Кажется, это так похоже на евангельскую притчу о Страшном суде, как отделяли овец от козлищ (Мф. В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. На Страшном Суде произойдет конечное разделение добра и зла, света и тьмы. Святитель Иоанн Златоуст о Страшном Суде замечает: «Когда Господь говорил о царстве, то сказал: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Праздничное Богослужение
Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет Святитель Феофан Затворник. Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния Святитель Феофан Затворник. Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?..
Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем Святитель Феофан Затворник. Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе Святитель Григорий Нисский.
Но в чем каяться, в чем исправлять себя? Это объясняет Евангелие настоящей Недели. Оправданными на Страшном суде окажутся лишь те, которые в жизни своей проявили любовь, милосердие, самоотверженность к ближним своим в их разнообразных житейских нуждах — кто напитал алчущего, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного или заключенного в темницу.
Пусть же все наше поведение в жизни среди подобных нам людей будет проникнуто любовию к ним как нашим братьям! Пусть всякое положение ближнего нашего — скорбное, стесненное, тяжелое в большей или меньшей мере — всегда находит соответствующее облегчение с нашей стороны!
В воскресенье 19 февраля, в третью подготовительную неделю к Великому Посту, мясопустную, о Страшном Суде, в храме святого апостола Филиппа в Шардже, была отслужена воскресная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев. За Литургией пел приходской хор. На сугубой ектении прозвучали особые молитвенные прошения. После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.
Такое напоминание необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предались беспечности о спасении своей души.
Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает последствия грешной жизни, когда человек предстанет пред Судом Божиим. В песнопениях этой седьмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Суд Христов будет поистине страшным. Суд Христов будет справедлив, ибо нельзя безнаказанно попирать великий закон любви и правды. Он будет страшен уже потому, что на этот суд соберутся неисчислимые мириады людей, живших везде и всюду от создания мира, ибо если они никогда не слышали благовестия Христова, то говорит апостол Павел, что все-таки "безответны они", то есть не имеют оправдания, потому что самая природа являет нам во всем Бога, и могли бы они понять и увидеть ясно промысел Божий, всем управляющий. Вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как будет судить Господь наш Иисус Христос людей на Своем Страшном Суде, слышали, что даст воздаяние вечное тем праведникам, которые всегда творили дела любви и милосердия, что назовет проклятыми и пошлет в огонь вечный тех, которые никогда не были милосердны. Почему же, почему только по одному этому признаку милосердия или не милосердия будет судить людей Господь и Бог наш Иисус Христос? Потому что милосердие есть важнейшее выражение любви, любви к людям, сострадания к ним.
А кто полон любви, кто творит дела милосердия? Только те, кто возлюбили самую живую Любовь — Бога-Слово, Господа Иисуса Христа, так возлюбившего мир, что ради спасения его в страшных муках добровольно отдал Он жизнь Свою на страшном Кресте. А почему будут посланы в вечный огонь те, которые никогда и никому не творили дел милосердия?
ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя мясопустная, о Страшном суде.
Великий пост 18 марта — 4 мая. Начинается Страстная седмица. Всех нас ждет Страшный Суд Христов. Если не покаетесь, все погибнете.
Вот, Бог установил день, который придет, как тать в нощи, когда… Он откроет советы сердечные и воздаст каждому по делам его. Грешникам тогда не будет никакой пощады. Внидут в радость Господа только одни праведные и те, кои, подвергшись несчастию впасть в грехи, принесли потом искреннее покаяние и исправили жизнь свою.
Итак, помышляя о дне том страшном, перестаньте грешить, покайтесь и восприимите твердое намерение ходить неуклонно в заповедях Божиих. И действительно, ни одна истина не сильна так умягчить нераскаянное сердце, как истина о Страшном Суде Божием… Приидите, братие, перехитрим омрачающего нас врага и отныне положим: и помнить непрестанно о Суде, и сердцем воспринимать всю силу его и весь страх его. Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшного и будем носить ее непрестанно.
Как в обычной нашей жизни видим мы, небо над собою с Солнцем и другими светилами и разные твари вокруг себя, подобно сему устроимся и в духе. На Небе будем созерцать Господа Судию со тьмами Ангелов, а вокруг себя всех сынов человеческих, oт начала мира до конца, предстоящих Ему в страхе и трепете. Тут же река огненная и книги разогнутые.
Суд готов! Таким помышлением наполним ум свой и не будем отступать от него вниманием. Восстав с одра, будем внушать душе своей: «День он страшный помышляющи, побди душа!
Это евангельское повествование имеет особое значение в ряду других, читаемых в Недели подготовительные к посту и покаянию. В Неделю о мытаре и фарисее Церковь предостерегала нас от самонадеянности и гордости, научая не добродетелями хвалиться, а у Бога милости просить; в Неделю о блудном сыне указывала и путь покаяния — прийти в себя, решиться исправиться и начать по мере сил дело исправления. Но в чем каяться, в чем исправлять себя?
Это объясняет Евангелие настоящей Недели. Оправданными на Страшном суде окажутся лишь те, которые в жизни своей проявили любовь, милосердие, самоотверженность к ближним своим в их разнообразных житейских нуждах — кто напитал алчущего, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного или заключенного в темницу.
Особенности богослужения[ править править код ] В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной , в которых православная церковь напоминает молящимся о Втором пришествии Иисуса Христа на Землю со славою судить живых и мертвых. Бог — Иисус Христос , являясь справедливым судьёй, воздаст каждому из людей по заслугам; а каждому из людей необходимо, помня и ожидая Второе пришествие, успеть принести покаяние и возлюбить ближнего: накормить голодных, напоить жаждущих, посетить больных и заключенных. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие пятницы вечера.
По третьей песни седальны Триоди глас 6-й. По шестой песни:.
Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться.
Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее.
Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас.
Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами. Примерно так же, как законченный эгоист не может и даже не хочет быть счастливым ни в браке, ни в дружбе, ни в работе: его испорченная душа просто не может вместить этих даров.
Ввести нераскаянного, не преображенного благодатью грешника в рай невозможно — он принесет свой ад с собой. Андрей Рублев. Фреска «Страшный суд» Но грех означает не только то, что мы отворачиваемся от Бога и противимся Его спасительной воле, он также означает, что мы скрываем в том числе от самих себя свой подлинный выбор.
Неделя мясопустная. О Страшном суде
Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Третье воскресенье февраля в церковном календаре называется Неделей о страшном суде или Мясопустной седмицей. 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Оказать помощь беженцам Донбасса и на восстановление Лавры 5168 7422 3856 4417 (Люкшин Александр); PayPal. Аллилуиарий недели мясопустной, глас 8. Чтец: А ллилýїа, аллилýїа, аллилýїа, глас осьмый, псалóм Давíдов. 19 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Майкопский и Адыгейский совершил позднюю Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Майкопа.
Неделя о Страшном Суде
На Литургии читается Христова притча о Страшном суде (Мф 25:31-46). 26 февраля), а за ней Великий пост (27 февраля - 15 апреля). strashnyj_sud Вселенская родительская Мясопустная суббота Молитвы за усопших Неделя мясопустная Неделя о Страшном Суде.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
- Неделя о Страшном Суде
- Неделя мясопустная, о Страшном суде | Свято-Вознесенский собор
- Telegram: Contact @zApiskistranika
- Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Праздничное Богослужение | Петропавловский собор
- Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Праздничное Богослужение | Петропавловский собор
Неделя о Страшном Суде (мясопустная)
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную Мф. Особенности богослужения[ править править код ] В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной , в которых православная церковь напоминает молящимся о Втором пришествии Иисуса Христа на Землю со славою судить живых и мертвых.
Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. В воскресенье 19 февраля, в третью подготовительную неделю к Великому Посту, мясопустную, о Страшном Суде, в храме святого апостола Филиппа в Шардже, была отслужена воскресная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев.
За Литургией пел приходской хор. На сугубой ектении прозвучали особые молитвенные прошения.
Подлинно, что человек посеет, то и пожнет. Он в самом себе, в самых делах своих носит муку, «суд себе яст и пиет», по слову святого апостола 1Кор. В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь «во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» 1Кор.
Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий» Мк. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разрушения желательного строя жизни? И геенна не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько» [121]. Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд, с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христианству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. И наоборот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали позднейшие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что их занимает, что приятнее.
О Страшном Суде они забывают, потому что память о нем могла бы разрушить радости жизни земной, забывают, думая, что до суда еще далеко и время его неопределенно. Как люди не заботятся о землетрясении, которое наступит еще, как они думают, не скоро и в неопределенный срок, так не беспокоятся и о приближении Суда, неверие же укрепляет в состоянии такой беспечности. Как люди пред потопом всемирным не хотели верить проповеди Ноя, так и ныне люди пребывают в беспечном неверии, тем более что наука века сего внушает нередко, будто и всемирный потоп, и огонь вечный пустые сказки. Как, думают иногда они, может быть Суд столь страшным, если Судьею будет Христос, исполненный столь великой любви к людям, кротости и всепрощения? Но ведь эта-то кротость именно и усилит страх Суда. Если грешники, на земле живя, так боятся праведника, так стараются обойти его и не встретиться с ним, то как встретятся лицом к лицу со Христом, кротким безгрешным Праведником, помня все дела свои, какими каждый день Его прогневляли? Ведь кроткий лик Христа будет чистейшим зеркалом, в котором особенно ясно отразится вся нечистота и неправда их жизни! И хотя бы лик Господа оставался неизменно кротким, не соберет ли именно эта кротость «горящие уголья» на головы грешников Притч.
Контакты Мясопустная неделя: что это Мясопустная неделя — это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть. Значение термина «мясопуст» Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит — лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица — сырная, или как ее называют в народе — «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца. Подготовка к Пасхе Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме.
Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица — заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой. Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам: О фарисее и мытаре; Мясопустная; Сыропустная. Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту. Описание мясопустной недели Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.
В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.
19.02.2023, Неделя мясопустная, о Страшном Суде
В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Священнослужители рекомендуют продумать дальнейший рацион питания с учетом того, что в нем должны присутствовать только постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий. Нельзя впадать в уныние от необходимости скоро отказаться от мяса, нужно постараться воспринимать пост как очищение тела, а не пытку. Не нужно слишком усердствовать в Неделю о Страшном суде с мясными продуктами, животной пищей, лучше не объедаться ими, а придерживаться умеренности. Нельзя устраивать пышные застолья, особенно со спиртными напитками. Стоит помнить, что предстоящий Великий пост — это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Верующие считают, что, борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.
Мясопуст в славянских традициях В славянских традициях был праздник Мясопуст, отмечаемый в течение недели или трех дней перед Великим постом и обозначающий в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Также Мясопуст называют Масленичной неделей. Период перед Великим постом широко отмечался в календаре русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у сербов, болгар и македонцев, очень скромно — у украинцев и белорусов. А перед Масленичной неделей Мясопустом у славян была Пестрая неделя. Название недели связано с тем, что в отличие от предыдущей в среду и пятницу соблюдался пост, то есть получалась "пестрота" — дни употребления в пищу мяса перемежаются с постными днями. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб.
В Евангельском зачале за Литургией читалось Божественное откровение Господа нашего Иисуса Христа о грядущем Страшном суде: "Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни. Если добрых дел будет больше — душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые — вечное осуждение. Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди — смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении. Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим. Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.
Неделя о Страшном суде: в чем смысл притчи и что надо делать в этот день?
Неделя мясопустная. О Страшном Суде | Чрезвычайно важно то, что открыл Господь о Своем Страшном Суде: чрезвычайно важно знать, что Он только за дела милосердия или полное отсутствие милосердия будет судить людей. |
Неделя мясопустная. О Страшном Суде | Третье воскресенье февраля в церковном календаре называется Неделей о страшном суде или Мясопустной седмицей. |
Telegram: Contact @zApiskistranika | новости прихода. |
Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде | Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название "Неделя о Страшном суде" или Мясопустная неделя. |
10 марта — Неделя мясопустная, о Страшном суде
Мы можем вступаться за Единородного и можем сталкивать Его с дороги, как беззащитного слепого старика. В этом и будет заключаться великая новость Судного Дня. Люди вдруг узнают, что все, что они сделали, — это они лично Христу сделали. Лично Христа оболгали, лично за Христа заступились, лично Христа обокрали, лично Христу вытерли слезы или перевязали раны. Тогда у праведников вскружится голова, и они выдохнут в изумлении: «Когда же мы видели Тебя алчущим или жаждущим, раздетым или больным? Также и грешники взвоют. Их претензии будут просты. Разве мне жалко было бы дать Тебе денег, если бы я узнал Тебя? Но в том-то и вина, что не видели, не узнавали, не замечали. Ломали кости Ивану Ивановичу, а плакал Христос. Писали донос на Петра Петровича, а в «воронок» ночью посадили Господа.
И не узнавали Его потому, что не верили, не думали, не слушали совесть. Явись Господь ныне во славе, кто не преклонится перед Ним, кто откажется Ему послужить? Карьеристы и подхалимы обгонят всех, чтобы первыми поцеловать оттиск Его стопы на земной пыли. Но Он благоволил поступать иначе. Он скрывает Лик Свой и является нам ежедневно в простом виде, чтобы служили Ему те, кто имеет веру и носит в себе благодать, как сокровище в глиняном сосуде. Чтобы действительно были достойны награды те, кто ходит «верою, а не видением». Сегодня уже несколько раз каждый из нас видел Христа и не узнал Его. Мы привычно жмем Ему руку и спрашиваем «как дела? Такова наша слепота. Таково поведение узников в тюрьме эгоизма.
Но Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает в наше сознание раз за разом, когда Евангелие читается и проповедуется. Христос рядом. Он воплотился не призрачно, но истинно и непреложно. Ему можно и нужно служить ежедневно через творение самых малых, самых простых добрых дел, сознательно совершаемых нашим ближним с памятью о Человеке-Господе. Христианский мир — это мир сознательного человеколюбия, которое рождается от мысли, что перед тобой в смиренном виде — Царь неба и земли. В конце концов, по этому критерию Он и отнесется к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке еще не указана. Ты думал обо Мне? Ты замечал Мое присутствие в повседневности? Если да, то Я одет в тобою подаренную одежду и накормлен на твои деньги.
А если нет, то Я обкраден тобою, обманут тобою, унижен тобою. Тобою лично или с твоего согласия. Мы все знаем: и что мы смертны, и что призваны к христианским добродетелям, к любви и милосердию, но "масленица еще впереди" — пока не будем об этом серьезно!
Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти... Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем Святитель Феофан Затворник Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением?
Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе Святитель Григорий Нисский. В это воскресенье еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты.
Сегодняшнее евангельское чтение нам многое объясняет, что от нас требует Господь, когда Он с ангелами Своими взойдет на престол славы, будет судить, отделять овец от козлищ. Овцы пойдут на правую сторону в Царство Небесное, а козлищи на левую сторону — идет как раз разделение, и попадут во ад. И критерием этого Господь ставит отношение к ближнему. Вот эта милость очень как раз и важна. Миловать ближнего своего, не осуждать, не злорадствовать.
На суде важна и милость к самому себе.
Этим чтением Святая Церковь желает побудить нас, грешников, к покаянию, учит, что любовь к ближним и милость, которую мы им оказываем, может стать ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Напоминанием Страшного Суда Святая Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его; поэтому грешники не должны заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим. В наш век напоминание святой Церковью в этот день о Страшном Суде является особенно благовременным. С нынешнего дня мы вступаем уже в самое «преддверие» святого поста, как на языке церковном называется наступающая седмица, которая, по намерению святой Церкви, и должна служить уже началом постнических подвигов и трудов.
Но, к глубокому сожалению, по обычаям мира эта седмица сделалась каким-то языческим празднеством, полным искушений и соблазнов, временем самых разнообразных и шумных увеселений. Чтобы не допустить нам закрутиться в этом вихре удовольствий до самозабвения и помрачения смысла, чтобы предостеречься от тяжких грехопадений среди многообразных соблазнов и искушений, необходимо особенно быть внимательным к напоминанию святой Церковью о последнем Страшном Суде Христовом, пред которым нам всем должно явиться, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла" 2 Кор. Настольная книга мирянина Святые отцы о Страшном Суде Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на Суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего Суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия!
Неделя о Страшном суде (мясопустная)
Мясопустная седмица 2023: что можно и нельзя делать в Неделю о страшном суде | так на церковнославянском языке называется воскресенье. Сегодняшнее воскресенье посвящено напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых. |
19 февраля — Неделя (воскресенье) о Страшном суде | Церковные праздники и посты в 2024 году. |