Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. В день памяти новомучеников российских немного о новомучениках и исповедниках, чья судьба так или иначе была связана с рязанским краем. Перечень биографий не полный, всего лишь несколько примеров того, что называют Русской Голгофой.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО в XX веке. Мы при формировании в ПСТГУ базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века» (ниже БД новомучеников, см. ) придерживались именно такого широкого взгляда на репрессии. Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии.
В Римско-католической церкви
- Новомученики Новосибирские » Образование и Православие
- Новомученики Новосибирские
- Православная газета
- Новые святые – новомученики — герои нашего времени | "Русская Иконописная Школа" РИШ" | Дзен
- THE FEAT OF THE NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF THE RUSSIAN CHURCH IN THE 20TH CENTURY
- Содержание
Новомученики российские 20 века кратко
И, может быть, потому и слетелась на Россию тьма бесов, чтобы уничтожить ту Тропу в Вечность, которую наш народ прокладывал для себя и идущими за ним народами. До революции 1917 г. Начались гонения, констатируя которые, Православная Церковь обратилась к народу: «Мужайся же, Русь Святая! К концу 1919 г. В издании «Новые мученики Российские» против каждого имени читаем его род мученической кончины: утоплен, исколот штыками, избит прикладами, задушен епитрахильей, а чаще — расстрелян. Причём встречается: сам себе рыл могилу, утоплен после жестоких мучений. Но это было только началом. Большого размаха гонения на Православную Церковь достигли в 1921-1922 гг.
Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила мимо бедствий, постигших народ. С июля 1921 г. Святейший Патриарх Тихон постоянно обращался с призывом: «Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Тогда же им был создан Центральный Комитет в составе духовенства и мирян для оказания помощи непосредственно на местах: на организацию столовых общественного питания, складов продовольствия, раздаточных пунктов, пунктов медицинской помощи. Призывы Церкви сплотили людей всей страны. Для православных не было разницы, какой веры голодающие, каких классов, сословий, национальностей. Но авторитет Церкви в глазах народа никак не соответствовал планам вождей Советской власти, ведущих политику уничтожения в людях православной веры.
Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля - Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал. Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета — тех, за кого он писал протоколы.
Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей. На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим. Дайте показания по этому вопросу.
Есть люди, на которых заводят уголовные дела и сажают в тюрьму. Всем верным чадам Украинской Православной Церкви необходима поддержка, необходим пример людей, которые уже прошли по этому крестному пути, которые выдержали и не сломались. А еще более нужна их молитва, их заступничество за нас перед престолом Божиим. Святые новомученики и исповедники, молите Бога о нас Прежде чем перейти к описанию житий конкретных новомучеников, нужно сказать об общем характере гонений, их логике и условной периодизации.
Это тем более важно, потому что нынешние гонения и попытки уничтожить УПЦ вполне вписываются в эту логику. Гонители, как правило, не креативны, они повторяют уже отработанные исторические шаблоны, не ведая, чаще всего, об их существовании в силу своего интеллекта и образования. Это в определенной степени может помочь нам предугадать дальнейшие шаги и постараться к ним подготовиться. Они в основном зависят от критериев и опираются на принятие каких-либо документов вроде Декрета 1918 г.
Мы разделим гонения на условные периоды по критерию методологии уничтожения Церкви. Так будет удобнее сравнивать эти гонения с нынешними временами и делать выводы и прогнозы. Забегая вперед, нужно заметить, что сегодня мы наблюдаем некоторое смещение методов борьбы с Церковью, то, что раньше происходило последовательно, сейчас происходит одновременно. Некоторые этапы того, что было тогда, сегодня еще не просматриваются, но вполне могут наступить, а некоторые методы сегодня просто невозможно представить в силу принципиально разной внутри- и внешнеполитической ситуации в Украине и СССР соответственно.
Первый период гонений Этот период длился примерно с 1917 по 1922 гг. Он характеризовался прежде всего отсутствием легитимной законодательной базы для наказания священнослужителей и верующих. Это означает, что очень велика была доля самоуправства. Не в том смысле, что высшая власть ничего такого не хотела, а все творили власти на местах.
А в том, что, следуя общей тенденции борьбы с Церковью, местные власти действовали на свое усмотрение. Часто с верующими расправлялась революционно настроенная толпа или какая-то группа красноармейцев, которая чинила расправу, руководствуясь принципом «революционной целесообразности», как, например, при убиении священномученика Владимира, митрополита Киевского. Часто приговоры выносились революционными трибуналами, состоявшими из людей, не особо обремененных моралью и интеллектом, на их собственное усмотрение. Эти приговоры были очень разными, за одно и то же деяние могли и расстрелять, и ограничиться общественным порицанием.
Гонители действовали на свое усмотрение и отрабатывали общую задачу по уничтожению Церкви с разным рвением и изобретательностью. Сегодня в Украине мы видим схожую картину. Органы местного самоуправления принимают совершенно незаконные решения о запрете УПЦ на своей территории, руководствуясь тем самым принципом политической целесообразности. Но происходит это не везде.
Сами запреты тоже различаются по содержанию. Нападения на храмы и монастыри совершают преимущественно различные активисты, которые часто накручивают толпу ложными обвинениями в адрес УПЦ, и при так называемой общественной поддержке, а также при попустительстве доходящем порой до прямого участия местных властей и правоохранителей учиняют расправы разного уровня жестокости. Но на подходе законодательная база, которая в случае своего принятия будет знаменовать вхождение борьбы с Церковью в законодательное русло. Второй период гонений Он начался примерно в 1922 г.
Декрет «Об изъятии церковных ценностей» был принят на фоне голода, охватившего многие тогдашние губернии. Этот фактор был вовсю использован для борьбы с Церковью. В известном Письме В. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г.
Ленин писал: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем и потому должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Если в 1920-х годах уничтожение Церкви происходило на фоне голода, оправдывавшего любые жестокости, то сегодня это происходит на фоне войны, которая в глазах обывателей оправдывает ущемление права на свободу совести в отношении миллионов верующих.
Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 9. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 10.
Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11. Священноисповедник Феодосий Ганицкий , епископ Коломенский, 3 мая 12. Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13. Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17.
Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4. Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5.
Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4. Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5. Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8.
Священномученик Алексий Никитский, 28 февраля 9. Священномученик Симеон Кулямин, 28 февраля 10. Священномученик Петр Марков, 21 февраля 11. Священномученик Иоанн Кесарийский, 16 ноября 12. Священномученик Петр Косминков, 16 ноября 13. Священномученик Симеон Кречков, 16 ноября 14. Священноисповедник Агафангел Преображенский, митрополит Ярославский и Ростовский, 16 октября 2.
Священномученик Сергий Аманов, 10 декабря Новомученики монастырей Коломенской епархии 1. Священномученик Иоанн Парусников, 7 марта 2. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 3. Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 4. Преподобномученица Мария Грошева, 20 марта 5. Преподобномученица Матрона Грошева, 20 марта 6. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 7.
Новомученики российские
Духовенство русской православной церкви в хх веке Биографическая база данных и собрание материалов. 5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Подробнее об этом событии читайте в нашей статье! В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий.
XX век – век новомучеников
Себе он не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, гимназистки, и он выходил к ним и беседовал подолгу. Он мог поехать... Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал и ко мне навестить меня, хотя я жил где-то совсем на задворках... Исполненный глубокой, пламенной веры - он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим деятелем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы, не находящим себе ни минуты покоя, жаждущим быть на народе, молиться с ним, утешать его, наставлять его, нести на себе его немощи и болезни. Это архипастырь по преимуществу народный, и народ саратовский полюбил и оценил его... Епископ Гермоген, ревнуя о чистоте православия, выступил с особым мнением, справедливо упрекая устроительницу Марфо-Мариинской обители великую княгиню Елизавету Федоровну в подражании протестантизму. На том же заседании Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский выступил с особым мнением, согласным с мнением епископа Гермогена. Он писал: «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконисс, в чине коих они не состоят». Он писал: «В настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера... Святейший Синод учреждает в городе Москве чисто еретическую корпорацию диаконисс, подавая основательнице сей обители великой княгине Елизавете Федоровне "камень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного"...
На заседании Святейшего Синода 10 января 1912 года Синод постановил сообщить резолюцию Императора митрополиту Владимиру к исполнению, и таким образом наименование «диакониссы» принято не было стр. Увольнение отстранение от участия в работе Синода было вызвано обличением епископом Гермогеном Г. Распутина и клеветой последнего на святителя это произошло совершенно неожиданно, - сказал один из иерархов, которого попросили пояснить происшедшее, - еще третьего дня, вечером, я беседовал по телефону с Преосвященным Гермогеном относительно некоторых вопросов, подлежащих обсуждению на первом заседании Святейшего Синода, а вчера утром уже был объявлен указ о разрешении владыке возвратиться в свою епархию... В первый же день по прибытии в Петербург, в начале зимней сессии, он высказался, что крайне огорчен бесплодностью работ Святейшего Синода и полной зависимостью последних от указаний Совета Министров и других светских лиц и учреждений и потому намерен сделать попытку возвратить Высшему церковному управлению в России хотя бы некоторую самостоятельность стр. В своей жизни епископ Гермоген воплощал идеал подвижника-аскета, у него не было ничего своего; белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, он посылал к эконому, и тот выдавал ему из монастырского, которым пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы. В то время уже вошло в недушеспасительный обычай давать архиерею деньги после совершенного им богослужения, но епископ Гермоген никогда не брал денег в вознаграждение за богослужение, но все определенные ему законом средства и те, что ему доброхотно жертвовали, он целиком отдавал на церковные нужды и раздавал нуждающимся стр. Владыка тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно - то в соборе, то в приходских храмах. Непоколебимо отстаивая истину во времена абсолютистской монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою Тобольскую паству он призывал «сохранить верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами...
Особой заботой владыки стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики.
В 1930 г. Рудаков был раскулачен. Служение в храме прервалось ссылкой в Северный край на 1,5 года. В 1933 г. Рудаков продолжил служение псаломщиком в с. Ивановское-Прозоровских Петушинского района Владимирской области.
В условиях гонений был вынужден неоднократно менять место служения. Однажды был оклеветан группой прихожан, что стало причиной очередного перевода. Николай был арестован, обвинен в «контрреволюционной деятельности» и уже 8 февраля 1938 г. Был казнен чекистами 17 февраля 1938 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Рудаков Дмитрий Иванович 1879 — 1937 Родился 20 октября 1879 г. В течение 35 лет служил псаломщиком в разных селах Юрьевского и Покровского уездов Владимирской губернии.
Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало? Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью... Всего лишь? Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти? И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие. Те, древние мученики, как правило, стояли перед выбором: отречься от Христа или погибнуть. Им предлагали принести жертву языческим богам. Даже не обязательно было в этих самых богов верить, достаточно было совершить пустое формальное действие, какое совершали тысячи: высыпать горсть благовоний на языческий алтарь, тем самым присоединиться к государственному культу, доказать свою благонадежность. Если христиане не шли на этот шаг, их убивали. О чем говорили революционеры с митрополитом перед тем, как повели его на расстрел? Уговаривали его признать, пусть даже формально, советскую власть, вывесить красный флаг над домом? Или искали тайник с золотом? Или просто оскорбляли и били его? В нашем мире это так и останется тайной. Но мы знаем, что во множестве других случаев жертвам не предлагался никакой выбор: их убивали просто за то, что они принадлежали прежде к «эксплуататорским классам», были богатыми, успешными, сильными... Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями, — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим» а на самом деле просто очередному ограблению ради текущих нужд партии и правительства. Но в огромном большинстве своем это были люди, которых просто убили для того, чтобы их не было на свете. Даже если бы они тогда принесли жертвы новым идолам, это вряд ли избавило бы их от смерти. Можно ли тогда считать их мучениками, если у них не было выбора? Но не случайно прозвучала в словах святителя Тихона дерзкая, казалось бы, мысль о том, что эти смерти ведут к «очищению от грехов России».
Антирелигиозные репрессии и петербургские новомученики в 1930-е годы
Клин православный | 20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. |
Новомученики и исповедники Церкви Русской | В эту категорию входят репрессированные, учтенные в специальной базе данных Свято-Тихоновского Богословского института, "За Христа Пострадавшие". В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане. |
Новомученики XX века | В базе представлены сведения о священнослужителях и мирянах, пострадавших за веру в годы советской власти, и признанных новомучениками и исповедниками российскими ХХ века. |
Иконография
- Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви | Православная газета
- Новомученики - святые 20-го века (Алена Веселкова) / Проза.ру
- Святой русский купец
- НОВОМУ́ЧЕНИКИ
- Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век)
- Как помочь центру?
НОВОМУ́ЧЕНИКИ
Новомученики и исповедники Российские. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
От Московской епархии Новомученик Михаил Александрович Новосёлов – издатель религиозно-философской библиотечки и почетный участник Всероссийского поместного собора 1917-18 г.г: (по некоторым сведениям – тайный епископ Марк), в особенности известный российскому. Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Новомучениками и исповедниками Церкви Русской называют православных христиан, пострадавших от атеистич. власти в СССР в период с 1917 по нач.