, потому что инвестпроект — это 10—15 лет окупаемости. А бюджет у нас принимается на год, на три. Как тогда гарантировать частнику возврат инвестиций? Изменения здесь сразу бы выстрелили по количеству, качеству и объему проектов в ГЧП.
Второе — уровень подготовки специалистов, которые разрабатывают и реализуют проекты ГЧП на стороне государства. Высококлассных, качественных юристов этого профиля даже в стране, честно говоря, немного. Поэтому зарабатывают они очень хорошо, заказывать их услуги дорого. Должна быть подготовка специалистов по ГЧП. Кстати, в 2020 году Минтруд России разработал приказ об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства».
Очень нужны хорошие юристы и экономисты, которые должны работать в муниципалитетах и госорганах в регионах, а не ехать в Москву зарабатывать деньги. Они должны иметь достаточные компетенции для того, чтобы качественно упаковать публичную инициативу.
В марте этого года стартовали строительно-подготовительные работы по возведению крупнейшего в России логистического терминала имени Дэн Сяопина. Терминал станет частью промпарка «Этилен 600». Это большой проект с инвестициями более 70 миллиардов рублей.
Понятно, что инвестиционная ситуация непростая, но есть идеи, которые хочется воплотить. Например, амбициозная идея с площадкой «Россия — Китай», ее запуск запланирован на сентябрь этого года. Она нашла поддержку, тем более что у Татарстана подписано 7 межправительственных соглашений с Китаем, мы должны реализовывать их. Есть еще потенциально интересные в плане развития проекты. Недавно мы с KazanExpress вышли с проектом города электронной коммерции в Верхнеуслонском районе.
Там первоначально небольшой объем инвестиций, меньше миллиарда. Но общая сумма колоссальная, как и идея. Сегодня люди, торгующие на маркетплейсах — оптовики, которые делают закупки, продают товары и имеют доход выше среднего. Они готовы переезжать. Если для них построить жилье и оптовые склады в едином месте, это даст импульс для дальнейшего роста направления и притока населения.
Идея спорная, но интересная. Когда мы ее показали Раису РТ Рустаму Нургалиевичу, он ее поддержал, посоветовав начать с рабочих мест, а дальше уже перейти к инфраструктуре. Сейчас очень серьезно обсуждается агломерационный подход. У нас он заложен в «Стратегии развития Татарстана-2030», но пока не реализован. Для этого должны быть агломерационные органы, а у нас их нет.
Нужен определенный мастер-план по развитию обозначенной территории, подкрепленный ресурсами. Сегодня этим вопросом активно занимается новый Институт пространственного планирования РТ. Его возглавляет Олег Григорьев. Это шаг в сторону инвестиций, чтобы мы могли озвучивать наши готовые потребности инвестору. Пока обычно происходит наоборот: мы работаем под запрос и сопровождаем проекты.
Хотелось бы, чтобы и частный капитал тоже участвовал в публичных инициативах. Сейчас такого рода активность реализуется за счет инвестиций в бюджет, поэтому нам нужно формировать и упаковывать проекты. С точки зрения территориальнопространственного развития территории, которые сегодня показали всплеск, это экономики Сингапура, Дубая. У них стоит поучиться тому, как соединить воедино все зоны ответственности, чтобы получилась целая система. Именно грамотное планирование приводит к серьезным экономическим результатам.
Удается ли в напряженном графике находить время любимым занятиям, походам по культурным местам, саморазвитию? Она должна и работать, и иметь свой бизнес, и должности занимать, и дома поддерживать порядок, и сама выглядеть, как Мисс мира, и семью не обделять вниманием. Притом не забывать о спорте и приготовлении блюд. Количество этих требований бесконечно, в погоне за стандартами не потерять бы себя. В какой-то момент стоит остановиться и понять, куда мы бежим, зачем, и стоит ли нам это делать, не слишком ли мы устанем по дороге, туда ли прибежим.
В плане развития торговых отношений хорошей площадкой послужил и прошедший в рамках KazanForum Халяль-маркет в Агропромпарке. Он пользовался большим спросом, в том числе и у иностранных гостей саммита. Так, представители Марокко были впечатлены пастилой и попросили, чтобы к ним на выставку приехали с этой продукцией. Гость из Бахрейна купил 20 кг меда сразу на халяльной выставке и увез с собой домой.
Сандерленд - очное обучение - проживала на территории Великобритании 1,5 года. Диплом с отличием.
«Форум «РОСТКИ» заложил прочную основу для взаимодействия регионов России и провинций Китая»
- "Мне этих денег хватало". Чиновница из Татарстана похвалилась умением жить на 3800 рублей в месяц
- Comment section
- Талия Минуллина раскрыла имя своего избранника
- Последние новости
- Талия Минуллина о российско-китайском форуме: «Мы не ожидали такого большого интереса»
- "Мне этих денег хватало". Чиновница из Татарстана похвалилась умением жить на 3800 рублей в месяц
Comment section
- ФОТОГАЛЕРЕЯ
- Мужем Талии Минуллиной стал экс-нападающий «Ак Барса»
- Популярное
- Технологии в тренде
Эскорт казанского хана
- Технологии в тренде
- Талия Минуллина заявила, что ее зарплата на 25% ниже, чем у министров
- талия минуллина — последние новости сегодня | АиФ Казань
- Читайте также
"Мне этих денег хватало". Чиновница из Татарстана похвалилась умением жить на 3800 рублей в месяц
На время декрета агентство инвестиционного развития Татарстана возглавляет ее первый заместитель Инсаф Галиев. Ранее Талия Минуллина рассказывала, что вышла замуж за человека, который ее понял и полюбил. Это решение она принимала сердцем, а не умом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Казанских ведомостей.
Здесь, наверное, будет некорректно, если я буду давать оценки всем коллегам. Просто я могу сказать, что у Министерства финансов принятие решения происходит очень длительным и сложным путем. Наверное, потому что финансовая помощь тому или иному проекту связана с перераспределением средств тех или иных программ, что тоже требует кучи согласований либо даже принятия изменений в бюджет. А эта процедура вообще предполагает подключения депутатов Госсовета. Во всех случаях сроки согласования очень длительные. И сами согласования идут, прямо скажем, туго. Но республика эти риски на себя не берет». Это жизнь.
Это происходит не только в Татарстане, а во всех регионах. У нас, например, проект реабилитационного центра с Алтайским краем за два миллиарда. Им даже подобрали земельный участок напротив РКБ в Казани. Им согласовали объем ОМС, что тоже очень тяжело. Вся модель ведь держится на возврате инвестиций, это очень важно, это срок окупаемости. Уперлись в инфляцию. Частный инвестор говорит: это должно быть зафиксировано в документах. Хочет разделить с нами инфляционные издержки и связанные с ними риски. Звучит справедливо.
Если мы идем по модели государственно-частного партнерства, то она предполагает разделение ответственности: обязательств и рисков. Но республика эти риски на себя не берет. Года два-три инвестор ходил по кабинетам, мы мучились, мучились, мучились. В итоге решили, что реализовать проект невозможно. Понимаете, у нас даже меры государственной поддержки предпринимателей не аккумулированы в одном месте. Я в качестве члена правления Национальной ассоциации агентств инвестиционного развития попросила Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы они внесли в Минэкономразвития предложения по созданию единой цифровой платформы. На ней будут собраны все действующие в стране меры господдержки предпринимателей и инвесторов на всех уровнях: от муниципального до федерального. Просто невозможно же разобраться: четыре тысячи мер поддержки. Предприниматель не может элементарно зайти в одно место и понять, на что он может претендовать.
Это же ненормальная ситуация. Это происходит везде, во всем мире. Каждый инвестиционный проект проживает свой жизненный цикл. По тем или иным причинам идеи часто не доходят до реализации. Это понятно: воронка большая, на выходе из нее проектов мало. Причины очень разные. Условно категорировать их, конечно, можно. Основная причина будет в отсутствии экономики. Вроде бы, есть какая-то гениальная идея, есть какая-то господдержка, какой-то бизнес-план, понимание сбыта.
Посчитали — невыгодно, маржа слишком маленькая. Наверное, основная причина отказа от реализации инвестпроектов в этом. Инвестор предлагает, например, докрутить экономику проекта через госзаказ. А мы понимаем, что такой госзаказ делать не будем. Какие-то проекты вынуждены заходить на слишком перегретый рынок, например. Какие-то проекты не имеют возможности взять кредит за отсутствием активов для залога, а грантовые и субсидиарные ресурсы слишком малы. Какие-то проекты не заходят, потому что мы не можем договориться по условиям. Это, например, проект по переработке мусора. Мы уже два года сидим с коллегами, обсуждаем на разных уровнях, но никак.
Инвестор хочет слишком многого от государства, в том числе переложить на него всю ответственность. Мы же хотим, чтобы все это было на них. Договориться по условиям, особенно если в проекте есть участие государства, — это архисложная задача. Человек не просто так не нашел времени посидеть над документом... В основном проволочки — лишь следствие каких-то других причин. Человек не просто так не нашел времени посидеть над документом и вовремя его согласовать, нет. Новые проекты могут нарушать сложившиеся рыночные связи. По этой причине — да. Есть один на рынке монополист, а тут вдруг появляется еще один игрок.
Мы пытаемся, ходим с ним, но дело идет крайне сложно. Работать надо именно с этим. Когда мы запускаем проект в работу, таких нюансов мы просто не знаем. Сопровождая проект, мы на каждом этапе смотрим, что получится. Это очень большая кулуарная работа. На инвестсовет выходят только проекты с достаточным для реализации уровнем проработки со всеми профильными отраслевыми ведомствами. Заслушивая презентацию проектов, президент поднимает каждого главу, каждого профильного министра. И все говорят: да, мы знаем этот проект, да, мы его поддерживаем и будем помогать. Проекты, которые выходят на инвестсовет, как правило, находятся в большой степени проработки.
Мы осуществляем их сопровождение.
Потому что частники реализуют большую часть проектов сами, а государство там практически не принимает никакого участия. Если мы говорим, что подведение инженерных сетей к объекту недвижимости — это участие государства в проекте, то это странно. Это вообще-то прямое обязательство государства — обеспечить условия для развития территории. И говорить, что это участие региона или муниципалитета в реализации инвестпроекта, не очень грамотно с экономической точки зрения. С этой точки зрения государственная поддержка и государственное участие в инвестпроекте — это капитальный грант, субсидия, госзаказ, офсетный контракт, энергосервисный контракт, налоговая льгота.
Вот это — экономически значимые формы участия государства в реализации инвестпроекта. Здесь у нас есть вопросы, это факт. И они связаны с минимальным гарантированным доходом инвестора. МГД — это наше слабое место. Вернее, его отсутствие. Если бы у нас был минимальный гарантированный доход по инвестиционным проектам в государственно-частном партнерстве, их количество бы кратно возросло.
Вся инвестмодель там держится именно на МГД. Отвечая на ваш вопрос, что могло бы изменить ситуацию с ГЧП, есть конкретные вещи. Первое — это минимальный гарантированный доход. Это изменение бюджета. Это долгосрочное бюджетное планирование, потому что инвестпроект — это 10—15 лет окупаемости. А бюджет у нас принимается на год, на три.
Как тогда гарантировать частнику возврат инвестиций? Изменения здесь сразу бы выстрелили по количеству, качеству и объему проектов в ГЧП. Второе — уровень подготовки специалистов, которые разрабатывают и реализуют проекты ГЧП на стороне государства. Высококлассных, качественных юристов этого профиля даже в стране, честно говоря, немного. Поэтому зарабатывают они очень хорошо, заказывать их услуги дорого. Должна быть подготовка специалистов по ГЧП.
Кстати, в 2020 году Минтруд России разработал приказ об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства». Очень нужны хорошие юристы и экономисты, которые должны работать в муниципалитетах и госорганах в регионах, а не ехать в Москву зарабатывать деньги. Они должны иметь достаточные компетенции для того, чтобы качественно упаковать публичную инициативу. Сегодня приходится отдавать эту работу на аутсорсинг за большие деньги. ГЧП строится только двумя способами. Или государство осуществляет публичную инициативу, то есть говорит, что мы хотим сделать, на каких условиях и в какие сроки.
Либо инвестор выходит с частной инициативой, а государство должно сказать, как именно ее можно реализовать. Третье — это, конечно, совершенствование нормативно-правовой базы. Надо расширить сферы применения инструментов ГЧП. Сегодня их очень мало. Федеральные органы работают в этом направлении. За последние 10 лет в инвестиционном законодательстве было огромное количество изменений.
Сейчас мы намного более открыты к предметному разговору с инвесторами. Внимание от федеральных органов к работе с частным капиталом кратно возросло. Особенно за последние лет пять. Когда начали делать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации, когда начали делать инвестиционный стандарт — все это существенным образом облегчило и поддержало нашу работу. Дальше началась история — кто будет эти расходы на себя брать». Мы вели и ведем большой переговорный процесс и с федеральными органами государственной власти.
Дошли до определенного момента. Но и сейчас еще есть вопросы по этому проекту. После того как мы подписали эту концессию, была государственная экспертиза, и мы увидели там увеличение расходов. Дальше началась история — кто будет эти расходы на себя брать. А они там не очень маленькие. Это может быть государство, федеральное или региональное, это может быть тот инвестор, который уже есть в проекте, либо это может быть некий дополнительный инвестор.
Сейчас мы находимся на этой стадии. Это идеальный вариант. Сколько проектов государственно-частного партнерства реализовано и реализуется в Татарстане, на какую сумму, сколько всего проектов будет реализовано и на какой стадии проработки они находятся? У нас есть ГАСУ, государственная автоматизированная система «Управление», которую ведет федеральное Минэкономразвития. Каждый регион туда загружает информацию о том, что на сегодняшний день сделано. Так вот, у Татарстана на сегодняшний день заключено 126 концессионных соглашений в сферах дорожной инфраструктуры, здравоохранения, коммунальной инфраструктуры, образования, спорта.
Проект небольшой, но интересный: инвестиции — 39 млн рублей. Это автоматизированная информационная система для учета спортивных достижений. Сейчас мы вместе с инвестором готовим пакет документов, чтобы подать частную концессионную инициативу. В нашей модели есть частично средства, которые тратятся на инфраструктуру в спортшколах, что-то мы проработаем с Минспорта. Частично расходы будут на родителях детей. Думаем, получится или нет.
По спорту у нас есть хорошие истории. Если вы были на форуме по ГЧП , видели, что мы приглашали Минспорта, у них есть бюджеты. Как мы понимаем, федеральное правительство пытается через спорт апробировать такой подход для всех других отраслей: культуры и так далее. Мы же сумели в сфере образования подписать первые концессионные соглашения на строительство трех частных школ.
Глава АИР Татарстана: на привлечение международного мероприятия уходит до трех лет
Глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина стала мамой. Мальчик появился на свет в частной клинике Казани. Напомним, Миннулина замужем за генеральным менеджером хоккейного клуба «Ак Барс» Маратом Валиуллиным.
Семьям погибших на Украине татарстанцев решено выплатить по 2 миллиона рублей Также ежемесячно каждый член семьи погибшего будет получать пособие Подробности. Ритуальная фирма в Челнах взяла деньги за организацию похорон, но забыла выкопать могилу «Стоят ритуальщики, как на базаре, и предлагают свои услуги, не дают даже подойти к моргу и узнать информацию у медперсонала», - раскритиковал их челнинец Подробности.
Мальчик появился на свет в частной клинике Казани. Напомним, Миннулина замужем за генеральным менеджером хоккейного клуба «Ак Барс» Маратом Валиуллиным. На время декрета агентство инвестиционного развития Татарстана возглавляет ее первый заместитель Инсаф Галиев.
Сначала должны быть выстроены грамотные торговые отношения, потому что никто не будет инвестировать в РФ, не понимая рынок, не пытаясь его опробовать с помощью торговых отношений. Торговля занимает центральное место, создает условия для развития инвестиций, а далее уже и создания совместных производств», — отметила Талия Миннулина.
В плане развития торговых отношений хорошей площадкой послужил и прошедший в рамках KazanForum Халяль-маркет в Агропромпарке. Он пользовался большим спросом, в том числе и у иностранных гостей саммита.