День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра".
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Боевые операции/. Прорыв блокады Ленинграда. Период с 12.01.1943 по 30.01.1943 г. В архив. Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
Свыше 400 пулеметных точек и артиллерийских орудий, сплошная сеть проволочных заграждений, минные поля делали оборону противника труднопреодолимой. Лесистая местность с большим количеством незамерзающих болот затрудняла наступавшим войскам маневр и использование тяжелой боевой техники. Мерецков, — менее удобную для наступления. У меня навсегда остались в памяти лесные дали, болотистые топи, залитые водой торфяные поля и разбитые дороги. Оборону усиливали противопехотные и противотанковые препятствия, сплошные минные поля, изрезанные глубокими канавами торфоразработки». Оценивая оборону противника, можно сделать три вывода: — шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой один из важнейших участков кольца вражеской блокады, и командование противника правильно оценивало его роль и место в системе сухопутной обороны; — это было наиболее сильное место в обороне противника, и по своему характеру оборона представляла полевой укрепленный район; — в то же время это был участок кольца блокады города, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим. Именно этот фактор был положен в основу замысла операции по прорыву блокады, и в начале декабря 1942 года Ставка ВГК утвердила предложения военных советов Ленинградского и Волховского фронтов на проведение наступательной операции с целью прорыва блокады.
Операция получила кодовое наименование «Искра». Утвердив план операции, Ставка для координации действий войск фронтов назначила двух своих представителей — Маршала Советского Союза К. Ворошилова и генерала армии Г. Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. В дальнейшем развивать наступление на Мгу и обеспечить сухопутные коммуникации Ленинграда и Ленинградского фронта. Проведению операции должны были способствовать действия Краснознаменного Балтийского флота, 13-й и 14-й воздушных армий, Ленинградской армии ПВО, партизанских отрядов в тылу врага и нанесение вспомогательного удара с плацдарма в районе Невской Дубровки.
Начало наступления устанавливалось на 1 января 1943 года, но в связи с погодными условиями было перенесено на 12 января. Таким образом, непосредственно на подготовку к операции имелось 33 дня. По разработанному плану, в операции должны были участвовать со стороны Ленинградского фронта войска 67-й армии командующий — генерал-майор М. Духанов , со стороны Волховского фронта — войска 2-й ударной армии командующий — генерал-лейтенант В. Романовский и часть сил 8-й армии командующий — генерал-лейтенант Ф. Так как на других участках фронтов активные действия не планировались, то командующие направили в состав ударных группировок дополнительные силы и средства.
Это позволило сделать эти группировки довольно внушительными. Ударная группировка Ленинградского фронта, усиленная артиллерией Краснознаменного Балтийского флота, в своем составе имела более 103 тыс. В составе 2-й ударной армии насчитывалось 165 тыс. В 8-й армии, обеспечивавшей левый фланг ударной группировки Волховского фронта и наносившей удар частью своих сил, привлекалось две стрелковые дивизии, стрелковая бригада, 679 орудий и минометов, 92 танка. Таким образом, путем привлечения стратегических резервов, осуществления внутрифронтовых перегруппировок удалось создать превосходство над противником по дивизиям 2 : 1 20 советских против 10 немецких: пяти, находившихся в обороне, и пяти, которые могли быть переброшены вражеским командованием в район прорыва. По артиллерии и минометам соотношение было 7 : 1 около 5000 против 700 , по танкам — 10,3 : 1 539 против 50 , по самолетам с учетом авиации КБФ — 3,3: 1 829 против 250.
Для согласования действий фронтов, наносивших встречные удары, был разработан и 27 декабря 1942 года представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза К. Ворошиловым утвержден план взаимодействия фронтов. Учитывая трудности прорыва сильно укрепленной обороны, сложные географические условия района предстоящих действий, недостаточный опыт наших войск в ведении наступательных действий, неудачи предыдущих попыток прорыва блокады, средний темп наступления планировался от 2 до 4 км в сутки. При этом в плане взаимодействия фронтов указывалось, что если какая-либо ударная группировка не успеет подойти к рубежу установленной встречи, то другая группировка должна продолжать решительное наступление до установления фактической встречи. Войска 67-й армии должны были преодолеть по льду реку Неву, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург шириной 13 км, разгромить его группировку в западной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками Волховского фронта. Перед войсками 2-й ударной и 8-й армий ставилась задача взломать оборону противника на участке Липка, Гайтолово шириной 12 км, разгромить его группировку в восточной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками ударной группировки Ленинградского фронта.
При подготовке наступательной операции большое внимание было уделено организации надежного огневого поражения противника. Основная роль в нем отводилась артиллерии. На обоих фронтах впервые за годы Великой Отечественной войны готовилось артиллерийское наступление в полном объеме: артиллерийская подготовка атаки, артиллерийская поддержка атаки и артиллерийское сопровождение наступающих войск. Артиллерийская подготовка атаки планировалась в 67-й армии продолжительностью 140, во 2-й ударной армии — 105 и в 8-й армии — 125 минут. Плотности составляли в среднем: в 67-й армии — 144, во 2-й ударной — до 180, в 8-й армии — 100 орудий и минометов на 1 км полосы наступления. Однако в зависимости от важности избранных направлений они могли быть и большими.
Так, в полосе 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта они составляли 163, а в полосе 327-й стрелковой дивизии Волховского фронта — 360 орудий и минометов на 1 км. В полосе наступления 67-й армии для сохранения целостности льда на Неве разрушение оборонительных сооружений противника на переднем крае и в глубину до 200 м от него планировалось проводить только орудиями, выставленными для стрельбы прямой наводкой. Во 2-й ударной армии для стрельбы прямой наводкой также было выставлено почти 250 орудий. Артиллерийская поддержка атаки планировалась одинарным огневым валом на глубину 1 км, а затем последовательным сосредоточением огня. В 67-й армии было решено с выходом пехоты на лед реки Невы на вражеском берегу на удалении 200—250 м от берега создать рубеж сплошного заградительного огня, который на местности совпадал с первым рубежом огневого вала. В армиях создавалось большое количество артиллерийских групп различного назначения: для борьбы с артиллерией противника — группы дальнего действия, для поражения целей в глубине обороны противника — группы особого назначения из наиболее дальнобойных орудий, для разрушения самых прочных оборонительных сооружений — группы разрушения из крупнокалиберных орудий.
В отдельные группы были сведены гвардейские минометные части реактивной артиллерии. В стрелковых дивизия создавались группы поддержки пехоты, группы ближнего боя и контрминометные группы гаубичный или минометный полк со средствами звуковой разведки. Авиация должна была решать одновременно две боевые задачи: поражать наземного противника и обеспечить надежное прикрытие ударных группировок фронтов от ударов авиации противника с воздуха. Использование авиации планировалось в виде авиационного наступления, включавшего в себя проведение предварительной и непосредственной авиационной подготовки и авиационной поддержки наступающих войск. Были отработаны вопросы взаимодействия сил 13-й и 14-й воздушных армий и авиации флота. Для улучшения эффективности использования штурмовой и бомбардировочной авиации при поддержке наземных войск разработан так называемый «челночный» способ действий.
Это была воистину выстраданная радость! Около полуночи по радио прозвучало специальное всесоюзное сообщение о прорыве блокады: «Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду города Ленинграда... Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
Официальным началом блокады Ленинграда считается день 8 сентября 1941 года, когда город оказался в кольце немецкой армии. Но особенной паники в этот момент не наблюдалось. Еще оставались некоторые запасы продовольствия в городе. С самого начала в Ленинграде выдавались карточки на получение еды, закрывались школы, были запрещены любые акции, вызывающие упаднические настроения, в том числе распространение листовок и массовые сборы людей. Жизнь в городе была невозможной. Если обратиться к карте блокады Ленинграда, то можно увидеть на ней, что город был полностью окружен, и оставалось только свободным пространство со стороны Ладожского озера. Дороги Жизни и Победы в блокадном Ленинграде Такое название получили единственные пути по озеру, соединяющие город с сушей. В зимнее время они пролегали по льду, в летний период провизия доставлялась по воде баржами. При этом эти дороги постоянно обстреливались вражеской авиацией. Люди, проехавшие или проплывшие по ним, становились настоящими героями у мирных жителей.
Фашисты стали отступать. За шесть дней советские бойцы уничтожили две немецкие дивизии, нанесли урон еще пяти. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. Как вспоминал потом военный корреспондент П. Лукницкий, вечером практически все население города вышло на улицы, наблюдая за артиллерийским салютом в честь освобождения Ленинграда.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
Положение было критическим, но сдавать Ленинград никто не собирался. Изначально Сталин решил, что город нужно защитить любой ценой, поэтому военные ресурсы были перераспределены в пользу Ленинграда. Туда же отправилось и несколько представителей высшего командования. Однако в Кремле прекрасно понимали риски, поэтому были готовы прибегнуть к запасному варианту — сдаче города. Уже в середине сентября 1941 года был разработал план «Д» на случай, если немцы всё же сумеют войти в город. Для его реализации там «дремали» нелегальные ячейки, созданные Наркоматом внутренних дел и службой госбезопасности. Эти люди ориентировочно три сотни агентов входили в состав подпольной партийной организации, готовые по условному сигналу воплотить план «Д» в жизнь — взорвать или каким-то другим образом вывести из строя важные предприятия города и объекты инфраструктуры, в том числе мосты. По итогу фашистам ничего не должно было достаться, только руины. На всех предприятиях находились специальные люди, подготовленные к диверсионной работе.
Но всё же план «Д» считался крайним вариантом. Все агенты получили чёткий инструктаж, когда и как нужно совершить диверсии. Одна из улиц Ленинграда после обстрела немецкой артиллерией. Wikimedia Commons Надежда на то, что город удастся спасти, всё ещё была, поэтому в Ленинград был отправлен Георгий Константинович Жуков. Ему было поручено изменить ход трагических событий. И план, пусть рисковый, у него всё же был. Жуков хотел объединить имеющиеся у него части с 54-й армией маршала Григория Ивановича Кулика, чтобы нанести мощный удар. По замыслу, это могло привести к деблокаде города.
Но реализовать план у Жукова не получилось — во многом из-за разногласий с Куликом. До сих пор у историков и исследователей нет единого мнения на этот счёт. По мнению одних, замысел Жукова вполне мог реализоваться, поскольку противник не ожидал от защитников Ленинграда каких-либо активных действий. Другие же уверены, что план провалился бы, обернувшись катастрофой с последующей «активацией» плана «Д». Дело в том, что Жуков, вставший во главе Ленинградского фронта 14 сентября, требовал от Кулика незамедлительной атаки в районе станции Мга. При этом Георгий Константинович считал, что для внезапного наступления нужно задействовать незначительные силы. Кулик с этим не был согласен, ссылаясь на неподготовленность операции. Однако он всё-таки попытался выполнить поставленную задачу.
И провалился. А уже 26 сентября место Кулика занял Михаил Семёнович Хозин. Однако и немцы не стали развивать успех. Они принялись готовиться к приближающейся зиме, укрепляли позиции. Соответственно, чем дальше, тем сложнее было защитникам города прорвать блокаду. При этом Жуков не оставлял надежд на реализацию своего плана, но ему не хватало ресурсов — в первую очередь, человеческих. Известно, что он неоднократно просил у Кремля предоставить ему толковых военачальников, однако эти просьбы так и не были услышаны. В начале октября из Ленинграда был отозван и сам Георгий Константинович, которого задействовали в обороне Москвы.
Силы ПВО не всегда могли справиться с вражескими самолётами. В один из таких налётов были уничтожены продуктовые склады. По другой версии, они погибли из-за диверсии, но по сути колоссальной проблемы это не меняло. Уже в самом начале блокады город оказался в критической ситуации. Осенью и зимой 1941 года продовольственный вопрос не являлся приоритетным. Сталин тогда ещё не понимал, во что выльется блокада города, будет ли он спасён или нет. В целом ситуация на фронте в то время продолжала оставаться критической. Немцы сумели провести операцию «Тайфун», нанесли советским войскам несколько сокрушительных поражений и организовали Вяземский «котёл», после чего подобрались уже непосредственно к Москве.
Угроза для столицы была столь велика, что в Кремле всерьёз стали рассматривать вариант с задействованием армии, находящейся в Ленинграде. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора. Wikimedia Commons Что же касается осаждённого города, то предлагалось всё же реализовать план «Д». Вести бои внутри мегаполиса никто не собирался. На тот момент у Красной армии и не было соответствующего опыта. Более или менее крупные города, которые были взяты немцами в первые месяцы, советские командиры сдавали без боя. Они просто выводили войска, забирая с собой самое ценное и уничтожая важные объекты и инфраструктуру.
Так было со Смоленском, Минском, Киевом. Первые по-настоящему серьёзные городские бои произошли в Сталинграде, когда красноармейцы буквально вгрызались в каждую улицу, в каждый дом. По разным причинам ни прорыва блокады, ни уничтожения города не произошло. Ленинград оставался осаждённым. Да и сами немцы не спешили развивать успех. В ноябре 1941 года они находились на подступах к Москве. Вероятность потери столицы была велика, поскольку там на какое-то время воцарилась паника. Но руководство Третьего рейха решили повременить с захватом Москвы.
Они понимали, что столицу без боя не отдадут и не хотели лезть в мясорубку. Точно такая же история произошла с Ленинградом. Захватить и зачистить огромный город было проблематично, несмотря на опыт немецких солдат, поставивших на колени Европу. Вражеское командование остановилось на старинном варианте захвата — осаде. Ленинград был взят в кольцо, его постоянно бомбили. Расчёт был прост: горожане сами сдадутся кому посчастливится пережить осаду, не умерев от голода, холода и бомбёжек. Осада города требовала большого количества сил. Немцам пришлось оставить там полноценную группировку войск.
И это было уже в пользу Москвы. О причинах, побудивших финнов атаковать СССР, до сих пор нет единого мнения. Одни историки и исследователи склоняются к тому, что у Финляндии не было выбора, поскольку к тому времени страна уже находилась во власти Германии, фактически не являлась самостоятельной, и туда часто отправлялись делегации высокопоставленных немецких военных.
Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена.
Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии. Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли встречные удары в направлении поселка Синявино. К вечеру они продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. К концу следующего дня, несмотря на сопротивление противника, расстояние между армиями сократилось до 5 км, а еще через день — до двух. Противник спешно перебрасывал войска с других участков фронта к опорным пунктам на флангах прорыва. На подступах к Шлиссельбургу велись ожесточенные бои.
К вечеру 15 января советские войска пробились к окраинам города. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов максимально приблизились друг к другу. В поселках у Шлиссельбурга они раз за разом атаковали противника. С востока туда пробилась стрелковая дивизия Волховского фронта. Бойцы встретились. Блокада была прорвана. Операция завершилась 30 января — вдоль берега Невы был образован коридор шириной 8-11 км, который позволил восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной. Блокада Ленинграда завершилась 27 января 1944 года — тогда Красная армия с помощью кронштадтской артиллерии заставила нацистов отступить.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Если на севере линия фронта в отдельных местах проходила в 50 километрах от него, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты. Не сумев взять Ленинград сразу, германское командование приняло решение стереть его с лица земли вместе с жителями. С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда стала одним из наиболее ожесточенных сражений Великой Отечественной. Всего за время подготовки и проведения операции по прорыву блокады партийные организации войск Ленинградского и Волховского фронтов приняли в свои ряды 27 858 солдат, сержантов и офицеров. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Юрий Левитан — Прорыв Блокады Ленинграда 18 января 1943 год.
18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | Всего за время подготовки и проведения операции по прорыву блокады партийные организации войск Ленинградского и Волховского фронтов приняли в свои ряды 27 858 солдат, сержантов и офицеров. |
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество | 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. |
Прорвана блокада Ленинграда | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). |
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год) | Блокадный Ленинград, 1941 год / Фото: Wikimedia Commons. 3. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу. |
Новости и события Российского исторического общества | 18 января отмечается 81-летие прорыва блокады Ленинграда. |
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»
В планах гитлеровских оккупантов было стереть с лица земли город и уничтожить всех ленинградцев. Осаждённый Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года.
Планы нацистов Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее: «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли.
После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А.
Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции».
Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера.
Отрезанный от сухопутной связи со страной, в течение последующих 872 дней блокады сообщение поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Именно к его побережью из Ленинграда вела Ириновская железнодорожная ветка. В кольце оказались около двух с половиной миллионов жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородных районных.
На защиту вместе с обычными людьми выступили более полумиллиона военнослужащих, куда входили практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта. На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Ситуация усугубилась несколькими пожарами в сентябре 1941 года, произошедшими на Бадаевских складах в следствии бомбёжки. Немцы полагали, что отрезав город от суши, смогут воспользоваться бедственным положением людей из-за нехватки пропитания.
У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай.
Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».
Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.
До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!
В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.
Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага.
Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.
Говоров и Волховского генерал армии К. Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) | Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. |
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы | Жители блокадного Ленинграда везут на санках тело умершего. |
День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023 | Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград. |
Как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда | За высокое искусство в руководстве войсками при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда и достигнутые боевые успехи генерал-полковник Л.А. Говоров был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени. |
Блокада Ленинграда: прорыв и снятие в 1944, операция "Искра", дороги Жизни и Победы
Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. 18 января — годовщина прорыва фашистской блокады Ленинграда. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Блокадный Ленинград, 1941 год / Фото: Wikimedia Commons. 3. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу. Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года.
Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда
Трехэшелонно расположенные советские войска, наступая на узком 15-км фронте, а по сути — на немногих пригодных для действий техники дорог и электропросек, штурмовали немецкие оборонные позиции на месте рабочих поселков и небольших естественных высот. Отражая это наступление немцы последовательно вводили свои резервы и прибывающие части 11-й армии и ее артиллерии, попутно расстреливая накопленные боеприпасы, каждый день обрушивая тонны, стали на наступающие советские войска. Советское командование во главе с К. Мерецковым каких-то выдающихся полководческих дарований не проявило, как уступив противнику господство в воздухе, так и проиграв немцам контр-батарейную борьбу, большинство советской артиллерии так и осталось на исходных позициях наступления, в то время как немцы выдвигали даже тяжелые орудия почти вплотную к своим позициям. Все решения командования на уровне фронта в общем-то ограничились последовательным введением в бой всех трех эшелонов, по мере того как советские части перемалывались немецкой обороной. Еще автор контрапунктом давал описания десантной операции Ленинградского фронта, окончившиеся воссозданием Невского пятачка, где две дивизии и одна бригада потеряли больше восьми тысяч человек, то есть от них тоже мало что осталось... А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне. И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6.
Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно. Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота.
Красноармейская газета «За честь Родины». Выпуск от 19 января 1943 г. Замысел наступления под Ленинградом был представлен Ставке ещё в ноябре 1942 г.
Новая операция получила кодовое название «Искра». Перед войсками были поставлены боевые задачи: силами Ленинградского и Волховского фронтов перейти в наступление в районе Шлиссельбурга, Липки, Гайтолово, Московской Дубровки и снять осаду города. К концу января операцию предполагалось завершить. В ноябре-декабре велась тщательная работа по её подготовке в условиях строжайшей секретности. Удалось создать значительное превосходство над противником в пехоте, авиации, артиллерии и танкам. Были изготовлены «кошки», багры, штурмовые лестницы для переправки бойцов через реку Неву.
Начало блокады На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР.
Блокада Ленинграда. В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов.
Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно.
При этом эти дороги постоянно обстреливались вражеской авиацией. Люди, проехавшие или проплывшие по ним, становились настоящими героями у мирных жителей. Эти Дороги Жизни помогали не только доставлять пропитание и запасы в город, но и эвакуировать постоянно часть жителей из окружения.
Значение Дорог Жизни и Победы для блокадного Ленинграда переоценить невозможно. Прорыв и снятие блокады Ленинграда Немецкие войска ежедневно обстреливали город из артиллерийских орудий. Но оборона Ленинграда постепенно усиливалась. Было создано более сотни укрепленных узлов обороны, прокопано тысячи километров траншей и так далее.
Это позволило существенно сократить количество погибших среди солдат. А также обеспечило возможность перегруппировки советских войск, находящихся на защите города. Накопив достаточно силы и подтянув резервы, Красная Армия 12 января 1943 года перешла в наступление.
Содержание статьи
- Содержание статьи
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
- Искра надежды
- Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
- Герои прорыва
Последние новости
- Что еще почитать
- Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
- Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
- Операция «Искра»
1.4. Прорыв блокады.
Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов.
Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков.
Например, в записанном телефонном разговоре с Куликом от 20 сентября Сталин говорит: «В поисках флангов вы можете упустить время, а за этот период немцы могут взять Ленинград, и тогда никому не нужна ваша помощь. За эти два дня, 21 и 22, надо пробить брешь во фронте противника и соединиться с ленинградцами, а потом уже будет поздно. Вы очень запоздали. Несмотря на все усилия, попытка закончилась неудачей.
По мнению Баира Иринчеева, причиной тому, вероятнее всего, стала медлительность Кулика. Приказы Сталина он выполнял неточно и не в срок, за что сразу же был снят с поста. При большей слаженности приказов цель была бы достигнута еще тогда. Однако немцы успели перебросить из-под Колпино танковую дивизию и создали перевес. Допустить этого было никак нельзя. Все 2,5 года огромные силы были брошены на прорыв блокады.
Говорить о сознательном геноциде города со стороны руководства здесь невозможно», — вынес мифу свой вердикт историк Баир Иринчеев. Это был один из самых опасных и критических моментов Великой Отечественной войны. Немцы начали операцию «Тайфун» под Москвой, окружив два крупных советских фронта. Таким образом, в зоне риска оказались обе столицы, и Москва не могла больше помогать Ленинграду. Сталина упрекают, что он больше заботился об армии, чем о мирном населении, но по-другому в той ситуации было не поступить, ведь именно от армии зависели и жизни остальных людей. Видимо, поддавшись ненадолго панике, Сталин даже в единственный раз за всю блокаду допустил мысль о сдаче Ленинграда», — рассказывает историк.
Ранним утром 23 октября 1941 года начальник генштаба Александр Василевский по телефону передал находящемуся в Ленинграде Андрею Жданову распоряжение главы СССР: «Прошу принять следующие указания товарища Сталина.
В этом стремительном броске советские люди проявили бесстрашие истинных воинов: «Они прижимались к огневому валу так плотно, что понесли незначительные потери от своего огня. Зато почти не было потерь от огня противника». За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота. С 12 по 18 января 1943 года Красная Армия в ходе наступательной операции «Искра» уничтожила свыше 13 тысяч немецко-фашистских захватчиков, тем самым разгромив несколько дивизий и полков противника. Более тысячи гитлеровцев были захвачены в плен.
Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино.