В 2024 году у буддистов новый год начался 10 февраля.
Сагаалган 2022
В Республике Тува праздник встречи нового года называется Шагаа. Местные жители варят заготовленные загодя пельмени и угощают ими друзей и родных. В Забайкалье самое широкое празднование Сагаалгана состоится в поселке Могойтуй. Здесь пройдет этно-фестиваль «Сагаалганай хурдэ» с народными играми, угощениями из блюд национальной кухни и концертами В Калмыкии в этом году одновременно отмечают Цаган Сар и Масленицу. Здесь также пройдут праздничные мероприятия с национальными состязаниями и выпечкой.
Этот праздник встречают в кругу семьи, проводя особые обряды. Торжественный молебен Цедор Лхамо, обращённый к богине Балдан Лхамо, во вторник, 21 февраля, проходит в дацанах, буддийских храмах и монастырях. Затем наступает Сагаалх — переход в следующий год. По словам главы Сангхи России — Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, уходящий год Тигра останется в памяти как «год небывалого торжества воинской славы и духа наших солдат, но и также как год горьких потерь наших близких». По традиции специально к торжеству жители Тувы готовят пельмени и угощают ими всех окружающих. В этом году волонтёры подарят пельмени семьям участников специальной военной операции СВО.
Затем входные двери или ворота плотно закрываются. Во время движения к перекрестку свита лю — девушка и юноша — ни в коем случае не должны оборачиваться назад, чтобы не показать духам и демонам обратную дорогу в дом. Основной смысл проводов выдворенных из дома духов к перекрестку, заключается в том, чтобы попав на пересечение нескольких дорог, они не смогли выбрать правильное для возвращения направление и «заблудились». На перекрестке разжигается большой костер, куда бросают тарелку с лю и дрилю, и факел. Обратно идти нужно быстро и тоже ни в коем случае не оборачиваться назад, чтобы взглядом не привести духов обратно домой. Поскольку все соседи приносят лю к ближайшему перекрестку, часто они поджидают друг друга, вместе поют песни и пляшут вокруг костра, празднуя успешное изгнание духов. Тем временем, те, кто остались дома, готовятся к встрече возвращающихся с перекрестка родственников. Напротив главных ворот или входной двери с внутренней стороны укладывается охапка колючих веток и хвороста, необходимого для быстрого розжига небольшого костра, кадка с водой, корзина с цампой и половники или черпаки. Когда свита «козла отпущения» возвращается, приближаясь к двери или вратам, она кричит: «Отворяйте, отворяйте! Верхняя рама двери из желтого золота! Отворяй, отворяй! Нижняя рама двери из синей бирюзы! Средняя рама двери из коричневого агата! Рама зеркала из красного сандала! Засов из белоснежной раковины! Возвратившиеся быстро входят внутрь и перепрыгивают через потрескивающие в пламени колючие ветки. Остальные осыпают их цампой с одной стороны, а с другой обливают водой, производя ритуальное очищение и предотвращая попытку духов проскользнуть обратно в дом. Дверь или врата быстро захлопываются. Все члены семьи вновь усаживаются за столом по старшинству и продолжают трапезу. Девушки поют хвалебные песни тем, кто вытащил хорошие предзнаменования на будущий год, и подносят им чашу «прославляющего» чанга, а тем, кто вытащил дурные предзнаменования, подносят чашу «штрафного» чанга. Каждый из этих неудачников обязан спеть песню, сплясать или рассказать историю. Если же кто-то не в силах самостоятельно выполнить такое подношение, он должен прокукарекать, похрюкать, помычать и т. Кроме этого, вытянувшие дурные предсказания должны исполнить специальное представление. Тот, кто вытянул ленчаг-гьябкур тиб. Получивший сема-ранго тиб. Этот период веселья, когда все пьют чанг, рассказывают истории, делятся новостями, играют в карты, поют песни, хвалят одних и подтрунивают над другими, продолжается до полуночи или чуть позже, после чего увеселительные мероприятия завершаются. После того как хвосты уходящего года подчищены, можно сосредоточиться на заботе о годе грядущем. Поскольку Намган — это последний день старого и преддверие нового года, основные занятия в этот день связаны с непосредственной подготовкой предметов, необходимых для празднования Лосара. Намган тиб. В принципе, намганом называют тридцатый день любого лунного месяца, но в повседневной жизни для большинства тибетцев это слово ассоциируется именно с кануном Лосара. На официальном уровне в этот день никаких мероприятий не проводится, а в монастырях, также как и в частных владениях, производят последние приготовления к встрече Нового года. Несмотря на то, что самым главным и наиболее важным атрибутом Лосара является «новогодний алтарь» тиб. В этот день необходимо поменять на новые все хатаги, ритуальные шарфы, которыми украшены алтарь, танки и статуи будд и божеств эти хатаги имеют собственное название — нен-щел, тиб. Необходимо заменить все декоративные занавески щамбу тиб. На кухне закоптившиеся стены, которые были предварительно отмыты, необходимо украсить знаками, которые называются картиг, «белые линии», тиб. На кухне картиг наносят при помощи теста, и обычно это восемь символов благополучия, изображение скорпиона, змеи и т. Перед главной дверью или воротами также необходимо нанести картиг, но уже при помощи белого мела или краски. Перед воротами обычно рисуют совмещенное изображение свастики, солнца и луны nyi zla g.
Буддийские праздники сообщение. Праздник буддийский новый год доклад. Сагаалган Бурятия 2020 год. Сагаалган — новый год в Бурятии. Новый год Сагаалган 2020. Сагаалган тигр. Сагаалган 2021 афиша. Бурханда мургэхэ Сагаалганда фото. Сагаалган год дракона. Афиши к Сагаалгану. Сагаалган 2023 Дата. Сагаалган 2023 какого числа. Праздник буддистов Сагаалган. Сагаалган — новый год. Пожелания на Сагаалган на бурятском языке. Стихотворение Сагаалган. Пожелания на новый год на бурятском языке. Новогодние поздравления на бурятском языке. Белый месяц. Рисунки к празднику Сагаалган. Белый м месяц Цагаалган. Сагаалган красивые открытки. Символы праздника белого месяца фото. Фото ч праздником белого месяца. Белый месяц Сагаалган 2021 что готовит. Бурятский Сагаалган. Звать на бурятском. Бурятский язык Улан Удэ. Название концертной программа к Сагаалгану. Новогодние традиции бурятов. Праздник Сагаалган традиции и обычаи. Наряд для девочки на Сагаалган. Сагаалган фон для презентации. Магнит "Сагаалган". Новый год по лунному календарю Сагаалган. Сагаалган открытка с буузами. Праздник белого месяца Сагаалган ассоциации.
Буддистский Новый год наступает. Что можно и что нельзя делать
В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 22 февраля по 9 марта. При этом принято на второй день Сагаалхи, 22 февраля, среда, вывешивать хий морин — совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения флажков ветра удачи — Хий Морин Сан. Сагаалха является одним из больших буддийских праздников, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища. Расписание хуралов на дни празднования Сагаалхи: 17 февраля, пятница 17:00 — ритуал балин адисалга благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалхе 18 февраля, суббота с 9:00 — Ямантака, Гомбо, Гонгар, Шагдар, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Цанба сахюусаны 19 февраля, воскресенье с 9:00 — Ямантака, Чойжал, Лхамо, Жамсаран сахюусаны 17:00 — Табан Харюулга.
Сагаалган-переводится как "Белый месяц". В канун праздника принято идти за советом к ламе-астрологу, составлять личные гороскопы на предстоящий год. На праздничных столах обязательна белая пища: молоко, творог, масло, сметана. Одним из главных персонажей праздника считается "Белый старец".
Его считают покровителем семейного благополучия, долголетия и богатства.
День, предстоящий празднику Сагаалган, то есть в 2023 году — 20 февраля, следует провести без тяжёлого труда и принятия серьёзных решений, лучше навести порядок в доме, душе, помыслах. Особое внимание буддисты в этот день уделяют печи, поскольку одна из стихий верования — огонь. Очаг в доме приводят в порядок, ставят покровителям новые подношения из белой пищи. Перед Белым месяцем у нас проходят обширные молебны. В честь покровителей, которые есть у всех, сжигаем большой костёр. Молебны идут и в новогоднюю ночь.
По четырем сторонам света перед дацаном стоят молитвенные барабаны. Молитвенные барабаны крутят для накопления благих заслуг. Внутри храма верующие также обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств по часовому кругу, а не наоборот.
При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя. У выхода стоит емкость с освященной водой — аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову. В дацане с 10 до 12 часов проходит ежедневный утренний молебен, посвященный Защитнику-Покровителю Ваджрапани. Он является покровителем дацана «Даши Норбулин» и его прихожан. Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам.
Сагаалган — Буддийский Новый год
Его широко празднуют в Бурятии, Забайкалье, Туве, Калмыкии и в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, встречая наступление Белого месяца с его особыми ритуалами. В буддийских храмах, дацанах и монастырях Бурятии проходит обряд, посвященный богине Балдан Лхамо. Торжественные молебны начинаются с 6 утра. После чего встречают наступление Сагаалгана Цаган Сара - перехода в новый год. Проводятся ритуалы, призывающие благоденствие и удачу в наступающем году, готовят традиционное блюдо - буузы.
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви тиб. Балдэн Лхамо , которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы.
В ее честь совершается отдельный молебен Балдан Лхамо в день, непосредственно предшествующий Новому году. Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра.
Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища молоко, сметана, творог, масло В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Обрядовая практика Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.
В Забайкалье самое широкое празднование Сагаалгана состоится в поселке Могойтуй. Здесь пройдет этно-фестиваль «Сагаалганай хурдэ» с народными играми, угощениями из блюд национальной кухни и концертами В Калмыкии в этом году одновременно отмечают Цаган Сар и Масленицу. Здесь также пройдут праздничные мероприятия с национальными состязаниями и выпечкой. Дата наступления буддистского Нового года каждый раз рассчитывается по лунному календарю и приходится на первое весеннее новолуние. По традиции его празднуют целый месяц: ходят в гости, угощают близких "белой пищей" - блюдами из молочных продуктов и мяса.
Однажды Будда принял обет аскезы и медитировал, однако из-за измождения он решил прервать аскезу. От голода и истощения он потерял сознание; в таком состоянии его нашла девушка Суджата. Она заблудилась, когда несла традиционную рисовую похлебку своему отцу. Девушка накормила Будду похлебкой, чем спасла от смерти. Теперь пища, содержащая молоко, подносится к алтарю в знак почитания Будды.
Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня нового года, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. При наступлении Нового года можно попросить ламу совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долгие годы жизни.
Когда Сагаалган в 2023 году в Бурятии
За три дня до наступления буддистского Нового года в обязательном порядке совершается специальный молебен, посвященный десяти божествам и 15 чудесам Будды. В буддийской традиции празднование Нового года — Сагаалгана — приходится на разные даты — между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Буддисты России отмечают Сагаалган – буддийский Новый год. В буддийской традиции празднование Нового года – Сагалха приходится на первое новолуние. Считается, что Новый год наступает в тот миг, когда в первые минуты рассвета уже можно разглядеть свою отведённую руку. Буддистский Новый год будет отмечаться 21 февраля. нового года по лунному календарю.
Когда и как отмечают Сагаалган-2023, буддистский Новый год
S7 Airlines | VPN Error page | Первая полная луна, которая появляется в январе, отмечает начало нового года по версии буддистов Махаяна. |
Буддийский Новый год Сагаалган 2024. Как празднуют Новый год буддисты в 2024-ом | Сагаалган - российские буддисты будут встречать 10 февраля 2024 года. |
Какого числа сагаалган | В буддийской традиции празднование Нового года — Сагаалгана — приходится на разные даты — между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. |
Буддисты празднуют наступление Нового года по лунному календарю - НСК 49 | В 2024 году у буддистов новый год начался 10 февраля. |
Сагаалган 2022, какого числа, особенности буддийскгого Нового года | О начале Нового года глава российских буддистов объявляет в Иволгинском дацане. |
Сагаалган 2022
Буддисты верят, что Новый год наступает на рассвете, в тот момент, когда в темноте можно различить пальцы на своих руках. С Новым годом по лунному календарю буддистов России поздравил президент. Праздник буддийский новый год доклад. Буддисты готовятся отпраздновать Сагаалган, Буддийский Новый год.
Рекомендовать друзьям:
- Когда Сагаалган в 2023 году в Бурятии
- Когда наступает восточный Новый год?
- Бурятские ламы рассказали, как отмечать праздник "Белого месяца" - Российская газета
- В Забайкалье 12 февраля 2024 года будет выходным в связи с буддийским Новым годом
- Список праздников буддизма
- Когда будет Сагаалган в 2023 году
Сагаалган – буддийский Новый год
Новости буддизма Новости сайтовПолитики настоящего и грядущего. 21 февраля 2023 - Новости Перми - 21 февраля наступил буддийский Новый год. 21 февраля 2023 - Новости Перми - 21 февраля наступил буддийский Новый год. Буддийский Новый год. Буддийский новый год Сагаалган (переводится как “Белый месяц”) – один из основных праздников монголоязычных народов, которые отмечают его с 13 века. 1 февраля буддисты страны встречают наступление нового года по лунному календарю.
Тибетское торжество
- 1. Очищение
- Сагаалган – Буддийский Новый год: Когда отмечается в 2023 году
- Что представляет собой праздник Сагаалган
- Дандар — лама: Сегодня ночью наступит праздник Белого месяца — ЯСИА
Сагаалган (Цаган Сар) 2025: история и традиции праздника
Эта статья расскажет, как отмечают Новый год в буддизме, чем отличается торжество тибетцев от праздника приверженцев тхеравады, какие вкусности принято готовить на этот праздник и чем различаются буддийские новогодние традиции в разных уголках Земли. Смотрите онлайн видео «Буддисты России встречают Новый год по лунному календарю» на канале «ТАСС» в хорошем качестве, опубликованное 21 февраля 2023 г. 22:00 длительностью 00:01:14 на видеохостинге RUTUBE. В течении всего Белого месяца буддисты празднуют Новый год по лунному календарю, одевают национальные наряды, навещают и поздравляют родственников. Наутро начинается празднование Нового года по древней добуддийской традиции.
Буддисты отмечают Новый год
Согласно общей буддийской традиции, встреча нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю и в разные годы отмечается в период между концом января и серединой марта. Новый год по лунному календарю начали отмечать буддисты России, сообщает ТАСС. Буддисты отмечают Новый год по лунному календарю.
Сагаалган 2023. Когда и как отмечают буддистский Новый год
Буддисты отмечают Новый год | Китайский новый год и по датам и традициям во многом совпадает с буддийским. |
Сагаалган в 2024 году: какого числа праздник в Бурятии, дата | Сагаалган - российские буддисты будут встречать 10 февраля 2024 года. |
Буддийский Новый год — Сагаалган | Буддийский Новый год носит название Сагаалган. Он считается официальным выходным днем. У школьников наступают каникулы, которые продлятся неделю. |
Сагаалган 2024: точная дата и традиции Буддийского Нового года
Для обряда монахами также изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение. В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру.
Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе буддийскому священнослужителю , попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долголетие. При наступлении вашего года года Собаки, Лошади...
Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо Великую Молитву в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды. Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.
Японцы с 1873 г.
Лю — это небольшая фигурка человека, изготовленная из цампы и воды или чая , которая символизирует собой все нежелательное в семействе, доме и хозяйстве, т. По своей сути, лю — это то, что в европейских традициях принято называть «козлом отпущения» англ. Конечно же, не в смысле человека, несущего ответственность за вину других, который этот фразеологизм приобрел в последние столетия. Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд, в соответствие с которым в специальный день грехоотпущения праздник Йом Киппур первосвященник переносил грехи своего народа на живого козла, возлагая руки на его голову. После этого козел живым изгонялся в пустыню. Отпущение козла в пустыню символизировало очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Именно таким козлом отпущения и можно считать фигурку лю. В большинстве случаев тибетцы готовят одну фигурку, однако в одном из тибетских учебных заведений автор стал свидетелем ритуала, для которого было изготовлено семь фигурок, несколько отличавшихся своими размерами — «главный» лю и его «свита».
Дрилю — это небольшой кусочек теста, также замешанного из цампы и воды, величиной с теннисный шарик, который становится вместилищем физических недугов и заболеваний. Дрилю изготавливают по количеству людей из расчета по одному шарику на каждого, кто будет принимать участие в семейной трапезе. Дрилю и лю готовят одновременно с гутуком, пока кто-то из членов семьи лепит фигурки и шарики из цампы, другая часть семьи готовит гутук. После того, как небольшая фигурка человека и шарики дрилю вылеплены, их укладывают в старую надколотую или треснутую тарелку или любую другую бесполезную кухонную утварь, которую по завершении обряда выбрасывают. Традиционно это был разбитый керамический или железный котел В нем вокруг лю укладывают небольшие частички мусора, который был собран во время уборки жилища, различные отходы, такие как остатки заварки использованные чайные листья , сферментировавшиеся во время приготовления чанга зерна ячменя риса или пшеницы , и т. Эту тарелку или другую емкость с лю отставляют в сторону ее не ставят на общий обеденный стол , до тех пор, пока все члены семьи не окончат прием пищи и не откроют свои клецки с предсказаниями. Незадолго до заката всем присутствующим раздают по шарику дрилю. Его крепко сжимают рукой, чтобы раздавив, придать ему овальную форму и оставить на его поверхности отпечатки всех пальцев. Затем дрилю прикладывают к больным местам или же проводят или прокатывают по поверхности тела, начиная с макушки головы и заканчивая пятками ног, с пожеланием, чтобы все болезни тела покинули его.
Некоторые тибетцы утверждают, что мужчины проводят дрилю вокруг тела правой рукой по часовой стрелке, а женщины — левой рукой против часовой стрелки, но ни в одном письменном источнике эта информация не подтвердилась. Пока тело очищают от недугов при помощи дрилю, произносят следующие слова: «А-ца-ца-ва, а-на-на-ва, уноси с собою, лю, болезни тела, печали ума, четыреста двадцать четыре недуга одного года, двенадцати месяцев, трехсот шестидесяти дней; восемьдесят тысяч препятствий и все негативное! А сам убирайся прочь на другой берег огромного океана! После того, как дрилю из цампы собрал в себя все недуги, в него вдавливают волосок с головы и нитку с нижнего края одежды. Затем на него плюют и бросают на тарелку с фигуркой лю, куда впоследствии отправятся остатки гутука и тесто от предсказаний. В это же время перед фигуркой лю зажигают огарок свечи. Затем производят обряд изгнания духов и демонов из дома. Двое младших членов семьи мужского пола зажигают факелы из сухих веток ежевики или соломы и обходят все комнаты и помещения, размахивая ими над головой и произнося устрашающим голосом: «Идите прочь! Идите прочь, злые духи и демоны!
Один из юношей с факелом в руке сопровождает ее, имитируя своим поведением изгнание и преследование духов. Вместе они несут лю к ближайшему перекрестку дорог. Остальные громко хлопают в ладоши, топают ногами и улюлюкают, отпугивая духов от дома. В некоторых семьях в это время взрывают петарды и стреляют из ружей. Затем входные двери или ворота плотно закрываются. Во время движения к перекрестку свита лю — девушка и юноша — ни в коем случае не должны оборачиваться назад, чтобы не показать духам и демонам обратную дорогу в дом. Основной смысл проводов выдворенных из дома духов к перекрестку, заключается в том, чтобы попав на пересечение нескольких дорог, они не смогли выбрать правильное для возвращения направление и «заблудились». На перекрестке разжигается большой костер, куда бросают тарелку с лю и дрилю, и факел. Обратно идти нужно быстро и тоже ни в коем случае не оборачиваться назад, чтобы взглядом не привести духов обратно домой.
Поскольку все соседи приносят лю к ближайшему перекрестку, часто они поджидают друг друга, вместе поют песни и пляшут вокруг костра, празднуя успешное изгнание духов. Тем временем, те, кто остались дома, готовятся к встрече возвращающихся с перекрестка родственников. Напротив главных ворот или входной двери с внутренней стороны укладывается охапка колючих веток и хвороста, необходимого для быстрого розжига небольшого костра, кадка с водой, корзина с цампой и половники или черпаки.
От прежнего праздника «урожая» сохранилось название и угощение. В эти дни едят «белую пищу»: молоко, творог, сыр и сметану. Восточный новый год в разных регионах отмечают по-разному. У буддистов Бурятии и Забайкальского края подготовка к торжеству похожа на празднование европейского Нового года. Люди стараются завершить начатые дела, убираются, покупают себе обновки и подарки для близких. Кроме того, за два дня до праздника они проходят обряд очищения — Дугжууба. Верующие обтираются салфеткой или кусочком теста из муки и воды. Так они якобы избавляются от негативных мыслей, эмоций и болезней.
В Бурятии Указ Главы Республики опубликован еще не был на момент публикации этой статьи , обычно он издается в середине декабря предшествующего года. На территории указанных выше регионов вторник 21 февраля 2023 года - нерабочий день. Понедельник 20 февраля 2023 - сокращенный рабочий день. При совпадении данного праздника с основным отпуском, отпуск продлевается на 1 день.
Как буддисты отмечают Новый год?
Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от монгольских слов монг. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Цаган Сар представляет собой один из буддийских ритуальных праздников с элементами древнего шаманизма [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]. Праздник в XIII в. Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.
Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища.
Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию.
Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11].
У буддистов Бурятии и Забайкальского края подготовка к торжеству похожа на празднование европейского Нового года. Люди стараются завершить начатые дела, убираются, покупают себе обновки и подарки для близких. Кроме того, за два дня до праздника они проходят обряд очищения — Дугжууба. Верующие обтираются салфеткой или кусочком теста из муки и воды. Так они якобы избавляются от негативных мыслей, эмоций и болезней. Затем люди приносят эти кусочки теста и салфетки в дацан буддистский храм , где их сжигают после молебна на специальном костре.
За день до нового года буддисты украшают алтарь в доме и ставят подношение богам в виде сладостей. Вечером по традиции люди собираются за семейным ужином, на котором желательно отсутствуют мясные блюда.
Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища молоко, сметана, творог, масло В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца.
Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Обрядовая практика Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет торма. Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда! После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним.
Характерным элементом праздника является также обряд Дугжууба, который проводится в храме в канун праздника 30-го числа двенадцатого лунного месяца. Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в года новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. На этот молебен принято обтираться дома кусочком теста только мука и вода, без каких-либо добавок - прокатать тесто по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции.
В Улан-Удэ горожане станцуют бурятский национальный хоровод — ёхор, детей поздравит Белый старец Сагаан Убгэн.
В забайкальском посёлке Могойтуй запланирован этно-фестиваль «Сагаалганай хурдэ». В калмыцкой Элисте пройдёт представление с ритуальным зажжением огня и концерт. В Санкт-Петербурге, где расположен один из самых северных буддийских храмов — Дацан Гунзэчойнэй, празднование Сагаалгана уже стало традиционным. По его словам, праздник является символом пробуждения природы.
Он объединяет народы, исповедующие буддизм, вокруг традиционных ценностей и самобытных духовных, культурных устоев, уточнил российский лидер.